Научная статья на тему 'Аксиологический потенциал жанровых решений в драматургии С. Л. Лобозёрова'

Аксиологический потенциал жанровых решений в драматургии С. Л. Лобозёрова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОБОЗЁРОВ С.Л / ЦЕННОСТИ / КОМЕДИЯ / ТРАГИФАРС / ПЬЕСА / ТРАГИКОМЕДИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вторушина Н. И.

Эволюция жанров в творчестве С.Л. Лобозёрова связана с движением от комедии к трагикомедии через жанры трагифарса и «пьесы». Использование ценностного подхода позволяет выявить своеобразие жанровых форм и выйти на уровень авторской аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический потенциал жанровых решений в драматургии С. Л. Лобозёрова»

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАНРОВЫХ РЕШЕНИЙ В ДРАМАТУРГИИ С.Л. ЛОБОЗЁРОВА

© Вторушина Н.И.*

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Эволюция жанров в творчестве С.Л. Лобозёрова связана с движением от комедии к трагикомедии через жанры трагифарса и «пьесы». Использование ценностного подхода позволяет выявить своеобразие жанровых форм и выйти на уровень авторской аксиологии.

Ключевые слова Лобозёров С.Л., ценности, комедия, трагифарс, пьеса, трагикомедия.

Бытует мнение, что С.Л. Лобозёров пишет преимущественно комедии. Однако даже беглый взгляд на авторские жанровые определения пьес говорит о том, что это не так. Драматург определяет свои произведения как «комедия в двух действиях, «сцены из деревенской жизни», «семейные сцены в двух действиях», «трагифарс», «семейная комедия в двух действиях», «пьеса в двух действиях», «трагикомедия в двух действиях». Интересно то, что С.Л. Лобозёров каждый раз четко определяет жанр пьесы. Очевидно, что за этим скрывается определённый авторский замысел. Проникнуть в него - значит глубже понять смысл произведений и мировидение самого С.Л. Лобозёрова.

Своё творчество С.Л. Лобозёров начинает с комедий «Маленький спектакль на лоне природы» (1982 г.) и «По соседству мы живём» (1985 г.). Несмотря на авторское жанровое определение «сцены», последняя пьеса по сути является комедией, т.к. понятие «сцена», в отличие от комедии, не является жанровым определением, а больше относится к сюжетно-композиционной структуре произведения.

В жанре комедии драматург обращается к ценностям традиционного уклада: семья, дом, дети, соседство, праздник, песня, гостеприимство и другие. Главная цель Никанора и Агриппины, Елизаветы, Матвея и Фёдора -устроить жизнь своих детей, избавить их от всевозможных тягот, будь то работа «агрономши» [Лобозёров: 12] или участь матери-одиночки. В комедиях ценности ощутимо преобладают над антиценностями, а трудности героев легко решаются через преодоление главной на этом этапе творчества авторской антиценности - непонимания.

Но начиная с кризисной пьесы «От субботы к воскресенью» (1988 г.) взгляд драматурга все чаще приковывают антиценности, угрожающие и человеку, и семье, и роду, и деревне, и стране в целом. Соответственно, ме-

* Аспирант кафедры Русской литературы. Научный руководитель: Башкеева В.В., профессор, доктор филологических наук.

26 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

няется и жанровая форма пьес - от комедий С.Л. Лобозёров переходит к трагифарсу.

В трагифарсе «От субботы к воскресенью» фарсовое начало создают сам факт побега жены от мужа к соседу в сцене «День субботний» и ободранная собака, принятая героем за барана, в «Дне воскресном». Тем не менее, жизнь героинь глубоко трагична: Катерина подвергается постоянному насилию со стороны мужа-тирана, Клавдия терпит выходки супруга-алкоголика. Трагифарсом является и следующая пьеса драматурга «Коммерсанты» (1990 г.). Абсурдные «прожекты» вроде новых технологий для ловли соболей и строительства саун для трудящихся оборачиваются изломанными судьбами молодых героев пьесы Васька и Николая.

Можно предположить, что С.Л. Лобозёров избирает жанр трагифарса для выражения таких антиценностей, как пьянство, безответственность и инфантилизм мужчин, тяга к быстрому и легкому обогащению любыми путями, потеря связей между поколениями, разрушение семей, одиночество, насилие над слабым, безнадёжность, хроническое нежелание одного человека понять и принять другого.

Появление после «Коммерсантов» лёгкой и развлекательной «семейной» комедии «Семейный портрет глазами постороннего» (1994 г.) нельзя объяснить с точки зрения реалий эпохи. Но с точки зрения аксиологии обращение к комическому в безрадостные времена вполне понятно: жизнеутверждающий пафос комедии даёт человеку силы, чтобы пережить «смутные времена». Не найдя жизнеутверждающих начал в окружающей действительности, С.Л. Лобозёров смоделировал их сам в мире своего драматургического произведения. Ими стали традиционные, патриархальные, идеальные с точки зрения автора ценности: крепкая семья, дети, дом и т.д. Подчеркнём тот факт, что возвращение к изображению традиционных ценностей связано у С.Л. Лобозёрова с жанром комедии. Это, а также наличие авторских жанровых формулировок для каждой пьесы свидетельствует об остром ощущении жанра у С.Л. Лобозёрова.

Однако бесконечно воссоздавать в своих произведениях утерянные ценности, игнорируя масштабный духовный кризис своего времени, драматург, разумеется, не мог. Поиск ответов на самые острые вопросы современности (что есть долг, что значат семейные узы, через что можно переступить, а через что нельзя, какую цену можно заплатить за личное счастье) заставил автора обратиться к интересной жанровой форме - «пьеса».

