DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2017.6.131
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВГМУ КАК КОМПОНЕНТ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ЦЕРКОВСКИЙ А.Л., БЛЕДНОВ А.В., ГАПОВА О.И., ПЕТРОВИЧ С.А., КАСЬЯН О.А., ВОЗМИТЕЛЬ И.И., СКОРИКОВА Е.А.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. - 2017. - Том 16, №6. - С. 131-137.
ACMEOLOGICAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF THE STUDENTS OF VITEBSK STATE MEDICAL UNIVERSITY AS A COMPONENT OF THEIR COMPETITIVENESS
TSERKOVSKY A.L., BLEDNOV A.V., GAPOVA O.I., PETROVICH S.A., KAS'YAN O.A., VAZMITSEL I.I., SKORIKOVA E.A.
Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2017;16(6):131-137.
Резюме.
Цель - изучить акмеологическую направленность личности студента ВГМУ как компонент её конкурентоспособности. Материал и методы. Нами было опрошено 219 студентов ВГМУ Для исследования направленности личности как основы акмеологической направленности личности использовалась «Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Ориентационная анкета). Для изучения мотивации как компонента акмеологической направленности личности использовалась методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова.
Исследование стремления к достижению успеха проводилось с помощью опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Результаты. У студентов выявлено доминирование направленности на общение, существенное преобладание среднего уровня развития мотивов «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым», а также мотивации на успех. Выявлены гендерные особенности акмеологической направленности личности студентов. Заключение. Исследование акмеологической направленности личности студента ВГМУ как компонента его конкурентоспособности позволило выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании программы формирования конкурентоспособности личности студента ВГМУ
Ключевые слова: акмеологическая направленность, личность студента, конкурентоспособность. Abstract.
Objectives. To study acmeological orientation of the personality of the students of Vitebsk State Medical University as a component of their competitiveness.
Material and methods. We examined 219 students of VSMU. To study the orientation of the personality as the basis of acmeological orientation of an individual we used the «Technique of diagnosing the orientation of an individual» by B. Bass (orientation questionnaire). For the study of motivation as a component of acmeological orientation of the personality we used the technique «Affiliation Motivation» by A. Megrabyan in the modification of M.Sh. Magomed-Eminov. We studied their desire to achieve success using the questionnaire by A. A. Rean «Motivation of success and the fear of failure».
Results. The students showed the dominance of their orientation to communication, a significant predominance of the medium level of motives development based on «aspiration to people» and «fear of rejection» and also motivation for success. The gender peculiarities of acmeological orientation of the students' personality were revealed.
Conclusions. The study of acmeological orientation of the personality of VSMU students as a component of their competitiveness revealed a number of special features that must be considered when elaborating the program of the competitiveness formation of the personality of VSMU students.
Key words: acmeological orientation, the personality of a student, competitiveness.
В основе успешного функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь лежит высокое качество подготовки студентов-медиков как будущих врачей и провизоров. В свою очередь, такая подготовка во многом зависит о того, насколько сформирована конкурентоспособность студента медицинского университета как качество его личности.
По мнению В.И Андреева, «конкурентоспособность - стратегическое качество личности в совокупности индивидуальных свойств, способностей, черт и потребностей, позволяющих быть успешным в профессиональной деятельности» [1].
Структурным компонентом конкурентоспособности является акмеологическая направленность личности (АНЛ) [2].
АНЛ ориентирует человека на прогрессивное развитие (в том числе, профессиональное), на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом [2].
АНЛ детерминирует и актуализирует творческую активность человека, «нацеливает» ее на самосовершенствование, самореализацию личности, на достижение вершин в любой деятельности [2].
По мнению С.А. Хазовой, в структуре АНЛ необходимо выделить следующие компоненты: ценностные ориентации, целеполагание, мотивацию и стремление к успеху [2].
В данном исследовании предпринята попытка изучить АНЛ через исследование направленности личности как основы АНЛ, а также мотивации и стремления к успеху как её структурных компонентов.
Направленность личности (НЛ) - это типологическая характеристика личности, которая определяет и иллюстрирует ее отношения к своим основным социальным ролям и, в целом, социальную сущность человека [3].
