Научная статья на тему 'Аксиологический универсум космизма и трансгуманистическое искусство: горизонты взаимоотношений'

Аксиологический универсум космизма и трансгуманистическое искусство: горизонты взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / MODERN CULTURE / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / SPACE ART / AKSIOKONSTANTY / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСУМ КОСМИЗМА / AXIOLOGICAL UNIVERSE COSMISM / ТРАНСГУМАНИЗМ / TRANSHUMANISM / ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / TRANSHUMANIST ART / СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ПРАКТИКА / CONTEMPORARY ART PRACTICE / КОСМИЗМ / АКСИОКОНСТАНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акименко Е. С.

В статье рассматривается актуальная интерпретация культуротворческого универсума космизма (с центральными темами эволюции, постчеловека, NBIC-технологий, экстропии, бессмертия, искусственного интеллекта и т. п.), которую предлагает интересное направление в современном арт-пространстве трансгуманистическое искусство. В целом ряде арт-проектов креаторов трансгуманистического искусства успешно воплощается аксиоконстанта комизма, которая в ситуации формирования современного космизированного медиаландшафта культуры анонсирует стремление расширить антропоэкосферу до геоастрономических измерений. Смыслопорождающая деятельность художников-трансгуманистов моделируется в соответствии с идеей привлечения новейших научно-технологических ресурсов для расширения традиционного представления о границах человеческих возможностей, устоявшегося хронотопа бытия, поступательного прогресса культурной жизни. Если учесть, что творцы трансгуманистического искусства пытаются интуитивно понять и объяснить мировоззрение, которое утверждает необходимость использования специальных технологических разработок, результатов научных экспериментов для осуществления радикальных трансформаций человеческой природы по направлению к ее духовному и физическому совершенствованию, то форма и содержание создаваемых ими арт-объектов довольно часто характеризуется одинаково, а именно полным слиянием духовной культуры с достижениями в области науки и техники. Эта стратегия творчества корреспондирует с современным трендом космизации мирового медиапрофиля культуры, который обусловливает новый, космический взгляд на систему отношений «Человек Мир», осуществляет подготовку процесса терраформирования Земли, сообщает различным локусам социосферы геокосмическое звучание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological universe of cosmism and trans-humanitarian art: interrelations’ horizons

This article considers the urgent interpretation of cultural and art universe of cosmism (with the main topics as evolution, post-human, NBIC-technology, extropy, immortality, artificial intelligence and etc.) which suggests an interesting way in the modern art-space as trans-humanitarian art. In the sets of art-projects by creators of trans-humanitarian art we can find a successful incarnation of axioconstant cosmism, which in the case of modern cosmist media-landscape of culture formation announces striving to broaden anthropoecosphere to geoastronomic dimensions. The meaning-making activity of artists-tans-humanists is modeled according to the idea of attracting new scientific and technological resources in order to broaden traditional representations about limits of human’s opportunities, stable chronotope of being and progressive process of cultural life. Taking into account the fact that the creators of trans-humanitarian art try to understand and explain the world outlook, which asserts the necessity of special technologies’ application, the results of scientific experiments for existing of radical transformation of human nature towards its spiritual and physical improvement, so the form and content of the created art-objects are usually characterized as the same, exactly full junction of spiritual culture with achievements in the field of science and technology. This strategy of art corresponds to the modern trend of cosmization of world media-profile of culture, which conditions a new cosmic view over the relation system «Human World», prepares process of the Earth’s terraforming, reports different locuses of geocosmic sound social sphere.

