УДК 616-085-071:378.147
КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР БОЛЬНОГО - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА ПО ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Янковая Т.Н., Аргунова И.А., Голованова Е.Д., Семионенкова Н.В., Титова Н.Е.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Целью настоящей работы явилось изучение отношения студентов к профессии участкового врача, клиническому разбору больного и замещающих его технологий. Методика исследования представляла мониторинг мнений студентов путем анонимного анкетирования, проведенного на добровольной основе. Полученные результаты говорят о низкой мотивации будущих выпускников к деятельности участкового врача, которую повышают клинические разборы больных, деловые игры методом «малых групп» и другие замещающие технологии. Каждый клинический случай вызывает интерес у обучающихся. Клинические разборы больных расширяют возможности педагогического общения, развивают у студентов личностную и предметную мотивацию к выработке практических навыков, что повышает качество обучения. Освоение компетенций по оказанию квалифицированной медицинской помощи эффективно формирует клиническое мышление и личность будущего участкового врача.
Ключевые слова: клинический разбор, деловые игры, метод «малых групп», качество обучения, практические навыки.
CLINICAL ANALYSIS OF THE PATIENT - IMPORTANT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE PHYSICIAN ON POLYCLINICAL THERAPY
Yankovaya T.N., Argunova I.A., Golovanova E.D., Semionenkova N.V., Titova N.E.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The purpose of this work was to study the attitude of students towards the profession of the district doctor, the clinical analysis of the patient and the technologies replacing it. The research method was to monitor student's opinions through an anonymous questionnaire conducted on a voluntary basis. The results indicate a low motivation for future graduates to work as a district doctor, which is increased by clinical analysis of patients, business games by the «small groups» method and other substitute technologies. Each clinical case is of interest to students. Clinical analysis of patients expand the possibilities of pedagogical communication, develop student's personal and subject motivation to develop practical skills, which improves the quality of education. Mastering the competence to provide qualified medical assistance effectively forms the clinical mentality and personality of the future district doctor.
Key words: clinical analysis, business games, the method of «small groups», quality of training, practical skills.
Введение
В современной педагогике высшего медицинского образования делается акцент на использование активных методов преподавания, повышающих не только качество и мотивацию профессионального обучения студентов, но и роль личности преподавателя в подготовке будущих специалистов [1, 2]. В условиях постоянно растущего объема научной информации преподавателю необходимо помочь студентам выработать практические навыки и умения работы с больными за ограниченное время. Одним из эффективных методов активного педагогического общения является клинический разбор тематического больного, который позволяет по-
лучать необходимые участковому врачу компетенции [2, 3, 4]. Клинические разборы проводятся практически ежедневно с каждой группой студентов 5, 6 курсов при изучении дисциплины «Поликлиническая терапия». Демонстрация и разбор больного проходит по методике «малых групп» или структурированной групповой дискуссии, что аналогично проведению врачебного консилиума. Однако этические вопросы преподавания клинических дисциплин в современных условиях приобретают обостренный характер, так как тенденция с затруднением привлечения пациентов для осмотра студентов на практических занятиях постоянно усиливается [1, 2]. Многие пациенты реализуют свое
юридическое право отказа от контакта со студентами. Преподаватели поликлинической терапии поставлены перед необходимостью искать новые формы обучения: анализ материалов больного, обсуждение качества диспансерного наблюдения, экспертная оценка качества медицинской помощи по данным медицинских карт амбулаторного больного. На некоторых занятиях проводятся деловые игры по упрощенной методике «Стандартизированный пациент»: один из студентов имитирует больного по заранее разработанному сценарию, другой проводит его опрос и осмотр, остальные под контролем преподавателя оценивают их работу [2]. Как замещающие технологии клинического разбора используются компьютерные демонстрации больных и иллюстрированные ситуационные задачи. В дальнейшем полученные знания и навыки используются студентами в период прохождения практики в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения [5].
Цель
Изучение отношения студентов к профессии участкового врача, клиническому разбору больного и замещающих его технологий.
