Научная статья на тему 'Логические задачи и инновационные технологии при обучении информатике'

Логические задачи и инновационные технологии при обучении информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИКА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LOGIC / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION / FORMATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагидуллин М. Т.

В статье рассматривается изучение основ информатики с помощью логики. Раскрывается связь информационных технологий с логическими задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic tasks and innovative technologies by informatics studying

This article describes the studying of informatics basics with the help of logic. The connection between information technologies and logic tasks is exposed.

Текст научной работы на тему «Логические задачи и инновационные технологии при обучении информатике»

М. Т. Шагидуллин, аспирант, институт педагогики и психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, [email protected]

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

В настоящее время социально и педагогически значимой проблемой является подготовка учителя-специалиста, способного ориентироваться в пространстве информационных технологий. Проблема эта восходит к начальному этапу создания педагогических условий развития профессионально-специфических качеств учительского корпуса с учетом возрастания роли электронных средств обучения.

Так, в период середины 50-х гг. XX в. — 1980 г. основную массу преподавателей информатики составляли учителя математики и физики, специалисты по вычислительной технике и программированию. В результате многие ограничивались формальным пересказом содержания учебника, а практические занятия на ЭВМ сводились

Владение основами программирования и применения ЭВМ уже являлось минимальным квалификационным требованием ВАКа СССР.

шения квалификации физико-математического профиля были преобразованы в двухмесячные курсы компьютерной грамотности, через которые с отрывом от работы должны пройти практически все вузовские преподаватели. Владение основами программирования и применения ЭВМ уже являлось минимальным квалификационным требованием ВАКа СССР.

В течение 1988 г. в системе образования был пересмотрен перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, увеличен выпуск специалистов по вычислительной технике, программному обеспечению, автоматизированным системам. В системе профессионально-технических

к составлению простейших программ.

В период 1980-1985 гг. факультативные курсы по информатике вели в основном учителя математики.

Начиная с 1985 г. началась подготовка студентов педагогических институтов и университетов по специальности «Информатика и вычислительная техника». Подготовка осуществлялась как дополнение к специальностям «Математика», «Физика», «Общетехнические дисциплины и труд».

Курс программирования читался в большей части педагогических вузов. На два или три года все факультеты повы-

училищ была начата подготовка квалифицированных рабочих по эксплуатации и ремонту средств обеспечения новых информационных технологий (НИТ).

К началу 1990-х гг. основную массу преподавателей информатики уже составляли учителя математики и физики, прошедшие краткосрочную подготовку. Иногда информатику вели специалисты по вычислительной технике и программированию, не имеющие педагогического образования.

К середине 1990-х гг. прошлого столетия в связи с ростом уровня информатизации образования возникла настоятельная

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

необходимость дополнить существующую систему подготовки учителей информатики и вычислительной техники как второй специальности профильной подготовкой. С этой целью в ряде ву- =

зов были открыты новые специальности («учитель информатики и экономики» и подобные) с предварительной подготовкой бакалавров образования по профилю «информатика». Были открыты факультеты информатики и экономики, что позволило суще- = ственно поднять уровень подготовки специалистов. Для подготовки специалистов высшей квалификации по проблемам информатизации образования и НИТ открывались магистратуры при кафедрах информатики и вычислительной техники педвузов. Магистерская программа 510118 «Информационные технологии в образовании» реали-зовывалась на кафедрах мехматов и физфаков классических университетов.

В конце 90-х гг. XX в. и начиная с 2000 гг. стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни предъявляет к учителю информатики новые требования. Учитель должен учить не просто программированию, а работе с новыми информационными технологиями (работе с информацией, технологиям обработки графической информации, текста, основам логики, работе в компьютерных сетях и др.).

Учителю необходимо умение применять в своей профессиональной деятельности весь спектр возможностей обработки информации, предоставляемый компьютерной техникой. В частности, он должен уметь работать и с информацией, предоставляемой в технологиях мультимедиа. Это потребовало изменения многих

Предмет «Информатика» создан на стыке нескольких наук. Знание таких предметов, как «Русский язык», «Английский язык», «Математика», «Физика», «Электротехника», просто необходимо для успешного преподавания информатики и обслуживания компьютерного класса.

