Научная статья на тему 'Административные правонарушения в сфере коррупции'

Административные правонарушения в сфере коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2025
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / коррупционные правонарушения / административная ответственность / corruption / corruption offenses / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Польской А. А.

Автор рассматривает особенности административно-правового регулирования правонарушений коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Польской А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers features of administrative and legal regulation of offenses of a corruption orientation

Текст научной работы на тему «Административные правонарушения в сфере коррупции»

этического кодекса составляют принципы, которые проще определить и соотнести с реальной деятельностью должностного лица.

Подводя итог, можно сказать, что правовое и моральное регулирование представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимодополняющих явлений. Соблюдение гражданскими служащими моральных принципов и норм является необходимым условием формирования уважения к нормам правовым, а также повышения уровня правовой культуры, что в итоге будет способствовать построению поистине правового государства.

Список использованных источников:

1. Бялт В.С. Право и мораль в системе социального регулирования // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 3 (41).

- С. 9-16.

2. Морхат П.М. Право и мораль как регуляторы общественных отношений, в общем, и государственных служащих, в частности // Государственное строительство и право. Выпуск 3, 2003/ Под общ. редакцией Г.В. Мальцева/ Отв. ред. Е.Ю. Догадайло; Издательство МГСА.

- Москва, 2003. - С. 37-50.

3. Оболонский А.В. Этика и ответственность в публичной службе // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - № 1.

- С. 7-32.

4. Симонян Д.Ю., Передрий Т.Е. К вопросу о ключевых постулатах совершенствования правового регулирования конфликта интересов на государственного гражданской службе РФ // Шаг в будущее: научный и практический опыт развития, научные гипотезы, новизна и апробация результатов исследований в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, искусствоведении, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве, 7-8 мая 2015 года, г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2015. - С. 137-139.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ

КОРРУПЦИИ

Польской А. А.,

магистрант 1 курса юридического факультета, Курский государственный университет, г. Курск.

Аннотация: Автор рассматривает особенности административно-правового регулирования правонарушений коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушения, административная ответственность.

Summary: The author considers features of administrative and legal regulation of offenses of a corruption orientation.

Keywords: corruption, corruption offenses, administrative responsibility.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]

Статьей 13 указанного закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14 предусматривает ответственность за коррупционные правонарушения юридических лиц.

Однако ни в самом федеральном законе, ни в УК РФ, ни в КоАП РФ не дается понятия коррупционных преступлений и правонарушений и не конкретизируется, за какие из них наступает та или иная ответственность.

Несмотря на обширную законодательную базу в области противодействия коррупции, меры по борьбе с ней нельзя назвать эффективными. Основной проблемой и недоработкой является толкование понятия «коррупция».

Законодатель ограничился лишь перечислением определенных деяний, обладающих частными характеристиками, что делает легальное определение весьма узким и не позволяет в полной мере охватить коррупционные проявления. Основная составляющая коррупционных деяний, согласно закрепленному в федеральном законе определению, имущественная выгода либо корыстные побуждения. «Принятие Федерального закона о противодействии коррупции не повлекло за собой ни установления в УК РФ четкой правовой квалификации коррупции, ни запрета коррупции как преступного деяния нормами Уголовного кодекса» [4]. Нет четкой регламентации и коррупции как административного правонарушения.

Все это породило немало дискуссий в исследовательской среде. На доктринальном уровне стали предлагаться различные определения понятия «коррупция», а также закрепление в отраслевых законодательных актах таких понятий, как «коррупционное преступление» и «коррупционное правонарушение».

Закрепление данных понятий с последующей систематизацией составов деяний коррупционной направленности было бы целесообразным действом. Именно отсутствие такой систематизации не позволяет эффективно бороться с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности. Ведь как бороться с тем, чего нет? Закрепленное в ФЗ «О противодействии коррупции» понятие не дает нам четкого ответа на вопрос, какие деяния все же являются преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности.

В данной статье остановимся подробнее на понятии «коррупционное правонарушение» и постараемся понять, какие правонарушения являются коррупционными.

«Административные правонарушения коррупционной

направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии» [3].

Как уже было отмечено, действующее законодательство не дает определения административного правонарушения коррупционной направленности. Соответственно, возникают вопросы, какие же правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, стоит относить к коррупционным. На доктринальном уровне нет единого мнения по данному вопросу, вследствие чего исследователи придерживаются различных подходов. Можно выделить три подхода к определению коррупционных правонарушений.

Первый подход можно назвать традиционным. Исследователи данного подхода придерживаются мнения, что к коррупционным правонарушениям, закрепленным в КоАП РФ, относятся статьи 19.28 и 19.29, которые были введены федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [2]. То есть, данные нормы были внесены в КоАП РФ как раз с принятием антикоррупционного законодательства.

Второй подход представляется шире. Его приверженцы считают, что к коррупционным правонарушениям необходимо относить большее число составов, закрепленных в КоАП РФ. Так, например, Илий С. К. считает, что составы административных правонарушений коррупционной направленности необходимо определять по определенным критериям, в частности при наличии элементов подкупа; использования служебного положения; нарушения норм, установленных для обеспечения законности

порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции [3]. На основании данных критериев Илий С. К. выделяет 11 статей КоАП РФ, подпадающих, по его мнению, под правонарушения коррупционной направленности.

Основная идея третьего подхода - внесение в КоАП РФ новых составов правонарушений коррупционного характера. К данному подходу склоняются исследователи обоих рассмотренных выше подходов. Илий С. К. предлагает предусмотреть административную ответственность за протекционизм; за умышленное представление недостоверных сведений о доходах и расходах; за осуществление предпринимательской деятельности государственным служащим; за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов и др. [3]

Несомненно, каждый из трех подходов заслуживает внимания. Однако первый подход представляется достаточно узким и не способен в полной мере отразить реальное положение коррупционных правонарушений, так как их список все же шире, нежели две статьи КоАП РФ. Наиболее целесообразным представляются второй и третий подход, именно они способны обеспечить более эффективное противостояние коррупции, пресекать ее на уровне правонарушений, не позволяя перейти на общественно опасное деяние - преступление.

Для эффективного противодействия коррупции необходимо начать с определения понятия «коррупция», закрепленного в федеральном законе, ввиду своей узкой направленности оно нуждается в корректировке. Кроме того, данное понятие не дает реального представления о том, какие деяния являются коррупционными и за какие из них назначается та или иная ответственность (уголовная, административная). Вследствие чего видится необходимым закрепить легальные отраслевые понятия коррупции и систематизировать деяния под них подпадающие.

Таким образом, считается целесообразным разработать и закрепить в КоАП РФ легальное определение административной коррупции, систематизировать административно-правовые нормы коррупционной направленности в обособленный раздел, дополнив его новыми составами коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции будет эффективным только в случае системного подхода, необходимо знать, чему противодействовать. Современное антикоррупционное законодательство не отвечает данному критерию и требует дальнейшего совершенствования.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации

Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6235.

3. Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 460 - 468.

4. Сухарев А.С. Административно-правовые средства и методы противодействия коррупции в сфере государственного администрирования // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 50 - 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.