УДК 378.01 С.В. Тимофеева
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ - НАИВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛ В ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается содержание профессионального образования, обновление его общих подходов в подготовке молодого специалиста, актуализируется роль ценностного подхода, его практическая реализация в вузовском пространстве. Подчеркивается потребность развивающейся личности в самообразовании, самопознании, улучшении своего внутреннего мира, личностных и профессиональных качеств, влияние выбора ценностей на формирование позитивных ценностных ориентаций личности, воспитание ее духовного и творческого аспектов.
Ключевые слова: аксиологический подход, ценности, самообразование, самопознание, ценностные ориентации личности, духовные и творческие аспекты личности, педагогическая деятельность.
S.V. Timofeeva
ACTHIOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION AS THE MAJOR FACTOR OF EDUCATION SPIRITUAL AND CREATIVE FEATURES IN PERSONALITY
The content of professional education, update of its general approaches to the young specialist training are examined in the article. The role of the value approach, its practical realization in institution of higher education are actualized. The requirement for personality developing in self-education, self-knowledge, perfection of the internal world, personal and professional qualities, influence of the value choice on the formation of the positive value orientations of personality, education of its spiritual and creative aspects are underlined.
Key words: acthiological approach, values, self-education, self-knowledge, value orientations of personality, spiritual and creative aspects of personality, pedagogical activity.
Только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию, функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении.
Б.И. Додонов
Преобразования в современной России ориентируют содержание профессионального образования на обновление общих подходов к подготовке будущего молодого специалиста, его развитой личности. В связи с этим актуализируется роль и значимость рефлексии ценностной проблематики, ее практическая реализация в вузовском пространстве. Это выступает важнейшим фактором воспитания личности студента: развивающееся российское общество нуждается в личностях развитых, духовно-творческих, нравственных, чья профессиональная деятельность адресована к социальному окружению, добродетельна, гуманна и наполнена творческим смыслосо-держанием. Так называемая «доктрина всеобщности образования» представляется явно недостаточной, если не содержит внутренней ценностно-смысловой необходимости и потребности самой развивающейся личности в самообразовании и самопознании, улучшении себя, своего внутреннего мира, своих личностных и профессиональных качеств.
Базовыми потребностями человека выступает потребность в интеграции знаний, всестороннем целостном познании, изучении себя и окружающего мира. По мнению академика В.Н. Сагатовского, в образовании необходимо утверждение определяющей роли его духовных основ, содержащих систему подлинных базовых ценностей и духовно-нравственных идеалов - культурных образцов. Формирование ценностного мира лично-
сти традиционно связывается с педагогической деятельностью, с направляющей, корректирующей ролью педагога, способного позитивно и грамотно влиять на ценностный выбор молодых, на воспитание их гармоничной личности. Молодые люди приходят обучаться в вуз с определенным ценностным знанием и отношением к миру: меняется их статусное положение, социальная ситуация. От того, какими ценностями они руководствуются в жизни, зависит их духовная и творческая самореализация в социуме и будущей профессиональной деятельности, их нравственный облик.
В настоящее время востребованы профессионально компетентные, высокообразованные, культурные молодые люди, способные осознанно принимать нравственно ориентированные решения, обладающие развитым ресурсом-потенциалом, и именно духовно-творческим потенциалом, принимающие общечеловеческие ценности как ориентир своей успешной профессиональной деятельности, стремящиеся к самосовершенствованию и самосозиданию своих личностных духовно-творческих качеств. Именно такую, постоянно саморазвивающуюся, духовно-творческую личность, академик Юрий Азаров называет «идеалом высшего образования». В философской, психолого-педагогической сферах науки (Видгоф В.М., Игнатова, В.В. Лукин Н.Н., Мацуй Н.В., Парошина Р.А., Петрова Л.В., Солдатенков А.Д., Петракова Т.И., Рындак В.Г., Хузиахметов А. и др.) сегодня актуализируется проблема становления нравственной, духовно-творческой личности, ее же развитие становится стратегией образования Будущего. Возникает, следовательно, и необходимость более глубокого изучения особенностей развития, воспитания такой личности, факторы (пути, условия, методы, средства) ее формирования. В связи с этим обращаем внимание на аксиологические идеи, содержащиеся в работах вышеперечисленных ученых и позволяющие рефлексировать необходимость ценностного (аксиологического) подхода как базового в воспитании духовно-творческой личности студента - будущего молодого специалиста.
