УДК 93
Мещангина Елена Ивановна Meshchangina Elena Ivanovna
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Университета машиностроения [email protected]
PhD in History, Assistant Professor of the Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI) [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО- INTENSIFICATION OF THE RESEARCH
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ACTIVITIES IN THE UNIVERSITIES OF
В ВУЗАХ РОССИИ В 90-Е ГГ. ХХ В. RUSSIA IN 1990-S
Аннотация:
В статье идет речь о развитии научноисследовательской работы в вузах России, с учетом тех законов, которые были приняты в исследуемый период. Это определило интеграцию науки и образования. Развитие вузовской науки обеспечивается фундаментальными исследованиями по областям знаний (социальным, гуманитарным и естественнонаучным). Эти исследования являются основой для дальнейшего развития Российской науки.
Ключевые слова:
наука, образования, государство.
Summary:
The article deals with development of the research work in the higher education institutions in Russia with consideration for the laws that were adopted during the studied period, which determined integration of science and education. Development of the higher education research is supported by the fundamental researches on social disciplines, sciences and humanities. These researches are the basis for the further development of the Russian science.
Keywords: science; education; state.
Начавшиеся в 1992 г. экономические реформы изменили ситуацию в стране. Кризисные явление в производстве, финансово-кредитной и денежной системах, инфляция, сокращение инвестиционной активности не могли не отразиться на положении высшей школы и, в частности, на системе обеспечения научно-технического творчества студентов и молодых ученых. Резко упал спрос на научно-исследовательские разработки вузов. Наука оказалась одной из тех областей деятельности, для которых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный характер. Поэтому правовые документы системы образования РФ: федеральные законы, нормативные акты Правительства и субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования РФ определили развитие российской вузовской науки в 90-е гг. ХХ в.
С 1992 г. активно стала развиваться межвузовская научная программа «Университеты России» [1, с.15], сформированная с целью возрождения ведущей роли университетов в развитии фундаментальных исследований, поддержки их научных школ и объединившая ведущие научные коллективы вузов в области фундаментальных исследований.
Данная программа являлась наиболее крупной по значимости поставленных задач. Программа охватывала основные аспекты многогранной деятельности университетов и включала в себя проработку широкого спектра вопросов - от развития фундаментальных исследований, экономико-правовых основ государственного управления высшим образованием, развития университетов как региональных центров науки, образования и культуры до выработки рациональных механизмов инновационной деятельности университетов и создания при них научных школ. В реализации программы было предусмотрено создание нового механизма взаимодействия университетов и их подразделений с региональными учреждениями Российской академии наук, научными и промышленными предприятиями, органами управления, учреждениями культуры, образования, здравоохранения, вузами и другими организациями [2, с. 23].
В 1993 г. было принято постановление Совета Министров - Правительства РФ об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации [3, с. 12]. В Положении закреплялось обязательность осуществления в вузах научных исследований как непременной составной части подготовки специалистов. Госкомвуз России стал проводить конкурсы грантов для финансовой поддержки научной работы в вузах.
Особая роль отводилась программе «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы» [4, с. 33]. Она охватывала широкий круг вопросов: от изучения социаль-
- 19G -
но-экономических условий сохранения и развития потенциала высшей школы при переходе к рыночным отношениям, до создания системы маркетинга вузовских разработок, развития предпринимательства и эффективной системы воспроизводства интеллектуального потенциала высшей школы.
В 1994 г. Госкомитетом по образованию РФ было утверждено «Положение о научной деятельности высших учебных заведений» [5, с. 2].
Оно определило главные задачи, порядок финансирования, организацию научных исследований и инновационной деятельности вузов, регламентировало привлечение исполнителей НИР и экономические основы деятельности научных организаций вузов, фиксировало принципы осуществления международного научно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности, устанавливало взаимосвязь и единство учебного и научного процессов, содержало основные положения учета и отчетности по научно-исследовательской работе в вузах [6, с. 7].
В 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О науке и государственной научнотехнической политике» [7, с. 3]. Им были определены общие положения, субъекты, организация и принципы регулирования научной деятельности, формирование и реализация государственной научно-исследовательской политики. В июне этого же года Указом Президента была введена в действие «Доктрина развития российской науки» [8, с. 2].
Она включала в себя такие положения, как поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства, выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских работ, реформирование сферы науки путем совершенствования принципов управления, финансирование и организация научных исследований, интеграция науки и образования, развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров и другие [9, с. 12].
9 сентября 1996 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» [10]. Она стала составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие научно-технического потенциала [11]. Все выше отмеченные меры определили интеграцию науки и образования, развитие системы подготовки высококвалифицированных и молодых научно-педагогических и научных кадров как одну из основ проведения государственной политики в сфере науки и образования.
Однако научно-техническая сфера до сих пор не стала базовым элементом социальноэкономического прогресса российского общества, как это было определено указами Президента РФ «О стратегии перехода РФ к устойчивому развитию», «О доктрине развития российской науки», «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе Российской академии наук» и федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» [12, с. 26]. Формирование мобильного, динамично развивающегося научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышения эффективности его использования в целях обеспечения духовного и физического здоровья нации, конкурентоспособности экономики, обороны государства является стратегической целью реформирования исследовательской деятельности.
