Научная статья на тему 'Аксиология журналистики в научном дискурсе: опыт исследований факультета журналистики МГУ'

Аксиология журналистики в научном дискурсе: опыт исследований факультета журналистики МГУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиология / российская журналистика / ценности / профессиональная этика журналиста / факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Свитич Луиза Григорьевна

Статья посвящена анализу научных воззрений на теорию ценностей в контексте проблематики аксиологии журналистики, а также обоснованию ключевой роли общепризнанных ценностей деятельности журналиста. Дается обзор исследований, которые на протяжении более двадцати лет реализовывались сотрудниками и аспирантами факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Свитич Луиза Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиология журналистики в научном дискурсе: опыт исследований факультета журналистики МГУ»

Аксиология журналистики в научном дискурсе: опыт исследований факультета журналистики МГУ

Ольга Смирнова Луиза Свитич

Статья посвящена анализу научных воззрений на теорию ценностей в контексте проблематики аксиологии журналистики, а также обоснованию ключевой роли общепризнанных ценностей деятельности журналиста. Дается обзор исследований, которые на протяжении более двадцати лет реализовывались сотрудниками и аспирантами факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: аксиология, российская журналистика, ценности, профессиональная этика журналиста, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

УДК 316.77:001.8:378.096 МГУ+070 DOI: 10.30547/mediaaLmanah.5.2024.2026 EDN: TKGOVW

© Смирнова Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой цифровой журналистики

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

© Свитич Луиза Григорьевна

доктор филологических наук, ведущий научный

сотрудник Проблемной научно-исследовательской

лаборатории комплексного изучения актуальных

проблем журналистики факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы

Анализ научных воззрений на теорию ценностей показывает, что она по-разному понимается учеными и взгляд на нее меняется в зависимости от этапов развития общества. То она соотносится с биопсихологическими потребностями человека, то с категориями полезности, инструменталь-ности, нормы, социальной регуляции, то с трансцендентными, идеальными понятиями. Одни считают, что ценности моноконстантны, другие исповедуют аксиологический дуализм или плюрализм. Изучение различных аксиологических систем приводит к выводу, что в наибольшей степени российской цивилизации соответствуют ценности, связанные с понятиями добра, миролюбия, человеколюбия, справедливости, творческого отношения к жизни, общинного менталитета, полноценной семьи, трудолюбия, которые, в конечном счете, весьма близки к исконным ценностям, выраженным в православии.

Корневые общенациональные ценности формировались веками и составляют становой хребет, ось, которая держит и сохраняет любую страну. Носителем базовых черт нации является народ (от слав. «род») -связанная одинаковым происхождением

и языком культурно-историческая общность людей, обычно проживающая на одной территории, единый народ, соединенный духовно-нравственными представлениями о мире (иногда говорят - «ментально-стью»). Это общее народное, национальное чувство бывает так сильно, что даже в другой языковой и культурной, духовной среде человек чувствует себя представителем своего народа.

На подходы к пониманию целей и задач журналистики оказывают влияние и факторы глобального, и в особенности национального социокультурного характера, что ведет к формированию медиа-систем, впитывающих общемировые тенденции, но при этом в различной степени уникальных, основывающихся на традиционных для данного общества ценностных парадигмах. Исследователи выделяют две базовые парадигмы: первая основана на ориентации на базовые духовные ценности как идеал, вторая направлена скорее на практические материальные ценности, на полезность, приобретение и умножение богатства, построение карьеры и т.п. При этом базовые ценностные парадигмы формируются под влиянием прежде всего национальных особенностей и аксиологических императивов каждого конкретного общества. Представление о значимости тех или иных духовных и материальных реалий, их субъективный выбор формирует нравственную ориентацию страны в целом, позволяя определить место, которое общество отводит той или иной ценности в их общей системе. Журналист, который находится в противоречии с преобладающими в обществе представлениями, рискует не найти должного отклика у аудитории, и в конечном счете результаты его деятельности могут оказаться неэффективными, но главное - он не выполнит основной миссии журналистской профессии, которая связана с трансляцией базовых ценностей общества. Таким образом, роль иерархии общепризнанных

ценностей и их объективной значимости в процессе деятельности журналиста является ключевой, а ценностная ориентация общества становится важнейшим фактором, формирующим фундаментальные профессиональные установки (Вартанова, 2018). В связи с этим особое значение приобретает аксиология журналистики - « науч -ная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации аудитории СМИ» (Сидоров, Ильченко, Нигматуллина, 2009: 10).

