Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности во внеурочной работе: из опыта преподавания физики'

Активизация познавательной деятельности во внеурочной работе: из опыта преподавания физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т Е. Тарасенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности во внеурочной работе: из опыта преподавания физики»

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА —

Так как обязательная часть состоит из 18 заданий, то на отметку «3», обучающийся должен верно выполнить не менее 9 заданий.

Несколько вариантов шкалы перевода баллов в отметки, в зависимости от уровня сложности, приведен ниже.

Таблица 2

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе

Отметка Число баллов, необходимое для получения отметки (социально-экономический профиль) Число баллов, необходимое для получения отметки (технический профиль) Число баллов, необходимое для получения отметки (гуманитарный профиль)

«3» (удовлетворительно) 9-14 9-16 9-13

«4» (хорошо) 15-20 (не менее одного задания из дополнительной части) 17-21 14-19

«5» (отлично) более 21 (не менее двух заданий из дополнительной части) более 21 более 20

Шкала перевода баллов в отметки может быть размещена в инструкции для обучающегося.

Перед началом выполнения работы проводится инструктаж обучающихся. До обучающихся доводятся требования по выполнению экзаменационной работы.

Обучающимся поясняется, что:

- начинать работу всем следует с выполнения заданий обязательной части;

- для получения удовлетворительной оценки не обязательно выполнять все задания обязательной части;

- правильное выполнение определенной части заданий обязательной части, во-первых, га-

рантирует получение отметки «3», а во-вторых, дает основу для повышения отметки до «4» или «5» при правильном выполнении нескольких заданий дополнительной части;

- при выполнении заданий дополнительной части следует проследить по шкале перевода баллов в отметки - сколько заданий достаточно правильно выполнить, чтобы получить 4 или 5;

- имеет право выбрать, в первую очередь, те задания, при выполнении которых он будет чувствовать себя более уверенным.

Приведенный в статье материал более подробно представлен в методических рекомендациях, представленных на сайте ГОУ «КРИРПО».

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Т. Е. Тарасенко, преподаватель физики ГОУ НПО «Профессиональное училище № 14», г. Ленинск-Кузнецкий

Традиции школы и современные тенденции развития образовательных стандартов по физике выдвигают в качестве приоритетных цели физического образования: формирование научного мышления и мировоззрения учащихся; развитие у учащихся качеств: наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление и др.; развитие творческих способностей учащихся, умение преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы; формирование и поддержание познавательного интереса к физике.

Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений НПО учебного материала, определяемого двумя стандартами (общего среднего и профессионального), приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки.

В 90-е годы появилась тенденция к отставанию уровня знаний и умений по физике учащихся российских школ от сверстников других развитых стран.

Низкий престиж школьной физики, отсутствие интереса к ней, а отсюда неудовлетворительное

качество знаний наблюдается у значительной массы учащихся.

Низкий уровень качества знаний подтверждается итогами входного контроля учащихся первого курса ГОУ НПО ПУ № 14 (средний балл - ниже отметки «удовлетворительно»), а пониженный интерес к физике - проведённымтестированием (среди предлагаемых 29 дисциплин, физика по уровню интереса к ней учащихся занимает 24-26 места).

В сложившихся условиях обучения, в том числе физике, учитель профессионального образования должен обеспечить вариативность и индивидуализацию образовательного процесса; практическую ориентацию образовательного процесса с внедрением интерактивных, дея-тельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); формирование способностей и компетент-ностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [3, с. 30].

Познавательная активность - это целенаправленное сложное образование личности, включающее мотивационный, самостоятельный, поисково-творческий подход к овладению знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практического применения и овладеть методами познания - теоретическими и экспериментальными.

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках физики в ГОУ НПО ПУ № 14 является проблемное обучение, в основе которого лежит проблема - противоречие между известными ученику знаниями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Проблемное обучение предполагает поисковую деятельность учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера.

Метод проекта в изучении физики

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых технологий для формирования навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть и решить проблему способствует проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её примене-

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

ния формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности в условиях работы с большим объёмом информации.

В училище работа над проектами во внеурочной работе ведётся в течение четырёх лет. Проекты выполняются долгосрочные (с октября по май) учащимися второго курса, успевающими на отметку «хорошо» по физике. Вместо сдачи устного экзамена они защищают свою работу. Замечателен проект только в том случае, если выполняется добровольно, по желанию самих учащихся. Учащиеся самостоятельно выбирают тему, формулируют проблему, цель, ставят задачи, вопросы. Учитель выступает в роли консультанта (консультации проводятся как минимум один раз в неделю), помогает сделать необходимую коррекцию, выбрать нужное направление в работе. Поэтому времени у учителя хватает на один-два проекта. Да и ученики должны сосредоточиться только на одном проекте.

Учащиеся выполняют такой проект впервые, поэтому для них сложно всё. Важно, чтобы руководитель проекта - учитель - подробно объяснил, в чем особенность данного вида работы. Чёткое и очень подробное планирование работы обязательно. В план работы вносятся даже незначительные эпизоды работы. Но в процессе проектирования один вид деятельности может быть заменён на другой. Сценарий презентации своего продукта составляется проектантами тоже самостоятельно. Каждый этап заканчивается отчётом о проделанной работе, в котором учащиеся указывают: в чём заключаются трудности, как с ними справляются, что удалось, как оценивают свою работу на этом этапе. Обязательно делают анализ и выводы. Каждый этап рецензируется руководителем и также выставляется оценка.

