не ограничивается. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры трагедий в концертно-развлекательных комплексах, ак-вапарках, центрах развлечений, где одной из основных причин, связывающих беды в одну всенародную, явился узкий техницизм и непрофессионализм принимаемых решений организаторов и руководителей упомянутых учреждений.
Учёные, создавшие сложную современную технику, формировались в своих убеждениях на ценностях, отражённых в произведениях Ф.М. Достоевского, С.В. Рахманинова, Л.Н. Толстого, П. И. Чайковского и воспитывались на великих гуманистических идеях просветителей, на высокой литературе и искусстве. Они относились к созданной ими технике, как их учили относиться ко всему М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, что означало в первую очередь ответственность за принятое решение и за свой труд, и за результаты своего труда и поступков. Поэтому создаваемая техника требует от тех, кто ее обслуживает, такой же высокой профессиональной грамотности и ответственности за результаты своего труда.
Неслучайно именно в таких условиях появилась проблема определённого уровня функциональной грамотности. Высокий уровень нужен не только на производстве, где техника становится все более сложной, но и при пользовании инфраструктурой современного транспорта, коммуникативных бытовых средств. Отсутствие функциональной грамотности (знание правил безопасности при обращении с электрическими приборами или
Библиографический список
этнопсихологических и этнопедагогических особенностей обучения, навыки общения и организация массовых мероприятий, умение пользоваться химическими, биологическими и другими средствами или владение юридическими тонкостями оформления наследства у разных народов, правила пользования информационными системами или знание этнических языков, где приходиться трудиться и пр.) в современном сложном технологическом и многонациональном мире чревато риском для здоровья, опасно для окружающих, ведёт к конфликтам, а иногда и к катастрофам.
Причинами аварий являются не только недостаток профессиональных знаний, но и вопиющая, преступная безответственность, угодничество, карьеризм и т. д. Поэтому гуманитаризация и гуманизация всей системы образования и воспитания становятся особенно актуальными в современных рыночных условиях, когда несовместимый с подлинным профессионализмом узкий техницизм и утрата социальной защищенности личности и целых социальных, национальных и демографических групп является порой предметом гордости неквалифицированных специалистов в области культуры, многих инженерно-технических работников, а иногда и политических деятелей.
Это в первую очередь означает, что профессиональная зрелость неразрывно связана со зрелостью мировоззренческой и нравственной.
1. Матис В.И. Школа глобальной ориентации (поликультурный подход в образовании и культурной сфере): монография. Барнаул: АЗБУКА, 2014.
2. Тарасова Н.В. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование. 2007; 2.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. Москва: Центр книги Рудомино», 2011.
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Москва-Санкт-Петербург, 2003.
6. Матис В.И. К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Мир науки, культуры и образования. 2012; 6.
7. Ильин Г.Л. Философия и история образования: психолого-педагогический аспект: учебное пособие. Москва: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
8. Матис В.И. Поликультурное образование в современном обществе: монография. Барнаул: Изд-во АГИК, 2016.
9. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Педагогика. 2005; 4.
References
1. Matis V.I. Shkola global'noj orientacii (polikul'turnyjpodhod v obrazovaniii kul'turnoj sfere): monografiya. Barnaul: AZBUKA, 2014.
2. Tarasova N.V. Mirovoj opyt realizacii kompetentnostnogo podhoda v professionalem obrazovanii. Srednee professional'noe obrazovanie. 2007; 2.
3. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchaf vseh po raznomu? Posobie dlya uchitelya. Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.
4. Yamburg E.A. Shkola i ee okrestnosti. Moskva: Centr knigi Rudomino», 2011.
5. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie. Moskva-Sankt-Peterburg, 2003.
6. Matis V.I. K voprosu o metodologii formirovaniya gosudarstvennoj politiki v sfere kul'tury, iskusstva i obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2012; 6.
7. Il'in G.L. Filosofiya i istoriya obrazovaniya: psihologo-pedagogicheskij aspekt: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.
