УДК- 371.035.6
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Н.А. Асташова
В статье представлены аксиологические основы патриотического воспитания школьников. Показано, что патриотическое воспитание - процесс формирования отношения к отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к отечеству, преданность Родине, внимание к истории России, духовная связь с народом. Определены сущностные характеристики патриотического воспитания, его формы, методы и средства. Выделены ценностные доминанты патриотического воспитания: Родина, природа, культура, родной язык, труд, человек.
Подчеркивается роль педагога в патриотическом воспитании. Установлено, что аксиологические основы патриотического воспитания делают его полноценным и значимым для учащихся.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические ценности, любовь к Родине, воспитательная система, методологическим обоснованием патриотического воспитания.
В современных условиях, которые характеризуются противоречивыми и непростыми социальными процессами (терроризм, миграция населения, обострение межличностных отношений, утрата духовных ориентиров и т.п.), сложно говорить о патриотическом воспитании. Между тем, оценивая остроту проблемы, именно сейчас следует обратить особое внимание на организацию патриотического воспитания, поскольку процесс формирования патриота, гражданина может стать гарантом социальной стабилизации, развития духовной личности, способной к саморазвитию и обеспечению национально самобытного и цивилизационно-культурного развития общества.
Обращение к классикам педагогики позволяет выделить ряд идей, являющихся методологическим обоснованием патриотического воспитания. Одно из общеизвестных и часто цитируемых высказываний К.Д. Ушинского можно рассматривать в качестве своеобразного эпиграфа патриотического воспитания: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина». Такой подход, подчеркивающий единичность, уникальность родины для каждого человека, позволяет проникнуться идеей об исключительной важности работы по патриотическому воспитанию учащихся. Л.Н. Толстой обращает внимание педагогов на сложность и многогранность отношений в патриотической палитре, подчеркивая, что это не только любовь к Родине: «Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастливых дней». Актуальность проблемы, поставленной таким образом, очевидна. Именно сейчас, в трудное для отечества время, каждый человек должен не только научиться сопереживать трудностям Родины, но и предпринимать усилия, для изменения сложившихся обстоятельств.
Весьма примечательно, что несколько раньше о любви к Родине, России, образно и педагогически ориентировано писал Н.В. Гоголь, отмечавший, что нужно учиться любить Россию. Великий писатель обращал внимание на то, что если человек действительно полюбит Россию, он будет рваться служить ей, выполняя любую работу.
Глобальное понимание патриотического воспитания как воспитания национального порождает интерес к особенностям национальной школы. В определенной степени характеристика русской школы выкристаллизовывается из представлений И.А. Ильина о любви к своему народу. Русская национальная школа должна основываться на любви к историческому облику и творческому акту своего народа, его духовной силе и вере в его духовное призвание. Эти основы пробуждают национальное чувство, которое и «есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ - к духовному расцвету».
По мнению В.А. Сухомлинского, самая главная идея, хранимая и почитаемая народом, может быть сформулирована следующим образом: бесценное наше сокровище есть Отечество - земля наших предков, дающая нам хлеб насущный. Именно эту идею должен прочувствовать каждый ученик, что приведет к формированию патриотической сердцевины человека. Как бы продолжая развивать идеи И. А. Ильина, В. А. Сухомлинский оценивает патриотическое воспитание как духовное сосредоточие всей воспитательной работы, а понятие «Родины» раскрывает через такие составляющие, как человек, смысл жизни, труд, любовь, красота, родное слово, семья и т.д.
Таким образом, обратившись лишь к некоторым работам золотого фонда педагогической мысли, вполне реально сделать вывод о том, что патриотическое воспитание - это своего рода логический центр воспитательного процесса, а его ценностный потенциал велик и многообразен.
Патриотическое воспитание - это процесс формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к отечеству, преданность Родине, внимание к историческому облику России, духовная связь с народом.
Патриотическое воспитание - многослойный процесс, в котором переплетаются различные линии воспитательной системы. Прежде всего следует отметить, что основная цель этого процесса - формирование патриотизма как интегративной характеристики личности - может быть реализовано в случае полноценного функционирования воспитательной системы школы.
