Научная статья на тему 'Фундаментальное исследование феноменологии журналистики'

Фундаментальное исследование феноменологии журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пискунова Марина Игоревна

Рецензия на книгу: Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: в 2 т. М.: ИКАР, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пискунова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальное исследование феноменологии журналистики»

Фундаментальное исследование феноменологии журналистики

(Рецензия на книгу: Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: в 2 т. М.: ИКАР, 2024)

Марина Пискунова

УДК 070:001.8(049.32)

DOI: 10.30547/mediaaLmanah.5.2024.110115

EDN: HMIBVU

© Пискунова Марина Игоревна кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), [email protected]

Луиза Григорьевна Свитич - доктор филологических наук, заслуженный научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ. Автор 300 научных и учебно-методических публикаций,в том числе 50 книг1. Один из создателей Госу -дарственных образовательных стандартов по направлению и специальности «Журналистика». Автор и лектор курсов «Философские основы журналистики», «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Социология журналистики», «Креативность журналистики», « Аксиология журналистики», «Этика журналистики» и др.

Разрабатывать философские аспекты журналистики/журнализма Луиза Гри -горьевна начала еще в 1996 г., когда этот подход был дискуссионным. Уже в 1998 г. появились первые ее публикации на эту тему. В 2000 г. вышла монография «Феномен журнализма», а в 2002 г. Л.Г. Свитич защитила докторскую диссертацию по совокупности работ и по научному докладу «Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов». Долгие годы Луиза Григорьевна читала курсы «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Философские основы

журналистики», «Креативность журналистики», «Этика журналистики», в которых нашли отражение ее идеи. В 2012 г. вышло учебное пособие « Журналистика в контексте современных научных парадигм», а в 2017 г. - учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры «Актуальные проблемы современной науки и журналистика».

Издание двухтомной монографии «Феноменология журналистики (2024) совпало с пятидесятилетием работы Луизы Григорьевны Свитич на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Это основательный научный отчет за полувековое служение alma mater.

«Феноменология журналистики» посвящается светлой памяти Я.Н. Засурского, 95-летию со дня его рождения. Это посвящение не формально: «Ясен Николаевич Засурский, декан, потом президент факультета журналистики МГУ, - патриарх журналистского образования. С его именем связано развитие журналистского образования не только на нашем факультете, но и в стране. Он был председателем Учебно-методического объединения ( УМО) деканов журналистских вузов, под его руководством разрабатывались образовательные стандарты, концепция и программы подготовки журналистов в стране,учебники и методическая литература, он имел прямое отношение к структуре научных исследований в сфере журналистики и сам активно занимался изучением зарубежной прессы, особенно американской. Многие исследования, которые проводила я, были инициированы и благословлены Я.Н. Засурским. Он всегда помогал мне мудрым советом и доброжелательной критикой»2 (т. 1, с. 5).

Рецензируемое издание демонстрирует преемственность монографии Л.Г. Свитич «Феномен журнализма» (2000), предисловие к которой написал Я.Н. Засурский. Тогда, на рубеже веков, было принципиально важно исследовать философские аспекты журналистской деятельности, информационной

сферы, и потому термин «журнализм» сформулирован как обобщающее, в большей степени философское понятие. Связь монографий «Феномен журнализма» и «Феноменология журналистики» не только в последовательности выводов. Научный анализ журнализма в общенаучном, философском контексте позволил по-новому взглянуть на многие сущностные черты и особенности журналистской профессии, прежде не попадавшие в поле зрения ученых. В двухтомной монографии представлены разные направления исследований, связанные с философским, аксиологическим, социологическим, психологическим, синергетическим,креативным аспектами изучения журналистики. Таким образом, автор словно закольцовывает свои научные изыскания последних двадцати лет.

