АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
М. В. Селезнева
Селезнева Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных и русского языков, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, Россия E-mail: selezneva-margarita@rambler.ru
Показана возможность исследования профессиональных достижений в педагогической деятельности преподавателей иностранных языков в военном вузе посредством изучения результатов их научной деятельности с помощью метода контент-анализа. В качестве эмпирического материала использовали 92 научные публикации 49 преподавателей с педагогическим стажем от 3 до 48 лет. Показана зависимость текста публикаций от личностных и деятельностных особенностей преподавателя. На основании теоретической акмеологической модели (А. А. Деркача) разработана личностно-профессиональная модель развития преподавателей гуманитарных дисциплин военного вуза. С помощью корреляционного анализа компонентов модели определены корреляты эффективности и успешности педагогической деятельности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: личность, деятельность, профессионализм, акмеологический подход, контент-анализ.
Введение
Ориентация системы высшего профессионального образования на компетентностный подход влечет за собой повышение требований не только к профессиональному уровню преподавателей высшей школы, но и к их личностным характеристикам, и, в первую очередь, к их конкурентоспособности и способности проявить творческую активность в быстро меняющихся социальных условиях современной России. Особое значение эти высокие требования приобретают для преподавателей-гуманитариев в условиях образовательной среды военного вуза с ее ориентацией на более жесткие отношения, регламентированные воинскими уставами и приказами [1]. В образовательной среде военного вуза всячески стимулируется атмосфера состязательности и культивируется стремление к высоким достижениям в учебной, методической и научной деятельности. Каковы же личностные и профессиональные предикторы высоких достижений в труде преподавателей гуманитарных дисциплин в военном вузе? Если в качестве исходной предпосылки для анализа достижений в профессиональной деятельности преподавателей принимать их творческий потенциал и активность, то, естественно, мы выходим на акмеологический подход в решении этой проблемы.
НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ
© Сеолзнива М. В., 2015
Теоретический анализ проблемы
При выборе теоретической модели для анализа достижений в профессиональной деятельности преподавателей-гуманитариев военного вуза мы исходили из того, что повышение конкурентоспособности педагогических кадров требует от них максимальной профессиональной и личностной активности, т.е. реализации акме - потенциальной одаренности, максимально реализуемой индивидом в соответствии с возрастными и социальными условиями профессиональной деятельности человека [2].
А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин выделяют в дескриптивной акмеологической модели личност-но-профессионального развития субъекта труда две подструктуры: развитие профессионализма личности и развитие профессионализма деятельности, которые находятся в диалектическом единстве [2]. Важнейшим основополагающим общим акмеологическим инвариантом профессионализма, согласно А. А. Деркачу, является сила личности. Если речь идет об особенных акмеологических инвариантах профессионализма в подструктуре профессионализма личности педагога, то здесь следует обратиться к научным трудам Л. М. Митиной, которая среди интегральных характеристик личности педагога выделяет педагогическую направленность, компетентность и гибкость [3].
Согласно теоретической модели в подструктуру развития профессионализма личности входят следующие семь категорий: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (Л1); совершенствование стиля деятельности (Л2); формирование общих (Л3) и особенных акмеологических инвариантов профессионализма (Л4); развитие личностно-деловых качеств (исполнительности, ответственности, инициативы, самостоятельности, дисциплинированности) (Л5); раскрытие творческого потенциала личности (Л6); изменение системы мотивов и ценностей (Л7).
Подструктура профессионализма деятельности включает повышение профессиональной компетентности и совершенствование системы профессиональных умений, состоящую из пяти категорий. К повышению профессиональной компетентности относятся следующие: расширение системы профессиональных знаний (Д1); повышение дифференциально-, ауто - и социально-психологической компетентности (Д2); соответственно, к совершенствованию системы профессиональных умений - освоение новых технических средств деятельности, технологий деятельности (Д3); освоение новых компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (Д4); развитие коммуникативных умений (Д5).
Специфика профессиональной деятельности преподавателей заключается в том, что их достижения можно отследить в научных публикациях, в которых отражены результаты научных исследований. На своеобразное сочетание объекта, условий, способов, технологий деятельности педагогов и результатов их научных исследований указывали А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин [2, с. 66].
Выборка, методики и методы исследования
Учитывая важность показателей публикационной активности преподавателей в свете реформирования высшей школы, в качестве метода исследования был выбран контент-анализ. При этом мы исходили из того, что текст публикаций представляет собой «новый мир смыслов», в рамках которого каждый преподаватель решает свою, важную для него задачу, так как «вне рамок решения своей задачи смысл объекта для человека не существует» [4, с. 56].
В качестве эмпирического материала использовали тексты 92 статей и тезисов 49 преподавателей кафедры иностранных и русского языков Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени В. Ф. Маргелова. Педагогический стаж в вузе преподавателей от 3 до 48 лет, таким образом, они находятся на разных этапах профессионализма деятельности и зрелости личности, от овладения профессией до уровня педагогического творчества, в терминологии А. А. Деркача и В. Г. Зазы-кина.
