мира (равно как и субъективации объективного) в различных «бытийных пространствах»6 с учетом внутренних и внешних рисков (социальная активность рассматривается как форма бытия личности), с другой - на уровень анализа различных инстанций личности, их соотношений и взаимодействия, организуемых по-разному в зависимости от объективной и субъективной конфигурации ситуации социальной активности (и ее динамики), рассматривая эти инстанции как непосредственные основания и побудители такой ситуации, что предполагает принятие принципа диахронии инстанций. В этом случае появляется возможность исследования социальной активности и соотнесения ее с объективными и субъективными параметрами инстанций личности, а также более детального отслеживания множественной их динамики, интегратором которых выступает субъект; тем самым выясняется их регулятивная роль в реализации социальной активности, определяется характер внутренних и внешних рисков и изменения, связанные со столкновением с неопределенностью и результатами рискованной активности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследова-
УДК 159.9.019
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
С. Д. Пожарский
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии E-mail: sdpozharskij@rambler.ru
В статье раскрывается понятие акмеологичности как сущнос константы при рассмотрении пути развития человека. на примере различных акмеологических моделей развития личности рассмотрены варианты достижения акме-результата. Показано, что в зависимости от направления развития оно может быть как вершинным (акмеологическим), так и низинным (катаболитическим). Ключевые слова: акмеологичность, акме-результат, акмеоло-гические модели развития личности.
Acmeological Approach to the Problem of Human Development
S. D. Pozharsky
The article deals with the concept of acmeologicality as intrinsic constant when considering the essential ways of human development. On the example of the different acmeologic models of personality development discussed options for achieving acme-result. It is shown that depending on the direction of development, it may be a vertex (acmeological) and lowland (katabolitical).
Key words: acmeologicality, acme-result, acmeological models of personality development.
тельского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и
субъективного благополучия личности» (грант
№ 11-06-00026 а).
Примечания
1 Корнилова Т. В. Преодоление субъектом неопределенности при принятии решений // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной [и др.]. М., 2009. С. 334.
2 Там же. С. 335.
3 См.: Красильников И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. Саратов, 2006. 116 с.
4 См.: Шамионов Р. М. Взаимосвязь групповых ценностей и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов (на примере Поволжья) // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. : Педагогика, психология. 2011. № 4(7). С. 307-309.
5 См.: Шамионов Р. М., Кленова М. А. Ценность и мотивация риска у представителей разных поколений // Вестн. Костромск. гос. ун-та. 2009. Т. 15, № 3. С. 63-67.
6 См.: Рябикина З. И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М., 2005. С. 45-57.
1 Методологические аспекты акмеологии базируются на общенаучных представлениях о развитии, которое рассматривается как постоянное совершенствование человека, достижение им максимального совершенства в созидательной и продуктивной деятельности на базе природных потенциалов.
Существует две точки зрения на акмеологию: первая - классическая (психологическая), когда под предметом акмеологии понимается поиск совершенствования и закономерностей достижения вершин личностью и обществом на различных уровнях социального взаимодействия. Согласно второй акме рассматривается как предмет, как социальное явление, ставшее итогом развития не только отдельного человека, но и всего социума, поэтому понятие «человек» употребляется здесь в собирательном смысле и «рассматривается, как основной компонент любой социальной системы, носитель социального системного качества»1. И поскольку в рамках данного подхода особое внимание уделяется достижению результата в
© Пожарский С. Д., 2012
деятельности человека и общества, то можно говорить о его акмеологичности, которая характеризуется конкретным реализованным состоянием продукта деятельности, представленного в выраженных физических, психических и акмеоло-гических потенциалах.
Отметим некоторые важные закономерности, отражающие акмеологичность как сущностную константу при рассмотрении пути развития.
Во-первых, традиционное понимание развития человека включает в себя категории процесса и конкретных свойств творческой деятельности. Анализ работ Б. Г. Ананьева позволяет расширить это понимание и выделить три базовых элемента акмеологичности: созидательную деятельность, творческую деятельность, акме-деятеля. Разграничим эти понятия: творческая деятельность связана с осмыслением, конструированием нового образа продукта в сознании субъекта; созидательная предполагает воплощение этого образа в процессе достижения результата в форме конкретного продукта деятельности. Творческая и созидательная деятельность реализуются талантливым субъектом деятельности - акме-деятелем.
