doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-126-131
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
ПОПОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: elenap2672@yandex.ru
В статье исследуются основные тенденции развития миграционного законодательства в современной России. Анализируются особенности нормативно-правовой характеристики преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Миграция - сложное социально-правовое явление современности. Понятие миграции изучается различными науками. В уголовном праве с 2004 г. предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции. Под незаконной миграцией понимается перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности. Количество незаконно пребывающих граждан на территорию страны. Проблема незаконной миграции признается одной из угроз национальной безопасности РФ. Каналы незаконной миграции используются организованными преступными группами для транзита наркотиков, оружия, контрабанды товаров и торговля людьми. Изучение практики применения ст. 322.1 УК РФ показывает существенные недостатки действия данной нормы. Полагаем, что существующие на сегодняшний день показатели данного вида преступлений не отражают реальную картину преступности в рассматриваемой сфере, так как значительная их часть является латентной. В настоящее время не существует точных количественных показателей масштабов незаконной миграции в России. На основе анализа современного состояния деятельности компетентных правоохранительных органов России по противодействию незаконной миграции обоснована необходимость дополнения УК РФ статьями, предусматривающими ответственность за содействие в организации незаконной миграции, незаконный въезд в Российскую Федерацию, а также увеличение размера наказаний за данные деяния. На законодательном уровне надлежит дать определение не только понятию «незаконная миграция», но и «незаконному въезду», «незаконному пребыванию», «незаконному выезду».
Ключевые слова: миграция, мигрант, незаконная миграция,иностранцы, противодействие незаконной миграции, миграционное законодательство
Процессы глобализации, проходящие сегодня в мире, оказывают свое воздействие на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, культурную и т. д. Одним из последствий данных процессов является значительная интенсификация миграционных процессов. В настоящее время происходит беспрецедентный рост масштабов и географии мировой миграции, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на распространение трансграничной преступности.
Конечно, сама по себе миграция не порождает отрицательных последствий, а наоборот, выполняет положительные задачи в современных рыночных экономиках: восполняет кадровый естественный дефицит на рынках труда и другие «пробелы» в рыночной системе [1]. Другой вопрос - насколько миграционные процессы контролируются государством, не нанося вреда развитию экономики и жизни общества в целом.
Специфика миграционных процессов в России заключается в следующем. С одной стороны,
интенсивные миграционные процессы происходят на фоне неустойчивого экономического развития. С другой - Россия является наиболее экономически развитым государством на постсоветском пространстве и как следствие - крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. При этом Российская Федерация не только принимает мигрантов, но и является страной исхода и транзита.
Последствия выхода миграционных процессов из-под контроля государства выражаются в нарушениях норм законодательства, в том числе и уголовного.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2] иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие
такие документы и необратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [3] предусматривает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8), а также нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.9).
До недавнего времени за нарушения миграционного законодательства была предусмотрена лишь административная ответственность. Уголовным Кодексом [4] предусматривалась только ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322).
Понимая важность противодействия незаконных проявлений миграционных процессов, была принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В данном документе под незаконной миграцией понимается перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности [5].
Специфика противодействия незаконной миграции заключается в том, что этот вопрос невозможно решить, не затрагивая всего комплекса проблем, связанных миграцией в России в целом. Проблема незаконной миграции признается одной из угроз национальной безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. акцентирует наше внимание на «обострении мировой демографической ситуации и проблемах окружающей природной среды, возрастании угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, а также другими формами транснациональной организованной преступности» [6].
Последствия незаконной миграции проявляются в различных сферах жизни государства. Особой проблемой становится влияние незаконной миграции на состояние преступности. Не секрет, мигранты, чей правовой статус не урегулирован, стараются свести свои контакты с представителями государственных органов к минимуму. В этой ситуации большая часть из них становится бесправными современными рабами. А для криминальной среды они являются источником для пополнения своих рядов. Каналы незаконной миграции используются организованными преступными группами для транзита наркотиков, оружия, контрабанды товаров и торговля людьми. Последние события показывают, что незаконные мигранты являются источниками распространения на территории нашей страны незаконной террористической деятельности. Серьезные опасения вызывает наличие коррупционных связей и нелегальных посреднических услуг в сфере предоставления документов, подтверждающих правовой статус иностранца на территории России. В коррупционные схемы все чаще вовлекаются не только сотрудники ФМС и МВД, но и высокопоставленные должностные лица других органов власти.
