Axiological function of «Philosophy of law» as an academic discipline
Novikova Svetlana Valerievna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor
Chernov Andrey Vladimirovich, PhD of Philosophical sciences, Аssociate Рrofessor
Ural State Law University named after V.F. Yakovlev
The value system determines the value orientations, life principles and choices of a person, including in the field of professional activity. The purpose of the study is to substantiate the significance of the axiological function of the academic discipline “Philosophy of Law” for the formation of professional legal thinking and worldview. As a result of the study, the importance of the course “Philosophy of Law” was substantiated for the development, understanding and awareness of the professional system of values and the formation of professional legal thinking in the process of studying this discipline, analyzing philosophical and legal categories and values.
Keywords: axiology; justice; value; value orientations; professional value system; philosophy of law, legal worldview.
Цитировать: Новикова С. В., Чернов А. В. Аксиологическая функция "философии права" как учебной дисциплины // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 230-235. EDN: OMDQRT. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.41
Новикова Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент
Чернов Андрей Владимирович, кандидат философских наук, доцент
Уральский государственный юридической университет имени В.Ф. Яковлева, Екатеринбург
Цель исследования – обосновать значение аксиологической функции учебной дисциплины «Философия права» для формирования профессионального юридического мышления и мировоззрения. Система ценностей определяет ценностные ориентации, жизненные принципы и выборы человека, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования было обосновано значение курса «Философия права» для освоения, понимания и осознания профессиональной системы ценностей и формирования профессионального юридического мышления в процессе изучения данной дисциплины, анализа философско-правовых категорий и ценностей.
Ключевые слова: аксиология; справедливость; ценность; ценностные ориентации; профессиональная система ценностей; философия права, юридическое мировоззрение.
УДК 101
5.7.7
Новикова С. В., Чернов А. В.
Аксиологическая функция «философии права» как учебной дисциплины
«Справедливость – это первая добродетель
общественных институтов, точно так же
как истина – первая добродетель систем
мысли»
Дж. Ролз
Можно сказать, что в настоящее время происходит ренессанс аксиологической проблематики, переосмысление и переоценка доминирующих ценностей современного российского общества, когда в ситуации кардинальных социальных-политических изменений и их экономических и антропологических последствий, касающихся взаимодействия России и мирового сообщества в целом, ценности выходят на первый план как основание для восстановления внутренней стабильности. Ценности, система и иерархия ценностей как основа общественного и индивидуально сознания оказываются в центре внимания, поскольку являются главным ориентиром для принятия решений, формируют ценностные ориентации и определяют поступки человека, как в личной, так и профессиональной жизнедеятельности. Ценности задают систему координат и дают опору. О необходимости сохранения и восстановления культурных ценностей российского общества говорится в «Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» . Кроме того, в настоящее время, актуализируется проблема подмены общечеловеческих ценностей, в том числе и традиционных ценностей сиюминутными антиценностями [25] (гипериндивидуализм, потребительство, агрессия) или ценностями, идущими в разрез с идеями гуманизма. Таким образом, задача переосмысления и разработки единой системы ценностей, объединяющей общество в условиях социальных противоречий, становится одной из наиболее актуальных.
В связи с этим, рассмотрим феномен «ценность», особенности становления «ценностных ориентаций» и мировоззренческих ориентиров в один из наиболее значимых периодов для становления личности, в период получения высшего образования в вузе. В данном случае, нас будет интересовать юридическое образование и влияние учебного курса «Философия права» на формирование профессиональной системы ценностей, юридического мировоззрения и мышления. Система ценностей – это то, что определяет решения и жизненные выборы человека зачастую на бессознательном уровне. Именно ценности лежат в основе тех принципов, которыми руководствуется человек или общество в целом. Обратимся к самому термину и его научному осмыслению в рамках философской традиции и исследований современных авторов. Понятие «ценность» исследуется в работах Н.О. Лосского, М.С. Кагана, П.С. Гуревича, П.Е. Матвеева, а также исследованиях, направленных на изучение правовых ценностей и правовой культуры: В.С. Нерсесянца, С.С. Алексеева, С.И. Копкаревой, С.И. Жинкина, М.В. Осиповой, Е.В. Сидоровой.
Что же такое ценности и как мы можем судить об их существовании? Если по своей природе они идеальны, незримы и неощутимы «органами чувств», их нельзя «пощупать» или каким-либо образом определить их присутствие или отсутствие в сознании человека? Добро, зло, справедливость, прекрасное, порядок, равенство или свобода, как и другие ценности неизмеримы. В философии XX века присутствуют противоположные позиции относительно данного вопроса. С точки зрения немецкого философа М. Хайдеггера, выраженной в классической работе «Время и бытие», «ценность» есть ни что иное, как пустое понятие, «фикция», не только не выделяющая достоинств называемого ею, но лишающее «так оцененное его достоинства» [12, 7], поскольку ценности глубоко субъективны. В этической философии русского мыслителя Н.О. Лосского, в работе «Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей», обосновывается существование абсолютных и объективных ценностей, их необходимость «для того, чтобы твердо держать линию поведения» [12, 7]. Ценности, как известно, выражаются в поступках. Так, П.Е. Матвеев приводит ряд примеров из истории, когда именно ценности побуждали людей к совершению героических поступков, жертвованию собой ради других [12, 9].
Ценностная проблематика присутствует в философии, начиная с эпохи Античности, и уже в псевдоплатоновском диалоге «Гиппарх» появляется само философское понятие «ценность»: ««Благое» есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью» [16, 422]. В диалоге Платона «Законы» ценности делятся на ценности обычного порядка – душевные, телесные и внешние, а также «метаценности». В работах Аристотеля понятие «ценность» сопоставляется с понятием «благо»: «…ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще» [16, 423]. Кардинально новый смысл категория «ценность» получает в работах И. Канта. Так, в «Основоположении к метафизике нравов» появляется понятие «абсолютной ценности (Wert)» или чистой «доброй воли», когда поступки совершаются не «сообразно долгу», а исходя из «стремления исполнить нравственный закон ради самого закона» [16, 424], в согласии с категорическим императивом.
И только в XX в. формируется аксиология как самостоятельный раздел философского знания, посвященный изучению ценностей как особого явления в сознании человека и культуре в целом. В 1902 г. в работе «Логика воли» П. Лапи вводит термин аксиология (от греч. Axios – ценный) для обозначения теории ценностей. Затем, в 1904 г. Э. Гартман, в работе «Система философии в общем очертании», определяет место «аксиологии» в системе философских дисциплин. Как отмечает Г.П. Выжлецов, представители неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Г. Коген) рассматривали ценности в качестве смыслообразующих, универсальных категорий, поскольку «то, что нельзя отнести к ценностям, не имеет абсолютно никакого смысла» [4].
В понимании Н.О. Лосского ценность, это «…нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка» [16, 423]. Согласно «Новейшему философскому словарю» понятие ценность применяется «для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, к смысловому основанию, Абсолюту» [16]. Ценности делятся по видам и смыслам на личные, семейные, ценности трудового коллектива, социально-групповые, общечеловеческие, ценности-абсолюты и правовые. Из множества подходов к интерпретации понятия «ценности» П.С. Гуревич выделяет несколько. Во-первых, ценности могут выступать в качестве индивидуального или социального ориентира, субъективного образа имеющего «человеческое измерение», а во-вторых, выступать в качестве «культурно-исторического стандарта жизни» или типа «достойного поведения» [18].
В «Юридической энциклопедии» термин «ценность» определяется как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом» [23]. В «Словаре терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации», понятие «ценности» как таковой отсутствует и применяется только в отношении каких-либо материальных объектов, например к культурным ценностям («книжные памятники», «музейный предмет» и пр.). Тем не менее, сам термин «ценность» упоминается в нём 15 раз, а «ценности» 32 раза («экспертиза ценности документов») [19].
Каким бы смыслом ни наделялось понятие «ценность», их система формирует картину мира и ценностные ориентации, определяющие нормы и принципы поведения, действующие как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Ценностные ориентации проявляются не только в таких личностных качествах человека, как целостность и надёжность, но и в способности следовать принятым ценностям и идеалам, в «способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активности жизненной позиции, упорстве в достижении цели» [22]. Если общечеловеческие ценности могут складываться и меняться на протяжении всей жизни человека, то профессиональные - осваиваются и закладываются именно в период получения образования. При этом социальные и профессиональные ценности становятся личностными в процессе социальных взаимодействий, общения в определенной «микросреде», социальной группе, транслирующей эти ценности. В связи с этим, формирование системы ценностных ориентаций личности становится одной из главных задач высшего профессионального образования.
