УДК 17.022.1
Кожина Наталья Георгиевна
аспирант кафедры философии и права
Пермского национального исследовательского политехнического университета
smysl90@ mail.ru
Kozhina Natalia Georgiyevna
graduate student of рhilosophy and right chair,
Perm national research polytechnical university
smysl90@ mail.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ THE AXIOLOGICAL PERSONALITY IDENTIFICATION
Аннотация: Исследован вопрос социально-философского осмысления духовного мира личности, который предполагает анализ аксиологической идентификации личности, ее формирования и закономерности функционирования. Предложен концептуальный подход к научной проблеме, в рамках которого автор приходит к выводу, что аксиологическая идентификация образуется в личном, групповом или массовом сознании как четко зафиксированное представление и устойчивая целевая оправданность интериоризации конкретных ценностей.
Ключевые слова: аксиологическая идентификация, аксиологическая типизация личности, самотождественность, аксиологические приоритеты современности.
Annotation: The article deals with the problem of social and philosophical perception of a personal spiritual world, which is connected with the analysis of the axiological identification of a person, its building and functioning. The author suggests a conceptual approach to the problem which allows concluding that axiological identification is being built in the individual, group or mass consciousness as a fixed image, a sited propriety of a person's interiorization.
Key word: axiological identification, axiological tipization of a person, self-identity, axiological priorities of the modern time.
В настоящее время наблюдается интерес к проблеме идентификации личности в философии и в других отраслях научного знания: социологии, психологии, политологии, педагогике и др. Кроме того, внутри самой философии обнаруживается все более активное взаимодействие разных направлений (психоанализа, экзистенциализма, персонализма и др.) в деле познания процесса идентификации личности. Причем процесс идентификации рассматривается с различных сторон, что позволяет сформировать более или менее целостную картину.
Различными мыслителями проблема идентификации личности обозначалась в таких понятиях, как постоянное становление (Г. Оллпорт); внутренний рост или развитие (К. Роджерс); осуществление личностного смысла (В. Франкл); самоактуализация (А. Маслоу) и др. В социальной философии высокую степень разработанности имеет, прежде всего, этническая и гендерная идентификация. Необходимо отметить, что современными исследователями неодинаково трактуется понятие идентификации (идентификация как процесс, состояние, механизм).
Рассуждая о ценностной составляющей процесса идентификации, нужно обозначить два основных подхода к проблеме ценностей в отечественной философии. Первый подход М.С. Кагана - подход, согласно которому специфику ценностей следует определять в субъектно-объектном характере, второй подход Г.П. Выжлецова объявляет источником ценностей межсубъектные отношения.
Аксиологическая парадигма в исследовании идентификации личности предполагает постановку вопроса о том, каким образом происходит процесс взаимодействия внешнего объектного бытия и субъектного внутреннего бытия ценностей в мире человека, в движении которого личность формируется и раскрывается, оценивая себя и внешний мир. В центре внимания философской аксиологии - проблемы природы ценностей, которые российский социолог Н.И. Лапин определяет как «обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения»[1, С. 3]. Социально-философское исследование духовного мира современной личности предполагает анализ значения процесса аксиологической идентификации в ее формировании, рассматривает закономерности функционирования и ее совершенствования, а также типы, цели и задачи конкретной идентификации личности.
Аксиологическая, ценностная составляющая является одной из основных характеристик человеческой личности и общественного сознания. В силу того, что у личности имеется совокупность существенных свойств и, следовательно, возможностей, благодаря которым она может совершенствоваться в своих способностях в течение всей жизни, возникает теоретический вопрос об аксиологической идентификации современной личности как о части духовно-нравственной сферы бытия человека, которая и задает аксиологический вектор направленности его свободной воле, чувствам и самосознанию в движении к определенной цели.
В исследованиях личности самоидентификация понимается как «существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе, об индивидууме» [2, С. 294]. Человек, являясь творческим и свободным существом, строит самого себя как личность, отождествляя себя с определенными жизненными ценностями, расширяет свои духовные границы, воплощает в жизни определенные ценности, формируя свой уникальный образ.
Шеллинг, размышляя об идентификации, которую он мыслил как тождество сознательного и бессознательного, в «Системе трансцендентального идеализма» писал: «.. .Пока что мы учли в нашей философской рефлексии лишь тождественность акта самоопределения с первоначальным актом самосознания
и единственное различие между ними, сводящееся к тому, что один бессознателен, другой же сопровождается сознанием... первоначальный акт самосознания происходит вне всякого времени, тогда как второй, который служит уже не трансцендентальным, а эмпирическим началом сознания, неизбежно приходится на определенный момент в жизни сознания» [3, С. 269]. Такое тождество или гармония сознательного и бессознательного, никем не может быть осознано и «лишь сияет отраженным светом» в деятельности человека, представляясь тем же, чем действующему видится судьба, то есть силой, которая придает человеку аксиологическую направленность.
