Научная статья на тему 'Активные методы обучения в подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения'

Активные методы обучения в подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ-АВТОМЕХАНИК / ПОДГОТОВКА АВТОМЕХАНИКОВ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук И. И., Лисин Д. Г.

Статья посвящена анализу активных методов обучения и важности их использования в учебном процессе для формирования профессиональной компетентности студентов-автомеханников в системе среднего профессионально образования (далее СПО). Подготовка автомехаников в условиях переструктуризации СПО и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее ФГОС СПО) третьего поколения с помощью активных методов обучения способствует привлечению студентов колледжа к активной деятельности во время занятий и внеурочных мероприятий, что, в свою очередь, ведет к глубокому овладению ими профессиональными умениями и навыками, поиску путей решения различных профессиональных задач в неординарных производственных ситуациях и, главное, пробуждает интерес к образовательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в подготовке автомехаников в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения»

УДК: 377.131.14: 629.083 (094)

Данчук И.И.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

Лисин Д.Г.

студент 4 курса, Южный федеральный университет

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ АВТОМЕХАНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу активных методов обучения и важности их использования в учебном процессе для формирования профессиональной компетентности студентов-автомеханников в системе среднего профессионально образования (далее — СПО). Подготовка автомехаников в условиях переструктуризации СПО и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее — ФГОС СПО) третьего поколения с помощью активных методов обучения способствует привлечению студентов колледжа к активной деятельности во время занятий и внеурочных мероприятий, что, в свою очередь, ведет к глубокому овладению ими профессиональными умениями и навыками, поиску путей решения различных профессиональных задач в неординарных производственных ситуациях и, главное, пробуждает интерес к образовательному процессу.

Ключевые слова: активные методы обучения, студент-автомеханик, подготовка автомехаников, среднее профессиональное образование.

В условиях современности среднее профессиональное образование становится все более популярным, т. к. остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров. В своем выступлении министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов отметил: «на протяжении последних 10 лет мы видим последовательное увеличение интереса к профессиональному образованию. Если в первой половине нулевых годов траекторию «11-й класс — вуз» выбирало около 66% школьников, то в последние годы — на 10 процентных пунктов меньше: сегодня около 44% молодежи идет получать профессии после школы. Исключительно важно, что почти 60% из них (по данным, собранным в 2014 году) трудоустраиваются по специальности [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик (приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. №701) в разделе V (пункт 5.2.) заключает, что «выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (табл. 1):

Таблица 1 — Профессиональные компетенции автомеханика

5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

5.2.2. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С".

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

5.2.3. Зап равка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию

В разделе VII стандарта (пункт 7.1.) указано, что «образовательная организация должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [5].

Поэтому одним из путей совершенствования подготовки будущих специалистов-автомеханников, формирования у них профессиональных компетенций является внедрение активных форм и методов обучения.

Проблеме применения активных методов обучения в педагогической практике профессиональной школы посвящены труды А.В. Вербицкого, Ю.Н. Емельяновой, М. Миллз, Г.А. Ковалевой, Н.А. Моревой, В.И. Рыбацкого и др.

Эти авторы считают, что активные методы обучения (далее — АМО) — это методы, которые побуждают обучающихся к активной умственной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенностью АМО является побуждение студента и преподавателя к активности, а также взаимодействию в процессе обучения студентов между собой или с другими субъектами образовательного процесса [3].

А. В. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентированных, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым формам, что обеспечивает формирование познавательных мотивов и интересов, и создает условия для творчества в обучении [2].

Достоинством организации активного обучения, с точки зрения М. Миллз, Г.А. Ковалева, Ю.Н. Емельянова, является использование эффективности обучения в малой группе (15-30 человек), объединенной общими целями и задачами. Обучение в малой группе является эффективным средством активации обучения, т.к. мотивирует студентов, дает возможность реализовать дифференцированный личностно-ориентированный подход в обучении. Каждый студент имеет равные шансы на успех, испытывает радость от познания, своего успеха, возможности помочь товарищу.

В классификации коллектива авторов под руководством профессора В.И. Рыбацкого особенности методов активного обучения определены следующим образом:

- принудительная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения студентов в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности студентов.