8. Matis V.I. Polikul'turnoe obrazovanie vsovremennom obschestve: monografiya. Barnaul: Izd-vo AGIK, 2016.
9. Andreev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza. Pedagogika. 2005; 4.
Статья поступила в редакцию 10.05.18
УДК 377
Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Education Science Department, North-Eastern Federal University
(Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru
Pavlov D.I., MA Student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru
ACTIVATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE VOCATIONAL GUIDANCE OF YOUNG STUDENTS IN YAKUTIA. The article reflects one of the most important components of modern career guidance for young people, such as social partnership. It is considered by the author as a flexible form of cooperation, social dialogue of achievement on issues of professional self-determination and the formation of students. The goal of social partnership in vocational guidance is improving the quality of vocational training, meeting current and future needs in highly qualified specialists. The experience of general educational and professional organizations on the activation of social partnership in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented.
Key words: professional orientation, social partnership, institutions of secondary vocational education, institutions of higher education.
С.В. Панина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет
имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: psv1148@mail.ru
Д.И. Павлов, студент каф. педагогики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет
имени М.К. Аммосова», г. Якутск E-mail: psv1148@mail.ru
АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В ЯКУТИИ
В статье отражён один из важнейших компонентов современной профориентации учащейся молодёжи, как социальное партнёрство. Оно рассматривается автором как гибкая форма сотрудничества, социальный диалог достижения по вопросам профессионального самоопределения и становления учащейся молодёжи. Целью социального партнёрства в профориентации выступает повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных специалистах. Представлен опыт общеобразовательных и профессиональных организаций по активизации социального партнёрства в Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: профессиональная ориентация, социальное партнёрство, учреждения среднего профессионального образования, учреждения высшего образования.
В настоящее время в России отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной и системной профессиональной ориентации молодёжи. Как справедливо отмечает Чистякова С.Н., что меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы профориентации, направленные на подготовку молодого человека к выбору профессии с учетом вызовов времени [1].
В современном понимании, профессиональная ориентация - это система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обладающая комплексным, многосторонним и многоуровневым характером [2].
Анализ теоретических источников по профориентации (В.И. Блинов, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др.) позволил определить ведущие векторы развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):
- системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профо-риентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;
- ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к профессии и труду;
- активизация социального партнёрства как равноправных участников профессионального самоопределения личности;
- применение информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации.
На сегодняшний день трудовая деятельность человека реализуется в непростых условиях рынка труда Северо-восточного региона РФ, для которого характерно влияние не только факторов рыночной экономики, внешней федеральной экономической политики, но и особенностей экономики самого региона.
К ним относятся: социально-экономические; демографические и миграционные; региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, полиэтническая среда, малочисленность коренных народностей Севера). Данные обстоятельства обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников образовательных организаций, способных адаптироваться к реалиям рынка труда и успешно профессионально реализоваться. В этой связи особую значимость приобретает грамотная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая обеспечить занятость молодёжи, учитывающая развитие региональной экономики.
За последние годы в Якутии наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации учащейся молодёжи. В связи с разработкой проекта Стратегии социально-экономического развития РС (Я) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года республиканское правительство продумывает меры по кадровому обеспечению реализации данного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, развития горнопромышленного комплекса, прогнозированию развития регионального рынка труда.
Вместе с тем, анализ республиканской профориентацион-ной деятельности свидетельствует о наличии следующих противоречий:
- между социальным заказом на качество профориента-ционной работы субъектов профориентации и недостаточным уровнем системной организации профессиональной ориентации в РС (Я);
- между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориентационной работы.
Что касается социального партнёрства, то оно рассматривается как особый тип совместной деятельности между субъектами в профессиональной ориентации, характеризующийся общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Именно с интенсификацией социального партнёрства привлекаются новые ресурсы для развития системы профориентации, повышается ее мобильность и устойчивость.
