Они проявляли способность оценивать, переживать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности, выбирать главное, характерное и структурировать зрительную информацию. Творческое мышление студентов третьей группы характеризовалось проявлением абстрактности и ассоциативности.
Знание психологических и психофизиологических особенностей студентов необходимо учитывать преподавателям в формировании творческих навыков и развитии художественного потенциала личности в учебно-профессиональной деятельности. Основываясь на опыте практической работы в вузе, мы можем утверждать, что выполнение разными студентами одного и того же творческого задания занимает неодинаковое время, разнится также степень включенности в творческий процесс и уровень выполнения задания. Для каждого студента важно обеспечение условий, наиболее благоприятных для творчества, выработка режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности. В данном случае педагогу необходимо ориентировать студентов на их индивидуальные возможности и оказывать психологическую поддержку при затруднениях, связанных с выполнением задания. В ходе индивидуальных консультаций педагог может проанализировать процесс исполнения работы, указать причины возникновения и пути преодоления имеющихся трудностей с учетом индивидуально-психологических различий студентов (уровня развития их изобразительных и творческих способностей). Использование индивидуальных форм работы позволяет учесть в обучении психологические и психофизиологические особенности студентов (эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, тревожность, напряженность и т.д.).
Таким образом, эффективность актуализации художественного потенциала студентов в творческой деятельности в определенной степени обусловлена психологическими и психофизиологическими особенностями личности студента. Для достижения продуктивных результатов учебно-профессиональной деятельности необходимо в процессе обучения анализировать психические процессы и психологическое состояние каждого студента, пытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества личности.
Литература
[1]. Зыкова Н.Ю. Профессиональное воспитание студентов средствами психотерапии // Акмеология. № 1-2. 2014. С. 86-87.
[2]. Карпов А.В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда: учебник для вузов / Под ред. А.В. Карпова. - М.: Владос-Пресс, 2005.
[3]. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 1996.
PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHISIOLOGICAL FEATURES OF ART SPECIALITIES STUDENTS' TRAINING
Chernyshova Inna Vasilevna (Voronezh, Russia) - the candidate of psychological sciences, Voronezh State Pedagogical University (VSPU), Lenin St., 86; [email protected]
Abstract
Significant psychological and psychophisiological features of art specialities students in the course of their personal formation in professional activity are considered. Regularities of psychological and psychophisiological features' influence on success in training and realization of students' art potential are studied. Key words: psychological and psychophisiological features, creative activity, success in training, art potential.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Чернякова Надежда Владимировна (Брянск, Россия) - магистрант Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; ул. Горького, 18; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития гражданственности с позиции акмеологического подхода. В данной работе актуализируется роль гражданственности в становлении зрелой личности, способной к достижению «акме» в социальной жизнедеятельности гражданского общества.
Ключевые слова: гражданственность, акмеологический подход, личность.
Современная потребность в исследовании гражданственности личности с позиции акмеологического подхода обусловлена рядом обстоятельств: стремление подрастающего поколения к самоопределению в обществе, в родном городе или месте проживания, государстве, стране; стремление к самовыражению как личности - гражданина России; осознание личностью себя как носителя культуры, знаний, духовно-нравственных качеств, способствующих развитию «акме» гражданственности.
Пристальное внимание в акмеологическом подходе уделяется объективным и субъективным детерминантам развития личности. Термин «акме» являясь центральным в акмеологии, свидетельствует о стремлении человека к достижению высоких результатов в своем развитии. В то же время, в акмеоло-гии указывается, что достигаемое человеком «акме» оказывается ограниченным небольшим временным промежутком [1].
В контексте акмеологического подхода научный интерес ученых привлекает феномен «акме» гражданственности и прежде всего качества личности - гражданина своей страны приближающего ее к акмеологическому уровню развития.
