Научная статья на тему 'Административно -юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних'

Административно -юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1912
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Я. В.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, возможность передачи в полном объеме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях от комиссий в суды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно -юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних»

УДК 342.951:343.851.5

Административно-юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних

■ Я.В. ВАСИЛЬЕВА - начальник отдела организации научной работы СевероЗападного института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, возможность передачи в полном объеме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях от комиссий в суды.

Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; предупреждение и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Administrative-jurisdictional authority of the commissions for minors and protection of their rights and their role in preventing crimes and other offenses of minors

YA.V. VASILYEVA - Head of the Department of Scientific Work Organization of the North-West Institute (branch) O.E. Kutafin University (Moscow State Law Academy)

The article discusses the features of legal regulation of the activities of the commissions on juvenile affairs and protection of their rights, the possibility of transferring full authority to consider cases on administrative offenses of the commissions to the courts.

Key words: commission on juvenile affairs and protection of their rights; warning and prevention of juvenile delinquency.

На сегодняшний день одной из важнейших социальных задач является поиск путей снижения количества правонарушений несовершеннолетних, а также их эффективной профилактики. Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер как по причине реформирования действующего законодательства в области ювенальной политики (юстиции), так и реального увеличения правонарушений, совершенных подростками1. Сложная криминогенная обстановка как совокупность факторов, способствующих росту количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними или в отношении их (статистика показывает значительное количество родителей, уклоняющихся от обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей), может лишить общество и государство в целом перспектив соци-

ального равновесия и благополучия, развития образования, науки, культуры, искусства, совершенствования экономической и административно-политической сфер государственного управления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются органом, осуществляющим координацию и контроль профилактической деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ядром системы профилактики девиантного поведения лиц, не достигших совершеннолетнего возраста2.

Нормативным актом, регламентирующим деятельность рассматриваемых комиссий, до 2012 г. был Указ Президиума Верховного Совета РСФСР 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовер-шеннолетних»3, фактически утративший силу с принятием Федерального закона от

30.12.2012 г. № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"»4, в соответствии с которым комиссии создаются на территории региона, а их деятельность регулируется законодательством субъекта Российской Федерации. В ноябре 2013 г. Правительством Российской Федерации было утверждено примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав5, которое стало образцом для нормативных актов, устанавливающих статус комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Рассматриваемая комиссия нормами Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних»6 определена как орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Правительством Российской Федерации в мае 2006 г. был создан координационный орган - Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - правительственная комис-сия)7.

Правовое регулирование деятельности рассматриваемых коллегиальных органов в субъектах Российской Федерации складывается следующим образом: субъекты принимают законы об образовании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, постановления об организации их деятельности, утверждении положения и состава, взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и принятию мер по жизнеобеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

В систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят правительственная комиссия, комиссии, созданные высшими органами государственной власти региона и осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и комиссии, созданные органами местного самоуправления и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, - городские и муниципальные комиссии.

Функционал правительственной комиссии состоит в разработке нормативных актов и целевых программ, касающихся компетенции комиссии, проведении их правовой экспертизы, изучении статистической информации, информационно-аналитической деятельности, проведении комплексных мероприятий, во взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями, средствами массовой информации и др. Данный орган не рассматривает дела об административных правонарушениях, а является коллегиальным, совещательным и координационным органом в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. Организационно-техническое обеспечение деятельности данной комиссии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Многие авторы8 считают целесообразным принятие федерального закона «Об основах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», аргументируя это необходимостью обеспечения единообразия в вопросах понимания места и роли комиссий и эффективной реализации мер, направленных на защиту прав и интересов несо-вершеннолетних9. Мы не поддерживаем это мнение и считаем, что достаточно примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также закона 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые позволяют регламентировать деятельность комиссий в современных условиях.

Основными направлениями деятельности рассматриваемых коллегиальных органов являются: организация мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; утверждение межведомственных программ и участие в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий подростков10.

Одной из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и административно-деликтными законами субъектов Федерации. Кодекс представляет комиссии в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. Комиссии имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями (или лицами, их заменяющими) их родительскими правами или пренебрежении ими родительскими обязанностями. Таким образом, ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ устанавливает, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разрешают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, предусмотренные ст. 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (нарушение порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи), 6.10, 6.23 (вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, психоактивных и одурманивающих веществ, табака) и др. Также ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что данными комиссиями могут рассматриваться дела об административных правонарушениях в сфере безбилетного проезда несовершеннолетними, в области дорожного движения в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение комиссии.

