Научная статья на тему '«Акафист преподобному нифонту», составленный «По обещанию» (к вопросу об акафистографии в России)'

«Акафист преподобному нифонту», составленный «По обещанию» (к вопросу об акафистографии в России) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1127
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ / АКАФИСТ / АГИОГРАФИЯ / СВЯТОЙ НИФОНТ КИПРСКИЙ / ЧЕТЬИ МИНЕИ СВТ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО / ST. NEPHON OF CYPRUS / DIMITRY OF ROSTOV’S GREAT MENAION READER / MANUSCRIPT TRADITION / AKATHIST / HAGIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полетаева Елена Альбертовна

The article is devoted to the genre of akathist in Russia in 19 century, namely to the “Akathist to St. Nephon”, known only in a single manuscript (RGB. F. 304. II. № 268). The author of the article on the basis of the comparative analysis of the “Akathist to St. Nephon” and different versions of the “Life of St. Nephon” demonstrates the proximity of the Akathist to the “Life of St. Nephon” in the edition by St. Dimitry of Rostov. This Life served as a source of the Akathist. The text of the “Akathist to St. Nephon” has been published for the first time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Akathist to St. Nephon”, Compiled “by the Promise” (Towards the Problem of Writing of Akathists in Russia)

The article is devoted to the genre of akathist in Russia in 19 century, namely to the “Akathist to St. Nephon”, known only in a single manuscript (RGB. F. 304. II. № 268). The author of the article on the basis of the comparative analysis of the “Akathist to St. Nephon” and different versions of the “Life of St. Nephon” demonstrates the proximity of the Akathist to the “Life of St. Nephon” in the edition by St. Dimitry of Rostov. This Life served as a source of the Akathist. The text of the “Akathist to St. Nephon” has been published for the first time.

Текст научной работы на тему ««Акафист преподобному нифонту», составленный «По обещанию» (к вопросу об акафистографии в России)»

Вестник ПСТГУ III: Филология

2012. Вып. 4 (30). С. 136-150

«Акафист преподобному Нифонту»,

СОСТАВЛЕННЫЙ «по ОБЕЩАНИЮ»

(к вопросу об акафистографии1 в России) Е. А. Полетаева

Статья посвящена изучению акафистного творчества в России в XIX в. на примере «Акафиста преподобному Нифонту», известного в единственном списке (РГБ. Ф. 304. № II. 268). Автор публикации на основе сравнительного анализа «Акафиста преподобному Нифонту» с различными редакциями агиографического памятника показывает близость Акафиста к житию прп. Нифонта редакции свт. Димитрия Ростовского, послужившему, на ее взгляд, источником для составления акафиста. Текст Акафиста преподобному Нифонту впервые представлен к публикации.

Несмотря на широкое распространение акафистов2 в Х1Х—ХХ вв. и всенародную любовь к их чтению в России, этот жанр поздней церковной гимнографии остается малоизученным3. Все многочисленные акафисты, появившиеся в

1 Акафистография — составление акафистов — термин, предложенный И. П. Давыдовым, см.: Давыдов И. П. К вопросу исследования материала акафистов русским святым. Религиоведческий подход // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Сб. научных трудов социолог. ф-та МПГУ: В 2 ч. М., 1995. Ч. 1. С. 81—86.

2 Акафист (от греч. «неседальный») — хвалебное песнопение, исполняемое стоя. Полный Акафист состоит из 25 песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, из которых, первый кондак и икосы заканчиваются восклицаниями «Радуйся...» (см.: Акафист // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. Т. 1. С. 371; Шабалин Д. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Краснодар, 2007. Т. 3-4. С. 27).

3 Пожалуй, единственное фундаментальное исследование русских акафистов вышло в начале прошлого века (см.: Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903). За последние два десятилетия появились исследования акафиста достаточно широкого спектра, см.: Акафист. С. 371-381; Козлов М., диак. Из истории акафиста. Ч. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1992. № 3. С. 43-49; Козлов М., диак. Из истории акафиста. Ч. 2. Русский акафист в Синодальный период истории Церкви // ЖМП. 1992. № 4. С. 37-43; Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии // ЖМП. 2000. № 6. С. 83-88; Давыдов И. П. Специфика русского акафистографического наследия в свете религиоведческой проблематики // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2000. № 4. С. 61-79; Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). Благовещенск, 2004; Людоговский Ф. Б. Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование // Славяноведение. 2004.

Синодальный период (начиная с 40-х гг. XIX в.) в большинстве своем представляют молитвословия в честь святых подвижников «русских или глубоко на Руси чтимых»4. В русских акафистах, имеющих, как правило, «энкомиастический (хвалебный), а не догматический (богословский) характер»5, умело сочетаются форма акафистного стихосложения и житийный материал, отобранный составителями акафистов для похвалы святому.

В собрании Троице-Сергиевой лавры РГБ имеется рукописный сборник 1866-1869 гг.6, содержащий акафисты святым, переписанные «писцом Федором в г. Дмитрове» Московской губернии и «монахом Площанской пустыни Иннокентием». В сборнике обращает на себя внимание редкий «Акафист преподобному Нифонту, епископу Констанцскому»7, составленный, как сообщает запись, Павлом Ивановичем Серебрянниковым8 «по обещанию» в посаде Пучеже9 в 1857 г., являющийся на сей день единственным списком этого сочинения. Остались неизвестными причины, побудившие Павла Ивановича к составлению акафиста преподобному Нифонту. Возможно, что здесь имело место не столько испытание своих литературных возможностей, сколько искреннее желание получить в лице святого Нифонта помощника и молитвенного предстателя пред Богом «в вЪцЪ сем и будущем», возникшее после прочтения его жития. Так, в 10-м икосе автор восклицает: «Радуйся

и о насъ гр-Ьшныхъ къ Богу молитвенниче; радуйся, и намъ, воспЪвающимъ память твою, помощниче»10, а в 13-м кондаке он выражает от лица всех покаявшихся

№ 2. C. 56—67; Людоговский Ф. Б. Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец XX — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. Кн. 1. М., 2006. С. 293—311; Чуркин А. А. Русский акафист середины XIX — начала XX века как жанр массовой литературы. СПб., 2007. [Электронный ресурс]. URL: http:// azbyka.ru/dictionary/01/churkin_akafist-all.shtml (дата обращения: 02.10.2012) и др.

