философские науки
УДК 17.022.1
Кожина Наталья Георгиевна
ассистент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье в рамках социально-философского анализа рассматривается вопрос, связанный с ценностным восприятием и ценностными приоритетами современной личности, которые выступают в качестве регулятора процесса аксиологической идентификации. Аксиологическая идентификация личности представляет собой конкретно-духовную силу человека.
Ключевые слова: личность, аксиологическая идентификация, ценности, духовные силы человека.
Этническое многообразие России, ее огромные пространства, особенности устройства социальной жизни усиливают в настоящее время значимость аксиологической консолидации российского народа. Определенная аксиологическая идентификация личности является фактором, связывающим нацию в единое духовное и социокультурное пространство. В связи с этим нами рассматривается проблема аксиологической идентификации современной личности.
В процессе личностного становления современного человека все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие ему по мере социализации определять задачи и направление собственного развития. Личность в течение своей жизни находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Аксиологическую идентификацию можно трактовать как: 1) процесс и результат самоото-ждествления с другим человеком, группой, образом, включение их в свой внутренний мир; 2) процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего устанавливается их сходство или различие; 3) видение другого человека как продолжение себя самого, приписывание своих черт характера, своих чувств и желаний другому; 4) механизм взаимопонимания понимания, интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним.
Процесс аксиологической идентификации предполагается тогда, когда происходит сознательное подражание, а не просто имитация, которая имеет бессознательный характер. Аксиологическая идентификация личности выступает как индивидуализация в духовной деятельности. О проблеме тождества Гегель писал: «...субстанция есть это единое тождество с со-
Kozhina Natalia Georgievna
Assistant of the Department of Philosophy and Law of Perm National Research Polytechnic University
AXIOLOGICAL APPROACH TO RESEARCH OF MODERN PERSONALITY
IDENTIFICATION
The article considers the problem of axiological appreciation and axiological priorities of a modern person from the social and political analysis point of view. Axiological appreciation and axiological priorities condition the axio-logical identification which is a specific spiritual power of a person.
Key words: personality, axiological identification, values, spiritual human power.
бой, но таковым является дух. В конечном итоге все есть тождество, единство с самим собой. Однако когда говорят о философии тождества, имеют в виду тождество абстрактное, единство вообще и забывают о самом главном, об определении этого единства в себе, о том, определяется ли оно в качестве субстанции или в качестве духа» [1, с. 280]. Слово «дух» представляет собой совершенно общее обозначение, которое может употребляться по отношению к людям различных сфер деятельности. Основой для аксиологической идентификации человека и его деятельности является дух как конкретная внутренняя сила.
Аксиологическая идентификация представляет собой персонификацию определенных ценностей и формируется в процессе социализации личности, реализующейся в процессе жизнедеятельности каждого человека. Аксиологическая идентификация является тем базовым процессом, который определяет условия социального взаимодействия личности с другими людьми и социальными группами. Система ценностного восприятия и ценностных приоритетов личности выступает в качестве регулятора процесса идентификации, определяя намеченные субъектом цели, при утрате этих целей возможен противоположный процесс - процесс деидентификации личности. Аксиологическая идентификация личности представляет собой субъективный мир человека, из которого личность направляет свою активность с целью изменить внешний мир и последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования своей личности.
В русской философской мысли сущность личности трактуется как до конца «непостижимое», тайна личного креста, творческое искание
смысла своей жизни в Боге, которое составляет одновременно и «тайну исторического существования» [2, с. 38] человечества. Человек не может стать личностью без свободной веры в личного Бога. Человеку необязательно разрешение общества стать личностью, потому как ценность каждого человека уже первоначально заложена в его образе. Функциональная, социальная позиция человека может меняться в течение его жизни, но выбранная свободно ценностно-смысловая позиция сохраняется. Человеческая личность в течение своей жизни постоянно транслирует определенные ценности и смыслы.
К. Дюбар ввел понятие «идентификационная форма». В процессе развертывания жизненного цикла личности предполагается возможный переход от одной идентификационной формы к другой. Так согласно К. Дюбару данный переход назван «идентификационная конверсия». В представлении К. Дюбара возникновение и функционирование идентификационных форм определяется действием двух параллельных механизмов:
1) индивидуально-биографических механизмов, посредством которых индивиды выстраивают «идентичности для себя» (самоидентификация в нашем представлении);
2) социоструктурных механизмов, легитимирующих «идентичности для другого» (внешняя идентификация).
Согласно нашим исследовательским интересам считаем, что идентификационное ядро личности представляет собой некую матрицу, которая закладывается и формируется благодаря духовно-нравственному и религиозному воспитанию и образованию личности, и может означать преемственность, тождественность традиционным ценностям России.
