33 (126) - 2009
Туристско-рекреационные зоны
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ АГРОТУРИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
А. А. АДАМЕСКУ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономики России и РАН В. Ю. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент Московский Гуманитарный университет
Анализируются особенности развития аграрного туризма в странах Центральной и Восточной Европы. Показано на опыте Словении, что к числу первоочередных задач, необходимых для развития агротуризма, следует отнести принятие законодательного акта, легализующего данный вид экономической активности, а также создание специализированной организации, поддерживающей агротуризм на государственном уровне. В случае формирования агротуристского комплекса в России будет сделан еще один важный шаг в сторону диверсификации экономики страны и снижения ее зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти и газа.
Ключевые слова: аграрный туризм, Словения, Ассоциация аграрного туризма, диверсификация экономики, государственное регулирование, фермерские хозяйства.
Мировой финансовый кризис, сопровождающийся резким снижением цены на нефть, еще раз заставил задуматься над проблемой диверсификации российской экономики. Перевести ее на инновационные рельсы за короткий промежуток времени вряд ли удастся. В связи с этим целесообразно проанализировать и альтернативные варианты развития экономики, возможность создания новых отраслевых комплексов на основе уже имеющихся природных, сырьевых и других ресурсов. Как показал зарубежный опыт развития экономики многих стран, имеющих аналогичную российской отрасле-
вую структуру хозяйства, в ряде из них осуществляется переход использования аграрно-сырьевых ресурсов из сферы внешней торговли в сферу сервисного сектора, в частности международного туризма. Как свидетельствует история, важнейшим фактором роста экономики России в различные исторические периоды были природные ресурсы, которые вовлекались в хозяйственный оборот адекватно той или иной ситуации. Так, в начале ХХ в. Россия была крупным экспортером зерна, используя благоприятные агроклиматические ресурсы, в конце ХХ в. решающим вектором развития хозяйства России стал экспорт нефти и природного газа. XXI в. войдет в историю как век постиндустриального общества. Так почему нельзя предположить, что на передовые рубежи может выйти вовлечение в хозяйственный оборот рекреационных ресурсов России, которые сейчас практически не используются?
Актуальным представляется использование хозяйственного опыта стран с переходной экономикой, которые, как и Россия в конце XX в., встали на путь перехода от плановой к рыночной системе хозяйства. К таким государствам относятся страны региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). После второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена плановая система хозяйства. Со временем исходную советскую модель сменили
национальные модели экономики (югославская, венгерская, польская), допускающие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой.
Введение элементов рыночной экономики еще в советский период позволило государствам ЦВЕ лучше адаптироваться к новым рыночным условиям и дало возможность в условиях переходного периода развивать новые отраслевые комплексы, соответствующие особенностям природно-ре-сурсного потенциала этих стран и направлениям социально-экономического развития общества. К одним из таких комплексов, комбинирующих различные факторы производства, относится аграрный туризм.
Аграрный туризм можно определить как вид хозяйственной деятельности по использованию природных, культурно-исторических и иных ресурсов на селе для создания комплексного туристского продукта, когда размещение туристов на агрофермах берет на себя принимающая семья. Еще в середине ХХ в. в условиях начавшейся интеграции западноевропейских стран их сельскохозяйственное производство столкнулось с рядом сложностей. Усилилась конкуренция среди сельскохозяйственных производителей, начался массовый отток населения из сельской местности в города и т. д. Одной из альтернативных мер для решения подобных проблем и стало развитие аграрного туризма, родиной которого считаются западноевропейские страны — Франция, Италия, Австрия.
Развитие аграрного туризма стало характерным и для восточноевропейских стран. В условиях краха социалистической системы хозяйствования и ликвидации Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) практически все восточноевропейские страны переориентировали свои внешнеэкономические связи с востока на запад. Не исключением стали и связи в сфере международного туристского обмена, когда страны ЦВЕ стали ориентироваться на прием иностранных туристов, прежде всего из развитых капиталистических стран Запада. Это явилось одним из важных толчков к развитию новых элементов туристской инфраструктуры, соответствующих западным стандартам, к которым, в частности, относится аграрный туризм. Развитие аграрного туризма стало характерно для многих стран ЦВЕ — Польши, Венгрии, Чехии.
