28.3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Еприцкая Нина Константиновна, старший преподаватель
Место работы: Иркутский национальный исследовательский технический университет
enk-57@mail.ru
Аннотация: существует проблема недостаточной развитости социальной нравственности и патриотических чувств в сознаниях молодежи. Цель исследования - разработка программы патриотического воспитания молодежи на основе изучения опыта предшественников и собственного опыта; раскрытие возможностей организации патриотического воспитания.
В разделе «Материалы и приемы исследования» обсуждаются известные подходы к патриотическому воспитанию. Методическую основу составили: (1) сочетание активных формы воспитательного воздействия с урочными; (2) интеграция множества воспитательных воздействий в целостную программу патриотического воспитания.
Раздел «Результаты и их обсуждение» сочетает подходы в целостную программу патриотического воспитания, включающую 5 подпрограмм организации педагогической деятельности. Она является новой по сравнению с инициативами и моделями предшественников.
Заключение обосновывает новизну и значимость подхода, обоснованные задачами развития сознания и сферы чувств молодежи в целях формирования патриотических личностей.
Ключевые слова: педагогическое исследование, патриотическое воспитание; нравственность; духовно-нравственное развитие; общекультурная подпрограмма; экологическая подпрограмма; подпрограмма истории твоей семьи; подпрограмма вовлечения в международное сотрудничество; общественная организация.
THE PROGRAM OF UPBRINGING PATRIOTISM IN YOUTH OF RUSSIA IN THE EDUCATION ENVIRONMENT
Epritskaya Nina K., senior lecturer
Place of employment: Irkutsk National Research Technical University
enk-57@mail.ru
Abstract: there exists a problem of insufficient development of social morality and patriotic feelings in youth consciousness. The objective of this investigation was elaboration of a patriotic upbringing program in youth on the basis of the predecessors' and author's experience. The goal of this paper is describe the opportunities of organizing patriotic upbringing.
The section «Material and Techniques» discusses known approaches to patriotic upbringing. The methodological basis included: (1) combining active and class forms of upbringing; (2) integration of the complex of upbringing undertakings into a joint program of patriotic upbringing.
The section «Results and discussion» combines the approaches into a joint program of patriotic upbringing, which includes 5 subprograms of organizing pedagogical activities. It is new with respect to initiatives and models of predecessors.
The conclusion grounds the novelty and value of our approach substantiated by orientation to upbringing consciousness and the sphere of senses in the youth to the end of formation of patriotic personalities.
Keywords: pedagogical investigation; patriotic upbringing; morality; spiritual development; common cultural subprogram; ecological subprogram; subprogram the family history; subprogram of involving into international cooperation; public organization.
Задача воспитания культуры, нравственности и патриотизма в сознаниях молодежи - одна из важнейших и сложнейших задач, которой руководство РФ придает исключительное значение. Специалисты убеждены в том, что существует проблема недостаточной развитости социальной нравственности и патриотических чувств в сознаниях молодежи России.
В мае 2015 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе определены приоритетные задачи в сфере воспитания молодёжи, основные направления и механизмы комплексной реализации стратегии. Основное внимание уделено патриотическому воспитанию. Важнейшей задачей считается «воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов отечества, ответственность за будущее России» [24]. В январе 2016 г. была продлена Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4]. В ней отражена мысль о важности развития научно-методического обеспечения системы патриотического воспитания [10].
Главной целью воспитания нравственности является ориентир на патриотическое воспитание, т.е. на формирование гражданина, преданного Родине, готового служить ей и защищать ее интересы. Именно так был поставлен вопрос Президентом РФ В.В. Путиным в «Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию» (от 01.03.2018). Президент определил принципы, на которых должно основываться воспитание молодежи в современных условиях. Он указал на необходимость преемственности в построении воспитательной стратегии («опереться на опыт и лучшие традиции воспитания и просвещения»), на важность «поиска новых форм нравственного и патриотического воспитания». Президент подчеркнул:
«Нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, формы, опирающиеся на общественную инициативу, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур» [20].
Целью исследования была разработка оригинальной программы патриотического воспитания молодежи Азиатского региона на основе изучения опыта предшественников и собственного опыта. Эта программа является новой по сравнению с инициативами и моделями предшественников. Цель статьи - раскрыть возможности организации воспитания и патриотического воспитания.
Задачи статьи включали анализ известных форм, методов и подходов, используемых в работе по гражданско-правовому воспитанию молодежи. Задачей исследования стало обобщение опыта предшественников (анализ литературы по теме), выявление форм и методов патриотического воспитания, попытка сочетания множества полезных подходов и их организации в целостную программу патриотического воспитания.
