Научная статья на тему 'Развитие научной деятельности в вузах – Новый приоритет государственной научно-технической политики России'

Развитие научной деятельности в вузах – Новый приоритет государственной научно-технической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАУКЕ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY / UNIVERSITY SCIENCE / SCIENTIFIC WORK / RESEARCH WORK / RESEARCH AND DEVELOPMENTS / LEGISLATION OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манахов Сергей Владимирович

В статье рассмотрена роль научной деятельности вузов в развитии научно-технического потенциала России, определен вклад вузовской науки в общий объем научных исследований и разработок, осуществленных в стране. Проведен анализ современных тенденций развития государственной научно-технической политики, рассмотрены нормативные акты, определяющие правовое поле для осуществления исследований и разработок в нашей стране. Выделены некоторые законодательные инициативы, внесшие в последние годы существенный вклад в становление вузовской науки, определены перспективы развития исследований и разработок в современных российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the role of research work of higher education institutions in the development of scientific and technical potential of Russia and identifies the contribution of university science to the total volume of scientific research and developments conducted in the country. The author shows the present trends in the development of state scientific and technical policy, studies normative acts defining the legal field for conducting research and developments in the country. The article shows some legal initiatives that made a serious contribution to establishment of university science and prospects of research and developments in today's Russian universities.

Текст научной работы на тему «Развитие научной деятельности в вузах – Новый приоритет государственной научно-технической политики России»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Канд. экон. наук С. В. Манахов

РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ -НОВЫЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье рассмотрена роль научной деятельности вузов в развитии научно-технического потенциала России, определен вклад вузовской науки в общий объем научных исследований и разработок, осуществленных в стране. Проведен анализ современных тенденций развития государственной научно-технической политики, рассмотрены нормативные акты, определяющие правовое поле для осуществления исследований и разработок в нашей стране. Выделены некоторые законодательные инициативы, внесшие в последние годы существенный вклад в становление вузовской науки, определены перспективы развития исследований и разработок в современных российских вузах.

Ключевые слова и словосочетания: научно-техническая политика, вузовская наука, научная деятельность, научно-исследовательская работа, исследования и разработки, законодательство о науке.

Состояние и перспективы развития научного и научно-технического потенциала России во многом определяются совокупностью условий, которые создают государственные структуры для его развития и использования. Научный потенциал напрямую связан со сложившейся в рамках национального хозяйства системой организации и управления научными исследованиями и разработками, зависит от ее способности концентрировать усилия на решении стратегически важных задач, распределять конкретные задачи между отдельными научно-исследовательскими центрами.

Научный потенциал современной России формируется за счет многих составляющих и аккумулируется в четырех основных секторах науки: академическом, вузовском, отраслевом и технологическом.

В последние годы среди руководства страны достаточно основательно утвердилась точка зрения, что развитие вузовского сектора должно сыграть определяющую роль в процессе реформирования государственного сектора науки в целом, наращивания научно-технического потенциала страны. При этом в качестве ориентира рассматривается зарубежный опыт.

Как известно, в развитых странах мира доля университетов в общем объеме научных исследований и разработок, как правило, превышает 30%. В России же, где на протяжении многих десятилетий наука развивалась в специфических условиях, основные исследования и разработки по-прежнему ведутся в академическом и отраслевых секторах (на долю вузовской науки в

2011 г. приходилось только 9% внутренних затрат на исследования и разработки) (рис 1, 2)1.

400000 550000 ¡00000 250000

| 200000 " 150000 100000 50000 О

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 -♦-Государственный сектор Предпринимательский сектор -*~Сектор высшего профессионального образования -Сектор некоммерческих организаций

Рис. 1. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам деятельности

■ Научно-исследовательские организации

■ Конструктор скпе организации

■ Проектные н проектно-шыскательскне

■ Опытные заводы

■ Высшие учебные чаведемш Пр омышленные предпр11ятия

■ Прочие орган Г5ацнн

Рис. 2. Структура организаций, выполняющих исследования и разработки в России

1 Составлены по: Россия в цифрах. 2013 : краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2013. - С. 382.

Как можно видеть, российские вузы, несмотря на некоторый рост значений показателей, характеризующих научно-исследовательскую активность, не уделяют должного внимания развитию науки, прежде всего ориентированы на педагогическую деятельность.

Гипотетически можно предположить две возможные причины данной ситуации: дефицит спроса и дефицит предложения. Предложением являются результаты НИОКР, проводимых в секторе высшего образования (в первую очередь в университетах), а также научный задел для дальнейших исследований. Практика показывает, что недостатка в научных школах, в накопленном научном заделе не наблюдается. Таким образом, логичным представляется вывод, что причины данной тенденции кроются в крайне низких показателях коммерческого применения результатов исследований и разработок, т. е. в низком уровне спроса. Иными словами, научно-исследовательские организации вовлечены в процесс коммерциализации недостаточно. Низкий уровень участия в процессе коммерциализации и недостаточный уровень финансирования дают университетам крайне неудовлетворительный фундамент для дальнейшего развития научной деятельности1.

