Научная статья на тему 'Административные барьеры и информационная открытость в жилищном строительстве региона'

Административные барьеры и информационная открытость в жилищном строительстве региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНДИКАТОР ПРОЗРАЧНОСТИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грахов В. П., Балдина А. А., Мохначев С. А.

В статье проанализирована прозрачность и открытость условий прохождения административных процедур на всех этапах строительства. Рассмотрены существующие в настоящее время в жилищном строительстве региона административные барьеры как важнейшее негативное явление для застройщика и фактор, препятствующий общему экономическому развитию сферы жилищного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры и информационная открытость в жилищном строительстве региона»

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

УДК 332.025.12

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕГИОНА

В.П. ГРАХОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой промышленного и гражданского строительства E-mail: [email protected] Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

А.А. БАЛДИНА, магистрант E-mail: [email protected] Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

С.А. МОХНАЧ ЕВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления E-mail: [email protected] Восточно-Европейский институт, г. Ижевск

В статье проанализирована прозрачность и открытость условий прохождения административных процедур на всех этапах строительства. Рассмотрены существующие в настоящее время в жилищном строительстве региона административные барьеры как важнейшее негативное явление для застройщика и фактор, препятствующий общему экономическому развитию сферы жилищного строительства.

Ключевые слова: жилищное строительство, индикатор прозрачности, административные процедуры, административный барьер

Проблема высоких административных барьеров в России в настоящее время является одним из

ключевых факторов, тормозящих развитие сферы жилищного строительства. Согласно опросу, проведенному в январе 2010 г. Институтом экономики Москвы совместно с Национальным объединением строителей (далее - НОСТРОЙ), 75,8% опрошенных представителей строительных компаний, реализующих проекты на рынке жилищного строительства, оценивают административные барьеры как высокие или запредельно высокие [1, 2]. В рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации 2009 г. Россия заняла 178-е место из 183 по сложности прохождения административных процедур для получения разрешения на строительство, что явно свидетельствует о наличии избыточных процедур и неэффективности административного

регулирования и контроля при реализации проектов жилищного строительства.

По результатам доклада «Ведение бизнеса в России - 2012» - исследования, ежегодно проводимого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, уровень административных барьеров в регионах России существенно различается [4, 6]. Для обеспечения высоких темпов экономического роста страны необходимо создать конкурентоспособную среду предприятий, обеспечить конкурентоспособное развитие регионов [3, 9]. Республиканская комплексная программа развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.05.2011 №№ 140 (ред. от 29.10.2012), предусматривает создание трех отраслевых кластеров по приоритетным направлениям экономики республики (промышленный, строительный, агропромышленный) и одного образовательно-инновационного кластера. Строительный кластер Удмуртской Республики включает: министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Объединение работодателей «Союз строителей Удмуртии» (некоммерческая организация, основанная на членстве 29 работодателей, представляющих строительный комплекс Удмуртии), Ижевский государственный технический университет, 8 образовательных учреждений среднего профессионального образования и непрерывного профессионального образования строительного профиля [7].

Проведенный Министерством экономики Удмуртской Республики мониторинг информационной открытости в жилищном строительстве также показал неоптимистичную картину в данной сфере, негативно влияющую на результаты деятельности строительных организаций строительного кластера республики.

Мониторинг проводился в 5 городах Удмуртской Республики. Уровень барьеров оценивался по 3 показателям: количество, срок и стоимость процедур. Процедура - это получение одного документа в одной организации. Учитывались только официальные платежи. Для сопоставимости данных рассматривались проекты строительства многоквартирных домов с одинаковыми параметрами этажности, количества квартир и общей площади. Реализация каждого рассматриваемого проекта состояла из 5 этапов: - землеустроительная и градостроительная подготовка;

- проектирование;

- строительство;

- ввод объекта в эксплуатацию;

- государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности. Значения индикатора прозрачности условий

прохождения административных процедур приведены в процентном отношении к 100%.

Индикатор прозрачности условий прохождения административных процедур муниципального образования «Город Ижевск» прослеживается по следующим критериям:

- получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) - 67%;

- заключение договора на технологическое присоединение к электросетям - 71%;

- получение технических условий (ТУ) на подключение к электросетям - 71%;

- заключение договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - 21%;

- получение ТУ на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - 21%;

- получение разрешения на строительство - 67%;

- получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 67%;

- получение заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - 55%;

- получение разрешения госстройнадзора - 83%;

- регистрация прав собственности на объекты недвижимости - 58%.

Среднее, минимальное и максимальное количество административных процедур на отдельных этапах реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирного дома показано в табл. 1.

Сводный индикатор информационной открытости в разрезе Удмуртской Республики выглядит следующим образом:

- г. Глазов - 70,3%;

- г. Ижевск - 59,3%;

- г. Сарапул - 48,3%;

- г. Можга - 45,9%;

- г. Воткинск - 44,9%.

Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:

- уровень информационной открытости крайне низкий, в среднем 43%;

- средний уровень прозрачности общих условий регулирования - 41%;

Таблица 1 Индикатор прозрачности условий прохождения процедур, %

Наименование административной процедуры Количество процедур

Минимальное значение Среднее значение Максимальное значение

Получение разрешения на ввод в эксплуатацию 0 71 88

Получение разрешения на строительство 0 73 88

Получение технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения 0 3 79

Заключение договора на подключение к сетям водоснабжения и водоот-ведения 0 2 25

Получение градостроительного плана земельного участка 0 71 88

- среднии уровень прозрачности условии прохождения конкретных административных процедур - 44%;

- наибольшая информационная открытость органов местного самоуправления - в среднем 67%;

- максимально закрыты для застройщиков организации, эксплуатирующие сети водоснабжения и водоотведения;

- информация о градостроительных документах зачастую неполная или неактуальная;

- перечень необходимых процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов не представлен ни в одном раионе республики;

- информация о прохождении административных процедур, как правило, представлена в виде административных регламентов и малодоступна;

- максимально закрытой для застройщиков является информация о возможности прохождения административных процедур в электронной форме. При строительстве

многоквартирного дома компания-застройщик в г. Ижевске проходит до 125 административных процедур, что занимает

Таблица 2

Длительность прохождения административных процедур на разных этапах реализации проекта

Этап реализации проекта Количество процедур Длительность прохождения процедур, дни

Землеустроительная подготовка 8-13 292

Проектирование 24 282

Строительство 36 433

Ввод объекта в эксплуатацию 50 285

Государственный кадастровый учет и регистрация прав 2 60

около 4 лет, а затраты составляют 1% от стоимости реализации проекта. Количество процедур на каждом этапе и длительность их прохождения в днях приведены в табл. 2, структура затрат на реализацию проекта представлена на диаграмме. (см. рисунок).

Ключевые проблемы, обусловленные избыточными административными процедурами: - длительные сроки подготовки градостроительного плана земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 01.01.2014), а также несоблюдение сроков выдачи градостроительного плана земельного участка органами местного самоуправления;

2 (6%)

-3 (2%)

-4 (9%)

-5 (1%) 6 (1%)

7 (5%)

1 (76%)

Структура затрат при реализации проекта по строительству жилого дома:

1 - выполнение строительных работ; 2 - приобретение (получение) прав на земельный участок; 3 - выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации проекта по строительству; 4 - выполнение технических условий, затраты на подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения; 5 - привлечение заемного финансирования (проценты по банковским кредитам); 6 - затраты на прохождение всех административных процедур; 7 - прочие затраты

- неисполнение ресурсоснабжающими организациями требований Правил определения и предоставления технических условий *, несоблюдение сроков согласования проектной документации (особенно в МУП г. Ижевска «Ижводоканал»);

- длительные сроки согласования фасадов в администрации г. Ижевска;

- длительные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- длительные сроки постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Причины сложившейся ситуации, возможно, кроются в сложном процессе становления страны. Проанализировав специфику градостроительной политики советского и постсоветского периодов, а также модель капиталистического города, можно отметить, что в России на современном этапе развития общества сложилась новая модель - модель «города переходной экономики». В таком городе градостроительное освоение территории идет параллельно с разработкой градостроительной документации, которая в таких условиях носит формальный характер с целью узаконить уже принятые решения. Коммерческое строительство опережает строительство объектов социальной инфраструктуры и улично-дорожное строительство, происходит активное лоббирование крупным бизнесом своих интересов.

В итоге муниципальный менеджмент лишен как административного контроля, так и общественного контроля, в результате чего вынужден согласовывать свою политику с представителями бизнеса и политической элиты по неформальным, недостаточно прозрачным каналам.

Необходимым атрибутом растущей экономики является наличие динамично развивающихся финансовых рынков и институтов. От степени развития институциональной сферы региона зависят эффективность и надежность обмена на товарном, ресурсном, финансовом рынках. Важными характеристиками являются особенности местного законодательства в области налогообложения, регионального регулиро-

* Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

вания предпринимательства, наличия специфических региональных норм и правил, протекционизма местного предпринимательства [5, 8, 10]. Высокие административные барьеры и информационная закрытость в жилищном строительстве являются одними из важнейших факторов, препятствующих развитию региона и снижающих его инвестиционную привлекательность. Важно разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства и оптимизировать по времени процессы их прохождения.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Грахов В.П. Функционирование инвестиционно-строительного комплекса с позиций теории маркетинга // Экономика строительства. 2005. № 1. С. 2-17.

2. Грахова Е.В., Грахов В.П. Концептуальная модель оценки кредитоспособности региона (на примере Удмуртской Республики) // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1. C. 295-298.

3. Грахов В.П., Якушев Н.М., Семенова С.В. Информационно-инвестиционное обеспечение градостроительной деятельности: монография. Ижевск: ИжГТУ. 2013. 232 с.

4. Грахов В.П. Формирование и организация концепции маркетинга менеджмента в инвестиционно-строительном комплексе. СПб.: Гуманистика. 2005. 248 с.

5. Грахов В.П. Инвестиционно-строительный комплекс города Ижевска: итоги и перспективы // Экономическое возрождение России. 2007. № 2. С. 43-49.

