Научная статья на тему 'Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрно-промышленного комплекса'

Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамеску А. А., Воскресенский В. Ю.

В зарубежных странах агротуризм поддерживается как на государственном уровне, а так и на местах. Кроме принятия соответствующих законодательных актов, касающихся развития агротуризма, говорят авторы статьи, во многих странах созданы специальные организации, поддерживающие этот вид деятельности. Учитывая зарубежный опыт, а также особенности современной экономической ситуации в стране, можно утверждать, что важными шагами на пути формирования отраслевого комплекса аграрного туризма является включение этого направления экономической деятельности в сферу государственного регулирования экономики. Важными компонентами государственного участия в развитии сектора агротуризма должны стать принятие федерального закона об аграрном туризме и создание специализированной организации Ассоциации агротуристических хозяйств России. Федеральный закон об аграрном туризме позволил бы легализовать экономическую активность в этой области и вывести ее на масштабный государственный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрно-промышленного комплекса»

13 (70) - 2008

Развитие АПК

АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

А. А. АДАмЕску, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист рФ

в. ю. Воскресенский,

кандидат экономических наук, доцент совет по изучению производительных сил (сопс) минэкономики россии и рАн

В результате экономических реформ 1990-х гг. в России развитие многих отраслей столкнулось с целым комплексом проблем. Не стало исключением и сельское хозяйство. В настоящее время отрасль переживает сложные времена. На 2-м Всероссийском аграрном совещании в 2003 г. было констатировано, что 75 % сельского населения находится за чертой бедности, убыточны более 70 % хозяйств, ежегодно снижаются площади посевов под зерновыми культурами. К сожалению, мало что изменилось и к настоящему времени.

Традиционно агропромышленный комплекс (АПК) занимал важное место в народном хозяйстве нашей страны, производя значительную часть ВВП. В нем было сконцентрировано свыше четверти производственных фондов, более 80 отраслей промышленности поставляли продукцию для АПК и около 60 отраслей перерабатывали сельскохозяйственное сырье. Агропромышленный комплекс почти на 90 % удовлетворял потребности страны в продовольствии, по многим видам продукции выдерживался экспортно-импортный паритет.

Однако к середине 1990-х гг. производство в АПК сократилось более чем на одну треть. Некоторые специалисты даже высказывали мнения, что такое понятие, как АПК, перестало существовать, так как в ходе приватизации хозяйственные связи между селом и перерабатывающими предприятиями были разорваны. Более того, многие бывшие партнеры сельчан по АПК стали для сельскохозяйс-

твенных товаропроизводителей монополистами, определяющими ценообразование на сельхозпродукцию. В результате этого крестьяне оказались с убытками, а все перерабатывающие отрасли и инфраструктура — с большими прибылями. Актуальной стала так называемая проблема «ножниц цен», когда сельскохозяйственная продукция реализуется по заниженным ценам, а стоимость бензина и сельскохозяйственной техники растет. Все эти обстоятельства не способствовали улучшению жизни на селе.

В сельской местности сформировался целый комплекс социальных проблем, от решения которых зависит дальнейшее функционирование аграрного производства в России. Речь идет прежде всего о кадровом обеспечении села. За последние 50 лет сельское население сократилось примерно на 45 %, при этом население трудоспособного возраста в сельской местности уменьшилось на 70 %. Активно идет процесс его старения. Это означает, что в аграрном производстве в недалекой перспективе просто некому будет трудиться. С другой стороны, из 40 млн чел., живущих на селе, у почти 19 млн доходы не достигают прожиточного минимума, а почти у 6 млн они ниже черты бедности в два раза и более. Важной проблемой остается состояние и развитие на селе социальной инфраструктуры. В сельских районах идет процесс массовой ликвидации школ, дошкольных учреждений, больниц, амбулаторных, фельдшерских медицинских

пунктов, библиотек, клубов, домов быта и других социально значимых объектов. Изменение форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования привело к тому, что новые субъекты аграрного предпринимательства в ряде мест просто бросили на произвол судьбы всю социальную и коммунально-бытовую инфраструктуру села. А отдельным фермерам не по карману выделять деньги на решение этих проблем, так как они сами еле сводят концы с концами. Таким образом, перед аграрным сектором сегодня встала и социальная проблема. И если ее проигнорировать, то это означает обречь его на самоликвидацию по причине отсутствия кадров.

В настоящее время по уровню питания населения наша страна передвинулась с седьмого места в мире на сороковое. Это не могло не отразиться на состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило негативные тенденции в области демографии.