В настоящей монография представлены системные результаты исследований журнализма и журналистики. Под журнализмом автором понимается «массинфор-мационная медиация, основой которой является креативная деятельность, связанная с созданием,пересозданием и оперативным распространением информации в ритмизированной, дискретной форме на всех уровнях информационных процессов» (т. 1, с. 8). Журнализм в свете современной общенаучной парадигмы рассматривается как цивилизационный, социономный, профессиологический, креативный, аксиологический, динамический, синерге-тический феномен.

Первый том монографии посвящен ноу-менологии журналистики, в нем анализируются сущностные философские, онтологические понятия журналистики. Второй том представляет профессиологическую сторону функционирования журналистики, реальный процесс феноменологизации, т.е. превращение сущностных смыслов в отображаемые в тестах феномены действительности.

В первой главе представлены философ- очевидные со временем негативы новой

ские основания журналистики, основные системы жизнеобщения и миропонимания

понятия и дефиниции. Аксиологические и, начиная с десятых годов, стало трезветь,

исследования, очень важные для совре- осознавать издержки революционных пе-

менного осмысления теоретических основ регибов девяностых годов и постепенно

и практической деятельности журналистов, возвращаться, на новом, конечно, уров-

анализируются во второй главе. Через при- не, к отечественным ценностям, оставаясь

зму медиафеноменологизации детально при этом более динамичным, свободным

разбираются традиционные российские и активным, создавая новые производ-

ценности, на основе выводов социологи- ства с применением современных техно-

ческих исследований автора описывает- логий, внедряя демократические формы

ся ценностная семантика медиаконтента. управления и самоуправления, сочетая их

В третьей главе «Семантика журналистики» с сильной властной вертикалью, разви-

подробно описано семантическое поле вая волонтерство и взаимопомощь, воз-

основных медиапонятий, сформулирова- рождая науку, привлекая молодых к мо-

ны функции, миссия и роль журналистики дернизации и обновлению всех сфер науки

в процессе феноменологизации. и производства, в том числе, и особенно,

Четкая структурированность текста по- с использованием цифровых технологий

могает читателям - ученым, преподавате- и искусственного интеллекта» (т. 1, с. 114).

лям, аспирантам и серьезным студентам - Для Л.Г. Свитич характерны полифонич-

прояснить важные понятия, которыми опе- ность и основательность научных изыска-

рирует автор, и определить векторы своих ний, глубокое понимание исторического

исследований. контекста исследований. Автор описывает

Исторические экскурсы, которые со- не только теоретические конструкции жур-

вершает автор, хорошо иллюстрируют, к налистики, но и их отражение в реальности:

примеру, причины «пожелтения» и крайней так, на основании своих социологических

коммерциализации журналистики, падения исследований Луиза Григорьевна обраща-

нравов и снижения уровня образования и ет внимание на антисмыслы и антиценно-

многие другие негативные явления 1990 гг. - сти разного уровня, отображенные в СМИ.

именно в преобладании, насаждении за- Актуальный интерес вызывают иссле-

падной парадигмы мышления. Л.Г. Свитич дования, посвященные западным и тради-

отмечает: «Одновременно появилась воз- ционным российским ценностям. Общий

можность приобрести навыки демократии, анализ соотношений приводит к выводу,

свободы, парламентаризма, стимулировать что словосочетание «западные ценности»

инициативу и активность людей в разных преобладает во всех типах федеральных

сферах, содействовать их самоутверждению СМИ, за исключением информационных

и самостоятельности, хотя противополож- агентств, радио и телевидения, а во всех

ной тенденцией стал расцвет индивидуа- видах региональных СМИ, в том числе и в

лизма, эгоизма, неправомерной жесткой интернет-изданиях, чаще разговор идет о

конкуренции в разных сферах, коммерци- «традиционных российских ценностях». Так,

ализации». И далее: «...общество являло панельные исследования динамики отра-

смесь самых разных и противоположных жения традиционных ценностей с 2002 до

тенденций и было разделено на сторонни- 2023 г. показали «волновую ценностную

ков отечественного направления развития ориентированность, постепенно. усиливая

или западного либерального пути <...> Но внимание к базовым отечественным цен-

постепенно общество увидело все более ностям (патриотизм, творческое отношение

к жизни, стремление к познанию, справедливости, милосердию, взаимопомощи, нравственности, духовности,созидательному труду и др.)» (т. 2, с. 215). Общественная повестка дня стала больше внимания уделять обсуждению именно сущностных базовых ценностей страны, а следовательно, эффективнее выполнять функции фе-номенологизации журналистики.