Аксиологическая идентификация существует тогда, когда происходит сознательное подражание, а не просто имитация, которая имеет бессознательный характер. Личность, обладающая самосознанием, самотождественностью и творческой свободой, наделена огромной познавательной способностью: изменяясь сами, люди меняют окружающий их мир. Личность оказывается некой точкой пересечения, центром множества разнообразных ценностей, возникающих в процессе социализации и профессионализации.
В качестве процесса аксиологичеакой идентификации личности мы рассматриваем: во-первых, общую характеристику процесса аксиологической идентификации личности, взятую абстрактно от социальной и исторической характеристики времени и места, во-вторых, конкретную характеристику аксиологической идентификации личности (АИЛ) в ее соотнесенности, а именно: а) с социальным и историческим субстратом; б) с современностью, предполагающей общие черты современной социокультурной ситуации.
Важно подчеркнуть, что ценности преобразуются посредством идентификационного процесса в конкретную аксиологическую типизацию личности. В качестве пояснения понятия аксиологическая идентификация личности можно привести подход Д. Гервирца, по которому идентификация есть приобретение или усвоение ценностей, идеалов, нравственных качеств значимого лица. Вебер стремился отнести познание социальных реалий и фактов к ценностям культуры, к осознанию понятий «должное», «идеальный тип», к осуществлению необходимости использовать аксиологический метод в исследованиях ученых. Питирим Сорокин считал, что именно ценность является тем синтезирующим началом, которое «связывает воедино экономическую, социальную, политическую, духовную сферы, весь конгломерат общественных явлений, и создает неповторимую, своеобразную интегральную культуру» [4, С. 219].
Дифференциация и аксиологическая типизация личности связана, на наш взгляд, с фундаментальными различиями между цивилизационными культурами человечества и наиболее распространенными религиями. Следовательно, специфика аксиологической идентификации личности как одной из форм проявления социальных отношений заключается еще в том, что в данной идентификации происходит процесс соотнесения личности не с объектом, не с другой личностью, а с социальными, религиозными и культурными ценностями, заключенными в другой личности. Аксиологическая
идентификация личности переходит и в более явную идентификацию общества в целом и представляет собой, во-первых, неразрывное объединение частей в целое (общество), наличие целого (общество) в каждой из частей (личность). Во-вторых, аксиологическая идентификация, образующая жизненное содержание каждой личности, также конкретно-индивидуальна, как сама личность. В-третьих, аксиологическая идентификация личности заключается в ее сверхвременном единстве и преемственности, которое является первичным единством настоящего с прошлым и будущим. Мы полагаем, что системообразующей основой аксиологической идентификации личности являются религиозные и культурные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Личность является носителем национальных, социальных, религиозных и других ценностей. В проблеме выбора личностью определенной аксиологической идентификации важным моментом является степень интериоризации духовно-нравственных ценностей своего народа, адекватность исторической преемственности. Еще Х.-Г. Гадамер утверждал, что прошлое в своем существе постоянно присутствует в настоящем. Главным вопросом в решении проблемы аксиологической идентификации является вопрос соотношения конкретного (положительного или отрицательного) типа аксиологической идентификации личности в современной социальной реальности. В качестве идентификационного ядра личности мы рассматриваем духовно-нравственные ценности, ценностный выбор личности как детерминанту его идентификации.
Многофакторный подход к изучению человека и общества позволяет учитывать не только объективные, но и субъективные составляющие в процессе аксиологической идентификации личности, в частности, культурную и религиозную самоидентификацию людей. В данном ракурсе является обоснованной позиция С. Хантингтона, который писал: «Цивилизация определяется наличием черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной идентификацией людей» [5, С. 219]. Поскольку процесс аксиологической идентификации в течение жизни личности и общества может претерпевать качественные изменения, и возможным результатом, соответственно, становиться изменение состава государственных границ того или иного государства. Подтверждением данного тезиса являются исследования П. Штомпки, который отмечает, что качественное изменение может означать и изменение структуры, сопровождаемое существенной модификацией всей сети взаимосвязей ее элементов в социальной системе или социально-культурном поле, и изменение функций с важной модификацией в действиях системы или поля. «Такие изменения затрагивают основу социальной реальности, поскольку их отзвуки обычно чувствуются во всех сферах, элементах социальной жизни, трансформируют ее важнейшее сущностное качество» [6, С. 219].