Согласно К.А. Климину, гражданственность характеризуется принадлежностью к государству; осознанием возможности пользования гражданскими правами, государственными законами; осознанная степень готовности к исполнению гражданских обязанностей, выраженность высокого уровня сформированности актуальных гражданских отношений и качеств; осуществление заботы об общественном благе и национальной безопасности государства [4].
Наполнением «акме» личности в контексте гражданственности является уровень развития личности и динамичный процесс развития системы отношений личности к государству, обществу, гражданским правам и обязанностям, а также гражданские качества как субъекта Отечества.
В исследованиях А.А. Деркача «акме» гражданственности понимается как достигнутая вершина гражданской зрелости личности, сформировавшаяся в результате стихийного и целенаправленного развития. Это актуальный набор качеств личности, система и программа отношений (к государству, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации [1].
Процесс образования гражданственности А.М. Князевым рассматривается как становление системы отношений человека к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям [5].
Основываясь на результатах исследований А.А. Деркача, А.С. Гусевой, В.Г. Зазыкина, А. Марковой и др. достижение «акме» развития гражданственности как наивысшей ступени гражданской зрелости зависит от конкретных акмеологиче-ских закономерностей, являющихся устойчивыми отношениями и связями. Такой устойчивой связью является уровень интереса к стране проживания и динамика становления гражданственности.
Особое место в рамках акмеологического подхода занимает проблема гражданского самоопределения. Ученые (И.Н. Бойко, А.А. Деркач, В.Н. Маркин, О.Д. Халтагарова) рассматривают данный феномен через систему гражданских ценностей и смыслов. Личность, стремящаяся к гражданскому самоопределению должна быть созидательна к выбору, в основе которого, содержится осознание и безусловное принятие общегражданских ценностей.
В основе гражданственности с позиции акмеологического подхода (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин) содержатся компоненты:
- мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в сферах жизни на благо обществу и государству);
- когнитивный (знания о этике гражданского поведения и государственных стандартах);
- гностический (способность к рефлексии собственной гражданской позиции);
- регулятивный (сформированное чувство гражданского долга);
- эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);
- оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества) [3].
Базисные компоненты гражданственности личности находятся во взаимозависимости между собой и функционируют как единое целое. Проявляются обозначенные компоненты, прежде всего в процессе социальных отношений, в которых отражается субъектная позиция гражданственности личности.
Гражданственность, развиваясь через организацию жизнедеятельности, образование является важным элементом социализации человека, в процессе которой личность усваивает социальный опыт, установки, приобретает знания, усваивает ценности, нормы гражданского общества.
Следовательно, гражданственность обобщенно рассматривается в следующих значениях:
- гармоничное развитие личности в современном обществе предполагает настоятельную необходимость развития гражданственности;
- развитие гражданственности, являясь элементом социализации, через образование ставит перед субъектами образования необходимость создания соответствующих условий, что становится результатом реализации государственной политики в сфере образования;
- гражданственность оказывает влияние на личностную структуру человека, повышает акмеологический уровень личностного развития;
- гражданственность как феномен актуализирует теоретическое и практическое значение в исследованиях «акме» гражданственности.
Как утверждает Д.С. Батарчук, процесс развития гражданственности, особенно молодежи в условиях многонациональной России является управляемым с помощью учета определенных факторов и создания соответствующих условий, преимущественно акмеологических, психолого-педаго-гических[2].
Рассмотрев основные аспекты гражданственности, необходимо отметить, что гражданственность, понимаемая нами в смысле интегративного качества личности, содержит базовые ценности, являющиеся своеобразными чувствами человека-гражданина, отражающими личное отношение к Родине, традициям, истории, культуре чувство ответственности и долга перед самим собой, гражданским обществом в целом.
Таким образом, гражданственность представляет собой интегративное качество личности, совокупность актуализированных чувств человека отражающих любовь к Родине, преданность Отечеству, нравственные помыслы и моральные поступки, честь и достоинство. Система чувств и целевых установок личности к достижению гражданской зрелости системно изучается в акмеологии, что позволяет рассматривать такое стремление к развитию личности в контексте «акме» гражданственности.