Особенности развития этого нового вида хозяйственной деятельности можно проследить на примере Республики Словения.
Республика Словения является наиболее развитой в экономическом отношении частью бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Среди территорий бывшей СФРЮ Словению называли «локомотивом, который устал тянуть» более отсталые в экономическом отношении части этого федеративного социалистического государства. Неравнозначность уровня экономического развития Словении и остальных частей Югославии явилась важным фактором превращения республики в независимое государство в июне 1991 г. После провозглашения независимости страна стала осуществлять форсированный переход от плановой к рыночной экономике, добившись ощутимых результатов. Для сравнения можно сказать, что Словения 15 лет тому назад имела уровень современной Черногории. За более чем 15 лет независимости, имея среднегодовые темпы роста экономики около 4 %, Словения достигла уровня среднеразвитой страны ЕС с показателем ВНП на душу населения порядка 19 тыс. долл. США, что составляет более 80 % от среднестатистического показателя для стран ЕС. Словения стала первой из вновь вошедших в ЕС стран, которая ввела в качестве официального платежного средства евро, что свидетельствовало об устойчивости финансовой системы и стабильности экономики (см. табл. 1).
Словения по уровню экономического развития является одной из наиболее развитых стран ЦВЕ. Так, среди стран ЦВЕ здесь самый высокий доход на душу населения и самые низкие показатели уровня безработицы (табл. 2).
Экономика Словении все больше и больше становится экономикой сферы услуг. В 2005 г. в секторе сферы услуг производилось 63,4 % ВВП страны.
Одним из направлений специализации экономики страны стал международный туризм. В Словении разрабатываются индикативные планы его развития.
Таблица 1
Макроэкономические показатели уровня развития Республики Словения (по данным на 2006 г.)
Показатель Значение
Темп роста ВНП, % 5,2
ВНП на душу населения, евро 14 808
Уровень безработицы, % 6,0
Темп роста производительности труда, % 4,0
Среднегодовой уровень инфляции, % 2,5
Таблица 2
Сравнительные макроэкономические показатели уровня экономического развития стран ЦВЕ — членов ЕС
Страна Год вступления в ЕС Население (2006 г.), млн чел Уровень безработицы, % ВВП на душу населения, долл.
Болгария 2007 7,7 10,1 7 700
Эстония 2004 1,3 7,9 14 000
Венгрия 2004 10,1 7,2 14 700
Литва 2004 2,3 8,3 12 200
Латвия 2004 3,4 8,9 11 300
Польша 2004 38,1 17,7 11 700
Чехия 2004 10,3 7,9 17 300
Румыния 2007 21,6 7,9 8 000
Словакия 2004 5,4 16,3 13 400
Словения 2004 2,0 6,5 19 200
Так, основные направления политики в этой отрасли на текущие пять лет представлены в таких плановых документах, как План развития туризма и Политика Словенского туризма (DPPST) на 2007—2011 гг. В 2006 г. статистические органы Словении зафиксировали около 2,5 млн международных туристских прибытий, а по объему и качеству предоставляемых туристских услуг страна заняла 44-е место среди государств мира. Среди туристов, посетивших Республику Словения в 2006 г., преобладают граждане развитых капиталистических стран (табл. 3).
Инновационные направления развития международного туризма бывшей социалистической республики выражены в разных направлениях, одним из которых является попытка формирования нового отраслевого комплекса аграрного туризма. Для этого в стране были приняты соответствующие законодательные акты. Так, в законе о «Гостинич-но-ресторанном деле», принятом в Республике Словения в 2006 г., имеется специальный раздел «Осуществление гостинично-ресторанной деятельности арендодателями меблированных комнат и в фермерских хозяйствах». Согласно ст. 15 разд. 4 данного закона фермер может осуществлять в своем фермерском хозяйстве гостинично-ресторанную деятельность в качестве сопутствующего вида деятельности. Гостям при этом можно предлагать блюда из выращенных на ферме продуктов, а также приготовленные и переработанные в домашних условиях напитки («открытые фермы», винодельческие фермы и трактиры). Компетентный орган управления после предварительного заключения от органа местной администрации может разрешить фермеру предлагать гостям также другие домашние блюда и купленные напитки.