Считаем, что аксиологическая идентификация образуется в личном, групповом или массовом сознании как четко зафиксированное представление и устойчивая целевая оправданность интериоризации конкретной ценности. Социально-философское измерение понятия аксиологическая идентификация
личности выражается в наличии способности реализации именно человеческих возможностей в аксиореальности, благодаря особому способу своего существования, который у человека является личностным в отличие, например, от остального живого мира. В силу того, что у личности имеется совокупность существенных свойств и возможностей, благодаря которым она может совершенствоваться в своих возможностях и способностях в течение всей жизни, возникает теоретический вопрос об аксиологической идентификации современной личности как о части духовно-нравственной сферы бытия человека, которая задает вектор направленности его свободной воле, чувствам и самосознанию в движении к определенной цели. Исследуя проблему аксиологической идентификации личности, можно констатировать, что функциональная, социальная позиция человека может меняться в течение его жизни, но выбранная свободно ценностно-смысловая позиция сохраняется.
К.Дюбар ввел понятие «идентификационная конверсия» (переход от одной идентификационной формы к другой). В представлении К.Дюбара возникновение и функционирование идентификационных форм определяется действием двух параллельных механизмов: 1) индивидуально-биографических механизмов, посредством которых личность выстраивает «идентичности для себя» (самоидентификация в нашем представлении); 2) социоструктурных механизмов, легитимирующих «идентичности для другого» (внешняя идентификация).
Собственно говоря, со стороны личности аксиологическая идентификация включает в себя: 1) нравственное единение как отождествление, приобретение человеком ценности добра, любви, мудрости и других ценностей; 2) интеллектуальное единение как отождествление и внутренне единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной; 3) энергийное единение как проникновение души и тела определенными действованиями, благодаря которым человек становится личностью в своем совершенствовании, обогащается знанием и приобретением духовно-нравственных ценностей.
Личность, включенная в социальную действительность, вступая как в непосредственное общение, так и в информационное пространство, выбирает, формирует и проявляет свое аксиологическое содержание. Необходимо выявить те магистральные тенденции в российской и мировой социальной реалии, которые характеризуют аксиологические идентификационные приоритеты современности. Аксиологическая идентификация выступает как индивидуализация в духовной деятельности и персонификация определенных ценностей. Важным моментом является осознание каждым человеком значимости объединяющих его с другими людьми ценностей, важности обнаружения и сохранения единой аксиосферы.
По словам русского философа А.И. Ильина, «есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью. Согласно этому закону человек неизбежно уподобляется тому, к чему он прилепляется любовью, верою и помыслами. Чем сильнее и цельнее его прилепленность, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон» [7, С. 346]. Нашей концептуальной идеей, которой
мы придерживаемся, является понимание того, что фокусировкой главных различий в аксиологической идентификации личности выступают различия в ценностных ориентирах той или иной цивилизации.
Аксиологическую идентификацию следует определить как устойчивый и сознательно выбранный образ в индивидуальном, групповом и массовом сознании, посредством которого через определенные ценности социального пространства его субъективные носители в процессе деятельности выражают свое отношение к субъектам, объектам и явлениям в общественной и личностной реальности.
Таким образом, мы выяснили, что необходимо признать существенное воздействие личной аксиологической идентификации на социально-общественную сферы деятельности, как высшая область человеческой личности аксиологическая идентификация не может, по нашему мнению, занимать «ничейную» позицию, являясь в духовной сфере деятельности человека формой самопознания и одновременно практического направления развития жизни. Праксиологический аспект данной проблемы заключается в том, что конкретный тип (положительный или отрицательный, социальный или асоциальный, конструктивный или деструктивный) аксиологической идентификации личности является эффективным средством достижения социально-психологической стабильности и духовной безопасности общества.
Литература:
1. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И Лапин, Л.А. Беляева, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов - M.: Эдиториал УРСС, 1996.
2. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т.1 / под ред. А. Ребера. M., АСТ: Вече, 2000.
3. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / пер. И.Я. Колубовского. Л.: СОЦЭКГИС, 1936.
4. Сорокин П.А. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. M.: 1990.
5. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.
6. Штомпка П. Социология: анализ современного общества / пер. с польского С.M. Червонной. M. : 2005.
7. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. M.: Русская книга,
1993.
Literature:
1. Lapin N.I, Belyaeva L.A., Naumova N. F., Zdravomyslov A.G. Dynamics of values in reformed Russia / N.I. Lapin, L.A. Belyaeva, N. F. Naumova, A.G. Zdravomyslov. - M.: Editorial URSS, 1996.
2. Comprehensive and explanatory dictionary of psychology in 2 vol. Vol. 1. Ed. A. Reber. M.: AST Vetshe, 2000.
3. Schelling W.T.S. The system of transcendental idealism / Translated by I.Y. Kolubovsky, Lenimgrad: SOTSEKGIS, 1936.
4. Sorokin P.A. Culture in the modern world: experience, problems, solutions. M.: 1990.
5. Huntington S. Collision of civilization? // The political research. 1994. № 1.
6. Shtompka P. Sociology: Analysis of the modern society / Translated from Polish by S.M. Tshervonnaya. M. : 2005.
7. Ilyin I.A. Collected works in 10 vol. Vol.1. M.: The Russian book, 1993.