Литература
[1]. Акмеология: учебник / Под общ. Ред. А.А. Деркача. М., 2004.
[2]. Батарчук Д.С. Формирование гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи в условиях многонациональной России // Акмеология. - 2013. - № 4. - С. 28-34.
[3]. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000.
[4]. Климин К.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов в современной образовательной среде: к постановке проблемы // Перспективы науки. - 2012. - № 1. С. 21-33.
[5]. Князев А.М. Гражданственность. М., 2012.
ACMEOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY
Chernyakova Nadezhda Vladimirovna (Bryansk, Russia) - undergraduate of Bryansk branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; st. of Gorky, 18; [email protected]
Abstract
The article is devoted to a problem of development of civic consciousness from a position of acmeological approach. In this work the civic consciousness role in formation of the mature personality capable to achievement of «acme» in social activity of civil society is staticized. Key words: civic consciousness, acmeological approach, personality.
УДК 159.9
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
Чирковская Елена Георгиевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected] Снесарева Елена Владимировна (Москва, Россия) - консультант-эксперт, Научно-исследовательский Центра Экспертизы и Инноваций, 4-й Крутицкий пер., д. 4, [email protected]
Аннотация
Статья посвящена описанию авторской модели оценки персонала организации. В качестве интегральных критериев в моделе оценки предложены: интеллекктуальные и коммуникативные способности, а также особенности самоорганизации. Определены и описаны показатели оценки. Модель оценки соискателя при приеме на работу разработана в рамках научно-исследовательских работ. Модель оценки предполагает выявление потенциальных свойств соискателя, как правило универсально востребованных в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: модель оценки, персонал организации, критерии и показатели оценки.
Оценка персонала в управлении кадровым потенциалом организации предполагает оценку профессиональной компетентности персонала. [1, 2, 3] В течение длительного времени оценка персонала воспринималась как диагностика и описание качеств работников организации, необходимых для занятия того или иного рабочего места. При этом подразумевалось, что содержание задач на рабочем месте, а, следовательно, и требования к соискателю, претендующему на него, почти неизменны.[6, 8] В настоящее время в теории и практике существует большое разнообразие подходов к системе оценки персонала. Одним из наиболее современных подходов выступает компетентностный подход. [3, 4, 7, 8]
В современной практике управления персоналом возрастает актуальность проблемы идентификации, оценки, развития и удержания талантливых работников. Реализация инновационных процессов, генерация и внедрение нововведений как в производственной сфере, так и в сфере потребления невозможно без привлечения талантливых работников. Управление талантами заключает в себе деятельность в области управления персоналом, направленную на выявление, идентификацию, оценку, вовлечение талантливых сотрудников в инновационный процесс, формирование творческих стимулов и развитие творческого потенциала персонала. В связи с этим, наиболее близок к оценке талантливых работников ресурсный подход к оценке руководителей и специалистов, позволяющий оценить актуальный и потенциальный уровень развития ключевых способностей, востребованных той или иной деятельностью. [2, 3, 7, 10] Ресурсный подход - новый подход к оценке, поскольку индивид оценивается с позиции наличия у него совокупности ресурсов и потенциала. Ресурсы человека как субъекта профессиональной деятельности - это биофизические, психофизиологические и личностные ресурсы, компетенции и компетентности, а также то, что может быть обозначено как система управления ресурсами человека: его мотивационная и ценностно-смысловая сфера, выступающая основой формирования и реализации индивидуальной жизненной стратегии личности. А потенциал - кластер ресурсов, определенный уровень развития которых обеспечивает возможность успешного выполнения определенного круга или класса задач. С позиций ресурсного подхода, потенциал человека можно рассматривать как систему возобновляемых, частично возобновляемых и невозобновляемых ресурсов,