УДК 316.344.3-053.6
Э. М. ЩУРОК,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НАН БЕЛАРУСИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
На основе данных социологического опроса представлен анализ профессионального самочувствия молодых ученых научных организаций НАН Беларуси, рассмотрены условия, влияющие на успешность их профессиональной адаптации. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования кадровой политики в научной сфере, создания эффективной системы профессиональной адаптации молодежи в научной среде, повышения мотивации, стимулирования труда научной молодежи.
Ключевые слова: молодые ученые, научная сфера, научная деятельность, социальное и профессиональное самочувствие, профессиональная адаптация, мотивация, призвание, профессиональный выбор.
В современном белорусском обществе идет процесс трансформации таких базовых норм и понятий профессиональной деятельности, как престиж, статусные позиции, соотнесенные с профессией. Постепенно формируется новая рыночная структура трудовых мотиваций и новые модели карьерных стратегий.
Этот процесс трансформации базовых норм и понятий профессиональной деятельности в полной мере затронул и научную сферу. Как показывает опыт, кадровая политика в научной сфере, направленная на увеличение притока перспективных молодых специалистов в науку и их закрепление в научных организациях, постоянно наталкивается на объективные трудности, связанные с низким уровнем престижа науки и научной деятельности в обществе, а также с низким уровнем заработной платы молодых ученых и их социальной защищенности.
Все это находит свое отражение в состоянии профессионального самочувствия молодых ученых.
В зарубежной и отечественной социологической литературе имеется много теоретических работ, посвященных проблемам социального и профессионального самочувствия, где оно выступает как интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека или социальной группы своим социальным и профессиональным положением. Это настроение раскрывается в ценностных ориентациях, ожиданиях, целях и задачах, которые ставят перед собой люди, и оценке ими своих возможностей в достижении желаемого статуса и социальной роли. Так, российский социолог Л. Е. Петрова рассматривает социальное самочувствие как интегральную характери-
Современное состояние профессионального самочувствия молодых ученых... 381
стику реализации жизненной стратегии личности, субъективных ее сторон. Социальное самочувствие выступает как синдром сознания, отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний (в основном определяемой содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностью жизненной стратегии) в различных сферах жизнедеятельности субъекта - профессиональной, образовательной, семейной, досуговой, общения и пр. [1, с. 52].
На формирование профессионального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы (рис. 1).
К объективным факторам можно отнести: место науки в структуре государственных приоритетов, престиж профессии ученого в обществе, общее состояние научной сферы в конкретный период, положение отдельной организации в научной структуре. В конечном итоге именно объективные факторы научной деятельности и определяют для исследователей условия их деятельности, среди которых основными являются заработная плата, оснащенность современным научным оборудованием, возможность публикаций, зарубежных стажировок, научных командировок и т. д.
Субъективными факторами формирования профессионального самочувствия могут выступать: успешность процесса профессиональной адаптации, мотивация ученых к занятию научной деятельностью, уровень материального положения конкретного исследователя, но основополагающим фактором остается личность ученого, его интеллектуальный и творческий потенциал, уровень притязаний, обусловленный социально-психологическими качествами личности.
Данные социологического исследования проблем профессиональной адаптации молодых ученых НАН Беларуси (2012 г.) позволяют провести анализ их профессионального самочувствия по основным его компонентам и индикаторам.
Отличительные черты научной деятельности, прежде всего, ее творческий, когнитивный характер, во многом определяют структуру профессионального самочувствия и ее основные компоненты и индикаторы (табл. 1).
Таблица 1. Структура профессионального самочувствия ученых
Компоненты профессионального самочувствия Индикаторы профессионального самочувствия
Восприятие ситуации в профессиональной среде Оценка общей ситуации в науке; Оценка положения научной организации
Восприятие собственного социального и профессионального положения Самооценка своего положения в науке; Удовлетворенность условиями работы
Перспективы личного и профессионального развития Оценка перспективы профессиональной карьеры; Уровень социального оптимизма (уверенность в завтрашнем дне)
Степень реализации жизненных целей Самооценка собственного экономического и материального положения; Самооценка удовлетворенности жизнью
Объективные
факторы
Престиж Место науки Состояние
науки В структура белорусской
экономической науки
деятельности е целом
страны
Условия осуществления научной деятельности
Рис. 1. Механизм формирования профессионального самочувствия ученого
382 Э. М. Щурок
Современное состояние профессионального самочувствия молодых ученых... 383
Прежде всего рассмотрим такой компонент профессионального самочувствия, как восприятие ситуации в профессиональной среде, который представлен следующими индикаторами: оценкой общей ситуации в науке и оценкой положения научной организации, где ученый непосредственно занимается научной деятельностью. Только 8,1 % молодых ученых воспринимают ситуацию в белорусской науке как стабильную и с хорошими перспективами дальнейшего развития; 59,3 % - оценивают положение в науке как неустойчивое; 21,5 % - как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития; 11,1 % - затруднились высказать свою точку зрения.