Мотивация - это «совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность»
[4].
Стремление к достижению успеха можно
рассматривать и как наиболее «акмеологически ориентированный», специфический компонент АНЛ, и как результирующую других компонентов [2].
Цель исследования - изучить акмеологиче-скую направленность личности студента ВГМУ как компонент её конкурентоспособности.
Материал и методы
Нами было опрошено 219 студентов ВГМУ, из них 53 юноши (24,2%) и 166 девушек (75,8%).
Для исследования НЛ как основы АНЛ использовалась «Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Ориентационная анкета) [5]. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.
Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Для изучения мотивации как компонента АНЛ использовалась методика «Мотивация аф-филиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [6]. Она включает в себя «Шкалу теста для оценки силы стремления к людям» (30 вопросов) и «Шкалу теста для оценки боязни быть отвергнутым» (30 вопросов). С помощью специального ключа по каждой из шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. При этом пользуются следующей суммарной шкалой: сумма баллов от 32 до 80 - низкий уровень развития данного мотива; сумма баллов от 81 до 176 - средний уровень развития мотива; сумма баллов от 177 до 224 - высокий уровень развития мотива.
Исследование стремления к достижению
успеха проводилось с помощью опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [6]. Методика содержит 20 вопросов. Отвечая на вопросы, нужно выбрать ответ «да» или «нет». При затруднении необходимо вспомнить, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что, если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу. Если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Результаты
Результаты исследования АНЛ через изучение НЛ, мотивации и стремления к успеху от-
ражены соответственно в таблицах 1, 2, и 3.
Анализ данных, полученных при изучении НЛ (табл. 1), указывает на то, что в НЛ студентов доминирует направленность на общение (29,82±7,6). При этом более высокие результаты выявлены у девушек (30,34±6,9 против 29,47±8,8 - у юношей).
Наименьшие баллы были получены по направленности на дело (23,91±6,8). При этом более низкие баллы получены среди юношей (22,83±8,4 против 24,29±5,9 - у девушек).
Промежуточное положение занимает направленность на себя (26,94±5,9 балла). При этом более высокие показатели выявлены у юношей (28,03±5,8 против 26,52±5,7 - у девушек).
Результаты исследования мотивации аффи-лиации (табл. 2) свидетельствуют о существенном преобладании у студентов среднего уровня развития мотивов «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым».
Данная закономерность наиболее выражена у девушек. Причём у них представлены все выявленные сочетания уровней мотивов.
Результаты исследования стремления к достижению успеха (табл. 3) свидетельствуют о существенном преобладании у студентов ВГМУ мотивации на успех. Вместе с тенденцией этой мотивации стремление студентов к успеху составляет 71,8%. Данная закономерность наиболее выражена у юношей.
Таблица 1 - Направленность личности студентов ВГМУ (баллы)
Направленно сть личности Студенты Направленность на себя Направленность на общение Направленность на дело
Юноши 28,03±5,8 29,47±8,8 22,83±8,4
Девушки 26,52±5,7 30,34±6,9 24,29±5,9
Всего 26,94±5,9 29,82±7,6 23,91±6,8
Уровень развития мотивов «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» Студенты Высокий-средний Высокий-низкий Средний-высокий Средний-средний Средний-низкий Низкий-средний Низкий-низкий
Юноши - - 0,5 14,7* 3,3 1,4 0,5
Девушки 1,0 0,5 1.9 68,5* 2,8 4,3 0,5
Всего 1,0 0,5 2,3 83,3* 6,2 5,7 1,0
Примечание: * - p<0,05.
Таблица 2 - Мотивация аффилиации студентов ВГМУ (%)
Таблица 3 - Мотивация успеха и боязнь неудачи студентов ВГМУ (%)
Мотивация достижения Студенты Мотивация на неудачу Тенденция мотивации на неудачу Мотивация не выражена Тенденция мотивации на успех Мотивация на успех
Юноши 4,0 6,0 6,0 24,0 60
Девушки 4,8 6,6 20,4 20,9 47,3
Всего 4,6 6,5 17,1 21,7 50,1
Обсуждение
При обсуждении полученных результатов необходимо воспользоваться результатами наших предыдущих исследований.