Определенную тревогу у аграрников вызывает непреодоленный кризис в сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, строительстве, что усложняет воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.

Одной из причин низкого уровня и неустойчивого развития сельскохозяйственного производства является также неудовлетворительное состояние земельных угодий. В последние годы резко сократились работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, их орошению и осушению, уменьшилось применение минеральных удобрений.

В результате разрушения колхозного строя в ходе экономических реформ 1990-х гг. одной из альтернатив развития сельскохозяйственного производства стал фермерский сектор. По разным оценкам на начало XXI в. фермерский сектор составлял порядка 260—280 тыс. хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства появились в результате принятия соответствующих нормативно-правовых актов Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., Гражданского кодекса Российской Федерации от 21 октября 1994 г. и др. В начале 1990-х гг. селянин, переходивший в статус фермера, получал ряд привилегий, в частности, он мог получить льготный кредит, освобождался от уплаты ряда налогов и др. Однако впоследствии эти преимущества были практически сведены к нулю. Фермеры столкнулись с рядом серьезных проблем. К числу наиболее актуальных можно отнести административную проблему — столкновение интересов фермеров и чиновников. Кроме

проблемы административного прессинга фермеры сталкиваются с проблемами несвоевременности расчетов за поставленную продукцию, сложностью получения кредитов, налоговым прессингом и др. Это приводит к разорению многих хозяйств и к отказам от занятия фермерской деятельностью. Проблемы отечественного сельского хозяйства могут еще более усугубиться в случае вступления России во Всемирную торговую организацию, когда на российский рынок хлынет поток дешевой продукции из-за рубежа.

Таким образом, можно заключить, что для преодоления кризиса отечественного сельскохозяйственного производства, развития сельских районов нужны нестандартные идеи и новые подходы. Они должны значительно дополнить и расширить направления, развиваемые в приоритетном проекте АПК, который перерастает в программу.

Одним из перспективных альтернативных направлений развития сельскохозяйственного производства, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом, является аграрный туризм.

Аграрный туризм можно определить как вид туристической деятельности по использованию природных, культурно-исторических и иных ресурсов на селе для создания комплексного туристического продукта, когда размещение туристов на агрофермах берет на себя принимающая семья. Еще в середине XX в. в условиях начавшейся интеграции ведущих западноевропейских стран их сельскохозяйственное производство столкнулось с рядом сложностей: усилилась конкуренция среди сельскохозяйственных производителей, начался массовый отток населения из сельской местности в города и др. Одной из альтернативных мер для решения подобных проблем и стало развитие аграрного туризма. В этой связи целесообразно проследить зарубежный опыт его развития.

Так, во Франции в 1950-е гг. начался стремительный отток жителей неперспективных сельских районов в крупные города. В стране резко сократилось производство вина и сыра — того, чем французы гордились много веков. За счет государственных средств было восстановлено несколько десятков заброшенных усадеб, при которых имелись фермы, сыроварни и винодельческие хозяйства. Новых хозяев для сельских усадеб подбирали из числа молодых семейных пар. Позже выяснилось, что если превратить эти усадьбы в объекты агротуризма, то они становятся прибыльным бизнесом.

Аналогичная ситуация сложилась и в соседней Италии. Агротуризм здесь начал развиваться

в 1970-х гг. в качестве дополнения к сельскохозяйственной деятельности. Первоначально предполагалось, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, но позволит несколько укрепить их финансово-экономическое положение без необходимости масштабных инвестиций. Однако агротуризм развивался в Италии быстрыми темпами. И в настоящее время число агроферм в Италии перевалило за 10 тыс. Среди отдельных автономных областей Италии по числу агроферм лидирует Тоскана (34 % всех агрохозяйств), Умбрия (14 %), Сицилия (7 %). Официально датой рождения итальянского агротуризма принято считать 1985 г., когда в стране был принят федеральный закон о развитии этого сектора национальной экономики.

Одним из эффективных приемов государственного регулирования аграрного туризма в зарубежных странах является принятие государственных программ. Так, в Германии развитие агротуризма начало осуществляться в рамках государственной программы по «устойчивому развитию» сельской местности, что было особенно актуально для восточных земель, вошедших в состав страны после ее объединения и испытывающих экономические трудности. В Германии самыми дешевыми поездками остаются путешествия внутри страны. Тот, кто зарабатывает немного, отдыхает на родине. Это касается, в частности, семей безработных, которых особенно много в восточных землях. Другим примером является Кипрская программа по развитию агротуризма. Однако цели этой программы были иными, нежели в Германии. На Кипре агротуризм рассматривался прежде всего как альтернатива пляжному прибрежному туризму, значительные масштабы которого существенно увеличивали антропогенную нагрузку на окружающую среду прибрежных районов. То есть аграрный туризм в этом случае должен был выполнить функцию переключения туристических потоков с прибрежных на сельские районы.

Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Союза (ЕС) является единая аграрная политика. Она начала проводиться с середины 1960-х гг. и по сей день является одной из важнейших статей бюджета ЕС. К числу видов помощи фермерам в странах объединенной Европы относятся помощь в сбыте сельскохозяйственной продукции по заранее установленным ценам, субсидирование экспорта сельхозпродукции, возможность получения субсидий и др. Неслучайно в странах ЕС развитие агротуризма поддерживается

и на наднациональном уровне. Многие сельскохозяйственные регионы в зарубежной Европе считаются структурно слабыми. Европейский союз помогает занятым в сельском хозяйстве в поиске дополнительных источников дохода. Одним из альтернативных направлений деятельности в этой связи является туризм. По этим причинам на развитие туризма выделяются специальные средства европейского фонда ориентации и гарантий сельского хозяйства. В наибольшей степени помощь этого фонда оказывается горным районам. Однако за счет этих средств успешно реализуется так называемая Интегрированная программа по Средиземному морю, в рамках которой помощью в строительстве и реконструкции туристической инфраструктуры воспользовались туристические регионы Южной Италии, Южной Франции и Греции.

Развитие аграрного туризма поддерживается и в развивающихся странах. В Малайзии, например, концепция аграрного туризма ориентирована прежде всего на создание сельскохозяйственных парков, являющихся в основном государственными организациями, пропагандирующими национальное сельское хозяйство и приносящими доход от туризма. На Шри-Ланке развитие агротуризма пошло по пути создания VIP-деревень — современных туристических предприятий, предлагающих полный пакет туристических услуг, с проживанием в отдельных, стилизованных под традиционное жилище, но оборудованных всеми современными удобствами, включая кондиционер, бунгало, с обслуживанием и питанием на уровне отеля «пять звезд».

В зарубежных странах агротуризм поддерживается как на государственном уровне, так и на местах. Кроме принятия соответствующих законодательных актов, касающихся развития агро-туризма, во многих странах созданы специальные организации, поддерживающие этот вид деятельности. Эти организации выпускают специальные каталоги с информацией об агротуристических фермах, разрабатывают специальные циркуляры и инструкции для фермеров по ведению туристического бизнеса.

Каков уровень дохода и каковы издержки аг-ротуристических хозяйств за рубежом? Проследим эти показатели на примере агротуристических ферм Словении, где с 1997 г. функционирует Ассоциация агротуристических ферм. В настоящее время в ее состав входят более 300 фермерских хозяйств с общим числом койко-мест более 3 000. Агроту-ристические фермы разбросаны по всей террито-

рии страны, но их особенно много в живописных местах, имеющих уникальный набор туристических ресурсов (горные курорты, живописные долины, минеральные источники и т. п.). Средний уровень загрузки агротуристической фермы составляет 75 дней в году, но если агроферма удачно расположена, то он может превышать и 150 дней. Уровень цен за комнату на агроферме в зависимости от уровня сервиса (от одного до четырех «яблок» («яблоко» — единица шага сертификации услуг для агроферм по аналогии со «звездами» для гостиниц) колеблется в пределах 17-30 евро за день. Высоким уровнем дохода считается доход агротуристической фермы, превышающий 20 000 евро в год. Значительная часть дохода реинвестируется в развитие бизнеса. Издержки типовой агротуристической фермы Словении распределяются следующим образом (табл. 1).

Налог на воду на агротуристических фермах может не взиматься в случае, если там имеется собственный источник водоснабжения. Кроме указанных позиций в Словении взимается туристический налог в размере одного евро за каждого постояльца. В плату за электричество входит плата за использование сети Интернет, служащей основным видом рекламы агротуристического продукта. Анализ издержек указанной агрофермы показывает, что основной вид затрат — переменные издержки (51,4 % от их общего объема).

