Научная статья на тему 'Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «Поликлиническая педиатрия» в современных условиях'

Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «Поликлиническая педиатрия» в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ / OUT-PATIENT PEDIATRICS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Т. Г.

В основе подготовки врача-педиатра участкового используется компетентностный подход. Показано применение различных методов обучения в преподавании дисциплины «Поликлинической педиатрии» в Смоленской государственной медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUES IN OUT-PATIENT PEDIATRICS

A competence-based approach is of use to train pediatric doctors. This article describes an application of various methods of teaching involving such discipline as Out-Patient Pediatrics in the Smolensk State Medical Academy.

Текст научной работы на тему «Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «Поликлиническая педиатрия» в современных условиях»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 616-053.2; 378.17 (07.07)

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авдеева Т.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской 28

Резюме. В основе подготовки врача-педиатра участкового используется компетентност-ный подход. Показано применение различных методов обучения в преподавании дисциплины «Поликлинической педиатрии» в Смоленской государственной медицинской академии. Ключевые слова: поликлиническая педиатрия, компетенции, методы обучения.

ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUES IN OUT-PATIENT PEDIATRICS

Avdeeva T.G.

Smolensk State Medical University, 214019, 28. Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. A competence-based approach is of use to train pediatric doctors. This article describes an application of various methods of teaching involving such discipline as Out-Patient Pediatrics in the Smolensk State Medical Academy.

Key words: out-patient pediatrics, competencies, methods of teaching.

Введение

Методы обучения - упорядоченная система последовательных взаимно связанных действий педагогов и обучающихся при освоении той или иной дисциплины. Система основана на формировании профессиональных компетенций и включает совокупность однородных приемов, средств, способов, предъявляемых к обучающимся студентам для обеспечения усвоения предмета, преобразование процесса обучения дисциплины в знания, умения, навыки, а также формирование личностных качеств, студента [1, 2].

Все кафедры медицинского ВУЗа должны быть ориентированы в своей деятельности на некоторую идеальную модель специалиста, для чего необходимо создавать условия по приобретению профессиональных компетенций обучающимися. Каждая кафедра при выполнении государственного образовательного стандарта по

всем дисциплинам встраивается в последовательную образовательную цепочку или вертикаль, вершину которой составляет модель специалиста. В соответствии с выполнением образовательного стандарта по всем дисциплинам создаются рабочие программы, определяются конкретные ключевые компетенции на входе и на выходе при изучении каждого предмета. Перечень компетенций должен соответствовать цели и задачам изучаемой дисциплины.

Цель работы - представить опыт работы кафедры «Поликлинической педиатрии» Смоленской государственной медицинской академии по использованию различных методов обучения при освоении дисциплины.

Методы, используемые в работе - теоретические, аналитические, количественные, статистические.

Результаты исследования

Освоение входных ключевых компетен-

ций дисциплины «Поликлиническая педиатрия» основывается на достижении цели образовательной деятельности предшествующих кафедр, что важно учитывать, приступая к разработке рабочей программы. Тогда как, выходные компетенции изучаемой дисциплины должны быть взаимосвязаны с образовательной деятельностью смежных и последующих учебных дисциплин на других кафедрах. Данное положение порождает необходимость в вертикальных согласованиях учебных целей между кафедрами, что является основой работы цикловых методических комиссий по дисциплинам, в частности по педиатрии. Кроме того, решение определенных вопросов осуществляется на центральном методическом совете академии.

Реализация компетентностного подхода в системе медицинского образования позволяет по-новому рассматривать проблему качества подготовки специалистов на кафедре «Поликлинической педиатрии». При этом важно учитывать мнение как заказчика, так и обучающихся с учетом качества предоставляемых образовательных услуг при изучении дисциплины. Необходимо адаптировать рабочие программы дисциплины «Поликлиническая педиатрия» согласно выявленным потребностям. Базисным критерием оценки качества образования выступает при этом профессиональная компетентность педагога. Она служит интегральной характеристикой преподавателя - специалиста и определяет его способность решать в образовательном процессе профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях с использованием знаний профессионального жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Выбор методов обучения дисциплины «Поликлиническая педиатрия» определяется целями и задачами учебной дисциплины. Формирование профессиональных компетенций будущего врача - участкового педиатра направлено на коммуникативную, диагностическую, лечебную, экспертную, профилактическую, санитарно-просветительную, научно-исследовательскую деятельности. При этом внедрение в учебный процесс новых образовательных

технологий в виде электронного обучения, дистанционных образовательных и симуля-ционных технологий не должно подменять формирование одной из главных компетенций врача участкового педиатра, а именно коммуникативной [4, 6].

Для формирования коммуникативной компетенции по дисциплине «Поликлиническая педиатрия», на наш взгляд, эффективны интерактивные методы обучения. Они позволяют создать для обучающихся студентов комфортные условия обучения, когда в учебном процессе можно выявить свою успешность, интеллектуальную состоятельность, владение этикой и деонтологией при общении с родителями и детьми, медицинским персоналом. Все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания через практическую деятельность, что способствует глубокому пониманию цели и задач дисциплины.