Законы субъектов Российской Федерации, определяя подведомственность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, указывают, что комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область), а также дела по следующим вопросам: 1) допущение нахождения детей в местах, пребывание в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Мурманская область); 2) допущение нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопро-

вождения взрослых (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (Вологодская, Псковская области); 3) публичные действия, направленные на пропаганду педофилии (Санкт-Петербург); 4) приобретение гражданами по просьбе детей и передача им алкогольной продукции (Мурманская область).

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность комиссий составляет значительную часть их работы. Тем самым административная ответственность в отношении несовершеннолетних правонарушителей представляет собой форму реагирования государства на проступки, совершенные лицами, не достигшими 18 лет. Данный вид ответственности выражается в применении к правонарушителям предусмотренных санкциями норм конкретных административных наказаний, а также специфической обязанности нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных правовых мер11. Итак, назначение административных наказаний несовершеннолетним, совершившим проступок, преследует цели восстановления социальной справедливости, исправления и предупреждения новых правонарушений.

С разрешения Комитета правопорядка и безопасности администрации Ленинградской области нами был проведен анализ работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в данном субъекте Российской Федерации.

Приоритетным направлением деятельности рассматриваемых комиссий региона является координация межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области проводит заседания, на которых рассматриваются оперативная обстановка по линии несовершеннолетних, состояние здоровья и организация медицинского обслуживания детей, дорожно-транспортные происшествия с участием детей, противопожарное состояние объектов детской оздоровительной кампании, вопросы занятости несовершеннолетних и др.

В то же время, реализуя полномочия по организационно-методическому обеспечению и юридическому сопровождению муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинградской

области, региональная комиссия осуществляет выезды в муниципальные образования по ознакомлению с деятельностью субъектов системы профилактики. Также Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области проводит постоянный мониторинг изменений федерального и регионального законодательства в отношении несовершеннолетних, подготавливает методические рекомендации для муниципальных комиссий.

В 2014 г. муниципальными комиссиями Ленинградской области проведено 993 заседания, в том числе 249 выездных. Рассмотрен 13 881 материал, в том числе более 6,2 тыс. - в отношении несовершеннолетних, более 7,2 тыс. - в отношении родителей (законных представителей), 304 - в отношении иных взрослых лиц. Информация дается в целом о производстве по делам об административных правонарушениях, проводимом комиссиями. Статистику отдельно по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом области, комиссия не публикует и, если основываться на полученном ответе на запрос, не ведет вообще. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях административных штрафов наложено на сумму более 3,5 млн руб. В службу судебных приставов направлено 3,1 тыс. материалов на принудительное взыскание административных штрафов на сумму 1,7 млн руб.

Анализ рассмотренных муниципальными комиссиями материалов показывает, что сократилось количество дел в отношении несовершеннолетних за употребление спиртных напитков, совершение хулиганских действий, нарушение правил дорожного движения, на транспорте, нахождение в ночное время в общественных местах. Полагаем, что данный факт можно объяснить сокращением количества инспекторов по делам несовершеннолетних, патрульных маршрутов на территориях, что не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по выявлению правонарушений, а также снятием полномочий с органов полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с региональным законодательством.

На фоне сокращения количества материалов следует обратить внимание на рост количества выявленных несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества. Данное обстоятельство объясняется активной рейдовой деятельностью (794

рейда) на территории области, в том числе с использованием медицинской лаборатории по определению состояния опьянения. Отсутствие контроля со стороны родителей (законных представителей) явилось причиной выявления почти двух тысяч несовершеннолетних, находящихся в ночное время в общественных местах (ст. 2.9 закона об административных правонарушениях Ленинградской области).

Таким образом, вся работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотренного субъекта Российской Федерации направлена на восстановление социальной справедливости, а также предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений лицами, не достигшими 18-летнего возраста. Проанализировав текущую работу комиссий, предлагаем им реализовать следующие мероприятия по совершенствованию своей деятельности:

- продолжить проведение рейдов с использованием медицинской лаборатории по определению состояния опьянения несовершеннолетних;

- проанализировать причины увеличения совершенных несовершеннолетними административных правонарушений, в том числе на территорияхучебныхзаведений, в вечернее и ночное время;

- активизировать работу по соблюдению законодательства субъектами системы профилактики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с направлением представлений по фактам выявленных нарушений;

- регулярно проводить дни профилактики, единые родительские дни по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В науке существует мнение о том, что основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должны выступать охрана прав и интересов несовершеннолетних от посягательств на них, а также координация деятельности государственных и общественных организаций с целью предупреждения безнадзорности и оказания помощи в социальной реабилитации несовершеннолетних, а вовсе не борьба с их правонарушениями. По мнению С.С. Бойко12, необходимо передать в полном объеме административно-юрисдикционные функции комиссий судам. Такая передача освободит данные органы от большого объема работы, предоставив им возможность сконцентрироваться на защите прав и законных интересов несовершеннолетних, и

позволит создать комплексный судебный институт защиты прав детей в России (юве-нальные суды).

