НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Канд. экон. наук С. В. Манахов
РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ -НОВЫЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В статье рассмотрена роль научной деятельности вузов в развитии научно-технического потенциала России, определен вклад вузовской науки в общий объем научных исследований и разработок, осуществленных в стране. Проведен анализ современных тенденций развития государственной научно-технической политики, рассмотрены нормативные акты, определяющие правовое поле для осуществления исследований и разработок в нашей стране. Выделены некоторые законодательные инициативы, внесшие в последние годы существенный вклад в становление вузовской науки, определены перспективы развития исследований и разработок в современных российских вузах.
Ключевые слова и словосочетания: научно-техническая политика, вузовская наука, научная деятельность, научно-исследовательская работа, исследования и разработки, законодательство о науке.
Состояние и перспективы развития научного и научно-технического потенциала России во многом определяются совокупностью условий, которые создают государственные структуры для его развития и использования. Научный потенциал напрямую связан со сложившейся в рамках национального хозяйства системой организации и управления научными исследованиями и разработками, зависит от ее способности концентрировать усилия на решении стратегически важных задач, распределять конкретные задачи между отдельными научно-исследовательскими центрами.
Научный потенциал современной России формируется за счет многих составляющих и аккумулируется в четырех основных секторах науки: академическом, вузовском, отраслевом и технологическом.
В последние годы среди руководства страны достаточно основательно утвердилась точка зрения, что развитие вузовского сектора должно сыграть определяющую роль в процессе реформирования государственного сектора науки в целом, наращивания научно-технического потенциала страны. При этом в качестве ориентира рассматривается зарубежный опыт.
Как известно, в развитых странах мира доля университетов в общем объеме научных исследований и разработок, как правило, превышает 30%. В России же, где на протяжении многих десятилетий наука развивалась в специфических условиях, основные исследования и разработки по-прежнему ведутся в академическом и отраслевых секторах (на долю вузовской науки в
2011 г. приходилось только 9% внутренних затрат на исследования и разработки) (рис 1, 2)1.
400000 550000 ¡00000 250000
'Р
| 200000 " 150000 100000 50000 О
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 -♦-Государственный сектор Предпринимательский сектор -*~Сектор высшего профессионального образования -Сектор некоммерческих организаций
Рис. 1. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам деятельности
■ Научно-исследовательские организации
■ Конструктор скпе организации
■ Проектные н проектно-шыскательскне
■ Опытные заводы
■ Высшие учебные чаведемш Пр омышленные предпр11ятия
■ Прочие орган Г5ацнн
Рис. 2. Структура организаций, выполняющих исследования и разработки в России
1 Составлены по: Россия в цифрах. 2013 : краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2013. - С. 382.
Как можно видеть, российские вузы, несмотря на некоторый рост значений показателей, характеризующих научно-исследовательскую активность, не уделяют должного внимания развитию науки, прежде всего ориентированы на педагогическую деятельность.
Гипотетически можно предположить две возможные причины данной ситуации: дефицит спроса и дефицит предложения. Предложением являются результаты НИОКР, проводимых в секторе высшего образования (в первую очередь в университетах), а также научный задел для дальнейших исследований. Практика показывает, что недостатка в научных школах, в накопленном научном заделе не наблюдается. Таким образом, логичным представляется вывод, что причины данной тенденции кроются в крайне низких показателях коммерческого применения результатов исследований и разработок, т. е. в низком уровне спроса. Иными словами, научно-исследовательские организации вовлечены в процесс коммерциализации недостаточно. Низкий уровень участия в процессе коммерциализации и недостаточный уровень финансирования дают университетам крайне неудовлетворительный фундамент для дальнейшего развития научной деятельности1.
Проблема соединения исследовательской и преподавательской деятельности уходит еще в институциональное поле - НИИ как юридическое лицо не может входить в состав университета, т. е. другого юридического лица. Понятие «научно-образовательный комплекс» в современном юридическом поле не регламентировано. В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» вуз на практике не может быть аккредитован как субъект научной деятельности, поскольку в аккредитованной научной организации не менее 70% бюджета должно быть направлено на научную деятельность. При отсутствии же научной аккредитации вуза в целом его структурные научные подразделения неизбежно испытывают проблемы участия в крупных научных проектах, программах, появляются ограничения на определенные виды деятельности
В соответствии с официальными статистическими данными, представленными на сайте Росстата, в 2011 г. в России в 581 аккредитованном государственном и муниципальном высшем учебном заведении 53 944 единицы персонала были заняты осуществлением исследований разработок2. Необходимо отметить, что это только 15% от общей численности профессорско-преподавательского состава российских вузов.