Так, при изучении тактических механизмов формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ было установлено, что наиболее характерным источником получения информации для большинства анкетируемых студентов (27%) является общение с друзьями и интересными людьми [7].
В качестве подтверждения преобладания направленности на общение среди девушек можно использовать результаты исследования особенностей темпераментных свойств личности студентов, согласно которым для девушек характерно доминирование экстраверсии над ин-троверсией [8]. Для человека-экстраверта характерна направленность на мир внешних объектов. Среди личностных особенностей экстравертов выделяют общительность, разговорчивость, открытость, обходительность, приветливость [9].
В целом, преобладание направленности на общение необходимо рассматривать как благоприятный фактор формирования конкурентоспособности студентов-медиков, так как общение (в том числе медицинское и фармацевтическое) является основой профессионального поведения врачей и провизоров.
Относительно низкие показатели направленности на дело могут быть объяснены некоторыми результатами изучения стратегических механизмов формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ. Нами было установлено, что 65% студентов не могут пока в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей [7].
Преобладание направленности на дело у девушек подтверждается нашими данными, полученными при исследовании системообразующих качеств, определяющих конкурентоспособ-
ность студентов-медиков [10].
Так, у девушек были выявлены более высокие баллы по таким качествам, как трудолюбие, независимость, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту. Эти результаты могут свидетельствовать о формирующейся в социуме тенденции, согласно которой женщина стремится быть независимой. При этом она способна не только реализовывать себя в семье, но и быть успешной в профессиональной деятельности [10]. Средние показатели направленности на себя могут свидетельствовать об умеренной значимости системы самоотношения для личности студентов-медиков. Уместным подтверждением могут служить результаты наших более ранних исследований, в которых была выявлена гармоничная сбалансированность содержаний системы самоотношения студентов ВГМУ [11].
Кроме этого, был выявлен более позитивный характер самоотношения у девушек, которым можно объяснить их более низкие баллы по направленности на себя [11].
В 2012 году нами было проведено исследование мотивации аффилиации (МА) в контексте её взаимосвязи с различными уровнями стрессо-устойчивости студентов ВГМУ [12].
В нём также, как и в данном исследовании, было выявлено преобладание при всех уровнях стрессоустойчивости средних показателей основных мотивов МА.
У девушек МА характеризовалась более широкой представленностью различных уровней мотивов. В настоящем исследовании у них представлены все выявленные сочетания уровней мотивов. Это может указывать на более широкий спектр мотивационных ресурсов, способных обеспечить студенткам более гибкий характер поведения в различных жизненных ситуациях.
При обсуждении результатов исследования стремления к достижению успеха необходимо отметить, что подобные закономерности (в том
числе и тендерные) нами были выявлены в более раннем исследовании, где была установлена взаимосвязь мотивации достижения с уровнем стрессоустойчивости студентов [13].
Стремление к достижению успеха через мотив достижения связано с продуктивным выполнением деятельности [14] а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением [15].
По мнению Л.Н. Луцковой и Н.А. Русиной, высокая успеваемость студентов медицинского вуза связана с мотивацией достижения успеха. При этом данная мотивация преобладает у юношей [16].
Учитывая преобладание мотивации достижения успеха среди студентов-юношей, можно предположить, что у них больше возможностей для успешной реализации себя в учебной деятельности.
Выявленное преобладание мотивации достижения успеха (особенно у юношей) можно рассматривать как благоприятный фактор успешного обучения в вузе. При этом данная мотива-ционная особенность у студентов ВГМУ носит устойчивый характер, на что указывает исследование 2013 года.
Заключение
На основании проведённого исследования можно сделать ряд выводов.
1. Преобладание направленности на общение необходимо рассматривать как благоприятный фактор формирования конкурентоспособности студентов-медиков, так как общение (в том числе медицинское и фармацевтическое) является основой профессионального поведения врачей и провизоров.
2. Относительно низкие показатели направленности на дело могут быть обусловлены тем фактом, что 65% студентов пока не в состоянии в полной мере осмыслить и получить целостную картину своего профессионального пути к достижению главных жизненных целей.