Современная общеобразовательная школа не может в одиночку выполнить социальный заказ на качественную подготовку обучающихся к выбору профессии, в связи с этим необходимо активизировать процесс социального партнёрства.
Анализ опыта сотрудничества организаций общего и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в профориентации свидетельствует, что их взаимодействие ориентировано в основном на: информирование о приемной кампании; проведении дней открытых дверей; предоставление услуг про-фдиагностики. Обозначенные направления сотрудничества указывают о факте заинтересованности учреждений профессионального образования, прежде всего в привлечении и наборе абитуриентов, однако при этом явно недооцениваются интересы, склонности претендентов на профессиональное образование, а также реальные запросы рынка труда. Одной из эффективной формой социального партнёрства в РС (Я) в рамках профориентации молодёжи является работа летних лагерей отдыха и занятости детей, что подтверждает деятельность республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования и др. Также эффективным средством профориентации выступает деятельность и акции общественных объединений, движений и некоммерческих организаций. Например, одной из задач деятельности Молодёжной Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия) и Общественной молодёжной организации РС (Я) «Наш XXI век» является содействие профориентации и трудоустройству молодых людей.
Положительный профориентационный опыт имеет подростковая биржа труда Якутской городской общественной молодёжной организации «Подросток», где предлагается работа для несовершеннолетних во время летних школьных каникул, что очень востребовано среди городской учащейся молодёжи.
В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.
Функции профориентационно значимого социального партнёрства организаций профессионального образования с территориальным производственным окружением определяются интересами социальных партнёров. Принципами социального партнёрства являются взаимное признание важности интересов сторон партнёров; паритетность в партнёрских отношениях; социальная справедливость при регулировании интересов и действий, в поиске и нахождении компромисса; ответственность сторон за исполнение согласованных решений вопросов реализации профессионального маршрута учащейся молодёжи.
Существенным является активизация сотрудничества учебных заведений с профессиональными сообществами республики, как: Ассоциацией инженеров РС (Я), Ассоциация горнопромышленников «Союз-золото», Фондом развития малого предпринимательства РС (Я) и др. Данные организации созданы и функционируют с целью представительства и защиты интересов своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанные с ними экономических отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, они оказывают немалую помощь в профессиональных контактах и деловых связях. Интенсивно в реализации профориентированной поддержки выступают сообщества в социальных сетях (например, сообщество рестораторов, дизайнеров, поваров, кондитеров, IT-специалистов, организаторов праздников и др.).
На сегодняшний день движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) является государственной политикой в системе профессионального образования. В РС (Я) в марте 2018 года прошел чемпионат по 51 компетенциях WorldSkills и 3 региональным компетенциям, по итогам сформирована команда РС (Я) по 32 компетенциям, принявшая участие в отборочных соревнованиях для участия в финале Национального чемпионата. Республика представила 45 участников, в том числе 21 конкурсант, 21 эксперт-компариот и 3 TI-лидера, якутяне приняли участие в 21 компетенции, такие как: «Программные решения для бизнеса», «Сетевое и системное администрирование», «Ювелирное дело», «Сантехнические работы» и др. По результатам республиканская сборная заняла 10 место в командном зачете, завоевав 5 призовых мест - 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. Мастерство студентов учебных заведений профессионального образования растет, если в 2016 году команда была двенадцатой, в 2015 -девятнадцатой. Лидерами Национального чемпионата 2017 года стали команды Москвы, Республики Татарстан и Краснодарского края. Так, на высоком уровне Якутию представили студент Физико-технического института СВФУ им М.К. Аммосова - А.Тихонов, заняв 1 место в компетенции «Резервный инжиниринг», студент Регионального технического колледжа г. Мирный - В. Внуков (2 место в компетенции «Сварочные технологии») и студентка Якутского промышленного техникума А. Григорьева (3 место в компетенции «Огранка ювелирных вставок»); студентка Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации Д. Дьяконова заняла первое место в компетенции «Ресторанный сервис», благодаря чему набрала высокое количество баллов, и во внеконкурсной программе ей удалось завоевать золотую медаль Евразии. Таким образом, чемпионат активно способствует профессиональной ориентации молодёжи и внедрению в систему отечественного образования передовых международных практик.
