Научная статья на тему 'Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов'

Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВИДЫ ПОДГОТОВКИ И СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ / SPORTS AEROBICS / STUDENTS-SPORTSMEN / EDUCATIONAL PROCESS / KINDS OF PREPARATION AND MEANS OF SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючек Елена Сергеевна, Ковшура Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена проблемам студенческого спорта. Студенческий возраст является одним из сенситивных периодов, когда физиологические системы, психологический статус, приоритеты и ценностные оценки меняются под влиянием средовых факторов. За время обучения в вузе, задачей преподавательского состава кафедр физической культуры, является создание у студентов правильной мотивации и формирование потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а так же осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности. В вузах не физкультурного профиля этому способствуют занятия физической культурой в сетке расписания в дневное время и занятия во внеучебное время на курсе спортивного совершенствования по различным видам спорта. Спортивная аэробика является именно тем видом спорта, который дает возможность студентам реализовать себя через спорт, достигая высоких спортивных результатов. Целью исследования было выявление проблем, связанных с развитием наиболее важных физических способностей, необходимых для успешного овладения упражнениями, составляющими основу спортивной аэробики, а также уточнению видов подготовки и средств тренировочного процесса для студентов, сочетающих учебу и спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючек Елена Сергеевна, Ковшура Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational-training process in sports aerobics of students of not profile higher schools

Article is devoted to the problems of student's sports. The student's age is one of the sensitive periods when physiological systems, psychological status, priorities and valuable estimations change under influence of external factors. During training in higher school, the aim of teaching staff of physical training departments is creation among the students of correct motivation and formation of need in independent practice of physical exercises, and conscious relation to health as to supreme value. In higher schools with non sports profile it is promoted by physical training within the schedule at day time and during non learning time in course of sports perfection. Sports aerobics is particularly that sport which gives the chance for students to realize themselves through sports, reaching high sports results. Revealing the problems, connected with development of the most important physical abilities, necessary for successful mastering the exercises, compiling the basis of sports aerobics, and also specification of kinds of preparation and means of training process for the students, combining study and sports, have been presented as a research objective.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов»

УДК 796.034

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (ФИЖ),

Татьяна Евгеньевна Ковшура, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена проблемам студенческого спорта. Студенческий возраст является одним из сенситивных периодов, когда физиологические системы, психологический статус, приоритеты и ценностные оценки меняются под влиянием средовых факторов. За время обучения в вузе, задачей преподавательского состава кафедр физической культуры, является создание у студентов правильной мотивации и формирование потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а так же осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности. В вузах не физкультурного профиля этому способствуют занятия физической культурой в сетке расписания в дневное время и занятия во внеучебное время на курсе спортивного совершенствования по различным видам спорта. Спортивная аэробика является именно тем видом спорта, который дает возможность студентам реализовать себя через спорт, достигая высоких спортивных результатов. Целью исследования было выявление проблем, связанных с развитием наиболее важных физических способностей, необходимых для успешного овладения упражнениями, составляющими основу спортивной аэробики, а также уточнению видов подготовки и средств тренировочного процесса для студентов, сочетающих учебу и спорт.

Ключевые слова: спортивная аэробика, студенты-спортсмены, учебный процесс, виды подготовки и средства спортивной тренировки.

FEATURES OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS IN SPORTS AEROBICS OF STUDENTS OF NOT PROFILE HIGHER SCHOOLS

Elena Sergeevna Krjuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG),

Tatyana Evgenevna Kovshura, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Article is devoted to the problems of student's sports. The student's age is one of the sensitive periods when physiological systems, psychological status, priorities and valuable estimations change under influence of external factors. During training in higher school, the aim of teaching staff of physical training departments is creation among the students of correct motivation and formation of need in independent practice of physical exercises, and conscious relation to health as to supreme value. In higher schools with non sports profile it is promoted by physical training within the schedule at day time and during non learning time in course of sports perfection. Sports aerobics is particularly that sport which gives the chance for students to realize themselves through sports, reaching high sports results. Revealing the problems, connected with development of the most important physical abilities, necessary for successful mastering the exercises, compiling the basis of sports aerobics, and also specification of kinds of preparation and means of training process for the students, combining study and sports, have been presented as a research objective.

