УДК 336.226
Вылкова Елена Сергеевна Elena Vylkova
Тарасевич Алексей Леонидович Aleksey Tarasevich
АГРЕССИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ
AGGRESSIVE TAX PLANNING IN INTERNATIONAL AND RUSSIAN REALITIES
Систематизированы подходы к решению вопроса об идентификации и законодательном закреплении таких понятий, как «агрессивное налоговое планирование», «уклонение от налогов» и «минимизация налоговых обязательств» в документах ОЭСР и различных стран. Раскрыты основные результаты работы в названом направлении 10-й Рабочей группы ОЭСР по агрессивному налоговому планированию и Форума ОЭСР по налоговому администрированию. Обобщены и прокомментированы инициативы и режимы обязательного раскрытия информации в Канаде, Португалии, Великобритании и США. Изложены вопросы размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS), решаемые в проекте ОЭСР. Раскрыто, как все перечисленные аспекты закреплены в действующем российском законодательстве и основные направления его совершенствования
Ключевые слова: агрессивное налоговое планирование, уклонение от налогов, минимизация налоговых обязательств, прозрачность и раскрытие информации, размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (ВЕРБ)
The article systematizes approaches to resolve the issue of identification and legislative fixation of such concepts as «aggressive tax planning», «tax evasion» and «minimization of tax liabilities» in the OECD and various countries. The main results of the work in the named direction of the 10th OECD Working Group on aggressive tax planning and the OECD Forum on Tax Administration are disclosed. The initiatives and obligatory information disclosure by regimes in Canada, Portugal, the UK and the US are summarized and commented. The problems of the base erosion and profit shifting (BEPS), solved in the project OECD are outlined. The way how all these aspects are fixed in the existing Russian legislation and the basic directions of its perfection are observed
Key words: aggressive tax planning, tax evasion, minimization of tax liabilities, transparency and disclosure, base erosion and profit shifting (BEPS)
Законное налоговое планирование (впервые о добросовестности налогоплательщика и критериях его недобросовестности сказано в Постановлении Конституционно-
го Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П. Вопросы налоговой оптимизации рассматриваются в постановлении Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 25
января 2005 г. № 10750/04. Право налогоплательщика на оптимизацию налогов закреплено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П. Там записано, что обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую те или иные льготы не распространяются. И именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов) активно применяется налогоплательщиками в различных странах. При этом в последнее время все чаще на повестку дня ставится вопрос о законодательном закреплении таких понятий, как «агрессивное налоговое планирование», «уклонение от налогов», «минимизация налоговых обязательств».
Следует указать, что нередки случаи, когда налоговые органы отдельных субъектов РФ в актах выездных налоговых проверок указывают, что у экономического субъекта имело место «агрессивное налоговое планирование».
Названное понятие не имеет нормативного закрепления в действующем российском налоговом законодательстве. Такое понятие используется в рамочных концепциях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
«Агрессивное налоговое планирование» — достаточно новый термин, используемый налоговыми администрациями лишь некоторых стран (например, Австралии, Канады и др.). Так, например, в Канаде оскорбительному налоговому планированию противостоят судебные доктрины по антиуклонению и установленное законом общее правило предотвращения избежания налогообложения — общее правило антиуклонения [1; С. 214-218].
До 2008 г. термин «агрессивное налоговое планирование» не употреблялся в официальных докладах ОЭСР, но использовался в названии документа, принятого по итогам совещания работников налоговых органов по вопросам агрессивного налогового планирования, также известного как Сеульская декларация.
В определенных контекстах этот термин включает схемы легального (минимизация налоговых обязательств) и нелегального ухода от налогов («tax avoidance» и «tax evasion», соответственно), а также схемы, попадающие в некую серую зону, т.е. такие, в которых главной целью или выгодой является сокращение налогового бремени и принятие таких налоговых решений, которые, хотя и обоснованы, но могут повлечь ненамеренные и неожиданные налоговые последствия, отличные от тех, которые предполагал законодатель.
Термин используется в докладе ОЭСР «Studying the role of tax mediators» «Изучение роли налоговых посредников» [18] (который представлен на Форуме по налоговому администрированию, состоявшемся в январе 2008 г. в Кейптауне, ЮАР).