4 Козлов М. Акафист как жанр церковных песнопений // Акафистник: В 2 ч. Уфа, 1991. Ч. 1. С. 9.

5 Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии... С. 87.

6 РГБ. Ф. 304 (Собр. Троице-Сергиевой лавры). II. №268. Акафисты. Ч. 2, гражданская скоропись 1867—1868 гг. 524 л.

7 РГБ. Ф. 304. II. № 268. Л. 386 об.—393 об. Заглавие: «Акафистъ преподобному Нифонту, епископу Констанцш, града Кипрскаго». Нач.: «Избранный Христомъ, Сыномъ Божшмъ, на прославлеше Неизреченнаго Его Милосерд1я...»

8 На одном из списков «Жития преп. Нифонта Констанцского» XVIII в. редакции свт. Димитрия Ростовского есть владельческая запись (л. 1) Серебрянникова: «Сия книга Семена Се-репраникова писана в 1760 году» (см.: РНБ. Собр. Титова. № 357. Сборник житий. Скоропись XVIII в. Л. 3—25. Заглавие: «Месяца декабря в 23-й день. Житие преподобнаго отца нашего Нифонта епископа». Нач.: «Нифонт преподобный родом от страны Пефлягонийския...»). Можно, конечно, с большой долей вероятности предположить, что сборник с «Житием прп. Нифонта» находился в родовой библиотеке Павла Ивановича Серебрянникова, составителя «Акафиста преп. Нифонту».

9 Пучеж — «поселок Костромской губернии Юрьевского уезда на правом берегу Волги. Когда основан — неизвестно. В XVI в. здесь был монастырь, упраздненный в 1764 г. В 1793 г. переименован в посад.», см.: Энциклопедический словарь / Сост. Брокгауз Ф. А. — Ефрон И. А. СПб., 1890. Т. 50. С. 821-822.

10 РГБ. Ф. 304. II. № 268. Ч. 2. Л. 392.

грешников просьбу: «подаждь молитвами твоими по кончинЪ нашей отъ воздушныхъ мытарствъ избавлеше»11. При составлениии АН Павел Иванович, несомненно, ориентировался на жизнеописание кипрского святителя.

Каждый век бытования на Руси переводного «Жития прп. Нифонта» (далее — ЖН) вносил свою лепту в его прочтение. Так, в домонгольский период, наряду со списками восточно-болгарского перевода12 ЖН I Пространной редакции (далее — I ПР) и памяти святого в Прологе, появляется еще Краткая редакция ЖН (далее — КР), известная по дошедшему до нас древнейшему списку XII—ХШ вв., находящемуся в составе Выголексинского сборника. Именно эта редакция получила широкое распространение в списках ЖН последующих двух веков (XIV—XV вв.). В первой трети XVI—XIII в. вновь возникает интерес к I ПР, но уже с появлением сопутствующего тексту изобразительного ряда, об этом свидетельствуют лицевые списки ЖН, выполненные мастерами, работавшими в книгописной мастерской митрополита Макария, сначала в Новгороде, а затем в Москве13. В XVII в. получает распространение вторая Пространная редакция ЖН — стилистическая (далее — II ПР), а в 1695 г. свт. Димитрий Ростовский (Туптало) издает в Четьих Минеях новый, сокращенный вариант ЖН на основе текста жития, взятого из ВМЧ митрополита Макария (I ПР). Кроме того, в древнерусской и старообрядческой книжно-рукописной традиции бытовали различные выписки из ЖН. Акафист святому Нифонту (далее — АН), составленный «по обещанию» Павлом Серебрянниковым, является своеобразным продолжением восприятия русским читателем, уже XIX в., памятника византийской агиографии. Интересно, что вскоре после написания АН в 1857 г. происходит и научное открытие «Жития прп. Нифонта». Так, Н. И. Костомаров в 1861 г. издает работу «Мистическая повесть о Нифонте»14, знакомя читателей «Русского слова» с Житием прп. Нифонта 1219 г. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, а через год Д. В. Поленов делает сообщение о находке древнейшего списка памятника Краткой редакции в составе сборника XII—XIII вв. из книгохранилища Выголексинской старообрядческой женской обители15.

11 РГБ. Ф. 304. II. № 268. Ч. 2. Л. 393 об.

12 К. И. Ходова, изучив лексический состава памятника, обнаружила близость перевода ЖН «к произведениям, созданным бесспорно или предположительно восточно-болгарский период древней славянской литературы», см.: Ходова К. И. Из наблюдений над лексикой древнерусского списка «Жития Нифонта» 1219 г. // Ученые записки Института славяноведения АН СССР. М., 1954. Т. 9. С. 85-103.

13 Антонова Л. И. Иллюстративный цикл Жития Нифонта и Макарьевская книгопис-ная мастерская // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей Библиотеки РАН. СПб., 2005. С. 63-71.

14 Костомаров Н. И. Мистическая повесть о Нифонте. Памятник русской литературы XIII в. // Русское слово. 1861. I отд. С. 1-28.

15 Поленов Д. В. Житие святого Нифонта Константиноградского по рукописи XII-XIII века // ИпоРЯС. СПб., 1862. Т. 10. Вып. 4. С. 374-387.

На сегодняшний день существует несколько аспектов исследования ЖН16. Это и проблема датировки оригинала памятника византийской агиографии17, и вопросы, связанные со славянским переводом ЖН, опирающиеся на исследование палеографических и лексических особенностей древнейших славянских списков памятника18, и изучение истории бытования текста ЖН19 и выписок из него в древнерусской книжно-рукописной традиции20. Немаловажен, на наш взгляд, и аспект изучения литературного влияния памятника на творчество русских духовных писателей, примером которого является переработка жития свт. Димитрием Ростовским. В связи с этим можно рассматривать и уникальный Акафист кипрскому святителю, появившийся в российской провинции в середине XIX в.

Взятые П. И. Серебрянниковым в качестве эпиграфа к своему сочинению слова псалмопевца «Восхвалятся преподобнш во слав^ и возрадуются на ложахъ своихъ» (Пс 149. 5)21 как бы призывают и нас согласиться с авторским выбором акафиста как жанра, наиболее подходящего для молитвенного обращения к святому и его восхваления. «Акафист прп. Нифонту» состоит из 13 кондаков и 12 икосов, причем число хайретизмов22 в икосах не всегда, как положено, равно 12. Так, в 5, 8, 9-м и 12-м икосах АН насчитывается 12 хайретизмов, в 7-м икосе — 11.

