Научная статья на тему 'Административные правонарушения и преступления , совершаемые на объектах транспорта, в сфере миграции'

Административные правонарушения и преступления , совершаемые на объектах транспорта, в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административные правонарушения / преступления / миграция / объект транспорта / транспортная инфраструктура / транспортная полиция / administrative offenses / crimes / migration / transport facility / transport infrastructure / transport police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О В. Панфилова, Л В. Столбина

наряду с развитием государства происходит и развитие миграционных процессов, которые требуют усовершенствования законодательной базы и должного государственного контроля. Эффективность реализации миграционной политики в основном зависит от качественной нормативно-правовой базы, которая должна решать проблемы, возникающие в данной сфере. Миграционные процессы напрямую связаны с транспортом, в связи с этим возникает необходимость повышения эффективности противодействия незаконной миграции на объектах транспорта. В настоящее время в связи с ростом количества лиц, въезжающих в Российскую Федерацию на различных транспортных средствах, а также ростом численности совершенных противоправных деяний мигрантами, в данной сфере необходимо принять должные административно-правовые и организационные меры. Существенная роль в обеспечении и поддержании безопасности и законности в рассматриваемой области общественных отношений отведена мерам административной ответственности. Важно создать действенные механизмы по выявлению иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации. Вопросы миграции, а также незаконная миграция, ее причины и условия, риски, связанные с ней, широко проработаны научно, также существует большое количество исследований, фрагментарно либо полностью посвященных проблеме в миграционной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative offenses and crimes committed at transport facilities in the field of migration

along with the development of the state, migration processes are also developing, which require improvement of the legislative framework and proper state control. The effectiveness of the implementation of migration policy mainly depends on a high-quality regulatory framework, which should solve the problems that arise in this area. Migration processes are directly related to transport, and therefore there is a need to increase the effectiveness of countering illegal migration at transport facilities. Currently, due to the increase in the number of persons entering the Russian Federation by various means of transport, as well as the increase in the number of illegal acts committed by migrants, it is necessary to take appropriate administrative, legal and organizational measures in this area. Administrative responsibility measures play an essential role in ensuring and maintaining security and legality in the field of public relations under consideration. It is important to create effective mechanisms to identify foreign citizens illegally staying in the territory of the Russian Federation. Migration issues, as well as illegal migration, its causes and conditions, and the risks associated with it, have been extensively studied scientifically, and there is also a large number of studies, fragmentary or completely devoted to the problem in the migration sphere

Текст научной работы на тему «Административные правонарушения и преступления , совершаемые на объектах транспорта, в сфере миграции»

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА, В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMES COMMITTED AT TRANSPORT FACILITIES IN THE FIELD OF MIGRATION

УДК 342.9

о.в. Панфилова,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

olga v. panfilova,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

л.в. столбина,

кандидат юридических наук, доцент (Московский областной филиал РАНХиГС, Россия, Красногорск) [email protected]

liubov v. stolbina,

Candidate of Law, Associate Professor (The Moscow Regional Branch of RANEPA, Krasnogorsk, Russia)

Аннотация: наряду с развитием государства происходит и развитие миграционных процессов, которые требуют усовершенствования законодательной базы и должного государственного контроля. Эффективность реализации миграционной политики в основном зависит от качественной нормативно-правовой базы, которая должна решать проблемы, возникающие в данной сфере. Миграционные процессы напрямую связаны с транспортом, в связи с этим возникает необходимость повышения эффективности противодействия незаконной миграции на объектах транспорта. В настоящее время в связи с ростом количества лиц, въезжающих в Российскую Федерацию на различных транспортных средствах, а также ростом численности совершенных противоправных деяний мигрантами, в данной сфере необходимо принять должные административно-правовые и организационные меры. Существенная роль в обеспечении и поддержании безопасности и законности в рассматриваемой области общественных отношений отведена мерам административной ответственности. Важно создать действенные механизмы по выявлению иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации.

Вопросы миграции, а также незаконная миграция, ее причины и условия, риски, связанные с ней, широко проработаны научно, также существует большое количество исследований, фрагментарно либо полностью посвященных проблеме в миграционной сфере.