Приведем цитату из глоссария, приложенного к исследованию этого форума: «Агрессивное налоговое планирование. Под этим термином подразумевается совокупность двух аспектов, являющихся предметом беспокойства для налоговых органов:
Планирование, включающее принятие налогоплательщиком таких налоговых решений, которые, хотя и обоснованы, но могут, тем не менее, повлечь ненамеренные и неожиданные налоговые последствия. Предметом беспокойства для налоговых органов здесь является риск того, что эти последствия могут быть отличными от тех, которые предполагал законодатель. Ситуация усугубляется тем, что зачастую между моментом, когда соответствующая схема изобретена и пущена в ход, и тем, когда налоговые органы это обнаружат и соответствующее законодательство будет принято, может пройти довольно много времени.
Создание благоприятной для налогоплательщика налоговой ситуации за счет сокрытия того, что существует неопределенность в существенных вопросах налогообложения, значение которым придает закон. Здесь предметом беспокойства для налоговых органов является риск того, что налогоплательщик не сообщит своего мнения об этой неопределенности или о возможных рисках, связанных с «серыми зо-
нами» законодательства (иногда налоговые органы даже могут считать, что закон не нарушен)».
Термин используется 10-й Рабочей группой ОЭСР по агрессивному налоговому планированию, которая занимается вопросами международного сотрудничества и обмена информацией в области агрессивного налогового планирования.
10-я Рабочая группа ОЭСР по агрессивному налоговому планированию за последние годы опубликовала несколько докладов, посвященных вопросам агрессивного налогового планирования; некоторые из них подготовлены в сотрудничестве с Форумом ОЭСР по налоговому администрированию:
— Доклад «Владельцы крупных личных состояний» (High Net Worth Individuals), ОЭСР, 2009 г. [14];
— Доклады «Банковские убытки» (Bank Losses), ОЭСР, 2010 г. [9; 11];
— Доклад «Использование корпоративных убытков в схемах агрессивного налогового планирования» (Corporate Loss Utilisation through Aggressive Tax Planning), ОЭСР, 2011 г. [13];
— Доклад «Прозрачность и раскрытие информации» (Transparency and Disclosure), ОЭСР, 2011 г. [15];
— Доклад «Нейтрализация эффектов гибридных инструментов налогового планирования» (Neutralising the Effects of Hybrid Mismatch Arrangements), ОЭСР, 2014 г. [17] и др.
В материалах ОЭСР предприняты попытки выявить различия понятий «уклонение от уплаты налогов» и «минимизация налоговых обязательств».
Так, в документе «Tax Evasion and Avoidance. A report by the OECD Committee on Fiscal Affairs», 1979/1980 (Уклонение от уплаты налогов и минимизация налоговых обязательств. Доклад Комитета ОЭСР по налоговым вопросам) [19] записано: «Можно уменьшать налоговые обязательства с помощью вполне приемлемого налогового планирования ... и Рабочая группа, разумеется, не собирается бороться с деятельностью такого рода ... в этом приме-
чании используется практический подход термину «минимизация налоговых обязательств». Это сделано для того, чтобы описать такие формы этой минимизации, которые для государства являются неприемлемыми. ...
Рабочая группа начала свою деятельность с того, что попыталась сформулировать общие определения понятий «уклонение от налогов» ... и «минимизация налоговых обязательств». Однако оказалось, что ни одна из предложенных формулировок не является полностью удовлетворительной. ... Рамки того, что можно считать «минимизацией», в разных странах могут быть различными. ... Те мероприятия, которые подпадают под определение того, что мы называем «минимизацией налоговых обязательств», включают схемы и механизмы, с помощью которых налогоплательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства до уровня ниже того, который, по мнению государства, должен применяться к данному конкретному доходу в данных конкретных обстоятельствах».