Текст научной работы на тему «Аксиологический универсум космизма и трансгуманистическое искусство: горизонты взаимоотношений»

дискуссия

журнал научных публикаций

Е.С. Акименко, аспирант,

кафедра культурологии и медиакоммуникаций,

Харьковская государственная

академия культуры,

г. Харьков, Украина,

appassionato@mail.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСУМ КОСМИЗМА И ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО: ГОРИЗОНТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается актуальная интерпретация культуротворческого универсума космизма (с центральными темами эволюции, постчеловека, ЫЫС-технологий, экстропии, бессмертия, искусственного интеллекта и т. п.), которую предлагает интересное направление в современном арт-пространстве — трансгуманистическое искусство. В целом ряде арт-проектов креаторов трансгуманистического искусства успешно воплощается аксио-константа комизма, которая в ситуации формирования современного космизированного ме-диаландшафта культуры анонсирует стремление расширить антропоэкосферу до геоастрономических измерений. Смыслопорождающая деятельность художников-трансгуманистов моделируется в соответствии с идеей привлечения новейших научно-технологических ресурсов для расширения традиционного представления о границах человеческих возможностей, устоявшегося хронотопа бытия, поступательного прогресса культурной жизни. Если учесть, что творцы трансгуманистического искусства пытаются интуитивно понять и объяснить мировоззрение, которое утверждает необходимость использования специальных технологических разработок, результатов научных экспериментов для осуществления радикальных трансформаций человеческой природы по направлению к ее духовному и физическому совершенствованию, то форма и содержание создаваемых ими арт-объектов довольно часто характеризуется одинаково, а именно полным слиянием духовной культуры с достижениями в области науки и техники. Эта стратегия творчества корреспондирует с современным трендом космизации мирового медиапрофиля культуры, который обусловливает новый, космический взгляд на систему отношений «Человек — Мир», осуществляет подготовку процесса терраформирования Земли, сообщает различным локусам социосферы геокосмическое звучание. Ключевые слова: современная культура, медиакультура, космизм, аксиоконстанты, аксиологический универсум космизма, трансгуманизм, трансгуманистическое искусство, современная арт-практика.

Повышенное внимание культуротвор-ческих агентов к универсалиям ценностно-мировоззренческого измерения космизма в современном контексте «торжества неопределенности» обусловлено неудовлетворенностью эмпирической реальностью, неприятием традиционной картины мира, желанием устранить конфликт между различными сферами бытия, тенденцией современной культуры к установлению многоуровневого плюрализма. В научном сегменте глобализирующегося мира всё более популярными становятся исследования космизма как универсальной культурной

практики периода активного формирования медиатизированного профиля культуры. Однако аспект актуализации культу-ротворческих кодов космизма в условиях становления нового искусства остается практически необработанным. Поэтому цель данного исследования заключаются в раскрытии вопроса, связанного с проблемами целостного охвата логики воплощения аксиоконстант космизма в современной художественной культуре, в частности в анализе многообразия проявлений кос-мопланетаризма в трансгуманистической арт-сфере.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

В нашем исследовании космизм понимается как целостный культуротворче-ский универсум, содержание и системность которого оформляются и поддерживаются устойчивыми элемента- :

ми общемирового ценностного порядка, так называемыми аксиокон-стантами (доминирующими принципами, центральными идеями, ценностными приоритетами, мировоззренческими ориентациями). К аксиологическому измерению космизма относятся такие всечеловеческие ценностные универсалии, как соборность, всеединство, софийность (мудрость хозяйствования), доминанта «женского начала» («вечной женственности»), ценность бытия (иммортализм), общее (космо-планетарное) сознание, одухотворенность материи (живое мироздание), активный эволюционизм, гипертрофия ответственности и пр.

Ценностно-универсальные установки космизма локализованы в культуре в гораздо большей степени, чем те сюжеты и объекты, которые обычно соотносятся с космическими феноменами (научно-фантастический жанр в искусстве, эксплуатация массмедиа темы контактов с НЛО, тиражирование персонажей с паранормально-экстрасенсорными способностями и пр.). Значительная часть культуры — «космическая» (космопланетар-ная), и эта космичность проявляется не только в науке (астрономические исследования, открытия ученых-физиков), религии (система взглядов на Бога и человека в мировом пространстве, их взаимоотношения), но и в других подсистемах, в частности в искусстве.

В качестве проекции аксиологического универсума космизма в арт-пространстве следует рассматривать философско-художе-ственное объединение биокосмистов-им-морталистов во главе с А.Ф. Агиенко (более

Значительная часть культуры -«космическая»(космопланетар-ная), и эта космичность проявляется не только в науке, религии, но и в других подсистемах, в частности в искусстве.