Ключевые слова: административные правонарушения, преступления, миграция, объект транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная полиция.

Для цитирования: Панфилова О.В., Столбина Л.В. Административные правонарушения и преступления, совершаемые на объектах транспорта, в сфере миграции // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 22-27.

Abstract: along with the development of the state, migration processes are also developing, which require improvement of the legislative framework and proper state control. The effectiveness of the implementation of migration policy mainly depends on a high-quality regulatory framework, which should solve the problems that arise in this area. Migration processes are directly related to transport, and therefore there is a need to increase the effectiveness of countering illegal migration at transport facilities. Currently, due to the increase in the number of persons entering the Russian Federation by various means of transport, as well as the increase in the number of illegal acts committed by migrants, it is necessary to take appropriate administrative, legal and organizational measures in this area. Administrative responsibility measures play an essential role in ensuring and maintaining security and legality in the field of public relations under consideration. It is important to create effective mechanisms to identify foreign citizens illegally staying in the territory of the Russian Federation.

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'4

Migration issues, as well as illegal migration, its causes and conditions, and the risks associated with it, have been extensively studied scientifically, and there is also a large number of studies, fragmentary or completely devoted to the problem in the migration sphere.

Key words: administrative offenses, crimes, migration, transport facility, transport infrastructure, transport police.

For citation: Panfilova O.V., Stolbina L.V. Administrative offenses and crimes committed at transport facilities in the field of migration // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 4. - P. 22-27.

В средствах массовой информации, в докладах руководителей правоохранительных органов1, органов исполнительной власти2 в последнее время не сходит с повестки дня вопрос миграционной политики и ее негативных последствий в различных сферах нашей жизни.

Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2023 году в Россию приехало 4 051 437 иностранцев, в Центральном федеральном округе миграционный прирост составил 203 629 человек, в Москве - 41 006 человек и в Санкт-Петербурге - 9 785 человек. За тот же период в Белгородскую область прибыло 47 525 человек. Большую часть всех мигрантов составляют выходцы из ближнего зарубежья, к ним относятся граждане Узбекистана (44 536 чел.), Таджикистана (171 234 чел.), Киргизии (54 162 чел.), Армении (48 855 чел.), Республики Беларусь (42 700 чел.), Казахстана (484 265 чел.), Украины (50 929 чел.), а также Республики Молдовы (17 200 чел.). На граждан иных стран пришлось 69 570 человек3.

Негативные последствия миграционной политики выражаются не только в социальной напряженности, но и приобретают актуальность, и даже остроту в сфере правопорядка как в целом, так и на объектах транспортного комплекса Российской Федерации.

В своем выступлении Министр внутренних дел Российской Федерации отметил: «...важно повысить эффективность пресечения правонаруше-

1 См.: Александр Бастрыкин: мигранты стали одним из факторов социальной напряженности в мире и России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/ russia/895287 (дата обращения: 12.04.2024); Совбез и МВД России просят проверить законность полученного мигрантами гражданства России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/artides/2024/03/28/1028434-prosyat-proverit-zakonnost-poluchennogo-grazhdanstva (дата обращения: 12.04.2024).

2 Михаил Мишустин о теме миграции [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/video/2024/04/03/mihaN-mishustin-o-teme-migracii.html (дата обращения: 12.04.2024).

3 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13283 (дата обращения: 12.04.2024).

ний в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспорта...»4.

Исходя из положений, закрепленных в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под правонарушением понимается «преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность».

По данным главы Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина, в 2023 г. мигранты совершили на 147% больше экстремистских деяний, в первой половине 2024 г. - еще на 55%. При учете фактора сложного процента рост составляет колоссальные 283% за полтора года5.

Так, за 2023 год органами внутренних дел проведено 283,6 тыс. проверок соблюдения миграционного законодательства, количество административных протоколов, составленных по выявленным фактам нарушений, возросло на 3,6% (873,3 тыс.)6.