Ценностные ориентации общества отражаются как в профессиональной практике, так и в национальных кодексах профессиональной этики. Следует отметить, что процесс кодификации журналистики на первоначальных этапах развивался в странах и регионах Западной Европы и Северной Америки. Кодексы профессиональных обязанностей журналистов были приняты в Швеции (1916 г.), Франции (1918 г.), США (1923 г.) Этические кодексы создавались, с одной стороны, под влиянием объективных процессов, происходящих в мире, с другой -являлись результатом журналистской саморефлексии и формирования профессиональной морали. Первые документы отличались определенным содержательным сходством, их ключевыми установками были честность при сборе информации, правдивость в сообщении, уважение законов и общепринятой морали и т.п. Развитие журналистики на глобальном уровне создавало условия для интернационализации профессиональных проблем, что в дальнейшем привело к появлению международных кодексов, как правило носивших декларативный характер и нацеленных на унификацию и стандартизацию журналистской деятельности

без учета национальных социокультурных особенностей. Последующие национальные кодексы создавались в значительной степени под влиянием сформированных на первоначальном этапе подходов. Этим можно объяснить то, что большинство из них базируются на международных этических кодексах и фокусируются на ранее прописанных базовых принципах. Однако в современный период такое понимание требует дополнительного осмысления, поскольку социальная практика на национальном уровне выявляет нравственные противоречия. Необходимость изучения национальных особенностей развития современной журналистики, ее социальных ролей и ценностных ориентиров продиктована прежде всего тем, что журналистика и медиа, как общественные институты, «обеспечивают индивидуальную и общественную культурную, социальную, политическую, экономическую идентичность обществ и людей» (Вартанова, 2023: 16).

Исследования медиаконтента и ценностных ориентаций журналистов

Одной из первых работ, где были разработаны некоторые философские, общенаучные подходы к аксиологии журналистики, была монография Л.Г. Свитич «Феномен журнализма» (2000), идеи которой были продолжены в работе «Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов» (2002). В двухтомной монографии «Информационная и психологическая безопасность в СМИ» (2002, 2008) ценности, которые пропагандировались в средствах массовой информации, рассматривались не только на основе теоретических подходов, но и с применением конкретных социологических и психологических методик (в частности, опроса журналистов и телезрителей-подростков, в котором выявлялись их ценностные установки и отношение к телевидению). Весьма заметной в аксиологическом

исследовательском поле была и коллективная монография «Массмедиа и ценностные отношения общества» под редакцией Г.В. Лазутиной (2013), связавшая этику журналистики с ее базовым аксиологическим фундаментом и отразившая системный подход к исследованию ценностных отношений в обществе. В 2024 г. на факультете журналистики МГУ была издана коллективная монография «Деонтология и этика в современном медиадискурсе» под редакцией Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой и Т.И. Фроловой, в которой освещались не только теоретико-методологические основы изучения этических проблем в журналистике (в том числе аксиологических), но и направления исследований этики в разных сегментах медиасистемы.