Ценностно-универсальные установки космизма локализованы в культуре в гораздо большей степени, чем те сюжеты и объекты,

которые обычно соотносятся с космическими феноменами (научно-фантастический жанр в искусстве, эксплуатация массмедиа темы контактов с НЛО, тиражирование персонажей с паранормально-экстрасенсорными способностями и пр.).

известного под псевдонимом А. Святогор), А.Б. Ярославским и П.И. Иваницким, которое возникло в 20-е гг. ХХ в. и на первых этапах своей деятельности было связано с политическим движением анархистов-универсалистов под руководством А.Л. Гордина. Подчеркнем, что в рамках идеологической платформы биокосмистов программные лозунги экономико-политической концепции анархо-универсализма (проведение мировой революции с целью скорейшего перехода от этатизма к универсализму, установление глобальной формы коллективного сосуществования и совместного хозяйствования, универсализация мировой экономики и политики — панколективизм, космо-экономизм и космополитизм) занимали подчиненное положение. Солирующий «голос» был отдан ценностным доминантам космо-планетарного мировоззрения относительно максимальной самореализации личности, расширения ответственности и полного раскрытия эндоВселенной отдельного человека (интериндивидуализм), творческого совершенствования мира, всеобщего единения людей (интерпланетаризм), свободного передвижения в космосе, расширения человеческой деятельности на внеземные территории, достижения физического бессмертия, изобретения технологий управления, переформатирования галактической экосистемы, воскресения мертвых. В 30-40 е гг. ХХ в. организация биокосмистов была разгромлена, немало ее последователей физически истреблено. Но вопреки трагическому исходу доктринально утвержденная космопла-нетарная аксиоконстанта иммортализма не только не потеряла актуально -сти, но и способствовала возникновению нового идейно-научного учения трансгуманизма.

Следуя социокультурным тенденциям первой половины ХХ в., которые были тесно

дискуссия

журнал научных публикаций

связаны с революционным «запуском» научно-технического прогресса, английский биолог-эволюционист Д. Хаксли (англ. Sir Julian Sorell Huxley), генетик Дж.Б.С. Хол-дейн (англ. John Burdon -

Sanderson Haldane), физик Дж.Д. Бернал (англ. John Desmond Bernal), палеонтолог П. Тей-яр де Шардена (Pierre Teilhard de Chardin) и другие артикулировали концепцию трансгуманизма как новый антропологический проект, основанный на идео-логеме непрерывного движения к физическому и духовному совершенствованию человека с помощью инновационных разработок в сфере точного знания (небезынтересно, что стартовым импульсом к созданию подобной идеологии стали опыты в области усиления возможностей разума с помощью специальных технологических устройств русского изобретателя XIX в. С.Н. Корсакова). Современная интерпретация трансгуманизма через «рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека»1, была сформулирована в лекциях футуролога Ф.М. Эсфандиари, известного под ником FM-2030 (англ. Fereidoun M. Esfandiary), публикациях Г. Этингера (англ. Robert Ettinger), М. Мински (англ. Marwin Minsky), Э. Дрек-слера (англ. Eric Drexler), а впоследствии получила широкое распространение благодаря популяризациям Д. Бродерика (Damien Broderick), М. Мора (Max More), Н. Вита-Мор (Natasha Vita-More), Н. Бострома (Nick Bostrom) и др.

Хронология развития трасгуманистиче-ского движения, введение в семантическое поле культуры в 1957 г. Д. Хаксли самого термина «трансгуманизм» позволяют говорить о его преемственности с идеями космизма, хотя наличие общих предшествен-ников-концептменов и почти синхронного однонаправленного вектора развития обоих

Все космические мегапроекты, нанотехнологии трансгуманистов являются, по сути, современными

вариациями темы «эфирных поселений» К.Э. Циолковского, теории «воскресения умерших предков» Н.Ф. Федорова.