Попробуем расставить акценты в процессе патриотического воспитания, определить точки опоры этого феномена, его ценностные доминанты.
Главный ориентир патриотического воспитания - Родина. Обращаясь к этому понятию, мы сразу можем отметить выходящее из глубины души: родимый край, милая сердцу страна; то, что дорого и близко каждому человеку. Россию мы зовем Родиной потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное (К.Д. Ушинский). Однако, Родина, прежде всего, не пространственно-житейское понятие, обозначающее место рождения и физического существования, а явление высшего порядка - «нечто от духа и для духа» (И. Ильин). Чтобы постигнуть сущность Родины, по мнению И.А. Ильина, необходимо уйти в глубь своего сердца, проверяя и удостоверяясь, и обнять взором весь объем человеческого духовного опыта.
Еще один параметр - природа. Природа - единственный источник биологического и культурного существования и человечества и каждого из нас. Такое понимание природы предъявляет человеку высочайшую ответственность за ее состояние с учетом того, что сам человек и все человечество суть порождение и часть природы. Природа - это уникальное богатство России. У каждого человека свое представление о ней. Кто-то отмечает уникальность животного и растительного мира, кто-то подчеркивает свою любовь к матушке кормилице земле. Одно ясно: природа - это животворный родник мыли, доброты, любви, источник глубоких патриотических чувств.
В том, что природа является ценностью эстетической, этической можно убедиться, непосредственно услышав оценки, даваемые при восприятии природных объектов: красивый цветок, грациозное животное, величественный поток воды, великолепный камень, изящный поворот реки, прекрасный морской ландшафт и т.п. Разумеется, при этом не просто оценка позволяет особым образом относиться к природе, а развитие эмоционально-чувственной сферы. Будущий учитель, для которого нравственность - это превращение условий общего блага людей в субъективное чувство обязанности, чувство, напоминающее по своей форме инстинкт (В. Днепров), станет относиться к природе как к живому существу.
Прежде всего, эстетические и нравственные чувства, ценность природы для человека выражена в классических строках Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
При таком отношении к природе, которое и следует называть ценностным, имплицитно человек ощущает импульс поступка, духовную мотивацию, патриотизм. Только в такой ситуации (а не гносеологической) появляется у человека свобода выбора целей и средств деятельности, особая ценностная позиция субъекта, экологические ценности.
Один из важнейших аспектов, своего рода фундамент воспитания - это великая и многогранная культура России. Мы уверенно полагаем, что в патриотическом воспитании принципиально важно опираться на сокровищницу, созданную разумом, душой и руками человека, существующую в виде духовных ценностей, социальных традиций, разнообразных способов организации человеческой жизнедеятельности; совокупности достижений в области наук, искусств, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Культура в России - явление самобытное, духовно богатое и творчески яркое. Особо следует выделить культурные традиции - устоявшиеся обычаи, обряды, идеи и ценности, нормы поведения и т.п., которые цементируют и украшают жизнь Отечества.
Рассматривая культуру как специфический "образ" человеческой жизнедеятельности, фиксируемый в материальных и духовных ценностях, а также в способах их создания, применения и передачи, образовательные учреждения важнейшим направлением своей работы обязаны считать постоянное и настойчивое включение учащихся в "культуроосвоительную" и "культуросозидательную" деятельность, без чего формирование полноценной личности сегодня попросту невозможно.
Для этого можно использовать выдающиеся достижения культуры, яркие примеры творческой деятельности, произведения различных видов искусства и т.д. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на нравственном потенциале культуры, ибо основная функция последней как раз и состоит в опосредованной трансляции "высших истин". Кроме того, следует максимально использовать возможности культуры, в частности, такой важной ее составляющей, как искусство, для формирования у учащихся эмоционально-эстетической сферы, связанной с отношением к миру с позиций прекрасного - безобразного.
Художественные ценности, носителем которых являются произведения искусства, прежде всего, направляют внимание человека на осмысление кардинального аксиологического ориентира - красоты, основная характеристика которой гармония живой формы и чувственной полноты содержания позволяет точно «настраивать» аксиологический «камертон» в образовательном пространстве. Красота и искусство, по мнению В. Ванслова, взаимосвязаны по нескольким линиям: прекрасное может быть объектом изображения искусства; красота всегда одухотворена и вдохновляет искусство; искусство - это эстетический идеал, т.е. олицетворение красоты; искусство учит людей воспринимать прекрасное и создавать его [1, С. 211] . Осознавая значимость искусства в развитии красоты как ценностного ориентира деятельности человека, следует широко использовать возможности внедрения культурологии в патриотическое воспитания учащихся.
