Научная статья на тему 'Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке (1920-е годы)'

Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке (1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СЪЕЗД / ВЕРУЮЩИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КОМПАНИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / SEVENTH-DAY ADVENTISTS / ORGANIZING CONGRESS / BELIEVERS / ANTI-RELIGIOUS CAMPAIGN / RUSSIAN FAR EAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударенок Светлана Михайловна

Рассмотрена история становления и развития приморских общин адвентистов седьмого дня (АСД) с момента восстановления Советской власти и до конца 20-х гг. XX в. Показаны роль организационного съезда дальневосточных общин и групп АСД в этом процессе и роль Дальневосточного областного союза АСД в организации религиозной жизни дальневосточных адвентистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Seventh-Day Adventists in the Russian Far East in the 1920s

The article is devoted to the history of formation and development of Seventh-day Adventists (SDA) communities since the establishment of Soviet power to the end of the 1920s. It also explores the role of Organizational Congress of the SDA Far Eastern communities and groups in this process. The author investigates the role of the Far Eastern Regional Union of SDA in organizing the religious life of the Far Eastern Adventists.

Текст научной работы на тему «Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке (1920-е годы)»

УДК 279.13+94(47+571.6)"1922-1929"

С. М. Дударенок

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в 1920-е годы

Рассмотрена история становления и развития приморских общин адвентистов седьмого дня (АСД) с момента восстановления Советской власти и до конца 20-х гг. XX в. Показаны роль организационного съезда дальневосточных общин и групп АСД в этом процессе и роль Дальневосточного областного союза АСД в организации религиозной жизни дальневосточных адвентистов. Ключевые слова: адвентисты седьмого дня, организационный съезд, верующие, антирелигиозная кампания, Дальний Восток.

The Seventh-Day Adventists in the Russian Far East in the 1920s. SVETLANA M. DUDARENOK (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article is devoted to the history of formation and development of Seventh-day Adventists (SDA) communities since the establishment of Soviet power to the end of the 1920s. It also explores the role of Organizational Congress of the SDA Far Eastern communities and groups in this process. The author investigates the role of the Far Eastern Regional Union of SDA in organizing the religious life of the Far Eastern Adventists.

Key words: Seventh-day Adventists, organizing congress, believers, anti-religious campaign, Russian Far East.

25 октября 1922 г. Народная революционная армия вошла во Владивосток, через три недели Народным собранием Дальневосточной республики (ДВР) было принято решение о воссоединении с РСФСР. 16 ноября 1922 г. территория Дальнего Востока была объявлена частью РСФСР. Российский Дальний Восток оказался в юрисдикции советского государства и его законов, которые регулировали все сферы деятельности, в том числе и религиозную, через региональные и местные партийные и советские органы.

28 ноября 1922 г. Дальревком своим постановлением распространил на территорию Дальнего Востока Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства» и инструкцию Наркомюста от 24 августа 1918 г. «О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Вопросами религиозной политики в Дальрев-коме занимались следующие отделы: административный, ведавший общими вопросами проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»; юридический, отвечавший за законность проведения мероприятий по отделению церкви от государства; просвещения, в ведении которого находились вопросы отделения школы от церкви и атеистического воспитания

подрастающего поколения, и внутренних дел, осуществляющий регистрацию религиозных объединений, заключение договоров на аренду зданий, имущества и контроль за деятельностью религиозных объединений1.

В центральных регионах страны в это время набирала обороты «атисектантская кампания», инициированная в 1923 г. Антирелигиозной комиссией и проводимая органами ОГПУ Целью этой кампании было сокращение количества легально действующих протестантских общин или (если не удастся ликвидировать) дестабилизация деятельности наиболее крупных их них. В число этих организаций вошли и общины адвентистов седьмого дня (АСД). Это была одна из первых советских антирелигиозных кампаний, которая реализовывалась и на Дальнем Востоке.

В феврале 1924 г. в докладе отдела управления Примгублисполкома Дальревкому в отношении протестантских общин утверждалось следующее: «Тлетворное влияние этих групп, несмотря на отсутствие обрядов, тем не менее, громадно, и не только в селах, а и в городах. ГПУ приходится

1 Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 25.