16 Об этом см.: Полетаева Е. А. «Книга, глаголемая Нифонт» и ее бытование на Руси (некоторые аспекты изучения памятника) // Книга и литература в культурном пространстве эпох (XI—XX века): Сб. научых статей / Сост. и отв. ред. О. Н. Фокина, В. Н. Алексеев. Новосибирск, 2011. С. 517—534.

17 Об этом см.: Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 41; ЛопаревХ. М. Византийские жития святых VIII—IX вв. // Византийский временник. СПб., 1911. Т. 17. С. 15; Иванов С. А. К датировке Жития святого Нифонта. (Bibliotheca hagiographica graeca / Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1957; 1371 z) // Византийский временник. М., 1999. Т. 58 (83). С. 72—75; Байер Х.-Ф. (Beyr H. -V) Наблюдения при чтении Жития Нифонта. Григорий Синаит и Житие Нифонта. Знакомство с преданием Жития // Власть, политика, право в Античности и Средневековье. Барнаул, 2003. С. 151—188.

18 Об этом см.: Ходова К. И. Из наблюдений над лексикой древнерусского списка «Жития Нифонта» 1219 г.; Костомаров Н. И. Мистическая повесть о Нифонте.; Поленов Д. В. Указ. соч.; Судник Т. М. Палеографический и фонетический анализ Выголексинского сборника XII—XIII вв. // Ученые записки Института славяноведения АН СССР. Т. 27. М.: Наука, 1963. С. 173—205.

19 Полетаева Е. А. «Книга, глаголемая Нифонт» и ее бытование на Руси.

20 Мещерский Н. А. Об источниках Изборника 1076 года // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1972. Т. 27. С. 321—328; Творогов О. В. «Житие Нифонта Констанцско-го» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.). Ленинград, 1987. С. 172—173; Полетаева Е. А. Выписки из «Жития св. Нифонта» в древнерусских сборниках // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «История, филология». 2011. Т. 10. Вып. 2: Филология. С. 88—97.

21 РГБ. Ф. 304. II. № 268. Ч. 2. Л. 386 об.

22 Хайретизм — приветствие (от греч. восклицания, означающего ‘радуйся, здравствуй’), «известный со времен античности распространенный риторический прием прозаической и гимнической поэтики» (см.: Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). С. 24; Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимногра-фии. С. 83.

Для изучения происхождения АН, в первую очередь, следует определить, какую редакцию ЖН использовал его составитель при написании икосов и кондаков. На сегодняшний день нам известны четыре редакции23: одна Краткая, две Пространных и редакция свт. Димитрия Ростовского. Пространные редакции ЖН, представленные списками 1219 г. (РГБ. Ф. 304. № 35) и XVII в. (РНБ. Солов. собр. № 525 / 212) опубликованы А. В. Рыстенко24. Краткая редакция памятника по Выголексинскому списку конца XII — начала XIII в. (РГБ. Ф. 178. № 1832) тоже имеет научную публикацию25. Редакция ЖН, вышедшая из под пера свт. Димитрия Ростовского, появилась в конце XVII в. Ростовский митрополит произвел значительное сокращение I ПР ЖН Великих Миней Четиих митр. Макария, внес существенные стилистические изменения, адаптировав древний агиографический текст под читательские потребности своих современников, сделав его легким для восприятия. Оставив историческую линию ЖН, собственно жизнеописание св. Нифонта, редактор убирает значительный легендарный материал: видения, слова и поучения преподобного. Житие св. Нифонта преподнесено читателю свт. Димитрием Ростовским как душеполезная проповедь о милосердии Божьем, призыв грешников к покаянию:

«К сему же да и мы, грЪшныи, имамы образъ, еже не отчаятися намъ, въ многихъ беззаконіях погруженнымъ, но да исправимъ насъ покаяниемъ, яко же и сей, о коль исправилъ есть себе добръ! И иже бъ сосудъ грЪху, той послЪжде покаянием истиннымъ сотворися сосудъ Духу Святому...»26.

Как показало сопоставление «Акафиста прп. Нифонту» со списками разных редакций жития святого27, Павел Серебрянников использовал редакцию свт. Димитрия Ростовского. Об этом говорит и наличие общих мест в Акафисте и ЖН редакции свт. Димитрия Ростовского, и совпадение порядка изложения житийных эпизодов. Главная тема, упоминаемая в вводной части редакции свт. Димитрия, — «Великое Милосердие Божье к падшему человечеству» — легла в основу первого кондака АН, где говорится об избрании святого Нифонта Богом именно на прославление Его «неизреченного милосердия к кающимся грешникам». Покаяние Нифонта и Милость Божия — две сквозные линии акафиста, которые призваны привести читателя через умиление и сердечное сокрушение к осознанию — «зрению» своих грехов (см.: АН, кондаки 1, 2, 6, 7).

23 Творогов О. В. «Нифонта Констанцского житие». С. 225—226; Полетаева Е. А. «Книга, глаголемая Нифонт» и ее бытование на Руси. С. 526—533.

24 Матеріали з історії візантійсько-слов’янської літератури та мови / Підг. А. В. Ристенко. Одеса, 1928.

25 Выголексинский сборник / Сост. В. Ф. Дубровина, Р. С. Бахтурина, В. С. Голышенко / Под ред. И. С. Коткова. М.: Наука, 1977. С. 69-133.

26 Цит. по изд.: Книга житий святых в славу Святыа и Животворящия Троицы, Бога хва-лимаго во святых своих. Киев: Тип. Киево-Печерския лавры, 7203 (1695). Л. 230-231 об.

27 Пространные редакции ЖН рассмотрены нами по спискам XVII—XVIII вв. (РГБ. Ф. 304. № 35, 1219 г.; РНБ. Солов. собр. № 525 / 212), опубликованым А. В. Рыстенко (см.: Матеріали з исторіі. С. 239—383; 384—543), Краткая редакция — по списку: РГБ. Ф. 178. № 1832, кон. XII — начало XIII в. (см.: Выголексинский сборник. С. 69—133), редакция свт. Димитрия Ростовского — по изд.: Книга житий святых въ славу Святыа и Животворящия Троицы, Бога хвалимаго во святых своих. Л. 230—240.