Аксиологический подход базируется на понимании социальной природы ценностей, рефлексии смысложизненных вопросов с позиции позитивно-созидательных ценностей, влиянии качественного выбора ценностей на формирование ценностных ориентаций личности, на развитие ее духовного, нравственного и творческого начал, на ценностные результаты деятельности. Мы также исходим из основополагающей идеи о том, что духовнотворческое становление личности возможно только на основе последовательного формирования диалектической триады: ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение (Сластенин В.А., Чижакова Г.И.). Теоретические положения педагогической аксиологии позволяют выделить ценности в качестве базового структурного компонента личности. По мнению философа С.Ф. Анисимова, ценности выступают смыслообразующим моментом жизни людей; М.Г. Гинзбург (психология) считает, что именно ценности задают ориентацию на будущее, являясь базовым структурным компонентом личности. По мнению А.Г. Здравомыслова, содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражаются мера и качество духовного богатства личности; Б.Г. Ананьев отмечает, что ценности в психологии выступают центром духовного развития личности. Подчеркнем также еще одно важное утверждение о том, что ценности, декларируемые образовательной сферой, должны презентироваться и поддерживаться социальным окружением, обществом, в противном случае ценности утрачивают для личности свою значимость (Никандров Н.Д.), постепенно исчезая (размываясь) из поля ее сознания как невостребованные, неактуальные для личности. Ясными в этом случае становятся целостное соотнесение, взаимосвязь теоретических положений о ценностях, их практическом воплощении в реальной жизни (пусть и в трудных условиях), необходимость облагораживания и окультуривания социума ценностями позитивносозидательными. Такие науки, как этика и эстетика целенаправленно занимаются исследованием ценностной проблематики, имеющей междисциплинарный характер, влияющей на формирование и воспитание личности, ее ценностного внутреннего мира. Обратиться к генезису проблемы ценностей.
Полинаучный анализ философской категории «ценность» показывает, что данное понятие выступает в качестве общенаучной категории: как родовое используется в философии, этике, социологии, психологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих эталоном должного, целевого. Ценность является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, выступая культурным образцом, условием полноценного бытия личности; то, к чему личность стремится, относится с уважением, признанием; то, что предпочитает; то, что отвечает ее потребностям, интересам, намерениям, целям, планам (или группы людей). Ценности - обобщенные и устойчивые представления о предпочитаемом, о благе. Термин «ценность» употребляется в двух смыслах: предметном (результат человеческой деятельности, здания, книги, музеи ...) и субъектном (форма внутренней жизни человека, его определенное психологическое состояние).
Ученые отмечают взаимосвязь ценностей с мировоззрением, жизненной позицией личности, задающих систему приоритетов, играющих главную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования (Каган М.С., Лэнгле А., Равкин З.И., Розов Н.С., Тугаринов В.П.), в них отражается отношение человека к чему-либо, к кому-либо. Ценности произведены от соотношения мира и человека (Рубинштейн С.Л.), выражая то, что создает
человек в процессе истории, в процессе «культурно-исторического творчества» (Лукин Н.Н.), то, что значимо для человека. Ценности реализуются, воплощаются в воспитании и связываются с педагогической деятельностью, выступают вектором развития человека, его стремлением к миру совершенного, идеального, возвышенного. Целенаправленно изучением ценностей занимается философская наука аксиология (от греческого «ах1а» - ценность), которая не дает однозначной трактовки понятия «ценность». И сложность аксиологической проблематики именно в том, что только сам Человек несет ответственность за сделанный им выбор ценностей.