Нужно отметить, что проблематика аксиологии журналистики на протяжении более двадцати лет активно рассматривалась в исследованиях сотрудников и аспирантов факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Приведем некоторые примеры, чтобы обозначить тематическое и методологическое разнообразие подходов. Так, исследование С.Б. Стебловской (2010) выявило несоответствие реального ценностного поля журналов для подростков базовым отечественным ценностям, в результате чего трансформировалась и искажалась нравственно-ориентирующая функция воспитания детей и подростков. А.Г. Башкатова (2010) провела контент-аналитическое исследование ценностных аспектов литературных рецензий. Позднее по схожей концепции противопоставления ценностей и антиценностей Е.С. Тюрина рассматривала отражение семейных ценностей в подростковых журналах (Свитич, Тюрина, 2018), а Т.И. Шведова - в мужских и женских журналах, в контексте полицивилизационной парадигмы при различии отечественной и западной традиций журналистики (Свитич, Шведова, 2019). А.В. Демьянова по той же методологии изучала ценностно-тематическую

структуру в подростковых журналах (Свитич, Демьянова, 2022).

В 2015 г. на факультете журналистики МГУ было предпринято исследование ценностных ориентаций, выявленных в 920 публикациях печатных СМИ (от федеральных до районных), присланных авторами-журналистами на конкурс «Семья и будущее России» (Свитич, 2015; Свитич, Замотина, 2018). На протяжении более 20 лет реализовывался проект «Динамика традиционных ценностей на телевидении» (2001-2023), посвященный анализу отражения традиционных российских ценностей в контенте основных федеральных телеканалов (Свитич, 2009, 2014). Концепция выбора нравственных ориентиров основана на анализе 30 тысяч пословиц, собранных В.И. Далем1, в результате чего создан кодификатор для клип-контент-анализа. Методика строилась по дихотомическому принципу: кодировались традиционные ценности и противостоящие им антиценности. Контент-анализ показал, что если в 2002 и 2008 гг. соотношение позитивных ценностей и антиценностей на экране топовых телеканалов было почти одинаковым - 58 и 42%, то в 2013 г. оно изменилось, составив уже 63 и 38%, в 2018 г. -74 и 26%, а в 2023 г. - 84 и 16% соответственно. Российский телеэкран, безусловно, стал за последние годы более позитивным, патриотичным, креативным, созидательным, познавательным, милосердным, семейным, - более приверженным базовым российским ценностям (Свитич, 2023 (б)).

Результаты второго панельного проекта «Традиционные ценности в семантическом медиапространстве русскоязычных СМИ "Интегрума"» (2001-2022) были получены на основе исследования семантических понятий, связанных страдиционными ценностями (Свитич, 2023 (в): 204). Исследование показало, что в русскоязычном медиаполе постоянно увеличивается количество слов, связанных с понятиями «ценности», «традиционные ценности», что предположительно

вызвано политическими и социокультурными процессами в стране. Анализ показывает, что обсуждению традиционных ценностей большее внимание уделяют региональные СМИ, чем федеральные и зарубежные, а интернет-издания, агрегаторы новостей чаще артикулируют понятие «западные ценности» (Свитич, 2023 (а).

С 2019 по 2024 г. проводилось исследование профессионально-этических стандартов журналистов в России и Китае, по результатам которого был опубликован ряд статей (Смирнова, Стебловская, Ван, 2022; Смирнова, Ван, 2022) и защищена кандидатская диссертация. В частности, было выявлено, что морально-этические принципы современной китайской журналистики в значительной степени базируются на национальных культурных и философских традициях, связанных со следованием основам конфуцианской этики, с приверженностью традициям, лояльностью журналистов по отношению к государству. Российская журналистика, по выводам этого исследования, также формировалась под влиянием национальных исторических и социокультурных факторов, что определило ее ключевые морально-этические принципы. При этом на формирование морально-этических принципов в современной России также оказали значительное влияние социально-политические трансформации 1990-х гг. и последовавшие за ними поиски новой национально-культурной идентичности, ориентированной на западные ценности, и разворот к общемировым тенденциям в области профессиональной этики журналистики (Ван, 2024).