Однако исторический опыт свидетельствует об отсутствии в России таких институтов ювенальной юстиции, как судебные органы, их функционал распределен между органами действующей судебной системы, правоохранительными органами и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. На первый взгляд, смена исторически сложившейся системы кажется нецелесообразной и гораздо эффективнее дальнейшее совершенствование деятельности комиссий направить на расширение сферы исполнения ими административной юрисдикции, восстановительного правосудия и правозащитных функций. Здесь подходы ученых и практиков разнятся. По мнению В.А. Малышева, современная система не отвечает актуальным тенденциям и мировым стандартам в области правовой охраны детей13, у России есть международные обязательства по созданию ювенальных судов14 и шаги в этом направлении уже сделаны15, а активная позиция сторонников указанной реформы не оставляет сомнения в том, что создание ювенальных судов в России в ближайшие годы неизбежно.

На наш взгляд, данные выводы преждевременны. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях должны входить в компетенцию специально созданных органов административной юрисдикции, то есть комиссий, ввиду комплексного характера их деятельности, направленной прежде всего на предупреждение совершения проступков несовершеннолетними, выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение антиобщественных действий. Создание же системы ювенальной юстиции, во-первых, приведет к вмешательству органов правосудия в частную жизнь семьи; во-вторых, не найдется такого количества дел с участием несовершеннолетних, чтобы для их рассмотрения создавать самостоятельное звено судебной системы; в-третьих, само по себе слово «суд» даже у взрослых, а тем более у детей, вызывает страх и ассоциируется именно с привлечением к ответственности, а не с возможностью помочь детям и их родителям. Согласимся с В.А. Даниловой16, которая по-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Обыденова Т.В. Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 67-69.

лагает, что формирование ювенального суда - это западная модель ювенальной юстиции17, институт, осуществляющий тотальный контроль за семьей, воспитательными процессами, психическими, духовными и близкими отношениями ее членов. Результатом указанного воздействия является ликвидация семьи как социального института и базовой ячейки общества, обесценивание семейного воспитания, что как раз провоцирует разрушение авторитета института семьи и брака, социальное сиротство, преступность, употребление запрещающих веществ как детьми, так и их родителями.

Таким образом, рекомендуем дополнительно к тем мерам и мероприятиям, которые были перечислены выше, добавить следующие:

- ужесточить контроль за реализацией нормы по ограничению пребывания несовершеннолетних в ночное время на улице без сопровождения взрослых, установленное законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что позволит значительно сократить количество административных правонарушений и преступлений, совершенных подростками в ночное время;

- наряду с региональными и муниципальными комиссиями развивать институт общественных комиссий. Создавать их следует при муниципальных образованиях на основе постановлений глав администраций. Общественные комиссии могут оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принимаемые ими решения следует рассматривать как рекомендации. Кроме того, создание таких комиссий будет способствовать вовлечению общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

- разработать единые критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней, а также унифицированные формы статистической отчетности, включив обязательным пунктом показатели по разрешению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации по существу и принятию по ним решений.

1 Sm.: Obydenova XV. Ргададае гедиИгс^ате administrativnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Administrativnoe i титараГпое ргада. 2012. № 6. S. 67-69.

2 См.: Беженцев А.А. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Современная наука. 2010. № 2. С. 11-15.

3 См.: Ведомости РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536 (утратил силу).

4 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7622.

5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 г. № 995 (ред. 10.09.2015 г.) «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Там же. 2013. № 45. Ст. 5829.

6 См.: Там же. 1999. № 26. Ст. 3177.

7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 г. № 272 (ред. от 15.10.2014 г.) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Там же. 2006. № 19. Ст. 2093.

8 См., напр.: Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 4. С. 3-6.

9 См.: Ильгова Е.В. Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, или «услышит» ли Москва «регионы» // Там же. 2012. № 1. С. 20-32.