Бесспорно, необходимым аксиологическим ориентиром патриотического воспитания является родной язык. Язык - это народ, это непреходящая ценность, в которой заложен особый дух и аромат русской жизни, характер и поведение русского человека, его взгляды на мир и место в нем. Русский язык - это и оберегатель духовной жизни народа. Глубина мысли, художественность звуков, сердечность отношения к слову, патриотизм воплощения идеи через символы речи ведут в храм национальной духовной культуры.
В слове сокрыта великая энергия человеческого духа, поэтому русский язык всевечен и велик. Без сомнения, назначение национального языка, его главная роль - быть
духовным аккумулятором культуры, ее этнической самобытности. И это его свойство может быть самодостаточным для того, чтобы русская земля, русский народ были сильны в своем достоинстве и хранили целомудренно и свято российский дух.
Естественно, что в качестве основы патриотического воспитания рассматривается труд. Деятельность школьников в любой сфере, приносящая пользу и дающая возможность реализации творческих замыслов - обязательное условие становления патриота. При этом выполнение любой работы (интеллектуальной, художественной, физической, спортивной и т.д.) должно быть наполнено радостью, наслаждением, красотой, пониманием значимости происходящего.
Труд как явление общекультурное при умелой организации способен повернуть ценностный вектор личности в сторону традиций, национальных ремесел, яркого опыта народных умельцев и т.д. Труд как явление творческое стимулирует у человека способность нестандартно мыслить, формирует способность к импровизации, внедрению нового и обращает внимание на ценность творчества как такового. Творческий свободный труд является источником развития системы нравственных ценностей в трудовой сфере. Прежде всего следует отметить такие моральные ценности личности, как трудолюбие, бережливость, аккуратность, уважение к людям труда, справедливость, которые, проявляясь и развиваясь в сфере труда, умножают его потенциал. Безусловно, в нравственном отношении ценен труд на благо и пользу людям. Очевидно, что радость людей, которым школьниками в меру их сил оказана помощь, является катализатором полноценной творческой трудовой деятельности и важнейшим ценностным ориентиром.
Главной целью и центром патриотического воспитания является человек. Воспитание организуется для человека с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства. Для развития патриота особо важна опора на национальные идеалы, развитие способности приобщиться к идее о высшем смысле жизни (достичь этого можно только, узнав и полюбив свою страну). Работа проводится таким образом, что у учащихся пробуждается интерес к своему внутреннему миру, укрепляется вера в собственные возможности, осуществляется поиск внутренних ресурсов личности. Создаются предпосылки для свободного в рамках общепринятых нравственных норм поведения. Отношения в рамках воспитательного процесса строятся на принципах гуманизма, сотрудничества, доверительности. Основное внимание воспитателей направлено на формирование таких качеств личности, как ответственность, доброжелательность, толерантность, милосердие и других, значимых для патриота и гражданина.
Патриотическое воспитание будет полноценным, если в воспитательном процессе возникнет гармония когнитивной, эмотивной и деятельностной подсистем:
когнитивная подсистема представляет собой знания учащихся о том, что такое патриотизм, Родина, Отечество, гражданственность, представления о предметах, явлениях, процессах в этой сфере; эта подсистема актуально влияет на развитие мировоззрения ученика, представление о своей жизни. Знание России - одна из главных основ;
эмотивная подсистема включает относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к миру, своим связям, чувствам);
деятельностная - предрасположенность к тому или иному типу социального поведения; активность в трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности, общая направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости, путь достижения жизненных планов.
Патриотическое воспитание подразумевает многообразие форм, методов и средств воспитательного процесса.
Среди учебных предметов как три столпа образования выделяются русский язык, российская история и отечественная литература. Основою их восприятия является
духовность. Причем, русский язык должен преподаваться широко, с любовью к живому русскому слову; российская история должна быть проникнута любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; русская литература должна быть преподнесена с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.
