ВЫВОДЫ:
1. Основным критерием выбора тактики лечения деформирующего остеоартроза коленного сустава является состояние суставного хряща, наиболее информативным методом обследования которого является артроскопия. При выборе тактики лечения целесообразно использовать разработанный алгоритм лечебно-диагностических мероприятий.
2. Клиника повреждения внутрисуставных структур, II и III стадии заболевания, являются основанием для артроскопии коленного сустава; при хондропатии III-IV степени показаны вмешательства на суставном хряще; поражение деформирующим остеоартрозом пателлофеморального сочленения, наличие стойкого болевого синдрома являются показанием для латерорелиза надколенника; при наличии угловой деформации коленного сустава, сопровождаемой прогресси-рованием болевого синдрома и отсутствием эффекта от консервативного лечения, показана корригирующая остеотомия.
3. При отграниченных дефектах суставного хряща (до 4 см2) оптимальным методом лечения больных с деформирующим остеоартрозом коленного сустава является костно-хрящевая мозаичная пластика. Для получения трансплантатов рекомендуется использовать разработанное устройство для взятия цилиндрических костно-хряще-вых трансплантатов.
4. Одномоментное выполнение операций не увеличивает сроки пребывания больных в стационаре и позволяет сократить количество госпитализаций пациентам, которым требуется несколько хирургических вмешательств.
5. Разработанный комплекс лечебных мероприятий улучшает функциональное состояние пораженного коленного сустава у 95,6 % пациентов, останавливает прогрессирование заболевания по стадиям у 94,7 % обследованных.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Cole, B.J. Degenerative arthritis of the knee in active patients: evaluation and management /Cole B.J., Harner C.D. //J. Am. Acad. Orthop. Surg. - 1999. - V.7, N 6. - P. 389-402.
2. Коваленко, В.Н. Остеоартроз: Практ. руков. /Коваленко В.Н., Бор-ткевич О.П. - К., 2003. - 488 с.
3. The effect of bracing on varus gonarthrosis /Kirklby A., Webster-Bogaert S., Litchfield R. et al. //J. of Bone and Joint Surg. - 1999. -V. 81-А. - P. 539-547.
4. Ветрилэ, В. Артроскопическое лечение гонартрозов /Ветри-лэ В., Кроитору И. //Скор. мед. помощь: Спец. вып. - 2003. -С. 27.
5. Рейнберг, С.А. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов: Т. 2. /Рейнберг С.А. - М., 1964. - С. 498-501.
6. Fulkerson, J.P. Patellofemoral Pain Disorders: evaluation and management /Fulkerson J.P. //J. Am. Acad. Orthop. Surg. - 1994. - V. 2, N 2. - P. 124-132.
7. Гланц, С. Медико-биологическая статистика /Гланц С. - М., 1999. -459 с.
Глумова И.В., Числова М.А.
Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей,
Муниципальный многопрофильный лицей № 84,
г. Новокузнецк
АГРЕССИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ШКОЛ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
Важнейшим компонентом общественного здоровья россиян становится состояние психической деятельности подрастающего поколения, именно оно должно определять вектор и основные приоритеты государственной политики в стране и в отдельных ее регионах. Проблемы индивидуального и семейного благополучия в последние годы приобретают первостепенное значение, поскольку общество продолжает пребывать в зоне демографического кризиса, в состоянии пугающей бездуховности, надвигающейся волны наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, этнической разобщенности, изолированности человека в социуме, что приводит к экспансии психических и поведенческих расстройств, прежде всего в детско-подростковой популяции [1]. Это диктует необходимость создания на государственном, региональном и муници-
пальном уровнях действенных программ, обеспечивающих эффективное использование и усиление роли научной и практической мысли в области формирования психического здоровья и нравственного, интеллектуального потенциала нации.
Проблема агрессивного поведения детей актуальна в современном обществе, что обусловлено распространенностью этого явления. Важность изучения агрессивного поведения определяется также тем, что оно, в силу своего своеобразия и отличия от общепринятых норм, часто бывает первым обращающим на себя внимание симптомом болезни, своевременность и правильность оценки которого имеет отношение к ранней диагностике психических нарушений и предупреждению социально опасных действий.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализа-
20 № 3 2005 ^УПвощина
в Кузбассе
О^Абдици
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
ции. Изменения и кризисы, поразившие наше общество, обуславливают рост отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость, агрессивность. Имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущее поколение, так как изменения в обществе приводят к качественным изменениям в семье, а часто и к деформации семьи, которая не выполняет таких важных функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта и защищенности.