Проблема соединения исследовательской и преподавательской деятельности уходит еще в институциональное поле - НИИ как юридическое лицо не может входить в состав университета, т. е. другого юридического лица. Понятие «научно-образовательный комплекс» в современном юридическом поле не регламентировано. В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» вуз на практике не может быть аккредитован как субъект научной деятельности, поскольку в аккредитованной научной организации не менее 70% бюджета должно быть направлено на научную деятельность. При отсутствии же научной аккредитации вуза в целом его структурные научные подразделения неизбежно испытывают проблемы участия в крупных научных проектах, программах, появляются ограничения на определенные виды деятельности

В соответствии с официальными статистическими данными, представленными на сайте Росстата, в 2011 г. в России в 581 аккредитованном государственном и муниципальном высшем учебном заведении 53 944 единицы персонала были заняты осуществлением исследований разработок2. Необходимо отметить, что это только 15% от общей численности профессорско-преподавательского состава российских вузов.

Таким образом, в современной России в вузах сконцентрирована значительная часть научно-технического потенциала страны, который, как показал анализ, используется недостаточно эффективно. В то же время от того, насколько удастся повысить данный показатель, во многом зависят темпы научно-технического прогресса и инновационного развития экономики в целом.

1 См.: Гретченко А. А., Манахов С. В. Формирование национальной инновационной системы: методология и механизмы : монография. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. - С. 36.

2 Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - С. 26.

Еще в 1996 г. закон № 127-ФЗ в качестве основных принципов осуществления государственной научно-технической политики установил интеграцию научной, научно-технической и образовательной деятельности (ст. 11, п. 2). Данная интеграция возможна только в рамках вузовского сектора науки на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках.

Несмотря на наличие обозначенных проблем, важно подчеркнуть, что позиции вузовского сектора науки за последние годы значительно укрепились, чему способствовала целенаправленная политика государства. Правительство РФ приняло и реализовало ряд программ, направленных на активизацию исследований и разработок в секторе высшего образования: ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006); НТП Минобразования России «Университеты России» (2000-2005); НТП Минобразования России «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (2003-2004); НТП Минобразования России «Инновационная деятельность высшей школы» (2003-2004); Аналитическая ведомственная целевая программа Минобрнауки России и Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013); ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007-2013) и др.

Научная деятельность в системе ВПО выделяется в качестве приоритетной наравне с основной (образовательной) и в действующих государственных стратегических документах. Так, в Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года перед вузами ставится задача «...вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их финансирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов. »1.

В утвержденной в конце 2012 г. государственной программе РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. высшие учебные заведения ориентированы на развитие сектора исследований и разработок, «способного поддерживать высокое качество образования на основе основных достижений фундаментальной науки и (или) потребностей профессиональной деятельности, проводить фундаментальные исследования мирового уровня, быть конкурентоспособным на рынке исследований и разработок прикладного значе-2

ния» .

При проведении научно-исследовательских работ деятельность вуза на федеральном уровне регулируется Гражданским кодексом (ч. 4); Налоговым кодексом (ч. 2); федеральными законами Российской Федерации; концепциями и доктринами государственной политики; документами правительства Российской Федерации; приказами Минобрнауки России и др.

1 URL: http://kf.osu.ru/old/science/osnov_doc/strategiya_razvit.pdf

2 URL: http://www-sbras.nsc.ru/win/anons/1689/12/program_razv_nauki_i_tekhnol_2013-2020.pdf

В основе федерального законодательства, регулирующего научную деятельность высших учебных заведений России, лежит уже неоднократно упоминаемый выше Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с изменениями и дополнениями. Отдельные аспекты проведения и организации научно-исследовательской деятельности в вузе также затронуты в Федеральных законах Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Важно отметить, что данные федеральные законы утрачивают силу с

1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Новый закон обобщает и расширяет положения двух вышеназванных федеральных законов, вводит единство терминологии, подробнее регламентирует некоторые аспекты организации научной работы в вузе. В частности, в законе № 273-ФЗ содержится перечень прав и обязанностей научных работников в вузе, который в законе № 3266-1 отсутствовал. В новом законе, в отличие от утрачивающих силу нормативных документов, приведен перечень возможных форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем учебном заведении (ст. 72), определен порядок создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103).

Новый закон № 273-ФЗ, предусматривающий внесение изменений более чем в 100 федеральных законов, в частности, предполагает внесение дополнений и в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В указанный закон добавляются нормы, регулирующие вопросы подготовки научных кадров в докторантуре.

Концептуальные основы политики государства в области научной деятельности высших учебных заведений на перспективу прежде всего представлены в следующих документах: Доктрина развития российской науки (Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884); Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР-576); Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 июня 2000 г. № 1705).

Порядок планирования, организации и приемки результатов научно-исследовательских работ в вузах, проводящих научные исследования, предусмотренные их уставной деятельностью, уточняется в методических рекомендациях федеральных органов образования и науки. Так, базовые требования к управлению научной деятельностью и организации научных исследований в вузах непосредственно определены в Рекомендациях по организации научно-

исследовательской деятельности вузов1. Данный документ, имеющий спра-вочно-рекомендательный характер, содержит общие рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вуза, обобщает понятийную базу в области научных исследований, определяет порядок взаимоотношений субъектов научно-исследовательской деятельности и особенности заключения и расторжения договоров по НИР, а также планирования и финансирования научных исследований.