Keywords: sports aerobics, students-sportsmen, educational process, kinds of preparation and means of sports training.

Спортивная аэробика достаточно молодой вид спорта, который пользуется большой популярностью среди студенческой молодежи. Она включена в программу таких соревнований, как спартакиады вузов различных городов, универсиады среди вузов

субъектов федерации, а так же в программу Всемирной Универсиады-2011. Эти соревнования способствуют развитию массовости спорта, привлечению студенческой молодежи к регулярным занятиям, повышению уровня их спортивного мастерства.

Реорганизация системы высшего образования, произошедшая в последние годы, привела к пересмотру содержания учебных программ, в том числе и по предмету «физическая культура». Государственный образовательный стандарт предусматривает достаточно большой объем учебных часов на физическую культуру. Однако, не все предлагаемые виды занятий интересны студентам. Как показали пилотажные исследования, для многих студентов важна не просто двигательной активность в рамках учебного процесса, но и самореализация в избранном виде спортивной деятельности. Обнаружено, что в вузах неспециального профиля нет научно обоснованного подхода к подготовке студентов-спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой без отрыва от основной учебной деятельности. Прежде всего, необходимо разработать содержание этого процесса, направленного на поддержание высокого уровня общей работоспособности, с одной стороны, а с другой - достижения спортивных результатов.

С этой целью был проведен опрос 64 специалистов, работающих с молодежью, среди которых: 20 - преподавателей кафедр физического воспитания высших учебных заведений, 20 - учителей колледжей и лицеев и 24 тренера спортивных школ и клубов.

Результаты анализа мнений респондентов по данному вопросу свидетельствуют о разных подходах к использованию средств общей физической и специально-физической и технической подготовки в учебно-тренировочных занятиях. Один из вопросов, требовавших уточнения - это подбор средств, позволяющих повысить уровень физических способностей и технической подготовленности студентов-спортсменов в соответствии с периодами подготовки.

Построение учебно-тренировочного процесса должно основываться на общепризнанных объективных физиологических закономерностях развития спортивной формы по фазам: становления (приобретения), стабилизации и временной утраты. Студенты вузов, занимающиеся спортивной аэробикой, являются, по сути, начинающими спортсменами. В течение учебного года они участвуют в 1-2 официальных соревнованиях и в 1-2 контрольных соревнованиях. В связи со сказанным годичный цикл целесообразно разделить на два мезоцикла.

По мнению 55% респондентов в первой части подготовительного периода следует отдавать предпочтение средствам общей физической подготовки с целью развития специфичных для аэробики основных физических качеств (гибкости, скоростно-силовых способностей и координации). 25% специалистов подчеркнули значимость специальной технической подготовки, способствующей овладению упражнениями аэробики, и 20% -указали на важность использования средств хореографии.

Следует отметить, что тренеры (45%), которые в меньшей степени использовали средства ОФП в этом периоде, впоследствии сталкивались с ситуацией, когда у их спортсменов возникали трудности в освоении элементов, определяющих сложность соревновательных программ. Это связано с тем, что не был сформирован «фундамент» для базовых навыков общего и специального назначения.

Педагогические наблюдения на тренировочных занятиях со студентами показали, что 60% тренеров, с самого начала подготовительного периода обучают занимающихся соревновательным композициям, хотя спортсмены ещё не были способны качественно выполнить элементы из групп сложности и соединения базовой аэробной хореографии. На наш взгляд, такой подход приводит к формальному заучиванию последовательности движений и закреплению ошибок в технике неосвоенных элементов.

60% респондентов на специальном этапе подготовительного периода при обучении элементам различных групп сложности не используют метод расчлененного упражнения. В результате - выполнение элементов не соответствовало модельным характери-

стикам техники, что, на наш взгляд, не позволит получить высокую оценку за исполнительское мастерство.