Для агротуристической деятельности в Словении используются дома, построенные еще много веков назад и передаваемые из поколения в поколение. При развитии агротуризма фермеры сталкиваются с определенными трудностями. В частности, для ведения такой деятельности нет четких циркуляров и инструкций, во многих случаях имеют место бюрократические проволочки. Однако в целом число агротуристических ферм в Словении неуклонно растет.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что такому направлению, как агротуризм уделяется внимание, и инициативы «снизу» поддерживаются и на государственном уровне в виде создания поддерживающих госструктур и принятия законодательных актов.

Принимая во внимание богатство природно-ресурсного потенциала России, разнообразие ее природно-климатических ресурсов, сложности развития сельскохозяйственного производства и другие факторы, можно утверждать, что аграрный туризм мог бы стать отраслевым комплексом, определяющим инновационный потенциал и новое лицо АПК России. Учитывая зарубежный опыт, а также особенности современной экономической ситуации в стране, можно утверждать, что важными шагами на пути формирования отраслевого комплекса аграрного туризма является включение этого направления экономической деятельности в сферу государственного регулирования экономики. Важными компонентами государственного участия в развитии сектора агротуризма, на наш взгляд, должны стать принятие федерального закона об аграрном туризме и создание специализированной организации — Ассоциации агротуристических хозяйств России. Федеральный закон об аграрном туризме позволил бы легализовать экономическую активность в этой области и вывести ее на масштабный государственный уровень. Специализированная организация агротуристических хозяйств способствовала бы координации деятельности в этой области, а также служила бы инструментом помощи фермерам в организации агротуристичес-кой деятельности. Аграрный туризм для многих фермеров мог бы стать как основным, так и вспомогательным видом деятельности в условиях обострения ситуации на сельскохозяйственных рынках и перспективы интеграции сельского хозяйства России в мировую хозяйственную систему после

Таблица 1

Издержки агротуристической фермы «Рп ГГ1еу» (Словения)

Вид издержек Ежемесячная плата (евро) Ежегодная плата (евро)

Вывоз мусора 35,0 420,0

Налог на строения — 70,0

Налог на землю (5 га) — 90,0

Плата за электричество 150,0 1 800,0

Плата за воду — —

Плата за телефон 60,0 720,0

Единый налог на вмененный доход — —

Реклама в туристическом каталоге — 200,0

Итого 245,0 3500,0

вступления нашей страны в ВТО. В представленном нами проекте предусматриваются следующие функциональные особенности Ассоциации аграрного туризма России (табл. 2).

Аграрный туризм мог бы с успехом развиваться в различных областях и регионах России, в частности:

• в районах, имеющих уникальный набор туристических ресурсов общего рекреационного и лечебно-оздоровительного профиля (Алтайский край, Республика Карелия, Урало-Повол-жье, юг России);

• в приграничных районах (Калининградская область, Хабаровский край);

• в центральной полосе России, вблизи крупных городских агломераций (Московская, Калужская, Смоленская, Тверская, Ярославская области);

• в областях, имеющих богатое историко-культурное наследие (Владимирская, Костромская, Псковская, Новгородская области).

В случае формирования в экономике России нового отраслевого комплекса агротуризма нами ориентировочно оценен возможный экономический эффект от его деятельности. Учитывая, что агроту-ристический сектор стал важной составной частью экономик многих стран зарубежной Европы, считаем целесообразным использовать в расчетах валюту евро (1 евро ориентировочно принят за 35 руб.).

Возможный прогноз валового дохода развития агротуристического сектора учитывал следующие исходные данные:

1) приблизительное число фермерских хозяйств в России — 270 000;

2) варианты числа фермерских хозяйств, вовлекаемых в агротуристическую деятельность:

100 % — 270000 75 % — 202500 50 % — 135000 25 % — 67500 5 % — 13500 1 % — 2700;

3) уровень доходности фермерского хозяйства от реализации агротуристических услуг (руб. / год):

высокий — от 700 000 (20 000 евро); средний — от 350 000 (10 000 евро); низкий — 70 000 и ниже (2 000 евро). Можно допустить, что на начальном этапе развития указанного сектора экономики число вовлеченных в эту сферу деятельности фермерских хозяйств окажется незначительным. Нами рассмотрено три сценария развития рынка агротуризма с охватом 25 %, 5 % и 1 % фермерских хозяйств. В итоге были получены следующие результаты.

Согласно первому сценарию на агротурис-тическом рынке функционирует 25 % от общего числа фермерских хозяйств. Одна треть хозяйств имеет высокий уровень дохода, одна треть — средний, одна треть — низкий. Совокупный валовый доход от деятельности трех групп агротуристи-ческих ферм в этом случае составит 720 млн евро в год.