В пользу того, что автор «Акафиста прп. Нифонту» прибегал к ЖН редакции свт. Димитрия, говорит и особенное молитвенное обращение преподобного к Божьей Матери пред Ее иконой. Св. Нифонт называет Богородицу «Заступницей христиан» — эпитетом, встречающимся в ЖН только в редакции Ростовского святителя28. Так, в 7-8-м хайретизмах 4-го икоса АН видна скрытая цитата из молитвы Богородице св. Нифонта этой редакции: «Радуйся, “помилуй мя, Заступнице христианомъ” возопившій, Радуйся, пред иконою Ея изъ глубины возстенавшій»29.

В древнейших же списках I и II Пространных редакций30 и в греческом оригинале ЖН данного эпитета Богородице в молитве не обнаруживаем31. Приведем текст молитвы св. Нифонта из разных редакций ЖН.

Таблица 1

Молитва прп. Нифонта перед образом Божией Матери

I ПР ЖН II ПР ЖН Редакция ЖН свт. Димитрия Ростовского

ВидЪ Икону Святыя Богородица Марія, и в [ о ] стена велми, к Ней рече: «Помилуй мя, Благоуханіе христианское, Обрадованная, Пречистая, помози ми великия Твоея ради милости, Преславна, богата свЪтомъ, упованіе кающихся.» Видъ Образъ Пресвятыя Богородица Маріи, и возстонавъ вельми, и к Ней рече: «Помилуй мя, Благоуханіе христіанское, Обрадованная, Пресвятая Владычице, помози ми великия Твоея ради милости... Богатодаровитаго еси Бога Мати, и Непреложная Хо-датаица к Нему, и Незыблемое кающимся упованіе.»,і Возръ к Иконъ Пречистыя Дквы Маріи Богородицы, и возстенавъ, рече: «Помилуй мя, Заступнице Христиановъ (выделение мое. — Е. П.), Обрадованная, Чистая, помози ми великія ради милости Твоея, Ты бо еси кающихся упованіе...»3

В отношении близости АН к ЖН редакции свт. Димитрия Ростовского показателен еще один эпизод, описывающий состояние святого перед молитвой. Если в Пространных редакциях ЖН в данном эпизоде дьявол / враг предстает перед Нифонтом видимым образом, внушая оставить молитву, запугивая святого безумством, то в редакции Ростовского святителя дьявольская угроза является «сопротивным» помыслом Нифонта. О «добрых» и «сопротивных» помыслах Нифонта сообщается в 3-м кондаке («Сила Вышняго осЪни тя, отче Нифонте, лучею благодати озаривъ сердце твое, во еже прибъгнути къ молитвъ. Ты же, противоборствуя

28 Подобное молитвенное обращение к Божией Матери встречаем во многих русских молитвах и тропарях, например в «Тропаре Богородице, Ея Честному образу Казанскому»: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго.»

29 Цит по рукописи: РГБ. Ф. 304. II. № 268. Ч. 2. Л. 388 об.

30 В Краткой редакции ЖН этого эпизода нет.

31 В текстах I и II ПР ЖН после молитвы св. Нифонта автор от себя добавляет, что Богородица — «великое заступление християном и утешение скорбящим.», но самого слова «Заступница» автор не употребляет (см.: Матеріали з історії. С. 247).

32 Цит. по изд.: Матеріали з історії. С. 246.

33 Там же. С. 394.

34 Цит. по изд.: Книга житий святых . Л. 231.

злымъ помысломъ...»35) и в 4-м икосе («Слышаще внутренній помыслъ, к церкви тя зовущій, ты, отче Нифонте, потеклъ еси...»36) АН.

Таблица 2

Борьба сопротивного помысла с добрым

I ПР ЖН II ПР ЖН Редакция ЖН свт. Димитрия Ростовского

Пріиде (Нифонт. — Е. П.) домови, скорбя зЪло и дряхлъ: «...да воставъ нощію, сотворю Си молитву, да яко же хощетъ Богъ, тако о мні> сотворитъ». УвидЪвъ же діаволь мысль его и глаголаше: «Аще воста-неши нощію творити молитвы, взбЪснЪти имаши». И нача страхъ влагати въ сердце его и глаголаше: «то въ добра мЪста будеши родъ бЪсенъ и всЬмъ будеши смЪху...»37 Иде въ домъ свой, скорбя и дряхлъ зЪло. И рече въ себъ: «Воставъ нощію, сотворю молитву, и яко же хощетъ о мні> Господь, тако и сотворитъ». Сия же видЪвъ врагъ начатъ въ мысль ему страх влагати, глаголя: «Аще возстанеши нощію на молитву, то возбЪситися имаши и злЪ погиб-неши». И еще возмущая и ужасая сердце его. 38 Смущашеся помыслы сопро-тивными: добрый бо помыслъ глаголаше ему: «Сотвори молитву нощш къ Богу, да яко же Онъ хощет сие о тебъ устроитъ». Сопротивный прекословяше, глаголющи: «Аще востанеши на молитву, то возб’ЬСнЪтися имаши, и будеши юродъ»39

Акафист, следуя за житийным текстом редакции свт. Димитрия Ростовского, показывает постепенное восхождение Нифонта к Богу по ступеням аскезы и покаяния (икосы 1—4); отступив от греховной и распутной жизни, шествуя спасительным путем, юноша подвергается страшным бесовским нападениям и лютым болезням (икосы 4—5), но вскоре он сподобляется заступничества Богородицы (икос 4, кондак 5). Подвижник исцеляется от тяжелой болезни посещением Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Анастасии (икос 5). Причастившись в праздник Преполовения Святых Христовых Тайн, Нифонт принимает иночество (икос 5). Преподобный с помощью поста, бдения и молитвы ведет борьбу с лукавыми помыслами (икос 7). Из «сосуда нечестия» Нифонт с помощью Божественной благодати делается сосудом Духа Святого (икос 6, кондак 8), созерцает Бога (икос 8), совершает чудеса, видит истязание душ умерших на мытарствах, пророчествует и наставляет (икос 9), чудесным образом становится епископом (кондаки 11—12, икос 11). В последнем икосе говорится о «блаженной» кончине св. Нифонта (икос 12). Святитель удостаивается явления сонма мучеников и пророков, Собора всех святых и Пресвятой Богородицы, пришедших встретить душу праведника. В завершающем 13-м кондаке выражается от лица всех читающих акафист надежда на помощь св. Нифонта при прохождении ими воздушных мытарств и просьба к святому заступиться за всех покаявшихся грешников на Страшном Суде.