Оп. 4. Д. 1. Л. 12-13; Государственный архив Хабаровского

края (ГАХК). Ф. П-358. Оп. 1. Д. 33. Л. 121-121 об.

ДУДАРЕНОК Светлана Михайловна, доктор исторических наук, зав. кафедрой отечественной истории и архивоведения (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Дударенок С.М., 2012

2012 • № і • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке

57

бороться с ними как с очагами контрреволюционных течений. Со стороны Отдела управления приняты меры к недопущению молений этих групп в зданиях, где есть жилье»2.

После вхождения Дальневосточной республики в состав РСФСР на очередном заседании совета Всероссийского союза адвентистов седьмого дня (ВСАСД) в январе 1923 г. встал вопрос о включении адвентистских общин, располагавшихся на территории бывшей ДВР, в состав ВСАСД. Однако совет Восточно-Азиатского унионного миссионерского поля3 не посчитал «своевременным отпустить эти общины и работников Дальнего Востока Всероссийскому Союзу АСД» [5, с. 122]. По мнению руководства Восточно-Азиатского унионного миссионерского поля, у адвентистских общин Дальнего Востока не хватало опыта и материальных средств для организации нормальной религиозной жизни. Вопрос о включении общин в состав ВСАСД разрешился только в 1925 г., когда была создана Дальневосточная унионная миссия.

16 марта 1923 г. в отчете М.О. Демидова, возглавлявшего Амурско-Забайкальское миссионерское поле до 1922 г., сообщалось, что на территории ДВР имелось 11 общин, объединявших 350 членов и 4 библейских работника [5, с. 122].

Начало советского периода в истории дальневосточного адвентизма характеризовалось значительным ростом числа общин и групп. Так, 31 июля 1923 г. Дальревком зарегистрировал только в Приморской области 13 общин: Владивостокскую, Никольск-Уссурийскую, Спасскую, Евсеевскую, Иманскую, Степановскую, Зиньковскую, Черниговскую, Ореховскую, Бикинскую, Чугуевскую, Цветковскую и Михайловскую4.

Дальневосточные адвентисты прекрасно понимали, что им в новых политических условиях опасно продолжать ориентироваться на Восточно-Азиатское унионное миссионерское поле, поэтому они

2 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. Р-2422. Оп. 1. Д. 1080. Л. 5 об.

3 В Церкви АСД существует четыре уровня организации ее структурных подразделений и членов: Местная церковь (община), представляющая собой организованное сообщество отдельных верующих; Местная конференция (или местное миссионерское поле), которая объединяет общины в определенном регионе (республика, штат и пр.); Унион-ная конференция (или унионное миссионерское поле), объединяющая ряд конференций или полей в пределах более обширной территории; Генеральная конференция - наиболее крупная организационная структура, объединяющая все унионы во всех частях мира, с главным управлением в Вашингтоне. Восточно-Азиатское объединенное миссионерское поле объединяло общины АСД стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В период существования ДВР дальневосточные общины АСД входили в его структуру.

4 РГИА ДВ. Ф. 2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 29.

хотели скорее войти в состав ВСАСД в качестве ассоциативного члена. Для этого необходимо было провести организационный съезд дальневосточных общин и групп АСД и создать Дальневосточный областной союз АСД (ДВОС АСД).

В качестве места проведения организационного съезда предлагались Владивосток или Спасск. В этих городах действовали многочисленные адвентистские общины, они имели молитвенные дома и могли обеспечить делегатов съезда всеми необходимыми условиями. В Спасском районе координационную работу по созыву съезда вел Калашников, действовавший по поручению от 2 общин и 18 групп АСД, во Владивостоке - верующий Владивостокской общины Н.М. Мерзляков5.

Дальневосточные адвентисты обратились к председателю ВСАСД Г.И. Лебсаку с просьбой ходатайствовать перед органами власти о возможности скорейшего проведения съезда. 7 апреля 1925 г. руководство ВСАСД обращается с заявлением в НКВД с просьбой «разрешить ему созвать Съезд ДальнеВосточных общин и групп Адвентистов Седьмого Дня в г. Владивостоке организационно-богослужебного характера...»6. Разрешение было получено. В 1925 г. съезды областных союзов прошли, помимо Владивостока, в Омске, Ростове-на-Дону, Покров-ске, Киеве, Ленинграде и других городах.