Таким образом, в современной России в вузах сконцентрирована значительная часть научно-технического потенциала страны, который, как показал анализ, используется недостаточно эффективно. В то же время от того, насколько удастся повысить данный показатель, во многом зависят темпы научно-технического прогресса и инновационного развития экономики в целом.
1 См.: Гретченко А. А., Манахов С. В. Формирование национальной инновационной системы: методология и механизмы : монография. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. - С. 36.
2 Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - С. 26.
Еще в 1996 г. закон № 127-ФЗ в качестве основных принципов осуществления государственной научно-технической политики установил интеграцию научной, научно-технической и образовательной деятельности (ст. 11, п. 2). Данная интеграция возможна только в рамках вузовского сектора науки на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках.
Несмотря на наличие обозначенных проблем, важно подчеркнуть, что позиции вузовского сектора науки за последние годы значительно укрепились, чему способствовала целенаправленная политика государства. Правительство РФ приняло и реализовало ряд программ, направленных на активизацию исследований и разработок в секторе высшего образования: ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006); НТП Минобразования России «Университеты России» (2000-2005); НТП Минобразования России «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (2003-2004); НТП Минобразования России «Инновационная деятельность высшей школы» (2003-2004); Аналитическая ведомственная целевая программа Минобрнауки России и Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013); ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007-2013) и др.
Научная деятельность в системе ВПО выделяется в качестве приоритетной наравне с основной (образовательной) и в действующих государственных стратегических документах. Так, в Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года перед вузами ставится задача «...вести фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, выполнять опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их финансирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов. »1.
В утвержденной в конце 2012 г. государственной программе РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. высшие учебные заведения ориентированы на развитие сектора исследований и разработок, «способного поддерживать высокое качество образования на основе основных достижений фундаментальной науки и (или) потребностей профессиональной деятельности, проводить фундаментальные исследования мирового уровня, быть конкурентоспособным на рынке исследований и разработок прикладного значе-2
ния» .
При проведении научно-исследовательских работ деятельность вуза на федеральном уровне регулируется Гражданским кодексом (ч. 4); Налоговым кодексом (ч. 2); федеральными законами Российской Федерации; концепциями и доктринами государственной политики; документами правительства Российской Федерации; приказами Минобрнауки России и др.
1 URL: http://kf.osu.ru/old/science/osnov_doc/strategiya_razvit.pdf
2 URL: http://www-sbras.nsc.ru/win/anons/1689/12/program_razv_nauki_i_tekhnol_2013-2020.pdf
В основе федерального законодательства, регулирующего научную деятельность высших учебных заведений России, лежит уже неоднократно упоминаемый выше Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с изменениями и дополнениями. Отдельные аспекты проведения и организации научно-исследовательской деятельности в вузе также затронуты в Федеральных законах Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Важно отметить, что данные федеральные законы утрачивают силу с
1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Новый закон обобщает и расширяет положения двух вышеназванных федеральных законов, вводит единство терминологии, подробнее регламентирует некоторые аспекты организации научной работы в вузе. В частности, в законе № 273-ФЗ содержится перечень прав и обязанностей научных работников в вузе, который в законе № 3266-1 отсутствовал. В новом законе, в отличие от утрачивающих силу нормативных документов, приведен перечень возможных форм интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем учебном заведении (ст. 72), определен порядок создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103).
Новый закон № 273-ФЗ, предусматривающий внесение изменений более чем в 100 федеральных законов, в частности, предполагает внесение дополнений и в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В указанный закон добавляются нормы, регулирующие вопросы подготовки научных кадров в докторантуре.
Концептуальные основы политики государства в области научной деятельности высших учебных заведений на перспективу прежде всего представлены в следующих документах: Доктрина развития российской науки (Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884); Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР-576); Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 июня 2000 г. № 1705).
Порядок планирования, организации и приемки результатов научно-исследовательских работ в вузах, проводящих научные исследования, предусмотренные их уставной деятельностью, уточняется в методических рекомендациях федеральных органов образования и науки. Так, базовые требования к управлению научной деятельностью и организации научных исследований в вузах непосредственно определены в Рекомендациях по организации научно-
исследовательской деятельности вузов1. Данный документ, имеющий спра-вочно-рекомендательный характер, содержит общие рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вуза, обобщает понятийную базу в области научных исследований, определяет порядок взаимоотношений субъектов научно-исследовательской деятельности и особенности заключения и расторжения договоров по НИР, а также планирования и финансирования научных исследований.
Для вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, порядок организации научных исследований, финансируемых Министерством из средств федерального бюджета, определен Положением по организации научных исследований, выполняемых подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации высшими учебными заведениями в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ)2. Данный нормативный документ устанавливает общий подход и условия внутреннего отбора вузом фундаментальных, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, требования к НИР, а также порядок планирования, организации и приемки результатов НИР, проводимых в рамках государственного задания.