35 Цит по рукописи: РГБ. Ф. 304. II. № 268. Ч. 2. Л. 387 об.

36 Там же. Л. 388.

37 Цит. по изд.: Матеріали з історії... С. 246.

38 Там же. С. 393.

39 Цит. по изд.: Книга житий святых. Л. 231.

(л. 386 об.)

Акафистъ преподобному Нифонту, епископу Констанціи, града Кипрскаго40

Восхвалятся преподобніи во славЬ и возрадуются на ложахъ своихъ

(Пс 149. 5)

Кондакъ I

Избранный Христомъ Сыномъ БожШмъ на прославленіе неизреченнаго Его милосердія къ кающимся грЬшникомъ, сподобльшийся ходатайства и заступленія Пресвятыя Дьвы Богородицы, пріими отъ насъ, недостойныхъ, восхваленіе: Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Икосъ I

Ангелъ Хранитель, приставленный от Бога на храненіе души, возрадовася о твоемъ обращеніи отъ тимЬнія страстей на путь добродЬтельнаго житія, и съ нимъ вси Святіи Ангели, по неложному словеси Христову: «яко велія радость бывает на Небеси о единомъ грЬшницЬ кающемся»41. Сего ради и мы, грЬшніи, радующеся о несказанномъ благоутробіи БожІемъ, похвальная восписуемъ ти, отче нашъ Нифонте, сице: Радуйся, неизреченное милосердіе Божие к кающимся грЬшникомъ познавшій; радуйся, и намъ, грЬшнымъ, образ покаянія собою подавшій. Радуйся, Споручницу спасенія, Матерь Божію, стяжавшій; радуйся, по

40 «Акафист преп. Нифонту» издается впервые по списку сер. XIX в.: РГБ. Ф. 304. II. № 268. Л. 386 об.—393 об. Текст публикуется с соблюдением правил дореволюционной орфографии: сохраняются ^ и і, ъ на концах слов.

Описание сборника: РГБ. Ф. 304 (Собр. Троице-Сергиевой лавры). II. № 268. Гражданская скоропись, 1867-1868 гг. 4° (21,0x16, 5). 530 (ГУ+526) л.

Письмо: трех разных почерков. 1-й почерк: л. 1-326; 410-461; 522-524 — рука писца Федора (Алексия); 2-й почерк: л. 327-409 — почерк неизвестного лица; 462-521 — почерк монаха Площанской пустыни Иннокентия.

Бумага: середины XIX в. со штемпелем: в прямоугольнике со срезанными углами «Троицкой / № Говарда / фабрики. — Клепиков I. Штемпели № 36-37 — 1850, 1856-1857 гг.

Переплет: картонный, крытый зеленой кожей с золотым тиснением. Обрез золотой. Тиснение изящное. По корешку вытиснено золотом: «Акафисты 2».

Записи: на л. 17 почерком писца приписано: «Сей Акафист («Всем святым». — Е. П.) писал грЬшный раб Феодор со списаннаго в городЬ ДмитровЬ Московской губерніи. 1867. Сентября 20»; на л. 521 об. запись: «Все сии акафисты писаны с писанных, кроме Стефана Пермского, с печатного и проверены в Площанской пустыни монахом Иннокентием 1868 [г.], марта 7»; на л. 393 об. под Акафистом писцовая запись: «Акафистъ преп. Нифонту сочинилъ по обЬщанію Павелъ Ивановъ Серебрениковъ в посадЬ ПучежЬ 1857 года». На л. IV, 1 овальный штамп: «Библиотека Свято-Троицкой Сергіевской Лавры».

41 Здесь и далее кавычки поставлены мною (Е. П.), в рукописи цитаты особо никак

не выделены. Ср.: «Радость бываетъ предъ Ангелы Божіими о единомъ грЬшнице кающемся»

(Лк 16. 10).

Апостолу: «позоръ Ангеломъ и чело- // (л. 387) вікомъ бьівшій»42. Радуйся, изъ глубины рова страстей изшедшій; радуйся, ко спасительному покаянію прибігшій. Радуйся, тину отъ умныхъ очесъ отрясшій; радуйся, ко світу благодати Божіей прозрівшій. Радуйся, зловонія смрадныхъ д^ъ гріховныхъ избігшій; радуйся, обоняніе Христова благоуханія вкусившій. Радуйся, радость Ангеломъ сотворившій; радуйся, сатану до конца посрамившій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

K0НДАKЪ 2

Видяще, преподобне отче Нифонте, величіе милосердія Божія къ кающимся грішникомъ, на тебі Совершившееся, и мы, грішніи и недостойніи, дерзаемъ взывати къ Спасителю Богу: Аллилуія!

Икocъ 2

Разумъ лжеименный, во еже в мiрскихъ сластіхъ влатися (sic), отверглъ еси, отче Нифонте, разумъ же благій, во еже послідовати доброму совіту мірскаго друга твоего, Никодима, воспрІялъ еси, егда онъ, на тя со ужасомъ взирая, сказа тебі: «Яко лице твое, аки муринъ черно, отъ внутреннихъ страстей являшеся». Ты же, о семъ усрамився, въ познаніе самого себе пріиде. Того ради взываемъ къ тебі таковая: Радуйся, добраго друга въ Никодимі обрітшій; радуйся увіщаніе его смиренно пріявшій. Радуйся, обличеніе тебе въ лице незлобиво и кротко послушавый; радуйся обличенія // (л. 387 об.) сего усрамивыйся. Радуйся, оставити погибельное во страстЪхъ житие помыслившш; радуйся, всепагубную лесть міра сего уразу^вый. Радуйся, всю развращенную жизнь пред умными очесы твоими представивый; радуйся, «начало Премудрости — Страхъ Господень»43 въ сердці твоемъ прiемъшiй. Радуйся, вся красная міра сего, яко умітаї вменивый; радуйся, начало обращенія къ Богу положивый. Радуйся, вся страсти мірския омерзившій; радуйся, къ покаянію усердно прибігшій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

K0НДАKЪ 3

Сила Вышняго осіни тя, отче44 Нифонте, лучею благодати озаривъ сердце твое, во еже прибігнути къ молитві. Ты же, противоборствуя злымъ помысломъ, глаголаше въ себі: «Егда живяхъ блудно, никое же зло сріте мя, нині же, егда хощу къ Богу обратитися, кое зло пострадати имамъ». Тъмъ же, таковому твоему любомудрію удивляющеся, изъ глубины души взываемъ къ Богу: Аллилуія!

