Научная статья на тему 'Аксиологический подход к формированию осознанного материнства'

Аксиологический подход к формированию осознанного материнства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / МАТЕРИНСТВО / ОСОЗНАННОЕ МАТЕРИНСТВО / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ / ПРИНЯТИЕ РОЛИ МАТЕРИ / IDENTITY / MOTHERHOOD / CONSCIOUS MOTHERHOOD / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE TREATMENT OF MOTHERHOOD / ADOPTION OF THE ROLE OF A MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Наталья Александровна

В статье раскрываются основные результаты эмпирического исследования по формированию осознанного материнства с применением аксиологического подхода, описаны особенности осознанности материнства в зависимости от стажа выполнения роли матери. Также в статье определена актуальность эмпирического исследования осознанного материнства, сформулированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования, выделены и обозначены основные этапы исследования, представлены методы и методики исследования, дается характеристика выборки, которая разбита на подгруппы по стажу материнства. В начале статьи обозначена проблема исследования, которая заключается в утрате ценности материнства в современном обществе. Проведен и представлен анализ этапов, факторов и компонентов формирования осознанного материнства. Раскрывается система воспитания и развития ценностного отношения к материнству. В статье описано эмпирическое исследование, направленное на выявление отношения женщины к материнству, к принятию роли матери и ценности материнства в целом для женщин. Дается характеристика двум экспериментальным группам с указанием стажа материнства, возраста испытуемых и способа их формирования, перечислены методики исследования и дается обоснование их выбора. Представлены результаты исследования в количественном и качественном варианте, а также сравнение двух групп. Также определено проблемное поле для экспериментальной группы с целью разработки и апробирования программы формирования осознанного материнства. В статье представлено описание программы формирования осознанного материнства с указанием цели, задач, методологической основы, этапов, организации занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Устинова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF CONSCIOUS MOTHERHOOD

The article describes the main results of the empirical research of formation of conscious motherhood within the framework of axiological approach, and describes characteristic features of awareness of maternity depending on the experience of fulfilling the role of a mother. The article defines the importance of empirical research of conscious motherhood, formulates the aim, scope, object and hypothesis of the research, highlights and marks the main stages of the research, presents the methods and techniques of the research, and gives a characteristic of the studied sample that is divided into subgroups according to the time of experience of motherhood. In the beginning of the article the author outlines the problem of the study, which consists in the loss of value of motherhood in modern society. The article analyzes the stages, factors and components of the development of conscious motherhood and discloses the system of upbringing and development of values related to motherhood. The article also describes an empirical study aimed at identifying the attitude of women to motherhood, to adoption of the role of mother and the value of motherhood for women. The author characterizes two study groups with different time of experience of motherhood, age of the subjects and method of their formation, enumerates the research methods and explains their choice. It presents the results of the undertaken research in quantitative and qualitative terms, as well as the comparison of the two groups. It also defines the problem field for the experimental group, with the aim of developing and testing a program of formation of conscious motherhood. The article presents a description of the program of formation of conscious motherhood stating the aim, tasks, and methods of study, stages and organization of training.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к формированию осознанного материнства»

УДК 37.018.15 ББК Ю957.65

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Устинова Наталья Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самосознание; материнство; осознанное материнство; аксиологический подход; ценностное отношение к материнству; принятие роли матери.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются основные результаты эмпирического исследования по формированию осознанного материнства с применением аксиологического подхода, описаны особенности осознанности материнства в зависимости от стажа выполнения роли матери. Также в статье определена актуальность эмпирического исследования осознанного материнства, сформулированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования, выделены и обозначены основные этапы исследования, представлены методы и методики исследования, дается характеристика выборки, которая разбита на подгруппы по стажу материнства. В начале статьи обозначена проблема исследования, которая заключается в утрате ценности материнства в современном обществе. Проведен и представлен анализ этапов, факторов и компонентов формирования осознанного материнства. Раскрывается система воспитания и развития ценностного отношения к материнству. В статье описано эмпирическое исследование, направленное на выявление отношения женщины к материнству, к принятию роли матери и ценности материнства в целом для женщин. Дается характеристика двум экспериментальным группам с указанием стажа материнства, возраста испытуемых и способа их формирования, перечислены методики исследования и дается обоснование их выбора. Представлены результаты исследования в количественном и качественном варианте, а также сравнение двух групп. Также определено проблемное поле для экспериментальной группы с целью разработки и апробирования программы формирования осознанного материнства. В статье представлено описание программы формирования осознанного материнства с указанием цели, задач, методологической основы, этапов, организации занятий.

Ustinova Natalia Aleksandrovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF CONSCIOUS MOTHERHOOD

KEY WORDS: identity; motherhood; conscious motherhood; axiological approach; value treatment of motherhood; adoption of the role of a mother.

ABSTRACT. The article describes the main results of the empirical research of formation of conscious motherhood within the framework of axiological approach, and describes characteristic features of awareness of maternity depending on the experience of fulfilling the role of a mother. The article defines the importance of empirical research of conscious motherhood, formulates the aim, scope, object and hypothesis of the research, highlights and marks the main stages of the research, presents the methods and techniques of the research, and gives a characteristic of the studied sample that is divided into subgroups according to the time of experience of motherhood. In the beginning of the article the author outlines the problem of the study, which consists in the loss of value of motherhood in modern society. The article analyzes the stages, factors and components of the development of conscious motherhood and discloses the system of upbringing and development of values related to motherhood. The article also describes an empirical study aimed at identifying the attitude of women to motherhood, to adoption of the role of mother and the value of motherhood for women. The author characterizes two study groups with different time of experience of motherhood, age of the subjects and method of their formation, enumerates the research methods and explains their choice. It presents the results of the undertaken research in quantitative and qualitative terms, as well as the comparison of the two groups. It also defines the problem field for the experimental group, with the aim of developing and testing a program of formation of conscious motherhood. The article presents a description of the program of formation of conscious motherhood stating the aim, tasks, and methods of study, stages and organization of training.

П

о данным многочисленных социологических и психологических исследований, для молодого поколения женщин России характерным является несфор-мированное ценностное отношение к материнству, многие женщины не считают материнство главным женским предназначением, в том числе у многих из них вообще отсутствует желание иметь детей [14].

Другой важной проблемой является низкий уровень осознанного отношения

женщин к своему ребенку, к своей новой роли - матери [5]. Объясняется это тем, что в настоящее время в обществе происходит трансформация ценностей. Ценности традиционного материнства, в основе которых лежит любовь к детям, постепенно утрачиваются. Создание семьи и материнство многими женщинами России рассматриваются как помеха в реализации поставленных целей, а не как важнейшие жизненные ценности женщины [6]. В ре-

© Устинова Н. А., 2015

зультате пропаганды среди женщин идеологии феминизма - быть эмансипированной, независимой и современной - молодые матери все чаще делают свой выбор в пользу карьеры, не учитывая тот факт, что именно мать оказывает существенное влияние на детское развитие, на формирование психологического склада ребенка (З. Фрейд, Д. В. Винникотт, К. Роджерс, Дж. Боулби, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, Н. Н. Ва-сягина) [1]. Все вышеперечисленное рождает демографический кризис - печальное явление, наблюдаемое в нашей стране [12].

Также имеет место проблема, связанная с неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, в первую очередь, женщине. Наблюдается разработанность многочисленных психологических практик, направленных на психологическую помощь матери в период беременности, родов, реализации материнских функций на самых ранних этапах развития ребенка, но узость психологических подходов при сопровождении матери на стадии активного материнства [9].

На основании вышеизложенного проблема осознанного отношения к материнству как к главной ценности в современном российском обществе является актуальной и требует практического разрешения [10].

Проведенный нами анализ этапов, факторов и компонентов формирования материнства показал следующее:

- развитие будущего осознанного и ценностного отношения матери к ее ребенку начинается еще с взаимодействия с собственной матерью, т. е. задолго до момента зачатия, с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины; наибольшее значение имеет именно взаимодействие девочки (будущей матери) со своей собственной матерью в младенческом и раннем возрасте [8];

- для личности женщины определенный образец материнства задает также и общество; влияние общества осуществляется через средства массовой информации, произведения искусства и культуры и др., стоит отметить то, что осознается данное влияние женщиной слабо [4];

- на осознанное и ценностное отношение женщины к материнству оказывает влияние взаимодействие с супругом (собственная семья) [11];

- наиболее существенным фактором в развитии осознанного и ценностного отношения женщины к своему ребенку является его рождение и последующее взаимодействие с ним [13];

- родительская семья, общество, собственная семья оказывают значительное влияние, но именно на уровне личности проис-

ходит становление и формирование материнства [7];

- компоненты материнства связаны друг с другом в единую структуру [12].

Основополагающими же для всех компонентов являются именно ценности матери. В связи с духовно-нравственным кризисом и острой демографической проблемой в нашей стране особенно важным является воспитание ценностного отношения к материнству, что означает целостное формирование мировоззрения будущей матери, которое в дальнейшем будет определять ее принципы жизни, приобщение подрастающих будущих матерей к духовно-нравственным ценностям [15].

Система воспитания ценностного отношения к материнству включает соединение действий государственных структур, образовательных учреждений и семьи.

Осознание женщиной феномена материнства происходит постепенно, через жизненный опыт. Женщине, которая стала матерью, для того чтобы гармонично встроить в свою жизнь ценность ребенка, предстоит перестроить всю систему жизненных ценностей и интересов. Какую доминирующую оценку материнской роли изберет для себя женщина, такая стратегия материнства и будет реализовываться в поведенческой составляющей. Материнская роль призывает женщину к актуализации сил для нового осознания смысла жизни [11].

Основывать формирование осознанного материнства следует на первоначальном осознании женщиной себя в роли матери, осознании своего влияния на развитие ребенка, в том числе педагогического воздействия [2].

На основании теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование с целью выявления отношения женщины к материнству, к принятию роли матери и ценности материнства в целом для женщин. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:

- опросник «Сознательное родитель-ство» М. О. Ермихиной - для определения степени важности для матери сферы семейной жизни и выявления наиболее значимых в семейной жизни ценностей,

- опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина - для изучения отношения матерей к разным сторонам семейной жизни -к семейной роли, к ребенку,

- для оценки специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни - методика PARI E. C. Шеффера и P. K. Белла, адаптирован-

ная Т. В. Нещерет, в модификации Т. В. Ар-хиреевой,

- для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия - опросник Е. И. Захаровой.

В основном исследовании принимали участие 8о матерей, отобранные методом случайного выбора, проживающие в г. Богданович Свердловской области и с. Тыгиш Богдановичского района Свердловской области и г. Екатеринбурге. Выборка является репрезентативной по своему составу.

В зависимости от стажа материнства были сформированы две экспериментальные группы: первая экспериментальная группа - женщины со стажем материнства от 0-3 лет (40 человек). Вторая экспериментальная группа - женщины со стажем материнства от 3-7 лет (40 человек).

Все респонденты состоят в браке и имеют одного ребенка. Среди матерей 75% имеют высшее образование, 19% - среднее специальное и 6% среднее. Средний возраст женщин - 28 лет, средний возраст ребенка - 3,5 года.

Согласно проведенному нами эмпирическому исследованию, для большинства матерей сфера семейной жизни не является главной. Только 26% испытуемых поставили сферу семьи на первое место. Для оставшихся 74% более значимыми являются сферы обучения, увлечений и общественной жизни.

Таким образом, обобщая вышеизложенные данные, по мере увеличения стажа материнства можно выделить следующие изменения:

- у мам группы № 2 (стаж материнства - 3-7 лет) умение понимать причины состояния ребенка (расстройство, усталость и пр.) выражено в меньшей степени, чем в группе № 1 (стаж материнства - 0-3 года); скорее всего, это связано с возрастными кризисами трех и семи лет;

- по сравнению с показателями группы № 1 характеристики эмоционального взаимодействия мамы и ребенка у испытуемых группы № 2 имеют меньшую выраженность;

- с увеличением стажа материнства количество мам, которые не стремятся к телесному контакту, становится больше;

- также с увеличением стажа материнства становится больше мам, которые не оказывают эмоциональную поддержку своему ребенку;

- по сравнению с первой группой показатели ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, а также показатели умения воздействовать на эмоциональное состояние ребенка среди мам второй группы выражены в меньшей степени.

По результатам эмпирического исследования формирования ценности осознанного материнства в зависимости от стажа материнства (от рождения до 3 лет, от 3 до 7 лет) можно сделать следующие выводы.

Уровень осознанного материнства становится выше с увеличением стажа материнства. Независимо от стажа материнства значимыми жизненными сферами для матерей являются обучение и образование, увлечения и общественная жизнь. В экспериментальной группе № 1 (стаж материнства - 1-3 года) сфера семейной жизни на четвертом месте. В группе № 2 (стаж материнства - 3-7 лет) сфера семейной жизни на третьем месте. Таким образом, для большинства испытуемых сфера семейной жизни не является главной. Значимость сферы семейной жизни возрастает с увеличением стажа материнства.

Независимо от стажа материнства ценности сферы семейной жизни распределились следующим образом: на первом месте - ценность высокое материальное положение, на втором - духовное удовлетворение, третье место разделили достижения и развитие себя.

Испытуемые с низким уровнем осознанного отношения к материнству имеют меньшие значения по следующим показателям: отношение к семейной роли, отношение к ребенку, особенности взаимодействия с ребенком.

Также нами определено проблемное поле для экспериментальной группы: часть матерей с низким уровнем осознанного материнства ощущает самопожертвование, в их семьях присутствуют конфликты, женщины не удовлетворены ролью хозяйки, не являются самостоятельными, у них отсутствуют партнерские отношения с ребенком, матери не занимаются развитием активности ребенка, он испытывают раздражительность, подавляют сексуальность в ребенке, чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, матери не способны воспринимать состояние ребенка, не понимают причины состояния ребенка, не способны к эмпатии, не чувствуют эмоциональное состояние ребенка, мамам общение с ребенком не доставляет удовольствие, они не принимают своего ребенка безусловно, отрицательно оценивают свою родительскую роль, характеристики эмоционального взаимодействия мамы и ребенка имеют низкую выраженность, мамы не стремятся к телесному контакту, они не готовы оказать эмоциональную поддержку, не ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия, не умеют воздействовать на состояние ребенка, сфера семейной жизни не является для них главной. Мы считаем, что с данной

группой матерей необходимо провести пси-хокоррекционную работу, направленную на развитие осознанного отношения к материнству как к главной ценности жизни.

В связи с чем нами была разработана программа «Осознанное материнство. Быть мамой - это ценно».

Методологической основой программы явился аксиологический подход. Наш выбор был сделан в пользу аксиологичского подхода, так как, на наш взгляд, среди многообразия подходов именно аксиологический подход является ведущим при рассмотрении значения материнства для общества и смысла жизни для отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическая программа включает тренинг, который является синтетической разработкой с использованием модифицированных упражнений, разработанных разными исследователями, и собственных авторских упражнений. В основу программы легли работы Ю. К. Абдрах-мановой («Программа формирования психологической готовности к материнству»), О. В. Филипповой («Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов»»), М. О. Ермихиной («Осознанное родительство»), О. В. Евтихова (тренинг «Развитие личностной зрелости родителей»), Н. Н. Васягиной (обучающая программа «Я - мама») [3]. В отличие от вышеперечисленных программ, наша программа направлена на формирование осознанного отношения к материнству как к главной ценности жизни.

Целью программы является развитие осознанного отношения к материнству как к главной ценности жизни. Задачи:

- изменить отношение женщин к своей новой роли - роли матери, сформировать ценностное отношение к материнству (методика PARI, ОтЕЦ),

- развить осознанное отношение к материнству (опросник «Сознательное роди-тельство»),

- повысить материнскую компетентность (методика PARI, опросник Захаровой),

- повысить уровень гармонии в семейных отношениях (методика PARI, опросник Захаровой).

Состав участников группы - 10 человек. Средний возраст участников группы составил - 27 лет, средний возраст ребенка -

4 года. Время работы - 16 занятий (2 раза в неделю по 2-3 часа). Итого 42 часа. В процессе проведения занятий нами активно использовались приемы и методы, направленные на развитие осознанного отношения к материнству, отношения к материнству как к ценности, повышение уровня материнской компетентности и развитие рефлексии у матерей.

Проверка достоверности сдвига показателей в экспериментальной и контрольной группах проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Предположение о том, что психолого-педагогическая программа будет способствовать развитию осознанного отношения к материнству, подтвердилось. По всем компонентам осознанного материнства нами выявлены статистически значимые различия.

Предположение о том, что психолого-педагогическая программа будет способствовать развитию отношения к материнству как к главной ценности жизни, подтвердилось частично. Только для 70% матерей сфера семьи стала более важной в жизни. В целом, полученные результаты апробации психолого-педагогической программы «Осознанное материнство. Быть мамой -это ценно» подтверждают гипотезу о том, что специально разработанный тренинг будет способствовать развитию осознанного отношения к материнству. Прослеживается существенная динамика. Изменения затронули все компоненты осознанного отношения к материнству, что является показателем эффективности данного тренинга.

Анализ проблемы осознанного материнства в рамках аксиологического подхода позволяет рассматривать осознанное отношение женщины к материнству как фундаментальную ценность и основу системы семейных ценностей, как ценность, которая принадлежит матери и реализуется ею в воспитании и образовании ребенка.

Проведенный нами анализ психологических исследований показал, что мать оказывает существенное влияние на детское развитие, а также формирование психологического склада ребенка. Если женщина осознанно относится к материнству, считая именно материнство высшей ценностью и своим предназначением, то появление ребенка у таких матерей будет давать новый толчок для их развития, создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васягина Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства : монография. Екатеринбург, 2010.

2. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004.

3. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб. : Речь, М. : Смысл, 2002.

4. Исенина Е. И. Понятие «базовые качества матери»// Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Иваново, 2002. С. 20-24.

5. Леус Т. В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

6. Мохова С. Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком: кросс-культурное исследование : дис. ... канд. психол. наук. Чита, 2004.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М. : Ин-т психотерапии, 2003.

8. Психология материнства : учеб.-метод. пособие / Урал. го с. пед. ун-т, каф. психологии развития ; авт.-сост. Е. А. Тетерлева ; под ред. С. А. Минюровой. Екатеринбург, 2008.

9. Рудова Н. Е. Система воспитания ценностного отношения к материнству : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.

10. Тетерлева Е. А. Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины : дис. . канд. психол. наук. М., 2006.

11. Устинова Н. А. Внутриличностные детерминанты самосознания матери : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009.

12. Устинова Н. А. Анализ теоретических подходов к исследованию материнства // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. тр. Вып. 3. Екатеринбург, 2006. С. 21-24.

13. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие. М. : И-т психотерапии, 2002.

14. Чибисова М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

15. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология тендер. М. : РОССПЭН, 2006.

LITERATURE

1. Vasyagina N. N. Mat' kak sub"ekt sotsiokul'turnogo prostranstva : monografiya. Ekaterinburg, 2010.

2. Ermikhina M. O. Formirovanie osoznannogo roditel'stva na osnove sub"ektivno-psikhologicheskikh fakto-rov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kazan', 2004.

3. Zaytseva T. V. Teoriya psikhologicheskogo treninga. Psikhologicheskiy trening kak instrumental'noe deystvie. SPb. : Rech', M. : Smysl, 2002.

4. Isenina E. I. Ponyatie «bazovye kachestva materi»// Materinstvo. Psikhologo-sotsial'nye aspekty (norma i deviatsiya). Ivanovo, 2002. S. 20-24.

5. Leus T. V. Predstavlenie zhenshchiny o sebe kak o materi do i posle rodov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2001.

6. Mokhova S. Yu. Samosoznanie roditelya v sisteme otnosheniy s rebenkom: kross-kul'turnoe issledovanie : dis. ... kand. psikhol. nauk. Chita, 2004.

7. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. M. : In-t psikhoterapii, 2003.

8. Psikhologiya materinstva : ucheb.-metod. posobie / Ural. go s. ped. un-t, kaf. psikhologii razvitiya ; avt.-sost. E. A. Teterleva ; pod red. S. A. Minyurovoy. Ekaterinburg, 2008.

9. Rudova N. E. Sistema vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k materinstvu : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009.

10. Teterleva E. A. Smyslovoe perezhivanie materinstva kak novoobrazovanie samosoznaniya zhenshchiny : dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2006.

11. Ustinova N. A. Vnutrilichnostnye determinanty samosoznaniya materi : dis. ... kand. psikhol. nauk. Ekaterinburg, 2009.

12. Ustinova N. A. Analiz teoreticheskikh podkhodov k issledovaniyu materinstva // Aktual'nye problemy psikhologii lichnosti : sb. nauch. tr. Vyp. 3. Ekaterinburg, 2006. S. 21-24.

13. Filippova G. G. Psikhologiya materinstva : ucheb. posobie. M. : I-t psikhoterapii, 2002.

14. Chibisova M. Yu. Fenomen materinstva i ego otrazhenie v samosoznanii sovremennoy molodoy zhenshchiny : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chodorou N. Vosproizvodstvo materinstva: Psikhoanaliz i sotsiologiya tender. M. : ROSSPEN, 2006.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.