В главе «Креативность журналистики» Л.Г. Свитич обращается к философским основам понятия, различным концепциям творчества и миссии журналистики как основы феноменологии творчества. И далее, в результате анализа этих концепций применительно к журнализму, она выделяет различные проявления креативности: «как отражение реальности, созданной до творящего (в соответствии с платоновской концепцией отражения первоидеи, сущности, смысла); как творческий процесс в состоянии вдохновенного напряжения духовной, творческой энергии; как новый продукт, новое произведение, в данном случае текст/контент массовой информации; как отсроченный результат творчества, воздействие на жизнь, созидание жизни, реальное влияние на сознание и поведение, а следовательно, и на состояние общества при помощи СМИ, их постоянного, ритмологического и направленного воздействия (либо без такового, стохастически); какспособность творческой личности в качестве предпосылки и условия творчества» (т. 2, с. 12).

В отдельной главе внимание автора обращено к журналистике как синерге-тической системе и существованию журналистики в контексте общенаучных идей. Невозможно, считает автор, понять глубинную сущность феноменологии журналистики без рассмотрения общецивилизаци-онных и метаинформационных гипотез, подробно представленных в монографии. Надо заметить, что Л.Г. Свитич стала одной из первых рассматривать журналистику

как синергетическую систему, и многие ее идеи, высказанные в монографии «Феномен журнализма» (2000), подтвердились. «В связи с успокоением революционных взрывов, удалением от точки бифуркации, урегулированием хаотического социального пространства ситуация меняется в сторону все более широкого, спокойного и многообразного отражения нашей жизни» (т. 2, с. 15). Новый век принес существенные изменения в медиапроизводст-ве, нуждающиеся в научном осмыслении.

Л.Г. Свитич замечает, что, несмотря на общие тенденции стереотипизации и вто-ричности контента, в региональной прессе еще жива журналистика, следующая отечественной традиции: «помимо новостей в ней есть аналитика и очеркистика, а журналисты в основном пользуются первоисточниками и бывают сами на месте события» (т. 2, с. 41). Однако новая информационно-технологическая ситуация существенным образом сказалась на рефлексии журналистов по поводу авторской деятельности: отчетливо проявилось несовпадение желаемого с реальным. Заметно, что вторичные и интернет-источники используются все чаще, а непосредственное наблюдение и общение с участниками событий -реже. Автор отмечает более заметную у журналистов частных изданий зависимость от владельцев и издателей, чрезмерную интенсификацию их труда, вторичность источников информации и ориентированность на коммерческие функции.

Крайне важным для изучения проблем креативности журналистики является выявление модели творческой личности журналиста. Автор монографии обращается к психологическим исследованиям, к профессиологической литературе, прежде всего к работам Е.А. Климова и его последователей, которые создали информационную поисковую программу «Про-фессиология». На основе этой программы Л.Г. Свитич разработала модель-профес-

Фундаментальное исследование феноменологии журналистики

сиограмму журнализма и модель личности несут новые угрозы журналистике, посколь-журналиста. ку пока не совершенны, связаны с этиче-