В связи с этим, в последние годы исследователей привлекает проблема подростковой агрессивности [2] и ее связь с социальной адаптацией в обществе, что делает актуальным данное исследование особенностей этих состояний. Представляется очевидным, что многие аспекты этой важной проблемы клинической, социальной психологии и психиатрии далеки от своего разрешения. Речь, прежде всего, идет о типологии и структуре агрессивности детей подросткового возраста, социальной адаптации или дезадаптации и их взаимовлиянии, об их клинико-дина-мических и прогностических особенностях. Знания о специфике агрессивности и социальной адаптации позволяют целесообразно и комплексно строить пси-хокоррекционную работу [3], поэтому представляется важным начать разработку наиболее эффективных методов медико-психологической коррекции среди старшеклассников и их педагогов. В связи с этим, представляется актуальным изучение данной проблемы.
Цель и задачи исследования — изучение распространенности, клинических проявлений и типологии агрессивности у учеников подросткового возраста школ города Новокузнецка, социальной адаптации и их взаимовлиянии для разработки комплексной дифференцированной психокоррекции среди старшеклассников и их педагогов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с поставленными задачами, обследованы 60 учеников школ города Новокузнецка подросткового возраста. Из них, 22 ученика лицея № 84, 16 учеников гимназии № 17 и 22 ученика гимназии № 91. Обследование проводилось на базе указанных образовательных учреждений.
Основными методами исследования являлись: психодиагностический (специальная шкала самооценки социальной адаптации, вопросник Басса-Дар-ки, базисная карта подростка), интервьюирование учеников, скрининговый, статистический. Для изучения поставленной проблемы в работе использовалось соединение двух методик. Это классическая методика исследования агрессивности — вопросник враждебности и агрессивности по Бассу и Дарки (Рогов Е.И., 1996) и методика исследования самооценки социальной адаптации.
Все учащиеся психодиагностически были обследованы лично.
На момент обследования один ученик был 13-летнего возраста (1,7 %), 39 учеников достигли возраста 14 лет (65 %), 16 учеников — 15 лет (26,7 %), 4 ученика — 16 лет (6,6 %).
Среди обследованных учащихся преобладали ученики 9-х классов — 44 человека (73,3 %), ученики 10 классов — 16 человек (26,7 %).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведенное психодиагностическое исследование установило среди подросткового населения крупного промышленного центра (г. Новокузнецк) высокий уровень распространенности лиц с агрессивностью и враждебностью. При рассмотрении всего разнообразия проявлений и данных шкалы, исследование обнаружило преобладание враждебности над агрессивностью.
Исследование по вопроснику Басса-Дарки показало, что 20 учеников (33,3 %) отвечают норме индекса враждебности, 40 учеников (66,6 %) — завышенному индексу враждебности. Наибольшее количество детей подросткового возраста с повышенным уровнем враждебности наблюдается в группе среди 13-14-летних и 15-летних. Из 40 подростков 13-14 лет - 67,5 % и из 16 детей 15 лет - 68,8 % имеют повышенный индекс враждебности.
При рассмотрении проявлений повышенной враждебности получены следующие данные: не могут справиться с желанием причинить вред другим 16 человек (41 %) от общего количества всех подростков с повышенной агрессивностью; иногда сплетничают о людях, которых не любят - 21 (54 %); легко раздражимы, но быстро успокаиваются - 22 (56 %); не могут удержаться от спора, если люди не согласны со мной - 29 (74 %); способны на грубые шутки - 22 (56 %); иногда люди раздражают их одним только присутствием - 32 (82 %); с детства проявляли вспышки гнева - 25 (64 %); могут вспомнить случай, когда ломали первую попавшуюся вещь — 15 (38 %); в споре часто повышают голос — 27 (69 %); если их не попросят по-хорошему, то не выполнят просьбу - 21 (54 %); не всегда получают то, что им положено — 23 (60 %); если они не одобряют поведение людей, то дают им это почувствовать — 32 (82 %); способны, по их мнению, ударить человека — 28 (72 %); иногда раздражаются настолько, что бросаются предметами — 14 (36 %); не всегда снисходительны к чужим недостаткам — 14 (36 %); часто бывают не согласны — 24 (62 %); хлопают дверьми — 21 (54 %); если не нравится установленное правило, то нарушают его — 22 (56 %); если разозлить, то могут ударить — 18 детей (46 %).
При оценке индекса агрессивности удалось установить, что 22 обследованных (36,7 %) имеет нормальный показатель, 23 подростка (38,3 %) — ниже нормы и только 15 человек (25 %) обнаруживают повышенный уровень индекса агрессивности.
В таблице 1 приведена частота встречаемости различного уровня индекса агрессивности, отмеченных нами в изучаемой выборке учащихся.