«Портфолио» оформляется строго в соответствии с требованиями стандарта: шрифт (14), титульный лист, паспорт проекта, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложения. К «портфолио» прилагаются рецензии руководителя проекта и консультантов проекта с рекомендованной отметкой по выполнению проекта.

Всегда при проектировании на этапе поиска информации учащиеся выходят за рамки учебной литературы, используя дополнительную, что расширяет их кругозор и приводит к обогащению знаний по предмету.

Перед началом проекта учащимся задаются вопросы: зачем вы делаете этот проект; что потребуется сделать, чтобы осуществить проект; с чего следует начать; что получится в итоге; какие личностные качества разовьются в ходе выполнения проекта? Приведённые ниже критерии и показатели готовности участников проекта

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

сформулированы на основании наблюдений преподавателя - руководителя проекта.

Защита (презентация) проекта проходит в присутствии комиссии, в которую входят завучи учебного заведения, методисты,преподаватели. Приглашаются учащиеся и все желающие. После презентации проектантам задаются вопросы. Как правило, учащиеся всегда отвечают на «отлично». Иначе быть не может: каждый из них выполнял работу сам! Волнение, уверенность, гордость; понимание того, что их работа очень важная и нужная - все эти эмоции переживают проектанты. После защиты их просят выйти, и после обсуждения объявляется отметка.

Приведем примеры выполненных проектов:

1. «Физика в профессии «Мастер отделочных строительных работ». Групповой проект (двое учащихся). Продукт - справочник «Межпредметная связь физики и технологии отделочных строительных работ». Презентация: конференция «Презентация издания известных авторов»

2. «Физика в сказках». Выполнила Оля Пастухова, профессия «Секретарь». Продукт проекта - книга «Сказки на физический лад». Презентация: постановка сказки «Участие физики в жизни Деда и Бабы, а также их Курочки Рябы»

3. «Фотография рабочего дня исполнителя художественно-оформительских работ с физикой». Выполнили Таня Петрова и Аня Чернова. Продукт: фотоальбом «День с физикой». Презентация: вернисаж «Технология исполнения батика».

4. «Применение электроэнергии в быту. Энергосбережение». Выполнили Светлана Беляева и Галина Чернова, профессия «секретарь». Очень интересна экспериментальная часть. Проводились два эксперимента в домашних условиях в течение трёх месяцев. Первый эксперимент: сравнение энергозатрат при использовании ламп накаливания (первый месяц) с затратами при использовании энергосберегающих ламп (второй месяц). Второй эксперимент: первый месяц - использование ламп накаливания и электробытовых приборов в обычном режиме, второй месяц - соблюдение правил экономии энергии (отключение приборов, если ими не пользуются в данный момент и т. д.). Проведена огромная работа. В результате проектанты выяснили: на освещение тратится всего лишь 9-12 % всех энергозатрат; большую часть потребляют электробытовые приборы; замена ламп накаливания на люминесцентные практически не даёт никакой экономии; поэтому экономия возможна при условии правильной эксплуатации бытовых приборов. Продукт «Справочник по энергосбережению» (все рекомендации сформулированы с применением знаний физики). Презентация: классный час «Рекомендации по энергосбере-

жению в быту» с проведением акции по распространению листовок с рекомендациями. С этим проектом проектанты выступали на городской конференции г.Ленинска-Кузнецкого (второе место); региональной конференции в г.Кемерово (отмечена как одна из лучших работ дипломом).

Для своих выступлений на защите проектов учащиеся обязательно используют компьютерное сопровождение.

Работа с проектами имеет ряд преимуществ и трудностей. К преимуществам можно отнести: возможность индивидуальной работы, самостоятельность учащихся в выборе деятельности, заинтересованность учащихся, желание учащихся овладеть новым способом деятельности, желание учащихся повысить успеваемость по физике, профнаправленность деятельности, возможность прогнозирования дальнейшей работы, возможность освоения новых методов в обучении физике. Трудности, с которыми приходится сталкиваться: неосведомлённость учащихся о проектной деятельности, отсутствие навыков анализа, исследования, грамотного формулирования проблем и выводов, отсутствие навыков в оформлении, длительность выполнения работы, недостаточное владение навыками работы с компьютером, недостаточный уровень развития творческого мышления учащихся

По наблюдениям педагога-руководителя проекта вклад участников в работе над проектом распределяется следующим образом: деятельность педагога - 25 %, деятельность проектантов - 75 %.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Литература

1. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

3. Настольная книга учителя физики / Сост. В.А.Коровин. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 412 с.

4. Настольная книга учителя физики. 7 - 11 классы / Н. К.Ханнанов. - М.: Эксмо. 2008. - 656 с.

5. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 256 с.

6. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Сластёнин, В.П.Каширин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.

7. Советова Е.В.Эффективные образовательные технологии/ Е. В.Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.