Категориями контент-анализа являются составляющие подструктуры развития профессионализма личности и подструктуры развития профессионализма деятельности. Единицами контент-анализа выступают элементарные высказывания в виде фразы, удовлетворяющей требованиям предложения как синтаксической структуры со сказуемым в вершине; единица счета - частотность единиц контент-анализа.
При анализе текстов публикаций оценивалась включенность личности преподавателя в педагогическую деятельность, рассматривалась зависимость текста публикаций от личностных и деятельностных особенностей преподавателя. Таким образом, через содержание статьи исследовались личностные и деятельностные особенности преподавателя в развитии его профессионализма.
Опираясь на принцип единства личности и деятельности в акмеологической проблематике, мы провели корреляционный анализ полученных с помощью контент-анализа данных, применив коэффициент корреляции r-Пирсона в стандартном статистическом пакете SPSS 21.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования была разработана личностно-профессиональная модель развития преподавателей иностранных языков в военном вузе. Для определения удельного веса, т.е. «весового вклада» каждой категории в эту модель мы воспользовались формулой отношения числа единиц анализа, фиксирующих категорию, к общему числу единиц анализа.
Самый большой вклад (49,06%) в структуру развития профессионализма личности преподавателя вносят общие психологические инварианты профессионализма личности: формирование мотивации достижений, развитие интеллектуальных и когнитивных способностей, саморегуляции и волевых качеств, расширение кругозора и пр. Этот вывод совпадает с данными А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина, полученными при исследовании других профессий. В сочетании с особенными психологическими инвариантами профессионализма личности удельный вес переменных Л3+Л4 составляет 54,52%.
На втором месте по значимости находится изменение системы мотивов, ценностей и смыслов - 18,85%. Удельный вес переменной «раскрытие творческого, креативного, инновационного потенциала личности» составляет 10,06%. Категория «способность личности преподавателя к освоению новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия решений)» имеет удельный вес 8,78%, на долю личностно-деловых качеств приходится 5,46%. Менее значимой среди остальных категорий является совершенствование стиля деятельности - всего 2,33%.
Самый большой вклад в подструктуру развития профессионализма деятельности преподавателя вносит освоение новых технических средств (аудио- и видеосредств) и технологий деятельности, освоение новых алгоритмов и способов решения профессиональных задач в совершенствовании системы профессиональных умений - 39,60%. Далее по степени значимости следует категория расширения системы профессиональных знаний, включая предметные (лингвистические) - 31,71%. На долю категории дифференциально-, ауто - и социально-психологической компетентности приходится 13,21%, приблизительно столько же - на категорию «освоение новых компьютерных и информационных технологий» - 11,85%. Менее значимой среди остальных категорий является развитие коммуникативных умений - всего 3,63%.
В ходе корреляционного анализа установлены следующие связи между переменными. Личностный компонент (Л7) взаимосвязан со всеми остальными личностными компонентами корреляциями различной силы: средняя корре-
ляция установлена с Л1 и Л3+Л4 (г = 0,531 при р < 0,01), умеренная корреляция с Л5 (г = 0,315 при р = 0,038) и Л6 (г = 0,379 при р = 0,013). Сильная корреляционная связь установлена между компонентами Л7 и Л2 (г = 0,779 прир < 0,01). Отсюда следует содержательный вывод: мотива-ционный, ценностный аспект (Л 7) пронизывает все сферы профессионализма личности: это ярко выражено в текстах публикаций. Преподаватели, ориентированные на мотивацию достижений, карьерный рост, аксиологический потенциал, сами ставят для себя новые задачи и находят пути их решения, в отличие от своих коллег, которые ждут, что им дадут готовый алгоритм действий.
Согласно методологическому принципу субъектности, который сейчас весьма полно представляет акмеологические «интересы» [2, с. 54], коррелятами результативности и успешности деятельности для многих профессий выступают такие личностно-деловые качества, как ответственность, самостоятельность, инициатива (в нашем исследовании выражены переменной Л5). Данный вывод нашел подтверждение в эмпирических исследованиях для профессий в художественно-творческой (А. А. Деркач) и военно-профессиональной деятельности (И. В. Сыромятников), а также военно-педагогической деятельности офицеров Вооруженных сил (Т. В.Маркелова) и учителей средних школ (Е. Н. Волкова).
Установленная на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01) корреляция между переменными Л5 и Л6 (г = 0,670) и переменными Л5 и Л3+4 (г = 0,656) свидетельствует об успешности преподавателей с более высоким творческим, инновационным потенциалом и с сильной волей.