ИШСЬ 3

Имуще богопріятную мысль обратитися к Богу, вшелъ еси во внутреннюю храмину свою, к стенанію и плачу обратился еси. Того ради сице тебі вопити дерзаемъ: Радуйся, || (л. 388) во внутренній храмині теломъ затворивыйся; радуйся, внутреннюю глубину сердца твоего къ покаянію отверзый. Радуйся, восхожденіе въ сердце твоемъ къ Богу полагавшій; радуйся, съ мытаремъ въ перси своя біявшій. Радуйся, «множество содіянныхъ лютыхъ

42 Ср. «Зане позор быхом миру и Ангелом и человЪком» (1 Кор 4. 9).

43 Пс 110. 10.

44 В рукописи пропущено и позже приписано.

144

помьішлявшій»45; радуйся, яко нестерпимЬ гнЬвъ Божий, еже на грЬшники нераскаянные размьішлявшій. Радуйся, яко страшно есть, еже впасти в руцЬ Бога Живаго вразумившій; радуйся о [б] отвЬтЬ на Страшномъ СудЬ ХристовЬ тогда во умЬ приведшій. Радуйся, слезные токи отъ очей изліявшій; радуйся, Давидски постелю слезами своими омочившій46. Радуйся, стенанія из глубины души испущавшій; радуйся, воздыханш сердечными Бога на милость къ себЬ приклонившій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кондакъ 4

Буря зЬльная нападеній бЬсовскихъ объятъ тя, отче Нифонте, ты же, яко адамантъ твердый, в терпЬніи твоемъ пребывалъ еси, крЬпко вопія къ Создателю Богу: Аллилуія!

Икосъ 4

Слышаще внутренній помыслъ, къ церкви тя зовущій, ты, отче Нифонте, потеклъ еси, и ко иконЬ Пречистыя ДЬвы Бого // (л. 388 об.) родицы, усердно взирая, слезные токи изливалъ еси. ТЬмъ же и мы, слышаще сія, со умиленiемъ взываемъ ти таковая: Радуйся, къ Матери Божіей прибЬгшій; радуйся, Ходатаицу о спасеніи грЬшныхъ Ю познавшій. Радуйся, Надежду ненадежнымъ Ю уразумЬвшій; радуйся, Покровъ Божией Матери стяжавшій. Радуйся, смиренiемъ своимъ на милость Ее приклонившій; радуйся, Помощницу Ю и Заступницу у Сына и Бога Своего о тебЬ обрЬтшій. Радуйся, «помилуй мя, Заступнице христианомъ» возопившій, радуйся, предъ иконою Ея из глубины души возстенавшій. Радуйся, видЬвъ Икону Ея, аки склабящуюся, духовныя радости исполнившійся; радуйся, яко отсюду благодушество восприемшій. Радуйся, оттолЬ всегда Имя Ея Пресвятое во устахъ и въ сердцЬ обносивый; радуйся, выну въ обстояШяхъ Помощницу Ю себЬ стяжавшій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 5

Боготечной звЬздЬ уподобился еси, отче нашъ, Нифонте богомудре, яко же бо звЬзда тече къ Вифлеему, наставляя волхвовъ на поклоненіе рождшемуся Христу, тако и ты притекалъ еси къ СпоручницЬ спасенія твоего, ВладычицЬ, вопія къ Богу: Аллилуія!

// (л. 389)

Икосъ 5

ВидЬша отроцы Халдейстіи на руку ДЬвичу Создавшаго рукама человЬки, видЬлъ еси и ты, отче Нифонте, въ болЬзни сый, посЬщеніе тя багряницею одЬянныя Владычицы міра со святою Анастасіею УзорЬшительницею, исцЬлити тя пришедшую. Сего ради ублажаемъ тя, сице поюще: Радуйся, болезнію отъ Бога посЬщенный; радуйся, благодушно оную терпЬвый. Радуйся, въ болЬзни ничтоже иное, токмо «Слава Тебе Боже!» глаголавый; радуйся, и сіе: «Слава ПомощницЬ моей, Пречистой ДЬвЬ Марии» вещавый. Радуйся, помазаніе елеемъ от кандила пріемший; радуйся, знаменіе милосердія Божія тЬмъ познавшій. Радуйся, симъ

45 Ср. «Множество содеянных мною лютых помышляю, окаянный.» из песнопения воскресной утрени Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери.».

46 Ср. «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс 6. 7).

145

духовнымъ врачествомъ исцЬленный; радуйся, чудесно отъ одра болЬзненнаго возставшій. Радуйся, попеченіе о тебЬ Пречистыя Богоматере познавшій; радуйся, съ благодареШемъ въ церковь Божію притекшій. Радуйся, въ день Преполовенія Пасхи Святыхъ Тайнъ пріобщенія сподобившійся; радуйся, отъ того времене иноческое житіе воспріемшій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 6

ПроповЬдникъ милосердія Божія и Пречистыя ДЬвы Бого // (л. 389 об.) родицы Матерняго благоутробія къ кающимся искренно грЬшникомъ ты явился еси, преподобне отче нашъ Нифонте, да и мы, многогрЬшные, послЬдуемъ великому примЬру твоего покаянія, взывая Богу: Аллилуія!

Икосъ 6

Возсиявый во ЕгиптЬ просвЬщеніе Истины и отгнавый лжи тьму, Христосъ Господь благоволи возсіяти и въ души твоей, Нифонте блаженне, своею благодатію, и отгнати темный облакъ лукаваго, нашедшій на тя, тебя же изъ раба плоти и грЬха сотвори великаго СебЬ угодника. Сего ради, радующеся духомъ, взываемъ ти сице: Радуйся, помощи Божія сподобльшійся, радуйся, осіяніе благодати Святаго Духа пріявшій. Радуйся, яремъ Христовъ на ся вземшій; радуйся, иго благое Христово понесшій. Радуйся, бремя легкое Іисусово воспріемшій; радуйся, во броня правды Христовой облекшійся. Радуйся, на камени дЬланія заповЬдей БожІихъ себе утвердившій; радуйся, щитомъ вЬры себе оградившій. Радуйся, въ немъ вся стрЬлы лукаваго, разженныя, угасившій; радуйся, шлемъ спасенія воспріявшій. Радуйся, духа хульнаго, глаголющаго: «НЬсть Бога» посрамившій; радуйся, яко добръ воинъ Христовъ над вражескими // (л. 390) мечтаніи и страхованіи побЬду о ХристЬ одержавшій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 7

Хотящу Спасителю всего міра подати намъ, грЬшнымъ, образъ милосердія своего къ кающимся, да познаемъ, яко нЬсть грЬхъ побЬждающь человЬколюбіе Его, ибо «удиви въ тебЬ», преподобне Нифонте, «вся хотЬнія Своя»47, ты же воспЬвалъ еси немолчно Богу: Аллилуія!

