проявляется интеграция и взаимодополнение всех видов речевой деятельности, а общие компетенции в письменной коммуникативной деятельности становятся более совершенными.
Выводы. Таким образом, на наш взгляд, языковое портфолио является эффективным средством, способствующим развитию лингвосамообразовательных умений. Так как ведение языкового портфолио решает целый комплекс задач: позволяет оценить личные достижения и уровень владения иностранным языком является инструментом для лингвосамообразования, содержит поддержку в виде средств самодиагностики, различных рекомендаций для самостоятельной иноязычной деятельности и т.д.
Подобное портфолио может использоваться в сочетании с другими средствами формирования культуры лингвосамообразования и внести определенный вклад в развитие самообразовательных умений школьников.
Литература:
1. Бобыкина, И.А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-р пед. наук / И.А. Бобыкина; Нижегород. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2012. - 38 с. - Режим доступа: https://wwwxsu.ш/facuШes/Documents/Автореферат_Бобыкина%20И.А.pdf (Дата обращения 04.07.2022).
2. Поломошнова, С.А. Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям / С.А. Поломошнова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2016. - № 2(93). - С. 92.
3. Ятаева, Е.В. Учебные умения как основа развития лингвосамообразовательной компетенции / Е.В. Ятаева // Educatio. - 2015. - № 9(16). - С. 17. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/joumal/issue/296278 (Дата обращения 14.07.2022).
Педагогика
УДК 378 + 37.013
доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья рассматривает проблему активизации творческих способностей обучающихся в контексте языковой подготовки. Выделяются основные форматы для творческой деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку. В данной статье представлена терминология «творческая деятельность» и «творческие способности», компоненты творческой деятельности учителя, сформулированы некоторые методические рекомендации по активизации творческих способностей обучающихся при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: компоненты творческой деятельности, учитель, школьники, иностранный язык, творческие способности, методические эксперименты.
Annotation. The article considers the problem of activating the creative abilities of students in the context of language training. The main formats for creative activity of schoolchildren in the process of learning a foreign language are highlighted. This article presents the terminology "creative activity" and "creative abilities", components of the creative activity of the teacher, formulated some methodological recommendations for activating the creative abilities of students in teaching a foreign language.
Key words: components of creative activity, teacher, students, foreign language, creativity, methodical experiments.
Введение. Современный мир характеризуется постоянной изменчивостью. В таких условиях общество нуждается в людях, способных находить нестандартные и творческие пути решения любых проблем и задач. Необходимо было воспитывать людей готовых к постоянно меняющимся условиям жизни. Особое место данный вопрос занимает в педагогической области. Преподаватели должны постоянно искать и подбирать методы и средства развития у учащихся способностей, связанных с творческой и мыслительной деятельностью. Человек - творческое существо, которое имеет индивидуальные вариации. Способность смотреть на вещи с разных сторон, иметь чувствительность к изменениям и способность находить оригинальные идеи и множество путей, можно назвать источником развития в творческой деятельности. многие современные образовательные программы поощряют междисциплинарные связи и многочисленные способы использования учащимися своих знаний. Многие ученики хорошо запоминают каких-то определенных учителей, которые становились для них мотиваторами или образцами творчества.
Использование иностранного языка можно рассматривать как акт творчества, так как происходит процесс перевода своих мыслей на иностранный язык, который можно увидеть или услышать, или процесс создания новых предложений и текстов на иностранном языке. Использование учителем творческих упражнений на уроке помогает практиковать важный навык использования иностранного языка - творческое мышление.
Иностранный язык - это общеобразовательный предмет, который может внести вклад в развитие творческих способностей у обучающихся. Одной из важных целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, однако не менее важной целью является развитие творческих способностей. Развивать у учащихся творческие способности очень важно, поскольку они помогают им в дальнейшем искать решения своих проблем и осознавать то, чего они могут достичь. Творческие задания на уроке иностранного языка помогает выстраивать подлинное общение и сотрудничество. Творческие задания на уроке иностранного языка подготавливают учащихся к использованию языка вне занятий. Помимо этого, творческие задания обогащают работу на уроке, помогают разнообразить ее, сделать ее приятной и увлекательной.
Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы развивать творческие способности у учащихся, учитель должен знать особенности развития творческих способностей, уметь определять уровень их развития у обучающихся, а также уметь выбирать необходимые методы и средства, направленные на их развитие.
Творчество - это свобода самовыражения. Многие упускают из виду важность личности в творчестве, когда, на самом деле, оно полностью сосредоточено на способности самой личности. У каждого есть творческий дух в той или иной форме, и то, как проявляется это творчество, зависит от человека. Поэтому трудно дать этому понятию общий термин.
Тем не менее, некоторые основные характеристики творчества универсальны и их легко идентифицировать. Например, творческие люди предлагают инновационные идеи, потому что они используют свой личный опыт и точку зрения для рассмотрения различных и уникальных ситуаций, что еще больше подчеркивает центральную роль личности.
Еще одна ключевая составляющая творчества - это гибкость. Людям, которые слишком жестки в своем мышлении, трудно использовать свой творческий потенциал, потому что они не позволяют себе проявлять гибкость, необходимую для творчества.
Творчество - это все, что связано с инновациями и поиском новых способов решения проблем, поэтому изучение проблемы только с одной точки зрения замедляет творческую деятельность. Личность должна быть открыта для новых возможностей, если хочет найти творческие решения.
В конечном счете, творчество - это потребность выйти за рамки обыденного, опираясь на свои собственные идеи, личность и мысли.
Важно понимать творческий процесс и развивать творческие навыки как можно раньше, чтобы предоставить учащимся ресурсы, необходимые для достижения успеха в жизни.
В.В. Володин пишет: «под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения» [1, С. 47].
По мнению Л.Е. Клевцовой, «активизация творческой деятельности достигается, при соблюдении четырех принципов:
1. Принцип исключения критики созданного продукта.
2. Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования.
3. Принцип требования: количество предлагаемых идей должно быть, как можно большим.
4. Принцип признания: каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать» [3, С. 81].
Л.Е. Князева рассматривает «опыт педагогической творческой деятельности как динамическое новообразование в структуре личности, обеспечивающее ее готовность к творчеству, в частности, творческому решению учебно-воспитательных задач, и интегрирующее в своем содержании следующие компоненты: 1) мотивационный; 2) ориентационный; 3) исполнительный; 4) контрольно-оценочный» [4].
Как отмечает В.Н. Дружинин, «для активизации творческой деятельности необходимы: 1. Отсутствие образца регламентированного поведения. 2. Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения. 3. Социальное подкрепление творческого поведения» [2].
Творческая работа полезна для учащихся поскольку помогает им проявлять и развивать индивидуальные способности и таланты, фантазию, критичность ума и стимулирует их самостоятельно добывать знания. По этой причине важно использовать в процессе обучения иностранному языку как можно больше творческих работ. Однако, внедряя их, необходимо соблюдать психолого-педагогические условия организации творческой работы. При выборе заданий творческой направленности нужно следить, чтобы задания соответствовали требованиям общеобразовательного стандарта, выбирать необходимый уровень сложности, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Предоставление учащимся возможности проявить свои творческие способности - одна из целей обучения в школе. Речь идет скорее о том, чтобы помочь учащимся в их когнитивном развитии, чем о том, чтобы заставить их подчиняться и выполнять указания учителя. Работать с обучающимися может быть сложно, когда такие навыки, как критическое мышление и логическое решение проблем считаются более важными, чем творчество. На самом деле, все эти навыки должны работать вместе, воспитывая интеллектуально и эмоционально образованных учеников.