Порожденная постмодернизмом множественность аксиологических систем привносит разрушение, диффузию современной личности. Особенно ярко кризис аксиологической идентификации переживают молодые люди, воспитание и социализация которых осуществлялись в период российской перестройки и реформ 1990х гг. Ситуация кризиса аксиологической идентификации личности - это пространство неопределенности истинной духовности, «вакуума ценностей». Процесс деидентификации современного человека - это процесс, когда личность и некоторые социальные группы не отождествляют себя приемниками базовых традиционных ценностей России. Проблема аксиологической идентификации современной российской личности, в особенности, когда преобладает «техногенный императив», а не категорический императив Канта, раскрывается здесь через понятие «неукорененный индивид» [3, с. 23], то есть
человек, не имеющий прошлого, своих корней. Опасность данной тенденции заключается в том, что личность, не идентифицируемая с традицией и духом своего народа, оторванная от духовно-нравственных, религиозных корней, не способна полностью реализовать свои природные, социальные и духовные способности, такая личностная «неукорененость» находится в ситуации, называемой: «я здесь и теперь». Возникает проблема диалога и понимания между разными возрастными и социальными группами, сложность для присвоения ценностных смыслов.
Постмодернистская реальность (релятивизм), постулирующая относительность и равноправность ценностей, является опасной и пагубной для современной личности. Познавательно-оценочная позиция человека постмодерна не может определяться как онтологически событийная и наполненная большим смыслом. Данная позиция с приоритетом плюрализма всех религий и духовно-нравственных ценностей, практически означает, что становится невозможной тождественность личной судьбы человека и жизненных ценностей с судьбой своей Отчизны, своего народа. Постмодернистская реальность произвольна, ситуативна и эгоистична.
Молодости всегда свойствен напряженный поиск определенной системы ценностей, ценностей духовных, ради которых стоит жить и если нужно жертвовать собой. Многие молодые люди России оказались деидентифицированы и аксиологически дезориентированы, они оказались не способны отождествить свою личность с теми духовно-нравственными ценностями, которые являются вечными и непреходящими для бытия России.
Сейчас очевидным фактом является то, что отсутствие четко сформулированной государственно-национальной идеи сформировало аксиологическую пустоту в сознании многих россиян, которую пытаются заполнить вседозволенность, распущенность, наркотики, алкоголизм - все то, что именуют социальными духовными проблемами российского общества. Состояние современной российской культуры, которая на современном этапе характеризуется гедонистической приоритетностью в осуществлении поведенческой стратегии, навязываемой СМИ (особенно интернетом) человеку, констатирует кризис аксиологической идентификации современной личности.
Исследования польского ученого Петра Штомпки показывают процесс «травмирующей трансформации», который характерен для государств постсоциалистического лагеря. В своей работе «Культурная травма и коллективная идентичность» П. Штомпка говорит о том, что
посткоммунистические общества переживают «культурную травму», шок от происходящих изменений, с вытекающей отсюда дезориентацией, утратой аксиологических ориентиров, деидентификацией и неуверенностью людей в своем будущем. Девальвация ценностей культуры, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей созданными ими техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности и другие тревожные симптомы ставят под вопрос само существование человека, его экономико-политическое, социальное и духовно-нравственое выживание.
Мировоззренческие искания современных молодых людей сопровождаются переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений. Очевидный факт, что в сравнении с советским периодом в нашей стране резко ослаблена роль социализации молодежи: семьи, школы, системы профессионального образования. В последние десятилетия резко возросла роль влияния средств массовой информации на факторы, влияющие и определяющие аксиологическую идентификацию личности и влияющую на модель поведения людей. Содержание, форма и частота сообщений, передаваемых СМИ, оказывает заметное влияние на их духовно-нравственное состояние и взаимоотношения между собой. Современная социально-экономическая и политическая ситуация способствует формированию у личности повышенной тревожности и агрессивности.
Перед современной личностью встает вопрос о выборе тех ценностей, которые будет иметь для нее решающее значение. Ситуация осложняется тем, что решать эти вопросы приходится в условиях неопределенности, порождаемой, в частности, процессом глобализации. Происходит согласование различных систем ценностей, осваиваемых каждой личностью, что
можно определить как процесс формирования аксиологической идентификации личности. С другой стороны, происходит расширение представлений о своеобразной иерархии ценностей - отнесение личностью себя не только с традиционными социальными группами, но и вопрос отношения к глобальному обществу. Степень неопределенности для принятия решения еще выше, что связано с такой стороной глобализации как соотношение глобальных и локальных процессов и стоящих за ними социальных групп («глокализация» - взаимовлияние глобальных и локальных изменений разного уровня, термин Р. Робертсона). Разные направления формирования аксиологической идентификации личности способствуют усложнению всеобщего социального самочувствия, что подкрепляется и объективными трудностями существования. Современная личность оказывается в новой социальной реалии, в состоянии необходимости выбора ею как своего собственного образа, так и образа социального мира в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема аксиологической идентификации получает социально-философское осмысление именно сегодня, когда происходят серьезные социальные изменения не только в России, но и во всем мире, когда изменяются формы социальной жизни и ценностные приоритеты, а значит, и характер социальных связей, что неизбежно приводит к трансформации аксиологической идентификации современной личности. Данная проблема является предметом анализа в аксиологической парадигме социальной философии и одним из ее новых направлений. Исследование специфики становления аксиологической идентификации современной личности в социально-философском аспекте представляет собой актуальную научную проблему, которая до сих пор не рассматривалась в философии в качестве самостоятельного предмета исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гзгель Г.В. Ф. Философия религии: в 2-х т. М., 1975. Т. 1.
2. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.
3. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. № 11.
4. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001. № 2.