АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ БИОЭТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ.
Наргиза Акмаловна Умирзакова
Ташкентский Государственный стоматологический институт доцент кафедры социально-гуманитарных наук п.а. umirzakova@mail .т
АННОТАЦИЯ
Глобализация проблемы здоровья в развитии человечества, с одной стороны, и успехи биомедицинских исследований, с другой стороны, в корне изменили в наши дни облик медицины как формы знания и деятельности, по-новому детерминируя актуализацию в ней ценностной составляющей. В статье излагается роль ценностных императивов биоэтики, необходимых для формирования и развития профессиональной компетенции у врачей.
Ключевые слова: гуманистическая парадигма образования, ценностные императивы, гуманизм, гуманизация, профессионализм, биоэтическое мировоззрение, достоинство человека, эвтаназия, реаниминирование.
ABSTRACT
The globalization of the health problem in the development of mankind, on the one hand, and the success of biomedical research, on the other hand, have radically changed the face of medicine today as a form of knowledge and activity, in a new way determining the actualization of the value component in it. The article describes the role of the value imperatives of bioethics necessary for the formation and development of professional competence in doctors.
Keywords: humanistic education paradigm, value imperatives, humanism, humanization, professionalism, bioethical worldview, human dignity, euthanasia, reanimation.
ВВЕДЕНИЕ
К глобальным тенденциям развития высшего образования можно отнести постоянную адаптацию образовательных программ к современным и будущим потребностям; повышение адекватности высшего образования с долгосрочной ориентацией на достижение социальных целей; рост уровня качества. В XXI веке эти и другие качества высшего образования должны стать неотъемлемым компонентом
December, 2022
115
глобального проекта постоянного образования для всех. Итак, глобальные тенденции развития высшего образования отражают в своих стратегиях переход от технократической парадигмы к гуманистической ориентации. Сегодня мы находимся в пространстве еще действующей технократической и формирующейся новой гуманистической парадигмы образования. От того, как скоро она будет принята научным сообществом и будет действующей в аспекте ее реализации социальным институтом - образованием, зависит настоящее и будущее цивилизации [1].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Глобализация проблемы здоровья в развитии человечества, с одной стороны, и успехи биомедицинских исследований, с другой стороны, в корне изменили в наши дни облик медицины как формы знания и деятельности, по-новому детерминируя актуализацию в ней ценностной составляющей. Сегодня велика роль разработки и внедрения ценностных императивов биоэтики в медицинском образовании, в деятельности медицинских кадров, которые необходимы для формирования и развития их профессионализма. Понятие «профессионализм», в отличие от «профессии», предполагает не только форму и род деятельности человека, но и степень овладения специальными знаниями, умениями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки или опыта работы, а также качество и своеобразие знаний, относящихся именно к этой профессии, связанных именно с ней и именно ей свойственных. Относятся ли нравственные качества врача и этические императивы к составляющим профессиональной компетентности медицинских кадров? Какие именно нравственные качества важны и являются главными в профессионализме врача? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, ответить на вопрос об особенностях нравственно-этических оснований медицинской деятельности.
Современное понятие гуманизма и гуманизация образования претерпевают изменение. Как известно, гуманизм - одна из фундаментальных оснований общественного сознания, суть, которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как «совокупности» взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие,
December, 2022
116
ISSN: 2181-1385
Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1
утверждающих человечность в отношениях между людьми отражает только одну - субъективную сторону. Сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Суть гуманизма в его любых проявлениях заботы одного человека о благе другого. Но сегодня данное положение звучит проблематично. Можно ли назвать гуманными, не смотря на кажущееся проявление заботы о благе человека, например, эвтаназию, использование фетальных тканей эмбриона человека, прижизненное и посмертное донорство органов и тканей человека? Человеческие ценности должны быть вечными, демократическими, плюралистическими, поддерживать универсальные декларации прав человека, глобальными, основываться на семейной этике. Путь к этому лежит через образование. И тогда возникают уже не теоретические, а практические вопросы организации биоэтического образования: кого следует учить, чему необходимо учить и кто должен этим заниматься. Отвечая на вопрос - кому необходимо биоэтическое образование на современном уровне, следует отметить следующие группы лиц:
• в первую очередь, самих медицинских работников: врачей и исследователей (медиков, фармацевтов, генетиков, биологов);
• Студентов медицинских СУЗов и ВУЗов;
• представителей властей и правовых институтов, принимающих законы и решения в области биомедицины и здравоохранения;
• членов Комитетов по биоэтике, имеющих медицинское, но не имеющих специального этического образования;
• испытуемых, информирование которых предполагает наличие хотя бы некоторого «предзнания» в области современной биоэтики;
• населения, из которого «рекрутируются» испытуемые и общественное мнение которого оказывает определенное влияние на направления биомедицинских и генетических исследований в обществе [2].
Недостаточный этико-образовательный уровень вышеназванных категорий - проблема не только современого Узбекистана и всех регионов постсоветского пространства, но и многих других стран. Это ставит нас перед необходимостью формирования у медиков, биологов, генетиков, у политиков и обычных граждан новой гуманистической этической установки, что и достигается путем биоэтического просвещения. В современной философии признается, что «основание» любого действия составляет его цель. Цель медицинского
знания и медицинской деятельности - спасение жизни
December, 2022
человека, помощь в сохранении здоровья. Среди оснований формирования профессии врача, и в этом одна из ее особенностей, определяющим является не только экономическое, не только познавательное, но и моральное -«решительное действие на благо страдающего человека». Поэтому на протяжении всей истории своего существования и на уровне теории, и на уровне практики медицина тысячами нитей связана с ценностно-мировоззренческими представлениями людей. Профессионализм врача определяется не только тем, насколько хорошо он усвоил этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и умением консультировать, учить, советовать, найти контакт с больным, не отнять у больного надежду на успех лечения. Знание о человеке не ограничивается медико-биологическим естествознанием, но и предполагает социально-гуманитарное измерение и духовную наполненность, поэтому этическая проблематика неотделима от любого вида медицинской деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным было суждение о том, что нравственная культура врача - это не просто заслуживающие уважения свойства его личности, но и качества, определяющие его профессионализм. На самом деле, высокий культурный уровень врача неразрывно связан с чистотой его нравственного облика. Эта истина прекрасно выражена в известном афоризме: «Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком...»[3]. Стремительный прогресс биомедицинской науки и практики конца ХХ - начала XXI вв. обусловил усиление социальных и ценностных аспектов в деятельности современного медицинского работника.
Глобализация проблемы здоровья в развитии человечества, с одной стороны, и успехи биомедицинских исследований, с другой стороны, в корне изменили в наши дни облик медицины как формы знания и деятельности, по новому детерминируя актуализацию в ней ценностной составляющей. В применении достижений генной инженерии, биотехнологий, трансплантации органов, в определении психосоматического и социокультурного характера здоровья и болезней современная медицина выходит на широкий круг новых проблем, имеющих ярко выраженную мировоззренческую, нравственно-философскую, религиозную, социально-психологическую, экономическую, политическую и правовую составляющие. Современный врач располагает средствами, с помощью которых осуществляется значительный контроль над деторождаемостью, жизнью и смертью, человеческим поведением. Действия врача способны влиять на демографию и экономику, право и мораль. Ценностные императивы
December, 2022
118
современной медицины становятся все более глубокими и значимыми.
В этих условиях особую роль в формировании профессиональных качеств врача приобретают философское знание и образование. Философия как самосознание общества и квинтэссенция духовно-нравственных ценностей культуры является показателем образованности и общей культуры человека. Она направлена на формирование теоретического мышления, системного видения мира и саморефлексии. Поэтому философское образование помогает не только развивать ум, но и способствует уяснению ценностных оснований культуры, выработке жизненных установок, формированию духовно-нравственной ориентации личности. Философия как рефлексия над культурой представляет собой целерациональную деятельность по осмыслению ценностно-значимых ориентиров человеческой жизнедеятельности в мире, среди которых жизнь и здоровье человека все более актуализируются [4]. Сегодня биомедицинские исследования над животными и с участием человека продолжают оставаться необходимой формой существования медицины, биологии и клинических дисциплин. Но проведение исследований на человеке может создать угрозу не только для его здоровья, жизни, но и привести к нарушению его прав и достоинства. И в этих условиях возникает задача защиты испытуемого от риска, которому неизбежно подвергает экспериментальная наука. Общество начинает поиск форм этой защиты. Одной из форм такой защиты становится биоэтика, ее теоретические и практические подходы и императивы.
Новые возможности биологии и медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, трансплантации органов и тканей от живого и мёртвого донора, реаниминирование или отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными принципами и ценностями. В силу этих противоречий и появилась биоэтика как система знания о границах допустимого вмешательства и манипулирования жизнью и смертью человека, как «систематическое исследование человеческого поведения в рамках наук о жизни и здоровье, проводимое в свете нравственных ценностей и принципов» [5]. Предметом биоэтики является нравственное отношение общества и человека к самому Человеку, его жизни и здоровью, ко всему Живому. Биоэтика пытается разобраться в нравственных проблемах биомедицины и общества на основе
December, 2022
119
переосмысления подходов и ценностей современной жизни. При этих обстоятельствах биоэтика предстает как практическая философия человеческой жизнедеятельности и как ценостная ориентация для будущих медицинских кадров.
Практической же формой самой биоэтики является существование и деятельность этических комитетов. Данная практическая форма биоэтики была найдена членами Всемирной Медицинской Ассоциации в 1964 году в принятой ими Хельсинкской Декларации. В ее разделе «Основные принципы», позиция 2, говорится: «Общая схема и план проведения каждого типа исследования должны быть четко описаны в протоколе, который представляется на рассмотрение и утверждение специальной комиссии. Члены комиссии должны быть независимы от лиц, проводящих исследование и спонсора исследования. Состав комиссии формируется в соответствии с законодательством страны, в которой проводится исследование» [6]. Основные положения Хельсинкской Декларации становятся правовыми нормами многих национальных законодательств, в том числе и для законодательства Республики Узбекистан. За последние годы в Узбекистане были приняты ряд законов, регулирующих репродуктивные права граждан (2019г.), закон о трансплантации органов и тканей (2018г.), о паллиативной помощи тяжелобольным пациентам (2013) и т.д., которые способствуют регулированию медицины и биоэтизации современного общества.
Биомедицинская этика - современный этап развития врачебной этики и медицинской деонтологии, где проблемы долга, чести, достоинства врача, морально-этическое регулирование взаимоотношений в сфере медицинской деятельности поднимаются на уровень уважения и защиты прав и свобод пациента, его жизни и здоровья. Биомедицинская этика представляет собой практическую философию профессиональной медицинской деятельности от современного врача до ученого, так как защищает фундаментальные человеческие ценности -право человека на жизнь и здоровье, автономию и свободу выбора, разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики, помогает осознать моральные дилеммы и коллизии, которые характерны для медицинской деятельности и одинаково значимы как для врача , так и для пациента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование и совершенствование профессиональной компетентности у студентов медицинских
December, 2022
ll0
ISSN: 2181-1385
Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1
ВУЗов включает в себя как постоянное стремление к углублению своих медицинских знаний и овладению специальными умениями и навыкам, так и целевую сознательную детерминированность медицинской деятельности высшими этическими подходами и моральными ценностями. Образование и подготовка медицинского кадра строится на когнитивных достижениях современной науки и аксиологических императивах биоэтики. Знание биомедицинской этики и осознанное принятие студентами морально-этических норм и правил позволит им целенаправленно изучать профильные дисциплины и сохранять достоинство врача-профессионала, знания и умения которого должны обеспечивать использование достижений современной науки, медицины и биологии только для пользы и во имя интересов общества и человека на основе принципа всеобщего уважения жизни.
REFERENCES
1. Mukhamedzhanovna, M. Z., Akmalovna, U. N., Abdusamatovich, K. S., Gapparovna, S. D., Arifovna, U. D., & Tashpulatovna, K. P. (2021). Bioethics-Paradigm of Humanization of Medical Education. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 125-133.
2. Мухамедова, З. М. (2019). Умирзакова Н. А. Феномен медицинских гуманитарных наук и международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинском образовании. Философские проблемы биологии и медицины: феномен биорациональности, (13), 304.
3. Мухамедова, З. М. (2019). Интеграция гуманитарных наук в медицинское образование: проблемы и перспективы. Journal of Health Development, (1 (30)),
4. Мухамедова, З. М. (2009). Биоэтика. Учебное пособие. Ташкент.
5. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2021). АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В УЗБЕКИСТАНЕ. Гуманитарный трактат, (99), 7-15.
6. Mukhamedova, Z. M., & Umirzakova, N. A. (2019). The phenomenon of medical humanities and the international experience of integrating the humanities in medical education. Philosophical problems of biology and medicine: the phenomenon of biorationality, (13).
7. Мухамедова, З. М., & Умирзакова, Н. А. (2018). Паллиативная помощь: современость и традиции мусульманской биомедицинской
37-45.
этики. Гуманитарный трактат, (21), 38-40.
December, 2022
8. Mukhamedova, Z. M. (2006, October). Issues and contradictions in bioethics of 21st century: Islamic prospects. In Abstract book, First sub-regional expert meeting on ethics education in science and technology, Iran, Tehran (pp. 28-29).
9. Мухамедова, З. М. (2005). Исламская биоэтика в историческом аспекте. Сайт Ташкентской Медицинской Академии: www. rpam. uzsci. net.
10. Мухамедова, З. М. (2004). Введение в биоэтику. Т., Уч. пособие-2004.-120с.; Мухамедова ЗМ Биоэтика. Т. УзМУ Ресурс маркази. Укув кулланма-2006. 144б; Мухамедова ЗМ и др. Биоэтика. Т. Уч. пособие-2009.163 с.
11. Сатарова, Д. Г., & Умирзакова, Н. А. (2016). РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭТИКИ И ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О БИОЭТИКЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. In Этика и история философии (pp. 202-207).
12. Саттарова, Д. Г. (2015). СТРАТЕГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 1ааеёё1ёааО ieANanaa а ёё£ё0а055ёёш, 116.
13. Сатарова, Д. Г. (2014). СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДЛЯ" ПОНИМАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ". Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, (1), 106-108.
14. Sadullaevna, Y. L., & Baratovna, A. G. (2021). LOGICAL PRINCIPLES IN THE DOCTRINE OF IBN SINA AND THEIR FORMATION CHARACTERISTICS.
15. Юлдашева, Л. С., & Абдурахимова, Д. М. (2021). ЖАМИЯТДА ОДОБ-АХДОК МЕЪЁРЛАРИНИ БУЗИЛИШИНИНГ ИЖТИМОИЙ ОМИЛЛАРИ. Журнал Социальных Исследований, 4(4).
16. Yuldasheva, L. S., Khashimova, G. F., & Khosilova, A. A. (2020). THE CONCEPT OF TRUTH IN KANT AND HEGEL. Theoretical & Applied Science, (2), 451-454.
17. Il'ina, G. V., Berezhnaya, I. A., & Yuldasheva, L. S. (2019). Formirovanie gotovnosti pedagogov k realizatsii so-vremennykh zdorov'esberegayushchikh tekhnologii s det'mi doshkol'nogo vozrasta: monografiya, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. GI Nosova.
18. Obol'nikova, E. A., & Yuldasheva, L. S. (1973). Isolation and identification of the ubiquinone synthesized by the fungus Blakeslea trispora. Applied Biochemistry and Microbiology, 7(1), 38-40.
19. Akkazieva, B., Tello, J., Smith, B., Jakab, M., Krasovsky, K., Sautenkova, N., ... & Shoismatuloeva, M. (2015). Better noncommunicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems. Tajikistan country assessment. Geneva: WHO.
December, 2022
ISSN: 2181-1385
Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1
20. Умирзакова, Н. А. (2019). Репродуктивные технологии в системе здравоохранения Узбекистана в качестве социальной инновации. In Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований (pp. 884-888).
21. Умирзакова, Н. А. (2022). СТОМАТОЛОГИК ТАЪЛИМДА БИОЭТИКАВИЙ МУАММОЛАРНИ УРГАНИШ ДОЛЗАРБЛИГИ. Academic research in educational sciences, (2), 69-72.
22. Умирзакова, Н. А. Востребованность биоэтики для гуманизации медицинского образования в Узбекистане. IX М1ЖНАРОДНОГО СИМПОЗ1 УМУ З БЮЕТИКИ ЗДОРОВ'Я, МЕДИЦИНА ТА ФШОСОФШ: СТРАТЕГИ ВИЖИВАННЯ, 15-16.
23. Умирзакова, Н. А. (2020). Значение изучения биоэтики в формировании профессиональной компетентности у студентов медицинских ВУЗов. Научные исследования XXI века.-Нефтекамск, (5), 7.
24. Умирзакова, Н. А. (2020). БИОЭТИКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ. Гуманитарный трактат, (77), 4-7.
25. Мухамедова, З. М., Умирзакова, Н. А., & Бабаджанов, Ж. (2017). Проблема смерти мозга в исламской биоэтике. Гуманитарный трактат, (17), 15-18.
December, 2022