Первый организационный областной съезд ДВОС АСД проходил во Владивостоке 20-22 июня 1925 г. в здании молитвенного дома Владивостокской общины АСД по ул. Китайской, д. 35. В работе съезда приняли участие 26 делегатов. 10 человек получили мандаты от Владивостокской общины (в том числе А.А. Хрульков, В.П. Дубо-дел, Х.И. Сулимина, М.А. Шуть, М.И. Чигрин-ский, В.С. Павленко, И.С. Мельничук, Е.Д. Юд-чиц, А.Ф. Бондаренко); 3 делегата представляли общину с. Евсеевка (К.И. Нитченко, Г.Ф. Любас и С.Ф. Сахуто); по 2 - общину г. Иман (Д.М. Бойко и М.В. Гайдичар); г. Никольск-Уссурийск (Д.Г. Паду-чев и В.М. Комова); с. Степановка (А.А. Гаврилюк и Т.Е. Чванченко); по одному человеку - Спасскую, Ореховскую, Зеньковскую, Черниговскую, Лутков-скую, Бикинскую (Е.Д. Василенко, Г.А. Чередник, Е.А. Подолько, В.Ф. Плющ, И.К. Смолиусенко, М.А. Максименко, соответственно). Еще один человек (И.Г. Бабкин) был избран от Чугуевской, Цветковской и Михайловской общин7.

Съезд избрал руководство ДВОС АСД из 10 человек во главе с Г.А. Раусом. Члены Совета представляли четыре городские (Владивосток, Чита, Иман, Спасск) и две сельские (Евсеевка и Лутковка)

5 Там же. Л. 17-20.

6 Там же. Л. 16.

7 Там же. Л. 25.

общины8. Был принят Устав Дальневосточного Областного Союза Адвентистов Седьмого Дня9.

Повестка дня съезда ДВОС АСД, помимо обсуждения дел, связанных с организацией Союза и активизацией миссионерской деятельности, была посвящена обсуждению материалов 5-го Всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня, который выработал «новый политический курс» Церкви АСД по отношению к Советской власти и к службе в армии [5, с. 190-203].

В Декларации, направленной в Центральный исполнительный комитет СССР, делегаты 5-го съезда АСД выражали поддержку внутренней и внешней политики Советской власти, обещали платить налоги и подати для ее укрепления, а также нести гражданские повинности.

Отказ от несения воинской повинности протестантскими верующими не устраивал большевиков. В 1923 г. Антирелигиозная комиссия, секретарем которой в течение всего периода ее существования был начальник 6-го отделения ОГПУ Е.А. Тучков, начала борьбу с баптистами и евангельскими христианами по поводу «военного вопроса». Комиссия вынудила их в 1924 г. признать воинскую повинность обязательной. На очереди стояли адвентисты.

Хотя конкретная информация о «работе» Е.А. Тучкова с адвентистскими лидерами отсутствует, думается, однако, вовсе не случайно в повестку дня юбилейного, посвященного 40-летию адвентизма в России, 5-го Всесоюзного съезда АСД был включен, в качестве одного из центральных, вопрос об отношении Церкви к Советской власти и воинской службе.

Чтобы предотвратить возможные репрессии, ВСАСД «рекомендовал» обсудить и принять текст Декларации 5-го Всесоюзного съезда АСД на заседаниях съездов областных союзов АСД. Вероятно потому, что дальневосточные АСД в период ДВР пользовались большей свободой по сравнению со своими единоверцами из центральных регионов страны, не сталкивались с давлением чекистов и поэтому могли «не поддержать» Декларацию, на организационный областной съезд ДВОС АСД приехали два руководителя АСД страны: председатель ВСАСД Г.И. Лебсак и член совета ВСАСД М.О. Демидов10.

Делегаты организационного областного съезда ДВОС АСД, после выступления Г.И. Лебсака, «полностью поддержали» Декларацию 5-го Всероссийского съезда. В резолюции съезда ДВОС АСД отмечалось:

«.Мы официально заявляем, что Советская власть признается нами как законная власть, а по-

8 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 71.

9 Там же. Л. 24-24 об.

10 РГИА ДВ. Ф. 2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 56.