«Оставляя пока в стороне вопрос о том, как на практике определить истинные намерения законодателя, можно сказать, что для деятельности, которую мы называем «минимизацией налоговых обязательств», как правило, характерны следующие особенности:
— ...некоторый элемент искусственности... ;
— ... тот, кто минимизирует свою налогооблагаемую базу, заинтересован в том, чтобы налоговая администрация не узнала о новых схемах, поскольку если о них станет известно официально, то государство может в ответ принять соответствующее законодательство, которое будет противодействовать реализации этих схем (примечание авторов: российское законодательство крайне инертно и медленно вводит соответствующие изменения, зная о тех моментах, которые влияют на уменьшение налоговых обязательств, но не устраняя их путем внесения корректив в законодательные акты).
Минимизация налоговых обязательств нередко представляет собой использование имеющихся лазеек в законодательстве...».
В Буклете ОЭСР «International Tax Terms for the Participants in the OECD programme of cooperation with non-OECD economies» (глоссарий международных налоговых терминов для участников программы сотрудничества со странами, не входящими в ОЭСР) [16], записано:
«EVASION (Уклонение от уплаты налогов).
Термин, который трудно поддается определению, но обычно используется для описания противозаконных налоговых решений налогоплательщика, в результате которых его налоговые обязательства оказываются скрытыми или игнорируются, то есть когда налогоплательщик платит налог меньший, чем обязан по закону, посредством сокрытия от налоговых органов своих доходов или какой-либо информации.
«Предупреждение: Пояснения к терминам даются в очень краткой форме... и ... могут быть неполными. Эти пояснения невсегда отражают официальную позицию ОЭСР ...».
В документе «Tax Evasion and Avoidance. A report by the OECD Committee on Fiscal Affairs», 1979/1980 [19] указано:
«Действия налогоплательщика, которые влекут за собой нарушение закона, и в отношении которых, кроме того, можно доказать, что они были совершены добровольно и с целью избежать уплаты налога, описываются термином «уклонение от уплаты налогов». ...
До настоящего времени общепринятых определений понятий «Агрессивное налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налогов» сформулировать не удалось».
Попытки определить названные термин содержатся, например, в публикации 2011 г. «Corporate Loss Utilisation through Aggressive Tax Planning», в главе «General strategies to counter aggressive tax planning by high net worth individuals» [13; С. 37-51
]; публикации 2009 г. «Engaging with High Net Worth Individuals on Tax Compliance» [14]; публикации 2009 г. Building Transparent Tax Compliance by Banks [11] и ряде других.
Учитывая трудности, связанные с выявлением агрессивных схем налогового планирования только традиционными методами, некоторые страны ввели у себя дополнительные инициативы в области раскрытия информации. Эти инициативы включают:
— правила об обязательном раннем раскрытии информации;
— требование о предоставлении дополнительной отчетности, касающейся агрессивного налогового планирования;
— использование анкет;
— программы сотрудничества по вопросам соблюдения налогового законодательства;
— соответствующие режимы нормативно-правового регулирования;
— штрафы за нарушение правил о раскрытии информации по вопросам агрессивного налогового планирования.
Перечисленные ранее стратегии не являются взаимоисключающими, и некоторые страны применяют сразу несколько из них.
Режимы обязательного раскрытия информации в настоящее время действуют в Канаде, Португалии, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.
На основе данных, содержащихся на сайтах налоговых администраций соответствующих стан [1; 2; 3; 4; 5; 6], а также в публикациях: Accountability and Transparency: A Guide for State Ownership в главе Ensuring Adequate Disclosure and Transparency at Company Level [7; С. 93-112] и Corporate Governance of State-Owned Enterprises в главе Transparency and Disclosure [12; С. 87-119], нами обобщена информация по странам об обязательном раннем раскрытии информации (см. таблицу ).