Организация незаконной миграции превратилась в хорошо отлаженный криминальный бизнес, в который оказались вовлечены граждане различных государств. По разным оценкам, ежегодный доход от криминальной миграции и связанной с ней противоправной деятельностью занимает третье место после незаконного оборота наркотиков и торговли оружием [7]. В этой связи отсутствие составов, предусматривающих наказание за такого рода деяния, являлось существенным пробелом законодательного регулирования.
Указанный правовой пробел был отчасти устранен Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно -процессуальный Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Уголовный Кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 322.1 «Организация незаконной миграции». Указанная статья признает преступными и уголовно наказуемыми деяниями организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Неоднократно - в 2009 г., 2011 г., 2012 г. - федеральными законами вносились изменения в санкцию статьи с целью увели-
Е. А. РОРОУЛ
чения ответственности за совершенное преступление [8]. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ УК РФ дополнен ст. ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, предусматривающими ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. До введения данных норм в уголовный закон ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет квалифицировалась по ст. 322.1 УК РФ. Некоторыми учеными высказывается мнение о том, что вред, наносимый фиктивной регистрацией больше соответствует административному правонарушению. Можно было бы согласиться с введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, если бы обязательным признаком данных составов была, например, системность действий или иные признаки, указывающие на то, что лицо занимается такой регистрацией на постоянной основе и извлекает из этого прибыль или доход в крупном размере. При этом действительно в судебной практике существуют дела, где фиксировалась фиктивная постановка на учет большого количества иностранных граждан.
Нормы об организации незаконной миграции в структуре УК РФ помещены в гл. 32 «Преступления против порядка управления» раздела X «Преступления против государственной власти». Наиболее опасные формы противодействия граждан нормальной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления признаются преступлениями против порядка управления и влекут уголовную ответственность. Общественная опасность преступлений этой главы заключается в том, что они существенно нарушают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Именно организация незаконной миграции является уголовно наказуемым деянием, а не сама по себе незаконная миграция, за которую предусмотрена административная ответственность. Таким образом, понятие «организация», в данном случае, является ключевым.
Уголовный Кодекс не содержит толкования этого понятия. В УК РФ понятие «организация» применяется не только к созданию организованной группы или преступного сообщества, но и к осуществлению сложной преступной деятельности (например, ст. 241. Организация занятия проституцией; ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации и др.). Между тем, организационная деятельность, предусмотренная
ст. 322.1 УК РФ, предполагает осуществление неограниченного перечня действий, которые могут носит разнообразный характер.
Кроме того, понятие миграция также не раскрывается в уголовном законодательстве, поэтому применение ст. 322.1 УКРФ на практике вызывает немало сложностей.
Изучая различные нормативно-правовые нормы, регулирующие вопросы миграции, необходимо отметить, что в них отсутствуют четкое определение как незаконной миграции, так и сопутствующих терминов, например, таких, как «незаконный ввоз», «незаконный въезд», «незаконный мигрант» и т. д.
Отметим, что УК РФ сужает понятие незаконной миграции до организации «незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации» (ч. 1 ст. 322.1). Тогда как по мнению многих исследователей, незаконная миграция представляет собой не только въезд, но выезд из страны пребывания. С этим связаны, в частности, такие криминальные сферы деятельности, как незаконная торговля людьми, наркоторговля и т. п.
Вместе с тем, изучение практики применения ст. 322.1 УК РФ показывает существенные недостатки действия данной нормы. Полагаем, что существующие на сегодняшний день показатель данного вида преступлений не отражают реальную картину преступности в рассматриваемой сфере, так как значительная их часть является латентной. В настоящее время не существует точных количественных показателей масштабов незаконной миграции в России. По оценкам различных экспертов, общее число незаконных мигрантов в стране варьируется от 1,5 до 22 млн чел. По данным ФМС России [9], в Россию въехало в 2013 г. 17 млн 342 тыс. чел., в
2014 г. - 17 млн 281 тыс. чел. За январь-сентябрь
2015 г. данные составляют 15 млн 335 тыс. чел., из них 7 млн 110 тыс. поставлено ФМС России на миграционный учет. Официально на территории Российской Федерации находится иностранных граждан и лиц без гражданства 10 млн 348 тыс. чел., это меньше, чем за аналогичный период прошлого года (11 млн 589 тыс.). Из них, по данным первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Буксмана, на законных основаниях трудятся лишь 1,5 млн [10].