Во-вторых, если в психологии основное внимание уделяется процессам отражения субъектом реальности в различных системах отношений (человек-машина, человек-человек и т. д.), то для акмеологии главным понятием, раскрывающим акмеологичность, является продукт деятельности. Его особенность в том, что он представляет собой не отдельное свойство процесса, а высший, предельный уровень, к которому этот процесс устремлен. Получается, что такое свойство как акмеологичность связывает человека, его деятельность в мире и результат этой деятельности в единое целое, которое может быть определено через количественные и качественные показатели. Важной особенностью также является фиксация базовых состояний, с которых начинается движение вверх. При этом базовое состояние одновременно подытоживает прошлые акме, отсекая те проявления, которые не были значимы, оставляя лишь те, что способствовали воплощению результата.
В-третьих, акмеологичность заключается в том, что человек постоянно преодолевает порог прошлого. В реальности всегда есть опасность «почивать на лаврах», когда возникает желание остановиться на достигнутом и требуются дополнительные усилия для нового восхождения. В преодолении порога прошлого и движении к новой вершине человек приобретает новые свойства, благодаря которым создаются условия непрерывного проявления акмеологичности.
Особое значение в понимании сущности ак-меологичности имеет понятие «субъект деятельности» - выдающийся акме-человек, достигший высшего результата в любом виде индивидуальной творческой деятельности. Когда акме-чело-век и субъект деятельности рассматриваются в
единстве, это означает полную, максимальную самореализацию личности в форме конкретного продукта деятельности.
В данном исследовании самореализация рассматривается в двух аспектах: 1) как самовыражение; 2) как самоутверждение. Самовыражение означает реализацию всех прагматических нормативов соответствующих желаний субъекта в форме некоторых ценностей. Самоутверждение предполагает общественное признание этих ценностей как доказательство того, что результат деятельности является ценностью не только для своего создателя (творца), но и для общества. Объективное значение акмеологичности, ее практический аспект заключается в том, что общественное признание необходимо не для удовлетворения тщеславия творческой личности, а для проверки общественной значимости созданного продукта (акме).
Сущность акмеологического развития заключается именно в общественном характере осмысления практического применения и общественного признания результата. Акме-результат представляет собой предельное основание в вершинном или низинном характере развития. Рассмотрение каждого из этих направлений приводит к более широкому и глубокому пониманию сущности развития. Это соответствует созданной в философии античности концепции диалектики, дальнейшее развитие которой Г. Ф. Гегелем приобрело форму тезы и антитезы. В современной философии такой подход называется антитетич-ностью: для некоторой идеи (в данном случае
- вершинного развития, акме) всегда обнаруживается противоположная ей - не менее глубокая и сильная (низинное развитие, кате): «В диалоге
антитез и осуществляется собственно философ-
2
ствование как процесс...».
В изучении проблемы развития человека ак-меология прошла несколько этапов: первый связан с рассмотрением только вершинного развития человека и общества. На втором формировались категории и понятия исследования противоположного - низинного развития (катабология). Третий этап - современный - предполагает синтез познания сущности развития на первом и втором этапах, определение акмеологичности как универсальной характеристики развития. Такой подход указывает на фундаментальный характер акмеологии, который может быть раскрыт при моделировании вершинных и низинных этапов развития.
Охарактеризуем основные тенденции и закономерности достижения акме в процессе индивидуального развития с помощью метода моделирования. В основе любой акмеологической модели лежит принцип устремленности личности в будущее, обоснованный в теории социального оптимизма. В данном случае устремленность -это собирательное понятие, предполагающее, что человек обладает мотивацией для достижения вершины, определенной целью и предметной областью (в которой планируется это достижение);
для этого необходимы концентрация внимания и воли на достижении цели, умение задействовать других. Развитие всех этих качеств предполагает достижение личностью состояния зрелости. Б. Г. Ананьев рассматривал это время, как «период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественнополитические, профессионально-трудовые.. .»3. Данный процесс протекает одновременно с высшим проявлением интеллектуальной активности в период зрелости, которую можно анализировать с позиции свершившегося факта, отраженного в биографии личности.