Правила об обязательном раннем раскрытии информации в различных странах
о о
Страна Кто Что Когда Последствия не раскрытия информации (санкции)
Канада (существующий порядок) Предприятие, организующее бизнес (промоутер) Только информацию относительно некоторых налоговых убежищ Перед тем как осуществлять деятельность в налоговом убежище или перед принятием предприятием, организующим в нем бизнес, решений о намерениях осуществлять такую деятельность Штраф в размере большего из 500 CAD, или 25 % от полученного вознаграждения. Приостановление налоговой выгоды, связанной с использованием налогового убежища до уплаты штрафа
Канада (предлагаемый порядок) Нанятый за плату налогоплательщиком или предприятием, организующим бизнес, налоговый консультант. Если более чем одно лицо обязано подавать информацию, то ее подача одним исполняет обязательства другого (других) Определенные в законодательстве сделки(направлено на предотвращение сделок, которые отвечают хотя бы двум из трех установленных признаков) На дату или до даты подачи установленной отчетности налогоплательщиком по налогооблагаемому году, в котором возникла налоговая выгода Приостановление любой налоговой выгоды, которую стремился получить налогоплательщик в заявленной отчетности. Уплата штрафа, равного сумме всех сборов, подлежащих уплате предприятием, организующим бизнес, или налоговым консультантом (налоговый консультант несет солидарную ответственность с налогоплательщиком в соответствующей части штрафа)
Ирландия Обычно промоутер пользователя, среди других вариантов схем организации бизнеса внутри страны Информация, подлежащая раскрытию по сделкам, падающим в один из четырех классов, указанных в законодательстве Если промоутер, то в течение пяти дней после первой реализованной схемы или схемы, ставшей доступной для реализации другим лицом. Если пользователь, то в течение пяти дней после начала первой сделки, являющейся частью схемы Первоначальный штраф до 500 евро за сутки. Последующие ежедневные штрафы в размере 500 евро
Португалия Обычно промоутер пользователя, среди других вариантов схем организации бизнеса внутри страны Подотчетные сделки (пять категорий) Если промоутер, в течение 20 дней месяца, в котором схема была впервые предложена. Если пользователь, до конца месяца следующего после осуществления схемы Штрафы в диапазоне от 5 тыс. евро до 100 тыс. евро для промоутера, начиная от 500 евро до 80 тыс. евро для пользователя
Великобритания Обычно промоутер пользователя, среди другах вариантов схем организации бизнеса внутри страны или промоутер, расположенный в оффшоре или защищенный законодательно установленной профессиональной привилегией Установленные в законодательстве схемы: шесть признаков для схем промоутера и четыре для вариантов схем организации бизнеса внутри страны Если промоутер: в течение пяти дней после более ранней из дат: а) когда промоутер делает предложение другому лицу по возможному осуществлению схемы этим лицом или другими лицами, или б) когда схема, становится возможной для реализации каким-либо лицом. Если пользователь: в течение пяти или 30 дней после начала первой сделки, формирующей часть схемы Ежедневные штрафы до максимально GBP 600, устанавливаемые первоначально судом и во вторую очередь Министерством доходов и таможенного дела, если нет уплаты начальной суммы суточного штрафа. Суд может определить более суровое наказание в размере до GBP 1 млн, если будет установлено, что начальная сумма суточного штрафа является чрезмерно низкой, принимая во внимание налоговую выгоду, которую пытались получить
США Материально ответственные консультанты; налогоплательщики Подотчетные сделки (пять категорий) Если материально ответственные консультанты, в последний день месяца, который следует за календарным кварталом, в котором он стал таковым консультантом. Если налогоплательщик, то, как правило, в срок, установленный для подачи им налоговой декла[)ации за налоговый год, в котором налогоплательщик участвовал в подотчетной сделке Для материально ответственных консультантов, штраф от 50 тыс. USD до 200 тыс. USD, или 50 % (или 75 %, если умышленное непредставление полной и достоверной информации) валового дохода, полученного в результате использования предложенной им схемы. Для налогоплательщиков, штрафы, начиная от 5 тыс. USD (для физических лиц) или 10 тыс. USD (для других) до 100 тыс. USD (для физических лиц), или 200 тыс. USD (для других)
UJ
Л
0
1
о s
s
X CD
0 Л S CD
1 Q
Л S
В России также предпринимаются определенные шаги в данном направлении. Так, с 2015 г. в НК РФ введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», в рамках законодательного регулирования трансфертного ценообразования в Разделе V.l. НК РФ в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ предусмотрено заключение соглашений о ценообразовании.
На основе приведенной в статье информации можно сделать ряд выводов.