этому мы готовы отдавать ей подати и налоги и на общих правах и началах как граждане нести по совести службу как гражданскую, государственную и военную только в Красной Армии... Возвращаясь к Декларации, мы принимаем ее всецело и присоединяем свой голос к 5-му Всесоюзному съезду, к Правительству СССР, как они изложены в декларации под отделом “Наше желание“...»п.

В принятой 5-м Всесоюзным съездом АСД Декларации «Наше желание», которую целиком и полностью «поддержали» дальневосточные АСД, говорилось, что сам Бог «расположил сердце и дал мудрость... В.И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного государственного аппарата», что делегаты съезда выражают правительству СССР «глубокую свою признательность и чистосердечное сочувствие» за все тяготы, которые оно перенесло в период завоевания свободы.

В Декларации адвентисты изложили ряд просьб к правительству страны: во-первых, никогда не отменять конституционных принципов свободы совести, гарантирующих адвентистам и всем остальным гражданам СССР свободу личных убеждений в религиозных вопросах; во-вторых, сохранить данное адвентистам право беспрепятственно созывать съезды и другие собрания общественно-религиозного характера, издавать литературу духовно-нравственного и гигиенического содержания, пропускать из-за границы адвентистскую литературу на разных иностранных языках, содержание которой не противоречит законам СССР, открывать санатории, приюты, лечебницы, сельскохозяйственные артели и другие общественно-полезные учреждения; в-третьих, предоставить адвентистам возможность беспрепятственно участвовать в общем строительстве СССР, во всех сферах, где только могут быть использованы способности, опыт и энергия членов организации АСД; в-четвертых, не отказывать в выдаче разрешений на выезд за границу делегатам, избираемым на Европейский и Всемирный съезды АСД, а также в выдаче разрешений на въезд в СССР делегатам, избираемым организацией заграничных АСД и посылаемым на съезды АСД СССР.

Далее в Декларации отмечалось, что 5-й Всесоюзный съезд АСД «открыто приветствует представителей Советской власти и особенно 13-й пункт тезиса Председателя ВЦИК товарища Калинина. где приглашаются все сектанты к участию в общем государственном строительстве, и поэтому Адвентисты Седьмого Дня желают быть

11 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 51-52.

одним из цветков в общем букете верующих граждан СССР»12.

Большое внимание на организационном съезде АСД Дальнего Востока было уделено духовному состоянию верующих, внутреннему устройству адвентистских общин и методике ведения миссионерской работы среди неверующих и верующих других вероисповеданий. Наиболее значимые рекомендации были прописаны в отчете съезда и переданы в каждую дальневосточную адвентистскую общину.

Общинам рекомендовалось «обратить самое серьезное внимание на поднятие духовного состояния всех наших членов, а для этого ценить и использовать наши субботние беседы (т.е. еженедельные библейские чтения)»; «принимать самое живое участие в наших молитвенных собраниях»; «употреблять все усилия для ликвидации неграмотности среди наших членов на основании Откровения 1:3, где сказано: Блажен читающий.»; «всем общинам приобрести себе музыкальные инструменты как фисгармонию и другие и ободрить молодых членов обоего пола изучать ноты и музыку.»13.

Для поднятия уровня духовной жизни съезд предложил общинам следующий порядок организации богослужебных собраний: а) в первую субботу месяца проводить специальные молитвенные собрания, с добровольными пожертвованиями для оказания помощи бедным и нуждающимся; б) во вторую субботу проводить молитвенные собрания миссионерского характера, добровольные пожертвования использовать для организации миссионерской деятельности самой общиной; в) в третью субботу проводить собрания, посвященные духовной жизни общин, добровольные пожертвования должны поступать в общинную кассу на покрытие расходов по содержанию молитвенного помещения; г) в четвертую и пятую субботы месяца проводить молитвенные собрания общего характера, добровольные пожертвования должны поступать в кассу ВСАСД для евангелизационной работы в рамках всей страны14.

Особое внимание съезд просил обратить на работу среди женщин, рекомендовал всячески поощрять их «в работе и предоставлять им возможность деятельного участия в деле Божьем, как в Союзах, так и Общинах». Кроме того, съезд советовал «проявить крайнюю осторожность в принятии в общину и принимать таковых. в таких убеждениях, которые во всех пунктах соответствуют вероучению Адвентистов Седьмого Дня»15.