Методика исследования
В 2015-1917 годы на кафедре общей врачебной практики с курсом поликлинической терапии Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ) проводился мониторинг мнений по проблеме качества обучения дисциплине «Поликлиническая терапия» 158 студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета на основе кафедральных анкет. Методом случайной выборки студентам обоих полов в возрасте 22-26 лет с их согласия было предложено заполнить анонимные самоопросники. Всем респондентам были объяснены цели исследования и круг лиц, получивших доступ к анкетам. Статистическая обработка материала выполнялась с помощью программы Statistika 6,0. Достоверность результатов оценивалась с помощью ^критерия Стью-дента. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты исследовании и их обсуждение
При анализе анкет были получены сведения о низкой мотивации будущих выпускников к деятельности участкового врача, так в 20152016 учебном году 65%, а в 2016-17 годах 86% студентов (р<0,05) не связывали свои профессиональные планы с амбулаторно-поли-
клинической работой, желая получить узкую специализацию или работать в стационаре. По-видимому, рост числа немотивированных к профессии участкового терапевта был обусловлен осознанием предстоящих трудностей в освоении участковой работы на фоне упразднения интернатуры в 2017 году. Однако 83% опрошенных отметили, что каждый клинический случай интересен. В качестве наиболее запомнившихся клинических разборов 18% студентов назвали обсуждения больной с диагнозом «Холестатический гепатоз беременных», 12% - больного с алкогольной болезнью печени, 9% - больной с НЦД. У 72% студентов клинические разборы повышают мотивацию к участковой работе. 66% студентов считают приемлемым использование замещающих клинический разбор технологий в виде деловых игр по методике «малых групп», анализа материалов пациентов по данным медицинских карт амбулаторного больного, компьютерных демонстраций больных и ситуационных задач, иллюстрированных данными лабораторных и инструментальных исследований. На 33% в 2016-2017 годах по сравнению с предыдущим учебным годом снизилась потребность студентов в самостоятельном поиске источников по поликлинической терапии, что связано с укомплектованием сайта СГМУ учебно-методическими материалами для внеаудиторной самостоятельной работы.
Усвоение учебного материала студентом эффективно, если он сам анализирует материал, сопоставляет и сравнивает факты, выводит причинно-следственные связи, систематизирует новые знания. При этом вырабатываются навыки проведения дискуссии, повышается самооценка и профессиональная уверенность в правильности своих суждений и врачебных действий. Клинический разбор больного помогает выработать компетенции у студентов и эффективно воздействовать на формирование клинического мышления [3, 4]. Это форма коллективного взаимодействия, основанная на творческой силе группы, где каждый может высказать свою точку зрения и аргументировать ее, близка к «мозговой атаке». Задача участников клинической дискуссии - продуцирование идей по поводу ведения больного. При этом высказывание одного может навести на мысль другого участника. Одновременно в ходе клинического разбора педагог дает и «мастер-класс», используя сле-
дующие приемы: установление контакта со студентами, привлечение их внимания путем мотивации изучаемой темы на примере конкретного больного и клинической ситуации, поддержание интереса к разбираемой теме и дисциплине в ходе групповой дискуссии [3, 4]. Ключевым моментом диалога преподавателя и студентов является взаимопонимание. Успешность взаимодействия преподавателя и студентов в ходе структурированного клинического обсуждения больного определяется эрудицией, профессиональной компетентностью педагога и опытом его практической деятельности, а также его внутренней духовностью и нравственностью [1]. При этом происходит одновременное обучение даже тех, кто непосредственно не участвовал в обсуждении, а только слушал ход дискуссии. Присутствие при разборе больного создает для студента мотивацию мыслить и более полно познавать изучаемую тему. Для преподавателя непосредственное общение со студентами в диалоге позволяет совершенствовать интегральные педагогические умения. В результате реализуется принцип профессиональной ответственности, которую осознает и преподаватель, и каждый студент по отношению к больному, к своей личной деятельности
ЛИТЕРАТУРА
и к жизни. При непосредственном общении с больным студент учится налаживать контакт, расположить к себе, вызвать доверие больного и проявить себя специалистом. В итоге воспитываются сострадание, сочувствие, желание оказать помощь, что играет роль в формировании личности будущего врача [3, 5]. В процессе формирования клинического мышления у обучающихся важно выработать понимание единство лечебной и профилактической работы. Анализируя течение заболевания, формируя прогноз, давая рекомендации по лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению, студент осознает важную роль участкового врача в судьбе пациента. Тем самым значительно повышается его самооценка, развивается профессиональная ответственность.
Заключение
Таким образом, каждый клинический случай является интересным для студентов. Клинические разборы, деловые игры методом «малых групп» и другие замещающие технологии повышают мотивацию будущих выпускников к деятельности участкового врача, помогают выработать профессиональные компетенции, эффективно воздействуют на формирование клинического мышления и личности будущего врача.
1. Артамонов Р.Г. Этика учебного процесса на клинической кафедре. // Медицинская кафедра. - 2003. - № 4. - С. 165169.
2. Булатов С.А. Методика «Стандартизированный пациент» - развлечение для интеллектуалов или обязательный этап освоения мастерством будущей профессии. //Кафедра травматологии и ортопедии. - 2013. - № 1. - Т. 5. - С. 7-10.
3. Магазанник Н.А. Диагностика без анализов и врачевание без лекарств. - М.: Кворум, 2014. - 354 с.
4. Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Афанасенкова Т.Е. Повышение мотивации к врачебной деятельности у студентов 5 и 6 курсов как один из методов работы с «проблемными» студентами // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Реализация педагогического потенциала вуза в работе с «проблемными» студентами. / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: СГМА, 2011. - С. 35-36.
5. Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Аргунова И.А., Маршутин Н.А. Возможности совершенствования производственной практики на пятом курсе. //Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика. Мат-лы конф. - Красноярск, 29-31 января, 2014. - С. 496-498.