3. Преобладание направленности на дело у девушек может свидетельствовать о формирующейся в социуме тенденции, согласно которой женщина стремится быть независимой. При этом она способна не только реализовывать себя в семье, но и быть успешной в профессиональной деятельности.
4. Средние показатели направленности на
себя могут свидетельствовать об умеренной значимости системы самоотношения для личности студентов-медиков. Кроме этого, более позитивный характер самоотношения у девушек можно объяснить их более низкими баллами по направленности на себя.
5. Преобладание средних показателей основных мотивов МА носит устойчивый характер. Представленность всех сочетаний уровней мотивов у девушек может указывать на более широкий спектр мотивационных ресурсов, способных обеспечить студенткам более гибкий характер поведения в различных жизненных ситуациях.
6. Преобладание мотивации достижения успеха (особенно у юношей) можно рассматривать как благоприятный фактор успешного обучения в вузе. При этом данная мотивационная особенность у студентов ВГМУ носит устойчивый характер.
7. Исследование акмеологической направленности личности студента ВГМУ как компонента его конкурентоспособности позволило выявить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при создании программы формирования конкурентоспособности личности студента ВГМУ.
Литература
1. Андреев, В. И. Конкурентология : учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев.
- Казань : Центр инновационных технологий, 2004. -468 с.
2. Хазова, С. А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория / С. А. Хазова // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3, Педагогика и психология. -2009. - № 3. - С. 255-269.
3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
4. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 806 с.
5. Пономарёва, М. А. Психодиагностика личности : пособие для студентов вузов / М. А. Пономарёва, Т. И. Юх-новец. - Минск : Тесей, 2008. - 312 с.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
7. Церковский, А. Л. Стратегические и тактические механизмы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский // Вестн. фармации.
- 2016. - № 4. - С. 94-98.
8. Церковский, А. Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессоустойчивости студентов медицинского вуза / А. Л. Церковский // Вестн. фармации. - 2012. - № 1. - С. 89-93.
9. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 701 с.
10. О системообразующих качествах, определяющих конкурентоспособность студентов-медиков / С. А. Петрович [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 72-й науч. сес. сотр. ун-та, 25-26 янв. 2017 г. - Витебск : ВГМУ, 2017. - С. 425-427.
11. Церковский, А. Л. Особенности самоотношения студентов-медиков / А. Л. Церковский // Вестн. ВГМУ. -2010. - Т. 9, № 1. - С. 171-176.
12. Церковский, А. Л. Мотивация аффилиации и стрессоу-стойчивость студентов медицинского вуза / А. Л. Цер-ковский // Вестн. фармации. - 2012. - № 4. - С. 88-91.
13. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А. Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : матери-
References
1. Andreev V. Konkurentologiya: ucheb kurs dlia tvorch samorazvitiia konkurentosposobnosti. Kazan, RF: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii; 2004. 468 р. (In Russ.)
2. Khazova SA. Competitiveness of specialists as acmeological category. Vestn Adyg Gos Un-ta Ser 3 Pedagogika Psikhologiia. 2009;(3):255-69. (In Russ.)
3. Borytko NM. In the space of educational activities. Volgograd, RF: Peremena; 2001. 181 р. (In Russ.)
4. Shapar' VB, Rossokha VE, Shapar' OV. The latest psychological dictionary. Rostov on Don, RF: Feniks; 2005. 806 р. (In Russ.)
5. Ponomareva MA, Yukhnovets TI. Person's psychodiagnosis: posobie dlia studentov vuzov. Minsk, RB: Tesei; 2008. 312 р. (In Russ.)
6. Il'in EP. Motivation and motives. Saint Petersburg, RF: Piter; 2003. 512 р. (In Russ.)
7. Tserkovskiy AL. Strategic and tactical mechanisms of formation of competitiveness of students of VGMU. Vestn Farmatsii. 2016;(4):94-8. (In Russ.)
8. Tserkovskiy AL. Features of temperamental properties of the person as factors of resistance to stress of students of medical school. Vestn Farmatsii. 2012;(1):89-93. (In Russ.)