Краткий исторический экскурс показывает, что понятие «ценности» становится центральным понятием различных философских теорий и концепций, претерпевая различные толкования: Платон за основу ценностей принимает Божественный авторитет; Аристотель вводит понятие «высшее благо», называя высшим благом «разумную деятельность души», отвечающую предназначению человека. Все остальное, по мнению философа, имеет смысл и ценность для человека только относительно такого высокого понимания. Г. Лотце рассматривает ценность как основание нравственности, Ф. Брентано и Э. Гуссерль развивают эту традицию, подчеркивая, что обязанность человека разумного, мыслящего, нравственного заключается в необходимости завершать реальный мир надстраиванием должного, целевого, совершенного, идеального. По Им. Канту, ценность есть жесткое предписание, закон, повеление (императив) в противоположность личному принципу (максиме), выражает безусловное, неуклонное долженствование. В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом, и традиционно ценностная проблематика связывается с проблемой идеала, поиском личностью идеального. Учеными также отмечается, что система ценностей и идеалов есть явление духовной жизни личности. Н. Гартман вопрос о сущности ценности относит к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам. Постепенно императив действий (категоричность, жесткость, некая авторитарность) сменяется личностным выбором ценностей, акцент переносится на личность, дополняется рефлексивным компонентом: ценности получают многообразную, более гибкую трактовку, и на каждого человека как субъекта собственной жизнедеятельности возлагается серьезная ответственность за выбор ценностей. Направленность личности на более высокие по качеству ценности характеризует ее моральный, нравственный выбор, моральный характер действий, выступая критерием общего уровня развития культуры личности.
Классификация и типология ценностей в науке различна. Гуманистическая психология (Маслоу А.) выделяет экзистенциально-бытийные ценности как ценности полноты бытия - добро, красота, справедливость, правдивость, самодостаточность, подчеркивая при этом умение личности отдавать, дарить ценности миру, окружающим людям, связывая ценности с переживанием, чувствованием их. В. Франклом выделяются три категории ценностей: ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях («созидательные»); ценности, реализуемые в переживаниях («ценности переживания»), проявляющиеся в благоговении перед произведениями искусства, природой, в чувстве любви; «ценности отношения», которые человек обязан реализовывать при любых (даже сложных) жизненных условиях и обстоятельствах.
Отечественные ученые подчеркивают социальную природу ценности, характеризуя ценность как важнейший фактор, регулирующий мотивационно-потребностную сферу личности, ее поведение, деятельность; фактор, выступающий детерминантой принятия личного решения. Педагоги определяют ценности как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные («философские» - по Бахтину М.М.) поступки, отмечается также важность ценностей для понимания ключевых механизмов социализации личности.
Ценности имеют видовую специфику, классификация и типология их различна: общечеловеческие, гуманистические, национальные, нравственные, этнические, духовно-значимые, эстетические, этические и другие ценности; индивидуальные, групповые, корпоративные и другие. Среди значимых ценностей ученые выделяют базовые человеческие ценности: ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, целеустремленности и так называемые добродетели - «кардинальные добродетели», из которых, по Платону, вытекают все остальные (мужество, благоразумие, справедливость, мудрость). Следует отметить, что система ценностей подвержена постоянным изменениям, обусловлена эволюцией ценностей, содержащихся в общечеловеческой культуре, посредством ценностей связываются и различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее). В «пирамиде ценностей» (Маслоу А.) базис образуют бессознательно осуществляемые витальные ценности: воля к жизни, потребность в пище и другие. На вершине располагаются значимые, универсальные ценности - святыни убеждения, мировоззрения, деятельности, поведения.
