- при отсутствии информированности родителей и/или непредвиденной реакции родителей - информирование родителей, вовлечение в совместные проекты;
- при отсутствии знаний у практических работников ОУ в области проведения мониторинговых процедур; использования результатов при выстраивании индивидуальной карты развития воспитанника, оказания своевременной квалифицированной помощи - прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество;
- при слабом владении педагогическими технологиями у педагогов, реализующих основную общеобразовательную программу и направления по внеклассной работе - прохождение курсов повышения квалификации, организация творческих групп - обмен опытом, наставничество;
- при незнании и некорректной оценке степени, направления и причин отклонений развития у детей и последующих педагогических воздействий на ребенка - организация взаимодействия с группой специалистов определенной специфики деятельности (помощь психолога, логопеда, медицинских, социальных работников);
- в случаях наличия разных коллективов детей/ классов (сильный, средний, слабый, коррекцион-ный) - подбор определенных средств и методичес-
кого сопровождения по данной категории детского коллектива; отслеживание промежуточных результатов, выстраивание маршрута индивидуального сопровождения, привлечение к взаимодействию специалистов.
Важным условием реализации этих организационных форм является сотрудничество с семьей и социальными партнерами. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребёнок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.
Библиографический список
1. Власова Г.И., Иванов Е.А. Взаимодействие современных социальных институтов как среда социализации школьников // Социология образования, 2015. №№2. - С.65-73.
2. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. Монография. - СПб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. - 272 с.
3. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009 г., рег. №> 17785
Vlasova G.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION AND THE SOCIALIZATION OF THE YOUNGER SCHOOLBOY
This article discusses the experience of using the competence-based approach in educational work with young children, aimed at improving the efficiency of their socialization in urban institutional environment. Keywords: socialization, competence approach, the competence model of socialization of the individual student.
УДК 159.9:62
Макарова Е.Н.
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы изучения проблемы профессионализма в психологии и акмеологии, прослеживается генезис этого понятия. Акцент ставится на позиции акмеологического подхода. При анализе понятия «профессионал» подчеркивается важность качественного уровня осуществления трудовой деятельности и наличие у человека профессионально важных качеств. В статье представлены различные подходы отечественных психологов к определению, структуре и содержанию профессионализма и смежных с ним понятий. В частности, Е.А. Климов рассматривает данное понятие как строго организованную систему сознания и психики индивида. А.К. Маркова опирается на профессиографический подход, выделяет мотивационную и операционную стороны профессионализма. С позиций интегративного подхода С.А. Дружилов характеризует профессионализм как свойство, процесс и состояние человека. Последователи акмеологического подхода А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин и другие описывают профессионализм с точки зрения диалектического единства профессионализма личности и профессионализма деятельности. В статье дается характеристика стадий развития профессионализма. Автор статьи рассматривает соотношение понятий профессионализм и компетентность в психологической и акмеологи-
122
© Макарова Е.Н., 2015
ческой науке. Дано определение акмеологических инвариант профессионализма как необходимых условий, основных качеств, умений и внутренних побудительных причин, обеспечивающих высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализация его творческого потенциала. В заключении статьи выделены основные акмеологические подструктуры профессионализма, которыми являются теоретические знания и практические умения, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессиональная мотивация, ценностные ориентации и психофизиологические особенности.
Ключевые слова: профессионализм, профессионал, компетентность, профессионально важные качества, акмео-логический подход.
В психологической науке можно выделить ряд аспектов изучения профессиональной деятельности: проблему профессионального самоопределения, вопросы обучения и становления профессионала с выделением отдельных этапов и кризисов, стратегии профессионального развития, способы профессионализации и т. д.
Становление понятия «профессионализм» происходило в контексте развития представлений о профессиональной деятельности.
Различные подходы к выявлению оснований и сущности профессиональной деятельности, обусловленной общественным разделением труда, развивались в традициях, заложенных К. Марксом, Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда обусловливали социальную потребность в специалистах, способных выполнять определенные, отличные от других виды профессиональной деятельности» [8, с. 7].