Полагаем, что психобиографический метод, разработанный акмеологами А. А. Деркачем и др. , может быть дополнен и применяться как акмебиографический метод. Важнейшей его составляющей является отражение основных достижений личности в наглядной (графической) модели, вычерчивание ее личной траектории успеха. Сопоставление таких траекторий у разных людей позволяет выявить общие тенденции и закономерности достижения совершенства.
Моделирование, как известно, широко применяется в научных исследованиях. В широком смысле, под моделированием (от фр. modele - образец, прообраз) понимается отображение свойств и отношений реального объекта на специально созданном для этого материальном или идеальном объекте, называемом моделью5.
Обобщая весь имеющийся материал, с учетом его конструктивного анализа, можно представить четыре акмеологические модели развития, которые характеризуют закономерности этапов достижения результата. Сущность этих закономерностей заключается в реализации одного, двух и более параметров развития, а также в достижении, в конечном итоге, предельного, выдающегося этапа в развитии, признанного мировым сообществом. Обратимся к самим моделям.
Одновершинная акмеологическая модель: у личности, развивающейся в соответствии с ней, на жизненном пути обязательно есть индивидуальное акме, характеризующее высший уровень развития, к которому устремлены все творческие усилия. Данная модель, с одной стороны (при узком рассмотрении), выражает локальное акме в череде многих, т. е. позволяет сфокусировать внимание на какой-то вершине. С другой стороны (в более широком смысле), данная модель отражает траекторию человека, связанного с одной областью деятельности. Акмеологический потенциал такого человека максимально сфокусирован на глубокой, тщательной разработке одной проблемы и достижении в ней результата. С этих позиций модель представляет одновершинное акме.
К ярким представителям одновершинной модели можно отнести, например, К. Д. Ушинского,
творчество которого было сфокусировано в области педагогики, где он проявил акмеологические свойства педагога, ученого, организатора, общественного деятеля, или Н. Н. Миклухо-Маклая, разрабатывавшего проблему антропогенеза и проявившего себя как ученый-антрополог и географ.
Многовершинная акмеологическая модель: в ее рамках акме личности характеризуется многогранностью реализации творческого потенциала, что характерно для людей, обладающих широким кругозором, высоким уровнем профессионализма и широтой культуры. В связи с этим в их траектории развития выделяется несколько крупных вершин в различных, не связанных, на первый взгляд, областях деятельности. Важно, что при анализе трудно выделить, какая из вершин является более значительной и обладает большей общественной ценностью.
Многовершинная модель характеризует достижение множественного результата в жизнедеятельности человека. Интересно отметить, что пики совершенства располагаются на одной линии профессионального и социального развития. Примером развития личности по типу многовершинной модели может служить акме Н. И. Пирогова
- хирурга, педагога, мыслителя, общественного деятеля или В. Н. Татищева - дипломата, политического деятеля, талантливого администратора, филолога, разностороннего ученого.
Макровершинная акмеологическая модель: некоторые выдающиеся акме-личности характеризуются еще одной закономерностью - на их жизненном пути можно выделить наивысшее глобальное акме, признанное в мировом масштабе. К таковым можно отнести М. В. Ломоносова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева. Приведем основные акмеологические свойства макровершинных личностей:
М. В. Ломоносов - естествоиспытатель, географ, геолог, филолог, изобретатель, поэт, оратор, художник, просветитель, организатор, философ, историк, антрополог;
И. М. Сеченов - мыслитель-материалист, ученый-физиолог, психолог, создатель физиологической школы, талантливый педагог;
Д. И. Менделеев - ученый, исследователь, экспериментатор, блестящий преподаватель, экономист, изобретатель, теоретик, практик науки, путешественник, общественный деятель;
И. П. Павлов - первый нобелевский лауреат России, мыслитель-материалист, выдающийся ученый-теоретик, блестящий ученый-практик, создатель мировой школы бихевиоризма.
В макровершинной модели среди всей совокупности вершинных достижений преобладает одна, главенствующая, которая и является высшим пиком, т. е. высшей точкой развития человека. Для М. В. Ломоносова таковой является молекулярно-кинетическая теория в химии, для И. М. Сеченова - открытие нервно-психического процесса торможения, для И. П. Павлова - теория условных
Психология социального развития
9
рефлексов, для Д. И. Менделеева - периодическая система химических элементов.