12 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 47-47 об.

13 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 49-50.

14 Там же. Л. 50-50 об.

15 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 50 об.

Ссылаясь на постановление 5-го съезда ВСАСД об организации земледельческих артелей и других общеполезных организаций, съезд рекомендовал «.организовывать такие артели и обратить внимание наших единоверцев в Европейской части Сов. России на наш малозаселенный и богатый Дальний Восток». По мнению делегатов съезда, массовые переселения адвентистов на Дальний Восток «не только поддержат культуру, но и укрепят нашу духовно-нравственную жизнь»16.

Для того чтобы иметь точные статистические данные о развитии адвентистского движения на российском Дальнем Востоке, общинам и их руководителям рекомендовалось «обратить серьезное внимание на существующий порядок. своевременно отсылать в Областной совет сведения. в которых указывать действительное количество как принятых, так и выбывших членов. и другие статистические данные с таким расчетом, чтобы Областной союз мог к первому числу 4-го месяца отослать свои отчеты Всесоюзному совету»17.

Съезд решил группы и общины АСД, находящиеся в Забайкальской губернии, объединить в один район с центром в Чите; адвентистов, живущих в Амурской губернии, объединить в один район с центром в Благовещенске, а общины и группы, живущие в Приморской губернии, организовать в Приморский район с центром во Владивостоке18.

В 1922-1929 гг. служители Церкви АСД на Дальнем Востоке, как и их общероссийские коллеги, могли беспрепятственно посещать общины, проводить молитвенные собрания, совещания и съезды. Так же как баптисты и евангельские христиане, дальневосточные АСД в этот период занимались не только миссионерской и богослужебной деятельностью, но и проявляли значительную активность в социальной и культурной жизни региона. Так, они активно занимались воспитательной работой среди молодежи и подростков, организовывали для них различные кружки по интересам, создавали профессиональные артели, кружки рукоделия для женщин, музыкальные кружки, выпускали стенгазеты, создавали библиотеки и собственные избы-читальни, ставили спектакли на библейские темы и т.д.

ДВОС АСД регулярно проводил заседания, на которых заслушивались доклады с мест, проводился учет существующих общин и групп, обсуждался вопрос о назначении и освобождении разъездных проповедников, а также обсуждались текущие дела общин19. В период между Первым и Вторым съездами ДВОС АСД было проведено два заседания

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же. Л. 50 об. - 51.

19 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 74, 79-82.

Совета, 2-3 июня 1926 г. и 7-10 апреля 1927 г. Оба прошли в молитвенном доме Хабаровской общины АСД по ул. Барабашской, д. 40.

На первом заседании Совета ДВОС АСД подводили предварительные итоги деятельности адвентистских общин и групп, на втором - обсуждали удачные миссионерские акции. Члены Совета ДВОС АСД Евсеевской, Лутковской, Иманской и Хабаровской общин отметили значительный духовный рост своих общин, улучшение их материального состояния, что дало возможность организовывать культурные мероприятия не только для верующих общины, но и для жителей этих населенных пунктов20.

На заседании также решался вопрос о проведении Второго Дальневосточного областного съезда АСД. Он прошел 13-17 июля 1927 г. в здании Хабаровского театра. От Всесоюзного союза АСД на съезде присутствовали Г.И. Лебсак и П.А. Свиридов21. Руководствуясь Уставом, ДВОС АСД предложил следующую квоту делегатов на предстоящий съезд: делегатами становятся все 10 членов Совета, по 1 делегату от трех районов и по 1 делегату от 20 верующих.

Вследствие того, что многие группы АСД были малочисленны и не имели «двадцатки», располагались далеко друг от друга, Совет ДВОС АСД наметил от них братьев и сестер в качестве делегатов на съезд: от Приморского, Амурского и Забайкальского районов, от религиозных групп: Бикинской, Руновской, Бельцевской, Дубовской, Спасской, Зеньковской, Никитовской, Тихоновской, Чугуевской, от Яковлевской общины22. Получается, что 80% верующих АСД в Дальневосточном крае проживали в Приморском районе.

