Научная статья на тему 'Академическая наука в социальном измерении'

Академическая наука в социальном измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артюхин М. И.

В статье представлены результаты опроса научных работников НАН Беларуси по проблемам развития и функционирования научных организаций в период модернизации организационных и финансовых условий деятельности. Рассматриваются пути повышения конкурентоспособности академической науки и ее роли в решении социально-экономических проблем государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACADEMIC SCIENCE IN SOCIAL MEASUREMENT

In article results of poll of researchers of National academy of Sciences on problems of development and functioning of the scientific organizations in modernization of organizational and financial conditions of activity are presented. Ways of increase of competitiveness of the academic science and its role to the decision of social and economic problems of Belarus are considered.

Текст научной работы на тему «Академическая наука в социальном измерении»

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.71:001

М. И. АРТЮХИН,

кандидат философских наук, доцент,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

В статье представлены результаты опроса научных работников НАН Беларуси по проблемам развития и функционирования научных организаций в период модернизации организационных и финансовых условий деятельности. Рассматриваются пути повышения конкурентоспособности академической науки и ее роли в решении социально-экономических проблем государства.

Ключевые слова: научный потенциал, инновационная экономика, научные кадры, модернизация организационных и финансовых условий деятельности научных организаций.

Построение в Беларуси экономики, основанной на знаниях, предполагает создание условий для превращения научно-технического потенциала страны в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. В этих условиях существенно изменились требования к научному потенциалу страны как в части повышения конкурентоспособности научных результатов, так и непосредственного участия науки в решении социально-экономических проблем государства. В связи с этим поставлена задача проведения качественных преобразований в научной сфере, которые призваны оптимизировать структуру научной сферы и систему ее управления, ускорить процесс интеграции академического и вузовского секторов науки в реальный сектор экономики.

В мае 2012 г. Институтом социологии НАН Беларуси проведено социологическое исследование проблем развития и функционирования академического, вузовского и отраслевого секторов науки в период модернизации организационных и финансовых условий деятельности научных организаций.

Проведенное исследование позволило выявить мнение научных работников по поводу основных направлений осуществляемой модернизации научной сферы, определить наиболее приемлемые формы реформирования организационной структуры науки и пути интеграции ее академического, вузовского и отраслевого секторов в реальный сектор экономики с учетом целей и задач инновационного развития белорусского общества.

В данной статье рассматриваются результаты опроса научных работников НАН Беларуси. Исследованием были охвачены 39 научных учреждений отделений наук НАН Беларуси. Всего опрошено 585 научных работников, из них -45 докторов наук, 176 кандидатов наук, 365 научных работников без степени.

Анализ данных опроса показывает, что респонденты неоднозначно оценивают современное положение дел в научной сфере республики. Только 11,8 % респондентов оценивают ситуацию в белорусской науке как стабильную и с хорошими перспективами дальнейшего развития; 59,4 % оценивают положение в науке как неустойчивое; 16,6 % - как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития; 12,2 % - затруднились высказать свою точку зрения (табл. 1).

Оценка респондентами современного состояния НАН Беларуси в целом схожа с оценкой, данной респондентами в отношении белорусской науки в целом. Только 11,1 % респондентов оценивают ситуацию в академической науке как стабильную и с хорошими перспективами дальнейшего развития; 54,7 % оценивают положение в академической науке как неустойчивое и отмечают, что перспективы дальнейшего развития НАН Беларуси неоднозначны; 23,7 % -как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития; 10,5 % - затруднились с оценкой.

Положение своих научных организаций респонденты оценивают по сравнению с наукой в целом немного выше, но и эта оценка достаточно низкая. Так, только 18,6 % респондентов оценили положение своих организаций как стабильное. Как неустойчивое и неоднозначное - 56,0 %; как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития - 14,7 %.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос анкеты «Как Вы оцениваете современное состояние белорусской науки, ее секторов, вашей научной организации и себя в науке?»