Положение своих институтов респонденты оценивают по сравнению с наукой в целом немного выше, но и эта оценка достаточно низкая. Так, только 16,8 % респондентов оценили положение своих институтов как стабильное. Как неустойчивое и неоднозначное - 52,6 %; как кризисное, без достаточных гарантий и перспектив развития - 19,7 % опрошенных.
К важным компонентам профессионального самочувствия относятся: восприятие собственного социального и профессионального положения; перспективы личного и профессионального развития; степень реализации жизненных целей. Эти компоненты представлены следующими индикаторами: удовлетворенность условиями работы; самооценка своего положения в науке; оценка перспективы профессиональной карьеры; уровень социального оптимизма (уверенность в завтрашнем дне); самооценка собственного экономического и материального положения; самооценка удовлетворенности жизнью.
Как показал опрос, степень удовлетворенности условиями научной деятельности варьируется у респондентов достаточно широко. Так, размер заработной платы вызывает у молодых ученых наибольшую неудовлетворенность - 78,4 % респондентов не удовлетворены данным условием научной деятельности. И это не случайно, так как у молодых ученых нет надбавок ни за стаж работы в отрасли, ни за ученую степень, что существенно сказывается на размере заработной платы.
Вторым условием, вызывающим у молодых научных работников наибольшее неудовлетворение, оказалось оснащенность современным научным оборудованием. Его слабость отметили 69,3 % молодых ученых. В большинстве своем респонденты довольны имеющейся компьютерной базой - 63,6 % дали положительные оценки.
Что же касается научных коммуникаций, то респонденты в целом довольны имеющейся у них возможностью опубликования результатов своих научных исследований и доступностью научной информации по теме исследования (85,1 % и 76,4 %). Однако большинство опрошенных молодых ученых не удовлетворены возможностью зарубежных стажировок и научных командировок (70,5 % и 51,6 % соответственно).
Важными условиями, оказывающими влияние на состояние профессионального самочувствия молодых ученых, являются возможность профессионального роста, перспективы научной карьеры и объективность оценки науч-
384
Э. М. Щурок
ной работы. Как показал опрос, в большей или меньшей степени устраивает молодых ученых объективность оценки их исследовательской работы. Более половины респондентов удовлетворены возможностью профессионального роста (60,7 %), а 44,4 % опрошенных молодых исследователей удовлетворены перспективами научной карьеры.
Среди социально-психологических условий своего труда, в частности, в отношениях с непосредственным руководителем не испытывают никаких проблем 88,7 % респондентов.
Не менее неоднозначно респонденты оценивают и свое положение в научной сфере. Только 15,3 % респондентов оценивают личностную ситуацию как стабильную и с хорошими перспективами; 51,1 % - считают свое положение в академической науке неустойчивым и неоднозначным, 8,8 % - кризисным без достаточных гарантий и перспектив. Очень высоким остается процент респондентов, которые затруднились высказать свою точку зрения (около 25 %).
Все вышеизложенные оценки профессионального положения молодых ученых приводят к тому, что многие из них планируют уйти из научной организации. Опрос показал, что только 41,4 % респондентов планируют и дальше работать в науке; 16,1 % - перейти в другие сферы деятельности. Причем почти 30 % опрошенных затруднились ответить на вопрос, что является еще раз подтверждением наличия у значимой части научной молодежи чувства неопределенности в своем профессиональном выборе. Основной причиной ухода в другую сферу деятельности 82,7 % ответивших на этот вопрос молодых ученых назвали низкий уровень заработной платы (табл. 2). Вызывают намерения сменить место работы у молодых исследователей такие обстоятельства, как невозможность вести полноценные научные исследования ввиду отсутствия современной материально-технической базы, недостаточный уровень бюджетного финансирования научных исследований и неопределенность будущего места работы. Кроме этого, 8,0 % молодежи не считают науку своим призванием, а 24,0 % не видят личных перспектив для построения успешной карьеры в науке.
Таблица 2. Ответы исследователей в возрасте до 29 лет на вопрос: «Если вы планируете уйти в другую сферу деятельности, то каковы основные причины Вашего выбора?», %
Причины ухода из научной сферы % ответивших
Невозможность вести полноценные научные исследования ввиду отсутствия современной материально-технической базы 33,3
Невостребованность результатов научных исследований 29,3
Недостаточный уровень бюджетного финансирования научных исследований 28,0
Неопределенность будущего моей лаборатории (отдела, сектора, кафедры) 29,3
Низкая заработная плата 82,7
Отсутствие перспектив успешной научной карьеры 24,0
Понял, что наука не мое призвание 8,0
Другое 2,7
Современное состояние профессионального самочувствия молодых ученых... 385
Своим материальным положением полностью удовлетворены только 23,3 % ответивших молодых исследователей, а 75,2 % оценивают свой экономический статус как ниже среднего и низкий. Неудовлетворенность своим материальным положением вынуждает молодых исследователей искать другие пути его улучшения. Так, почти у каждого третьего молодого ученого НАН Беларуси есть дополнительные источники доходов. Структура других доходов этой категории исследователей представлена на рис. 2, где можно видеть, что половина молодых ученых пользуются материальной поддержкой родственников, 41,3 % респондентов имеют случайные приработки, 22,2 % респондентов имеют дополнительный доход из-за выполнения работы по совместительству в других научных организациях. Грант БРФФИ выполняют только 14,3 % исследователей в возрасте до 29 лет включительно, всего лишь 4,8 % молодых исследователей получили грант зарубежных фондов, по 15,9 % заняты в работах по совместительству в своей и иных организациях и в оказании услуг по специальности.