Теоретико-методологическое значение категории «ценность» особенно значимо для психологопедагогической науки, педагогической деятельности, практики, поскольку именно педагогика целенаправленно, системно занимается воспитанием, формированием личности. Воспитание, как известно, есть сложная нелинейная и во многом неопределенная вероятностная система, требующая многоаспектного подхода к проектированию стратегических результатов (в конечном итоге это оказывается отдельная конкретная личность со своим индиви-
дуальным ценностным миром). Следовательно, в развитии педагогического процесса, всех его составляющих, невозможно отбрасывать какие-либо тенденции, поскольку они объективны. Возникает необходимость определения ценностных приоритетов для выбора тех или иных образовательных стратегий. Известные ученые-практики Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский с позиций аксиологического подхода выделяют в теории и образовательной практике следующие ценностные приоритеты: гуманистическая направленность, приоритет экологического над техногенным, творческого над репродуктивным, ценностного над информационным. Реализация данных ценностных приоритетов наиболее оптимальна в блоке гуманитарных дисциплин, а долг каждого педагога - стремиться к утверждению гармонической интеграции различных компонентов целостного педагогического процесса на основе ценностей, умение создавать вокруг себя позитивное ценностное поле, корректно влиять на ценностный мир студента, обогащать его ценностями возвышенными и высокими.
Посмотрим далее. Процесс усвоения ценностей личностью достаточно сложный диалектический процесс. С.Ф. Анисимов рассматривает процесс принятия личностью социальных ценностей как процесс многоуровневый: социальный (межличностный), где на уровне межличностных отношений ценности объективируются, происходит их отбор, оценивание, деятельностная интериоризация; психологический уровень (внутриличностный), где присвоенные, признанные личностью ценности превращаются в ценностные ориентации (отношения), происходит детализация ценностей, их ранжирование, смысловое наполнение.
В процессе освоения личностью ценностей важную роль играют эмоции (Братусь Б.С.): данный психический процесс освоения только на когнитивном (познавательном) уровне невозможен, необходимо «окрашивание чувством», «участие чувства», знание о ценностях должно «пройти через жизнь, бытие человека», через «депо смыслопорождения» - считает известный ученый-психолог. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций (Лэнгле А.) также утверждает, что «.жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. ценности не производятся субъектом, они сами производят нечто в субъекте». Теорией выделяются три категории ценностей: ценности переживания, творчества и личных жизненных установок, подчеркивается необходимость развития у человека важнейшей способности чувствовать ценности, открываться новым ценностям, расширять ценностные горизонты, жизненное пространство. Ценность - «объективное материальное образование», «оживает» (Дробницкий О.Г.) именно благодаря процессу интериоризации, впитывания, освоения ее личностью. Ценность имеет свою значимость только во взаимодействии с личностью - социальнопсихологическим проявлением характеристики человека. Таким образом, мы видим, что усвоение ценностей постепенно вызывает в личности различные изменения, становясь субъективной реальностью ее мира внутреннего, напитывая ее духовно, через ценности личность переживает свою принадлежность к социальному Целому. Экзистенциальное значение ценностей заключается также в постепенном воздействии на человеческое бытие, которое изменяется либо в сторону развития-эволюции, либо в разрушительном деградационном направлении. Совокупность устоявшихся ценностей, интериоризируемых личностью, обеспечивает ее устойчивость, представляя, по сути, ее ценностный (смыслосодержательный) портрет, способствуя наиболее полному самопредъявлению своей ценностной позиции в этом мире.
Подчеркнем, что «ценности» мы понимаем прежде всего как культурные доминанты, способные вызывать в личности позитивные изменения, выступающие смысловыми ориентирами будущего, фактором («движущей силой», по Игнатовой В.В.) развития личности: именно в признаваемых ценностях выражается мера и качество внутреннего духовного богатства личности, ее ценностное отношение к окружающему миру, ценности мы связываем с высшими чувствами и переживаниями. Учеными (Азаров Ю., Амонашвили Ш.А., Артемьева Т.И., Гершун-ский Б.С., Загвязинский В.И., Игнатова В.В., Парыгин Б.Д., Рындак В.Г.) ценности рассматриваются и как высшие человеческие принципы, связываются с возможностью раскрытия, развертывания, реализацией личностью ее богатых внутренних ресурсов-потенциала, духовного и творческого развития.
