Научная статья на тему 'АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ'

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬ / АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ / ДОСРОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ГОЛОСОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДНЕЙ / ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турищева Наталья Юрьевна

В июле 2020 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся совершенствования организации процедуры голосования. Законодатель предусмотрел наряду с традиционно применявшимися субсидиарными формами голосования (досрочным и голосованием по открепительным удостоверениям), вошедшими в электоральную практику голосованием по месту нахождения (мобильный избиратель) и дистанционным электронным голосованием, также многодневное голосование, включая его разнообразные форматы. Различные формы многодневного голосования были апробированы при проведении голосования по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 г., а также на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования в условиях необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности его участников, свобода выбора организационных форм позволили использовать незарегулированные механизмы, отвечающие принципам разумности и целесообразности проведения голосования. Задача исследования - оценить принципиальные новации в законодательстве о выборах, проанализировать новый подход в определении целей и характера развития активного избирательного права, глубину и качество его трансформации в контексте соотношения императивного и заявительного порядка регистрации избирателей. Методы исследования базируются на анализе нормативно-правовой базы организации и проведения выборов. Вывод: многодневное голосование - новый институт современной отечественной избирательной системы, обоснованно включенный законодателем в перечень актуальных форм реализации активного избирательного права. Развитие активного избирательного права характеризуется сочетанием традиционных методов организации голосования и современных политических инструментов и инновационных технологий. Многодневное голосование оказывает значительное влияние на избирательный процесс в целом. Автор вносит предложение закрепить многодневное голосование как обязательный элемент осуществления активного избирательного права, реализуемый в силу закона, а не в силу усмотрения избирательной комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Турищева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE SUFFRAGE: EXPANDING FORMS OF IMPLEMENTATION

In July 2020, changes in the organization of the voting procedure were made to the Federal Law “On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation”, which became one of the most popular technologies in the modern electoral process. The federal legislator provided, along with the traditionally used subsidiary forms of voting (early voting and voting with absentee ballots), which have become part of the electoral practice by voting at the location (mobile voter) and remote electronic voting, also multi-day voting, including a range of various formats. Various forms of multi-day voting were tested during the voting on amending the Constitution of the Russian Federation on July 1, 2020, as well as in the elections on a single voting day on September 13, 2020. Voting in the context of the need to comply with the epidemiological safety of its participants and the freedom to choose organizational forms made it possible to use unregulated mechanisms that met the principles of rationality and expediency of voting. The objective of the study is to assess fundamental innovations in electoral legislation, to analyze a new approach in defining the goals and nature of the development of active suffrage, the depth and quality of its transformation in the context of the correlation between the mandatory and declarative procedures for voter registration. The research methods are based on an analysis of the legal framework for organizing and holding elections. The author comes to the conclusion that multi-day voting is a new institution of the modern domestic electoral system, reasonably included by the legislator in the list of current forms of exercising active suffrage. Despite the external procedural similarity with the institution of early voting, the new forms of voting have a number of characteristic distinctive features. Organization of multi-day voting does neither require a voter to submit an application for the opportunity to vote, or provide for legal confirmation of the validity of reasons as a necessary basis for voting, nor provide for the possibility of denying a voter to vote. The development of active suffrage is characterized by a combination of traditional methods of organizing voting and modern political instruments and innovative technologies. Multi-day voting as the most important stage of the electoral process has a significant impact on the electoral process as a whole. Considering that this mechanism affects the rights of the main participants in elections, the author makes a proposal to consolidate multi-day voting as an obligatory element of the exercise of active suffrage, which is implemented by virtue of law, and not by virtue of the discretion of the election commission.