(% от числа ответивших)

Наука и ее сектора В целом стабильное с хорошими перспективами развития Как неустойчивое, перспективы дальнейшего развития неоднозначны Как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития Затрудняюсь ответить

Национальная наука 11,8 59,4 16,6 12,2

Академическая науки 11,1 54,7 23,7 10,5

НИИ, в котором работаете 18,6 56,0 14,7 10,7

Себя в науке 14,8 53,1 11,3 20,7

Не менее неоднозначно респонденты оценивают перспективы и своей научной деятельности. Только 14,8 % респондентов оценивают личностную ситуацию как стабильную и с хорошими перспективами; 53,1 % оценивают свое положение в академической науке как неустойчивое и неоднозначное, 11,3 % -как кризисное без достаточных гарантий и перспектив.

Чем же вызвано, по мнению опрошенных научных работников, такое неустойчивое положение их научных организаций?

В пакет факторов, создавших неустойчивое, а в ряде случаев кризисное состояние ряда академических научных организаций, респонденты включили: низкий уровень заработной платы научных работников (54,7 %), низкий уровень материально-технического обеспечения научных исследований (43,0 %), невостребо-ванность результатов научных исследований (28,7 %), закрытие перспективных научных исследований из-за недостаточного финансирования (13,4 %) (рис. 1).

По мнению опрошенных научных работников, низкая заработная плата в науке в условиях резкого обесценения белорусского рубля порождает не только падение уровня жизни научных работников, но и низкий уровень мотивированности высококвалифицированных научных работников на эффективную деятельность. Причем наиболее остро эта проблема затрагивает перспективных молодых ученых, в том числе кандидатов и докторов наук. В результате нарастают негативные для науки явления: постарение научных кадров как следствие низкого престижа профессии ученого в белорусском обществе и малого притока талантливых молодых специалистов, постепенное угасание активности ведущих научных школ и их распад. Положение дел, сложившееся в белорусской науке, помимо отмеченных выше факторов, определяют, по мнению опрошенных научных работников, и другие факторы. Респонденты отнесли к ним: недостаточный уровень государственного фи-

0 10 20 30 40 50 60

* Низкий уровень заработной платы высосоквалифицированных научных работников

Низкий уровень заработной платы молодых ученых

Низкий уровень материально-технического обеспечения научных исследований

* Невостребованность результатов научных исследований

* Недостаточный приток талантливой молодежи

Переход перспективных научных работников в другие сферы деятельности » Закрытие перспективных научных исследований из-за недостаточного финансирования « Распад сложившихся научных школ Низкий уровень деловых качеств руководителей и их компетентности в области инновационного менеджмента

Низкий уровень научных исследований и разработок

Ограниченные возможности для научно-инновационной деятельности

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос анкеты «Какие из перечисленных проблем вы считаете наиболее «острыми» для вашей научной организации?», %

нансирования науки (64,3 %); высокую степень забюрократизированное™ науки на всех уровнях (50,6 %); недостаточно эффективное управление наукой в Беларуси (26,7 %); отсутствие объективных критериев оценки научного труда (23,4 %) (рис. 2).

По мнению большинства респондентов, трудности, которые испытывают НАН Беларуси и белорусская наука в целом, связаны в основном с недостаточно эффективной государственной научной политикой (68,4 %), а также с уровнем развития национальной экономики. Как считают 71,0 % опрошенных научных работников, характер и уровень инновационного развития национальной экономики в решающей степени определяют степень востребованности промышленным сектором экономики результатов научной деятельности белорусских научных организаций и состояние науки в целом. Не менее важным фактором, определяющим современное состояние белорусской науки, по мнению 63,5 % научных работников, является и то обстоятельство, что в Беларуси до сих пор наука не вошла в число национальных приоритетов. И только 31,1 % респондентов полагают, что трудности, которые испытывает белорусская наука в настоящее время, связаны в основном с внутренними проблемами самой науки, ее неэффективностью.