Осмысленное освоение личностью индивидуальных ценностей тесно связывается с духовностью личности и ее зрелостью (Дильтей В., Шпрангер Э.). По мнению В.И. Слободчикова, о духовности человека возможно говорить, если в своем поведении он способен руководствоваться высшими ценностями, следовать высшим образцам человеческой культуры, идеалам Истины, Добра, Красоты, принимать высшие ценности человеческого родового бытия как свои собственные. Эти идеи ученого связывают духовное начало личности с освоением культуры, ее лучших образцов, принятием высших ценностей и принципов как жизненных ориентиров, умение следовать им в реальной жизни. Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский обращают внимание на необходимость «по-настоящему видеть, ценить и сохранять вечные человеческие ценности в качестве стратегических ориентиров образования». С.Э. Крапивенский отмечает, что в выборе духовных ценностей важную роль играют духовные потребности личности, потребность в нравственном самосовершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Все это и побуждает людей и общество создавать и осваивать духовные ценности. Духовные потребности и ценности взаимосвязаны между собой. Духовные потребности
психологи определяют как состояния, побуждающие людей к созданию, освоению духовных ценностей, стимулирующие накопление опыта, духовно-творческое развитие личности, развертывание ее личностных качеств. При этом учеными подчеркивается необходимость возвышения потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности, их одухотворение. В своих индивидуальных потребностях личность одинока, а в признаваемых ценностях она всегда не одна, она может иметь и единомышленников, приверженцев какой-либо группы ценностей.
В содержание духовных ценностей ученые (Аблеев С.Р., Видгоф В.М., Караковский В.А., Парошина Р.А. и др.) включают общечеловеческие: выделяются ценности человека, труда, знаний, мира, свободы; отмечается значимость «ценности высокого профессионализма»; в качестве духовных ценностей рассматриваются любовь, гуманизм, долг, справедливость, свобода, мир, жизнь, труд, этика, знание, образование, культура, равенство, братство, гармония, красота, социальный прогресс. Духовные ценности связываются учеными с возможностью внутреннего совершенствования личности, улучшения себя, наполнением внутреннего мира новыми смыслами и целями. Знание духовных ценностей связывается со стремлением поступать нравственно осмысленно, этически ориентированно, с проявлением духовных качеств (Петракова Т.И., Волченко Л.Б.); подчеркивается умение личности различать ценности, поскольку творить целенаправленно добро может только человек, знающий, что такое добро и зло; выделяются духовные качества личности, формирующиеся в процессе освоения духовных ценностей, являющиеся основой отношений личности с окружающим миром: гуманность, человечность, ответственность, чувство собственного достоинства (Шемшурина А.И.). Реализуя знание о духовных ценностях в жизненных ситуациях и расширяя свою когнитивно-деятельностную сферу, личность активизирует скрытые резервы - свое потенциальное, что проявляется в ее духовных качествах: благородстве, почтении, великодушии, отзывчивости, бескорыстии, милосердии и других. Эти духовные качества характеризуются как утонченные, они присущи далеко не каждой личности, и над формированием их необходимо постоянно работать. Если знания становятся ценностными, принимаются и признаются личностью, тогда на их основе формируются ценностное отношение, и ценностные ориентации (Сластенин В.А., Чижакова Г.И., Шиянов Е.Н.). В контексте педагогической аксиологии ученые обозначают ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностные отношения формируются под влиянием жизненной практики.
Ученые признают детерминированность ценностей в жизнедеятельности личности, подчеркивают приоритет духовных ценностей и духовного начала развивающейся личности. Духовные ценности связываются с полнотой, богатством и утонченностью внутреннего мира личности: с любовью, гуманизмом, свободой, совестью, долгом, альтруизмом, справедливостью, внутренней мудростью, высшими переживаниями, интуицией и самосовершенствованием.