Вызывающие обоснованную тревогу значительный и стремительный рост совершаемых правонарушений мигрантами в целом позволяет нам говорить об остроте проблемы и на объектах транспортного комплекса Российской Федерации, где ежегодно совершается огромное количество правонарушений различных видов и характера.

При этом отметим, что существует специфика таких правонарушений, характерным фактором которых следует выделить их условное разделение на специальные (то есть для объектов транспорта, а к ним законодатель относит гл. 11 «Администра-

4 Владимир Колокольцев провел заседание коллегии МВД России, посвященное противодействию нелегальной миграции [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/мвд.рф/ document/42949222 (дата обращения: 24.05.2024).

5 Статистика МВД по мигрантам: число нарушений с начала года выросло на 128% [Электронный ресурс]. - URL: https:// dzen.ru/a/ZsWleG4NLi--sa2F (дата обращения: 24.06.2024).

6 Результаты деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за январь - декабрь 2023 года [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/мвд.рф/ dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/47183542/ (дата обращения: 24.05.2024).

тивные правонарушения на транспорте» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и на общие.

Полагаем, в решении создавшейся ситуации в целом необходим комплексный подход, и одним из ее «секторов» будет являться деятельность территориальных органов МВД России на транспорте, и особенно в приграничных регионах.

В целях предотвращения нарушений в миграционной сфере сотрудниками транспортной полиции совместно с иными правоохранительными органами проводится ряд профилактических мероприятий («Нелегальный мигрант», «Регион-магистраль», «Нелегал» и др.). Важно отметить, что проведение подобных мероприятий в настоящее время особенно актуально ввиду роста количества въезжающих в Российскую Федерацию мигрантов, в особенности трудовых. Так, только за три дня операции сотрудниками УТ МВД России по ЦФО пресечено 106 фактов нарушений в сфере миграционного законодательства. Но такая ситуация неповсеместна, поскольку есть населенные пункты, которые находятся в непосредственной или досягаемой близости с линией боевого столкновения (в Белгородской, Курской, Брянской областях), которые менее привлекательны для мигрантов, но не исключают полностью их пребывания. Этим обосновано и отсутствие статистических данных по проведенным указанным выше профилактическим мероприятиям, к примеру в Белгородском ЛО МВД России на транспорте.

Государство посредством правового инструментария осуществляет регулирование общественных отношений в сфере миграции, и предусмотренная законодателем юридическая ответственность выдвигается в качестве одного из наиболее результативных средств в системе механизма воздействия на миграционные отношения. Трудно не согласиться с мнением Н.И. Орешиной о том, что «осуществление государствами миграционной политики невозможно без существования механизмов привлечения нарушителей миграционных правил к ответственности» [1, с. 76].

Существенная роль в обеспечении и поддержании безопасности и законности в рассматриваемой области общественных отношений отведена мерам административной ответственности. За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность. Основные виды административных правонарушений в сфере миграции, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания, содержатся в гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(далее - КоАП РФ). В частности, наиболее часто совершаются деяния, предусмотренные ст. 18.8, 18.10, 18.15, 18.16 КоАП РФ [2, с. 144.].

Необходимо отметить, что за совершение преступлений в данной сфере общественных отношений ответственность предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), а именно ст. 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» и ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». Ст. 322.2 УК РФ устанавливает ответственность за такое преступление, как фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а ст. 322.3 предусматривает ответственность за фиктивную постановку на учет данных лиц по месту пребывания в Российской Федерации.

Важнейшей составляющей деятельности правоохранительных органов в области регулирования миграционных процессов является правильная квалификация совершаемых противоправных деяний в рассматриваемой области. Определенно большая часть составов правонарушений в данной сфере представляется формальной, то есть не несет в результате наступление каких-либо материально опасных последствий. Родовым объектом правонарушений гл. 18 КоАП РФ следует считать как состояние защищенности Государственной границы России, так и режим пребывания нелегалов на территории Российской Федерации.

Каждое совершенное административное правонарушение в сфере миграции влечет за собой последствия в конкретном общественном отношении. Можно привести пример, когда непосредственным объектом правонарушения в ст. 18.3 КоАП РФ выступают общественные отношения, связанные с соблюдением пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России.