Текст научной работы на тему «АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 342.8

DOI: 10.12737/jrl. 2021.072

Активное избирательное право: развитие форм реализации

Н. Ю. Турищева

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-1032-4271

Аннотация. В июле 2020 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся совершенствования организации процедуры голосования. Законодатель предусмотрел наряду с традиционно применявшимися субсидиарными формами голосования (досрочным и голосованием по открепительным удостоверениям), вошедшими в электоральную практику голосованием по месту нахождения (мобильный избиратель) и дистанционным электронным голосованием, также многодневное голосование, включая его разнообразные форматы. Различные формы многодневного голосования были апробированы при проведении голосования по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 г., а также на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования в условиях необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности его участников, свобода выбора организационных форм позволили использовать незарегулированные механизмы, отвечающие принципам разумности и целесообразности проведения голосования.

Задача исследования — оценить принципиальные новации в законодательстве о выборах, проанализировать новый подход в определении целей и характера развития активного избирательного права, глубину и качество его трансформации в контексте соотношения императивного и заявительного порядка регистрации избирателей.

Методы исследования базируются на анализе нормативно-правовой базы организации и проведения выборов.

Вывод: многодневное голосование — новый институт современной отечественной избирательной системы, обоснованно включенный законодателем в перечень актуальных форм реализации активного избирательного права. Развитие активного избирательного права характеризуется сочетанием традиционных методов организации голосования и современных политических инструментов и инновационных технологий. Многодневное голосование оказывает значительное влияние на избирательный процесс в целом. Автор вносит предложение закрепить многодневное голосование как обязательный элемент осуществления активного избирательного права, реализуемый в силу закона, а не в силу усмотрения избирательной комиссии.

Ключевые слова: выборы, избиратель, активное избирательное право, порядок регистрации избирателей, основные и дополнительные формы голосования, досрочное голосование, дистанционное электронное голосование, голосование в течение нескольких дней, голосование за пределами избирательного округа

Для цитирования. Турищева Н. Ю. Активное избирательное право: развитие форм реализации // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 6. С. 37—47. DOI: 10.12737/jrL2021.072

Active Suffrage: Expanding Forms of Implementation

Nataliia Yu. Turishcheva

Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1032-4271

Abstract. In July 2020, changes in the organization of the voting procedure were made to the Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation", which became one of the most popular technologies in the modern electoral process. The federal legislator provided, along with the traditionally used subsidiary forms of voting (early voting and voting with absentee ballots), which have become part of the electoral

practice by voting at the location (mobile voter) and remote electronic voting, also multi-day voting, including a range of various formats. Various forms of multi-day voting were tested during the voting on amending the Constitution of the Russian Federation on July 1, 2020, as well as in the elections on a single voting day on September 13, 2020. Voting in the context of the need to comply with the epidemiological safety of its participants and the freedom to choose organizational forms made it possible to use unregulated mechanisms that met the principles of rationality and expediency of voting.

The objective of the study is to assess fundamental innovations in electoral legislation, to analyze a new approach in defining the goals and nature of the development of active suffrage, the depth and quality of its transformation in the context of the correlation between the mandatory and declarative procedures for voter registration.

The research methods are based on an analysis of the legal framework for organizing and holding elections.

The author comes to the conclusion that multi-day voting is a new institution of the modern domestic electoral system, reasonably included by the legislator in the list of current forms of exercising active suffrage. Despite the external procedural similarity with the institution of early voting, the new forms of voting have a number of characteristic distinctive features. Organization of multi-day voting does neither require a voter to submit an application for the opportunity to vote, or provide for legal confirmation of the validity of reasons as a necessary basis for voting, nor provide for the possibility of denying a voter to vote. The development of active suffrage is characterized by a combination of traditional methods of organizing voting and modern political instruments and innovative technologies. Multi-day voting as the most important stage of the electoral process has a significant impact on the electoral process as a whole. Considering that this mechanism affects the rights of the main participants in elections, the author makes a proposal to consolidate multi-day voting as an obligatory element of the exercise of active suffrage, which is implemented by virtue of law, and not by virtue of the discretion of the election commission.