Во-первых, даже для стран-членов ОЭСР положения по агрессивному налоговому планированию носят рекомендательный характер, т.к. излагаются в рамочных концепциях. Во-вторых, Россия не входила и не входит в состав ОЭСР и законодательно никак не оформила присоединение к концепциям ОЭСР по агрессивному налоговому планированию.
Центральный аппарат ФНС РФ в последнее время силами работников Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС проводил ряд семинаров для работников территориальных налоговых органов с привлечением специалистов ОЭСР, где в том числе рассматривались и вопросы по агрессивному налоговому планированию.
Следует указать, что 12 февраля 2013 г. ОЭСР опубликовала развернутый отчет, посвященный вопросам размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) [8]. Отчет подготовлен в связи с обеспокоенностью налоговых органов осуществляемым компаниями налоговым планированием, которое существенно сокращает налоговые поступления. В отчете содержится оценка текущей ситуации и рассматриваются способы противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения на основе совместных решений. Проект BEPS получил значительный политический резонанс: в частности, его поддерживают G20 («Большая двадцатка», саммит лидеров которой 5...6 сентября 2013 г. проходил в России в Санкт-Петербурге), а также правительства различных
государств, что находит отражение в различных принимаемых документах, в частности, Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy Sep 2014 Pages: 202 (в рамках проекта 0ECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project) [10].
Планом предусмотрены 15 конкретных действий, которые направлены на обеспечение правительства стран национальными и международными механизмами, которые будут способствовать предотвращению таких ситуаций, когда корпорации платят налоги не полностью или совсем их не платят. ОЭСР полагает, что реализация 15 действий будет осуществляться в три этапа: сентябрь 2014 г., сентябрь 2015 г. и декабрь 2015 г. Проект BEPS предполагается завершить к концу 2015 г. Видимо, в перспективе что-то приобретет законную силу для российских экономических субъектов. Пока же с 2015 г. введены изменения в Налоговый кодекс РФ в рамках принятия главы 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Российское государство очень постепенно вводит изменения в налоговое законодательство в части антиофшорного регулирования.
В этой связи следует указать, что в российском законодательстве достаточно давно приведен перечень оффшоров (см. «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)», утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н (с изменениями 02.10.2014 г. № 111н)), но реальных мер и законодательных инициатив в части ограничения лигитимных возможностей взаимодействия отечественного бизнеса с низконалоговыми юрисдикциями до последнего времени не принималось.
Кроме того, как Президент РФ, так и Правительство РФ постоянно говорят о необходимости взаимовыгодно сотрудничать с крупным бизнесом при осуществлении налогового администрирования, потому что именно крупный бизнес решает инвестиционные задачи и социальные проблемы не
только свои и своих работников, но и активно содействует в решении этих проблем на соответствующей территории.
Поэтому использование раскрытого в статье опыта зарубежных стран по идентификации и законодательному регулированию налогового планирования, прежде
всего агрессивного, в российских условиях должно происходить с учетом необходимости не только повышения собираемости налогов, но и исходя из значимости поддержки крупного бизнеса, решающего инвестиционные, инновационные и социальные задачи.
Литература_
1. Вылкова Е.С. Корпоративное налогообложение в Канаде: монография. СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2014. 328 с.
2. Вылкова Е.С. Корпоративное налогообложение в США: монография. СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2015. 290 с.
3. Сайт налоговой администрации Великобритании. Режим доступа: www.hmrc.gov.uk (дата обращения 20.05.2015).
4. Сайт налогового агентства Канады. Режим доступа: www.cra-arc.gc.ca (дата обращения 20.05.2015).
5. Сайт Главного налогового управления Португалии. Режим доступа: http://www.portaldasfi-nancas.gov.pt (дата обращения 20.05.2015).
6. Сайт Службы внутренних доходов США. Режим доступа: www.irs.gov (дата обращения 20.05.2015).
7. Accountability and Transparency: A Guide for State Ownership , OECD, Feb 2010, Pages: 132 (accessed 20 May 2015).
8. Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Feb 2013 Pages:88 Available at: http://www. oecd-ilibrary.org/taxation/oecd-g20-base-erosion-and-profit-shifting-project_23132612 (accessed 20 May 2015).