мировоззренческих учений (своеобразной технологической сингулярности) указывает на их безусловное идейное родство. Отношения конгруэнтности, которые фиксируются - между аксиологическим универсумом космизма и атрибутивными характеристиками мирового явления трансгуманизма, связаны, в первую очередь, с операционной целью двух мировоззренческих концепций: = бесконечного эволюционного совершенствования человека. К примеру, один из идейных вдохновителей трансгуманизма, автор научных трудов «Перспективы бессмертия» и «От человека к сверхчеловеку», «официальный» основатель научной практики крионики (задокументировано, что технология криоконсервации или крио-сохранения человеческого тела еще начиная с XVIII в. исследовали Д. Хантер, П.И. Бахметьев, Луи Ре. Г. Этингер (англ. Robert Ettinger) упоминает философию общего дела Н.Ф. Федорова. Все космические мегапроекты, нанотехнологии трансгуманистов являются, по сути, современными вариациями темы «эфирных поселений» К.Э. Циолковского, теории «воскресения умерших предков» Н.Ф. Федорова. Только если космисты акцентируют огромное значение духовных императивов в переходе к «постчеловеку», который обладает принципиально новыми, улучшенными способностями, последователи трансгуманистичного типа мышления и жизнеустройства настаивают на привлечении инновационных достижений научно-технологического развития общества.

Перспективными направлениями научных исследований в деле эффективной реализации космопланетарной ценности активной эволюции человеческой расы трансгуманисты считают теоретическое проектирование и практическую разработку комплекса методов, нацеленных на совершенствование человека, к которым относятся различные нано-, био-, инфотех-нологии. Среди огромного количества уже разработанных, внедренных и успешно апробированных инновационных программ по повышению человеческих способностей и расширению их возможностей предпо-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

чтение отдается регенеративным (создание искусственных и выращивание настоящих органов, киборгизация, терапевтическое клонирование, крионика), ментальным (но-отропы, нейропротез, нейрокомпьютерные интерфейсы, загрузка или перенес сознания, изолированный мозг), репродуктивным (преимплантационная генетическая диагностика, отбор эмбрионов, генная инженерия и терапия), физическим (средства улучшения производительности, пластическая хирургия, экзоскелет) технологиям.

Своеобразную интерпретацию аксиологического универсума космизма предлагает интересное направление в мировой художественной культуре — трансгуманистическое искусство. Отталкиваясь от концептуального определения трансгуманизма как эволюционной стратегии развития человечества в эпоху постмодерна, в основе которой находятся космопланетарные ак-сиоконстанты иммортализма и активного совершенствования, художники с привлечением специальной методологии творчества тщательно изучают результаты, перспективы, потенциальные опасности интенсивного использования инновационных достижений в области науки и техники для преодоления фундаментальных пределов человеческих способностей. Трансгуманистическое искусство консолидирует почти все известные на сегодня виды художественной деятельности — как доктринально-традицион-

ные, классические, так и строго современные, недостаточно разработанные или даже не открытые формы выразительности. «Мы познаем умом и чувством ... Но кто знает, не исчезнут ли эмоции в процессе управляемой эволюции? Или, наоборот, как говорят сторонники парадайз-инжиниринга — не появятся ли новые, неведомые сейчас, душевные движения? К каким произведениям искусства, каким жанрам приведут новые органы чувств? Мы этого не знаем. Нам пока дано только мечтать о будущем, пытаться осмыслить мир и конструировать его с помощью науки и искусства» — комментируют свою арт-деятельность трансгуманисты2. Они не рефлексируют схоластически над культуротворческим значением ценностей космизма (продление жизни, увеличение активности и способности к творчеству, бесконечное самосовершенствование), а успешно воплощают в арт-пространстве темы эволюции, постчеловечества, биотехнологий, экстропии, бессмертия, искусственного интеллекта.