Грант БРФФИ
Грант зарубежных фондов
Доход от оказания услуг репетитора Доход от работы по зарубежному контракту Доход от собственности
Доход от оказания услуг не по специальности Доход от оказания услуг по специальности Доход от работы по совместительству в др. орг. Работа по совместительству в своей организации Материальная помощь родственников Случайные приработки
Другое
Рис. 2. Структура дополнительных источников дохода среди молодых ученых НАН Беларуси
Анализ структуры дополнительных источников дохода среди молодых ученых НАН Беларуси показывает, что большинство из них не связано с научной деятельностью. Такая структура вторичной занятости не может способствовать повышению квалификации и профессионального уровня молодых ученых и может отрицательно повлиять на их профессиональную адаптацию и, в конечном счете, на их социальное и профессиональное самочувствие.
Результаты исследования говорят о том, что для молодых ученых остро стоит проблема обеспеченности жильем. По результатам опроса, только
386
Э. М. Щурок
10,2 % научных работников в возрасте до 29 лет имеют свое жилье, а 15,3 % респондентов этого возраста могут позволить себе снять квартиру, в общежитиях проживает четверть опрошенных молодых ученых, а оставшаяся часть респондентов живет с родителями. Нерешенность жилищного вопроса очевидна, что, несомненно, накладывает негативный отпечаток и на престиж выбранной профессии ученого, и на уверенность в завтрашнем дне.
Опрос молодых ученых показал, что профессиональное самочувствие исследователей научных учреждений НАН Беларуси в возрасте до 29 лет в большинстве своем может быть охарактеризовано как неустойчивое, с преобладанием негативных оценок по ряду индикаторов профессионального самочувствия.
Неудовлетворенность заработной платой и низкие показатели основных индикаторов профессионального самочувствия, как правило, становятся фактором, повышающим недовольство молодых ученых своим социальным положением. В результате значимая доля опрошенных молодых научных работников не считают работу в сфере науки своим призванием. Только 62,6 % опрошенных молодых ученых уверены в профессиональном выборе, каждый четвертый молодой ученый не считает науку своим призванием, а 11,8 % - еще не определились со своей профессиональной сферой деятельности (рис. 3).
■ Да
S Скорее да, чем нет
□ Скорее нет, чем да И Нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос:
«Считаете ли Вы, что научная деятельность - это Ваше призвание?»
Сложившееся положение дел с научной молодежью говорит о том, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению молодых исследователей в научной сфере является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное решение кадровых проблем. В результате белорусская наука постепенно теряет конкурентоспособность на республиканском рынке интеллектуального труда в сравнении с другими сферами деятельности, что может в перспективе значительно осложнить нормальное функционирование национальной научной системы, создать реальную угрозу утраты преемственности между поколениями белорусских ученых и привести к разрушению национальных научных школ.
Современное состояние профессионального самочувствия молодых ученых... 387
Для решения указанных проблем нужна реализация комплекса мер, направленных на формирование оптимальной возрастной, квалификационной и отраслевой структуры кадрового потенциала научной сферы путем повышения уровня социальной защищенности молодых научных работников и совершенствования социально-экономического механизма закрепления молодых специалистов в науке на базе постоянного мониторинга их профессионального самочувствия с целью их успешной социально-профессиональной адаптации и последующего закрепления в научной сфере.
Литература
1. Петрова, Л. Е. Социальное самочувствие молодежи / Л. Е. Петрова // Социол. исслед. -2000. - № 12. - С. 50-55.
E. M. SCHUROK
CURRENT STATE OF PROFESSIONAL WELL-BEING OF YOUNG SCIENTISTS
of nas of Belarus: sociological analysis
Summary
In this article on the basis of data of sociological poll the analysis of professional well-being of the young scientists of NAS of Belarus is presented, also the conditions which are influencing success of their professional adaptation are considered. Results of research can be used for improvement of personnel policy in the scientific sphere and creation of effective system of social and professional adaptation of youth in the scientific environment, increases motivation and work incentives of scientific youth.
Keywords: young scientists, scientific sphere, scientific activity, social and professional wellbeing, professional adaptation, motivation, calling, professional choice.
Поступила 02.10.2014 г.