Ф. Тейлор предпринял попытку провести анализ профессиональной деятельности в условиях конкретного производства и выявить основные направления по оптимизации трудового процесса; Э. Мейо изучал профессиональное поведение людей, взаимосвязь межличностных отношений и эффективности трудовой деятельности. В отечественной психологии С.М. Богословский выделил варианты профессионального и непрофессионального отношения к труду; И.И. Рихтер, Н.А. Шевалев отметили особую роль способностей и личностных качеств работников в процессе осуществления трудовой деятельности; Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн выявили значимость формирования сложных психологических систем регуляции социального поведения в профессиональном развитии личности и т д.
В дальнейшем формирование представлений о профессионализме происходило в рамках научных исследований В.А. Бодрова, В.Ф. Венда, И.А. Галак-тионова, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко, А.А. Крылова, Н.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, В.А. Пона-моренко, В.С. Рубахина, В.Г. Суходольского, В.Д. Шад-рикова, и др.
В настоящее время понятие «профессионализм» носит междисциплинарный характер. С ним связаны понятия «профессионал» и «профессиональный».
В большинстве определений термина «профессионал» подчеркивается качественный уровень осуществления трудовой деятельности и наличие у человека профессионально важных качеств. С точки зрения В.А. Бодрова, профессионал - это специалист в определенной области деятельности, достигший требуемого для эффективного и надежного выполнения трудовых задач уровня мастерства (необходимого объема профессиональных знаний, навыков и умений). В психологическом аспекте под профессионалом подразумевается «субъект деятельности, у которого профессионально важные для конкретного вида труда личностные качества соответствуют требованиям данной профессии или специальности, представляют собой специфическую, относительно устойчивую структуру и обеспечивают формирование и оптимальную, эффективную реализацию операционной сферы личности» [2, с. 156].
Согласно В.Г. Зазыкину «профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование, на большие личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение, движущийся к профессиональному акме» [5, с. 237].
В концепции личностно-профессионального развития Л.В. Темновой в качестве профессионала позиционируется специалист, соответствующий требованиям профессии, гармонично развивающий свои умственные, эмоционально-волевые, личностные, творческие и другие профессионально важные способности.
В современной литературе можно столкнуться с различными подходами к определению, структуре и содержанию профессионализма.
Так, Е.А. Климов [6] обозначает данное понятие как строго организованную систему сознания и психики индивида, включающую следующие компоненты:
1. Свойства человека как целостной организации:
а) образ окружающего мира;
б) ориентированность (социально обращенные, деятельностно-ориентированные, конкретные мотивы, направленные на смежные предметные области);
в) отношение к окружающему миру, к человечеству, к труду;
г) отношение к собственному «я», личностная саморегуляция;
д) креативность;
е) интеллектуальные особенности личности;
ж) операторные свойства (умения, активность, исполнительские качества работника);
з) выраженность эмоциональных проявлений;
и) особенности восприятия смежности и родства своей профессии с другими;
к) представления о сложноорганизованных личностных структурах и способностях, сочетаниях личных качеств, присутствующих у профессионала (зачастую противоположных, порой даже несовместимых);
л) осознание специалистом качеств, стимулируемых выбранной специальностью;
м) понимание своего места и роли в профессиональной среде.
2. Праксис профессионала:
а) характерные личностные особенности, заключающиеся в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, иносказательных устных характеристиках, распространенных и бытующих в определенной профессиональной общности;
б) двигательная моторика;
в) практический опыт, практические умения и навыки, направленные на предметную область профессиональной деятельности (исполнительские качества);
г) знания, умения, навыки (организационно-профессиональные, коммуникативные, социально-значимые);
д) умения анализировать информационные ресурсы (исполнительный аспект);
е) умения, навыки, действия, связанные с саморегуляцией поведения.
3. Гнозис профессионала:
а) специфические черты характера, проявляющиеся в общих, в том числе и нерасчлененных, нечетких, устных характеристиках, созданных и бытующих в данной профессиональной среде;
б) восприятие информации (личностная специфика внимания, ощущения и их профессиональные особенности);
в) обработка информации (память, представления (в том числе и воображение), мышление, понимание как процесс мышления, сложноорганизован-ные качества ума, умение принимать решения и их профессиональные особенности);
г) гностические умения, навыки, реакции (различные виды гностических действий).