6. Грахов В.П. Формирование функциональных составляющих маркетинг-менеджмента в строительных организациях // Вестник гражданских инженеров. 2005. № 3. С. 104-108.

7. Грахов В.П., Кощеев В.А., Семенова С.В., Тара-нуха Н.Л. Организация и управление градостроительной деятельностью: монография в 2 ч. Ч. 1. Ижевск: Федеральное агентство по образованию, ИГТУ. 2009. 216 с.

8. Кощеев В.А., Грахов В.П. Бюджетирование как инструмент управления организацией в условиях конкурентной среды // Вестник гражданских инженеров. 2007. № 1. С. 80-82.

9. Мохначев С.А., Мохначев К.С., Шамаева Н.П. Тенденции и особенности совершенствования интеграции образования, науки и бизнеса в промышленно развитом регионе // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 3. С. 84-91.

10. Полиди Т. Административные барьеры при реализации инвестиционно-строительных проектов. Москва: фонд «Институт экономики города». 2012. 12 с.

Management and economy

ADMINISTRATIVE BARRIERS AND ACCESSIBILITY OF HOUSING CONSTRUCTION INFORMATION IN THE REGION

Valerii P. GRAKHOV, Aleksandra A. BALDINA, Sergei A. MOKHNACHEV

Abstract

The article deals with availability and transparency of administrative procedures at all stages of the construction process. The authors consider the administrative barriers, existing in housing construction in the region, as a major negative obstacle factor standing in the way of a developer and hampering the overall economic development of the housing sector

Keywords: housing construction, transparency indicator, administrative procedures, administrative barrier

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Asaul A.N., Grakhov V.P. Funktsionirovanie investitsionno-stroitel'nogo kompleksa s pozitsii teorii marketinga [Functioning of an investment and construction complex from the position of the theory of marketing]. Ekonomika stroitel'stva - Construction economy, 2005, no. 1, pp. 2-17.

2. Grakhova E.V., Grakhov V.P. Kontseptual'naia model' otsenki kreditosposobnosti regiona (na primere Udmurtskoi Respubliki) [A conceptual model of a region solvency assessment (an Udmurt Republic case study)]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo - Economy and business, 2013, no. 12-1, pp. 295-298.

3. Grakhov V.P., Iakushev N.M., Semenova S.V. Informatsionno-investitsionnoe obespechenie grado-stroitel'noi deiatel'nosti: monografiia [Information and investment support of town-planning activities: monograph]. Izhevsk, Izhevsk State Technical University Publ., 2013,232 p.

4. Grakhov V.P. Formirovanie i organizatsiia kontsept-sii marketinga menedzhmenta v investitsionno-stroitel 'nom komplekse [Formation of a concept of management marketing in the investment and construction complex]. St. Petersburg, Gumanistika Publ., 2005, 248 p.

5. Grakhov V.P. Investitsionno-stroitel'nyi kompleks goroda Izhevska: itogi i perspektivy [The investment and construction complex of the city of Izhevsk: the results and prospects]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii -Economic renewal of Russia, 2007, no. 2, pp. 43-49.

6. Grakhov V.P. Formirovanie funktsional'nykh sostavliaiushchikh marketing-menedzhmenta v stroi-

tel'nykh organizatsiiakh [Formation of functional components of marketing management in construction organizations]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov -Bulletin of civil architects, 2005, no. 3, pp. 104-108.

7. Grakhov V.P., Koshcheev V.A., Semenova S.V., Taranukha N . L . Organizatsiia i upravlenie gradostroitel 'noi deiatel'nost'iu: monografiia v 2 chastiakh. Chast' 1 [Organization and management of town-planning activities: a monograph in 2 parts. Part 1]. Izhevsk, Federal Agency on Education, Izhevsk State Technical University Publ., 2009,216 p.

8. Koshcheev V.A., Grakhov V.P. Biudzhetirovanie kak instrument upravleniia organizatsiei v usloviiakh konkurentnoi sredy [Budgeting as an instrument of management of the organization in conditions of competitive environment]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov - Bulletin of civil architects, 2007, no. 1, pp. 80-82.

9. Mokhnachev S.A., Mokhnachev K.S., Shamaeva N.P. Tendentsii i osobennosti sovershenstvovaniia in-tegratsii obrazovaniia, nauki i biznesa v promyshlenno razvitom regione [The improvement tendencies and features of integration of education, science and business in the industrially developed region]. Menedzhment i biznes-administrirovanie - Management and business administration, 2012, no. 3, pp. 84-91.

10. Polidi T. Administrativnye bar 'erypri realizatsii in-vestitsionno-stroitel 'nykhproektov [Administrative barriers in the way of investment and construction projects]. Moscow, Fond "Institut ekonomiki goroda" Publ., 2012, 12 p.

Valerii P. GRAKHOV

Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation pgs@istu . ru

Aleksandra A. BALDINA

Kalashnikov Izhevsk State Technical University,

Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation

belkasandy@rambler. ru

Sergei A. MOKHNACHEV

East European Institute, Izhevsk, Udmurt Republic,

Russian Federation

msa_ufmfpa@mail ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.