Наиболее заметным явлением в художественном мейнстриме трансгуманизма сегодняшнего дня является международное творческое объединение иНгаШШго, деятельность которого отслеживается в интернет-сети в социально-информационном блоге ultrafuturo.livejournal.com3. «Группа и^гаМиго не является чисто религиозным объединением, но базируется на гностиче-

дискуссия

журнал научных публикаций

ском христианском наследии, алхимической и метафизической традиции. В силу этого иИгаГШиго нельзя считать только арт-группой, но следует определять как группу Ате-Ма£па (в переводе Великое Искусство — термин, введенный алхимиком Раймондом Луллием), то есть синтетическое многокомпонентное, многоуровневое образование»4. Во главе с Олегом Мавромати группа, в состав которой входят Боряна Росса, Антон Терзиев, Катя Дамянова, Мирослав Димитров, сконцентрирована на художественных манипуляциях с инновационными технологиями расширения человеческих возможностей (биоарт, роботехника, крионика, на-нотехнологии), архетипическом и метафизическом акционизме (экспериментальном, герменевтическом), табуированных локусах социокультурного бытия, мониторинге социума, параметры которого сгенерирован-ны современными трансгрессивными ситуациями. Концепция «Я-актуализации» (персонального творческого самовыражения, автореализации или коллективной самопрезентации) манифестируется объединением иНгаГиШго как стратегия конструирования индивидуального пространства художника (художников) в условиях интенсифицированного использования медиатех-нологий с помощью образа-функции ироничного клоуна (юродивого), который задается самой сущностью постмодернистской эстетики. «Стратегия нового юродивого — это почти традиционная стратегия юродивого „классического" лишь с некоторыми небольшими отличиями, объясняющимися временными коррекциями, а именно работой с новейшими медиа и технологиями. Таким образом, новый юродивый, или ультрафутурист отличается от классического тем, что кроме крамольных неудобных духовных идей несет в общество еще и идеи технологические, неудобные и непонятные не только обычному человеку, но и ученому»5.

Конструктивный императив космистов и трансгуманистов относительно творческой метаморфозы всех уровней бытия культуры и расширения ответственности каждого отдельного индивида до всечеловеческого интерпланетаризма получил еще в 90-х гг. ХХ столетия необычайный резонанс в художественных акциях идеолога иШаГШиго Олега Мавромати. В попытке достичь пре-

дела возможностей человека, преодолеть его и начать новую эволюционную историю усовершенствования Олег Мавромати, тогда еще открыто и официально не презенти-рующий себя как художник-трансгуманист, в содружестве с группой «Секта абсолютной любви» и художником по имени Император Вава организовывал радикально экстремистские перформансы, во время которых зашивал себе рот, наносил на тело острыми предметами разнообразные знаки, распинался на кресте. И хотя современные арт-акции Мавромати и его нового коллектива по форме не схожи с прошлыми шокирующими экспериментами их идейных союзников — Александра Бренера, Барбары Шурц, Ишт-вана Кантора, Пол-Пота, группы «Радек» — по содержанию они остаются достаточно близкими: исследование художественными средствами методов совершенствования человеческой природы. Выставки-документации арт-проектов, разнообразные перфор-мансы («Последний клапан», «Радио Кабала», «Хитрое слово»), видео-работы (игровой фильм «Личный номер») и т. п. следует рассматривать как «борьбу, облаченную на видимом уровне в упаковку contemporary art»6, которая открывает «экологическую нишу», другой «туннель реальности» благодаря органическому синтезу новейших научных разработок, современных медиатехнологий с ценностными приоритетами универсального феномена космизма.

Таким образом, исследование инновационных арт-практик, в которых космические интенции проявлены как принципиальная позиция автора, вектор его мышления, демонстрирует морально-этическую мотивацию креаторов современного трансгуманистического искусства, основанную на стремлении найти альтернативную методологию творчества, стать медиаторами новой целостной мировоззренческой парадигмы — медиакосмизированной модели мироустройства, обладающей мощным культуро-созидательным потенциалом. -'jf

Литература

1. Трансгуманизм, бессмертие, крионика, нанотех-нологии / Российское трансгуманистическое общество. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://transhuman.ru/transgumanizm-bessmertie (дата обращения 05.03.2014).

дискуссия t

журнал научных публикаций «

2. Существует ли трансгуманистическое искусство? / Российское трансгуманистическое общество. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/40/130/ (дата обращения 12.03.2014).