Виды подготовки Средства тренировки

ФИЗИЧЕСКАЯ Общая физическая подготовка (ОФП) - Кросс; - Силовые упражнения; - Прыжки; - Упражнения на координацию; - Упражнения на гибкость и и др.

ПОДГОТОВКА Специальная физическая подготовка (СФП) - Скоростно-силовые упражнения (отталкивания и приземления из разных И.П); - поры углом; - Опорные и безопорные повороты; - Упражнения в равновесии И др.

Хореографическая и танцевальная подготовка Элементы и соединения хореографии: - классической; - народно-характерной; - современной (модерн, джаз) Элементы клубного танца: - Я&Б; - хип-хоп и др.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Акробатическая подготовка Акробатические прыжки: - перекаты; - кувырки; - сальто; - перевороты Балансирования (индивидуальные и групповые): - стойки, - равновесия, - поддержки. - пирамиды Прыжки на батуте. В воздухе показать основные рабочие позы аэробики: - без поворотов с разными вариантами приземлений - с поворотами и разными вариантами приземлений

Подготовка к обучению элементам аэробики (СТП) Упражнения структурных групп аэробики разной степени сложности: - А - Б - С - Б

АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - Элементы пантомимы - Музыкально ритмические задания - Импровизация

Рис.1. Структурно-функциональная схема видов и средств тренировочного процесса студентов, занимающихся спортивной аэробикой

70% тренеров в начале соревновательного периода планируют исполнение соревновательных программ целиком, что приводит к быстрому утомлению спортсменов и спаду работоспособности. В результате чего происходит искажение техники выполнения элементов различных групп сложности и отмечается низкое качество исполнения всей

соревновательной программы. Только 30% тренеров используют в тренировке метод отработки соревновательных программ по частям.

Заслуживает внимания мнение ведущих специалистов спортивной аэробики относительно необходимости более частого использования в предсоревновательном периоде целостного метода в сочетании с расчлененным. Кроме того, они рекомендуют выполнение «сдвоенных» соревновательных комбинаций, что позволит повысить уровень специальной выносливости и обеспечит «запас прочности» на соревнованиях.

Специфичным для тренировочного процесса студентов является то, что переходный период часто совпадает либо с экзаменационной сессией, либо с каникулами. В это время по данным опроса только 10% респондентов проводят тренировочные занятия по индивидуальному графику, учитывая учебную нагрузку студентов. 20% - сокращают количество занятий в неделю, а 70% - почти на месяц прекращают тренировочную работу. В результате этого происходит потеря тренировочной формы спортсменов, а в начале второго этапа годичного цикла приходится заново восстанавливать определенный уровень подготовленности.

Педагогические наблюдения показали, что средства, используемые на ученотренировочных занятиях со студентами спортсменами, часто не отличаются большим разнообразием, применяются схожие по структуре упражнения, что не позволяет обеспечить разностороннюю специальную подготовку в спортивной аэробике. Результаты пилотажных исследований позволили определить арсенал средств, направленных на оптимизацию тренировочного процесса студентов, занимающихся спортивной аэробикой (Рис 1).

Обобщая мнение специалистов по спортивной аэробике, нами было предложено соотношение средств на разных этапах подготовки спортсменов- студентов, положенное в основу экспериментальной программы (таблица).

Таблица

Средства тренировки на этапах подготовки студентов- спортсменов аэробики

Содержание Объем средств в %

Подготовительный Соревновательный Переходный

ОФП 19 5 12

СФП 19 17 23

СТП 19 28 18

Акробатическая подготовка 14 17 12

Хореографическая подготовка 19 11 23

Артистическая подготовка 10 22 12

Педагогический эксперимент подтвердил эффективность наших предложений.

Таким образом, особенностью тренировочного процесса студентов-спортсменов непрофильных вузов является учет специфики их учебной деятельности. Установлено, что важная роль в совершенствовании исполнительского мастерства занимающихся аэробикой принадлежит рациональному распределению средств по этапам подготовки с учетом специфики и задач спортивной тренировки.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.