9. Addressing Tax Risks Involving Bank Losses , OECD, Sep 2010 Pages: 88 Available at: http://www. oecd-ilibrary.org/taxation/addressing-tax-risks-in-volving-bank-losses_9789264088689-en (accessed 20 May 2015).
10. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD, Sep 2014 Pages: 202 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/content/ chapter/9789264218789-3-en (accessed 20 May 2015).
_References
1. Vylkova E.S. Korporativnoe nalogooblozhenie vKanade [Corporate taxation in Canada]: monograph. St.-Petersburg: Northwest Institute for Advanced Studies FTS of Russia, 2014. 328 pp.
2. Vylkova E.S. Korporativnoe nalogooblozhenie v SShA [Corporate taxation in the United States]: monograph. St.-Petersburg: Northwest Institute for Advanced Studies FTS of Russia, 2015. 290 pp.
3. Website of Tax Administration UK (Site UK tax administration) Available at: www.hmrc.gov.uk (accessed 20.05.2015).
4. Website of Canada Revenue Agency (Tax Agency of Canada website) Available at: www.cra-arc. gc.ca (accessed 20 May 2015).
5. Website of the Chief Tax Administration Portugal (Website of the Chief Tax Administration Portugal) Available at: http://www.portaldasfinancas.gov. pt (accessed 20 May 2015).
6. Site of the Internal Revenue Service United States (Site of the Internal Revenue Service United States) Available at: www.irs.gov (accessed 20 May 2015).
7. Accountability and Transparency: A Guide for State Ownership , OECD, Feb 2010, Pages: 132
(Accountability and Transparency: A Guide for State Ownership , OECD, Feb 2010, Pages: 132) (accessed 20 May 2015).
8. Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Feb 2013 Pages: 88 (Addressing Base Erosion and Profit Shifting, OECD Feb 2013 Pages: 88) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxa-tion/oecd-g20-base-erosion-and-profit-shifting-proj-ect_23132612 (accessed 20 May 2015).
9. Addressing Tax Risks Involving Bank Losses, OECD, Sep 2010 Pages: 88 (Addressing Tax Risks Involving Bank Losses, OECD, Sep 2010 Pages: 88) Available at: http://www.oecd-ilibrary. org/taxation/addressing-tax-risks-involving-bank-losses_9789264088689-en (accessed 20 May 2015).
10. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD, Sep 2014 Pages: 202 (Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD, Sep 2014 Pages: 202) Available at: http://www.oecd-ilibrary. org/content/chapter/9789264218789-3-en (accessed 20 May 2015).
11. Building Transparent Tax Compliance by Banks, OECD, July 2009, Pages: 136 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxa-tion/building-transparent-tax-compliance-by-banks_9789264067851-en (accessed 20 May 2015).
12. Corporate Governance of State-Owned Enterprises, OECD, Dec 2005 Pages: 228 Available at: http:// www.oecd-ilibrary.org/governance/corporate-gover-nance-of-state-owned-enterprises_9789264009431-en (accessed 20 May 2015).
13. Corporate Loss Utilisation through Aggressive Tax Planning, OECD, Aug 2010 Pages: 92 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxa-tion/corporate-loss-utilisation-through-aggressive-tax-planning_9789264119222-en (accessed 20 May 2015).
14. Engaging with High Net Worth Individuals on Tax Compliance , OECD, Dec 2009 Pages: 200 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/ engaging-with-high-net-worth-individuals-on-tax-compliance_9789264068872-en (accessed 20 May 2015).
15. Government at a Glance 2011, OECD, June 2011 (and later), Pages: 268 Available at: http:// www.oecd-ilibrary.org/governance/government-at-a-glance-2011_gov_glance-2011-en (accessed 20 May 2015).
16. International Tax Terms for the Participants in the OECD programme of cooperation with nonOECD economies Available at: http://www.oecd-ili-brary.org/search (accessed 20 May 2015).
17. Neutralising the Effects of Hybrid Mismatch Arrangements, 03CP, Sep 2014 r. Pages: 100 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/content/ book/9789264218819-en (accessed 20 May 2015).