В настоящее время особую актуальность выполнения образовательного процесса представляет необходимость того, что работа должна проводиться с учетом информированного согласия пациентов. Последнее вносит определенное ограничение в педагогический процесс и снижает качество приобретения обучающихся необходимых практических навыков и умений для осуществления выбранной профессиональной деятельности. Во время прохождения цикла по «поликлинической педиатрии» личный контакт студента с пациентом должен занимать половину рабочего времени студента в ходе практических занятий, и до 75% во время прохождения производственной практики в качестве помощника участкового врача-педиатра.

Результаты проведенного анализа свидетельствует о том, что в амбулаторно-поли-клинических условиях испытывают затруднения при первичном контакте с пациентом, особенно при посещении на дому, около 50% студентов. В связи с этим на всех дальнейших этапах обучения следует особое внимание обращать на формирование коммуникативной компетенции.

Для развития диагностической компетенции необходимо использовать следующие методы: индивидуальную работу в форме супервизии, когда обучающийся

студент работает под руководством участкового врача на приеме, при посещении больного на дому, в отделении профилактики, в кабинете функциональной диагностики, процедурном кабинете, кабинете им-ммунопрофилактики, в приемном отделении и на фильтре. Кроме того, проводится обучение в мини-группах, когда идет обсуждение и разбор клинического случая.

Для развития лечебной компетенции используется выполнение проблемных заданий с учетом разбора клинических случаев, вопросам фармакотерапии амбулаторного больного, его диспансеризации и реабилитации, оформлением необходимой медицинской документации. Определяются показания к проведению неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе и выбор места проведения терапии (стационар, дневной стационар, амбулаторное лечение, санаторно-курортное лечение). Решается вопрос о группе здоровья и наличии возможных социальных льгот. Широко используются методы алгоритмизированного обучения в соответствии со стандартами лечения (опорные схемы).

Для развития экспертной компетенции используется работа с экспертными документами в амбулаторно-поликлинических условиях. Их перечень представлен на странице кафедры сайта академии. Изучается законодательная база организации работы и делопроизводство учреждений амбула-торно-поликлинического звена, с учетом обслуживания городского и сельского детского населения. При решении различных клинических задач и ситуаций проводится экспертная оценка качества медицинской помощи пациентам.

Для развития профилактической и сани-тарно-просветительской компетенций проводятся просмотр и обсуждение видеофильмов, создание презентаций, а также игровое моделирование с использованием опросников и реальная работа в отделениях профилактики и Центрах здоровья по вопросам Здорового Образа Жизни (ЗОЖ).

Для развития научно-исследовательской компетенции используются методы пресс-конференции, дискуссии, клинического моделирования, экспертного анализа, индиви-

дуальной научно-практической деятельности при различных состояниях по выбору студентов, создание презентаций, рефератов, научных переводов с последующей подготовкой научных статей, докладов на научные конференции.

Обсуждение

Эффективность интерактивных методов обучения несомненна и проверена практикой в работе кафедры «Поликлинической педиатрии». Однако эти методы достаточно трудоемки, требуют от преподавателя и студентов серьезной предварительной подготовки, наличия соответствующей поликлинической базы, обеспечивающей современный порядок ведения больного.

Важную роль играет подготовка необходимых специальных пособий, учебных методических материалов для интерактивных занятий и реализации задач развития компетенций по дисциплине. Наиболее полно реализует себя принцип использования Рабочих тетрадей по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» на кафедре, где отражаются все требования по выполнению индивидуальной самостоятельной работы студентов (СРС). Кроме того, дневники производственной практики и междисциплинарные дневники компетенций позволяют осуществить контроль образовательного маршрута во время производственной практики студентов в поликлиниках, при надлежащей организации практики и соответствия учебных баз практики всем необходимым для соответствующего уровня формирования профессиональных компетенций. Этот этап является настоящим экзаменом на определение пригодности студента к будущей работе участковым врачом-педиатром.

Выводы

1. Инновационные технологии совершенствования педагогической работы, адаптированные к условиям и нуждам практического здравоохранения, позволяют наиболее оптимально реализовать задачу по формированию профессиональных компетенций по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» и одновременно решить комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

2. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии не должны подменять личный контакт студента с пациентом, позволяющим наиболее

полно формировать коммуникативную компетенцию и адекватное информационное взаимодействие будущего врача и пациента.

Литература

1. Галкин, В.А. Национальный проект «Здоровье» и задача повышения профессиональной компетенции терапевта поликлиники [Текст] / В.А. Галкин // Терапевтический архив. -2008. - № 1. - С. 6-9.

2. Гуляева, С.Ф. Самостоятельная работа - индикатор качества образовательного процесса по поликлинической терапии [Текст] / С.Ф. Гуляева, П.В. Гуляев, Н.Д. Иванова // Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции 1 февраля 2007 г. Киров. -2007. - С. 105-106.

3. Дневник компетенций студента педиатрического факультета [Текст]. - Смоленск, 2013.

4. Новикова, О.Н. Вопросы медицинского образования [Текст] / О.Н. Новикова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 3-4. - С. 71-72.

5. Рабочая тетрадь для практических занятий по поликлинической педиатрии для студентов 6-го курса педиатрического факультета [Текст]. - Смоленск, 2014. - С. 75.

6. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Образование XXI века» [Текст]. - Витебск - 2014. - 639 с.

С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.