Научная статья на тему '\ афиша \ 10' октябрь'

\ афиша \ 10' октябрь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ афиша \ 10' октябрь»

96

АФИША

_Q VO СК I—

О

4 октября

Москва. Московская государственная филармония. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Абонемент 19.

Симфонический оркестр и хор Государственного академического Большого театра России.

В программе: Николай Обухов, Пролог к «Книге жизни» (первое исполнение в России); Морис Равель, Второй фортепианный концерт; Игорь Стравинский, музыка балета «Пульчинелла».

Главный хормейстер - Валерий Борисов. Дирижер - Владимир Юровский.

Солист - Александр Таро (фортепиано, Франция). Солисты-вокалисты: Аллисон Белл (Великобритания, сопрано), Владимир Огнев (бас-баритон), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Павел Колгатин (тенор), Николай Казанский (бас).

10 октября

Санкт-Петербург. Мариинский театр. Концертный зал.

Гастроли барочного ансамбля «Артс Флориссан».

Один из самых известных барочных ансамблей во всем мире назван в честь написанной тремя столетиями ранее оперы Марка Антуана Шарпантье «Процветающие искусства».

Со времени основания ансамбля в 1979 году его создатель франкоамериканский клавесинист и дирижер Уильям Кристи воскрешал французскую, итальянскую и английскую музыку ХУН-ХУШ веков, открывая новые имена и превращая

научные изыскания в области аутентичного исполнения в оригинальные художественные события.

Ансамбль сотрудничает с выдающимися художниками, балетмейстерами и режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Альфредо Ариас, Пьер-Луиджи Пицци, Андрей Щербан и Питер Селларс. Результатом этого партнерства стали театрализованные постановки оперных, балетных и камерных сочинений Рамо, Люлли, Куперена, Монтеверди, Ланди, Кальдары, Демаре и др.

Ансамбль выступает резидентом театра Канн, Франция.

В России Уильям Кристи и «Артс Флориссан» исполнят две оперы в постановке режиссера Винсента Буссарда. Опера Марка-Антуана Шарпантье «Актеон», созданная в 1685 году по античному мифу о богине Диане и фиванском царевиче Актеоне, стала одним из прекрасных образцов французского барочного стиля, с его танцевальностью и прихотливым изяществом. Во втором отделении -опера в трех действиях Генри Пёрселла «Дидона и Эней» - первая английская опера, написанная по мотивам «Энеиды» Вергилия в 1689 году. В главных партиях: «Актеон» - Эд Лайон, Хилари Саммерс, Эмманюэль де Негри, Кэтрин Уотсон,

Ана Куинтанс, Селин Риччи; «Дидона и Эней» - Соня Йончева, Андреас Вольф, Эмманюэль де Негри и др.

11, 15, 18, 25 октября

Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).

Опера в четырех действиях с прологом «Борис Годунов».

С участием труппы Мариинского театра. Музыка Модеста Мусоргского на либретто композитора, основанное на одноименной трагедии Александра

Пушкина и материалах «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Композитора чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица спектакля. Впервые опера была исполнена в 1874 году в санкт-петербургском Мариинском театре. Однако подлинное ее открытие произошло в 1908 году в Париже, когда в версии, отредактированной композитором, пел Федор Шаляпин. В этом варианте произведение получило мировое признание.

Действие происходит в «смутное время», 1598-1605 годы, после смерти бездетного сына Ивана Грозного царя Федора и спустя несколько лет после гибели-убиения в Угличе его брата -царевича Дмитрия. Это период правления Бориса Годунова и претензий на престол Лжедмитрия (монаха Гришки Отрепьева). «Борис Годунов» - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова к народу, призывающему Бориса Годунова на царство, «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью. Вторая картина - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

\АФИША \

96

98

105 106

событие

Леонида Романова похоронена в Петропавловской крепости

В Россию привезли великую православную святыню — десницу Спиридона Тримифунтского

вы нам писали

благотворительность

Екатеринбургское движение «Дорогами добра» помогает нуждающимся

108

проза жизни

Когда к бытовым неурядицам добавляются жара и смог, люди теряют самообладание

111

производственным

перерыв

112

поздравляем

именинников

мелодии. В центре картины - монолог Бориса Годунова, преследуемого виной за убийство царевича Дмитрия, «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первый акт открывается кратким оркестровым вступлением. Музыка передает однообразный скрип пера летописца Чудова монастыря Пимена в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских.

Монах Григорий (будущий самозванец Лжедмитрий) охарактеризован как неуравновешенный, пылкий юноша. Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с князем Василием Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»). Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца полячке Марине Мнишек. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О, царевич, умоляю». Первая картина четвертого акта -драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина завершается психологически острой сценой смерти Бориса.

Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина - исключительная

по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно.

Песня монахов «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины - бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула.

Средний раздел хора «Ой ты, сила» -размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

Дирижер - Валерий Гергиев.

Исполняется на русском языке лучшими голосами оперной сцены. Борис Годунов - Рене Папе, Шуйский - Олег Балашов, Пимен - Михаил Петренко.

15 октября

Рим. Римская опера (Teatro dell>Opera).

Сильвия. Премьера на сцене театра балета «Сильвия, или нимфа

Дианы».

Музыка Лео (Клемана Филибера) Делиба.

Партитура балета принадлежит к числу лучших произведений своего жанра. Чайковский писал об этом сочинении:

«Я слышал балет «Сильвия» Лео Делиба, именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!»

Сюжет балета заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо «Аминта». Пастораль

была написана в 1573 году для представления при дворе феррарских герцогов д'Эсте. Тассо создал изящную стилизацию в духе античной мифологии и вслед за Анакреонтом, Феокритом и Вергилием воспел грезу о непосредственной любви юных душ, близких природе, - нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Герои Тассо появлялись на балетной сцене задолго до балета Делиба. Еще в 1760-е годы эту историю разыгрывали в Фонтенбло и Париже в трехактном героическом балете «Сильвия» на музыку Ле Бретона и Жана-Клода Триаля знаменитые танцовщики Жан Доберваль и Мари Аллар. Первая постановка делибовской «Сильвии», осуществленная в 1876 году на сцене Парижской Оперы балетмейстером Луи Мерантом, была решена в духе традиционного балетного «ана-креонтизма»: изящные нимфы, пастухи, пастушки и античные боги резвились в легкомысленных па к вящему удовольствию публики. К этому произведению главный театр Франции неизменно относится как к своему национальному достоянию. За последние 100 лет балет Делиба ставили здесь неоднократно, причем как хореографы выступали такие мэтры, как Лео Стаатс, Серж Лифарь и Джон Ноймайер. В 1950-е годы в Лондоне в расчете на Марго Фонтейн «Сильвию» поставил знаменитый англичанин Фредерик Эштон. И все же музыка Делиба в своей ясности и искренности передаваемых чувств гордо возвышается над всеми хореографическими интерпретациями. Она будто противится и упрощенно-балетному, и слишком интеллектуальному подходу.

На сцене Римской оперы балет представлен в хореографии Фредерика Эштона. Дирижер - Дэвид Ламарч. Исполнители главных ролей - Полина Семенова, Джузеппе Пиконе и др.

При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

О

—I 23 04 "О сг

\АФИША \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.