По этой классификации все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные методы — методы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. К неимитационным принадлежат традиционные формы занятий: проблемная лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар и тематическая дискуссия, дипломная и курсовая работы, производственная практика, научно-практическая конференция, научно-исследовательская работа студентов, групповая консультация.

Имитационные методы — формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. К имитационным методам отнесены как неигровые — анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, так и игровые методы — деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование [1].

По нашему мнению, современный процесс подготовки автомехаников в системе СПО также требует использования методов активного обучения. Поэтому одним из перспективных путей формирования профессиональной компетентности специалистов-автомеханников является внедрение активных форм и методов обучения. Это связано со спецификой контингента обучающихся.

Необходимо подчеркнуть, что наряду со студентами, которые сделали свой осознанный выбор относительно будущей профессии, а также имеющими мотивацию и стремление к получению необходимых им знаний, в систему СПО приходят и такие подростки, которые с трудом окончили общеобразовательную школу, и при этом не имеют практически никакого желания изучать предлагаемые им дисциплины. Особую группу учащихся СПО занимают также подростки из социально и материально неблагополучных семей, опекаемые дети, дети-сироты, дети из неполных семей и т.д. К сожалению, так называемая группа «трудные дети» иногда составляют, чуть ли не половину контингента, что ставит перед любым педагогом ряд сложных профессиональных проблем, а именно:

- как доходчиво объяснить весьма сложный материал, сохраняя при это его научность, если объективные психофизиологические показатели у отдельных обучающихся затрудняют восприятие ими даже некоторых основных предметных понятий и действий;

- каким образом дифференцировать задания и определить интеллектуальные возможности обучающихся колледжа, не нарушая при этом требования к минимуму содержания образования, а также, определяя задания адекватные возможностям обучающегося;

- как работать со студентами, которые часто пропускают занятия;

- как организовывать со студентами внеклассную самостоятельную работу и т.п.

В определенной степени в качестве одного из средств, помогающим педагогу и обучающимся, в таких ситуациях могут стать информационно-коммуникационные технологии. Применение различных электронных образовательных ресурсов способствует расширению наглядности в процесс обучения, а кроме этого, различные красочные презентации, гипертексты, видеофрагменты намного быстрее заинтересуют современного студента колледжа, нежели традиционный способ подачи материала.

Также, применение Интернет-ресурсов практически незаменимо при осуществлении работы как с отстающими обучающимися, так и с одаренными, талантливыми подростками. Дистанционное взаимодействие преподавателя и студента, конечно же, не должно заменять прямое общение, а только дополнять его.

Сразу следует отметить, что в образовательном процессе учебных заведений СПО используются, кроме методов, и некоторые приемы, направленные на активацию деятельности студентов.

Например, при подведении итогов занятия вместо общепринятой фразы «Вопросы есть?», на которые обучающие чаще всего отвечают: «Вопросов нет!», можно предложить им поиграть в игру «Дартс». Для этого необходимо подготовить импровизированную мишень, где в центре должно быть написано «Все было понятно», дальше от центра следующая запись — «Остались вопросы», на периферии мишени запись такого содержания — «Много непонятного». И таким образом, можно получить объективную информацию о прошедшем занятии.

Итак, использование активных методов обучения сегодня в организации учебно-познавательной деятельности студентов-автомехаников в системе СПО помогает привлечь их к активной деятельности во время занятий и внеурочных мероприятий, что, в свою очередь, способствует самостоятельному овладению умениями и навыками, поиску путей решения различных задач и, самое главное, пробуждает интерес к образовательному процессу.

Литература

1. Балаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. — М., 2014. — 218 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М., 2011. — 192 с.

3. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2011. — 330 с.

4. Тезисы выступления Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на коллегии Минобрнауки России «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год». - URL: http://vestniknews.ru/index.php?Itemid=90&id=1335&option=com_content&task=view (Дата обращения 25.12.2015 г.)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик (приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. N 701). — URL: http://tkt72.ru/userfiles/files/fgos/190631.01.pdf (Дата обращения 11 февраля 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.