Воспитание - часть педагогического процесса, неотделимая от обучения и общего развития. Воспитание патриотизма, как и других сложных нравственных качеств, - сложный процесс, связанный с воздействием на интеллект, эмоциональную сферу.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Г.И. Щукина рассматривает патриотизм как форму морали и выделяет множество его проявлений: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд, достижения науки и культуры, борьбу за процветание своего Отечества. Патриотизм подразумевает готовность подчинить свои интересы интересам страны и защищать Родину.
Целью патриотического воспитания было и остается развитие в подрастающем поколении патриотических чувств: любовь и уважение к своему народу, а через них - уважение к другим нациям мира, к отдельным выдающимся личностям, к их позитивной деятельности на благо человечества, уважения к важным событиям в жизни мира и своего общества.
В задачи патриотического воспитания входит укоренение в сознаниях молодежи священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, родной народ, его история, вера, духовная культура в целом [17].
Важно сформировать в сознаниях обучаемых мысль о необходимости ценностного отношения к Родине, к ее истории, культуре. На основе привития воспитуемому представлений о национальной культуре и традициях, любви к родной природе и уважения к истории своей страны - рождаются глубокие патриотические чувства [26]. Всё это образует фундамент становления личности.
В системе ценностей патриота понятия Россия, Родина, Отечество занимают ведущее место. Любовь к Родине формируется с ранних лет и начинается с любви к своим родным, своему дому, природе родного края. Позднее добавляется любовь к своему языку, восприятие, понимание и любовь к культуре и истории своего народа. Любовь к родине, основа нравственности, формируется в раннем детстве, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к красоте русской природы, к лиричности русской песни, к захватывающему озорству и веселью русских праздников. На основе всеобъемлющего чувства любви может сформироваться истинный патриот, способный на самопожертвования, стремящийся служить интересам Отече-
ства, поскольку они являются и его собственными интересами. Очень важно в каждом человеке воспитать ответственность за судьбу родины, понимание необходимости нести ответственность за ее могущество и независимость [26].
В последние 15 лет в литературе обсуждались вопросы воспитания личности посредством внеурочной деятельности (см. работы Г.И. Щукиной, М.Г. Бушкан-ца, А.Я. Журкиной, О.С. Газмана, Б.М. Горенкова, С.В. Сальцевой и др.). Известен опыт патриотического воспитания на примерах истории страны [24], в частности, на примерах из истории Великой Отечественной войны [18]. Есть опыт формирования патриотизма в процессе поисковой деятельности учащихся.
Обсуждая подходы к воспитанию патриотических чувств подростков, Ю.В. Васильева (2016) считает важным (а) дать им необходимый объем глубоких и прочных знаний, которые станут интеллектуальной основой формирования морали и убеждений; (б) развить способности к оценке событий действительности, выражения своего отношения, мнения [1].
Обсуждая опыт применения практических подходов к духовно-нравственному воспитанию молодежи Краснодарского края, И.В. Герлах (2016) с восторгом отзывается о «Клубе сюжетно-ролевых театрализованных игр», о форуме на Интернет-портале «Гражданский Форум Кубани» [21]. Она настаивает на том, что необходимо повысить численность подростков и молодых людей, задействованных в различных инновационных формах позитивной социокультурной деятельности. Нужно организовать военно-исторические клубы, распространять опыт приобщения молодежи к культуре и истории России с использованием приемов социокультурной деятельности. Актуальна задача повышения уровня профессиональной компетентности работников учреждений культуры и педагогов, привлечения к воспитанию подрастающего поколения мужчин-специалистов, мотивируя их на педагогическую и социокультурную работу с подростками и молодежью [2].
В отечественной литературе вопросы теории и практики патриотического воспитания рассмотрены в монографии Г.Н. Мусса (2015) [19]. Аксиологический подход к воспитанию патриотизма обсуждался а работах О.В. Кузнецовой (2011) [14], А.А. Кучеровой (2017) [15]. Авторы пишут о необходимости повышения эффективности воспитательного воздействия в деле патриотического воспитания [17, с. 7], рассуждают о духовно-нравственном воспитании и подходах к нему [3].
Вопросы теории и практики патриотического воспитания поднимаются в литературе республик РФ и других стран. Общеизвестно, что основополагающие направления воспитания нравственности определены в Директиве UNESCO [23], которая ставит задачу несколько иначе: «образование в духе интернационализма в Евразии». В статьях английских и французских социологов обсуждается содержание русского патриотизма в «путинскую эру» [31; 32; 37], смысл героизма [38], состояние патриотического сознания (Ф. Доус и соавт. (2015) [30]), обсуждается «кремлевский патриотизм» и его влияние на российское общество. В статье М. Мустафаева и соавторов формирование патриотизма рассматривается как «important stability factor of society» [35].