В 2005 г. в Словении было принято Постановление о виде, объеме и условиях осуществления
сопутствующей деятельности в фермерском хозяйстве. В соответствии с данным законодательным актом наряду с прочими (переработка и продажа сельскохозяйственных продуктов, деятельность, связанная с традиционными крестьянскими промыслами; выработка и продажа энергии из возобновляемых источников; обучение в фермерском хозяйстве и др.) к сопутствующим услугам отнесены туризм и гостинично-ресторанная деятельность.
В 1997 г. в Республике Словения была создана специализированная организация «Ассоциация аграрного туризма», целью деятельности которой является координация действий в данной области и продвижение агротуристского продукта фермерских хозяйств страны при помощи рекламы. Ассоциацией издаются специальные каталоги, в которых содержится перечень принимающих ферм, а также указывается тот набор услуг, которые они предлагают туристам.
К 2008 г. количество официально зарегистрированных агротуристских ферм превысило 300 с общим количеством мест на них 13 682. Предварительные расчеты показали, что в случае стопро-
Таблица 3
Географическая структура международных туристских прибытий в Республику Словения (2006 г.)
Страна Количество прибывших туристов, в процентах к итогу
Италия 20,0
Австрия 15,0
Германия 14,0
Великобритания 7,0
Хорватия 6,0
Венгрия 3,0
Россия 2,0
Другие страны 33,0
Всего... 100,0
центной загрузки агротуристских ферм Словении при средней стоимости койко-места в 30 евро валовый доход от агротуристской деятельности составит порядка 0,5 млн евро, или 0,002 % ВВП Республики Словения. Значительное количество агротуристских ферм республики — это дома в сельской местности, передаваемые из поколения в поколение. Среднее количество посадочных мест на агротуристской ферме Словении — 43, что эквивалентно уровню малой гостиницы. Анализ размеров площади агротуристских ферм показал, что в республике преобладают хозяйства с площадью 20,0—50,0 га (табл. 4).
По числу посадочных мест агротуристские фермы Словении можно разделить на три категории: мелкие (до 30 койко-мест); средние (30—50); крупные (50 и более) — табл. 5.
Агротуристские фермы Словении предлагают отдыхающим различные виды проведения досуга: пешие прогулки, горные и беговые лыжи, катание на лошадях, большой и настольный теннис, гольф, купание в озере и реке, купание в бассейне, сауна, катание на коньках, велосипед, катание на лодках, виндсерфинг, прыжки с парашютом, дельтапланеризм, боулинг, детские городки, охота, рыбалка и др.
На примере агротуристских ферм Словении нами был произведен расчет, позволяющий измерить тесноту зависимости между размером агроту-ристской фермы и количеством предоставляемых ею услуг отдыхающим. Для этого была сделана выборка из десяти агротуристских ферм (табл. 6). На основании данных выборки был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена (р), показывающий устойчивость связи между двумя факторными признаками. Коэффициент корреляции рангов Спирмена для данной выборки составил р = 0,42, что свидетельствует о незначительной зависимости количества предоставляемых услуг агротуристских ферм от их размеров. Данные расчета свидетельствуют об универсализме агротуристских ферм Словении и широком выборе досуговых услуг независимо от размера их площади.
Агротуристские фермы страны по количеству и качеству предоставляемых услуг сертифицированы на четыре категории — от одного до четырех «яблок». Они имеют определенную адресность и специализацию. Так, отдельно выделяются экологические фермы, семейные фермы, фермы для велосипедистов, любителей виноделия, инвалидов и т. д.
Анализ размещения агротуристских ферм по районам республики показал, что в большинстве своем они находятся в экологически чистых гор-
ных местностях с живописной природой. Самый высокий процент концентрации агротуристских ферм — в живописной альпийской горной Логар-ской долине цветов на границе с Австрией, где их насчитывается около 30 (табл. 7).
В известной степени закономерности размещения агротуристских ферм Словении соответствуют теории центральных мест западноевропейских исследователей В. Кристаллера и А. Леша, объясняющей закономерности размещения предприятий сферы услуг в зависимости от территориально-пространственной иерархии разных типов поселений. Значительное количество агротуристских ферм размещено в дополняющих районах крупных городов Словении, в частности, Целе и Марибора
Таблица 4
Площадь агротуристских ферм Республики Словения
Площадь, га Количество агротуристских ферм, в процентах к итогу
До 10,0 24,5
10,0—20,0 29,4
20,0—50,0 33,3
50,0 и более 12,8
Всего... 100,0
Таблица 5
Данные по числу посадочных
мест на агротуристских фермах Республики Словения
Количество Доля в общем числе
посадочных мест агротуристских ферм, %
До 30 33,1
30—50 28,1
50 и более 38,8
Всего 100,0
Таблица 6
Выборочные данные по размеру агротуристских ферм Словении и количеству предоставляемых ими услуг
Название агротуристской фермы Площадь, га Количество предоставляемых услуг, шт.