В некоторых регионах России разрабатываются оригинальные программы и вводятся предметы, которые учат ребенка чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем ощущать вечные ценности российской цивилизации, увидеть духовные основы окружающего мира. Например, программа «Истоки» (Вологодская область), работа по которой ведется с 1 по 11 класс. Разнообразны разделы программы («Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души» и др.). Высокую оценку новому предмету дают учителя, считая, что он направлен на развитие духовности личности, расширение представлений о социокультурных ценностях окружающего мира, укрепление чувства патриотизма, осознание привязанности к родной земле.
В Псковской области по согласованию с органами управления образования введены такие предметы, как «Народная культура», «Светочи России», факультативные курсы «Хозяйка крестьянского дома», «Мастер - хозяин». Уникален курс «Светочи России», в котором на уроках и в условиях тематической недели рассматривается жизненный, творческий, человеческий подвиг великих ученых, полководцев, героев войн, актеров, музыкантов, деятелей православия, талантливых рабочих, тружеников села и других представителей русского народа.
Огромная роль в патриотическом воспитании отводится внеклассной воспитательной работе. В образовательных учреждениях сложилась система разнообразных дел с ориентацией учащихся на высочайшие идеалы тысячелетней русской культуры, идеалы преображения души на службе Отечеству.
В последнее время стало возрождаться патриотическое движение в детских и молодежных объединениях. Представляется, что курс на приобщение учащихся - членов детских общественных объединений к традиционным ценностям русской культуры, взятый в системе образования Брянской области, - это ориентир, имеющий перспективы, позволяющий надеяться на действенность нравственного иммунитета против волны аморализма в социокультурной сфере.
Вряд ли можно сомневаться в том, что развитие личности патриота возможно только на основе любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство - народ. Эти корни - в нашей семье, нашей речи, родной земле, в глубине сердца каждого человека. Недаром К.Г. Паустовкий утверждал, что человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Нет надобности пояснять, что внеклассная работа патриотической направленности должна быть наполнена духовностью, сердечностью и включать формы работы, объединяющие семью и школу, родителей, учителей и детей; формы работы, в которых матушка Земля - одушевленное начало, активно воздействующее на духовный мир личности, питающее корни человека.
Оптимально реализует возможности патриотического воспитания путь, связанный с воспитанием учащихся на русских семейно-бытовых традициях, знакомством с народными промыслами и ремеслами, песнями и танцами, уникальными памятниками культуры. Наиболее приемлемыми в этом случае формами являются разнообразные красочные праздники: «Капелька России - Брянщина моя», «Волшебный мир народных инструментов», «Поэзия русского костюма», «Праздник родной речки, озера, болота» и т.п. Особым воспитательным потенциалом обладают созданные учениками, учителями, родителями уголки, комнаты русского народного быта, разнопрофильные школьные музеи. В последнее время активно создаются и внедряются проекты возрождения народных ремесел, в которых приобщаются к народному делу учащиеся разных возрастных групп, что создает уверенность в их будущности.
Военно-патриотическое воспитание проявляется, прежде всего, в привитии согражданам любви к «общей матери» и побуждении желания постоять за ее
благополучие и свободу. В качестве возможных задач этого направления, патриотического воспитания, могут быть предложены такие варианты привитие любви к своему Отечеству: готовности служить своей Родине; побуждение к защите Отечества от внешних врагов; стимулирование чувства гордости за русскую боевую славу; ознакомление с военно-исторической и военно-технической литературой; изучение краеведческого материала, касающегося участия Брянского края в борьбе с врагами земли русский; организация оборонно-массовой работы; налаживание связей с воинскими частями; обеспечение начальной военной подготовки; поддержание в должном состоянии могил (памятников) соотечественников, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины; организация встреч с участниками Великой Отечественной войны и партизанского движения.
В сфере внеклассной работы развивается туристско-краеведческое движение «Отечество», которое не только обеспечивает важной и интересной работой учащихся, но и создает романтический и героический фон жизни; проводится поисковая работа, что побуждает учащихся к совместному поиску истины на основе анализа исторического прошлого, сохраняет историческую память народа.