Keywords: elections, voter, active suffrage, voter registration procedure, basic and additional forms of voting, early voting, remote voting, voting within a few days, voting outside the constituency

For citation. Turishсheva N. Yu. Active Suffrage: Expanding Forms of Implementation. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 6, pp. 37—47. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.072

Вопросы обеспечения избирательных прав граждан на протяжении всего периода развития отечественной избирательной системы продолжают оставаться центральными в электоральной повестке в связи с запросами и ожиданиями, предъявляемыми обществом и государством к процедуре создания непротиворечивой, объективной и прозрачной технологии организации голосования.

Если на протяжении значительного времени законодатель обращался к институтам реализации пассивного избирательного права, включая установление гарантий равенства кандидатов и избирательных объединений, определение правил предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании др., то сегодня его усилия направлены на изменение порядка реализации активного

избирательного права, организации голосования, создание максимально комфортного и понятного механизма «подачи голоса», основанного в том числе на использовании цифровых технологий. В определенной степени это отражает легальные устремления государства включить избирателей в современное пространство активных электоральных действий, закрепить навыки систематического участия в выборах на основе модифицированного законодательства, учитывающего передовые коммуникативные технологии, расширив тем самым перечень допустимых форм реализации активного избирательного права.

Учеными-конституционалистами отмечается, что наиболее перспективные направления реорганизации электорального процесса лежат в плоскости применения цифровых

технологий, все более широкую правовую основу приобретают голосование на цифровых избирательных участках, а также дистанционное электронное голосование через Интернет1.

По емкому замечанию А. Е. Постникова, стратегия дальнейшего развития демократического государства должна предполагать поиск законодательных решений, обеспечивающих учет и защиту интересов личности, институтов гражданского общества в их взаимодействии с государством в цифровой сфере2.

Наделение активным избирательным правом в границах соответствующего избирательного округа, обусловленное фактом регистрации избирателя по месту жительства в границах участка, входящего в округ, предопределяет расширение возможностей реализации указанного права путем преодоления фактических границ избирательных участков и избирательных округов как в реальном, так и в виртуальном измерениях.

В ряду существенных трансформаций права на участие в голосовании наиболее значимыми стали два типа изменений. Первое обусловлено качественным усложнением природы и характера применяемых цифровых электоральных технологий, ведущим к дальнейшему преобладанию инновационных, технологических по своему содержанию процессов, а именно, организация голосования на основе системы ГАС «Выборы», переход к применению технологии «мобильного избирателя», предусматривающей воз-

1 См.: Павлушкин А. В., Постников А. Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 5.

2 См.: Постников А. Е. Конституцион-

ная модель политической системы Рос-

сии в условиях развития «цифрового обще-

ства» // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 38—49.

можность выбора избирателем места голосования: там, где он зарегистрирован по месту жительства, или там, где он фактически находится. Важнейшее значение в этом процессе имеет использование платформы ГАС «Выборы», информационные ресурсы которой позволяют в рамках конкретной избирательной кампании оперативно анализировать и передавать на избирательные участки огромные объемы сведений о фактическом перемещении избирателей с обеспечением условия однократного предоставления возможности проголосовать.

Следующие прорывные технологии связаны с экспериментами по организации голосования на цифровых избирательных участках в г. Москве и применением дистанционного электронного голосования через Интернет3. Эти механизмы значительно расширили рамки возможного и продемонстрировали новые способы реализации активного избирательного права на основе ци-фровизации избирательного процесса.

Второй тип изменений порядка реализации активного избирательного права связан с особым форматом организации голосования, впервые использованным в отечественной практике при проведении голосования в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г., а затем и на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования по поправкам в Конституцию вне требований избирательного законодательства, свобода выбора организационных форм, отвечающих принципам целесообразности и разумности, при

3 См. постановление ЦИК России от 27 июля 2020 г. № 261/1924-7 «О проведении дистанционного электронного голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года».

необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности участников голосования, позволили использовать новые незарегулиро-ванные и логически обоснованные правовые механизмы многодневного голосования.

Согласимся с С. А. Авакьяном в том, что влияние конституционной реформы не исчерпается первым полугодием 2020 г. Новые конституционно-нормативные установки определили на многие годы вперед государственную, политическую и общественную жизнь страны4.