Согласно второму сценарию на агротуристи-ческом рынке функционирует лишь 5 % от общего числа фермерских хозяйств с теми же пропорциями в распределении дохода между фермами. В этом случае совокупный валовый доход от их деятельности составит 144 млн евро в год.

Функциональные особенности деятельности Ассоциации аграрного туризма России

Таблица 2

Члены ассоциации Стратегические задачи ассоциации Взаимодействие с государственными органами Направления деятельности ассоциации

Фермерские хозяйства 1. Развитие агротуризма в России 2. Пропаганда внутреннего туризма и отдыха в сельской местности 3. Обеспечение занятости в сельской местности и развитие сельских районов 4. Содействие сохранению памятников историко-культурного наследия, традиций и фольклора 1. Органы законодательной власти (подготовка Закона об агротуризме) 2. Министерство экономического развития и торговли (проведение обязательной сертификации услуг агротурферм; разработка стандартов обслуживания) 3. Министерство сельского хозяйства (программы развития агротуризма для сельских районов) 4. Федеральное агентство по туризму (реклама туристических ресурсов сельской местности России) 5. Министерство иностранных дел (изучение зарубежного опыта развития агротуризма) 1. Маркетинговая и рекламная деятельность по развитию агротуризма (участие в выставках, Интернет-технологии и т. д.) 2. Организация учебных курсов для фермеров по основам агротуристическо-го бизнеса 3. Разработка программ по развитию агротуризма

При реализации третьего варианта, когда на агротуристическом рынке останется лишь 1 % от общего числа фермерских хозяйств с теми же пропорциями в распределении доходов, совокупный валовый доход от их деятельности составит 28,8 млн евро в год, или более 1 млрд руб. в год. Таким образом, можно утверждать, что даже на начальной стадии формирования рынка агротуризма в России при минимальном вовлечении в эту сферу деятельности фермерских хозяйств доход от такого вида деятельности окажется значительным.

Для развития аграрного туризма в России необходимо провести организационно-методическую работу. Помимо принятия соответствующих законодательных актов и создания специализированной организации важно определить базовые понятия этого рода деятельности, в частности, дать определение агротуристической ферме.

Агротуристическая ферма — это дом в сельской местности, сделанный из прочных стройматериалов, который обладает определенным набором удобств и устройств, дающих возможность принимать туристов. На агротуристической ферме как средстве размещения должны быть следующие помещения: спальная комната, ванная комната с раковиной, туалетная комната. Чтобы средство размещения имело статус агротуристической фермы, оно должно включать в себя средства обогрева, проведенное водоснабжение и электричество. Аг-ротуристические хозяйства должны быть готовы к приему туристов и обладать соответствующим базовым набором услуг для этого. Поэтому по аналогии с гостиницами важно провести сертификацию услуг агротуристических ферм.

Как показывает зарубежный опыт, рынок аграрного туризма может быть рассчитан на разные категории граждан. Это могут быть как граждане

России, так и иностранцы. Услугами агротуристи-ческих ферм могут заинтересоваться лица с невысоким уровнем доходов, женщины с детьми, иностранцы, приехавшие в Россию с целью знакомства с местным фольклором, объектами культурно-исторического наследия, охоты, рыбалки и т. д.

Способом продвижения агротуристического продукта на рынок могут стать такие маркетинговые инструменты, как издание соответствующих каталогов, участие в выставках. Однако наиболее эффективным способом рекламы агротуристичес-ких услуг, исходя из зарубежного опыта, является создание интернет-сайтов. Следовательно, развитие аграрного туризма будет также способствовать целям компьютеризации российского села. Учитывая консерватизм сельчан, большое внимание должно уделяться пропаганде и рекламе аграрного туризма в самой России. Здесь могут быть задействованы ресурсы местных органов власти, создание образцовых агротуристических хозяйств и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из перспективных направлений развития сельского хозяйства России может стать формирование отраслевого комплекса аграрного туризма, который бы способствовал улучшению как материального положения сельчан, так и развитию социально-бытовой инфраструктуры на селе.

Прогнозные расчеты показывают, что даже при минимальной вовлеченности агротуристических хозяйств в индустрию агротуризма (1 % от общего числа 270 000 ферм в России) ежегодный валовый доход может превысить 1 млрд руб.

Можно сделать вывод, что одним из перспективных направлений деятельности АПК России может стать формирование отраслевого комплекса аграрного туризма, который бы дал дополнительный импульс развитию российского села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.