В патриотическом воспитании должны органично переплетаться такие линии духовного развития личности, которые в сочетании дают яркого, думающего, порядочного человека- гражданина:
уважительное отношение к историческому прошлому России и ее традициям, забота об интересах страны и готовность к труду на благо отечества, сочувствие проблемам Родины,
радость в связи с социокультурными преобразованиями, действенная помощь в решении социальных проблем, краеведческая работа, привязанность к месту жительства,
развитие дружественных чувств по отношению к различным народам и национальностям.
Как известно, Россия - многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа. Вероятно сегодня в этом кроются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.
Формы работы, наиболее эффективные в патриотическом воспитании, - это диспуты, этические беседы, трудовые акции, экскурсии, конкурсы, клубы, выставки, работа поисковых отрядов и т.п. Среди методов патриотического воспитания выделяется диалог, рассматриваемый как обмен духовными ценностями, как момент самоактуализации личности, прорыва личностей друг навстречу другу. Велик потенциал диалоговой технологии, поскольку она предполагает особую диалектико-коммуникативную среду, на фоне которой осуществляется субъектно-смысловое общение, рефлексия, самореализация личности. Факторами осуществления диалога являются персонализм (личностная направленность) и цельность (гармония между мыслью, чувством и поступком). Для организации диалога учитель должен уметь уяснить роль, состояние и возможность развития личности в диалоговом общении; предъявить содержание, предполагающее неоднозначность понимания, оценок и подходов; включать в диалог личностный опыт как один из путей субъективирования обсуждаемых проблем.
Поистине велика роль педагога в патриотическом воспитании. Этот человек должен быть носителем национального сознания, от всего сердца любить страну, народ, людей, которых он воспитывает, искренне и сокровенно приобщать их к истокам родного национального духа, чтобы затем двигаться к восприятию духовных ценностей других народов. Учитель должен помнить о том, что патриотическое воспитание дает возможность развиваться корням и истокам, питающим и сохраняющим культуру.
Системным компонентом патриотического воспитания является природная и социальная среда - то жизненное пространство, в границах которого осуществляется развитие личности патриота. Оптимально организованный процесс предполагает целенаправленное освоение социально-психологической, духовно-нравственной и предметно-материальной среды, которая является питательной основой воспитания, эмоциональным базисом развития личности, персональным «полем» приобщения к национальным и общечеловеческим ценностям.
Таким образом, оценив возможности системного подхода к организации патриотического воспитания учащихся современной школы, следует подчеркнуть, что есть все основания утверждать: системно организованный процесс позволит выпестовать самобытную личность, обладающую чувством гражданского долга и любовью к Родине. Этот процесс может быть стержневым в современной школе, поскольку он охватывает все сферы образовательной системы, опирается на природу личности, очень близкие и значимые для нее ценности. Целесообразно организованное патриотическое воспитание влияет на развитие интеллектуальной и духовной сферы личности, на творчество в деле развития русского человека, гражданина России, достойного своих великих предков, истории, прошлого, настоящего и будущего России.
The paper deals with the problem of defining axiological basics of patriotic upbringing of schoolchildren. It is proved that patriotic upbringing is a process of defining the attitude to the motherland as national value, developing such traits of character as love of your country, devotion to it, respect for Russian history, sharing mutual feelings with your countrymen. There are defined basic characteristics of patriotic upbringing, its forms, methods and means; there are singled out value dominants of patriotic upbringing: motherland, nature, culture, native language, labour and man. The paper accentuates the role of the educator in patriotic upbringing. It is proved that axiological basics of patriotic upbringing make him a significant and important figure for students.
The key words: patriotic upbringing, patriotic values, love of the motherland, educational system, methodological basis of patriotic upbringing.
Список литературы
1..Ванслов В. Что такое искусство. М.: Искусство, 1988. 248 с.
2.Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 430 с.
3.Сухомлинский В.А. О воспитании/ Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат,1973. 272с.
4.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 542 с.
5.Тютчев Ф.И. Русская звезда. Статьи. Стихи. Письма. М.: Русская книга, 1993.528 с.
Об авторе
Н.А. Асташова - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
художественного образования Брянского государственного университета имени
академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.