Даже из кратного обзора литературы очевидно, что прежде предлагались отдельные полезные инициативы, отдельные подходы (см. ниже), строились модели патриотического воспитания [14; 15]. Основной фор-
мой воспитательного воздействия большинство авторов считают урок, предполагающий применение комплекса воспитательных воздействий. Во всех источниках отмечается основополагающая роль педагогов, которые должны силами убеждения на уроках помочь молодым людям сделать выбор. Считается, что в целях повышения воспитывающего характера урока целесообразно усилить его гуманитарную направленность (предложение гуманитарного материала помогающего индивиду понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим) [6].
Объектом нашего исследования был опыт решения задач патриотического воспитания в России на современном этапе, предметом исследования - подходы и формы гражданско-патриотического воспитания.
На первом этапе изучалась педагогическая литература; был обобщен практический опыт. Второй этапе предполагал разработку программы воспитания, третий - ее практическую апробацию.
В итоге первого этапа мы убедились, что методической основой могут быть следующие подходы к рассмотрению вопросов, связанных с воспитанием патриотизма молодежи, предложенные специалистами и обладающие патриотическим потенциалом:
- подход, предполагающий формирование ценностного отношения к родной культуре и культуре других стран [14];
- подход, связанный с культурным воспитанием молодежи в целях усвоения ею основ национальной культуры, предполагающий знакомство с образцами культуры народа (эпос, паремии, народные танцы, песни и праздники) [26; 7], знакомство с обычаями и традициями народа [26] и т.д.
- подход, направленный на развитие творческих способностей молодежи через приобщение к народному творчеству (музыкальному фольклору, народным праздникам и т.п.) [26];
- подход, предполагающий обучение культуре на уроках иностранного языка [29];
- подход, предполагающий обучение для развития творчества и привнесение искусства и культуры в образование людей [25];
- подход, предполагающий развитие мышления [27].
- Возможен подход, связанный с повышением роли семьи в системе воспитания подрастающего поколения. Ему посвящена статья Ф.А. Игебаевой (2016) [9].
Анализ подходов показал, что не все они связаны с проведением уроков и обучением. Но большинство подходов (формирование ценностного отношения к культуре, культурное воспитание, приобщение к народному творчеству, развитие мышления, повышение роли семьи и т.д.) предполагают формирование сознания вне класса или школы.
Из анализа очевидно, что единый убедительный подход к формированию патриотов России, который предполагал бы четкую и продуктивную организацию деятельности, пока не сформулирован. Содержание, формы и приемы патриотического воспитания остаются дискуссионными, результаты - не всегда очевидными. Несмотря на кажущуюся понятность задач, педагоги отмечают множество сложностей в практическом патриотическом воспитании. Известные подходы по отдельности не образуют целостную программу воспитания. В задачи автора входило осмысление известных подходов, инициатив и моделей патриотического воспитания, оценка их значимости и места в воспитании.
В итоге, были сделаны выводы:
(1) необходимо использовать активные формы воспитательного воздействия;
(2) важно, чтобы множество воспитательных воздействий и известные подходы сочетались в систему.
На основе изучения опыта предшественников и соб-
ственного опыта совершенствования подходов к воспитанию патриотизма в сознаниях молодежи была разработана оригинальная программа патриотического воспитания (ППВ) молодежи. ППВ образована системой подходов и приемов воспитательного воздействия, которые могли бы обеспечить убедительный результат воспитания. ППВ предполагает формирование сознания и воспитание чувств: воспитание примером, вовлечение в обсуждение подвигов героев, вовлечение в театральные постановки, в военные игры и т.п. Сформулирован авторский подход к воспитанию патриотизма на конкретных примерах. Согласно нему работа должна проводиться не только посредством дискуссий в классе, но, прежде всего, «в поле» (на ярмарках и выставках мастеров, на народных праздниках, в народном театре, на встречах с ветеранами, в ходе военных игр и т.п.).
Опорами в реализации нашей Программы могут быть:
(а) сочетание усилий педагогов, общественности и самой молодежи;
(б) опора на опыт и авторитет ветеранов;
(в) учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. ППВ обсуждается в сопоставлении с известными подходами.
ППВ состоит из следующих пяти подпрограмм, каждая из которых предполагает систему мероприятий, связанных с организацией деятельности, направленной на достижение результата воспитания за счет использования активных форм воздействия:
- общекультурная подпрограмма, связанная с приобщением учащегося (студента) к культуре, традициям своего народа, устному народному творчеству, возможно, к прикладному искусству или фольклору (на уроке, в народном театре, на ярмарках мастеров народного творчества);
- экологическая подпрограмма, связанная с приучением к бережному отношению к родной природе;
- подпрограмма приобщения к истории и жизни своей семьи, связанная с изучением истории своего рода, участия и роли своей семьи в делах страны;
- подпрограмма вовлечения участников в международное сотрудничество, предполагающая взаимодействие с государственными и общественными организациями в других странах;
- подпрограмма собственно патриотического воспитания, предполагающая сочетание всех вышеуказанных составляющих в деле развития личности воспитуемого.
Общекультурная подпрограмма предполагает приобщение юного индивида к народной культуре. Мысль об этом высказана в статье М.Ю. Чернышова и соавторов «Путь к нравственности» [26]. Среда, в которой растет и развивается будущий зрелый гражданин, должна быть наполнена элементами национального фольклора, народными сказками, стихами, песнями, а также прибаутками, пословицами, поговорками, народными праздничными церемониями. Через них появляется интерес к национальной поэзии и прозе.
По мнению А.И. Кудактиной, яркие образы, рождающиеся в воображении обучаемого под воздействием продуктов народного творчества, порождают у него яркий и живой образ Родины [12]. Вот почему юношество необходимо знакомить с традициями народного творчества, активно вовлекать в творческий процесс. Дети с радостью занимаются изготовлением глиняных игрушек, их раскрашиванием, рисованием узоров, девочки охотно пробуют себя в рукоделии: вышивке, вязании, плетении. Чем ярче и многообразнее впечатления от народного творчества, тем большее влияние
они оказывают на формирующуюся личность. Пониманию своей национальной принадлежности, формированию национального достоинства способствуют вовлечение юношества в освоение культурных национальных традиций: знакомство с ремеслами и традиционными промыслами, участие в национальных праздниках и обрядах (праздники Масленицы, Ивана Купалы, Рождества, Троицы и т.п.). Осваивая народные традиции и обычаи, юный индивид закрепляет в сознании представление о культуре своего народа. Мы на практике убедились, что и в зрелом возрасте полезны экскурсии в краеведческие и исторические музеи, музеи боевой славы [3, с. 4].
Экологическая подпрограмма направлена на воспитание любви к родной природе, развитие эстетических чувств по отношению к ней, воспитание ответственности за сохранение природных богатств. Даже в старшем школьном и студенческом возрастах полезны экскурсии в лес, парк, на озеро, предполагающие наблюдение за природными объектами. Наблюдение окружающего мира, его переменчивой красоты (яркость осеннего леса, аромат утра, пение птиц и шелест листвы) способствует пробуждению чувств. Впечатления от наблюдений становятся основой образа Родины в сознаниях. Образцы дивной русской поэзии помогут дополнить и обогатить этот образ. Знакомство с пейзажами русских художников в картинной галерее закрепят его надолго. Довершающим воздействием могут стать беседы в аудитории, посвященные обобщению впечатлений. Именно тогда следует сказать об уникальности каждого живого организма и о его тесных связях с окружающим миром и с человеком, который может нечаянно нарушить гармонию природы.
Не секрет, что любовь в сознании ребенка к родине начинается с любви в семье. Подпрограмма приобщения к истории и жизни своей семьи направлена на формирование чувства патриотизма через пробуждение интереса воспитуемого к самому себе. Реализация подпрограммы «История моей семьи в истории России» [8, 26] оказалась полезной. История и традиции семьи - источник патриотических чувств. К счастью, во многих семьях сохраняются вещи, которые принадлежали прадедам и прабабушкам или были изготовлены ими: вышивки, тканные коврики, вырезанные из дерева поделки, плетеные корзины и туески - изделия, сохранившие тепло рук предков. Семейный альбом и родословная семьи рассказывают о том, кем были предки, как они жили, какую роль играли в обществе [8]. В наши дни, через акцию «Бессмертный полк» общая история России переплелась с историей и судьбой каждой семьи.
Подпрограмма вовлечения молодежи в международное сотрудничество предполагает организацию взаимодействия с государственными и негосударственными организациями по вопросам возможности коллективных поездок по стране и за рубеж в целях патриотического воспитания. Социальное пространство воспитуемых не может быть ограничено стенами школы.
Подпрограмма собственно патриотического воспитания предполагает утверждение в сознании воспи-туемых социально значимых ценностей и убеждений, уважения к культурному и историческому наследию России, к традициям в обществе, чувствах граждан. Важно привить молодым людям чувство патриотической гордости за свою страну, чувства уважения к историческим святыням Отечества к символам РФ (Герб, Флаг, Гимн) .
Мероприятия этой подпрограммы могут предполагать, например, военно-патриотическое воспитание (ВПВ) для формирования у молодежи действенного патриотизма, идеи служения Отечеству, готовности к его защите (полезны встречи с ветеранами, изучение военной истории, воинских традиций); спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие выносливости, волевых качеств личности. Практическая работа по ВПВ предполагает взаимодействие с городским советом ветеранов, ДОСААФ, ВДПО. Мы на практике убедились, что общение с ветеранами современных войн, участниками боевых операций производят неизгладимое впечатление на молодежь.
Обсудим практический опыт педагогов, участвовавших в реализации наших подпрограмм. Реализуя общекультурную подпрограмму, школьников различных возрастов и даже студентов знакомили с историей страны, с подлинными историями о доблести русских воинов на полях сражений, о славе русского оружия; проводились беседы о сохранении, возрождении и преумножении культурных ценностей и традиций народа. Культура непосредственно связана с тем, насколько в душе каждого гражданина живет любовь к своему отечеству, национальное самосознание, гордость за достижения страны в науке, обороне, культуре, искусстве, за ее самобытность и неповторимость.
Представления о национальной культуре, о ментальных особенностях своего народа невозможно затребовать из глобальной сети, данные в которой не организованы по культурно-тематическому принципу. Такие представления можно получить из книг. В самом простом случае их можно почерпнуть из знакомства с национальным эпосом, пословицами, поговорками, отражающими опыт и мудрость народа, с народными песнями, танцами, хороводами. Не секрет, что большинство взрослых и даже хорошо образованных людей не владеют пословицами и поговорками. Их представления об эпосе ещё более скудны. Знакомить обучаемых с эпосом и паремиями следует непременно в сопоставлении с эпосом, пословицами и поговорками других стран [13; 7].
Реализуя подпрограмму вовлечения молодежи в международное сотрудничество, важно понимать, что в современных условиях успешная межнациональная культурная коммуникация (МКК) едва ли возможна без знаний особенностей культуры другого народа. Общение русских и зарубежных школьников и студентов, причем, с учетом различий в культуре двух стран и в менталитете их жителей, способствует, как выяснилось, лучшему взаимопониманию.
Актуальность МКК трудно переоценить. МКК реализуется в общении и взаимодействии. Но во всех случаях взаимодействие следует начинать с заочного знакомства с литературой и культурой страны изучаемого языка. И лишь позднее имеет смысл непосредственная поездка для установления контактов. На обоих этапах важно предусмотреть проблемы:
1. психологии общения;
2. преодоления языковых барьеров и установления адекватной коммуникации;
3. культурного взаимодействия и обмена.
Вопрос культурного взаимодействия непрост. Согласно классификации культур, представленной Г. Хофштеде, «первостепенное значение для межкультурной коммуникации имеют тип культуры (индивидуализм или коллективизм) и дистанция власти» [33]. Этот взгляд ставил идеологический барьер на пути
искреннего общения граждан России и США. Прошло 35 лет, но отношение со стороны официальных органов США не изменилось.
По убеждению А.В. Сергеевой, характер межкультурной коммуникации детерминирован системой ценностей: «вы с молоком матери приучены опираться на определенные ценности и принципы» (Сергеева 2004, с. 35). Но из-за различий в системе ценностей и принципов возникают проблемы.
В отличие от России, где основополагающими всегда были принципы коллективизма, общинности, взаимопомощи и взаимовыручки, принцип уважения к старшим, к собеседникам или партнерам [33] и т.д., США и страны Запада продолжают исповедовать культ индивидуализма, при котором ценятся ложная «свобода личности», предполагающая privacy (хотя трудно представить себе независимость, например, от родных и друзей). Согласно принципу «диффузного общения», описанному и предложенному Т. Парсонсом, общество разбивается на кланы, причем, в каждом из кланов не любят «чужаков» [36].
Д.Л. Константиновский, Е.С. Попова [11] и Д. А. Со-фронов [22] указывают на проблемы, связанные с трудоустройством выпускников вузов. Как подчеркнул Д.А. Софронов, «молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда, особенно в регионах Российской Федерации» [22]. Желательно сделать всё, чтобы молодежь России трудоустраивалась и оставалась на Родине. Это способствовало бы укреплению патриотизма. К таким же выводам пришла Т.В. Ларина [16].
Реализуя подпрограмму собственно патриотического воспитания, нельзя обойти стороной проявления беспримерного патриотизма русских офицеров, сражающихся против терроризма на нероссийских территориях. Подвиг пилота Романа Филипова, 3 февраля 2018 г. подорвавшего террористов и себя гранатой, и подвиг Александра Александровича Прохоренко, 17 марта 2018 г. вызвавшего огонь на себя, являются прецедентами высочайшего мужества и патриотизма. Однако подвиг Р. Филиппова мог быть не единственным: известно, что 3 июля 2016 г. Марат Ахмет-шин готов был совершить аналогичный подвиг с подрывом себя гранатой [28].