Учитывая определяющую общемировоззренческую роль фундаментальных исследований и их значение как базиса для прикладных разработок, следует сделать особый акцент на государственную поддержку фундаментальных и поисковых исследований. В «Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 годы» [13, с. 3] ставиться цель перехода от сохранения к развитию научного потенциала высшей школы, устанавливается взаимосвязь науки и образования в новых социально-экономических условиях. Она разработана с учетом необходимости государственной поддержки науки в системе образования, повышения качества подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров. Она определяет: принципы, цели и основные задачи, ресурсы и механизмы, ожидаемые результаты реализации научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ.
Федеральная целевая программа развития интеграции науки и высшего образования на 2002-2006 гг. [14, с. 23] должна обеспечить поддержку такой важнейшей формы интеграции науки и образования, имеющей межотраслевой характер, как университетские комплексы. Программа получила одобрение и поддержку академического и вузовского сообщества России, что дает ей право являться действенным инструментом в решение многих задач, стоящих перед наукой и образованием России.
Основными формами организации научных исследований являются тематические планы вузов, научно-технические программы (НТП) и гранты.
Необходимо отметить, что в рамках тематических планов НИР и грантов выполняются, как правило, фундаментальные, а в рамках НТП - прикладные исследования и разработки.
Фундаментальные научные исследования Министерство образования и науки рассматривает как основу дальнейшего развития науки. Тематика исследований по тематическим планам НИР вузов охватывает практически все основные области знаний, характерные для высшей школы России. Среди работ, проводимых в 2002 г. по тематическим планам НИР вузов, доля исследований фундаментального характера составляла 88,6 %, прикладного характера -11,19 %, экспериментальных разработок - 0,19 % [15].
Одним из наиболее важных показателей состояния научной сферы является объем финансирования научных исследований и разработок. Сложившаяся за последние годы ситуация с финансированием бюджетных отраслей изменила условия функционирования сфер образования и науки, что выразилось в резком сокращении объемов их финансирования. Инвестиции государства в науку в 1996 г. составили 0,41 % от ВВП (против 3 % в 1990 г.). Объем финансирования научных исследований в вузах снизился за тот же период в 35,9 раза. Численность специалистов снизилась с 2,2 млн. человек до 1,3 млн. человек. Так, ассигнование на науку из федерального бюджета за период 1991-1996 гг. реально сократились в 6 раз, численность занятых - в 2 раза, а среднемесячная заработная плата - почти в 3 раза. В 1997 г. эта доля составила 2,88 %, в 1998 г. - 2,23 %, 1999 г. - 2,02 %, в 2000 г. - 1,86 %, в 2001 г. -1,85 % [16]. Как видно из приведенных данных, в последние годы прослеживается тенденция снижения доли расходов федерального бюджета направляемой на финансирование научных исследований.
Анализ показывает, что реальные объемы финансирования научных исследований в высшей школе за период с 1991 г. сократились в 4,7 раза (по стране в этот же период в 4,6 раза).
Всего в вузах России на 1 января 1999 г. было 21 055 научно-производственных подразделений и научных организаций, в том числе 72 технопарка, 229 НИИ, 92 опытных производства, 94 научных центра, 933 проблемных научно-исследовательские лаборатории, 434 научноисследовательские части, сектора, 50 конструкторских бюро, 136 инженерных центров, 167 научно-методических центра. В этой сфере занято 36 145 человек, среди них 15 583 научных работника и 11 812 специалистов [17].
Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала - исследователей за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов.
Реализуя основные принципы Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг. [18, с. 3], а также решая задачи, поставленные Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. [19, с. 4], Минобразованием России было разработано положение [20] и проведен в 2002 г. первый конкурс грантов для молодых ученых-кандидатов наук, основной целью которого явилось предоставление молодым ученым возможности проводить исследования в ведущих научнопедагогических коллективах вузов и научных организациях Минобразования России. Особенностью данного конкурса стало то обстоятельство, что поддержку в виде гранта получал и молодой ученый, и научный коллектив, который его принимал на период проведения исследований. По итогам конкурса было присуждено 227 грантов молодым кандидатам наук [21].
Превращение науки системы образования в интегрированный блок научно-технического комплекса страны, приоритетно развивающиеся фундаментальные исследования и конкурентно-способные прикладные разработки должны стать основной целью государственной политики в области научно-исследовательской деятельности вузов России.
Ссылки:
1. Программа «Университеты России». М., 1992.
2. Там же.
3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1993 года № 597 // Учительская газета. 1993. № 26.
4. Программа «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы». М., 1992.
5. Приказ Госкомвуза России от 22 июня 1994 года № 614 // Учительская газета. 1994. № 22 .
6. Там же.
7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Бюллетень Комитета по высшей
школе Министерства науки, высшей школы и технической политике РФ. 1996. № 8.
8. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 года № 884 // Учительская газета. 1996. № 13.
9. Там же.
10. ГАРФ. Ф. 10. Д. 1. Л. 2.
11. ГАРФ. Ф. 10. Д. 1. Л. 5.
12. Указы Президента РФ «О стратегии перехода РФ к устойчивому развитию», «О доктрине развития российской науки», «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе Российской академии науки» // Сборник документов. М., 1996.
13. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 годы // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 11.
14. Федеральная целевая программа развития науки и высшего образования на 2002-2006 годы // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. № 7.
15. ГАРФ. Ф. 10. Оп. 4а. Д. 69. Л. 2.
16. ГАРФ. Ф. 10132. Оп. 1. Д. 27. Л. 16.
17. ГАРФ. Ф. 10132. Оп. 1. Д. 29. Л. 37.
18. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 годы // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 11.
19. Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 2.
20. ГАРФ. Ф. 10. Оп. 2а. Д. 17. Л. 14.
21. ГАРФ. Ф. 10. Оп. 2а. Д. 17. Л. 18.