ОЛ^ищт
. и № 3 2005 21
в Кузбассе 1
Таблица 1
Распространенность различных вариантов индекса агрессивности среди подростков
Возраст Пониженный Норма Повышенный
абс. % абс. % абс. %
13-14 лет 14 23,3 16 26,7 10 16,7
15 лет 9 15,0 3 5,0 4 6,7
16 лет 0 0 3 5,0 1 1,7
Всего: 23 38,3 22 36,7 15 25,0
Анализируя данные таблицы, можно указать, что с пониженным уровнем агрессивности в нашем исследовании встретились учащиеся 13-14 лет и 15 лет. С нормальным уровнем индекса агрессивности наблюдались подростки в основном 16-летние и 13-14-летние. Таким образом, для обследованных подростков 13-14 лет наиболее характерен нормальный или пониженный уровень агрессивности; для 15-летних — пониженный; для 16-летних — нормальный уровень индекса агрессивности. Повышенный индекс агрессивности характерен для 25 % всех возрастных групп (если высчитать процент встречаемости от количества учащихся в каждой возрастной группе).
Пятеро подростков с повышенным уровнем агрессивности указали на то, что не могут справиться с желанием нанести вред другим; легко раздражаются, но быстро успокаиваются; повышают голос в споре; угрожают, но не приводят угрозы в исполнение; ругаются от злости; злясь, прибегают к «сильным» выражениям; хлопают дверьми; способны на грубые шутки. Четверо подростков указали на то, что стучат кулаками по столу; им кажется, что над ними смеются; огорчены своей судьбой; скрывают свое плохое отношение к людям. Три ребенка из данной группы чувствуют себя отвергнутыми. Оценивая общее количество обследованных подростков с повышенным уровнем агрессивности и враждебности, можно прийти к заключению, что для 45 человек (75 %) характерен данный показатель.
Описанная нами типология агрессивности у детей подросткового возраста — учащихся образовательных учреждений (лицей, гимназии) крупного промышленного цента г. Новокузнецка представляет большой интерес с точки зрения психологических проявлений, которые указывают на многовариантную структуру данных реакций.
Нами выявлен высокий уровень распространенности лиц с агрессивностью и враждебностью. При рассмотрении всего разнообразия проявлений и данных шкалы, исследование обнаружило преобладание враждебности над агрессивностью. 66,6 % обследованных подростков имеют повышенный уровень враждебности.
Из всех обследованных наибольшее количество детей подросткового возраста с повышенным уровнем враждебности наблюдается в группе 13-14-летних и 15-летних.
Для обследованных подростков 13-14 лет наиболее характерен нормальный или пониженный уро-
вень агрессивности; для 15-летних — пониженный; для 16-летних — нормальный уровень индекса агрессивности. Повышенный индекс агрессивности характерен для 25 % всех возрастных групп (если высчитать процент встречаемости от количества учащихся в каждой возрастной группе).
При анализе шкалы самооценки социальной адаптации из 60 учеников школ города Новокузнецка, 47 учащихся (78,3 %) отвечали критериям нормы, 1 ученик (1,7 %) — очень высокой адаптации и лишь 12 человек (20 %) — затрудненной адаптации. Представляет интерес возможность проанализировать структуру социальной адаптации у детей подросткового возраста в зависимости от возраста (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение количества учеников с различными видами адаптации
Возраст Очень высокая Нормальная Затрудненная адаптация
абс. % абс. % абс. %
13-14 лет 0 0 30 50,0 10 16,7
15 лет 1 1,7 13 21,6 2 3,3
16 лет 0 0 4 6,7 00
Всего: 1 1,7 47 78,3 12 20,0
Из таблицы видно, что большинство обследованных имеют нормальный уровень социальной адаптации. Группу с затрудненной адаптацией к социуму составляют, главным образом, 13-14-летние подростки и 2 ребенка 15 лет.
Если проанализировать структуру группы подростков с нормальным показателем социальной адаптации, то получаем следующую картину: 34 человека (56,7 %) имеют повышенный уровень агрессивности или враждебности как показатель успешного приспособления и функционирования в своей социальной среде. В данной группе подростков, если оценивать социальную адаптацию, складывается такая картина: они стараются завязать отношения с другими людьми удовлетворительно только 36 %, плохо и того меньше — 2 %; чувствуют себя отвергнутыми всегда — 5 % или часто — 2 %; проводят свободное время удовлетворительно 13 % или плохо - 2 %.
Таким образом, можно предположить, что повышенный уровень агрессивности или враждебности у обследованных подростков на сегодняшний день, в сложившихся условиях общества, школьной среды, в родительской семье, является оптимальным условием для успешной социальной адаптации для более половины подростков 13-16 лет элитных школ.
С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений, дети с социальной дезадаптацией действительно имеют очень много общих черт, однако группа таких расстройств является далеко не однородной. По нашим данным, 10 подростков (16,7 %) с повышенным уровнем агрессивности и враждебности имеют затрудненную адаптацию.
№ 3 2005 О^Мкката
в Кузбассе