Ресурсы реализации нашей программы можно условно подразделить на информационные, интеллектуальные, материально-технические и эмоциональные. К информационным ресурсам относятся понятия и сведения о проблеме и задачах; к интеллектуальным - способность отобрать подходы и приемы воспитания патриотических чувств; способность прививать представления о высоком. К эмоционально-значимым ресурсам можно отнести примеры личностей, достойные подражания. Основным подходом в реализации нашей программы стали:
1. обобщение и интеграция опыта лучших педагогов-практиков по патриотическому воспитанию;
2. задача вызвать эмоциональный отклик у детей и воспитать патриотические чувства.
Мы выяснили, что, реализуя подпрограмму патриотического воспитания, необходимо приводить учащихся/студентов на мемориальные места, организовывать митинги и шествия. В каждом регионе России есть свои знаменательные, памятные места, где расположены мемориалы. Полезными являются встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, сбор материалов
для школьных музеев, просмотр кино-видеофильмов, экскурсии по историческим местам родного края [5]. Важно вести беседы о важности сохранения независимости и суверенитета России, ее безопасности.
Методически важными результатами исследования стали:
(1) вывод о необходимости использования активных форм воспитания;
(2) вывод о необходимости интеграции множества воспитательных воздействий;
(3) связывание подходов в целостную программу патриотического воспитания.
Полезность нашего исследования обоснована задачами, поставленными руководством страны по развитию сознания, мышления и сферы чувств молодежи для формирования их личностей. Новизна результата исследования обусловлена оригинальной программой, направленной на формирование патриотизма в сознании молодежи.
В итоге исследования, на основе изучения опыта предшественников и собственного опыта совершенствования подходов к воспитанию нравственности и патриотизма в сознаниях молодежи была разработана оригинальная программа патриотического воспитания. Она включает 5 подпрограмм организации деятельности педагога, направленной на достижение результата воспитательного воздействия, и является новой по сравнению с инициативами, моделями и подходами предшественников. Программа может быть применена в воспитании широкой аудитории воспитуемых.
Нет сомнения, что в школах и вузах должна быть создана система воспитания, включающая систему традиционных мероприятий, творческих проектов, музей-но-патриотической работы. Необходимо искать новые подходы к воспитанию и внедрять их, формировать системы ценностей и установок поведения молодежи.
Хочется надеяться, что предложенная программа поможет педагогам организовать процесс патриотического воспитания более эффективно. Согласно этой программе, тесное взаимодействие воспитуемого с заинтересованными людьми, которые сами являются патриотами, может способствовать формированию в сознании и чувственном мире думающего воспитуемо-го искренней любви к своей Родине.
Дальнейшие шаги исследования - изучение психологии патриотического воспитания.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 96,31%.
Список литературы:
1. Васильева Ю. В. Основные подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков // Педагогика. Вопросы теории и практики.2016. № 4 (4). С. 24-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27524525 (дата обращения: 17.12.2017).
2. Герлах И. В. Результаты регионального исследования «Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодежи» // Наука и образование: новое время. 2016. № 4 (15), 1-3. URL: https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2016/08/4_2016_Gerlakh-victory.pdf (дата обращения: 11.12.2017).
3. Герлах И. В., Шкуропий К. В., Шумилова Н. С. Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодежи // Studia Humanitatis. 2017. № 2. С. 1-21. URL: http://st-hum.ru/content/gerlah-iv-shkuropiy-kv-shumilova-ns-novye-podhody-k-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo (дата обращения: 01.12.2017)
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Правительство России [сайт] 02.01.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitaniegrazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения: 11.10.2017).
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников (2016) [Электронный ресурс] URL: http://shatki-oosh.ru/pdf/2016/koncepcia.pdf (дата обращения: 03.12.2017)
6. Елсуфьева Т. И. Система работы педагога по граж-данско-патриотическому воспитанию // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 35-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17323416 (дата обращения: 01.12.2017).
7. Еприцкая Н. К. Английские и русские поговорки в аспекте смысловой корреляции и различий в смысловой образности // Молодежный вестник ИрГТУ. 2018. № 1 (в печати).
8. Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г. Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 271-273. URL: https://moluch.ru/ archive/42/5114/ (дата обращения: 01.12.2017).
9. Игебаева Ф. А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения // Социально-политические науки. 2016, № 1. С.47-49. URL: https://elibrary.ru /item.asp?id=25659437 (дата обращения: 01.12.2017)
10. Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкой. М.: Воениздат, 1993. 368 с. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/IILIN/istoii.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 12.10.2017).
11. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37-48. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25042196 (дата обращения: 10.12.2017).
12. Кудактина А. И. Образ родины в картине мира // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 238-241. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2012/3/politika/kudaktina.pdf (дата обращения: 01.12.2017)
13. Кудратова Г. Б. Сопоставительный анализ английских, русских и таджикских пословиц и поговорок, реализующих концепт «труд» // Вестник современной науки Раздел «Филологические науки», 2016. № 7. С. 22-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26584236 (дата обращения: 17.11.2017).
14. Кузнецова О. В. Модель формирования ценностного отношения к культуре стран изучаемого иностранного языка у старшеклассников (на примере интегрированного курса «История, культура и искусство англоговорящих стран» // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 36-41. URL: http://rus.neicon.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789 /9803/8_36-41.pdf?sequence=1 (дата обращения: 21.12.2017)
15. Кучерова А. А. Модель формирования нравственной воспитанности у старшеклассников: аксиологический подход // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 2. № 6. C. 199-201 URL: https://elibrary.ru/item.asp ?id=29821170 (дата обращения: 21.12.2017)
16. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации. Сопоставление английских и русских лингво-культурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. URL: https://www.twirpx.com/file/2187238/ (дата обращения: 01.12.2017).
17. Луховицкий А. Н. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. № 7. С. 202-217. URL: http://narodnoe.org/journals/ narodnoe-obrazovanie/2009-7/patrioticheskoe-vospitanie-zadachi-soderjanie-akcenti (дата обращения: 13.10.2017).
18. Миронец Е.В., Яковлева И.П. Героизм в представлении студенческой молодежи // Научный журнал КубГАУ, 2016. № 119(05). C. 1-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=26148619 (дата обращения: 16.01.2018).
19. Мусс Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. 182 с. URL:
https://www.directmedia.ru/book_279327_teoriya_i_praktika_ patrioticheskogo_vospitaniya/ (дата обращения: 22.12.2017)
20. Путин В. В. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию. 1-й канал. 01.03.2018.
21. «Россия - Родина моя» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Гражданский Форум Кубани». 2017. URL: https://goo.gl/QkW5W2 (дата обращения: 13.12.2017).
22. Софронов Д. А. Система содействия трудоустройству выпускников вузов региона // Регионология. 2017. Т. 25. № 4 URL: https://regionsar.ru/ru/node/1492 (дата обращения: 01.12.2017)
23. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.10.2017).
24. Тетуев А. И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. 2014. № 10. С. 28-33. URL: http://imk.shpl.rU/moodle/file.php/4/patriot/tetuev_ patri-atich_vospitanie.pdf (дата обращения: 21.12.2017)
25. Чернышов М. Ю. Безопасность России в аспекте тенденций и перспектив развития системы образования, воспитания и формирования личностей // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2011. Вып. XV. С. 107-117. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/obrazovanie -vospitanie-i-razvitie-v-otechestvennoy-shkole-ih-soderzhatelnost-i-neobhodimost-proektirovaniya-soderzhaniya (дата обращения: 01.12.2017)
26. Чернышов М. Ю., Чернышова Г. Ю., Журавлева А. М. Путь к нравственности // Искусство и образование (Москва, МГУКИ). 2012. № 2 (76). С. 73-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17804189 (дата обращения: 01.12.2017)
27. Чернышов М. Ю. Гносеологические аспекты познания и проблемы формирования мышления // Философия образования. 2012. № 3 (42). С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17851110 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie-vospitanie-i-razvitie-v-otechestvennoy-shkole-ih-soderzhatelnost-i-neobhodimost-proektirovaniya-soderzhaniya (дата обращения: 01.12.2017).
28. About the heroism of Russian officer Marat Ahmetshin in Syria (2017). - URL: http://weaponews.com/analytics/27-about-the-heroism-of-the-russian-officer-marat-ahmetshin-in-syria.html (дата обращения: 01.03.2018)
29. Brooks N. Teaching Culture in the Foreign Language Classroom // Pathways to Culture: Readings on Teaching Culture in the Foreign Language Class / ed. by P. R. Heu-sinkveld. - Yarmouth: Intercultural Press, 1997. P. 11-37.
30. Dauce F., Laryelle M., Huerou A., Rousselet K. What does it mean to be a patriot? // Europe-Asia Studies. Vol. 67, No. 1, January 2015, pp. 1-7. URL: http://dx.doi.org/10.1080 /09668136.2014.986964 (дата обращения: 26.02.2018)
31. Elizabeth A. Wood. Performing Memory: Vladimir Putin and the Celebration of WWII in Russia. The Soviet and PostSoviet Review/ 2011. Vol. 38. pp. 172-200 URL: http://history.mit.edu/sites/default/files/documents/SPSR_038 _02_06_Wood.pdf (дата обращения: 20.12.2017)
32. Gillespie D. Defence of the Realm: the 'New' Russian Patriotism on Screen / D. Gillespie // The Journal of Power Institutions in Post-Soviet Societies. - 2005. - N 3. - P. 103115. DOI: 10.1080/00224545.2016.1184125/ (дата обращения: 26.02.2018)
33. Hofstede G. H. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Cultures. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1984.
34. LEA International. Educating for Creativity: Brining the Arts and Culture into Asian Education. UNESCO, 2005. URL: http://www.unesco.org/culture/lea (дата обращения: 10.11.2017).
35. Mustafayev M., Mustafayeva M., Magomedova Z. Formation and development of patriotism as the most important stability factor of modern Dagrestan Society (2017). URL: http://science-almanac.ru/documents/99/2016-03-06-
Mustafaev-Mustafaeva-Magomedova.pdf (дата обращения: 28.02.2018)
36. Parsons T. Bases and Shifts. Working Papers in the Theory of Action. Glencoe: Free Press, 1953.
37. Pearce J.C. Nasha Istoriya: the Russian Revolution, the state, school textbooks and public celebrations in the Putin era (2017). URL: https://www.miami.muohio.edu/cas/_files/ documents/havighurst/yrc-2017/pearce-yrc.pdf (дата обращения: 12.01.2018).
38. Zamilova R.R. The ethical-philosophical analysis of the phenomenon of the hero and heroic // International Scientific Journal of Theoretical & Applied Science. 2015. Iss. 10. Vol. 30/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24729538 (дата обращения: 12.01.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Н.К. Еприцкой «Программа воспитания патриотизма молодежи России в образовательной среде» В рецензируемой статье описаны результаты исследования подходов к решению исключительно актуальной задачи, а именно задачи воспитания патриотизма в подростках и молодежи. Автор справедливо указывает на факты недостаточной развитости социальной нравственности и патриотических чувств в сознаниях молодежи. Вместе с тем, основания и возможности для воспитания патриотизма есть. Важно только составить убедительную программу патриотического воспитания. В задачи автора статьи как раз и входили обобщение опыта предшественников, связанного с воспитанием патриотизма, и разработка программы патриотического воспитания.
Автор постаралась сделать невозможное: осветить столь сложную и объемную проблему на 10 страницах. Большой ценностью является значительное количество свежих литературных ссылок, что свидетельствует о том, что автором проделана большая творческая работа. Следует отметить хороший стиль изложения, всё четко и понятно.
Исключительно важно то, что методическую основу исследования составили: сочетание активных форм воспитательного воздействия с поурочными и интеграция множества воспитательных воздействий в единое целое, в программу патриотического воспитания. Программа автора включает 5 подпрограмм организации педагогической деятельности. Эти
подпрограммы представляются убедительными и важными. Они с очевидностью образуют целостную программу, ориентированную на конечный результат.
Четкими являются разделы (а) введения и постановки задач; (б) краткого обзора литературы; (в) материалов и приемов исследования; (г) результатов исследования и их обсуждения. Разобрана каждая из предлагаемых подпрограмм, и рекомендации автора представляются убедительными. Исключительно важными являются ссылки на подвиги Романа Филипова, подорвавшего террористов и себя гранатой, и Александра Александровича Прохоренко.
В целом, все утверждения и выводы автора не вызывают сомнений. Бесспорными являются новизна и значимость подхода, обоснованные задачами развития сознания и сферы чувств молодежи в целях формирования патриотических личностей.
У рецензента нет не малейших сомнений в вопросе о рекомендации указанной статьи к публикации в любом из ведущих журналах страны. Задачи, решаемые автором, являются задачами первостепенной важности для судеб молодежи России, для судьбы России в XXI веке.
Всё сказанное дает основание говорить не только о безусловной актуальности и новизне результатов исследования и о том, что они не вызывают сомнений. Данное исследование является теоретически значимым шагом вперед и имеет очевидную прикладную направленность. Предлагая новый взгляд на проблему, этот труд органично дополняет знания, полученные в данной предметной области ранее. Работа в целом представляет собой значимый, законченный, самостоятельный научный труд, который характеризуется актуальностью, новизной и вносит существенный, фундаментальный вклад в развитие данной области знания.
Данная рецензия составлена зав. кафедрой философии и культурологии Иркутского научного центра СО РАН, доктором философских наук, профессором Самбуровым Эдуардом Александровичем. Отзыв утвержден на заседании кафедры.
д-р филос. наук, профессор
Э.А. Самбуров