Посмотрим так же на особенности и творческих ценностей. Философский энциклопедический словарь дает следующее понятие творчества: «... творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии». Ш.А. Амонашвили пишет о том, что «сила творчества заключается не в руках художника, а в его духовном мире». Творчество считается присущим человеку, связывается с его активностью, духовными накоплениями, альтруистическим началом, выражается в окрыленности, вдохновении, одухотворенности - считает М.В. Гореликова. Творческое начало человека ученые связывают с духовным началом, «с деятельностью духа», творческое и духовное являются сопряженными личностными характеристиками. В.Д. Шадриков отмечает, что «вершиной творческой деятельности становятся духовные творения человека, в которых делается попытка осмыслить роль и назначение человека в истории, его отношения с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовность человека как высшее проявление человечности». По мнению Н.Н. Лукина, именно в творческом поиске личность приобретает возможность нового видения, как бы приподнимание над обыденностью, творчество становится востребованным, социально ориентированным.
Сущностное содержание творческого начала в личности мы связываем с прекрасным, эстетическим, са-мосозиданием и улучшением себя, саморазвитием, самореализацией, творческим преобразованием окружающего мира. Творческая деятельность человека в любой сфере жизнедеятельности невозможна без наличия духовного начала: подчеркнем гегелевское понимание творчества как автономной реальности духа. Духовное творчество развивается как многоуровневая система, как самодостаточная целостность. Представляют интерес идеи ученых, рассматривающих лучшие духовные «Я» человека как творческую силу, созидающую и улучшающую жизнь в мире (Г рот Н.Я.); рассматривающих духовное начало в связи с высшими переживаниями и формами индивидуальной духовности - творчеством, любовью, религиозной жизнью и развитием, когда духовность и творчество выступают как два самоценных процесса и как целостное духовно-творческое проявление индивидуального духа (Видгоф В.М., Зеличенко А.И., Зинченко В.П.), подчеркивающих связь духовности с идеальной потребностью творческого познания и творческого самовыражения. Ф.Е. Василюк выделяет деятельность переживания как системообразующую («сцепляющую») характеристику личности, акцентируя при этом весьма важный момент:
«.только на основе принципов ценности и творчества возможно превращение потенциально разрушительных событий жизни в точки ее духовного роста и совершенствования», то есть благодаря своим позитивным ценностным ориентациям личность способна устоять среди негатива социума, духовно развиваться. «Благословенны препятствия - ими растем» - сказано выдающимся русским художником-философом Н.К. Рерихом. Творческое начало связывается с красотой, прекрасным, созидательно-творческой деятельностью личности, как в ее внутреннем мире, так и в окружающем внешнем.
Рассмотрим сущность и содержание разработанного нами междисциплинарного понятия «духовнотворческие ценности», ведь посредством освоения духовно-творческих ценностей и формируется духовнотворческая личность, востребованная сегодня развивающимся обществом. Духовно-творческие ценности представлены качественной совокупностью базовых общечеловеческих ценностей, отражающих в единстве духовный и креативный смысл существования человека. В структуре духовно-творческих ценностей выделяются: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Жизнь как непрерывный процесс становления человеческого в человеке; Деятельность как основополагающая характеристика активного человеческого существования; Творчество как способ преобразования и созидания окружающей действительности и самосовершенствования. Освоение духовно-творческих ценностей основывается на реализации диалектической триады: знание духовно-творческих ценностей (ценность-знание); выражает особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность-отношение); проявляется в созидательной духовно-творческой деятельности (ценность-деятельность), придавая в целом, жизни человека высший смысл Освоение духовно-творческих ценностей развертывает духовно-творческий потенциал личности, формирует духовно-творческие качества, способствует успешному духовно-творческому развитию. Чем шире спектр духовно-творческих ценностей личности, тем она полноценней, гармоничней, более духовна и способна к созидательно-творческой деятельности в себе самой и окружающем мире.