9. Il'in EP. Psychology of individual differences. Saint Petersburg, RF: Piter; 2004. 701 р. (In Russ.)
10. Petrovich SA, Tserkovskiy AL, Kas'yan OA, Gopova OI, Vozmitel' II, Blednov AV, i dr. About strategic qualities
алы 68-й науч. сес. сотр. ун-та, 31 янв. - 1 февр. 2013 г. - Витебск : ВГМУ, 2013. - С. 415-416.
14. Зверева, Р. Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Р. Г. Зверева. - Пятигорск, 2010. - 200 с.
15. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
16. Луцкова, Л. Н. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза [Электронный ресурс] / Л. Н. Луцкова, Н. А. Русина // Мед. психология в России. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2012_2_13/nomer/ пошег23^р. - Дата доступа: 29.11.2017.
Поступила 10.03.2017 г.
Принята в печать 04.12.2017 г.
that determine the competitiveness of medical students. V: Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii: materialy 72-i nauch ses sotr un-ta 25-26 ianv 2017 g. Vitebsk, RB: VGMU; 2017. Р. 425-7. (In Russ.)
11. Tserkovskiy AL. Features of self-evaluation of medical students. Vestn VGMU. 2010;9(1):171-6. (In Russ.)
12. Tserkovskiy AL. Motivation of an affiliation and resistance to stress of students of medical school. Vestn Farmatsii. 2012;(4):88-91. (In Russ.)
13. Tserkovskiy AL, Kas'yan OA, Gapova OI, Petrovich SA. Resistance to stress of students and motivation of achievement. V: Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii: materialy 68-i nauch ses sotr un-ta 31 ianv - 1 fevr 2013 g. Vitebsk, RB: VGMU; 2013. Р. 415-6. (In Russ.)
14. Zvereva RG. Psychological determinants of development of motivation of achievement of success in students: dis ... kand psikhol nauk: 19.00.07. Pyatigorsk, RF; 2010. 200 р. (In Russ.)
15. Rean AA, Kudashev AR, Baranov AA. Psychology of adaptation of the person. Analysis. Theory. Practice. Saint Petersburg, RF: praim-EVROZNAK; 2006. 479 р. (In Russ.)
16. Lutskova LN, Rusina NA. A study of factors affecting educational motivation of medical students [Elektronnyi resurs]. Med Psikhologiia v Rossii. 2012;(2). Rezhim dostupa: http://mprj.ru/archiv_global/2012_2_13/nomer/ nomer23.php. Data dostupa: 29.11.2017. (In Russ.)
Submitted 10.03.2017 Accepted 04.12.2017
Сведения об авторах:
Церковский А.Л. - к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Бледнов А.В. - к.м.н., доцент кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Гапова О.И. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Петрович С.А. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Касьян О.А. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Возмитель И.И. - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Скорикова Е.А. - преподаватель-стажёр кафедры психологии и педагогики, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.
Information about authors:
TserkovskyA.L. - Candidate of Medical Sciences, associate professor, head of the Chair of Psychology and Pedagogics, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
Blednov A.V - Candidate of Medical Sciences, associate professor of the Chair of Psychology and Pedagogics,Vitebsk State Order of Peoples 'Friendship Medical University;
Gapova O.I. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics, Vitebsk State Order of Peoples Medical University;
Petrovich S.A. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics, Vitebsk State Order of Peoples Medical University;
Kas'yan O.A. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics, Vitebsk State Order of Peoples Medical University;
Vazmitsel I.I. - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics, Vitebsk State Order of Peoples Medical University;
Skorikova E.A. - lecturer-trainee of the Chair ofPsychology and Pedagogics, Vitebsk State Order ofPeoples Medical University.
Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики. E-mail: Tserkovsky. [email protected] - Церковский Александр Леонидович.
Correspondence address: Republic ofBelarus, 210023, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order ofPeoples 'Friendship Medical University, Chair of Psychology and Pedagogics. E-mail: [email protected] -AlexanderL. Tserkovsky.
'Friendship 'Friendship 'Friendship 'Friendship 'Friendship