Согласно данным ФМС России, в 2014 г. по ст. 322.1 УК РФ было возбуждено 346 уголовных дел. Если сравнить с 2013 г., когда было возбуж-
дено 676 уголовных дел, уменьшение данного показателя составило 48, 8 %.
Содеянное в основном квалифицировалось по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, в остальных же случаях осужденному вменялось совершение преступления в составе организованной группы (п. «а» ч. 2 ст. 322.1). При этом в Москве и в Московской области, несмотря на то, что проанализированные П. Филипповым дела, рассмотренные судами этих регионов, составляют более 50 % от всех изученных им дел, практически не фиксируются случаи организации незаконной миграции, совершенные организованной группой [11].
Кроме того, при изучении судебной практики не встретилось ни одного случая квалификации деяния по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, предусматривающему организацию незаконной миграции в целях совершения преступления на территории России.
Приведенные данные опровергают высказанное в литературе мнение, что «территория страны зачастую превращается в транзитный коридор, используемый мигрантами из азиатских стран как промежуточный пункт» [12]. Как свидетельствует анализ судебной практики, нахождение на территории РФ является конечной целью мигрантов.
Согласно диспозиции ст. 322.1 УК РФ, объективная сторона анализируемого преступного деяния состоит из трех альтернативных действий:
- организации незаконного въезда в РФ
иностранных граждан и лиц без гражданства;
организации незаконного пребывания ино-
странных граждан и лиц без гражданства в РФ; 5
организации незаконного транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.
В литературе под организацией незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства чаще всего понимается «совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов ... или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства» [13]. В приговорах мы практически не встретили судебного толкования организации незаконного пребывания.
Вместе с тем, приведенными выше тремя способами организация незаконной миграции не исчерпывается.
Интересным представляется анализ назначения судами наказания за данное преступление. Самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции является штраф (58,8 %), вто-
рым по частоте применения выступает лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы. Следует отметить, что наказание в виде лишения свободы часто назначается судами г. Москвы. Максимальный срок наказания по изученной нами категории дел не превышал три года лишения свободы. Чаще всего наказание в виде лишения свободы варьируется от 1 года до 2 лет. При этом суды назначают реальные сроки лишения свободы в единичных случаях [11, с. 85].
В отношении назначаемых штрафов хотелось бы отметить следующее. Суды назначают штрафы в размере от 5000 до 10000 руб. в 29 %, от 10000 до 25000 руб. и от 25000 до 50000 руб. в 17,3 %, от 50000 до 100000 в 12,7 % и свыше 100000 руб. в 6,4 % случаев [14].
Очевидна тенденция существенного понижения размера штрафа при назначении наказания путем частичного сложения.
Применение мер ответственности за незаконную миграцию и ее организацию осложнено целым рядом объективных трудностей - от недостаточной степени защиты Государственной границы до отсутствия материальных средств на массовое выдворение лиц, совершивших предусмотренные законодательством правонарушения, за которые предполагается данная мера наказания. Однако эти сложности не могут рассматриваться как обстоятельства, позволяющие отказаться от установления и применения соответствующих мер ответственности.
Еще одной парадоксальной особенностью уголовно-правовой характеристики организации незаконной миграции является то обстоятельство, что сами незаконные мигранты по ст. 322.1 УК РФ к уголовной ответственности не привлекаются, т. е. не являются субъектами преступления. Если мы обратимся к статистике МВД РФ, то увидим здесь данные только по преступлениям, совершенным иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так, за 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 44,4 тыс. преступлений, что на 5,4 % меньше, чем за январь - декабрь 2013 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ - 38,4 тыс. преступлений (-4,7 %), их удельный вес составил 86,4 %. Удельный вес таких преступлений в 2014 г. составил 3,8 % [15].