3. Журнал памяти невинно убиенной корпорациями слонихи Топси / Международное творческое объединение художников-трансгуманистов Ultrafuturo. Официальный сайт. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://ultrafuturo.livejournal.com/ (дата обращения 09.03.2014).

4. Быть ULTRAFUTURO / Сайт РТД (Российское трансгуманистическое движение). [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/ view/186/38/ (дата обращения 16.02.2014).

5. Там же.

6. Там же.

AXIOLOGICAL UNIVERSE OF COSMISM AND TRANS-HUMANITARIAN ART: INTERRELATIONS' HORIZONS

E. S. Akimenko, postgraduate, the department of culturology and media communications, Kharkiv State Academy of Culture,

Kharkiv, Ukraine, appassionato@mail.ru

This article considers the urgent interpretation of cultural and art universe of cosmism (with the main topics as evolution, post-human, NBIC-technology, extropy, immortality, artificial intelligence and etc.) which suggests an interesting way in the modern art-space as trans-humanitarian art. In the sets of art-projects by creators of trans-humanitarian art we can find a successful incarnation of axioconstant cosmism, which in the case of modern cosmist media-landscape of culture formation announces striving to broaden anthropoecosphere to geoastronomic dimensions. The meaning-making activity of artists-tans-humanists is modeled according to the idea of attracting new scientific and technological resources in order to broaden traditional representations about limits of human's opportunities, stable chronotope of being and progressive process of cultural life. Taking into account the fact that the creators of trans-humanitarian art try to understand and explain the world outlook, which asserts the necessity of special technologies' application, the results of scientific experiments for existing of radical transformation of human nature towards its spiritual and physical improvement, so the form and content of the created art-objects are usually characterized as the same, exactly full junction of spiritual culture with achievements in the field of science and technology. This strategy of art corresponds to the modern trend of cosmization of world media-profile of culture, which conditions a new cosmic view over the relation system «Human — World», prepares process of the Earth's terraforming, reports different locuses of geocosmic sound social sphere.

Key words: modern culture, media culture, space art, aksiokonstanty, axiological universe cosmism, transhu-manism, transhumanist art, contemporary art practice.

References

1. Transgumanizm, bessmertie, krionika, nanotekh-nologii. Rossiiskoe transgumanisticheskoe obshchestvo. Ofitsial'nyi sait [Transhumanism, immortality, cryonics, nanotechnology. Russian transhumanist society. Official website]. Available at: http://transhuman.ru/transgu-manizm-bessmertie (accessed 05.03.2014).

2. Sushchestvuet li transgumanisticheskoe iskusstvo? Rossiiskoe transgumanisticheskoe obshchestvo. Ofitsial'nyi sait [Is there a transhumanist art? Russian transhumanist society. Official website]. Available at: http://tran-shumanism-russia.ru/content/view/40/130/ (accessed 12.03.2014).

3. Zhurnal pamiati nevinno ubiennoi korporatsiiami slonikhi Topsi. Mezhdunarodnoe tvorcheskoe ob»edinenie khudozhnikov-transgumanistov «Ultrafuturo». Ofitsial'nyi sait [Journal of memory of the innocent victims corporations cows topic. International creative artists Asso-ciation-transhumanist «Ultrafuturo». Official website].

Available at: http://ultrafuturo.livejournal.com/ (accessed 09.03.2014).

4. Byt' ULTRAFUTURO. Sait RTD (Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhenie) [To be ULTRAFUTURO / Site RTD (Russian transhumanist movement)]. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/186/38/ (accessed 16.02.2014).

5. Byt' ULTRAFUTURO. Sait RTD (Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhenie) [To be ULTRAFUTURO / Site RTD (Russian transhumanist movement)]. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/186/38/ (accessed 16.02.2014).

6. Byt' ULTRAFUTURO. Sait RTD (Rossiiskoe transgu-manisticheskoe dvizhenie) [To be ULTRAFUTURO / Site RTD (Russian transhumanist movement)]. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/186/38/ (accessed 16.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.