Несмотря на активно звучавшую критику в адрес организаторов новых процедур, была подтверждена успешность применения голосования на придомовых территориях, в труднодоступных населенных пунктах, в которых отсутствовали помещения для голосования, а также голосования в течение нескольких дней как в помещении, так и вне помещения для голосования5. Включение ранее не применявшихся механизмов в итоге позволило обеспечить эффективность участия граждан в голосовании. Таким образом, развитие активного избирательного права происходит при сочетании традиционных методов организации голосования и современных политических инструментов и инновационных технологий.

Как отмечает А. Е. Постников, практика развития российского избирательного законодательства и его применения демонстрирует значительную изменчивость содержания

4 См.: Авакьян С. А. Конституционная реформа 2020 года и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3. С. 7—22.

5 По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2020 г., 84% респондентов отметили удобство голосования в течение трех дней, а 77% поддерживают проведение выборов в подобном формате в будущем. URL: https://tass.ru/opinions/10376477.

избирательных прав и избирательных процедур в зависимости от избирательных циклов и более масштабных реформ, связанных с изменением параметров политической системы страны6.

На протяжении нескольких лет досрочное голосование в его классическом понимании (за несколько дней до дня голосования и при наличии уважительных причин у избирателя) было практически отменено, оставаясь способом участия в голосовании лишь на муниципальных выборах, региональном и местном ре-ферендуме7. Однако Конституционный Суд РФ признал такое ограничение недопустимым, подчеркнув, что именно конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный и вместе с тем политический и публично-правовой характер, предопределяется обязанность законодателя устанавливать нормативно-правовые и организационные механизмы, которые обеспечивали бы эффективную реализацию гражданами своих избирательных прав. Суд отметил, что разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности, достижению всеобщности избирательного права8.

Вопросы реализации субсидиарных форм голосования являются достаточно широко и активно обсуж-

6 См.: Постников А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 23.

7 См.: Турищева Н. Ю. Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 95—96.

8 См. постановление КС РФ от 15 апреля 2014 г. № 11-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

даемыми в доктрине отечественного избирательного права9. Вместе с тем голосование до дня голосования (досрочное голосование) или вне пределов избирательного участка (голосование по открепительным удостоверениям), а также голосование вне помещения для голосования — это те формы, которые с различными модификациями традиционно предусматривались федеральным избирательным законодательством и позволяли избирателю реализовать свое активное избирательное право в случае, если в день голосования он будет отсутствовать (покинет пределы избирательного участка) или не сможет самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Однако при реализации таких дополнительных форм голосования границы избирательных округов преодолеть было невозможно: находясь за пределами избирательного округа, избиратель не мог получить избирательный бюллетень для голосования по этому округу. Новые технологии организации дистанционного электронного голосования, осуществляемые в рамках институтов электронной демократии10, не требуют наличия бумажного избирательного бюллетеня и позволяют избирателю участвовать в выборах, находясь в любой точке мирового пространства.

Правовая природа осуществления активного избирательного права посредством использования дополнительных форм голосования характеризуется прежде всего тем, что механизм реализации указанных форм закреплен непосредственно на законодательном уровне — Феде-

9 См.: Колюшин Е. И. Правовые проблемы дистанционного электронного голосования избирателей // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 25.

10 См.: Григорьев А. В. Реализация кон-

ституционного права граждан на управление делами государства в условиях цифро-визации // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 55.

ральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ). При этом законодатель устанавливает основания такого голосования: необходимость наличия уважительных причин у избирателя (состояние здоровья, отпуск, командировка и др.); проявление инициативы избирателем — в виде подачи заявления о включении в список избирателей не на том участке, где он зарегистрирован по месту жительства, а там, где он будет находиться в день голосования; обязательность подачи письменного заявления о досрочном голосовании или заявления о голосовании «на дому» и т. д. Кроме того, в структуре указанного механизма установлена возможность проверки соответствующей избирательной комиссией уважительности причин и отказа в предоставлении права на участие в досрочном голосовании или голосовании вне помещения. Таким образом, в целом указанный механизм отражает элементы заявительного порядка регистрации избирателя, основанного на инициативном включении избирателя в список для голосования по его личному заявлению. Избиратель должен доказать правомерность своего участия в голосовании.