Программа съезда, помимо ежедневных молитв и библейских бесед, включала такие вопросы, как организация новых общин и групп; обсуждение докладов с мест; утверждение финансовой отчетности; пересмотр Устава и дальнейшая работа по организации Союза; духовная жизнь общин и групп (реформа здоровья, хор и духовная музыка); издание религиозной литературы; перемещение и приглашение благовестников; избрание исполнительного органа и других работников Союза и пр. Однако основным вопросом был вопрос о несении государственной повинности, как гражданской, так и военной23.

По предложению президиума делегаты съезда единогласно решили послать благодарственные телеграммы НКВД и Далькрайисполкому24. В состав исполнительного органа были избраны Г.А. Раус (председатель, библейский работник, до

20 Там же. Л. 79.

21 Там же. Л. 4.

22 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 81.

23 Там же. Л. 87.

24 Там же. Л. 4.

революции крестьянин, крещение принял в 1907 г.. 46 лет, Хабаровск); А.А. Хрульков (зам. председателя, зав. городской пристанью, до революции крестьянин, крещение принял в 1918 г., Владивосток); А.Т. Кисель (секретарь-кассир, машинист паровоза, до революции крестьянин, крещение принял в 1919 г., Хабаровск); члены Совета: А.И. Смолин (из мещан, кассир в Горуправлении, крещение принял в 1923 г., Владивосток); И.К. Смолиусенко (из крестьян, имел дом, лошадь, корову, крещение принял в 1912 г., Лутковка); К.И. Нитченко (из крестьян, имел дом, лошадь, корову, крещение принял в 1918 г., Евсеевка Спасского района); С.Д. Коса-ренко (крещение принял в 1919 г.); К.Ф. Репутин (библейский работник, крещение принял в 1905 г., Чита); Д.М. Бойко (фельдшер, имел квасное предприятие, крещение принял в 1912 г., Иман)25.

По различным причинам делегатами от Приморского района на Второй съезд АСД были в некоторых общинах избраны не те верующие, которых рекомендовал избрать ДВОС АДС. Вероятно, это связано с тем, что на съезде предполагалось опять обсудить вопрос об отношении к воинской повинности. Ряд библейских работников АСД Приморского района, среди них и рекомендованные ДВОС АСД к избранию делегатами на съезд руководители общин и групп АСД, продолжали считать службу с оружием в руках нарушением адвентистского вероучения. Дальневосточные власти сделали всё от них зависящее, чтобы «неблагонадежные служители» не были избраны делегатами съезда, чтобы общины АСД представляли лояльные Советской власти верующие. В 1927 г. в этом, значит, было заинтересовано и руководство ДВОС АСД, так как в стране начинала разворачиваться массовая антирелигиозная кампания, объектом которой становились не только верующие Русской православной церкви, но и верующие всех протестантских деноминаций.

На съезде с докладом о миссионерской деятельности и состоянии общин АСД в ДВК выступил Г.А. Раус. Он отметил, что наблюдается «укрепление общин и групп духовно и финансово», что общины ДВК значительно выросли численно. По его мнению, ДВОС АСД имеет большое будущее, но Союз остро «нуждается в библейских работниках: для Амурского района 1, для Забайкальского района 1, для Приморского района 3»26.

Самым сложным и обсуждаемым вопросом на Втором съезде ДВОС АСД стало отношение адвентистов седьмого дня к Советской власти и военной службе. Зачем дальневосточным адвентистам необходимо было второй раз возвращаться к

25 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 71.

26 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 7.

вопросу о несении воинской повинности? Дело в том, что Декларация 5-го съезда ВСАСД (16-23 августа 1924 г.) по вопросу о воинской повинности не удовлетворила большевистских лидеров. От съезда ожидали большего, а делегаты его, несмотря на выражение лояльной позиции в отношении властей, тем не менее в вопросе об отношении к службе в армии остались на принципиальных позициях, высказавшись в поддержку постановлений своего центрального руководства, предусматривавших уважение к праву каждого решать вопрос об отношении к воинской повинности в соответствии со своей совестью. На практике многие адвентисты, в том числе и дальневосточники, отказывались нести воинскую повинность, прося заменить ее на какую-либо другую. Эта позиция не устраивала как центральные, так и дальневосточные власти. Под нажимом властей в повестку Второго съезда ДВОС АСД вновь включили вопрос о несении воинской повинности членами АСД и об отношении Церкви АСД к Советской власти.