В 2023 г. экспертами факультета журналистики было проведено исследование ценностных ориентиров будущих российских журналистов, в ходе которого были анонимно, при помощи электронных форм опрошены студенты 2 курса бакалавриата факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (N=274) (Смирнова, Кажберова, 2023). Опрос

23

показал, что будущие журналисты имеют достаточно расплывчатое понимание категории «ценность»; определяя ее, они используют синонимичные понятия (ценности, оценка, значимость, важность и т.п.), предлагают абстрактные и чрезмерно общие формулировки. Присутствовавшие в ответах конкретные определения демонстрировали преобладание понимания ценности как личного приоритета и/или морального выбора, ориентира. Полученные результаты позволили сориентироваться в понимании того, как идет формирование профессиональных ценностей у студентов, изучающих журналистику. В 2023 г. был проведен следующий этап этого исследования (Смирнова, Демина, Кажберова, Стебловская, 2024), в ходе которого были опрошены уже не только российские студенты (получено 274 анкеты), но и иностранные (граждане КНР, 55 анкет), обучающиеся на факультете журналистики МГУ. Ответы студентов, принимавших участие в исследовании, и на этом этапе подтвердили, что в восприятии ими профессии журналиста, ее миссии, ценностей и задач, в представлениях о своем будущем наблюдаются существенные различия, предположительно связанные с национальной спецификой ценностных представлений, что в целом соотносится с существующими концепциями культурных кодов. При этом важно учесть, что в контексте геополитических, социокультурных, аксиологических трансформаций возможны как внутриличностные (материальное - духовное; гедонизм - идеализм), так и крос-скультурные, цивилизационные (ценности выживания - самореализации; секуляр-ные - традиционные ценности) конфликты ценностей, которые в дальнейшем могут приобретать все большую остроту. Так, например, у китайских студентов выявлено отчетливое стремление не только помогать близким и семье, но и реализовываться в профессии с материальной точки зрения; многие в этой группе планируют принести

пользу обществу, быть похожими на исторических личностей. Российские студенты чаще акцентировали внимание на индивидуальных ценностях, отмечая такие из них, как самореализация, личный успех, гармоничное развитие личности, однако было зафиксировало и стремление помогать людям и участвовать в волонтерских проектах.

Выводы

Проведенный анализ продемонстрировал, что объектом внимания исследователей становятся различные аспекты как содержания СМИ, так и профессиональной деятельности журналистов. Представляется, что реализация важнейших общественных задач затруднительна без осознанного понимания журналистами своих ценностных ориентиров. Мировоззрение профессиональных журналистов основано на ихличных нравственных ориентациях, представлениях о профессиональных ценностях, которые они приобрели, получая журналистское (или иное) образование, а затем в процессе практической деятельности, особенно в ситуациях, требующих этического выбора. Развитие национальных медиа и журналистики обусловлено в первую очередь общественными интересами. К числу основных компетенций современного журналиста медиаисследователи относят уже не только базовые профессионально-технологические знания и навыки, но и способности учитывать ценностные ориентиры общества и вписывать свою деятельность в широкий социально-политический контекст (Смирнова, Стебловская, Ван, 2022; Тулупов, 2016), учитывая изменения политических, социокультурных, информационных и технологических процессов в начале XXI столетия.

Таким образом, анализ теоретического дискурса аксиологии журналистики и результатов исследований в этой сфере показывает усиление внимания к нравственным ориентирам журналистики (шире - медиа),

которые являются основой для реализации миссии журналистики как оперативного средства трансляции базовых смыслов

и ценностей, отражающих объективные потребности современного российского общества и содействующих развитию страны.

Примечания

1 Даль В.И. Пословицы русского народа:. в 2 т. М.: Худ. лит., 1984. Библиография

Башкатова А.Г. Ценностный аспект литературной рецензии в современной прессе // Журналистика в 2009 г.: трансформация систем СМИ в современном мире: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский. М.: Фак. журн. МГУ, 2010. С. 344-345.

Ван Фан. Эволюция профессионально-этических стандартов журналистики: опыт Китая и России (1991-2023 гг.): дис. ... канд. филол. наук. М., 2024.