Определение драматического произведения как «пьесы» является чертой драматургии ХХ века. Жанр «пьесы» предполагает установку автора на объективность и одновременно некоторую жанровую неопределённость. Пьеса «Его алмазы и изумруды» (1995 г.), действительно, несёт в себе элементы трагического, комического и драматического. Философский подтекст пьесы связан во многом с названием «Его алмазы и изумруды», нетипичным для творчества С.Л. Лобозёрова. Очевидно, что в самом названии пьесы ав-

Литература

27

тор указывает на некие сверхважные для него ценности - «алмазы и изумруды». Жанр произведения - «пьеса» говорит о том, что это должны быть ценности высокого порядка, однако предельно обобщенные, такие, как триада «Красота-Добро-Истина». Обратимся к финалу пьесы, в котором и прозвучала фраза «Его алмазы и изумруды».

«Василий. Зимой здесь солнца - всё заливает. Бежишь по лыжне, а снег блестит, как...

Ольга. Как будто алмазы и изумруды раскиданы.

Василий. А ты откуда знаешь?

Ольга. По твоим глазам увидела» [Лобозёров: 236].

Ольга завершает недосказанную фразу Василия так, как будто они и Василий - одно существо с одинаковыми мыслями, взглядами и устремлениями. Для взаимопонимания героям не нужно слов, достаточно взгляда. Эту высшую степень взаимопонимания, единения можно выразить одним словом -Любовь, причем, речь идет не о чувственной любви. В «Новой философской энциклопедии» (2003 г.) читаем: «Любовь в самом общем смысле - отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей» [Новая философская энциклопедия]. В христианстве ценность любви неразрывно связана с самопожертвованием, заботой, дарением, добротой к ближнему; любовь к ближнему в христианстве становится этикой. По Вл. Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения: «Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных органичных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность» [Соловьев: 47]. По С. Соловьеву, смысл человеческой любви связан с преодолением такой антиценности, как эгоизм.

Как мы видим, от года к году, от пьесы к пьесе трагедийное мироощущение драматурга нарастает. Поэтому обращение к жанру трагикомедии («Семейный портрет с дензнаками», 1998 г., «Семейный портрет с посторонним», 2007 г.) вполне закономерно.

Несмотря на авторское жанровое определение «трагикомедия», пьесе «Семейный портрет с дензнаками» присущ ряд нехарактерных для трагикомедии признаков. Это отчетливое деление героев на положительных и отрицательных, их активные действия - пытаются отнять деньги, или, наоборот, защищают их. Сама сцена ограбления зятем тестя и тещу вносит в пьесу элемент фарса. С трагикомедией пьесу роднит принципиальная неразрешимость конфликта (сила денег слишком велика, чтобы духовно слабый современный человек мог ей противиться), а также апелляция к высшим духовным ценностям от имени Бабки: «Не давай ты нам пока, Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом твоего Разума» [Лобозёров: 271]. Очевидно, что

28 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

речь идёт не об интеллектуальных и логических способностях человека, а о его духовной силе, способности противостоять соблазнам.

Жанр трагикомедии в творчестве С.Л. Лобозёрова окончательно оформился в пьесе «В ста шагах от праздника» (2007 г.). Перед автором и читателем предстаёт герой-интеллигент - не хороший и не плохой, склонный заблуждаться и возвращаться на путь истинный, готовый «переступить», но в последний момент останавливающийся из-за невозможности отказаться от своих нравственных ценностей. В жанре трагикомедии С.Л. Лобозёров по-прежнему высоко ставит традиционные ценности: дом, семья, дети, доброе соседство, праздник, песня и т.д. Одновременно на первый план выходят духовные ценности более высокого порядка: смысл человеческого существования, вера в лучшее, прощение, взаимопомощь, единение, гармония.

Таким образом, эволюция жанров драматургии С.Л. Лобозёрова представляет собой сложное поэтапное движение автора от комедии к трагикомедии. От оптимистического, можно даже сказать, идиллического мирови-дения С.Л. Лобозёров переходит к пониманию сложных процессов, которые происходят в обществе, видит слабые и сильные стороны современного человека, убеждается в необходимости возродить традиционные ценности и восстановить разрушенную связь между поколениями. Смешивая серьёзное и смешное, высокое и низкое, трагическое и комическое, С.Л. Лобозёров передаёт мироощущение эпохи, а также выражает своё авторское мирови-дение: несмотря на все невзгоды и испытания, в жизни человека есть место доброте и надежде на лучшее.

Список литературы:

1. Лобозёров С.Л. Пьесы / С.Л. Лобозёров. - Улан-Удэ, 2007. - 336 с.

2. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / В.С. Сте-пин. - М.: Мысль, 2000-2003. - Режим доступа: http://www.iph.ras.ru.

3. Соловьев В.С. Смысл любви: Избр. произведения / В.С. Соловьев. -М.: Современник, 1991. - 524 с.

ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В ДРАМАТУРГИИ СТЕПАНА ЛОБОЗЁРОВА

© Вторушина Н.И.*

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

В данной статье делается попытка составить типологию героев российского драматурга С.Л. Лобозёрова на основе ценностных ориента-ций персонажей в соотношении с авторской аксиологией.

* Аспирант кафедры Русской литературы. Научный руководитель: Башкеева В.В., профессор, доктор филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.