Научная статья на тему 'Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников'

Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / OPERATIVE LAW ENFORCEMENT OFFICERS / AKMEOLOGY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабичев Игорь Витальевич

Статья посвящена проблеме развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. В ней обозначены проблемы кадрового отбора и организации деятельности в правоохранительной системе и предлагается использование акмеологических подходов к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGYS FACTORS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF OPERATIVE EMPLOYEES

Article is devoted a problem of development of professionally important qualities of operative law enforcement officers. In it problems of personnel work and organization in law-enforcement system are designated and use akmeology approaches to their decision is offered.

Текст научной работы на тему «Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников»

Молодые имена

И.В. Бабичев

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ.

Ключевые слова: развитие профессионально важных качеств, оперативные сотрудники правоохранительных органов, акмеологические технологии.

Keywords: development of professionally important qualities, operative law enforcement officers, akmeology technologies.

В современной психологической науке вопросам определения профессионально важных качеств для конкретных видов трудовой деятельности, а также диагностирования их наличия и развития у специалистов уделяется значительное внимание.

Под профессионально важными качествами принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс трудовой деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности [1]. По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности [7].

Профессионально важные качества могут включать в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной профессиональной деятельности. Кроме собственно психических свойств отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и внепсихические свойства субъекта -соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др.

С точки зрения А.К. Марковой, наряду со способностями в число психических качеств, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда входят мотивация, черты характера, психические состояния [4].

Иными словами, ПВК - это любые качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность его труда.

Различными исследователями предпринимались попытки определить перечень требований к специалистам, занятым в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, специальные исследования позволили группе авторов построить психограмму оперативно-розыскной деятельности и определить основные требования, которые она предъявляет к оперативным работникам [5].

В рамках указанных исследований было определено, что для успешного выполнения оперативным работником своих должностных обязанностей требуется наличие следующих психологических качеств и умений: способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками; повышенная ответственность за свои действия; способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями; высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени; способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности и т.п; постоянная интеллектуальная активность; способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.

Анализ любой из сторон оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что она осуществляется в условиях постоянной психоэмоциональной напряженности, характеризуется частым возникновением экстремальных ситуаций, что обусловливает значительное возрастание психических нагрузок

и повышенные требования к личности и психологической подготовленности работников правоохранительных структур.

Все вышеприведенные особенности оперативно-розыскной деятельности позволяют охарактеризовать ее не только как вид юридической деятельности, но и отнести к экстремальным видам труда.

А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин [2] к наиболее значимым факторам, характеризующим экстремальные виды деятельности, относят: неопределенность информации (иногда противоречивость); неполную информацию о возможном значимом событии; ситуации поддержания готовности к экстренным действиям; ситуации риска и опасности; ситуации со снижением или утратой социального статуса; ситуации конфликтов в профессиональной среде; ситуации изменения менталитета в профессии.

Обобщая исследования различных авторов в отношении проблем оперативно-розыскной деятельности можно охарактеризовать ее, в первую очередь, как познавательную, коммуникативную, экстремальную. Данные характеристики, в свою очередь, определяют перечень профессионально важных качеств оперативных сотрудников.

Таким образом, проблема определения качеств, необходимых сотрудникам для успешного осуществления оперативной работы, частично исследована современными авторами, однако изучение вопросов развития качеств и способностей оперативных сотрудников, а также становления профессионализма и факторов, оказывающих влияние на данный процесс, не получило достаточной проработки, в связи с чем возникла необходимость проведения дополнительного исследования, направленного на выявление основных профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, а также факторов их развития.

В целях определения профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов нами был осуществлен профессиографический анализ оперативно-розыскной деятельности, по результатам которого построены профессиограмма и психограмма оперативного сотрудника, а также использован метод экспертной оценки профессионально важных качеств.

По мнению А.Г. Маклакова [3], данный комплексный подход, который в дополнение к описательным характеристикам профессии использует количественные оценки элементов профессиональной деятельности является наиболее предпочтительным.

При разработке профессиографического опросника для выявления профессионально важных качеств оперативного сотрудника правоохранительных органов, нами были учтены результаты профессиографического анализа оперативно-розыскной деятельности, а за основу взят профессиографический опросник, предложенный И.Н. Носсом, который в течение продолжительного периода изучал вопросы психологического обеспечения в правоохранительной сфере.

В результате проведенных исследований было выявлено, что в структуре профессионально важных качеств четко выделяются следующие компоненты: интеллектуальный, коммуникативный, мотивационно- целевой, саморегуляции.

Помимо вопросов, связанных с определением основных профессионально значимых качеств оперативных сотрудников, не менее актуально определение факторов, влияющих на их развитие.

Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования позволили предположить, что основными акмеологическими факторами развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов являются: индивидуально-характерологический, мотивационный, аутопсихологический, временной, образовательный, организационный, педагогический, социально-психологический.

Под индивидуально-характерологическим фактором развития ПВК является мы понимаем определенную структуру индивидуально-характерологических качеств субъекта оперативно-розыскной деятельности - черт характера, темперамента и других свойств личности, прежде всего, биологически обусловленных.

Индивидуально-характерологические качества в процессе профессионализации выступают, в первую очередь, как основа для формирования конкретных профессионально важных качеств.

В целях определения параметров структуры индивидуально-характерологических качеств, оказывающей непосредственное влияние на эффективность развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов мы провели тестирование по методу ММИЛ (укороченный вариант СМИЛ - адаптированный MMPI) в трех группах

оперативных сотрудников ФСКН России (N=120) с различным уровнем развития профессионально важных качеств (высокий, средний, низкий).

В целом, усредненный профиль оперативных сотрудников с высоким уровнем развития профессионально важных качеств расположен заметно выше, за исключением 1-й (невротический контроль), 2- й (шкала пессимистичности), 8-й (шкала индивидуалистичности) и 0-й (социальная интроверсия) шкал. Как видно из графика, расхождения по 1-й, 2-й и 8-й шкалам носят незначительный характер и находятся в пределах нормы, а расхождения по 0-й шкале являются разнополюсными и заслуживают особого внимания и анализа.

Так, если сотрудников с низким уровнем развития ПВК отличает (в среднем) чуть выраженный уровень интроверсии, то у оперативников с высоким уровнем наблюдаются низкие показатели 0-й шкалы, что в сочетании с высокими показателями по 9-й шкале (шкала оптимистичности) и повышенном уровнем 4-й шкалы (шкала импульсивности) позволяет сделать вывод о доминировании в структуре их характера гипертимных черт [6].

Другой доминирующей чертой в структуре индивидуально-характерологических качеств оперативных сотрудников с высоким уровнем ПВК является истероидность, диагностируемая повышением по 3-й шкале среднестатистического профиля.

Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим [6].

Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли, склонность к перевоплощению, что является необходимым условием для качественной реализации оперативно-розыскных мероприятий, связанных с непосредственным контактированием с представителями различных социальных слоев населения, в том числе криминалитетом.

В целом, проведенное тестирование по методу ММИЛ подтвердило ряд наших предположений о доминировании в структуре индивидуально-характерологических качеств оперативного сотрудника определенных выраженных черт - гипертимности, в первую очередь.

Другим значимым субъективным фактором развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов является мотивационный фактор, в роли которого выступают характеристики их мотивационной сферы. Данные характеристики, с одной стороны, могут непосредственно входить в структуру профессионально важных качеств оперативных сотрудников, с другой, способствуют развитию других ПВК, т.е. являются акмеологическими инвариантами профессионализма.

Мотивационная сфера, связанная, в первую очередь, со стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию, интересом к получению новых знаний и навыков и пр., не только способствует развитию всего комплекса ПВК оперативных сотрудников, но и может выступать в качестве механизма компенсации недостаточно соответствующей требованиям оперативно-розыскной деятельности структуры индивидуально-характерологических качеств оперативного сотрудника.

Кроме того, в течение профессиональной деятельности в мотивационной сфере оперативных сотрудников, при оптимальном развитии ПВК, меняются акценты. Например, на начальном этапе развития ПВК преобладает мотивация, направленная на деловое общение, самоопределение и самовыражение в профессии и пр., а на этапе достижения профессионального мастерства - мотивация на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию.

Развитие мотивационной сферы оперативных сотрудников предполагает формирование у них на конечном этапе профессионализации акме-мотивации, способствующей достижению высокого уровня развития ПВК.

Значимость других выделенных нами акмеологических факторов развития ПВК оперативных сотрудников исследовалась по результатам проведенного нами анкетирования той же группы оперативных сотрудников (N=120).

Выявлена значимость сформированности у оперативных сотрудников правоохранительных органов аутопсихологической компетентности (аутопсихологическим фактор), в структуре которой мы выделили аутокогнитивные способности и способности к саморегуляции

Аутопсихологическая компетентность оперативных сотрудников как фактор развития ПВК оперативных сотрудников должна включать следующие умения: определение спектра необходимых ПВК для решения задач оперативно-розыскной деятельности, оценка уровня сформированности у себя этих качеств и субъективного потенциала для их развития и совершенствования, формирование эталонных образцов и уровней развития ПВК, освоение необходимых технологий развития ПВК, умение компенсировать недостающие способности за счет развития наличных способностей

Важное влияние на развитие ПВК оперативных сотрудников оказывает стаж их оперативной работы (временной фактор). В целях выявления зависимости уровня развития ПВК от стажа оперативно-розыскной деятельности мы осуществили сравнительный анализ показателей по сроку службы у оперативных сотрудников из трех групп (высокий, средний и низкий уровень профессиональной эффективности) по длительности профессиональной деятельности (менее 5 лет, от 5 до 10 лет, свыше 10 лет). Определено, что для достижения нормативного уровня развития ПВК, в среднем, необходимо не менее 5 лет.