За совершаемые правонарушения в этой сфере законодатель определил такие санкции, как административный штраф, предупреждение и административный арест. В отдельных составах административного правонарушения дополнительно изымаются предметы и орудия совершения правонарушения, не исключено применение процедуры административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и приостановление его деятельности на территории государства [3, с. 73]. В настоящее время Госдума России приняла на пленарном заседании сразу во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому полиция получит полномочия принимать решения об административном выдворении за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно вносимым изменениям

публично-правовые (государственно-правовые) науки

органы внутренних дел будут сами устанавливать и назначать данную меру наказания. Также законопроектом вводится ответственность за нарушение правил въезда или выезда в Российскую Федерацию. Новым положением дополняется ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ о нарушении режима государственной границы Российской Федерации7. Положением об ответственности за оказание иностранцу из реестра контролируемых лиц, находящихся в режиме высылки, услуг, предоставление которых для них запрещено, дополняется ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ. Сейчас в этой части предусмотрена ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в стране с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию. Согласно принятым нормам санкции остаются прежними.

Как зафиксировано в примечании к ст. 322 УК РФ, субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, исключение составляют иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию России для реализации своего права на политическое убежища, если же в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Если же говорить о ст. 322.1 УК РФ, то субъектом данного преступления считается вменяемое физическое лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет и которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в России иностранного гражданина или лица без гражданства. В этой ситуации данная деятельность по непосредственной организации незаконного деяния включена в объективную сторону данного преступления, а организатор всего деяния несет ответственность как за оконченное преступление в качестве исполнителя.

При этом преступление, предусмотренное рассматриваемой статьей, возможно совершено лицом, которое использует свое служебное положение. Так, гражданин Н., будучи начальником цеха филиала «...», используя свое служебное положение, нелегально устроил на территории Российской Федерации иностранных граждан Б., В., Г., которые находились в России без регистрации по месту временного пребывания, а также не имели разрешения на трудовую деятельность. Гражданин Н. не имел разрешения на привлечение иностранных специалистов к трудовой деятельности, но вопреки всему трудоустроил Б., В., Г., хотя необходимо было заключить трудовой договор и предоставить иностранным специалистам

помещение для временного проживания рядом с цехом филиала «...», обеспечить их питанием8.

Таким образом, субъектом преступления ст. 322.2 УК РФ является лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста и является собственником или нанимателем жилого помещения, а субъектом ст. 322.3 УК РФ является лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, в служебные функции которого входят постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Если говорить о субъективной стороне, то необходимо обозначить, что как административные правонарушения, так и преступления в данной сфере характеризуются и умышленной, и неосторожной формой вины. Но деяния, которые отражены в ст. 322.1 и 322 УК РФ могут быть совершены исключительно с прямым умыслом.

Важно также отметить, что при квалификации преступления по ч. 2 ст. 322 УК РФ важно определить, знали ли иностранный гражданин или лицо без гражданства, что въезд на территорию России им запрещен на основании законодательства - что уже будет устанавливать непосредственно суд.

Неоднократное пересечение госграницы с единым умыслом должно быть квалифицировано как одно преступление по ст. 322 УК РФ9.

Переходя к более детальному рассмотрению вопросов квалификации и отграничений административных правонарушений от преступлений, важно отметить, что существуют противоправные деяния, которые всегда квалифицируются исключительно как административные правонарушения, например нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2 КоАП РФ).

Так, проблемой в правоприменительной деятельности является еще и то, что существует ряд деяний, которые друг от друга достаточно проблематично отграничить. Так, составы, установленные ст. 18.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 322 УК РФ, подразумевают нарушение режима Государственной границы России и незаконное пересечение Государственной границы России.

Чтобы понять данную проблему, разобраться в ней и правильно квалифицировать деяние, необходимо обратиться к самому понятию «надлежащее разрешение», которое закреплено в диспозиции ч. 1 ст. 322 УК РФ. В практике наиболее часто данное словосочетание толкуется с учетом места,

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

8 Приговор Павлово-Посадского городского суда Московской области от 21 июня 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/OEGKuYzvXVg9// (дата обращения: 05.02.2024).