Законодатель учитывает, что в силу объективных причин избиратели не всегда имеют возможность проголосовать на избирательном участке в день голосования, и в связи с этим допускает досрочное голосование в следующих случаях, в том числе на выборах федерального и регионального уровней. Так, группы избирателей, проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях, при наличии объективных причин (природные катаклизмы, невозможность или затруднение транспортного сообщения и т. д.) могут проголосовать досрочно, поскольку не могут прибыть в поме-

щение участковой избирательной комиссии. Если же весь избирательный участок находится в отдаленной или труднодоступной местности (на полярной станции, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и т. п.), то возможно проведение досрочного голосования в целом всех избирателей данного участка в один из дней не ранее чем за 20 дней до дня голосования. По этой причине получила законодательное закрепление такая разновидность досрочного голосования, как голосование в отдаленных и труднодоступных местностях, установленная п. 1 ст. 65 Закона № 67-ФЗ. Эти виды досрочного голосования объективируются внешними факторами, форс-мажорными обстоятельствами, не зависящими от воли избирателя, чем и обусловлено их применение на выборах любого уровня.

Суть досрочного голосования — реализация права избирателя на участие в голосовании заранее, до наступления официального дня голосования, но лишь при наличии уважительных причин, являющихся основанием для участия в таком голосовании.

Новые процедуры голосования, примененные в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г. и единого дня голосования 13 сентября 2020 г., обращенные к обеспечению прав и свобод человека и гражданина11, открыли иные правовые механизмы, призванные максимально полно обеспечить участие граждан в реализации принадлежащего им права голоса.

Регулирование указанных процедур осуществлялось не на законодательном уровне, а постановлениями Центральной избира-

11 См.: Безруков А. В. Реализация прав и свобод человека в условиях современных конституционных преобразований в России // Сибирский юридический форум: проблемы обеспечения прав человека: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул, 2020. С. 13.

тельной комиссии РФ, в том числе в единый день голосования 13 сентября 2020 г., и было обусловлено не тем, что избиратель, голосующий досрочно, покидал территорию избирательного участка (или группы избирателей не имели возможности связи со своим избирательным участком), а необходимостью создания максимально комфортного и безопасного голосования в условиях сложной эпидемиологической обстановки,«рассредоточе-ния» избирателей во времени и в пространстве в связи с необходимостью соблюдения социальной дистанции12. Фактически в границах одного участка могло создаваться несколько «точек» для голосования, которые действовали в течение нескольких дней.

Осуществление новых форм голосования не предусматривало подачу заявления избирателем; в организационном плане инициатива исходила от избирательной комиссии, определяющей целесообразность и необходимость проведения голосования в расширенном формате13.

В единый день голосования 13 сентября 2020 г. происходило совмещение выборов различного уровня. Так, в Краснодарском крае проходили выборы высшего должностного лица субъекта РФ, выборы глав 42 поселений, а также депутатов 38 представительных органов местного самоуправления. Приме-

12 См. постановление ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

13 См. постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 6 августа 2020 г. № 133/1212-6 «О применении на территории Краснодарского края дополнительных форм организации голосования при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

нение в единый день голосования параллельно различных правовых механизмов — досрочного голосования на муниципальных выборах в его классическом варианте (каждый бюллетень помещается избирателем в конверт) и новых форм голосования (бюллетени в конце дня голосования помещаются в сейф-пакет) — фактически приводило к коллизии правовых норм, необходимости перестраивания работы участковых избирательных комиссий уже в ходе проводимых избирательных кампаний и, как следствие, к появлению достаточно значительного количества ошибок. Особые сложности возникали в процессе подсчета голосов с применением разных механизмов досрочного голосования. Так, при досрочном голосовании на муниципальных выборах конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей опускаются в стационарный ящик до начала голосования. Бюллетени из сейф-пакетов, заполненные в рамках новых механизмов голосования в течение нескольких дней до дня голосования, на выборах регионального и федерального уровня извлекаются уже после окончания времени голосования. Кроме того, осуществляется подсчет бюллетеней из переносных ящиков по тем бюллетеням, которые были заполнены в день голосования вне помещения для голосования. Наличие множества процедур усложняло работу участковых комиссий по составлению итогового протокола.