Безнизинная акмеологическая модель: выдающиеся личности, какими бы вершинными ни были их достижения, - это реальные люди. Реальный человек не может все время находиться в одном и том же максимально активном состоянии. Следовательно, все они проходили через временные спады, кризисы и другие этапы низинного развития. Они, обладая целеустремленностью, устойчивостью, стабильностью, уравновешенностью, смогли достигнуть выдающихся результатов, их жизненный путь и научный опыт являются основанием, базисом для использования в системе образования при формировании нового человека с акмеологическим потенциалом. Но если рассматривать их пути обобщенно, в единой линии, то, прибегнув к идеализации и отвлечению от частностей, можно выстроить без-низинную акмеологическую модель, выражающую идею того, что в исторических масштабах развитие общества идет по восходящей линии. Это является лишь одной из возможных интерпретаций данной модели. С другой стороны, данная модель является переходной, так как выражает последний этап классического развития вверх, которому уделяется большое внимание в акмеологии. Она служит основой анализа движения вверх через закономерный спад, упадок, кризис, т. е. через те явления, которые будут характеризоваться преодолением так называемого низинного этапа развития.
Обобщая сказанное об основных акмеологи-ческих моделях, необходимо подчеркнуть, что все они представляют собой частный случай макро-вершинной модели. В ее основе лежит принцип восхождения вверх от одной точки совершенства до другой - к наивысшему результату. Данные модели условно можно назвать восходящими.
Рассматривая процесс движения с точки зрения диалектики, подчеркнем, что движение вверх осуществляется по восходящей линии развития, различные проявления которой были охарактеризованы выше. С учетом того, что в реальной жизни существуют не только вершины, но и низины, в акмеологии выделяют специальный раздел, занимающийся проблемами низинного развития
- катабология, для которой также возможно применение метода моделирования.
Обратимся более подробно к низинному этапу развития. Следует отметить, что при достижении акме дальнейшее развитие может быть реализовано в трех направлениях:
1) следующий уровень организации может быть выше исходного - это соответствует прогрессивному, вершинному развитию;
2) уровень организации остается таким же -«одноплоскостное», стабильное развитие;
3) уровень организации понижается - регрессивное, низинное развитие.
Наряду с определениями, раскрывающими сущность движения вверх, важно ввести те, которые раскрывают стабильное и регрессивное
развитие: константа и кате (по-гречески ката
- низ). Тогда развитие с вершинным вектором можно назвать акмеологическим, а развитие в противоположную сторону, вниз катаболическим (катаЛокщ - скатывание вниз).
Катабология как область знания, изучающая закономерности скатывания вниз и выхода из этого состояния, характеризует особый тип движения, которое может быть понято на основе диалектического метода и является важнейшим моментом в понимании преодоления упадка, кризиса и возрождения человека.
В истории психологии низинное развитие, проблема кризисов рассматривалось, например, Э. Фроммом, предложившим схему развития человека, включающую две предельные точки: роста и распада6. Его подход к развитию хорошо согласуется с идеями системности, т. е., чтобы определить направление развития системы, важно определить системные критерии (управляющие параметры).
Говоря о развитии, обратим внимание на то, что оно детерминируется как внутренними факторами, так и внешними по отношению к системе. Если иметь в виду развитие человека, то эмпирически вырисовывается следующая картина: на человека оказывается внешнее воздействие, он развивается под его влиянием (происходит, так сказать, вынужденное развитие), а затем, по мере овладения опытом, идущим от внешней детерминации, идет саморазвитие. Чем более совершенна личность, тем большую роль играет внутренняя детерминация. Здесь мы соприкасаемся с идеями синергетики. К сожалению, в рамках данной работы нет возможности подробно остановиться на этих идеях.
Для нас принципиально то, что проблемы системного подхода являются частным случаем гносеологического аспекта материалистической диалектики и ее соотношения с онтологией. Они важны, так как показывают целостность развития, сочетание в нем восходящего и нисходящего этапов, обусловленного взаимодействием внешних и внутренних причин.
Подытоживая, выделим два акмеологических аспекта, определяющих развитие личности:
восходящее развитие, где микроакме состоит из последовательного достижения результата в конкретном явлении однопорядкового уровня, а макроакме представляет собой достижение личностью выдающегося результата на порядок или несколько порядков выше;
нисходящее развитие, характеризующееся движением однопорядкового уровня вниз при микрокатаболе и движением вниз на порядок или несколько порядков ниже при макрокатаболе.