Целью социального партнёрства выступает повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных специалистах.
В системе профессионального образования целенаправленное социальное партнёрство осуществляется многими республиканскими учреждениями СПО. Согласно «Прогнозу потребности в кадрах со средним профессиональным образованием в Арктической зоне Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 2015-2020 годы» регион нуждается в специалистах транспортной отрасли со средним и высшим образованием. Наибольшая востребованность выявлена у транспортных предприятий ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» по профессиям и специальностям среднего профессионального и высшего образования для водного транспорта. Так связи с этим, перед Якутским институтом водного транспорта (ЯИВТ) стоят четкие цели в подготовке специалистов водного транспорта для Республики Саха (Якутия) и Северо-востока РФ. Данное учебное заведение представляет собой многоуровневую образовательную организацию, в которой ведется обучение по программам высшего и среднего профессионального образования и, осуществляется профессиональная переподготовка плавсостава и подготовка специалистов флотских рабочих профессий, проводятся курсы повышения квалификации. Потенциальными партнёрами являются «Судоходная компания «Якутск»; «Ленское объединение речного порта»; «Холдинговая компания «Якутский речной порт»; Жатайский судоремонтно-судостроительный завод; Судоходная
компания «Вилюй»; «Туймаада - Агроснаб»; «Энерготрансс-наб»; «Ленатурфлот» и др. Так в течение 2016-2017 учебного года Администрацией Ленского бассейна внутренних водных путей проведены профвстречи с выпускниками школ районов РС (Я), г. Киренска Иркутской области, Чукотского автономного округа, Хабаровского края, Читинской области и Республики Бурятия.
Интересным начинанием в рамках социального и бизнес партнёрства в профессиональном становлении учащейся молодёжи, выступает совместный проект Якутского автодорожного техникума с крупнейшим отечественным производителем тяжелых грузовых автомобилей «КАМАЗ» по созданию в 2016 году учебно-лабораторного центра. Именно Республика Саха (Якутия) является потребителем всех модификаций грузовой техники КАМАЗ, грузовики обеспечивают завоз в улусы/районы, особенно в труднодоступные северные населенные пункты, работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства, горнодобывающей, дорожной отраслях, развозят почту и т. д. Что касается профессиональной ориентации, так в техникуме для школьников проводится курс «Введение в профессии автотранспорта»; организовываются мастер-классы по темам: «Автомеханика», «Навыки вождения на тренажере», «Разбор и сбор двигателя ВАЗ»; проводится профориентационная игра «Автодело» и т. д.
Анализ деятельности Якутского коммунально-строительного техникума, свидетельствует о качественной подготовке высококвалифицированных отраслевых специалистов среднего звена для строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и газового хозяйства Якутии. В учебном заведении создан Совет социальных партнёров, включающий представителей заинтересованных сторон, как «Домостроительный комбинат», «Сахатранснефтегаз», «Газпромпроект», «Теплострой-проект», «Ленапроект» и др. Одним из позитивных моментов в профориентационных целях выступило внедрение в техникуме системы дуального обучения, реализующее через тесное взаимодействие с работодателями в период обучения, во время прохождения практики студенты являются сотрудниками (учениками) предприятий, организаций; руководителями преддипломной практики, дипломного проектирования назначаются представители работодателей. Социальными партнёрами выступают «Союз строителей Якутии», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» РС (Я), «Якутскэнерго» и другие региональные предприятия и организации. Для поддержки положительного имиджа техникума, привлечения новых социальных партнёров, в рамках профориентационной деятельности, считаем, что учебному заведению необходимо усилить профориентационную работу посредством проведения рекламно-агитационных мероприятий с выпускниками республиканских общеобразовательных школ восточных и арктических районов РС (Я); активнее поддерживать сотрудничество с молодёжными комитетами, правоохранительными органами, культурными центрами и учреждениями здравоохранения.