4. Владение информацией, теоретические знания,
практический опыт, культура профессионала:
а) специфические черты характера, проявляющиеся в общих, в том числе и нерасчлененных, неясных, устных характеристиках, созданных и существующих в определенной профессиональной среде;
б) пласты теоретических знаний, в которых специалистам необходимо ориентироваться;
в) комплекс специфической информации (о предметной области, о целях и задачах своей профессиональной деятельности, о средствах труда, способах его эффективного выполнения, об условиях личностного развития в рамках выбранной специальности).
5. Психодинамика работника (выраженность переживаний, частота и скорость их смены), психологические трудности, нагрузки, сопровождающие выполнение профессиональной деятельности.
6. Осознание специалистом своей половозрастной принадлежности в связи с требованиями профессиональной деятельности; определение роли физиологических особенностей, внешности, состояния здоровья, противопоказаний к осуществлению профессиональной деятельности.
А.К. Маркова рассматривает понятие профессионализма с точки зрения мотивационной и операционной сторон и отмечает, что «профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств» [7, с. 30]. Основной характеристикой моти-вационной сферы, затрагивающей высокие уровни профессионализма, по её мнению, является внутреннее духовное содержание выбранной специальности: ориентировка труда на социальные ценности, желание и стремление к развитию и саморазвитию в профессии, мотивация на высокие уровни достижений, профессиональное целеполагание, минимизация профессиональных деформаций в мотива-ционной сфере, высокий уровень контроля профессионального поведения, снижение перегрузок, стрессов, эмоциональных срывов. Основу операционной сферы профессионализма составляет совокупность личностных характеристик специалиста: развитое профессиональное сознание, высокая скорость, производительность труда, надежность и устойчивость полученных результатов, профессиональная обучаемость, творческое отношение к профессии.
А.К. Маркова использует профессиографичес-кий подход и рассматривает его объективный (про-фессиограмма) и субъективный (психограмма) психологические аспекты [7]. Профессиограмма определяется как целостное описание объективных компонентов трудовой деятельности, полученных посредством накопления социального опыта и суще-
ствующих независимо от конкретного специалиста. Психограмма - комплексное описание структуры психологических качеств личности специалиста, соответствующих или несоответствующих объективным предписаниям, предъявляемым к профессиональной деятельности, а профессиональное развитие - есть процесс приближения состояния субъекта труда к профессиограмме, к эталонной модели специалиста, как одной из сторон развития его личности.
А.К. Марковой выделяются следующие стадии развития профессионализма:
- допрофессионализм - работник еще не владеет профессиональными нормами, приемами и техниками, характеризуется низкой продуктивностью профессиональной деятельности;
- профессионализм - работник последовательно усваивает основные технологии трудового процесса, осознанно определяет цели, задачи профессиональной деятельности, самоутверждается, развивается в профессии, превращаясь из деятеля в субъект труда, в профессионала, состоит из этапов: адаптации, самоактуализации, свободного владения профессией;
- суперпрофессионализм - работник максимально приближен к профессиональному «акме», становится творцом, новатором, профессионалом высокой квалификации), состоит из этапов: свободного владения трудовой деятельностью в виде творчества, свободного владения несколькими видами специальностей, творческого самопроектирования;
- непрофессионализм - работник только создает видимость внешне активного труда, акцентуализи-руя все личное пространство на трудовой процесс, что искажает его личностное развитие, характеризуется низкой продуктивностью профессиональной деятельности;
- послепрофессионализм - работник приобретает статус «профессионала в прошлом» (экс-профессионала), консультанта, советчика, эксперта, использующего свой профессиональный опыт в целях обучения, духовного обогащения других людей.
А.К. Маркова подчеркивает существование взаимосвязи между этапами развития профессионализма и зонами личностного развития работника [7].
В контексте интегративного подхода С.А. Дру-жилов интерпретирует понятие «профессионализм» как свойство, процесс и состояние человека [4]:
1. Профессионализм, рассматриваемый как свойство, представляет собой систему личностных характеристик специалиста, отвечающих за высокий качественно-количественный уровень выполняемой профессиональной деятельности. Профессионализм выступает в качестве конечного результата онтогенеза работника в процессе его профессионализации.
2. Профессионализм как процесс находится в
постоянной и последовательной динамике, имеет свои стадии и связанные с ними закономерности развития. Описание профессионализма как процесса базируется на выделении его динамических характеристик (длительность, устойчивость фаз и стадий).