курсов, преподаваемых в высшей школе1.

Развитие курса «Информатика и информационные технологии» предъявляет современному учителю информатики новые требования.

Математическое мышление предполагает умение видеть

проблему в целом, а алгоритмическое - умение мыслить последовательно.

Во-первых, это должен быть широко эрудированный человек. Предмет «Информатика» создан на стыке нескольких наук. Знание таких предметов, как «Русский = язык», «Английский язык», «Математика», «Физика», «Электротехника», просто необходимо для успешного преподавания информатики и обслуживания компьютерного класса.

Во-вторых, современная наука, в частности информатика, развивает-= ся очень быстро. Почти ежегодно обновляется парк машин, и вместе с ним меняется их программное обеспечение. Литература, которая их описывает, отстает по срокам выпуска, что в свою очередь сказывается на работе учителя информатики.

В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий, производственной практики заставляет учителя быть и психологом, и техником одновременно.

В-четвертых, преподавателю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.

В настоящее время можно говорить о том, что в стране сложился институт подготовки педагогических кадров. Однако не все современные учителя информатики и выпускники специальности «Учитель информатики» удовлетворяют вышеизложенным требованиям.

В последние годы все чаще появляются программные продукты, обладающие так называемым искусственным интеллектом. Определенные блоки этих программ способны обрабатывать поступаемую информацию (в видео-, аудио- и текстовом формате) и принимать решение в зависимости от результатов обработки и заложенных логических схем. Искусственный интеллект, активно проникший в мир компьютерных игр и технических тренажеров,

практически отсутствует в образовательных компьютерных программах.

Отсутствие искусственного интеллекта в школьных компьютерных обучающих

программах не позволяет оставлять школьника один на один с компьютером в процессе обучения, т. е. выстраивать обучение с помощью компьютера без участия педагога. Степень влияния компьютера на образовательный процесс может варьироваться в зависимости от целей и качества программного продукта. Проблема интеллектуальных возможностей компьютера хорошо отражается в известной классификации типов обучения с помощью компьютеров2.

CAI (Computer Aided Instruction) — компьютерное программированное обучение.

CAL (Computer Aided Learning) — изучение с помощью компьютера.

CRL (Computer Based Learning) — изучение на базе компьютера.

CBT (Computer Based Training) — обучение на базе компьютера.

CAA (Computer Aided Assessment) — оценивание с помощью компьютера.

Эта классификация связана с ролью компьютера и педагога в процессе обучения. Так, если CAI — обучение без педагога, то для CBT педагог — центральная фигура, а компьютер используется как развитая мультимедийная, аудиовизуальная система. Искусственный интеллект и педагог взаимно дополняют друг друга. Там, где разработчику программного обеспечения удается реализовать зачатки искусственного интеллекта, педагог отступает,

Отсутствие искусственного интеллекта в школьных компьютерных

обучающих программах не позволяет оставлять школьника один на один с компьютером в процессе обучения, т. е. выстраивать обучение с помощью компьютера без участия педагога.

там, где это сделать не удается, — обучение проводит педагог.

Решение проблемы искусственного интеллекта в части, касающейся образовательных программ, зависит не только и не столько от программистов, сколько от педагогов-методистов. Искусственный интеллект обучающей программы должен возникнуть сначала в виде методической схемы-анализатора, учитывающей специфику изучаемого предмета, типичные ошибки при его изучении, основные способы устранения ошибок, взаимосвязь материала различных разделов по данному предмету и смежных с ним предметов и многое другое. Это очень трудоемкое занятие и требует привлечения большого количества специалистов и времени. В связи с этим остро стоит проблема выявления тех разделов предметов школьного курса, для которых можно прогнозировать резкое повышение эффективности преподавания в результате перехода на ком-= пьютерное обучение. Именно на эти разделы и должны быть направлены усилия методистов и программистов-разра-ботчиков3.

Одна из главных задач школьного образования — подготовка учащегося к быстрой обработке больших = объемов информации, знакомство с технологиями обработки информации компьютерными средствами. Важно, чтобы обучение будущих учителей

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

информатики школ и общеобразовательных учреждений было основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, но и на применении НИТ в процессе обучения. Поэтому при преподавании курса «Математическая логика» студентам физико-математических факультетов педагогических вузов ставится цель не только сформировать теоретические и практические знания, но и научить использовать программные средства при решении задач математической логики.