«Вживление» нового механизма в устоявшуюся структуру подсчета голосов в рамках действующего избирательного законодательства вызывало коллизию различных по своей правовой природе механизмов голосования до дня голосования, что, безусловно, требовало урегулирования в Законе № 67-ФЗ. В настоящее время указанные механизмы детально урегулированы, в текст Закона введена ст. 631 «Дни голосова-

ния на выборах, референдумах», закрепившая порядок предоставления дополнительных возможностей реализации избирательных прав голосования в течение трех дней голосования14.

Новые формы голосования, при всей внешней схожести с институтом досрочного голосования в целом, имеют ряд характерных отличительных признаков. Дополнительные формы голосования не имеют в основе непосредственно выраженной инициативы избирателя и могут осуществляться без уважительных причин как необходимого основания для участия в голосовании до наступления дня голосования. Такое голосование осуществляется без подачи заявления избирателем и без возможности отказать избирателю в участии в таком голосовании. Данный механизм отражает императивный порядок регистрации избирателей.

Вместе с тем организация голосования в течение нескольких дней до дня голосования возможна лишь при наличии решения соответствующей избирательной комиссии и определяется этим решением. Таким образом, реализация новых форм голосования имеет в основе решение уполномоченного органа, голосование осуществляется не по инициативе избирателей, а по решению избирательной комиссии. Как представляется, различие указанных правовых подходов, по сути, отражает различную природу уведомительного и императивного порядка регистрации избирателей.

Трансформация порядка реализации активного избирательного права, несомненно, оказывает влияние на многие другие институты избирательного права и процесса. Во взаимодействии с другими институтами указанные изменения производят кумулятивный эффект, создавая но-

14 См. Федеральный закон от 31 июля

2020 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

вое электоральное пространство. Это еще раз подчеркивает отмеченную С. Д. Князевым зависимость между направленностью правового регулирования на развитие одних и ограничение иных избирательных отношений, расширение или сужение правоспособности участников избирательных кампаний, а также объема и общего характера их правомочий и обязательств, с одной стороны, и концептуальными началами (принципами), составляющими первичный элемент механизма правового обеспечения избирательных прав граждан, — с другой15.

Голосование в течение нескольких дней представляет собой распределенный во времени процесс (в течение трех дней), связанный с организацией голосования. При многодневном голосовании сдвигаются на более ранний срок все избирательные действия и процедуры, которые могут или должны быть совершены до дня голосования, что влияет на порядок реализации прав кандидатов, избирательных объединений и иных участников избирательного процесса.

Так, должен быть определен более ранний срок наступления «дня тишины», т. е. запрета на проведение агитации, — не за день, а за три дня до воскресного дня голосования. Следовательно, должны быть исключены соответствующие дни из общего агитационного периода, что повлечет изменение порядка проведения жеребьевок по распределению эфирного времени и печатной площади. Кроме этого, должно получить конкретизацию понятие «день, предшествующий дню голосования», как имеющее институциональное значение при определении статуса участника избирательного процесса. Необходимо урегулировать вопрос о сроках обжалования в судебном порядке

15 См.: Князев С. Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. № 1. С. 26.

регистрации кандидатов и списков, выдвинутых политическими партиями. Со смещением дня голосования на более ранние сроки естественным образом должны быть сдвинуты и конечные сроки отмены регистрации, чтобы имелась возможность отразить соответствующую информацию в тексте избирательного бюллетеня и информационных материалах о кандидатах. По аналогичным причинам должно быть сдвинуто на более ранние сроки и время подачи кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры, в том числе в силу уважительных причин. В день, предшествующий дню голосования, истекают сроки рассмотрения обращений, поступивших в течение избирательной кампании, но до дня голосования.