3. Профессионализм как состояние представляет собой зафиксированное сознанием в определенный момент времени состояние специалиста, проявляющееся в виде комплекса внешних и внутренних реакций на различные раздражители со стороны окружающей социальной и профессиональной среды.
В психолого-педагогической литературе понятие «профессионализм» идентифицируется с термином «компетентность». Под компетентностью человека подразумевается совокупность профессиональных, интеллектуальных, нравственных качеств, необходимых субъекту для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Некоторые исследователи (Е.Н. Богданов, А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.) полагают, что профессионализм конкретного специалиста значительно шире, чем его компетентность. Компетентность представляет собой характеристику индивида или его действий и степень соответствия требованиям профессии.
В психологии компетентность определяется как совокупность психических характеристик специалиста, некое психическое состояние, стимулирующее его самостоятельные, эффективные и ответственные действия посредством применения профессиональных способностей навыков и умений.
В акмеологической науке профессиональная компетентность определяется как «главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности субъекта труда, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющих выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [5, с. 220].
С позиций акмеологического подхода А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин описывают профессионализм с как диалектическое единство профессионализма личности и профессионализма деятельности. Профессионализмом личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень его профессионально важных и личностно-де-ловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста» [3]. Под профессионализмом деятельности подразумевается «качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе ос-
нованных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью».
Акмеологические инварианты профессионализма - это «необходимые условия, основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализация его творческого потенциала» [Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161 с.].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными акмеологическими подструктурами профессионализма являются теоретические знания и практические умения, профессиональный опыт, профессионально важные качества, профессиональная мотивация, ценностные ориентации и психофизиологические особенности.
В дальнейшем в нашей работе мы будем руководствоваться акмеологическим содержанием понятия «профессионализм», ведущим субъекта трудовой деятельности к профессиональному «акме».
Библиографический список
1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 161 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.
3. ДеркачА.А., ЗазыкинВ.Г. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 256 с.
4. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - .№ 4 - 5. - С. 35 - 42.
5. Зазыкин В.Г., СмирновЕ.А. Введение в акмео-логию. - Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО «Иваново», 2013. - 256 с.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
7. МарковаА.К. Психология профессионализма.
- М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. -310 с.
8. ЦвыкВ.А. Профессионализм (Социально-философский анализ): дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.11.
- Москва, 2004. - 347 с.
Makarova E.
THE PROBLEM OF PROFESSIONALISM IN PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL RESEARCHES
The article deals with the theoretical and methodological foundations of the study of the problem ofprofessionalism in psychology and acmeology, the genesis of this concept. Emphasis is placed on the position of acmeological approach. In the analysis of the concept of "professional" emphasizes the importance of the quality level of labor activity and the presence of human professionally important properties. The article presents different approaches of domestic psychologists to the definition, the structure and the content ofprofessionalism and allied concepts. In particular, E.A. Klimov considers this concept as a strictly organized system of consciousness and psychics of the individual. A.K. Markova based on professiografic approach and marks out the motivational and operational side of professionalism. From the viewpoint of an integrative approach S.A. Druzhilov characterizes professionalism as a characteristic, a process and a human condition. The author of the article considers the relationship between the concepts of professionalism and competence in psychological and acmeological science. The definition of acmeological invariants of professionalism is given. They are prerequisites, the basic qualities, skills and internal motives providing high efficiency and stability of the activity, regardless of its content and specificity, and also it is an active self-development of a specialist, the implementation ofits creative potential. In conclusion, the article highlights the main acmeological substructures ofprofessionalism, which is the theoretical knowledge and practical skills, professional experience, professionally important properties, professional motivation, values and psychophysiological characteristics.
Keywords: professionalism, professional, competence, professionally important properties, acmeological approach.
УДК 371
Перетягина Н.Н.
ОТЧУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ ШКОЛЫ
Все последние годы только ленивый не говорит о том, что мы развалили образование, что дети не хотят учиться, утратили мотивацию. Учителя говорят об этом в полный голос: мотивация к обучению снижена массово и повсеместно. Об этом, кстати, пишут и наши зарубежные коллеги. Об этом сегодня говорит наше общество — преподаватели вузов, ученые, писатели. Эта проблема стала тревогой общественной, граничащей с национальной безопасностью страны.
Так что нам делать? Как вернуть образованию присущую ему социальную значимость? Попытаюсь, прежде
126
© Перетягина Н.Н., 2015