Творческие способности - это своего рода навык, который способен охватывать все школьные дисциплины. Они зависят от когнитивных, волевых, эмоциональных факторов и факторов окружающей среды. Личность обучающегося представляет собственную траекторию по этим различным факторам. Творческие способности человека в различных областях деятельности являются результатом интерактивного сочетания различных факторов, связанных с характеристиками, необходимыми для творческой работы в каждой области деятельности.
Школьная жизнь - один из самых важных и формирующих этапов жизни человека. Это связано с тем, что в школе дети приобретают основные компетенции, которые готовят их на всю дальнейшую жизнь. Поэтому в планы уроков учителя должны включать не только содержание рассматриваемого предмета, но и учитывать творческие способности обучающихся.
Творчество можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, творчество является процессом создания оригинального продукта (сочинение, высказывание, литературный перевод отрывка текста и т.д.). Во время создания таких продуктов у учащихся есть возможность применить все усвоенные знания, умения, навыки, отыскивая новые пути решения поставленных задач. С другой стороны, творчество является психологической категорией, чертой развитого ума. Все это говорит о том, что на уроках иностранного языка важно создавать условия, помогающие активизировать творческие способности учащихся, так как это помогает умственному развитию учащихся. Творчество помогает обучающимся использовать различные формы умственной деятельности. Рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать на уроке иностранного языка, помогающие развивать творческие способности обучающихся.
Учить иностранному языку через игру.
Учителя школ не часто находят время для игр в классе, потому что постоянно следуют официальным УМК и рабочим программам. Не всегда учителю удается передать свои знания через игру, хотя, именно игра позволяет учащимся в классе изучать иностранный язык в легкой, естественной и увлекательной обстановке. Это создает позитивное отношение к иностранному языку и предоставляет пространство для уникальных и интересных идей. Но непродуманное, бесструктурное игровое время может превратить урок в хаос.
Игра - отличный способ воодушевить своих учеников. Есть много эффективных игр для обучения иностранному языку, но учитель способен проявить собственную креативность и создать (или отредактировать) игру, которая соответствует поставленной цели и задачам урока.
Ролевые игры являются способом реализации творческих способностей. Когда ученики исполняют роль в диалоге или в театральном спектакле и им удается быть кем-то другим, то это позволяет личности отчетливо проявиться и самовыразиться. К тому же, это оптимальный способ заговорить спонтанно и естественно на иностранном языке.
Включение интересов обучающихся в урок.
Любопытство является действенным мотивом для обучения в школе. Когда у ученика есть интерес к языку, индивидуальная привязанность или связь с чем-то, чему он учится, то он учится с энтузиазмом. Учитель должен поощрять интересы своих учеников, их желание узнавать новые идеи и новые понятия. Учитель может воспользоваться любопытством, которое уже есть у учеников, отметить, что их интересует, и чем они занимаются в свободное время, спросить, чему они хотят научиться, чтобы использовать это на уроке.
Технологические карты уроков, спланированные с учетом интересов обучающихся, позволяют вовлечь в процесс обучения и замотивировать их. Увлеченность иностранным языком приведет к успеху, к иноязычной коммуникации, что и является основной целью обучения иностранному языку в школе.
Поощрение достижений учащихся.
Поощрение достижений обучающихся - эффективный способ поддержать успехи учеников. В процессе преподавания / изучения иностранного языка учитель отмечает то, чего пока не знают ученики. Когда учитель поощряет достижения, он
помогает учащимся увидеть лингвистический прогресс. И в этом случае, ученики более мотивированы для достижения следующей цели.
Учитель может создать страницу «ВКонтакте» и опубликовать лучшие работы учеников, для того, чтобы весь класс мог оценить и высказать свое суждение. Во время урока учитель планирует определенное время, когда обучающиеся могут поделиться своими успехами с одноклассниками на иностранном языке. Акцент на достижениях учеников позволит им быть высоко оцененными, более свободными в иноязычной коммуникации.
Проведение экспериментов в классе.