9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» // Российская газета. - 2020. - № 156 (8210).

где было совершено противоправное деяние. Например, на морских участках Государственной границы России под эти термином понимается разрешение пограничных органов, а на сухопутных участках - это виза [4, с. 23]. То есть важно определить наличие у данного лица документа и визы, которые бы позволили удостовериться в его личности, однако вне установленных для этого пунктов пропуска при пресечении им госграницы данное деяние следует расценивать по ст. 18.1 КоАП РФ.

Также существует в законодательной практике отграничение правонарушений, исходя из способа его совершения. Отграничивают такие составы, в частности, ст. 18.14 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за незаконный провоз лиц через госграницу России, и ст. 322.1 УК РФ, которая понимает под собой организацию незаконной миграции.

Так, уголовно-правовой нормой предусматривается деяние в виде активного действия лица, а административно-правовой нормой - как в форме действия, так и бездействия. Кроме того, данные противоправные деяния возможно разграничить и по формам вины. Анализируемое административное правонарушение может совершаться как умышленно, так и неосторожно, а совершение рассматриваемого преступления возможно только при наличии прямого умысла.

По этому вопросу Верховным Судом Российской Федерации дано разъяснение: под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Анализируя нормы, можно отметить определенную мягкость санкций в рассматриваемой сфере, что может создать для правонарушителей

иллюзию безнаказанности и подтолкнуть к совершению новых административных правонарушений в данной области, что, в свою очередь, обосновывает необходимость криминализации некоторых составов, предусмотренных КоАП РФ.

Полагаем, что повторное совершение правонарушения в течение одного года с момента совершения предыдущего правонарушения свидетельствует о его злостности, что вполне объясняет целесообразность привлечения лица, повторно совершившего административно наказуемое деяние в рассматриваемой сфере, к уголовной ответственности.

Исходя их этого факта, полагаем, можно внести дополнение в Уголовный Кодекс Российской Федерации в виде такой нормы, как «злостное нарушение режима Государственной границы Российской Федерации: повторное в течение года нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства и (или) транспортными средствами».

Анализируя нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности ч. 2 ст. 18.14 КоАП РФ, можно определить, что указанная в статье санкция не соответствует общественной опасности описанного деяния, а это может повлечь за собой уже совершение уголовного преступления. По-нашему мнению, возникает необходимость дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, которая предусматривает незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.

Обобщая изложенное выше, отметим, что правонарушения, совершаемые на объектах транспорта, имеют свои характерные особенности, в силу которых обуславливают так называемую транспортную составляющую правонарушений (преступности) на объектах транспортного комплекса России.

Литература

1. Орешина Н.И. Административно правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2010. - 218 с.

2. Богданов А.В., Овечкин Е.В., Хазов Е.Н. Противодействие незаконной миграции правоохранительными органами на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 4. - С. 143-148.

3. Амельчаков И.Ф., Катаева О.В. Особенности квалификации некоторых нарушений миграционного законодательства, совершаемых на объектах транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2021. - № 2. - С. 71-78.

4. Калдышев А.Н., Николаев А.Г. Надлежащее разрешение в процессуальной деятельности пограничных органов ФСБ России // Юридический мир. - 2008. - № 12. - С. 62-66.

5. Сасина Е.Н. Некоторые проблемы разграничения административной и уголовной ответственности по фактам незаконной миграции // Научно-информационный журнал «Армия и общество». - 2014. - № 1 (38). - С. 119-124.

6. Жеребцов А.Н. Малышев Е.А. Административная ответственность в миграционном праве Российской Федерации: материальные и процессуальные аспекты: практическое издание. - Москва: Юстицинформ, 2019. - 252 с.

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'4

7. Главатских Ю.Н. Актуальные вопросы административных правонарушений в сфере миграции / Юридический процесс в России: материалы Всероссийской межвузовской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 ноября 2023 года. - Нижний Новгород: Российский государственный университет правосудия, 2024. С. 58-62.