Не менее значим для развития ПВК образовательный фактор, т.е. наличие у оперативных сотрудников дополнительного образования. В целях подтверждения его влияния на уровень развития ПВК, мы разделили исследуемых оперативных сотрудников из трех групп (высокий, средний и низкий уровень профессиональной эффективности) на получивших второе (и более) образование и тех, кто повторно не обучался.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что дополнительное образование способствует развитию уровня профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. Так, в группе с высоким уровнем профессиональной эффективности более половины сотрудников получили второе (и более) образование, в то время как в группе с недостаточным уровнем количество сотрудников, получивших дополнительное образование вдвое меньше.

Когда мы говорим о дополнительном образовании как объективно-субъективном акмеологическом факторе развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, необходимо обратить внимание на его взаимосвязанность с мотивационным фактором. Как мы определили ранее, особенность мотивационной сферы оперативных сотрудников с высоким уровнем профессиональной эффективности заключается, прежде всего, в доминировании акмеологической составляющей. Соответственно, именно оперативные сотрудники с формирующейся акме-мотивацией и нацеленные на получение новых знаний и навыков стремятся к получению дополнительного образования.

Иными словами, мотивационный фактор по отношению к образовательному выступает в качестве первопричины, при этом образовательный выступает в роли отдельного фактора, находящегося в зависимости также от организационного фактора, так как одного желания оперативного сотрудника получить дополнительное образование недостаточно, необходим также соответствующий уровень организации работы по обучению кадров в каждом конкретном подразделении правоохранительных органов.

Таким образом, организационный фактор является еще одним значимым объективно-субъективным фактором развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. Его значимость подтвердили около 80% всех исследуемых.

В качестве основных проблем, встречающихся при организации деятельности в оперативном подразделении, затрудняющих процесс профессионализации сотрудников, мы выделяем: недостаточная управленческая (психологическая, в первую очередь) компетентность руководителей оперативных подразделений; чрезмерная нагрузка на сотрудников оперативного подразделения; отсутствие эффективного взаимодействия между сотрудниками оперативного подразделения.

Анализируя данные типичные проблемы в организации деятельности оперативных подразделений, можно сделать вывод о том, что первая из них во многом определяет возможность возникновения других, т.е. недостаточная управленческая компетентность руководителей оперативных подразделений может приводить к чрезмерной нагрузке на сотрудников, а также возникновению конфликтных ситуаций в коллективе. Из этого следует вывод о том, что управленческие навыки руководства, их психологическая компетентность являются основной составляющей организационного фактора развития ПВК оперативных сотрудников.

Одновременно мы выделили такие акмеологические факторы развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов как педагогический и социально-психологический факторы, находящиеся в непосредственной взаимосвязи с организационным фактором

Под педагогическим фактором развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов мы понимаем обучающее воздействие со стороны опытных коллег в отношении начинающих специалистов, иными словами функционирование института наставничества в оперативных подразделениях.

В качестве социально-психологического фактора развития ПВК оперативных сотрудников мы рассматриваем конструктивные взаимоотношения с коллегами, благоприятный климат в оперативном коллективе.

Реализация совокупности организационного, образовательного, педагогического и социально-психологического факторов развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов позволяет говорить о наличии признаков акмеологической среды в конкретном оперативном подразделении.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что внедрение современных психолого-акмеологических технологий вкупе с управленческими решениями, направленными на решение вопроса социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов, позволят решить основную проблему в этой сфере -кадровую. Только подготовленные специалисты, уделяющие постоянное внимание повышению собственной профессиональной компетентности, развитию имеющихся способностей и нацеленные на внутреннюю гармонизацию, способны качественно решать задачи по обеспечению государственной безопасности и защите конституционных прав граждан.

Литература

1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. -М., 1998.

3. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

4. Маркова А.К Психология профессионализма. - М., 1996.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. -М. МВД РФ, 1997.

6. Собчик Л.Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2009.

7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: «Логос», 1996. © Бабичев И.В., 2010

А.А. Рассадина

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: молодежь, эстетические предпочтения, средства массовой информации. Keywords: youth, aesthetic preferences, the media.

В непростых экономических и политических условиях жизни, сложившихся в начале XXI века, в условиях развития и обострения глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особое значение приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с созданием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.