Идея расширения числа эффективных электоральных практик, сформулированная Конституционным Судом РФ в рамках его полномочий по защите прав и свобод граждан и подразумевавшая введение дополнительных организационно-правовых механизмов, нашла воплощение в тексте закона16. И если на основании правовых позиций Конституционного Суда РФ в 2014 г. законодатель вернул институт досрочного голосования как одну из дополнительных форм голосования17, то в 2020 г. были предприняты более кардинальные меры. Законодатель изменил свой подход к организации голосования, закрепив возможность голосования не только в течение нескольких дней, но и в разных местах в границах одного избирательного участка, при этом освободив избирателя от бремени дока-

16 См.: Кокотов А. Н. Конституционный Суд России и защита прав и свобод // Lex russica. 2020. № 10. С. 14.

17 См. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-

ферендуме граждан Российской Федерации"».

зывания своего права на участие в голосовании. Тем самым была реализована прерогатива государства и обязанность законодателя — устанавливать наиболее эффективные электоральные практики с целью обеспечения в максимальной степени возможности избирателям отдать свои голоса на выборах.

Действующая редакция Закона № 67-ФЗ предусматривает и возможность досрочного голосования, и возможность многодневного голосования. Первое реализуется по усмотрению избирателя, второе — по усмотрению комиссии, организующей выборы. Очевидно, что использование механизмов трехдневного голосования и досрочного голосования параллельно в рамках единого дня голосования невозможно, что и закреплено в п. 7 ст. 631 Закона. Если комиссия принимает решение о проведении голосования в течение трех дней, досрочное голосование не может быть реализовано. Сроки принятия такого решения комиссией, от которого зависит реализация избирательных прав основных участников избирательного процесса, составляют десять дней после опубликования решения о назначении выборов.

Многодневное голосование было признано лучшей международной практикой в период пандемии COVID-19. В западноевропейских странах такая практика распространена в Великобритании,Германии, во Франции, в Швеции и др. Многодневное голосование является нормальным международным стандартом. В Швеции, например, граждане имеют право голосовать в течение 18 дней до дня основного голосования18. В США в зависимости от штата такое голосование может длиться от 4 до 45 дней. Как отмечают эксперты, практика многодневного голосования хорошо за-

18 См.: Чупров И. В мире оценили практику многодневного голосования. URL: https://ura.news/news/1052452274.

рекомендовала себя во время выборов в США и странах западной Европы, где ее используют уже не один год19.

Учитывая, что указанный механизм затрагивает реализацию избирательных прав основных участников избирательного процесса, возможность применения новых дополнительных форм голосования должна быть закреплена непосредственно в тексте Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как необходимый, обязательный элемент организации голосования и не должна зависеть от усмотрения избирательной комиссии. При этом конкретные временные отрезки, а также выбор форм организации многодневного голосования (только в отдаленных населенных пунктах, или только на придомовых территориях, или все доступные формы) могут определяться по решению избирательной комиссии, организующей выборы, что с учетом имеющейся в ее распоряжении информации о ситуации на конкретных избирательных участках позволит действительно полно реализовать активное избирательное право граждан и в то же время вооружить организаторов выборов реально работающим правовым инструментарием.

В то же время нельзя недооценивать риски введения общей императивной процедуры многодневного голосования в соответствии с федеральным законом, которые могут включать определенные сложности осуществления наблюдения, в том числе наблюдателями, назначаемыми не только партиями и кандидатами, но и субъектами общественного контроля, а также проблемы реализации в дни голосования полномо-

19 См.: Политолог рассказал о западном опыте многодневного голосования. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/ 07/22/n_14703367.shtml.

чий членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации и др.

Необходимо придать обязательный характер применению многодневного голосования на выборах федерального и регионального уровней. В этом случае процедура многодневного голосования может осуществляться наряду с применением технологии «мобильного избирателя», позволяющей избирателю голосовать по месту его нахождения.

