Научная статья на тему 'Меры предупреждения коррупционных правонарушений юридическими лицами при применении ст. 19. 28 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и механизм их реализации'

Меры предупреждения коррупционных правонарушений юридическими лицами при применении ст. 19. 28 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и механизм их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / СORRUPTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE OFFENSE / THE LEGAL PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солодовникова С. В.

В статье анализируются специальные механизмы профилактики коррупционных проявлений в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Солодовникова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author analyzes the mechanisms of prevention of corruption in organizations, regardless of their form of ownership, organizational and legal forms and industry sector.

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения коррупционных правонарушений юридическими лицами при применении ст. 19. 28 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и механизм их реализации»

УДК 342.9:343.352

С. В. Солодовникова

Меры предупреждения коррупционных правонарушений юридическими лицами при применении ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и механизм их реализации

В статье анализируются специальные механизмы профилактики коррупционных проявлений в организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности.

In this article the author analyzes the mechanisms of prevention of corruption in organizations, regardless of their form of ownership, organizational and legal forms and industry sector.

Ключевые слова: коррупция, административная ответственность, правонарушение, юридическое лицо.

Key words: сorruption, administrative responsibility, the offense, the legal person.

Коррупция - одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Значительная часть коррупционных правонарушений совершается в сфере предпринимательской деятельности в интересах юридических лиц. Важной антикоррупционной правовой мерой является применение ответственности к юридическим лицам. Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» [3], согласно которой, в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения была введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральным законом

© Солодовникова С.В., 2016

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [1].

Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность юридического лица за незаконное вознаграждение, совершенное от его имени. С объективной стороны, отмеченное правонарушение может выражаться в незаконных передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Санкция данной статьи предусматривает штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных, либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. В случае если административное правонарушение совершено в крупном масштабе (превышающем один миллион рублей) штраф накладывается в размере до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных, либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При совершении правонарушения в особо крупном размере (превышающем двадцать миллионов рублей) штраф накладывается в размере в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложен-

249

ных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Следует иметь в виду, что для квалификации действий юридического лица по данной статье совсем не обязательно, чтобы предложение или обещание денежных средств, имущества и услуг исходили от его руководства организации. Указанные действия, но от имени или в интересах юридического лица, могут быть совершены и иными субъектами (начальником отдела, менеджером, заместителем директора, консультантом и т. п.), а также лицами, не состоящими в штате организации (учредителем, лицом, являющимся фактическим владельцем юридического лица и др.).

Вместе с тем необходимо учитывать, что с субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно. Так, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Одной из причин совершения коррупционных правонарушений является неосуществление в организациях мер по их предупреждению.

Вместе с тем Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» [2] в закон «О противодействии коррупции» введена ст. 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции», согласно которой организации обязаны разрабатывать и принимать соответствующие меры.

Представляется, что помимо общих мер предупреждения совершения юридическим лицом действий коррупционной направленности, ответственность за которые предусмотрена ст. 19.28 КоАП РФ, особое внимание необходимо уделить специальным механизмам профилактики коррупционных проявлений в организациях, к числу которых, по нашему мнению следует отнести:

1. Обеспечение усиления информационной работы руководителей организаций по вопросам государственной политики в области противодействия коррупции.

Достижение положительного результата в отмеченной просветительской деятельности возможно путем издания печатных изданий, содержащих инфор-

мацию об основных нормативных правовых актах Российской Федерации, составляющих антикоррупционное законодательство, например, таких как:

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

- Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"»;

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

- Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы;

- Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"» и др.

2. Обязанность руководства организаций информировать служащих и работников об установленной действующим законодательством Российской Федерации административной ответственности юридического лица за незаконное вознаграждение от его имени.

Реализация данного направления предполагает проведение в организациях семинаров, разработку информационных памяток о мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

В рамках семинаров рекомендуется раскрыть содержание следующих понятий:

• «должностное лицо» (в рамках применения ст. 19.28 КоАП РФ) -лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в

251

Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В эту категорию входят также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;

• «иностранное должностное лицо» - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени;

• «интересы юридического лица» - совершение названных действий, в результате которых предполагается достижение юридическим лицом каких-либо целей деятельности, удовлетворение его текущих или перспективных потребностей, получение выгод и преимуществ, освобождение (смягчение) от ответственности и (или) обязательств;

• «коррупция» - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

• «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» - лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях;

• «незаконное вознаграждение» - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имуще-

ственного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;

• «незаконные действия» - любые действия юридического лица, связанные с неисполнением требований нормативных правовых актов, имеющие целью нарушение установленного порядка совершения административных процедур, вмешательство в деятельность органа власти, получение необоснованных выгод и преимуществ для юридического лица или какие-либо иные противоправные цели;

• «передача» - любые действия, связанные с отчуждением (вручение, пересылка, оставление в обусловленном месте и др.) объектов, имеющих материальную ценность, либо документов, опосредующих права на них и предполагающих переход права собственности на эти объекты.

• «предложение или обещание» - явно выраженное намерение произвести незамедлительно или когда-либо в будущем передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, либо оказать услуги имущественного характера, передать имущественные права. При разграничении понятий «обещание» и «предложение» незаконного вознаграждения следует исходить из того, кто являлся инициатором такого вознаграждения. При этом необходимо учитывать, что согласно международным договорам Российской Федерации в области противодействия коррупции «обещание взятки» подразумевает наличие договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, в то время как «предложение взятки» не подразумевает такой договоренности;

• «противодействие коррупции» - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.

3. Обязанность руководства юридического лица разъяснять его работникам порядок соблюдения ограничений и запретов в части совершения действий в интересах юридического лица.

Осуществление указанной профилактической меры возможно посредством проведения различного рода собраний в организациях по вопросам ин-

формирования о нормах поведения сотрудников, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

4. Обязанность служащих и работников организаций уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Достижение соответствующего результата в отмеченном направлении может быть достигнуто путем проведения бесед руководством организаций, в процессе которых служащим и работникам следует разъяснять порядок уведомления служащих и работников о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения, а также варианты их поведения в сложившейся ситуации.

5. Внедрение стандартов поведения субъектов, наделенных возможностью выступать в интересах юридического лица, и введение внутреннего контроля организации.

Введение в жизнь указанной профилактической меры возможно с помощью закрепления ограничений, запретов и обязанностей субъектов, наделенных возможностью действовать в интересах юридического лица, в локальных правовых актах организаций, а также определения в организации подразделения или лица, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений, наделив его полномочиями разработки конкретных антикоррупционных мероприятий с учетом специфики деятельности организации.

В заключение стоит отметить, что вышеотмеченные специальные меры профилактики действий коррупционной направленности способствуют минимизации риска их проявления в организациях, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: федер. закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ // СЗ РФ. - 29.12.2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6235.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»: федер. закон от 03.12.2012 № 231-ФЗ // СЗ РФ. - 10.12.2012. - № 50 (ч. 4). - Ст. 6954.

3. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.