Взаимодействие вузов с основными государственными фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (РФФИ, РГНФ) осуществляется в соответствии с порядком, определенным в постановлениях и распоряжениях правительства РФ, в уставных, а также иных внутренних нормативных документах фондов (положения, порядки, программы, решения и т. п.).
Выделим некоторые законодательные инициативы, внесшие в последние годы и способные внести в дальнейшем существенный вклад в развитие вузовской науки.
В первую очередь необходимо подчеркнуть особую роль части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, целиком посвященной вопросам регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которая, вступив в силу с 1 января 2008 г., внесла значительные изменения в практику государственного регулирования трансфера научных достижений. Согласно ее положениям учреждения, осуществляющие научные исследования и разработки, имеют возможность закреплять за собой исключительное право на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств федерального бюджета. В соответствии с единым правилом, закрепленным в статье 1544 ГК РФ, право на единую технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии, т. е. фактическому исполнителю, при этом это право предоставляется бесплатно.
1 См.: Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вузов / Министерство образования Российской Федерации. - СПб., 2003. - (Серия «Инновационная деятельность». - Вып. 24).
2 URL: http://www.dusp.ru/doc/pologenie_15112011.doc
Особую значимость также имели изменения, внесенные Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в статью 27 Закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которым вузы, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Причем при передаче права использования активов исключительные права на результаты интеллектуальной собственности сохраняются за вузом.
Принимаются меры по развитию грантовой системы поддержки вузовской науки. В данной связи необходимо отметить принятое 9 апреля 2010 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», предусматривающее выделение 80 крупных (150 млн рублей на три года) грантов для создания в российских вузах новых сильных научных групп. Сегодня во исполнение Указа Президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» реализуется курс на дальнейшее развитие грантовой поддержки отечественной науки. В данном документе установлена необходимость увеличения к 2018 г. общего объема финансирования государственных научных фондов, как минимум, до 25 млрд рублей.
Также необходимо отметить давно назревшие законодательные изменения в области государственных закупок результатов НИР. Широко обсуждаемый Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» слабо учитывает специфику научно-технологической сферы, однако на протяжении многих лет необходимые корректировки в него не вносились.
Первым шагом по изменению ситуации стало принятие Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.1 и 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поправки, внесенные рассматриваемым федеральным законом, несколько облегчили положение дел: было разрешено проводить закупки за счет средств грантов без проведения конкурсов (у единственного поставщика), а также без проведения конкурсов отбирать третьих лиц для оказания услуг, выполнения работ и поставки товаров в ходе выполнения государственных контрактов в области НИР.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд», вступающий в силу с 1 января 2014 г. изменит ситуацию в сфере закупок результатов НИР более существенно. Данный федеральный закон в некоторой степени учитывает особенности научной сферы. В частности, при заказе работ в области НИОКР значимость критерия, учитывающего качество и квалификацию участников конкурсов, может достигать 80% от общей оценки заявки. Появились положения о научной экспертизе заявок, отсутствующие в действующем законе о госзакупках, а также возможность проводить конкурсы с предквалификационным отбором участников. Однако остаются нерешенные вопросы, в том числе и очень острые, как в плане проведения конкурсов, так и в плане расходования полученных на конкурсной основе средств, а также средств хоздоговоров.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ вопрос регулирования расходования средств на выполнение НИОКР, полученных в виде грантов, равно как и вопрос расходования всех полученных в виде контрактов и хозяйственных договоров средств, относится (ст. 15) к области регулирования Федерального закона от 18 июня 2011 г. 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (к нему же относится и регулирование закупок, производимых государственными автономными учреждениями).
Проведенный анализ основных нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование условий для осуществления научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов России, позволил отследить эволюционную закономерность появления тех или иных документов, связанную с характером проводимых реформ высшей школы России, и сделать вывод, что основные нормативно-правовые акты, положениях которых реально способны активизировать научно-исследовательскую и инновационную деятельность вузов в России, появились только в последние десять лет.
Список литературы
1. Брагин Л. А., Шубенкова Е. В. Исследовательская деятельность студентов - основа подготовки молодых ученых // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).
2. Гретченко А. А., Манахов С. В. Формирование национальной инновационной системы: методология и механизмы : монография. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012.
3. Индикаторы науки: 2013 : статистический сборник. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
4. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности вузов / Министерство образования Российской Федерации. - СПб., 2003. -(Серия «Инновационная деятельность». - Вып. 24).
5. Сагинова О. В., Завьялова Н. Б., Штыхно Д. А. Связь научных исследований и образовательного процесса в вузах // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 12 (54).