18. Studying the role of tax mediators 03CP, Sep 2008 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/ search (accessed 20 May 2015).
19. Tax Evasion and Avoidance. A report by the OECD Committee on Fiscal Affairs», 1979/1980 Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/search (accessed 20 May 2015).
20. Малышев E.A., Кох Ю.В. Микрофинансирования как новыш инструмент на рышке финансовым услуг // Вестник ЗабГУ. 2012. № 8(87). С. 101-105.
11. Building Transparent Tax Compliance by Banks, OECD, July 2009, Pages: 136 (Building Transparent Tax Compliance by Banks, OECD, July 2009, Pages: 136) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/building-transparent-tax-com-pliance-by-banks_9789264067851-en (accessed 20 May 2015).
12. Corporate Governance of State-Owned Enterprises, OECD, Dec 2005 Pages: 228 (Corporate Governance of State-Owned Enterprises, OECD, Dec 2005 Pages: 228) Available at: http://www.oecd-ilibrary. org/governance/corporate-governance-of-state-owned-enterprises_9789264009431 -en (accessed 20 May 2015).
13. Corporate Loss Utilisation through Aggressive Tax Planning, OECD, Aug 2010 Pages: 92 (Corporate Loss Utilisation through Aggressive Tax Planning, OECD, Aug 2010 Pages: 92) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/corporate-loss-utilisation-through-aggressive-tax-planning_-9789264119222-en (accessed 20 May 2015).
14. Engaging with High Net Worth Individuals on Tax Compliance, OECD, Dec2009Pages: 200 (Engaging with High Net Worth Individuals on Tax Compliance , OECD, Dec 2009 Pages: 200) Available at: http: //www. oecd-ilibrary.org/taxation/engaging-with-high-net-worth-individuals-on-tax-compliance_9789264068872-en (accessed 20 May 2015).
15. Government at a Glance 2011, OECD, June 2011 (and later), Pages: 268 (Government at a Glance 2011, OECD, June 2011 (and later), Pages: 268) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/gov-ernance/government - at - a-glance -2011 _gov_glance -2011 -en (accessed 20 May 2015).
16. International Tax Terms for the Participants in the OECD programme of cooperation with non-OECD economies (International Tax Terms for the Participants in the OECD programme of cooperation with non-OECD economies) Available at: http: / /www.oecd-ilibrary.org/search (accessed 20 May 2015).
17. Neutralising the Effects of Hybrid Mismatch Arrangements, 03CP, Sep 2014 g. Pages: 100 (Neutralising the Effects of Hybrid Mismatch Arrangements, 03CP, Sep 2014 r. Pages: 100) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/content/ book/9789264218819-en (accessed 20 May 2015).
18. Studying the role of tax mediators 09CP, Sep 2008 (Studying the role of tax mediators 03CP, Sep 2008) Available at: http://www.oecd-ilibrary. org/search (accessed 20 May 2015).
19. Tax Evasion and Avoidance. A report by the OECD Committee on Fiscal Affairs», 1979/1980 (Tax Evasion and Avoidance. A report by the OECD Committee on Fiscal Affairs», 1979/1980) Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/search (accessed 20 May 2015).
20. Malyshev E.A., Kokh Yu.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 8 (87), pp. 101-105.
Коротко об авторах _
Вылкова Е. С., д-р экон. наук, профессор, профессор каф. «Государственные и муниципальные финансы», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Научные интересы: финансы, налоги и налогообложение, налоговое планирование, управление налогообложением
Тарасевич А.Л., д-р экон. наук, профессор, профессор каф. «Общая экономическая теория», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected]@maiI .ги
Научные интересы: финансы, банковское дело, налоги и налогообложение
_Briefly about the authors
E. Vylkova, doctor of economic sciences, professor, professor, State and Municipal Finances department, St.-Petersburg State University of Economics, St.-Pe-tersburg, Russia
Scientific interests: finance, taxes and taxation, tax planning, tax management
A. Tarasevich, doctor of economic sciences, professor, professor, General Economic Theory department, St.-Petersburg State University of Economics, St.-Peters-burg, Russia
Scientific interests: finance, banking, taxes and taxation