18 116
КЯАШС — РЫ ARNEJCKU 9 18
GRAPAR 9,5 15
РЫ1 KAFOLU 11 11
РЫ1 PLAJERJU 12 16
SIROKO 20 17
РЫ1 вэуыси 25 14
JELINCIC 40 16
РЫ1 FLANDRU 40 26
ZELINC 72 16
Таблица 7
Особенности размещения агротуристских ферм в Республике Словения
Регион Количество агротуристских ферм Доля в общем числе, %
1. Нотраньска. Расположен на юго-западе страны с центром в г. Постойна 26 8,2
2. Доленьска и Бела Краина. Расположен на юге страны в долине р. Крка с центром в г. Ново-Место 49 15,5
3. Стаерска. Расположен на северо-востоке страны с центром в г. Марибор 60 18,9
4. Прекмурье. Расположен на северо-востоке страны в бассейне р. Мура на границе с Венгрией. Центр — Мурска Суббота 32 10,0
5. Корошка. Расположен в Альпах на севере Словении. Центр — Словения Градец 77 24,3
6. Гореньска. Расположен в Альпах с живописными озерами Блед и Бохинь. Центры — Скофья Лока, Радовлица, Крань, Камник, Тржич 66 20,8
7. Приморска. Расположен на побережье Адриатического моря 2 0,6
8. Любляна и пригороды. 5 1,7
Всего... 317 100,0
и удовлетворяют потребности жителей этих городов и близлежащих пригородов в рекреационных услугах.
Как показал хозяйственный опыт Республики Словения, в прошлом одной из составных частей крупного социалистического государства СФРЮ, аграрный туризм является востребованной услугой и помогает фермерам получать сопутствующие доходы. Аграрный туризм выгоден и отдыхающим, так как плата за размещение на агротуристской ферме, как правило, невелика. Аграрный туризм, имея социальную направленность, может быть востребован широкими слоями населения как способ восстановления жизненных сил и знакомства с крестьянскими ремеслами и сельским образом жизни. В Словении размещение агротуристских хозяйств определяется во многом природно-климатическими факторами, в частности, живописным ландшафтом. В известной степени агротуристские фермы могут быть размещены в дополняющих районах крупных городских агломераций.
Развитие агротуристского бизнеса может стать одним из перспективных направлений развития экономики России. В нашей стране агротурист-ский бизнес может развиваться по нескольким направлениям. Одно из направлений представляет собой реализацию инвестиционных проектов по созданию агротуристских деревень с целью демонстрации туристам обычаев и традиций местного фольклора. Подобные инвестиционные проекты
могут быть осуществлены крупными туроператорами при согласовании с местной администрацией. Второй подход представляется более прогрессивным и полезным для экономики страны и связан с вовлечением в агротуристский бизнес фермерских хозяйств, где услуга агротуризма может реализовы-ваться в качестве сопутствующего вида деятельности фермерского хозяйства.
Учитывая сложное положение сельского хозяйства России и, в частности, фермерских хозяйств, основной вклад в создание инфраструктуры агротуризма в России должно внести государство. Поэтому для развития аграрного туризма в России необходимо включить это новое направление в сферу государственного регулирования экономики путем принятия соответствующих законодательных актов и создания специализированной организации «Ассоциация агротуристских фермерских хозяйств». Подобный подход особенно актуален в условиях экономического кризиса. В свое время еще на примере Великой депрессии 1929—1933 гг. основоположник макроэкономического анализа Дж. М. Кейнс убедительно показал, что выход из кризиса — это государственные инвестиции в те отрасли экономики, которые формируют эффективную модель спроса. Конечно, поддержание финансовой инфраструктуры важно в условиях кризиса, но не менее важной является господдержка реального сектора экономики и формирование новых направлений его развития.