Математическая логика — это раздел дискретной математики, которая развивает математические теории, применяя математические методы, и имеет многочисленные приложения в вопросах конструирования и применения вычислительных машин.

Одним из способов познания информатики математическими методами является математическая логика. Изучение основ информатики немыслимо без ее освоения.

Компьютер как универсальное средство обработки информации имеет две составляющие: аппаратную часть и программное обеспечение. Их работа непосредственно связана с математической логикой. Математическая логика применяется к ре-лейно-контактным схемам, которые являются неотъемлемой частью современного компьютера. Логические схемы и устройства ЭВМ изучает специальный раздел математической логики — алгебра логики.

Преподавание данного курса студентам отделений «информатика и математика» и «математика и информатика» имеет

ряд особенностей. Во-первых, студенты должны увидеть непосредственную связь математической логики и информатики, понять, что логические схемы, составляющие основу компьютеров, связаны с алгеброй логики и булевыми функциями. Со студентами данных отделений подробнее рассматриваются логические устройства ЭВМ. Во-вторых, индивидуальные задачи по курсу решаются с применением информационных технологий и систем программирования.

Таким образом, существует два направления подготовки студентов по курсу «Математическая логика»: математическая и профессиональная.

Математическая подготовка предполагает изучение основ математической логики, а профессиональная — это изучение способов применения полученных знаний по предмету в будущей педагогической деятельности.

При этом изучаются следующие разделы математической логики: алгебра высказываний и исчисление высказываний, булевы функции, алгебра предикатов и исчисление предикатов, математические теории.

Алгебра логики изучает сложные логические высказывания и определяет способ установления их истинности с помощью алгебраических методов. Эту задачу алгебры высказываний можно решить программно. Рассмотрим пример.

Требуется определить вхождение точки А(х, у) внутри заштрихованной области. Составим программу.

Program zadachal;

var x, y: real; a, b: boolean;

begin

writeln ('введи x и y ');

readln (x, y);

a:=y>=x; b:=y>=-x;

if (sqr(x)+sqr(y)<=1) and ((a and b) or

(not a and not b)) then

writeln ('да') else writeln ('нет'); readln end.

Искусственный интеллект и педагог взаимно дополняют друг друга. Там, где разработчику программного обеспечения удается реализовать зачатки искусственного интеллекта, педагог отступает, там, где это сделать не удается, - обучение проводит педагог.

Как видно, даже при составлении простой программы на языке Turbo Pascal необходимо знать и правильно применять логические операции. Умения строить сложные логические выражения помогают быстрее изучить условные выражения и условные операторы языка программирования. Логические задачи являются прекрасным средством развития логического мышления, а также математического и алгоритмического. Математическое мышление предполагает умение видеть проблему в целом, а алгоритмическое — умение мыслить последовательно. При решении логических задач студенты легко привыкают к требованию формализации условий задачи и построению модели решения задачи. Разнообразие логических задач очень велико, и способов их решения тоже немало. Решить логические задачи можно табличным способом, используя законы алгебры логики, с помощью рассуждения и т. д.4

В настоящее время существует целый ряд инновационных технологий обучения математическим дисциплинам на базе современных информационных и мультимедийных компьютерных систем. Разработкой методики и пополнением дидактического

материала в сфере использования информационных технологий в образовании занимаются крупные академические коллективы, известные компании в области разработки компьютерных обучающих программ, методические коллективы вузов и школ, отдельные учителя-методисты и даже школьники, выставляющие на Интернет-сайтах конкурсные работы методической направленности. ^

1. Семенов Ю. Г. Инновационное развитие вузовского образования в России // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2009. № 1 (6) март. С. 23-25.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2003. С. 17-21.

3. Разумова О. В. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей математики в контексте информатизации образования // Информатизация образования в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. — Казань, 2006. Ч. I. С. 289.

4. Шагидуллин М. Учебно-методические средства освоения логических знаний в курсе информатики // Research Journal of International Studies, Russia: Сборник статей. - М., 2012. 2012. С. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.