Однако тут стоит учесть несколько нюансов. Во-первых, мигрантам, нарушившим закон, зачастую удается скрыться от российских правоохранительных органов у себя на родине и не попасть ни в колонию, ни в статистику. Во-вторых,
Е. А. РОРОУА
многие уроженцы СССР (а они, по данным МВД, составляют подавляющее большинство иностранных преступников), едва освоившись, с легкостью получают российское гражданство. Такие люди выпадают из статистики, хотя обычно мало чем отличаются от мигрантов, сохранивших статус иностранцев. И сколько из них без законных оснований находятся на территории страны и совершили преступные деяния остается вопросом.
В настоящее время эффективность уголовно-правовой борьбы с незаконной миграцией остается крайне низкой, что, по нашему мнению, связано, в том числе и с несовершенством действующего уголовного законодательства РФ. В связи с этим нами поддерживаются предложения тех авторов, которые предлагают дополнить УК РФ статьями, предусматривающими ответственность за содействие в организации незаконной миграции, незаконный въезд в Российскую Федерацию, а также увеличение размера наказаний за данный деяния.
В настоящее время наказание за преступления в сфере незаконной миграции не соответствуют общественной опасности и масштабам деяний. Так, незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) влечет такое же наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, как и незаконный переход Государственной границы Российской Федерации. Общественная опасность и неблагоприятные последствия в долгосрочной перспективе последнего преступления, как представляется, существенно превосходят аналогичные характеристики первого.
Необходимо также обеспечение соблюдения принципа неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении правонарушений в сфере незаконной миграции.
Представляется необходимым поддержать все конструктивные предложения о дополнении уголовного законодательства Российской Федерации конкретизированными положениями об ответственности за незаконную миграцию, поскольку такой подход позволит повысить эффективность противодействия данному явлению. На законодательном уровне надлежит дать определение не только понятия «незаконная миграция», но и «незаконный въезд», «незаконное пребывание», «незаконный выезд».
Литература
1. Зайончковская Ж., Молодикова И., Мукомель В. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное учебное пособие. М., 2007. С. 45.
2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон Рос.
Федерации от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 360.
5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/15635
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
7. Самойлюк Н. В. Уголовно-правовая характеристика организации незаконной миграции // Миграционное право. 2009. № 4. С. 8-11.
8. Алехин Е. В. Нормативно-правовая характеристика преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (статья 322.1 УК РФ) // Миграционное право. 2013. № 4. С. 44 - 46.
9. Федеральная миграционная служба. Статистика. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats-/Sta-tistics
10. Нелегальная миграция в РФ. ТАСС: информационное агентство России. URL: http://tass.ru/info/ 691935
11. Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. № 3. С. 83-92.
12. Щербаков А. В. Преступления против порядка управления: Научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 101.
13. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ: постатейный / под ред. Г. А. Есакова. М.: Проспект, 2012. С. 302.
14. Миграция и преступность: сравнительно-правовой анализ: монография / отв. ред. И. С. Власов, Н. А. Голованова. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. С. 119.
15. МВД РФ. Статистика. URL: https://mvd.ru/ Del-jatelnost/statistics
References
1. Zajonchkovskaya Zh., Molodikova I., Mukomel' V. Metodologiya i metody izucheniya migratsionnykh protsessov: mezhdistsiplinarnoye uchebnoye posobiye [Methodology and methods of studying of migratory processes: interdisciplinary study guide]. M., 2007. S. 45.
2. O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federatsii i v"yezda v Rossijskuyu Federatsiyu: feder. zakon Ros. Federatsii ot 15 avgusta 1996 g. № 114-FZ [About an order of departure from the Russian Federation and entry into the Russian Federation: federal law of the Russian Federation from August 15, 1996 № 114-FL] // Sobraniye zakonoda-tel'stva RF. 1996. № 34. St. 4029.
3. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administrativ-nykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ [The
E. A. nonOBA
131
code of the Russian Federation about administrative offenses from 30.12.2001 № 195-FL] // Sobraniye zakonoda-tel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
4. Ugolovnyj Kodeks Rossijskoj Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ [The criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FL] // Sobraniye zako-nodatel'stva RF. 1996. № 25. St. 360.