Для вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, порядок организации научных исследований, финансируемых Министерством из средств федерального бюджета, определен Положением по организации научных исследований, выполняемых подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации высшими учебными заведениями в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ)2. Данный нормативный документ устанавливает общий подход и условия внутреннего отбора вузом фундаментальных, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, требования к НИР, а также порядок планирования, организации и приемки результатов НИР, проводимых в рамках государственного задания.

Взаимодействие вузов с основными государственными фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (РФФИ, РГНФ) осуществляется в соответствии с порядком, определенным в постановлениях и распоряжениях правительства РФ, в уставных, а также иных внутренних нормативных документах фондов (положения, порядки, программы, решения и т. п.).

Выделим некоторые законодательные инициативы, внесшие в последние годы и способные внести в дальнейшем существенный вклад в развитие вузовской науки.

В первую очередь необходимо подчеркнуть особую роль части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, целиком посвященной вопросам регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которая, вступив в силу с 1 января 2008 г., внесла значительные изменения в практику государственного регулирования трансфера научных достижений. Согласно ее положениям учреждения, осуществляющие научные исследования и разработки, имеют возможность закреплять за собой исключительное право на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств федерального бюджета. В соответствии с единым правилом, закрепленным в статье 1544 ГК РФ, право на единую технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии, т. е. фактическому исполнителю, при этом это право предоставляется бесплатно.

1 См.: Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вузов / Министерство образования Российской Федерации. - СПб., 2003. - (Серия «Инновационная деятельность». - Вып. 24).

2 URL: http://www.dusp.ru/doc/pologenie_15112011.doc

Особую значимость также имели изменения, внесенные Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в статью 27 Закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которым вузы, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Причем при передаче права использования активов исключительные права на результаты интеллектуальной собственности сохраняются за вузом.

Принимаются меры по развитию грантовой системы поддержки вузовской науки. В данной связи необходимо отметить принятое 9 апреля 2010 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», предусматривающее выделение 80 крупных (150 млн рублей на три года) грантов для создания в российских вузах новых сильных научных групп. Сегодня во исполнение Указа Президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» реализуется курс на дальнейшее развитие грантовой поддержки отечественной науки. В данном документе установлена необходимость увеличения к 2018 г. общего объема финансирования государственных научных фондов, как минимум, до 25 млрд рублей.

Также необходимо отметить давно назревшие законодательные изменения в области государственных закупок результатов НИР. Широко обсуждаемый Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» слабо учитывает специфику научно-технологической сферы, однако на протяжении многих лет необходимые корректировки в него не вносились.

Первым шагом по изменению ситуации стало принятие Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поправки, внесенные рассматриваемым федеральным законом, несколько облегчили положение дел: было разрешено проводить закупки за счет средств грантов без проведения конкурсов (у единственного поставщика), а также без проведения конкурсов отбирать третьих лиц для оказания услуг, выполнения работ и поставки товаров в ходе выполнения государственных контрактов в области НИР.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд», вступающий в силу с 1 января 2014 г. изменит ситуацию в сфере закупок результатов НИР более существенно. Данный федеральный закон в некоторой степени учитывает особенности научной сферы. В частности, при заказе работ в области НИОКР значимость критерия, учитывающего качество и квалификацию участников конкурсов, может достигать 80% от общей оценки заявки. Появились положения о научной экспертизе заявок, отсутствующие в действующем законе о госзакупках, а также возможность проводить конкурсы с предквалификационным отбором участников. Однако остаются нерешенные вопросы, в том числе и очень острые, как в плане проведения конкурсов, так и в плане расходования полученных на конкурсной основе средств, а также средств хоздоговоров.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ вопрос регулирования расходования средств на выполнение НИОКР, полученных в виде грантов, равно как и вопрос расходования всех полученных в виде контрактов и хозяйственных договоров средств, относится (ст. 15) к области регулирования Федерального закона от 18 июня 2011 г. 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (к нему же относится и регулирование закупок, производимых государственными автономными учреждениями).

Проведенный анализ основных нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование условий для осуществления научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов России, позволил отследить эволюционную закономерность появления тех или иных документов, связанную с характером проводимых реформ высшей школы России, и сделать вывод, что основные нормативно-правовые акты, положениях которых реально способны активизировать научно-исследовательскую и инновационную деятельность вузов в России, появились только в последние десять лет.

Список литературы

1. Брагин Л. А., Шубенкова Е. В. Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).

2. Гретченко А. А., Манахов С. В. Формирование национальной инновационной системы: методология и механизмы : монография. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.

3. Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.

4. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вузов / Министерство образования Российской Федерации. - СПб., 2003. -(Серия «Инновационная деятельность». - Вып. 24).

5. Сагинова О. В., Завьялова Н. Б., Штыхно Д. А. Связь научных исследований и образовательного процесса в вузах // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 12 (54).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.