Научная статья на тему 'Аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов'

Аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / AEROBICS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / НЕФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ВУЗЫ / NON SPORTS HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагирова Н. П., Тагиров Д. Т.

В статье рассматривается аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов. Одним из существенных требований занятий физической культурой является сочетание образовательной направленности занятия, а также высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности. В известной мере интересным средством для решения выдвинутых требований может служить оздоровительная аэробика в системе физического воспитания в вузе. По мнению авторов, включение в программу обучения занятий по видам активной двигательной деятельности позитивно сказывается на уровне мотивации студентов к занятиям физической культурой, а также расширяет границы выбора студентом формы занятий по дисциплине «Физическое воспитание» в зависимости от его потребностей и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагирова Н. П., Тагиров Д. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AEROBICS IN NON SPORTS HIGH SCHOOLS PHYSICAL TRAINING SYSTEM

The article tells about aerobics in non sports high schools physical training system. One of essential requirements of physical training is the combination of educational orientation, and also high motor density, dynamism, emotions. To a certain extent as interesting means for the decision of the put forward requirements improving aerobics can serve in system of physical training in high school. In authors opinion, including to the training program up to kinds of motor activity has positive affects to the physical training lessons students motivation, and also expands the students choice at "Physical training" class depending on needs and interests.

Текст научной работы на тему «Аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов»

УДК 796.6

АЭРОБИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.П.Тагирова Камская государственная инженерно-экономическая академия,

г. Набережные Челны Старший преподаватель Д.Т.Тагиров Камский государственный институт физической культуры,

г. Набережные Челны AEROBICS IN NON SPORTS HIGH SCHOOLS PHYSICAL TRAINING SYSTEM N.P.Tagirova, Ph.D., Associate Professor Kama State Engineering-Economic Academy, Naberezhnye Chelny D.T.Tagirov, Senior teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: аэробика, физическое воспитание, нефизкультурные вузы Аннотация: В статье рассматривается аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов. Одним из существенных требований занятий физической культурой является сочетание образовательной направленности занятия, а также высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности. В известной мере

интересным средством для решения выдвинутых требований может служить оздоровительная аэробика в системе физического воспитания в вузе. По мнению авторов, включение в программу обучения занятий по видам активной двигательной деятельности позитивно сказывается на уровне мотивации студентов к занятиям физической культурой, а также расширяет границы выбора студентом формы занятий по дисциплине «Физическое воспитание» в зависимости от его потребностей и интересов.

Keywords: aerobics, physical training, non sports high schools

Summary: The article tells about aerobics in non sports high schools physical training system. One of essential requirements of physical training is the combination of educational orientation, and also high motor density, dynamism, emotions. To a certain extent as interesting means for the decision of the put forward requirements improving aerobics can serve in system of physical training in high school. In authors' opinion, including to the training program up to kinds of motor activity has positive affects to the physical training lessons students motivation, and also expands the students' choice at "Physical training" class depending on needs and interests.

Сегодня жизнь сместила ориентиры. Появляются новые виды спорта и новые направления в фитнесе, и многим преподавателям сложно перестроиться. В результате, уроки физической культуры становятся неинтересными и игнорируются студентами. Необходимо вводить в учебный процесс новые виды занятий. Ведь каждый студент -индивидуальность, со своими физическими данными и потребностями.

Одним из существенных требований занятий физической культурой является сочетание образовательной направленности занятия, а также высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности. В известной мере интересным средством для решения выдвинутых требований может служить оздоровительная аэробика в системе физического воспитания в ВУЗе.

В соответствии с базовой программой на учебные занятия по физической культуре выделяется 408 часов, в том числе по 136 часов на 1-2 курсах и по 68 часов -на 3-4 курсах. Студенты занимаются оздоровительной аэробикой с первого по четвертый семестр по 4 часа в неделю, с пятого по восьмой - по 2 часа в неделю.

Средства оздоровительной аэробики в общей программе практических занятий по физическому воспитанию составляют 62%. Остальные 38% приходятся на легкую атлетику, ППФП и другие виды спорта.

Занятия оздоровительной аэробикой являются составной частью учебно-воспитательного процесса, который продолжается четыре года. Такие длительные циклы физической подготовки имеют определенную структуру, в которой находит отражение логика тренировочного процесса. На основе программы занятий оздоровительной аэробикой и расписания составляется рабочий план, в котором должны быть отражены направленность, содержание и последовательность разделов оздоровительной аэробики в течение семестра, сроки контрольных проверок.

Для успешного решения задач программы по физической культуре необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности студентов в учебном году (Е.В.Булич, 1995, В.И.Виленский, 2001, В.С.Гуменный, 2002). Физическая работоспособность студентов изменяется в течение дня, недели, семестра и характеризуется сменой периодов: врабатывания, высокой работоспособности и ее снижения. Пики работоспособности приходятся на середину и вторую половину дня, на середину недели и семестра.

Поэтому основными задачами начального этапа подготовки должны быть адаптация занимающихся к физическим нагрузкам и обучение основам техники выполнения упражнений в рамках предстоящей оздоровительной специализации.

Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила установить «зону» оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов. Ей соответствует использование занятий с режимом ЧСС 130-160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной активности, но ведет к ограничению в интеллектуальной. Поэтому ориентация на оптимум обеспечивает наилучшее взаимодействие между физическими и умственными «слагаемыми» в интересах гармонического развития организма и личности молодого специалиста.

Согласно этому, в первой половине каждого семестра, на учебных занятиях целесообразно применять упражнения оздоровительной аэробики с преимущественной направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости с интенсивностью до ЧСС 130-160 удар/мин. Во второй половине каждого семестра - с преимущественной направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-140 удар/мин.

Направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов -

иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Зачетные требования:

1. Зачет по пройденным теоретическим вопросам.

2. Участие в зачетном выступлении.

3. Выполнить контрольные упражнения и нормативы для оценки физической подготовленности студентов (см.: Физическая культура. Программа для высших учебных заведений. М., 2003).

Включение в программу обучения занятий по видам активной двигательной деятельности позитивно сказывается на уровне мотивации студентов к занятиям физической культурой, а также расширяет границы выбора студентом формы занятий по дисциплине «Физическое воспитание» в зависимости от его потребностей и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.