Якутский сельскохозяйственный техникум тесно сотрудничает по специальностям «Технология мяса и мясных продуктов» и «Технология молока и молочных продуктов» с ФПАК «Якутия», колбасными цехами «Скиф», «Хоту-АС», Якутским молочным заводом и др., ежегодно проводят «День технолога» с приглашением школьников, во время которого студенты представляют учащимся мастер-класс по теме: «Якутские национальные продукты».
Существенно значим опыт по социальному партнёрству в профессиональной ориентации учащейся молодёжи, реализуемый ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (СВФУ) посредством функционирования центров как: Центр карьеры, центр психологической помощи студентам «Развитие», центр взаимодействия с образовательными организациями.
Стратегическая направленность социального партнёрства СВФУ включает семьи, общеобразовательные школы, центры дополнительного образования детей и подростков, работодателей. Именно социальное партнёрство вуза и образовательных организаций предоставляет возможность реализовать целостно работу по решению проблем преемственности системы образования на разных уровнях. Управленческий консолидирующий орган данной деятельности является факультет довузовского образования и профориентации. Данное подразделение координирует также работу Ассоциации «Северо-Восточный университет-
ский образовательный округ» (АСВУОО), в состав которой входят более 90 образовательных организаций региона.
Ежегодно вуз проводит конкурс «Школа года СВФУ», с целью выявления творчески и эффективно работающих в сотрудничестве с вузом педагогических коллективов; активно проводятся выездные курсы, вебинары, мастер-классы, профориентацион-ные тренинги для учащихся данных школ.
В университете функционируют малые академии (медицинская, инженерная, психолого-педагогическая, компьютерная, лингвистическая и др.); организуется Северо-Восточная олимпиада школьников, в которой, например, в 2017 году участвовало более пятнадцати тысяч школьников со всех регионов РФ.
В школах Ассоциации открыты профильные классы, задачами которых выступают углубленная подготовка по профильным предметам; профориентированная деятельность среди школьников по их выбранной будущей профессии; возможность поступления посредством результативности участия в конкурсах, организуемые СВФУ. Для родителей данных школ функционирует «Педагогическая академия для родителей», ориентированная на построение оптимальной модели социального партнёрства вуза и семьи в области развития и сопровождения детей с повышенными образовательными потребностями.
В СВФУ создана Профессорская школа, в рамках которой вузовские ученые проводят занятия по популяризации научных знаний и демонстрации актуальных направлений научных разработок среди школьников, консультации юных исследователей; проводятся экскурсии в научные лаборатории вуза и Арктический инновационный центр; функционирует научно-методический семинар для педагогов-исследователей по оказанию научно-методической поддержки экспериментальной работы со школьниками.
С 2016 года вуз открыл для выпускников 9 классов «Специализированный учебно-методический центр» (СУНЦ СВФУ) -Университетский лицей, направленный на физико-технический профиль. Образовательный процесс в лицее построен в вузовском формате: применяются лекции, практикумы, лабораторные занятия; организованно балльно-рейтинговая система контроля знаний; проводится профориентационная практика. Занятия ведут преподаватели университета, применяя проектный и исследовательский подход к обучению. Лицеисты активно включаются в жизнь федерального университета.
С 2012 года в СВФУ действует общественная организация «Федерация родителей учащихся и студентов, обучающихся в учебных заведениях Северо-Восточного университетского образовательного округа». Свою деятельность организация видит в информировании общественности о текущей деятельности и перспективах развития вуза; оказание консультационной психолого-педагогической помощи родителям и т. д.
Ассоциация выпускников университета создала Лигу выпускников СВФУ (ЯГУ), в июне 2017 года прошел первый съезд выпускников университета. В рамках своей деятельности Лига реализует проект «История успеха», организуются встречи школьников и студентов с интересными и известными общественными и политическими деятелями, предпринимателями, работниками образования, культуры, здравоохранения, руководителями предприятий, организаций и фирм.