Опрошенные научные работники дали оценку изменениям, которые произошли за последние три года в их структурных подразделениях. Среди положительных изменений респонденты выделили: приток молодежи (так считает 40,1 % респондентов); повышение квалификации и профессионализма научных работников - 30,7 %; повышение уровня научных исследований - 26,0 %; развитие международных связей - 17,7 % (рис. 3).

О 10 20 30 40 50 60 70

Недостаточный уровень финансирования науки г Недостаточное материально-техническое обеспечение исследований • Забюрократизированность науки на всех уровнях ш Снижение престижа профессии ученого в обществе Недостаточно эффективное управление наукой в Беларуси Отсутствие объективных критериев оценки научного труда и Отсутствие ученых мирового уровня Недостаточно совершенная ситема подготовки научных кадров (аспирантура, докторантура)

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос анкеты «Какие проблемы научной деятельности Вы считаете наиболее острыми на сегодняшний день?», %

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос анкеты «Какие положительные изменения произошли за последние три года в вашем структурном подразделении (лаборатории, отделе)?», %

Однако основные факторы и условия, определяющие эффективную научную деятельность в условиях инновационного развития экономики и общества, такие как: освоение рынка научно-технической продукции; появление новых источников финансирования НИР, включая зарубежные; рост заказов со стороны промышленных предприятий; рост валютных поступлений, к сожалению, не вошли в перечень значимых положительных изменений, произошедших в структурных подразделениях научных организаций НАН Беларуси. Так, только 9,7 % респондентов отмечают факт освоения рынка научно-технической продукции; 2,7 % - рост заказов со стороны промышленных предприятий; 2,0 % - рост валютных поступлений.

Как было отмечено выше, респонденты отметили ряд положительных изменений в кадровом составе академических институтов. Вместе с тем респонденты считают, что в Академии есть нерешенные кадровые проблемы. Несмотря на то, что в Академии имеется достаточно возможностей для обеспечения необходимых объемов воспроизводства научных кадров различных категорий и квалификации, проблема дефицита высококвалифицированных кадров остается достаточно острой. Это связано с тем, что сегодня эффективность профессионального состава научных кадров определяется не количественными показателями, а качеством исследовательского персонала и его способностью обеспечить развитие приоритетных направлений научно-технической деятельности. Структура потребности научных организаций НАН Беларуси в научных кадрах различных категорий и специализаций представлена в табл. 2.

Опрос показал, что в Академии, по оценке респондентов, на первом месте по приоритетности стоит проблема подготовки новой генерации кандидатов

и докторов наук, высоко мотивированных на эффективную научную деятельность и конкурентоспособных на мировом уровне. Это вызвано как потребностями инновационного развития академической науки, так и постарением креативного ядра научных кадров НАН Беларуси. Последнее сегодня столь очевидно, что проблема омоложения науки (при наблюдаемом статистически значимом процессе притока молодежи в академические научные коллективы) и смены научных поколений становится определяющей и стратегически важной. Особенно это касается масштабного притока молодых научных лидеров и руководителей структурных подразделений, обладающих помимо профессиональной зрелости и высоким уровнем деловых качеств и компетентности в области инновационного научного менеджмента.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос анкеты «В каких категориях работников в наибольшей степени нуждается в настоящее время Ваше структурное подразделение?»

( % от числа ответивших)

Категории и специализации %

Руководители проектов 8,0

Доктора наук 12,6

Кандидаты наук 19,0

Молодые специалисты 35,5

Инженеры 6,6

Специалисты в области инновационного менеджмента 11,0

Вспомогательный персонал (техники, лаборанты и др.) 14,9

Затруднились ответить 34,1

Следует, однако, отметить, что потребность академических научных организаций в специалистах в области инновационного менеджмента для респондентов не столь очевидна. Только 11,0 % опрошенных определяют острую потребность в этих специалистах в настоящее время. Кроме того, к числу не особенно актуальных респондентами была отнесена и проблема нехватки научных кадров, способных руководить научными проектами, в том числе и инновационными. Только 8,0 % респондентов считают, что такая проблема для их научных организаций существует и настоятельно требует своего разрешения.