Вартанова Е.Л. Медиасистема в контексте общественных процессов: переосмысление теоретической конструкции // Меди@льманах. 2023. № 2. С. 8-19. 001: 10.30547/ теС1аа1тапаИ.2.2023.819

Вартанова ЕЛ. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С. 165-176.

Деонтология и этика в современном медиадискурсе. К 90-летию Г.В. Лазутиной: колл. моногр. / отв. ред. ЕЛ. Вартанова, О.В. Смирнова, Т.И. Фролова. М.: Аспект Пресс, 2024.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А.И. Донцова, Ю.П. Зинченко,Я.Н. Засурского, Е.Л. Вартановой и др. М.: Аспект Пресс, 2002.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. Т. 2. Феномен «разорванной коммуникации»: сб. ст. / под ред. Я.Н.Засурского, Ю.П. Зинченко,Л.В. Матвеевой, ЕЛ. Вартановой и др. М.: Аспект Пресс, 2008.

Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2013.

Свитич Л.Г. Динамика отражения традиционных ценностей русского народа в телеконтенте // Медиа и межкультурная коммуникация в европейском контенте: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. С. 174-177.

Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002.

Свитич Л.Г. (а) Методология и результаты исследования ценностных дихотомий в русскоязычном семантическом медиаполе (по базам программы «Интегрум» // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 2. № 3. С.127-141. 001: 10.51965/2076-7919_2023_1_4_127

Свитич Л.Г. Семья и будущее России. Социологическое исследование: контент-анализ конкурсных публикаций. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Свитич Л.Г. (б) Традиционные российские ценности на телеэкране в динамике (2002-2023 гг.) // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 2. № 2. С. 200-214. 001: 10.51965/2076-7919_2023_2_2_200

25

Свитич Л.Г. Традиционные характеристики русского народа на ТВ // Журналистика в 2008 г.: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: мат. Всерос. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2009. С. 255-256.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: ИКАР, 2000.

Свитич Л.Г. (в) Эволюция ценностной семантики медиаконтента по базам «Интегрума» // Журналистика в 2022 г.: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2023. С. 204.

Свитич Л.Г., Демьянова А.В. Ценностно-тематическая и коммуникативная структура подростковых изданий (контент-анализ журналов «Костер» и OOPS!) // Журналистика XXI века: исторический опыт и современное развитие: межвуз. сб. научн. тр. Вып. XXII. Владикавказ: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова, 2022. С. 50-74.

Свитич Л.Г., Замотина Н.Н. Семья в объективе прессы (контент-аналитическое исследование конкурсных публикаций) // Журналист. Социальные коммуникации. 2018. № 1. С. 103-126.

Свитич Л.Г., Тюрина Е.С. Освещение семейных ценностей в журналах для подростков // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 4. С. 195-210.

Свитич Л.Г., Шведова Т.И. Семейные ценности в мужских и женских глянцевых изданиях // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. С. 182-197.

Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В.А. Сидорова. СПб.: Роза мира, 2009.

Смирнова О.В.,Демина И.Н., Кажберова В.В., Стебловская С.Б. Ценностные ориентации будущих журналистов в России и Китае: результаты анкетирования студентов // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 2. С. 303-324. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(2).303-324

Смирнова О.В., Стебловская С.Б., Ван Фан. Ценностные ориентации журналистов России и Китая: сравнительный анализ профессионально-этических кодексов // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 453-472. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).453-472

СмирноваО.В., Кажберова В.В. Ценностные ориентиры будущих российских журналистов (результаты опроса студентов) // Меди@льманах. 2023. № 2. С. 53-59. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.2.2023.5359

Смирнова О.В., Ван Фан. Ценностные ориентации журналистов КНР в контексте идей конфуцианства // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 16-25. DOI: 10.30547/mediaal-manah.2.2022.1625

Стебловская С.Б. Методологические основы исследования аксиологического поля журналов для подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 1. С. 138-153.

Тулупов В.В. Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 22-23.

Дата поступления в редакцию: 09.09.2024 Дата публикации: 20.10.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.