Библиографический список
Третий год СВФУ проводит форум «Выпускник: за новое село!», где присутствуют представители руководства региона, депутаты, администрации районов, студенты представляют свои проекты в агробизнесе, внутреннем туризме и др.; рассматривается модель «Университет-2030».
Одним из важных направлений профориентационно значимого социального партнёрства СВФУ является создание эффективной образовательной среды в сложных условиях арктических улусов. Происходит консолидация сил разноуровневых образовательных организаций при использовании возможностей интернет-коммуникационных технологий посредством развития сети мобильных центров университета.
В настоящий момент в рамках университетского образовательного округа создается сеть ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и виртуальных представительств в городах и районах региона для осуществления профориентационной работы со школьниками и оказания необходимой научно-образовательной, учебно-методической, информационной поддержки образовательным организациям.
Таким образом, перечисленные направления и механизмы социального партнёрства позволяют реализовывать следующие его функции в оказании учащейся молодёжи помощи в проектировании профессионального маршрута: с одной стороны, это представительство и защита интересов молодых людей в моделировании и реализации образовательного и профессионального маршрута, трудоустройстве и развитии карьеры, с другой - это представительство и защита интересов самих субъектов образовательной среды (это прямые, основные функции такого социального партнёрства). Помимо данных функций имеются и косвенные (сопутствующие), среди которых наиболее важной является создание условий для формирования внутри территориального образовательного и профессионально-производственное окружения единой образовательно-кадровой политики [3].
Считаем, что организационно-педагогическими условиями обеспечения профориентационно значимого социального партнёрства могут выступать:
- введение в образовательных организациях дополнительной функции по социальному партнёрству с целью повышения качества профессиональной ориентации; использование новых профориентационных форм и методов;
- создание единой информационной среды, способствующей самостоятельному проектированию учащейся молодёжи образовательно-профессионального маршрута;
- обеспечение повышения профориентационного мастерства всех субъектов профессиональной ориентации.
Таким образом, активизация социального партнёрства посредством создания в Якутии ассоциаций стратегических и социальных партнёров образовательных организации, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять системно кадровую политику на предприятиях, организациях, использовать производственный потенциал для допрофессиональной подготовки школьников, дуального образования, проведения и профессиональных проб, прохождения производственных и социальных практик.
1. Чистякова С.Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся - важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики. Профессиональное в России и за рубежом. 2017; 1 (25): 24 - 29.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др. Проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. 2015; 8.
3. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодёжи. Под редакцией С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. Киров, 2014.
References
1. Chistyakova S.N. 'Effektivnost' professional'noj orientacii obuchayuschihsya - vazhnejshaya sostavlyayuschaya sistemy gosudarstvennoj kadrovoj politiki. Professional'noe vRossiiiza rubezhom. 2017; 1 (25): 24 - 29.
2. Blinov V.l., Sergeev I.S. i dr. Proekt Koncepcii soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. Prilozhenie k zhurnalu Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2015; 8.
3. Regional'nyj podhod k organizacii professional'noj orientacii uchaschejsya molodezhi. Pod redakciej S.V. Paninoj, T.A. Makarenko. Kirov, 2014.
Статья поступила в редакцию 03.06.18
УДК 37
Polushkina S.A., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, Psychologist, Yakutsk secondary
school № 33 n.a. L.A. Kolosova (Yakutsk, Russia), E-mail: p.sargylana@mail.ru
THEORETICAL MODEL FOR FORMING THE HUMAN RELATIONSHIPS OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN POLYETHNIC ENVIRONMENT. In the work a question of the need to form humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment is examined. The author presents a model that consists of the target, theoretical-methodological, content, organizational-technological and effective components. The main goal of the presented model is to increase the effectiveness of the process of forming humane relationships among junior schoolchildren in a multiethnic environment. In addition, the criteria for the formation of humane relationships among junior schoolchildren in a polyethnic environment (cognitive, motivational-value, behavioral and communicative) are outlined, with a brief description of the content of each of them.