Для выхода из создавшегося положения дел в академической науке и повышения эффективности исследовательской деятельности и инновационной активности научных организаций респонденты предлагают осуществление следующих мер в порядке ранжирования:

обеспечить развитие в научной организации экспериментальной базы, соответствующей мировому уровню - 58,4 %;

разработать более совершенный механизм материального поощрения ученых, которые успешно осуществляют внедрение научных разработок в практику, - 56,4 %;

создать более благоприятные условия для развития международного сотрудничества в сфере научно-технической и инновационной деятельности - 42,8 %;

разработать более совершенную систему защиты прав ученых на объекты интеллектуальной собственности и их участия в дивидендах - 26,7 %;

создать структурное подразделение, решающее проблемы продвижения и внедрения научных разработок в Республике Беларусь и за рубежом - 24,3 %.

Говоря о мерах государственного уровня, направленных на повышение эффективности исследовательской деятельности и инновационной активности научных организаций и вузов республики, следует отметить, что сегодня наиболее актуальной задачей белорусской науки является максимизация ее вклада в социально-экономическое развитие страны. В связи с этим одной из наиболее острых для науки стала проблема оптимизации соотношения между производством новых знаний и использования результатов научных исследований в высокотехнологичной производственной сфере белорусской экономики. При этом существенно повышается роль формирования спроса на результаты исследований и разработки белорусских ученых со стороны производства. Последнее определяет необходимость дальнейшего совершенствования организационной структуры науки и выбора оптимальной модели ее функционирования.

В ноябре 2011 г. на встрече с научной общественностью Глава государства отметил, что вопрос об эффективной организации науки является для Беларуси дискуссионным. Это касается прежде всего проблемы сохранения или отказа от традиционных организационных форм науки, где главенствующую роль играет Академия наук с разветвленной сетью институтов и научных центров. В качестве альтернативной модели Президентом страны было предложено рассмотреть возможность принятия за основу выбора модели науки западных стран, где фундаментальная наука сосредоточена в университетах, а прикладные исследования отданы в ведение корпораций. Президентом страны был поставлен вопрос «На кого сегодня делать ставку: на академические институты или вузовскую науку, отраслевые НИИ, малые высокотехнологические фирмы?».

Этот же вопрос был задан и научным работникам НАН Беларуси. Распре -деление ответов на вопрос анкеты «На какую модель организации науки, по Вашему мнению, следует в большей степени ориентировать развитие национальной науки в современных условиях?» представлено на рис. 4.

Как видим, значительная доля опрошенных научных работников организаций НАН Беларуси (39,1 %) считают, что развитие национальной науки в современных условиях следует ориентировать на академическую модель науки, т. е. сохранить ныне действующую - советскую модель функционирования науки. И только 6,6 % опрошенных научных работников полагают, что для Беларуси предпочтительней университетская модель национальной науки.

В то же время 27,9 % респондентов отдали предпочтение интеграционной модели организации национальной науки - создание научно-производственных корпораций и холдингов. Интересно в этой связи отметить, что научная молодежь НАН Беларуси (научные работники до 30 лет), по данным опроса,

■ на академическую модель

□ на университетскую модель

Я на создание научнопроизводственных комплексов

□ другое

@ затрудняюсь ответить

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос анкеты «На какую модель организации науки, по Вашему мнению, следует в большей степени ориентировать развитие национальной науки в современных условиях?» ( % от числа ответивших)

также выбрали интеграционную модель организации национальной науки. Так считают 40,1 % от общего числа опрошенных молодых ученых. И только 25,5 % молодых ученых уверены, что в современных условиях ставку надо делать на академическую модель развития белорусской науки.