В становлении духовно-творческой личности, ее культурных идеалов и ценностей усиливается роль образовательной сферы в аксиологическом просвещении молодых, применении аксиологического подхода в воспитании личности студента, утверждении приоритета духовно-творческих ценностей личности. В прикладных психоло-го-педагогических исследованиях учеными отмечается, что студенты - будущие молодые специалисты - из многообразия ценностей выбирают ценности витальные и семейные, потребности их не одухотворены, налицо тенденция рассогласования духовных и творческих ценностей, личностное прогнозирование в отношении развертывания своего духовно-творческого потенциала, к сожалению, мало выражено. Незнание культурного эталона, идеала, понимания действия механизма освоения ценностей, «путаница» в понятиях и категориях по проблеме ценностей, могут привести личность в конечном итоге к асоциальному поведению, к конфронтации с социумом. Известный педагог-теоретик Б.С. Гершунский, размышляя о роли ценностей в воспитании личности, настаивает на том, что «. иерархически высшие ценности и цели образования должны восходить к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам». Эти раздумья ученого еще раз подтверждают актуальность ценностной проблематики сегодня для образования. Необходимо отметить, что педагогическая функция ценности реализуется в ее ориентирующей, направляющей, корректирующей роли, выступает в качестве «оси сознания», саморегуляции поведения личности в различных социокультурных ситуациях в процессе социализации, вхождения в социальное пространство жизни.
Приведем тезаурус (системный набор) духовно-творческих качеств (по Игнатовой В.В.), который постепенно формируется в личности при освоении ею духовно-творческих ценностей, способствует развертыванию духовно-творческого потенциала, успешной профессиональной самореализации: оригинальность, нестандартность мыслей, спонтанность возникновения решения проблемы, открытость новому, гибкость мышления, развитость сознания, устремленность, мудрость, одухотворенность, озарение, вдохновение, внутренняя гармония, духовная неудовлетворенность, отзывчивость, великодушие, благородство, бескорыстие, самобытность, созидание нового, стремление к самообразованию, дерзание, желание учиться под руководством «настоящих мастеров», любовь.
Подводя общий итог, еще раз подчеркнем, что необходимо самое пристальное внимание уделить ценностной проблематике, важности понимания аксиологического подхода в образовательной среде, понимании его как фактора воспитания молодой личности, ее лучших личностных качеств, развитие их, движение в стратегическом направлении, которое задается идеальным должным (Видгоф В.М.), образом культурного идеала. Глубокое понимание роли ценностей и как базиса личности дает возможность в дальнейшем говорить и о том, каким образом, возможно педагогически реализовывать (технологически обеспечить) аксиологический подход в пространстве вузовского образования.
Литература
1. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учеб. / С.Р. Аблеев. - М.: Астрель, 2002. - 416 с.
2. Азаров, Ю. Проникая в тайники души / Ю. Азаров // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 18-
29.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука. - 2000. - 351 с.
4. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: (Психол. исследования) / Б.С. Братусь. - М.: Знание.
- 1985. - 64 с.
5. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. -223 с.
6. Зеличенко, А.И. Психология духовности / А. И. Зеличенко. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.
- 400 с.
7. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности / В. В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. - 272 с.
8. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.
9. Лукин, Н.Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное образование (социальнофилософский анализ): науч.-метод. пособие / Н.Н. Лукин. - Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2004. - 160 с.
10. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации. Вып. № 1. Проблемы образования. Молодежь и вопросы воспитания: мат-лы круглых столов к IV съезду Общественного движения «Сибирский Народный Собор». -Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 312-330.
11. Сагатовский, В.Н. Философские основания педагогической деятельности / В.Н. Сагатовский // Вест. высш. шк. - 1987. - № 1. - С. 22-23.
12. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетикопродуктивной педагогики) / под ред. В.М. Видгофа. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2005. - 252 с.
13. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
14. Тимофеева, С.В. Педагогика духовно-творческого развития: учеб. пособие / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 150 с.
'---------♦------------