Установленная также на высоком уровне статистической значимости корреляция между переменными Л5 и Д2 (г = 0,417 при р < 0,01) позволяет сделать содержательный вывод о том, что высокие достижения преподавателей в области обучения иностранным языкам в военном вузе связаны, прежде всего, с повышением ауто-, дифференциально- и социально-психологической компетентности, которая включает в себя наблюдательность, проницательность, знания о закономерностях поведения, деятельности, самопознание, самооценку, самоконтроль, умения управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективностью, знания различных стратегий эффективного общения, психолого-педагогические знания методов осуществления влияния и воздействия. В социально-психологической компетентности наиболее ярко проявляются субъектные качества преподавателя.
Новаторский, инновационный подход реализуется у преподавателей иностранных языков, прежде всего, при освоении новых технических
Акмеология образования
7
средств деятельности, педагогических и лингвистических технологий и менее связан с повышением социально-психологической компетентности.
Заключение
В основе профессионализма личности преподавателя лежат общие инварианты профессионализма (интеллектуальные и когнитивные способности, способности к предвидению и прогнозированию, саморегуляция и волевые качества, сила личности, способности к принятию решений, повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора) и специфические инварианты профессионализма педагога. Они тесным образом связаны со всеми компонентами подструктуры развития профессионализма личности. Способность личности преподавателя к освоению новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач реализуется в совершенствовании системы профессиональных умений и выражается в освоении новых технических средств деятельности, педагогических и лингвистических технологий.
Слабо развитые способности преподавателей совершенствовать свой стиль деятельности объясняются недостаточностью развитости дифференциально-, ауто- и социально-психологической компетентности.
Мотивационный, ценностный аспект, пронизывающий все компоненты профессионализма личности, связан со структурой профессионализма деятельности не напрямую, а опосредованно через компоненты профессионализма личности.
В структуре развития профессионализма деятельности преподавателей иностранных языков наблюдается логичная связь между расширением системы профессиональных знаний, включая лингвистические знания, и совершенствованием системы профессиональных умений, включающих в себя освоение новых технических средств деятельности, педагогических и лингвистических технологий, освоение новых алгоритмов и способов решения профессиональных задач, развитие коммуникативных умений. Особняком к этой связи стоят системные профессиональные умения использовать в профессиональной деятельности новые компьютерные и информационные технологии: они находятся вне связи с личностным или деятельностным компонентами и обусловлены возрастными критериями.
Таким образом, коррелятами высоких достижений в профессиональной деятельности преподавателей-гуманитариев выступают, с одной стороны, условия развития профессионализма личности в виде раскрытия творческого, инновационного потенциала, с другой стороны, условия развития профессионализма деятельности, а именно повышение дифференциально-, ауто- и социально-психологической компетентности.
Библиографический список
1. Панов В. И., Селезнева М. В. Личностно-професси-ональная модель развития преподавателей гуманитарных дисциплин в русле акмеологического подхода // Российский научный журнал. 2013. № 3 (34). С. 143-149.
2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003. 256 с.
3. Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-про-
фессиональное развитие учителя : психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М., 2010. 386 с.
4. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. М., 2007. 286 с.
Acmeological Approach to Analysis of Achievements of University Teachers Professional Activity
Margarita V. Selezneva
V. F. Margelov Ryazan Airborne Commanding Institute, Ryazan 1, Margelova str., Ryazan, 390031, Russia Е-mail: selezneva-margarita@rambler.ru
The article demonstrates the possibility of investigating professional achievements of teachers of foreign languages of military university in their pedagogical activity by studying the results of their scientific activity by means of content-analysis method. As empiric materials 92 scientific publications of 49 teachers with the term of service from 3 to 48 years have been used. The authors considered the dependence of the text of publications on teachers' personality and their teaching peculiarities. By means of theoretical acmeological model ( A. A. Derkach) the researchers developed a personality-professional model of development for Humanity teachers of a military university. With the help of correlational analysis of the model components the authors have found the correlates of effectiveness and success of pedagogical activity. An applied aspect of the investigated problem can be put to practice in the system of advanced training for university teaching staff.
Key words: personality, activity, professionalism, acmeological approach, content-analysis.
References
1. Panov V. I., Selezneva M. V. Lichnostno-professional'naya model'razvitiyaprepodavateley gumanitarnykh distsiplin v rusle akmeologicheskogo podkhoda (Personalityprofessional model of development of humanitarian teachers according to acmeological approach). Rossiyskiy nauchnyy zhurnal (Russian Scientific Journal), 2013, iss. 3 (34), pp. 143-149 (in Russian).
2. Derkach A. A., Zazykin V. G. Akmeologiya (Acmeology). St.-Petersburg, 2003. 256 p. (in Russian).
3. Mitina L. M. Psikhologu ob uchitele. Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelya: psikhologicheskoe soderzhanie, diagnostika, tekhnologiya, korrektsionno-raz-vivayushchieprogrammy (For psychologist about teacher. Teacher's personal and professional development: psychological content, diagnostics, technology, correctional-developing programs). Moscow, 2010. 386 p. (in Russian).
4. Aver'yanov L. Ya. Kontent-analiz (Content-analysis). Moscow, 2007. 286 p. (in Russian).