8. Дригола Э.В. Предупреждение административных правонарушений в сфере миграции / Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики - 2016: сборник тезисов Международной ежегодной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 18 ноября 2016 года / отв. ред. И.П. Зиновьев. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. С. 82-85.

9. Рыжакова Ю.Н. Особенности квалификации административных правонарушений в сфере миграции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2020. - № 2 (39). - С. 128-130.

10. Сазанова Я.А. Особенности применения административной ответственности за правонарушения в сфере миграции / Актуальные вопросы юридической науки, права и правосудия: материалы Всероссийской межвузовской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 23 апреля 2023 года. - Нижний Новгород, 2023. С. 635-638.

11. Столярова З.Н. О совершенствовании института административной ответственности в сфере миграции // Административное право и процесс. - 2020. - № 9. - С. 61-64.

References

1. Oreshina N.I. Administrativno pravovoe regulirovanie protivodeistviya nezakonnoi migratsii v zarubezhnykh stranakh: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2010. - 218 s.

2. Bogdanov A.V., Ovechkin E.V., Khazov E.N. Protivodeistvie nezakonnoi migratsii pravookhranitel'nymi organami na sovremennom etape // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2021. - № 4. - S. 143-148.

3. Amel'chakovI.F., Kataeva O.V. Osobennosti kvalifikatsii nekotorykh narushenii migratsionnogo zakonodatel'stva, sovershaemykh na ob»ektakh transporta // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. - 2021. - № 2. - S. 71-78.

4. KaldyshevA.N., NikolaevA.G. Nadlezhashchee razreshenie v protsessual'noi deyatel'nosti pogranichnykh organov FSB Rossii // Yuridicheskii mir. - 2008. - № 12. - S. 62-66.

5. Sasina E.N. Nekotorye problemy razgranicheniya administrativnoi i ugolovnoi otvetstvennosti po faktam nezakonnoi migratsii // Nauchno-informatsionnyi zhurnal Armiya i obshchestvo. - 2014. - № 1 (38). - S. 119-124.

6. ZherebtsovA.N. MalyshevE.A. Administrativnaya otvetstvennost' v migratsionnom prave Rossiiskoi Federatsii: material'nye i protsessual'nye aspekty: prakticheskoe izdanie. - Moskva: Yustitsinform, 2019. - 252 s.

7. Glavatskikh Yu.N. Aktual'nye voprosy administrativnykh pravonarushenii v sfere migratsii / Yuridicheskii protsess v Rossii: materialy Vserossiiskoi mezhvuzovskoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Nizhnii Novgorod, 16 noyabrya 2023 goda. - Nizhnii Novgorod: Rossiiskii gosudarstvennyi universitet pravosudiya, 2024. S. 58-62.

8. Drigola E.V. Preduprezhdenie administrativnykh pravonarushenii v sfere migratsii / Razvitie yuridicheskoi nauki v novykh usloviyakh: edinstvo teorii i praktiki - 2016: sbornik tezisov Mezhdunarodnoi ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Rostov-na-Donu, 18 noyabrya 2016 goda / otv. red. I.P. Zinov'ev. - Rostov-na-Donu: Yuzhnyi federal'nyi universitet, 2016. S. 82-85.

9. Ryzhakova Yu.N. Osobennosti kvalifikatsii administrativnykh pravonarushenii v sfere migratsii // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 2 (39). - S. 128-130.

10. Sazanova Ya.A. Osobennosti primeneniya administrativnoi otvetstvennosti za pravonarusheniya v sfere migratsii / Aktual'nye voprosy yuridicheskoi nauki, prava i pravosudiya: materialy Vserossiiskoi mezhvuzovskoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Nizhnii Novgorod, 23 aprelya 2023 goda. - Nizhnii Novgorod, 2023. S. 635-638.

11. Stolyarova Z.N. O sovershenstvovanii instituta administrativnoi otvetstvennosti v sfere migratsii // Administrativnoe pravo i protsess. - 2020. - № 9. - S. 61-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(статья сдана в редакцию 02.08.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.