Методические эксперименты на уроке доступны не только для естественных дисциплин. Веселые задания на уроке могут стать захватывающим и творческим способом побудить учеников говорить и думать на иностранном языке. Учащиеся могут делать предположения и получать собственные результаты, которые подтверждают или опровергают их прогнозы. Учащиеся выдвигают гипотезы, а затем проводят эксперименты для проверки этих гипотез, чтобы найти точные ответы на поставленные проблемы. Здесь важно общение между обучающимися и реальная практика языка. Ученики записывают свои гипотезы и результаты на иностранном языке, а затем в письменном виде представляют в конце урока. Таким образом, они получают не только реальную практику владения иностранным языком, но и навыки критического мышления.
Творческое обучение.
Творческое обучение не перестает создавать новые виды деятельности и направления. Творческое обучение включает в себя поощрение новых способов мышления, уникальных идей обучения, ориентированного на учащихся. В новой парадигме образования ученик сам выстраивает траекторию своего обучения. Один из лучших способов сделать это -поощрять критическое мышление обучающихся, анализировать окружающий мир. Для изучающих иностранный язык это означает возможность учиться на своих ошибках и решать, каких целей следует достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Для реализации метода «критического мышления» на иностранном языке нужно выбрать выполненное задание из школьной программы и попросить учеников перечислить три аспекта, которые на их взгляд были удачно пройдены, и один аспект, который требует улучшения. Учащиеся могут делать это группами или индивидуально во время учебных занятий.
Таким образом, обучающиеся занимаются иностранным языком, используя свои собственные языковые навыки, учитывая сильные и слабые стороны, что имеет решающее значение для ориентации обучающихся на свободное владение иностранным языком.
Укрепление связей между учениками.
Цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы побудить учащихся эффективно общаться на нем. Важно, чтобы творческие методы обучения соответствовали этой цели, тогда они окажут реальное влияние на учеников. Укрепление связей между учениками - один из самых простых и полезных способов преподавания/изучения иностранного языка. Учитель создает среду для благоприятного взаимодействия, взаимопонимания и поддержки в достижении цели, поставленной в результате совместной деятельности.
Выводы. Наблюдая за множеством способов, которыми творческая деятельность может проявляться в классе, становится очевидным, насколько важно для педагогов поощрять учащихся использовать их творческие способности.
Творчество в школе чрезвычайно важно, поскольку помогает учащимся развивать другие когнитивные навыки, такие как решение проблем, новаторское мышление, построение связей, критическое мышление.
Литература:
1. Володин, В.В. Intensification of creative activity of primary school children / В.В. Володин // Гуманитарный трактат. -2017. - №16. - С. 46-49.
2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 368 с.
3. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников. Уроки литературного чтения / Л.Е. Клевцова // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С. 80-82.
4. Князева, Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Князева Лариса Евгеньевна. - Ростов н/Д., 1991. - 273 с.
Педагогика
УДК 378.14
преподаватель Кочурина Татьяна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье разработана и обоснована модель подготовки будущих педагогов к формированию конструкторских умений дошкольников, с позиций системно-деятельностного, компетентностного и технологического подходов в условиях протекания модернизационных процессов Российской системы образования, связанных с возрождением научно-технического творчества детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, формирование конструкторских умений дошкольников. Annotation. The article develops and substantiates a model of training future teachers to form the design skills of preschoolers, from the standpoint of system-activity, competence and technological approaches in the conditions of modernization processes of the Russian education system associated with the revival of scientific and technical creativity of preschool children. Key words: professional training of teachers, formation of design skills of preschoolers.
Введение. Современное развитие отечественного образования характеризуется возрождением системы научно-технического творчества детей дошкольного возраста в условиях цифровой эпохи, которое является одним из приоритетов государственной политики, что прослеживается в нормативных документах: Стратегии научно-технического развития РФ, Федеральном законе 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Указе Президента РФ "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года"), Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления из