Т. В. Корбанович
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики
Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. А. Асташова
Автор рассматривает специфику процесса развития ценностных ориентаций в условиях профильного обучения, что повышает качественный уровень подготовки выпускников современной школы и усиливает потенциал и возможности профильного обучения.
The author of the article reveals the distinctive features of ethical orientation under the conditions of purposeful education. It gives an opportunity to improve a qualitative level of training in a contemporary school; moreover, ethical orientation increases purposeful education's effectiveness.
Разработка индивидуальной образовательной траектории личности - одна из ключевых идей профильного обучения, направленная на педагогическую поддержку индивидуальности школьника, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, стимулирование творчества и духовности в условиях образовательной среды. Индивидуальная образовательная траектория личности предполагает учет интересов, психофизиологических возможностей старшеклассника и ресурсов овладения образовательными областями. Важен в этом процессе ориентир на индивидуальный темп освоения содержания образования, адекватный психическим, соматическим и поведенческим особенностям ученика.
Традиционный подход к организации образовательного процесса дополняется инновационными решениями обучающегося. Он находит индивидуальные способы работы с предметным материалом, выбирает формы и методы самостоятельной деятельности, стиль коммуникации.
В целом индивидуальная образовательная траектория личности помогает сохранить самобытность школьников и подвести к главной смысловой позиции: образовательная деятельность старшеклассников -это прежде всего деятельность по самообразованию и самосовершенствованию личности. И это реально, если таким образом организованная система образования входит в ценностное поле личности. Следует отметить, что индивидуальная обра -зовательная траектория личности может рассматриваться как источник ценностных ориентаций, поскольку сама она детерминирована аксиологическим вектором свободы и адекватным отношением к ценностным доминантам образовательной системы.
Профильное обучение как инновационная образовательная парадигма предполагает содержательное сочетание основных, базовых, специальных, профильных и элективных курсов. Это дает возможность сочетать общекультурное, профессиональное
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
и личностное развитие старшеклассников в контексте уникальных вариантов обра -зовательных моделей. Естественно, что базовое и профильное образование имеет обоснованные теоретические и практические подходы, ориентирующие профильное обучение на вполне конкретные позиции, хотя и предполагающие реальный диапазон выбора.
Элективные курсы, при обоснованности их содержательного и процессуального наполнения, значительно расширяют возможности имеющегося выбора и обуславливают предпочтение определенной системы ценностных ориентаций. Разработанный нами элективный курс «Ценности профессионально-трудовой сферы» может предоставить старшекласснику аксиологический набор истинного профессионала, обла-дающий своеобразными механизмами регуляции профессионального выбора и поведения.
Элективный курс «Ценности профессионально-трудовой сферы» содержит потенциал для углубления выбранного школьником профиля и одновременно, усиления внутрипрофильной специализации за счет аксиологического осмысления характеристик субъекта в разных типах профессий.
Специально организованный процесс развития ценностных ориентаций в условиях профильного обучения представляется нам ключевым, имеющим принципиальное значение в профессиональном и личностном развитии, поскольку он затрагивает глубинные сферы психики и регулирует поведенческие основы.
Ценностные ориентации, по версии А. Н. Леонтьева, могут быть в личности старшеклассника как своего рода «узлы», соединяющие различные виды деятельности в целостные личностные структуры, т. е. иметь объединяющее начало, возможность строить жизнедеятельность вокруг фундаментальных идей. При этом ценностные ориентации рассматриваются как основа личности, помогающая осознать себя, по-
вышающая способность контактировать и понимать других, усиливающая самостоятельность и уверенность в себе.
Учитывая отмеченные позиции, подчеркнем, что в структуре личности, по мнению Д. А. Леонтьева, непосредственно связаны ценностные ориентации, потребности и мотивы. Причем, осмысливая положение ценностных ориентаций в этой триаде, заметим, что формирование ценностных ориентаций у старшеклассников позволит получить устойчивые мотивационные образования с высокой степенью стабильности, непосредственно влияющие на весь спектр деятельности личности.
Проанализировав различные модели развития ценностных ориентаций (Н. А. Аста-шова, Г. П. Выжлецов, И. А. Зимняя, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.), мы решили взять за основу и апробировать модель «круг ценностей», предусматривающую включение ценностей в педагогический процесс (жизнедеятельность личности); обеспечение связи «субъект - объект», вызов положительной эмоциональной реакции, генерализацию отношения, осознание ценности, включение ценности в жизнедеятельность личности.
Включение ценностей в педагогический процесс при кажущейся простоте представляет собой достаточно сложное явление. Во-первых, «включение» может быть как специально организованным, так и стихийным. Специально организованное включение ценностей требует взвешенности, продуманности, гибкости и умения расставить аксиологические акценты. Главным носителем ценностей в образовательной системе является учитель, от профессионализма и компетентности которого зависит качество введения ценностей в мир отношений старшеклассника. Во-вторых, включение ценностей должно быть связано с актуальным и перспективным личностно-возраст-ным развитием школьников и реализовать динамику перехода от учебно-профессиональных к профессионально-трудовым ценностям. В-третьих, включение ценностей в
Аксиологические основы профильного обучения
педагогический процесс происходит в контексте средовых характеристик образования, подчеркивающих смысловое наполнение ценностей.
Ценностные ориентации, вводимые в образовательный процесс, должны изначально предполагать свободу выбора и общую направленность на профессиональный и личный успех, которые могут обеспечить профессиональную конкурентоспособность и мобильность.
Следующий шаг в процессе интериори-зации ценностных ориентаций - обеспечение связи «субъект - объект», что может рассматриваться как основа познания и углубленного изучения старшеклассниками сущности ценностных положений. При этом причинно-следственные связи как универсальные отношения позволяют выявить определенные закономерности: от наличия каких ценностей зависит профессиональная самореализация; какие ценностные ориентации прямо коррелируют с профессией того или иного типа и т. п. Между тем задача этого этапа прежде всего установить существенные и необходимые связи между субъектом - старшеклассником и объектом - ценностной ориентацией, раскрыть основные характеристики и потенциал ценностных ориентаций в отношении развития профессионально-трудовой сферы.
Важным этапом в развитии ценностных ориентаций является вызов положительного эмоционального подкрепления, создание «эмоционального тонуса» (П. К. Анохин), способствующего активной мыслительной деятельности. В данном контексте эмоции стимулируют смысловое богатство понима-ния ценностных ориентаций, обеспечивают актуальную интеллектуальную деятельность, творческий процесс.
Положительная эмоциональная реакция в ответ на предъявленные ценностные
ориентации может быть основой для правильно возникающего решения, формирования социальной ответственности, осмысления системы отношений, выбора, наконец. Моделируя вызов положительной эмоциональной реакции у старшеклассников на ценностные ориентации, педагог может включить приемы интеграции когнитивного и аффективного опыта ученика, переживания успеха, увлеченности, интереса; многообразия эмоциональных откликов, визуализации, эстетического воздействия, радостного соучастия в общем деле и др.
Все предпринятые попытки могут определить генерализацию отношения как системы сознательных, избирательных связей с окружающим миром. В нашем исследовании отношение имеет профессионально-трудовой вектор, сопровождается положительным эмоциональным подкреплением и показывает уровень активности и самораз -вития личности.
Генерализация отношения к предъявленным ценностям через структурирование и ранжирование ценностных ориентаций с определением доминантных аксиологических позиций сообразно возрасту, индивидуальным предпочтениям личности и стратегическим целям системы образования.
Результатом детальной работы с ценностной ориентацией является ее осознание как субъектно значимого принципа деятельности, установки на соответствующее поведение и перевод в статус присвоенной ценностной ориентации, включение которой в жизнедеятельность старшеклассника придает ей определенную направленность и показывает уровень и качество личностного развития и актуальной регламентации профессиональных предпочтений в контексте аксиологического пространства.