Вопрос о совершенствовании организационной структуры Национальной академии наук путем поэтапного преобразования ее в научно-производственную корпорацию был поставлен перед научным сообществом несколько лет назад. Но наиболее определенно эта идея была озвучена Президентом страны в феврале 2011 г. на встрече с новым составом правительства. Как отметил на встрече Глава государства, «пришла пора подумать о совершенствовании организационной структуры Национальной академии наук. Придать ей черты мощной научно-производственной корпорации, оптимально структурированного и самодостаточного научного центра, выполняющего весь спектр работ -от фундаментальных и прикладных исследований до опытного и серийного производства наукоемкой продукции по собственным разработкам. Корпорации, способной быстрыми темпами наращивать объемы реализации научнотехнической продукции как внутри страны, так и на экспорт» [1].

Идея о придании НАН Беларуси черты мощной научно-производственной корпорации получила поддержку в академической научной среде. По мнению Председателя Президиума НАН Беларуси А. М. Русецкого, за прошедшие пять лет многое сделано для переориентации деятельности ученых Национальной академии наук на потребности экономики и социальной сферы. Пришла пора придать Академии наук черты мощной научно-производственной корпорации. Приблизить выполнение этой задачи можно, во-первых, путем формирования законодательных условий для развития рынка научно-технической продукции, т. е. создание национальной инновационной системы и либерализации условий экономической деятельности. И, во-вторых, путем расширения практики создания научно-практических центров. Еще в советские времена была создана оптимальная цепочка, позволяющая доводить научные разработки до серийного производства: исследования - разработка - опытное производство - опытный завод - серийный выпуск. Поэтому Национальной

37.0%

академии наук необходима собственная производственная база. Нужно создавать совместные с промышленностью лаборатории, организовывать систему совместных академических и отраслевых институтов, открывать в отраслях научно-практические комплексы и холдинги» [2].

В последние годы Президентом Республики Беларусь и Правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации научной, научно-технической и инновационной деятельности. Сегодня стоит задача взвешенной поэтапной модернизации организационной структуры национальной науки, ее управления и совершенствования правовой основы прав субъекта интеллектуальной собственности, а также выработки новых принципов и критериев оценки эффективности научной деятельности и ее инновационного потенциала.

Пути повышения эффективности управленческих решений государственного уровня, направленных на развитие науки и ее инновационного потенциала, лежат в повышении наукоемкости ВВП (доведения его до 2 %), а также в повышении самостоятельности и конкурентоспособности научных организаций, привлечении дополнительных ресурсов их инновационного развития (материальных, финансовых, человеческих (кадровых) и т. п.) при условии законодательного придания научной организации качеств и прав равноправного участника рынка наукоемкой продукции и процесса распределения его дивидендов. Эти задачи могут быть решены при условии принятия национальной доктрины развития науки до 2020 года и на ее основе государственной программы, направленной на создание организационных, финансовых и кадровых условий развития новой модели национальной науки.

Литература

1. НАН должна стать мощной научно-производственной корпорацией. - Режим доступа: http://news.tut.by/society/216460.html. - Дата доступа: 25.10. 2012

2. Наука не должна быть «голой» «Народная газета» №205(5871) от 22.03.2011. - Режим доступа: http://ng.by/ru/issues?art=1&date=1300744800 - Дата доступа: 25.10. 2012

M. I. ARTYUKHIN

the academic science in social measurement summary

In article results of poll of researchers of National academy of Sciences on problems of development and functioning of the scientific organizations in modernization of organizational and financial conditions of activity are presented. Ways of increase of competitiveness of the academic science and its role to the decision of social and economic problems of Belarus are considered.

Keywords: scientific potential, innovative economy, scientific shots, modernization of organizational and financial conditions of activity of the scientific organizations.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.