Key words: humanity, relationships, model, activity, junior schoolchildren, multiethnic environment.
С.А. Полушкина, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,
педагог-психолог МОБУ СОШ № 33, Республика Саха, г. Якутск, Е-mail: p.sargylana@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В данной статье рассматривается вопрос о необходимости формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Автором представлена модель, которая состоит из целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-технологического и результативного компонентов. Основной целью представленной модели является повышение эффективности процесса формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Кроме этого выделены критерии сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде (познавательный, мотивационно-ценностный, поведенческий и коммуникативный) с кратким описанием содержания каждого из них.
Ключевые слова: гуманность, взаимоотношения, модель, деятельность, младший школьник, полиэтническая среда.
В современных условиях деятельность образовательных учреждений по формированию гуманной личности в полиэтнической среде должна расширяться. Согласно этому значимым становится поиск эффективных способов по созданию условий для формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде. Можно сказать, что сейчас каждый педагог в образовательном учреждении сталкивается с проблемой социальной неоднородности учащихся: разные культуры, национальности, модель поведения и т.п. Начальной ступени общеобразовательной школы в формировании гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде отводится ведущая роль.
В педагогике разных народов применялись сходные термины, отвечающие целям и устремлениям людей. Стержневыми нравственными понятиями русской народной педагогики были «гуманизм», «милосердие». Они обусловлены русской добротой, гуманностью в отношении ко всему окружающему миру. Особенно это касается детей [1, с. 47].
В основу гуманизма положено убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье, удовлетворение его потребностей и интересов. В русской народной педагогике гуманное отношение к детям было обусловлено верой в их силы, возможности справиться с нелёгким крестьянским трудом, доверием к поведению вне дома в труде, выборе самостоятельности пути развития [1, с. 47].
Сущность формировании гуманных взаимоотношений заключается в том, что младший школьник в результате получает опыт взаимодействия и принятия культур других этносов. Приобретенные личностные результаты позволят учащимся определять оптимальную модель поведения, которая даст возможность поддержанию дружеской атмосферы и установлению доверительных отношений друг к другу с целью повышения результативности совместной деятельности. К личностным результатам можно отнести: готовность и способность обучающихся почитать традиции своего народа и уважать культуру других; изучение многообразия этнических культур в полиэтнической среде; применение полученных знаний об этносах в повседневной жизни; анализ и систематизация знаний о культуре различных этносов для установления в них общего и различного; стремление обучающихся включаться во взаимодействие в виде активной совместной деятельности.
В качестве механизмов формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Практические
навыки гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде могут быть сформированы с помощью различных средств (занятия с элементами тренинга, ролевые игры, упражнения и другие).
Для формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде могут выступать формы индивидуальной и групповой совместной деятельности, в ходе которых обучающиеся получают знания, направленные на развитие позитивного отношения к своему и другим народам, а также опыт необходимый в отношениях со сверстниками, семьей, в игровой и трудовой деятельности.
В.С. Кукушин различает следующие национально-психологические особенности:
- мотивационно-фоновые - степень выраженности и специфики в сочетании и проявлении таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
- интеллектуальные - характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления;
- познавательные - глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрация внимания;
- эмоциональные - динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств;
- коммуникативные - характер взаимодействия между людьми, степень сплоченности или отчужденности [2, с. 243 -244].
Если сложить все аспекты формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде, то получается модель, в которой все компоненты связаны и дополняют друг друга. Модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде представлена на рисунке 1.
Модель системы формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде включает следующие компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационно-технологический, результативный. Целостность данной модели подтверждается тем, что все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основой модели стала цель - повышение эффективности формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде.
Теоретико-методологический компонент модели формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в городской полиэтнической среде основывается на следующих подходах в образовании: