| МОЛОДЫЕ ИМЕНА
А.А. Мусохранов
АКМЕОРИЕНТИРОВАННОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Как показывают многочисленные психолого-педагогические и акмеологи-ческие исследования, профессионализм как качественная характеристика субъекта труда представляет собой результат взаимодействия двух систем: личности и профессиональной деятельности — и является сложным системно-структурным образованием. В акмеологии в качестве компонентов профессионализма выделяют профессионализм личности, профессионализм деятельности, нормативность деятельности и поведения и продуктивную ^-концепцию. В зависимости от степени сформированное™ каждого из этих компонентов можно говорить об уровне профессионализма в целом. При этом, как показывают практический опыт и многочисленные исследования, высокий уровень профессионализма как результат длительного процесса профессионализации может быть зафиксирован в определенных показателях, то есть выступает как эталон качества профессиональной подготовки специалистов и обеспечивает возможность измерения качества их профес-сионачьной деятельности. Однако, в отличие от других эталонов, высокий уровень профессионализма по своей сущности предполагает постоянное изменение, совершенствование. Это совершенствование обусловлено, с одной стороны, объективно изменяющимися требованиями профессии, а с другой стороны, субъективными требованиями самого профессионала. Только единство объективных и субъективных требований обеспечивает непрерывное движение специалиста к профессиональному совершенству как к полноте разворачивания личностных и профессиональных качеств и творческой самореализации в профессии. И при этом ведущими в процессе совершенствования профессионализма выступают субъективные требования.
Это обусловлено тем, что специалист, с продвижением к высокому уровню профессионализма, все больше приобретает качество субъектное,и как по отношению к профессиональной деятельности, так и по отношению к жизнедеятельности в целом.
Как показала в своем диссертационном исследовании Е.В. Селезнева (2005), субъектность следует рассматривать в широком смысле как интегральную способность выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями, а в более узком смысле как интегральную способность к саморегуляции в деятельности и саморазвитии. В исследовании Е.В. Куликовой (2006) было эмпирически установлено, что руководитель, обладающий развитой субъектносгью, в состоянии выходить за пределы внешних обстоятельств и требований, проявляя творческую активность как в решении управленческих задач, гак и в развитии своей профессиональной компетентности за счет самокоррекции и самовоспитания.
Становление субъектности происходит только путем саморазвития. В то же время субъектность можно рассматривать как интегратор способностей человека к саморазвитию.
Таким образом, повышение уровня профессионализма сопровождается формированием высокого уровня субъектности, что обеспечивает перевод процесса развития профессионала в саморазвитие. В свою очередь саморазвитие становится фактором непрерывного совершенствования профессионализма.
Как отмечают А.А. Деркач и Е.В, Селезнева [2], в самом широком плане саморазвитие — это целенаправленный процесс «развертывания» задатков, способностей, умений, качеств или «зарождения» и становления не бывших ранее свойств и качеств. В то же время, подчеркивают авторы, в зависимости от содержания ценностно-смысловой сферы личности в ходе саморазвития могут сформироваться социально и психологически непродуктивные, неэффективные качества. То есть в процессе саморазвития не заложено имманентно позитивное направление, и вектор саморазвития определяется характером ценностно-смысловых ориентаций человека, содержанием его жизненных идеалов и целей.
Как указывают А.А. Деркач и Е.В. Селезнева, если в качестве внутренней цели-идеала саморазвития выступает самоосуществление, саморазвитие превращается в специальную духовную деятельность, направленную на достижение акме [2], то есть можно говорить о акмеориентированном саморазвитии.
Следует отметить, что в последнее время в научной литературе определение «акмеориентированное» достаточно часто встречается в составе понятий «акмео-риентированные самоизменения», «акмеориентированные самопреобразования» и, наконец, «акмеориентированное саморазвитие». Однако до сих пор не было дано четкого определения этих понятий и не раскрыто содержание данных акмеологи-ческих феноменов.
Анализ литературы показал, что наиболее близко к понятию «акмеориентированное саморазвитие» понятие «творческое саморазвитие».
Так, И.А. Шаршов в своем исследовании (2005) определил творческое саморазвитие как интегративный творческий процесс сознательного и целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов. При этом творчество является не результатом, а способом достижения цели саморазвития, механизмами саморазвития выступают самопознание, самоорганизация, самообразование и самореализация. В качестве же цели и результата творческого саморазвития автора рассматривает творческую самореализацию и построение собственной стратегии жизни.
В.И. Андреев определил творческое саморазвитие как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности [1, с. 67].
Как мы видим, в этих определениях уже содержатся основные элементы для определения акмеориентированного саморазвития: понятия интегративности, целенаправленности, самости.
Однако чтобы сформулировать определение собственно акмеориентированного саморазвития, нам необходим еще один элемент — понятие акме.
Как известно, понятие акме имеет несколько значений. С нашей точки зрения, наиболее точным и всеобъемлющим является определение акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути [2]. Как отмечают
А.А, Деркач и Е.В. Селезнева, благодаря достижению акме происходит не просто совершенствование возможностей человека, но их умножение. В то же время ак-меологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществ-ления.
Акмеориентированное саморазвитие становится возможным, если мы исходим из следующих положений:
каждый человек самоценен и уникален;
возможности акмеориентированного саморазвития каждого человека неисчерпаемы;
внутренняя свобода для акмеориентированного саморазвития имеет приоритет по отношению к внешней свободе.
акмеориентированное саморазвитие является интегральной характеристикой
самости.
Опираясь на все эти определения и положения, мы можем дать определение акмеориентированного саморазвития.
Акмеориентированное саморазвитие мы понимаем как интегративный процесс сознательного становления человека, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, обеспечивающий совершенствование и умножение возможностей человека, качественные и количественные изменения в индивидных, личностных и субъектных структурах, а также в деятельности и сознании и фиксирующий достижение человеком способности к оптимальной самоорганизации своей жизни.
Такая характеристика акмеориентированного саморазвития как интегратив-ность проявляется в том, что в процессе саморазвития устанавливаются связи и взаимозависимости между его отдельными специализированными механизмами, а это приводит к становлению целостности человека, то есть к интеграции качеств индивида, личности и субъекта как разных уровней внутренней организации человека с самостью в качестве интегрирующего центра [2].
В качестве основных специализированных механизмов, интегрирующихся в процесс акмеориентированного саморазвития, мы рассматриваем творчество, рефлексию, саморегуляцию.
Здесь следует обратить внимание не то, что многие авторы (например,
В.И. Андреев, И.А, Шаршов, Н.Б. Крылова) в качестве механизмов саморазвития рассматривают процессы самоорганизации, самоопределения, самоуправления, самопознания, самореализации, самообразования, самосовершенствования. На наш взгляд, если рассматривать механизм не как способ или метод, а как движущую силу саморазвития, то следует разделить собственно механизмы саморазвития, его условия и факторы, его этапы (стадии) и его результаты.
В качестве собственно механизмов акмеориентированного саморазвития мы, помимо вышеперечисленных, выделяем самопознание, самоопределение и самоуправление.
Самообразование следует рассматривать как условие акмеориентированного саморазвития, то есть как значимое объективное обстоятельство, которое обеспечивает активизацию и оптимизацию саморазвития.
Вслед за А.А. Деркачом и Е.В, Селезневой в качестве специфических этапов, или стадий саморазвития мы выделяем процессы самоактуализации, самосовершенствования и самореализации [2]. При этом следует подчеркнуть, что данные этапы могут развертываться как последовательно, так и параллельно друг другу, так как акмеориентированное саморазвитие затрагивает все уровни внутренней организации человека как целостности, а следовательно, протекает неравномерно и гетерохронно.
Наконец, самоорганизацию следует, на наш взгляд, рассматривать прежде всего как один из результатов акмеориентированного саморазвития.
Другими результатами этого процесса, как следует из данного нами определения, являются качественные и количественные изменения в индивидных, личностных и субъектных структурах, а также в деятельности и сознании.
Качественные изменения представляют собой новообразования в индивидных, личностных и субъектных структурах, появление их новых характеристик, существенно оптимизирующих процесс жизнедеятельности. Количественные изменения - это положительные приращения существующих индивидных, личностных и субъектных характеристик, позволяющие также оптимизировать жизнедеятельность.
Для достижения высокого уровня акмеориентированного саморазвития необходимо спроектировать среду, характеристиками которой являются: актуализация ценностно-смысловых аспектов деятельности; включение субъекта саморазвития в ценностно-значимую для него деятельность на основе творческого решения его жизненных ситуаций; стимулирование способности субъекта саморазвития к проектированию индивидуальной траектории саморазвития;
организация процесса самопознания и самоанализа личностного и профессионального становления субъекта саморазвития;
осуществление акмеологической поддержки ценностного самоопределения, самореализации, самосозидания, адаптации в процессе акмеориентированного саморазвития.
Таким образом, процесс акмеориентированного саморазвития мы рассматриваем через создание установки на самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию.
Литература
1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспо-
собности. Казань, 2004.
2. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. М.; Воронеж, 2007.
© Мусохранов А.А., 2008
М.А. Батов
РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Одну из важнейших сторон человеческого бытия составляют психологические воздействия людей друг на друга. Не случайно исследования таких воздействий занимают существенное место как в психологии, так и в других отраслях человековедения: социологии, политологии, педагогике. Истоки психологического воздействия можно обнаружить на самых ранних этапах развития человечества. Уже в ритуальном целительстве, знахарстве, шаманстве использовалось эмпирическое знание древних людей о влиянии психических факторов на болезнь и здоровье. «Ритуальная магия, возникшая на заре человеческой истории, -писал К. Юнг, — являясь одной из древнейших моделей коммуникации с фантазийным миром, несомненно явилась и первой моделью групповой психотерапии» [4].
Великие естествоиспытатели и философы прошлого занимались изучением механизмов и приемов воздействия людей друг на друга, что породило множественность подходов к их исследованию, как в отечественной, так и зарубежной психологической литературе, особенно по вопросам его сущности, сфер применения и механизмов функционирования. Проблема воздействия и сегодня занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими состояниями человека. Результатом психологического воздействия на отдельного человека или группу людей является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т.п.). Поэтому с точки зрения развития личности важно, чтобы этого рода воздействие способствовало бы укреплению ее психического здоровья, формированию высоких нравственных качеств, раскрытию творческих потенциалов.