В юридических вузах, наряду с профильными дисциплинами, этикой и философией на формирование профессионального юридического мышления и мировоззрения, профессиональной системы ценностей существенное влияние оказывает «Философия права». Именно философия права, как отмечает В.С. Нерсесянц, «занимается исследованием смысла права <…> его ценностей и значимостей, его роли в жизни человека, общества и государства…» [14, 3]. Само право, точки зрения Нерсесянца, является высшей ценностью, высшим благом, существующим объективно и независимо от воли законодателя, как форма бытия свободы. Такие взгляды и составляют сущность юридического мировоззрения, как совокупности чувств, ценностей и рациональных представлений о социуме, когда право воспринимается как безусловная ценность, определяющая «стремление носителя правосознания к такому порядку, при котором правовые нормы вне зависимости от иных социальных регуляторов и обстоятельств подлежат обязательному применению» [9].
Правовые ценности можно считать универсальными для разных культур и национальностей. Аксиологическая функция философии права, наряду с онтологической, гносеологической, мировоззренческой и методологической закладывает основы профессионального правосознания. Кроме того, как справедливо отмечает И.П. Малинова, именно философия права формирует «мировоззренческие и методологические основания правового мышления» [11, 18], поскольку научает применять философские методы (юридическую герменевтику, диалектику, феноменологию) для решения практических юридических задач. Философия права является необходимой дисциплиной в процессе становления профессионального юридического мышления, наделяя его инструментами рефлексии и критического анализа действительности наряду с ценностными ориентирами.
В ходе лекций и практических занятий по философии права студенты не просто изучают содержание правовых ценностей в историко-философском срезе, но и могут оценить их включенность и реализацию в современной правовой реальности, их практический смысл и значимость. Самостоятельному осмыслению ценностей и формированию собственной системы ценностных ориентаций способствует участие в дебатах и дискуссиях, посвященных правовой аксиологии. Студенты могут сравнить и проанализировать базовые ценности, представленные как в зарубежной (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Фуко), так и в отечественной философии права (Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев). К правовым ценностям относятся такие ценности, как свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир, «идея права» и «идея стабильной законности». Все эти ценности взаимосвязаны, а на существование иерархии правовых ценностей обратил внимание ещё Н.Н. Алексеев: «Глубочайшей основой идеи справедливости <…> является мысль о том иерархическом порядке, в котором стоят по отношению друг ко другу ценности <…> Правильное отношение этих степеней и есть отношение справедливое» [3, 124].
Изучение философии права позволяет проследить и проанализировать правовые ценности в их историческом развитии, сопоставить философское и юридическое понимание терминов, расширяя тем самым глубину понимания. Обратимся к понятию «справедливость» как одной из базовых ценностей правосознания. Так, первым олицетворением справедливости становится древнегреческая богиня Фемида, а повязка на ее глазах и Весы Правосудия в руке символизируют главные характеристики справедливости: формальное равенство, общезначимость и императивность. Понятию «справедливость» в древнегреческом языке соответствует термин «dikaiosýnē» («дикеосинэ»), означающий так же «правду» и соответствие закону. Латинское слово «юстиция» (justitia, от Jus – право) переводится на русский как «справедливость», «законность», обозначая и само «правосудие».
В «Философской энциклопедии» «справедливость» интерпретируется как понимание должного в соответствии с определенным пониманием сущности человека и его неотъемлемых прав: «Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания, поскольку оно оценивает общественную действительность, подлежащую сохранению или изменению, с точки зрения долженствования» [21].
В юридических словарях, в частности в «Большом юридическом словаре», так же есть ряд понятий, раскрывающих содержание термина «справедливость», например, «справедливости принцип», «принцип добросовестности, разумности, справедливости». При этом, «Справедливости принцип» является одним из «принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 6 УК РФ)», означающий, «что: а) наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного; б) никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» [20]. Справедливость в данном случае понимается как соразмерность наказания и вины.
Принцип «добросовестность, разумность, справедливость» устанавливает пределы «осуществления субъектами принадлежащих им гражданских прав», кроме того, он должен «восполнить пробелы в законодательстве». Этот принцип был сформулирован и закреплен в ГК РФ в 1995 г., в практическом применении он конкретизируется в процессе «применения норм гражданского права судебными органами». Принцип «добросовестность, разумность, справедливость» дает возможность «определить содержание прав и обязанностей сторон обязательства в отсутствие прямой регламентации отношений законом, соглашением сторон, обычаями делового оборота… при невозможности использовать закон и право по аналогии» [6]. В рассмотренных принципах воплощаются идеи, зарождающиеся в философской традиции, начиная ещё со времён Античности (Демокрит, Платон, Аристотел).
О нравственных основах права пишут и многие современные юристы. Как отмечает О.И. Цыбулевская, «право должно иметь нравственную основу… соответствие права моральным критериям – один из основополагающих принципов данного явления» [24]. Понятие «справедливость» анализируется в юридической науке в качестве особого принципа. Так, О.И. Цыбулевская понимает справедливость как «общеправовой принцип», для М.Н. Марченко - это «специально-юридический принцип», в понимании же Л.А. Морозова справедливость - это «свойство права», у А.И. Экимова - это «принцип и свойство права» [24]. В.С. Нерсесянц считает понятие «справедливость» исключительно правовой категорией: «...Справедливость входит в понятие права, ...право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Более того, только право и справедливо» [14, 112]. По мнению юриста, право «всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире... Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости – значит действовать правомерно...» [13, 65]. Таким образом, согласно Нерсесянцу, право по сути своей не может быть несправедливым.
Подобный анализ философско-правовых понятий и ценностей в учебном курсе по философии права способствует формированию у студентов ценностной картины мира, собственных ценностных ориентаций, убеждений и принципов. Философия права, выполняя важную аксиологическую функцию, способствует становлению профессионального юридического мышления и мировоззрения. В связи с этим, считаем, что в юридических вузах данный предмет необходимо преподавать в полном объеме семестрового курса.
Литература:
1. Аксиология: учебник для вузов / А.А. Ивин. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2023. - 342 с. URL: https://urait.ru/bcode/513605/p.2 (дата обращения: 16.08.2023).
2. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1999.
3. Белогорцев Н.Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза / Н.Н. Белогорцев // Молодой ученый. - 2017. - №1(135). - С. 434-436. URL: https://moluch.ru/archive/135/37813/ (дата обращения: 14.08.2023).
4. Выжлецов Г.П. Аксиология в системе философского знания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. - 2010. - Сер. 6, Вып. 4. - C. 34-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologiya-v-sisteme-filosofskogo-znaniya (дата обращения: 10.08.2023).
5. Грибакина Э.Н. Парадокс правовой энтропии // KANT. – 2020. - №4(37). - С. 245-253. EDN: XXOVOJ. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-37.53
6. Добросовестность, разумность, справедливость // Большой юридический словарь. URL: https://juridical.slovaronline.com/1747-DOBROSOVESTNOST_RAZUMNOST_I_SPRAVEDLIVOST (дата обращения: 25.09.2023).
7. Жинкин С.А., Головченко Г.А. Ценностные аспекты стратегии формирования правовой культуры личности // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2016. - №1(31). - С. 8-10.
8. Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва и др. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 764 с.
9. Зозуля А.А. Юридическое мировоззрение как атрибут и компонент правосознания // Юридические исследования. - 2022. - №5. DOI: 10.25136/2409-7136.2022.5.38006 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38006 (дата обращения: 19.09.2023).
10. Карнаушенко Л.В. Современная аксиология права как теоретическая проблема // Философия права. – 2019. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-aksiologiya-prava-kak-teoreticheskaya-problema (дата обращения: 05.08.2023).
11. Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика. - Екатеринбург: Уральский гос. юридический ун-т, 2017. - 199 с.
12. Матвеев П.Е. Аксиология: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. История аксиологии / П.Е. Матвеев; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 176 с.
13. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: Норма, 1999. - С. 245.
14. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2000. - 231 с.
15. Нерсесянц В.С. «Политико-правовые ценности: история и современность». – М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 254 с.
16. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Т. 4. Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.
17. Новейший философский словарь (А.А. Грицанов, 1999) URL: //Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/542/cennost.htm (дата обращения: 21.09.2023).
18. Пивоев В.М. Философия и методология права: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. – М.: ЮРАЙТ, 2023. - 272 с. URL: https://urait.ru/bcode/519835/p.208 (дата обращения: 16.08.2023).
19. Словарь терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации. – М: Издательство Государственной Думы, 2014. - 240 с. URL: https://juridical.slovaronline.com (дата обращения: 19.09.2023).
20. Справедливости принцип // Юридический словарь. URL: https://slovariki.org/uridiceskij-slovar/15114 (дата обращения: 25.09.2023).
21. Справедливость // Философская энциклопедия. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/philosophy/articles/1180/spravedlivost.htm (дата обращения: 25.09.2023).
22. Ценностные ориентации//Философский энциклопедический словарь. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/articles/592/cennostnye-orientacii.htm (дата обращения: 19.09.2023).
23. Ценность // Юридическая энциклопедия. URL: https://determiner.ru/termin/cennost.html (дата обращения: 22.09.2023).
24. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. «Справедливость в праве: аксиологический подход» // Правовое регулирование в современной России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spravedlivost-v-prave-aksiologicheskiy-podhod/viewer (дата обращения: 26.09.2023)
25. Шакирова Е.С. Антиценности современного российского общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antitsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva дата обращения: 20.09.2023).