Вместе с тем следует отметить, что все вышеперечисленные модели в совокупности представляют собой как развитие одной личности, так и развитие социума в целом. И в этой связи представляется необходимым сформулировать фун-
даментальную задачу, стоящую перед исследователями современных акмеологических проблем, которая состоит в раскрытии фундаментального характера принципа вершинности, в установлении того, что он свойственен не только человеку, но и природе в целом. Для реализации данной задачи важно перейти от анализа конкретных вершин как результатов деятельности человека к исследованию акме в фундаментальных науках о развитии природы; показать общие закономерности совершенствования как развития от одной точки наивысшего состояния к другой, от одной достигнутой научной вершины к другой.
Примечания
1 Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. М., 1989. С. 6.
2 ПигровК. С. Социальная философия. СПб., 2005. С. 34.
3 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна-ния. СПб., 2001. С. 231.
4 См.: Деркач А. А., ЗазыкинВ. Г. Акмеология. СПб., 2003. 256 с.
5 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2007. С. 338.
6 Фромм Э. Душа человека. М., 2010. С. 129.
УДК 159.9:37.015.3
РОЛЬ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ
М. В. Григорьева
Саратовский государственный университет E-mail: grigoryevamv@mail.ru
В статье обосновывается необходимость исследования и развития адаптационных способностей выпускников школ; раскрывается содержание понятия «адаптационные способности». Дифференцируются определения адаптационного потенциала, личностного потенциала и адаптационных способностей личности; проанализирована роль адаптационных способностей учащихся в процессе их взаимодействия с образовательной средой. Адаптационные способности характеризуются как качества, способствующие эффективному функционированию динамичной системы взаимодействий индивида со средой.
Ключевые слова: школьная адаптация, адаптационные способности, адаптационный потенциал, личностный потенциал, адаптационная готовность, адаптационный стиль, взаимодействия, образовательная среда, система, гетерохронность.
The Role of the Adaptive Abilities of Students in the Process of Interaction with the Educational Environment
M. V. Grigoryeva
In article necessity of research and development of adaptive abilities of school leavers. Expands the content of the concept of «adaptive capacity». Give differentiated definition of adaptive capacity, human potential and adaptation abilities of the individual. Expands the role of adaptive abilities of students in their interaction with the educational environment. Adaptive capacity are characterized as quality, contributing to the effective functioning of a dynamic system of the individual interactions with the environment.
Key words: adaptation to school, adaptive capacity, adaptive potential, personal potential, adaptive readiness, adaptive style, interaction, school of environment, system, heterochrony.
Адаптация долгое время изучалась медициной и физиологией. Вместе с тем данная проблема имеет специфическое психологическое содер-
жание, смысловым центром которого является достижение оптимального для жизни и деятельности человека равновесия его возможностей и требований социальной среды с точки зрения внутренних и внешних критериев, что является необходимым условием психологической адаптации и развития индивида. Высокая теоретическая значимость проблемы психологической адаптации сочетается в психологии с ее недостаточной концептуальной разработанностью, что отражается в противоречивом отношении психологов к категории «адаптация», небольшом количестве теоретических исследований данной проблемы, преобладании эмпирических, прикладных работ, решающих конкретные задачи того или иного образовательного учреждения.
Такой диагностико-коррекционный подход к проблеме школьной адаптации, конечно, оправдан для современной школы, испытывающей недостаток психолого-педагогических кадров, когда педагог-психолог вынужден выбирать в своей большой по объему психологической деятельности и заниматься не терпящими отлагательства делами. При глубоком рассмотрении обнаруживается, что проблема школьной адаптации имеет более широкое содержание и сложную структуру.
Постоянные микроизменения образовательной среды школы, предъявление новых требований со стороны образовательной среды не только в определенные периоды обучения, но и в его процессе, напряженность и насыщенность этого процесса новой информацией, ориентация на цели развития учащихся в сочетании с ориентацией на результаты ЕГЭ постоянно актуализируют проблему соответствия требований (возможностей) образовательной среды с возможностями (требованиями) учащихся. В ряде наших ис-
© Григорьева М. В., 2012