В результате «обсуждения» вопроса об отношении к воинской повинности Второй съезд ДВОС АСД, «учитывая факт, что Декларация не всегда на местах правильно понимается. считая необходимым ясно сформулировать свое отношение к этому вопросу, постановил:

Выражая свое уважение к Советской Власти, предоставившей нам равные права, гражданской и религиозной свободы, 2-й Дальне-Восточный Съезд АСД считает необходимым также несение государственных повинностей, как гражданской, так и военной службы. наравне со всеми гражданами»27.

Но даже принятие этой резолюции не спасло дальневосточных адвентистов от репрессий, прокатившихся по стране в 1930-х гг.

Съезд выразил доверие А.А. Хрулькову как проповеднику Приморского района, С.М. Зяхору и И.Ю. Аутзиту - как наиболее активным благовест-никам, К.Д. Василенко - как библейскому работнику Приморского района28.

Для организации дальнейшей миссионерской и богослужебной деятельности дальневосточным служителям культа АСД необходимо было получить разрешение посещать общины. С подобной просьбой они обратились в Далькрайисполком. После однозначного признания съездом ДВОС АСД необходимости несения дальневосточными адвентистами воинской повинности разрешение было получено. М.М. Гриц и А.Т. Кисель получили право посещать и совершать обряды в общинах Владивостока, Никольск-Уссурийска, Жариково, Шкотово,

27 РГИА ДВ. Ф. Р-2413. Оп. 4. Д. 1651. Л. 9.

28 Там же. Л. 10.

Кневичи Владивостокского округа; А.А. Хруль-ков - в общинах Спасска, Серебрянки, Зеньков-ки, Дубовской, Евсеевки, Степановки, Дуновской, Бельцевки, Лутковки, Яковлевки, Цветковки, Чу-гуевки, Антоновки и Уборки Владивостокского округа; Г.А. Раус - в общинах Хабаровска, Бикина, Имана, Орехово, Малиновки, Тихоновки, Никитов-ки, Виноградовки, Большого сезака и Вяземской Хабаровского округа; К.Я. Фисенко - в общинах Благовещенска, Завитой, Ерахты, Воскресеновки, Малиновки, Муравьевки, Николаевска Амурского округа; также они получили право посещать общины Стретинска и Нерчинска Стретенского округа и общину Читы Читинского округа29.

Статистический отчет, приведенный в журнале «Голос Истины», N° 4 за 1927 г., показал, что ВСАСД объединял 6 унионов, 15 местных конференций и 15 миссионерских полей [1]. На начало 1928 г. Церковь АСД в СССР насчитывала 13 404 члена, хотя фактическое число адвентистов было значительно большим. «Считая по два взрослых адвентиста на семью, - пишут, например, Г. Фризен и А. Рейнма-рус, - и определяя средний состав семьи в 5-6 человек, мы получим, что общая численность лиц, на которых распространяется влияние адвентистских общин, достигает 40 000 человек» [4, с. 44].

На российском Дальнем Востоке в 1926 г. проживало 553 верующих АСД, не считая членов их семей; существовало 23 общины, не считая религиозных групп; нес служение 21 проповедник; в 1929 г. верующих было уже 606 [3, с. 15]. Если исходить из расчетов Фризена и Рейнмаруса, то под влиянием адвентизма в этот период находилось более 1 тыс. 800 жителей Дальневосточного края, большая часть из которых проживала в Приморье. Это позволяет сделать вывод, что первые годы после установления Советской власти были благоприятным периодом для развития АСД, как, впрочем, и для других протестантских деноминаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голос Истины. 1927. № 4.

2. Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность: Философско-религиоведческие очерки. СПб.: Европейский Дом, 2004. 392 с.

3. Запорожченко И. Сектантское мракобесие на Дальнем Востоке // Безбожник. 1933. № 17. С. 15-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Фризен Г., Рейнмарус А. Адвентисты. М., 1930. 64 с.

5. Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России. В 2 т. Т. 1. Заокский, 2002. 448 с.

29 Там же. Л. 12-12 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.