10 См.: Закон Республики Карелии от 16.07.2009 г. № 1323ЗРК (ред. от 16.07.2015 г.) «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Карелия. 2009. № 83.

11 См.: Беженцев А.А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 1. С. 23-24.

12 См.: Бойко С.С. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // ЮристъПравоведъ. 2009. № 6. С. 34-38.

13 См.: Малышев В.А. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в России // Административное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 67-75.

14 См.: Заключение Комитета ООН по правам ребенка по 2-му Государственному докладу Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка от 23 сентября 1999 г // Официальный сайт некоммерческого партнерства «Родительский комитет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rkomitet.ru (дата обращения: 02.03.2016).

15 См.: Национальный доклад о прогрессе, достигнутом Российской Федерацией в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, подготовленный к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (НьюЙорк, 19-21 сентября 2001 г.) // Информационно-аналитический портал «Наследие» [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie.ru (дата обращения: 02.03.2016).

16 См.: Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2013.

17 См.: Гусейнов А.Б. Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 186-189.

2 Sm.: Bezhencev A.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie dejatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav // Sovremennaja nauka. 2010. № 2. S. 11-15.

3 Sm.: Vedomosti RSFSR. 1967. № 23. St. 536 (utratil silu).

4 Sm.: SZ RF. 2012. № 53 (Ch. 1). St. 7622.

5 Sm.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.11.2013 g. № 995 (red. 10.09.2015 g.) «Ob utverzhdenii primernogo polozhenija o komissijah po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav» // Tam zhe. 2013. № 45. St. 5829.

6 Sm.: Tam zhe. 1999. № 26. St. 3177.

7 Sm.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.05.2006 g. № 272 (red. ot 15.10.2014 g.) «O Pravitel'stvennoj komissii po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav» // Tam zhe. 2006. № 19. St. 2093.

8 Sm., napr.: Rostovskaja T.K., Rostovskaja I.V. Gosudarstvennaja zashhita prav i interesov nesovershennoletnih. Vnesudebnaja zashhita prav i interesov nesovershennoletnih // Voprosy juvenal'noj justicii. 2011. № 4. S. 3-6.

9 Sm.: Il'gova E.V. Eshhe raz k voprosu o statuse komissij po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav, ili «uslyshit» li Moskva «regiony» // Tam zhe. 2012. № 1. S. 20-32.

10 Sm.: Zakon Respubliki Karelii ot 16.07.2009 g. № 1323ZRK (red. ot 16.07.2015 g.) «Ob organizacii dejatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav» // Karelija. 2009. № 83.

11 Sm.: Bezhencev A.A. Administrativnaja otvetstvennost' nesovershennoletnih: problemy interpretacii i primenenija // Voprosy juvenal'noj justicii. 2012. № 1. S. 23-24.

12 Sm.: Bojko S.S. Problemy administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav // Jurist#Pravoved#. 2009. № 6. S. 34-38.

13 Sm.: Malyshev V.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie dejatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih v Rossii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2008. № 5. S. 67-75.

14 Sm.: Zakljuchenie Komiteta OON po pravam rebenka po 2-mu Gosudarstvennomu dokladu Rossijskoj Federacii o realizacii Rossiej Konvencii o pravah rebenka ot 23 sentjabrja 1999 g. // Oficial'nyj sajt nekommercheskogo partnerstva «Roditel'skij komitet» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rkomitet.ru (data obrashhenija: 02.03.2016).

15 Sm.: Nacional'nyj doklad o progresse, dostignutom Rossijskoj Federaciej v hode osushhestvlenija celej Vsemirnoj deklaracii i plana dejstvij Vsemirnoj vstrechi na vysshem urovne v interesah detej, podgotovlennyj k Special'noj sessii General'noj Assamblei OON v 2001 godu po itogam Vsemirnoj vstrechi na vysshem urovne v interesah detej (N'juJork, 19-21 sentjabrja 2001 g.) // Informacionnoanaliticheskij portal «Nasledie» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://nasledie.ru (data obrashhenija: 02.03.2016).

16 Sm.: Danilova V.A. Pravo na poluchenie kvalificirovannoj juridicheskoj pomoshhi kak garantija realizacii konstitucionnyh prav i svobod nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii: Avtoref. ... dis. kand. jurid. nauk. M., 2013.

17 Sm.: Gusejnov A.B. Profilaktika pravonarushenij nesovershennoletnih za rubezhom // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2010. № 3. S. 186-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.