Икосъ 7

Новые подвиги умерщвленія плоти и самоотверженія показалъ еси, отче Нифонте, за

« “ 48

прежде содЬянные грЬхи, «творя плоды, достойны покаянія» , тЬмъ же согласно вопиемъ ти таковая: Радуйся, аще и не въ обители бывъ, но жестокое иноческое житіе пріемый; радуйся, храмину твою келліею монашескою сотворивый. Радуйся, зЬльнымъ пощенІемъ плоть свою умерщлявый; радуйся, воду предъ очесы токмо поставляя, жажду терпЬвый. Радуйся, не о брашнЬ, но о всякомъ глаголЬ, исходящемъ изо устъ Божіих, помышлявый; радуйся, ранами Христа ради тЬло твое удручавый. Радуйся, не глаголанія ради праздныхъ словесъ камень

47 Ср. «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс 15. 3); используется на богослужениях в качестве прокимна святым.

48 Ср. «Сотворите убо плод, достоин покаяния» (Мф 3. 8).

146

себе во уста влагавый; радуйся, ко Всенощному бдЬнію притекавый. Радуйся, сну, яко рабу повелЬвавый; радуйся, самовольный мученикъ // (л. 390 об.) явивыйся. Радуйся, плоть твою Духови покоривый; радуйся, надъ страстями воцаривыйся. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 8

Странное и чудное промышлеШе о насъ Творца и Владыки Бога, яко тебе, преподобне отче Нифонте, из сосуда нечестія содЬла благодатію Своею сосудъ Духу Святому, ты же в радости духовнЬй воспЬвалъ еси Ему: Аллилуія!

Икосъ 8

Весь бЬ в нижнихъ и вышнихъ Христосъ Господь, Богъ нашъ, сЬдяй бо одесную Отца, благоволи явитися тебЬ, прехвальный отче Нифонте, в видЬніи объемля тя, яко чадолюбивый отецъ блуднаго сына. ТЬмъ же, таковому великому чудеси удивляющеся, со страхомъ и любовию вопиемъ ти сице: Радуйся, терпЬШемъ твоимъ всю немощную силу вражію посрамивый; радуйся, покаяШемъ твоимъ Бога на милость преклонивый. Радуйся, смиреШемъ твоимъ на высоту добродетельнаго житія возшедшій; радуйся, Отца Небеснаго благоутробіе познавшій. Радуйся, объятш чадолюбиваго Отца сподобльшійся; радуйся, подобно блудному сыну, любезно имъ пріяташ. Радуйся, глас Его отеческій слышавшш; радуйся, ожиданіе Его твоего къ Нему обращенія // (л. 391) познавшій. Радуйся, тЬмъ Божественнымъ видЬнІемъ услажденный; радуйся, симъ о прощеніи прежнихъ грЬховъ твоихъ извЬщенный. Радуйся, по видЬніи томъ слезы многи отъ радости душевныя изліявшій; радуйся, тайну сію на прославленіе милосердія Божия ученику твоему повЬдавшій. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 9

Всякое естество, не токмо человЬческое, но и ангельское удивися, яко за премногая твоя, преподобне отче Нифонте, боренія съ лукавыми бЬсы, дадеся тебЬ отъ Бога власть надъ ними: егда бо они, яко до тысящи нападоша на тя, ты же невидимъою силою Божіею далъ еси имъ по тысящи ранъ каждому, дондеже обЬщахуся съ клятвою, яко идЬже имя Нифонтово воспомянется, ни же приблизитися к мЬсту тому, ты же во смиреніи взывалъ еси ко Всемогущему Богу: Аллилуія!

Икосъ 9

Витіи многовещанные риторскими своими языки не возмогутъ достодолжно восхвалити твоя подвиги и чудеса, прехвальне отче Нифонте, мы же, любовію къ тебЬ побЬждаеми, во смиреніи нашемъ ублажаемъ тя сице: Радуйся, по безчисленныхъ твоихъ подвигахъ и трудЬхъ чудотворенія даръ от Бога прiемый; // (л. 391 об.) радуйся, чудотворецъ и врачъ недуговъ человЬческихъ явивыйся. Радуйся, жены нЬкія зЬльную зубную болезнь помазаШемъ святымъ елеемъ исцЬливый; радуйся, брата нЬкоего, хульными помыслы обуреваема, совЬтомъ твоимъ ободривый. Радуйся, многая и преславная чудеса благодатію Божіею сотворивый; радуйся, чудесъ твореніе не своему благочестію и силЬ, но единому

Богу приписуяй. Радуйся, прозорливства дара сподобльшійся; радуйся, о прехожденіи по смерти душъ человЬческихъ откровеніе прiемъшiй. Радуйся, достойныхъ преставленія на Небо зрящи, духомъ веселивыйся; радуйся, недостойныхъ отвержение во адъ с болЬзнію души оплакавый. Радуйся, истязаніе душъ на воздушныхъ мытарствахъ зрЬвый; радуйся, милосердІемъ БожІимъ искупляемыхъ и оправдаемыхъ зрЬвый. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 10

Спасти хотя душу твою, о тЬлЬ твоемъ всячески небреглъ еси, отче, досточудный Нифонте, но въ Богомы^е умъ твой присно вперяя, сподобился еси ангельского виденія и изліянія мУра на честную главу твою, тЬмъ же благоуханія небеснаго исполнився, взывалъ еси къ Богу: Аллилуія!