5. Kontseptsiya gosudarstvennoj migratsionnoj poli-tiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda (utv. Pre-zidentom RF) [The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period till 2025 (approved by the President of the Russian Federation)]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/15635
6. O Strategii natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 [About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020: decree of the Russian President from 12.05.2009 № 537] // Sobraniye zakonoda-tel'stva RF. 2009. № 20. St. 2444.
7. Samojlyuk N. V. Ugolovno-pravovaya kharakteris-tika organizatsii nezakonnoj migratsii [Criminal and legal characteristic of the organization of illegal migration] // Mi-gratsionnoye pravo. 2009. № 4. S. 8-11.
8. Alekhin E. V. Normativno-pravovaya kharakteris-tika prestuplenij, svyazannykh s organizatsiej nezakonnoj migratsii (stat'ya 322.1 UK RF) [The standard and legal characteristic of the crimes connected with the organization of illegal migration (article 322.1 of the criminal code of the Russian Federation)] // Migratsionnoye pravo. 2013. № 4. S. 44 - 46.
9. Federal'naya migratsionnaya sluzhba. Statistika [Federal Migration Service. Statistics]. URL: http:// www.fms.gov.ru/fms/activity/stats-/Sta-tistics
10. Nelegal'naya migratsiya v RF. TASS: informat-sionnoye agentstvo Rossii [Illegal migration in the Russian Federation. TASS: news agency of Russia]. URL: http://tass.ru/info/ 691935
11. Filippov P. Organizatsiya nezakonnoj migratsii: praktika primeneniya st. 322.1 UK RF i novelly zakonoda-tel'stva [Organization of illegal migration: practice of application of Article 322.1 of the criminal code of the Russian Federation and short story of the legislation] // Ugo-lovnoye pravo. 2014. № 3. S. 83-92.
12. Shcherbakov A. V. Prestupleniya protiv poryadka upravleniya: Nauchno-prakticheskij kommentarij k glave 32 UK RF [Crimes against an order of management: The scientific and practical comment to chapter 32 of the criminal code of the Russian Federation]. M.: Yurlitinform, 2011. S. 101.
13. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federatsii: postatejnyj / pod red. G. A. Esakova [The comment to the Criminal code of the Russian Federation: itemized]. M.: Prospekt, 2012. S. 302.
14. Migratsiya i prestupnost': sravnitel'no-pravovoj analiz: monografiya [Migration and crime: comparative and legal analysis: monograph] / otv. red. I. S. Vlasov, N. A. Golovanova. M.: IZiSP, KONTRAKT, 2012. S. 119.
15. MVD RF. Statistika [Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Statistics]. URL: https://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics
* * *
CRIMINAL AND LEGAL PROBLEMS OF ILLEGAL MIGRATION
POPOVA ELENA ALBERTOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: elenap2672@yandex.ru
In article the author investigated the main tendencies of development of the migratory legislation in modern Russia, analyzed features of the standard and legal characteristic of the crimes connected with the organization of illegal migration. Migration is the difficult social and legal phenomenon of the present. Various sciences study the concept of migration. Responsibility for the organization of illegal migration is in criminal law since 2004. Illegal migration is a moving to the Russian Federation with a violation of the law of the Russian Federation, the concerning entrance, stay (accommodation) of foreign citizens in the territory of the Russian Federation and (or) implementation of work by them. The number of illegally staying citizens on the territory of the country. The problem of illegal migration admits to one of threats of national security of the Russian Federation. Organized criminal groups for transit of drugs, the weapon, smuggling of goods and human trafficking use channels of illegal migration. Studying of practice of application of Art. 322.1 of the criminal code of Russian Federation show essential shortcomings of action of this norm. The author believes that the indicators of this type of crimes existing today doesn't reflect a real picture of crime in the considered sphere as their considerable part is latent. Now there are no exact quantitative indices of scales of illegal migration in Russia. The author proved need of addition of the criminal code of Russian Federation with articles providing responsibility for assistance in the organization of illegal migration, illegal entry into the Russian Federation, and also increase in the amount of punishments for these acts on the basis of the analysis of a current state of activities of competent law enforcement agencies of Russia for counteraction of illegal migration. At the legislative level it is not only necessary to give definition to the concept «illegal migration», but also «illegal entrance», «illegal stay», «illegal departure».
Key words: migration, migrant, illegal migration, foreigners, counteraction of illegal migration, migratory legislation
E. A. POPOVA