Относительно выборов муниципального уровня целесообразно закрепить диспозитивное регулирование применения многодневного голосования, предоставив право региональному законодателю устанавливать порядок его проведения на основании решения избирательной комиссии, организующей выборы. Законодательное закрепление многодневного голосования создает необходимые правовые предпосылки для максимально полного обеспечения реализации активного избирательного права.

список литературы

Авакьян С. А. Конституционная реформа 2020 года и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3.

Безруков А. В. Реализация прав и свобод человека в условиях современных конституционных преобразований в России // Сибирский юридический форум: проблемы обеспечения прав человека: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул, 2020.

Григорьев А. В. Реализация конституционного права граждан на управление делами государства в условиях цифровизации // Журнал российского права. 2020. № 2.

Князев С. Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1999. № 1.

Кокотов А. Н. Конституционный Суд России и защита прав и свобод // Lex russica. 2020. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колюшин Е. И. Правовые проблемы дистанционного электронного голосования избирателей // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2.

Павлушкин А. В., Постников А. Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11.

Политолог рассказал о западном опыте многодневного голосования. URL: https://www. gazeta.ru/politics/news/2020/07/22/n_14703367.shtml.

Постников А. Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества» // Журнал российского права. 2020. № 5.

Постников А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5.

Турищева Н. Ю. Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования // Журнал российского права. 2017. № 1.

Чупров И. В мире оценили практику многодневного голосования. URL: https://ura.news/ news/1052452274.

References

Avak'yan S. A. The 2020 Constitutional Reform and Russian Parliamentarism: Reality, Decisions, Expectations. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya, 2020, no. 3, pp. 7—22. (In Russ.)

Bezrukov A. V. Realization of Human Rights and Freedoms in the Context of Modern Constitutional Transformations in Russia. Siberian Legal Forum: Human Rights Issues: Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Ed. by Yu. V. Anokhin. Barnaul, 2020. Pp. 11—14. (In Russ.)

Chuprov I. The World has valued the Practice of Multi-day Voting. (In Russ.) Available at: https://ura.news/news/1052452274.

Grigoriev A. V. The Implementation of the Right to Participate in State Management in the Digital Age. Journal of Russian Law, 2020, no. 2, pp. 45—57. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.016.

Knyazev S. D. The Principles of Participation of Russian Citizens in Elections: Problems of Legal Security. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedenie, 1999, no. 1, pp. 24— 33. (In Russ.)

Kokotov A. N. The Constitutional Court of the Russian Federation and Protection of Rights and Freedoms. Lex russica, 2020, no. 10, pp. 9—20. (In Russ.) DOI: 10.17803/1729-5920.2020.167.10.009020

Kolyushin E. I. Legal Issues of Remote Electronic Voting. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2020, no. 2, pp. 25—30. (In Russ.)

Pavlushkin A. V., Postnikov A. E. Legal Mechanism of Distance Electronic Voting (Feasible Model Analysis). Journal of Russian Law, 2009, no. 11, pp. 5—13. (In Russ.)

Postnikov A. E. Constitutional Model of the Russian Political System in the Context of the Development of "Digital Society". Journal of Russian Law, 2020, no. 5, pp. 38—49. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.053.

Postnikov A. E. The Evolution of Elections in Russia in the Context of Implementation of Constitutional Principles. Journal of Russian Law, 2019, no. 5, pp. 21—30. (In Russ.) DOI: 10.12737/ art_2019_5_2.

The Political Scientist told about the Western Experience of Multi-day Voting. (In Russ.) Available at: https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/07/22/n_14703367.shtml.

Turishcheva N. Yu. The Presumption of Good Faith of the Voter as the Basis for Realization of Additional Forms of Voting. Journal of Russian Law, 2017, no. 1, pp. 91—100. (In Russ.) DOI: 10.12737/23707.

Информация об авторе

Наталья Юрьевна Турищева, секретарь избирательной комиссии Краснодарского края, доцент кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.