Икосъ 10

СтЬна есть дЬвамъ БогородицЬ ДЬво и всЬмъ, с вЬрою к Ней // (л. 392) притекающимъ, иже и ты, преподобне отче Нифонте, стяжалъ еси себЬ стЬну и огражденіе отъ всЬхъ навЬтъ вражiихъ. ТЬмъ же, подобяся милосердію Царицы Небесной, и ты явися намъ, грЬшнымъ, стЬна и огражденіе от злокозненныхъ душетленныхъ враговъ. Сего ради, приглашаемъ тебе сицевая: Радуйся, милосердіе Царицы Небесной на себЬ познавшій; радуйся, благоутробію Ея подражати тщавшійся, радуйся, болящія уврачевавый; радуйся, немощныя подкрЬпивый. Радуйся, обуреваемыхъ страстьми молитвами твоими въ тишину душевную устроивый; радуйся, бЬсы отъ человЬкъ отгнавый. Радуйся, грЬшников на пути спасенія наставляяй; радуйся, собою имъ неложный примЬръ подавый. Радуйся, многоплетенная сЬти вражія ясно зрЬвый; радуйся, вся оная молитвою твоею, яко паучину растерзавый. Радуйся, и о насъ, грЬшныхъ, к Богу молитвенниче; радуйся, и намъ, воспЬвающимъ память твою, помощниче. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

Кондакъ 11

ПЬнІе всякое побЬждается величiемъ подвиговъ и чудесъ твоихъ, всехвальный отче нашъ Нифонте, но и сего, да не премолчимъ, яко в видЬнІи зрЬлъ еси Апостола Павла, повелЬвающа тебЬ пасти царскія овцы, еже прознаменоваше твое на Архиерейский // (л. 392 об.) престолъ возведеніе, того ради, прославляемому тобою Богу вотемъ немолчно: Аллилуія!

Икосъ 11

СвЬтозарную свЬщу, поставленную на свЬщницЬ Церкви Христовой, зримъ тебЬ, отче святителю Нифонте, — «не можаше бо свЬтильникъ быти сокровенъ под спудомъ»49. Сего ради, похвальная восписуемъ ти, сице поюще: Радуйся, бЬгая славы человеческія, смотреШемъ БожІимъ во Александрію пришедшій; радуйся, яко Патріарху Александру о тебЬ бысть откровеніе Божіе. Радуйся, яко зракомъ лица подобенъ былъ еси святому

49 Ср. «Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свЬщницЬ, и свЬтит всЬм...»

(Мф 5. 15).

Апостолу Павлу; радуйся, яко подобно ему, и ты былъ еси сосудъ избранный. Радуйся, яко святый Арх^аконъ Афанасій видЬ Ангела, тебЬ сопутствующа; радуйся, яко онъ же узрЬ «на главЬ твоей вЬнецъ отъ камене честна»50. Радуйся, во вся степени церковныя по чину посвященный; радуйся, во епископа Констанціи, града Кипрскаго, хиротонисанный. Радуйся, вся люди паствы твоея о семъ возвеселивый; радуйся, С честію на престолъ твой препровожденный. Радуйся, о врученной тебе Богомъ паствЬ зЬло прилежавый; радуйся, мысленные волки отъ нея отгнавый. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

// (л. 393)

Кондак 12

Благодать посвященія Архіерейскаго, аще и не хотяще, но обаче достойнЬ пр1ялъ еси, святителю Нифонте, и былъ еси истинный отецъ паствЬ твоей, яко же око слЬпымъ и нога хромымъ, горя бо духомъ, яко свЬтильник великій, воспЬвалъ еси Богу: Аллилуія!

Икос 12

Поюще великое и дивное житіе твое, святителю отче Нифонте, воспоминаемъ и блаженную кончину твою, со слезами сердечными воспЬвающе: Радуйся, во ІерарсЬхъ достойный; радуйся, во святителяхъ преизящный. Радуйся, предъ святою кончиною твоею болЬзнь тЬлесную благодушно терпЬвый; радуйся, яко злато в горнилЬ искусивыйся. Радуйся, Патриархомъ святымъ Афанасиемъ посЬщенный; радуйся, бесЬдою его услажденный. Радуйся, пришествiемъ ангеловъ утЬшенный; радуйся, на преставленіе твое пришедшій ликъ мучениковъ видЬвый. Радуйся, на скончаніи твоемъ сонмъ пророковъ зрЬвый; радуйся, на последнее цЬлованіе твое Соборъ всЬхъ Святыхъ грядущій зрЬвый. Радуйся, на приятие праведныя души твоея посЬщенІя Святыхъ, СвятЬйшІя Матери Божія сподобльшійся; радуйся, просвЬтивыйся лицемъ, яко солнце, и предавшій въ руцЬ Господни духъ твой. Радуйся, отче Нифонте достоблаженный!

// (л. 393 об.)

Кондак 13

О, всехвальный и достоблаженнЬйшІй отче нашъ, святителю Нифонте, яко же въ житіи твоемъ многая искушенія отъ діавола претерпЬвый и благодатію Божіею его до конца низложивый. Сице и намъ, искушаемымъ, подаждь молитвами твоими, милосердІемъ же БожІимъ помощь, и по кончинЬ нашей отъ воздушных мытарств избавленіе, да со всЬми покаявшимися грЬшники и мы сподобимся достигнути Царствія Небеснаго, и съ тобою, ходатаемъ нашимъ, во вЬки вЬковъ воспЬвати Богу пЬснь Ангельскую: Аллилуія!

50 Пс 20. 4 (также как прокимен при совершении Венчания).

149

Ключевые слова: рукописная традиция, акафист, агиография, святой Нифонт Кипрский, Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского.

“Akathist to St. Nephon”, Compiled “by the Promise” (Towards the Problem of Writing of Akathists in Russia)

E. A. Poletayeva

The article is devoted to the genre of akathist in Russia in 19 century, namely to the “Akathist to St. Nephon”, known only in a single manuscript (RGB. F. 304. II. № 268). The author of the article on the basis of the comparative analysis of the “Akathist to St. Nephon” and different versions of the “Life of St. Nephon” demonstrates the proximity of the Akathist to the “Life of St. Nephon” in the edition by St. Dimitry of Rostov. This Life served as a source of the Akathist. The text of the “Akathist to St. Nephon” has been published for the first time.

Keywords: manuscript tradition, akathist, hagiography, St. Nephon of Cyprus, Dimitry of Rostov’s Great Menaion Reader.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.