Завершает монографию шестая гла- скими проблемами, не учтенными в зако-ва «Социодинамика журналистики». Здесь нодательстве, могут быть использованы каждый параграф достоин стать отдельной для канализированной пропаганды, нега-монографией: «Социокультурная циклич- тивного влияния на общественное мнение, ность», «Историометрика журналистики способны создавать фейковую информа-XIX века», «Феномен советской журналис- цию, связаны с уменьшением журналист-тики» и др. Исследования Л.Г. Свитич позво- ского творчества и шаблонизацией, бана-ляют отследить процесс социодинамики лизацией журналистских процессов, их как процесс феноменологизации россий-"механизации" и снижением интеллекту-ской журналистики: «От установленной ального, эстетического и эмоционально-иерархизированной советской журналис- го фона аудиторного восприятия. Крайне тики, с ярко выраженной общественной важно, максимально эффективно исполь-миссией - к посмодернистской, перестро- зуя новые технологические возможности, ечной, реализующей все особенности си- не утратить базовые качества журналис-нергетического хаотизма и дуальности - тики: ее тесную связь с реальной жизнью, к современной, более ценностно опре- творческий характер и способность выделенной и динамично развивающейся полнять свои информационно-социаль-в направлении цифровой журналистики ные, ценностно-ориентирующие, комму-с использованием искусственного интел- никативно-консолидирующие функции лекта и нейросетей» (т. 2, с. 201). по объединению страны и ее развитию»

Журналистская работа кардинально (т. 2, с. 199). трансформируется: «повышается опера- Отличительная особенность монографии тивность, увеличивается интенсивность «Феноменология журналистики» Л.Г. Свитич -труда, интерактивность связей с аудито- концептуальность, насыщенность фактами рией и возможности взаимодействия с и структурированность изложения, предо-ней, общественным мнением при помо- ставляющая возможность для вдумчивого щи социальных сетей и другими способами, читателя присоединиться к размышлениям, меняется характер работы журналистов с исследованиям, опираясь на изложенный источниками информации, использова- материал, развить темы, найти новые пути ние возможностей Интернета для поиска, их осмысления и реализации. В монографии проверки информации и даже для созда- в полной мере воплотились философские ния текстов» (т. 2 с. 199). Однако вместе и медиатеоретические концепции автора, с этим множится «клонированная», вто- подкрепленные социологическими иссле-ричная информация (из Интернета в из- дованиями, показаны сложные процессы дания и обратно), сокращаются возможно- феноменологизации журналистики. От-сти творческой реализации журналистов. четливо проявлена позиция ориентироваВ условиях технологизации, интенсифика- ния журналистов и исследователей на луч-ции и универсализации труда журналиста шие отечественные традиции в концепции возникают и повышенная напряженность, феноменологизации, практическую реа-стрессогенность, что требует изучения этой лизацию сущностных смыслов и ценнос-проблемы медиапсихологами. тей российской журналистики.

«Искусственный интеллект и нейросети Монография «Феноменология журна-наряду с облегчением труда журналистов листики» Л.Г. Свитич будет интересна не толь-в поиске информации и других процессах ко исследователям в области философии

информации, но и преподавателям и студентам факультетов журналистики и ме-диакоммуникаций. Однако от студентов потребуется понимание разноаспектности,

сложности и уникальности журналистики как понятия и как сферы деятельности, т.к. планка преподавания дисциплины поставлена очень высоко.

Примечания

1 См., напр., публ. Л.Г. Свитич: Журналистика в контексте современных научных парадигм. М.: Фак. журн. МГУ, 2012; Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017; Журналисты и аудитория. Из социологического архива: в 2 ч. М.: ИКАР, 2018; Социология журналистики: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2024.

2 Здесь и далее книга Л.Г. Свитич «Феноменология журналистики» цитируется с указанием тома и страницы в круглых скобках.

Библиография

Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024.

Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002.

Свитич Л.Г. Журналистика в контексте современных научных парадигм. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: ИКАР, 2000.

Свитич Л.Г. Феноменология журналистики: моногр. К 95-летию Я.Н. Засурского [Т. 1. Ноуменология журналистики; Т. 2. Праксеология журналистики]. М.: ИКАР, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.