Раздел II ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.9 © С. Л. Банщикова
С.Л. Банщикова
СИСТЕМА КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
В РОССИИ
В статье анализируются последние изменения в правовом регулировании отношений, возникающих при организации и в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также комиссии, созданные органами местного самоуправления, рассматриваются как элементы единой системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ.
Ключевые слова: комиссии, права, несовершеннолетние, безнадзорность, система, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации.
Сегодня в Российской Федерации территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии, КДН и ЗП) являются коллегиальным органом, наделенным законодателем административно-юрисдикционными полномочиями. Кроме комиссий этого уровня в России функционируют также комиссии субъектов РФ и Правительственная КДН и ЗП. Споры ученых и практиков о правовом статусе КДН и ЗП, а также о системе комиссий не утихают последнее время. Указанным проблемам посвящены как диссертационные исследования, например, Д.В. Деменчук [14],В.Н. Закопырина[15], так и научные публикации, например,О.Ю. Таибовой, [16], Ю.А. Черемухиной [17], другие [13].
Отдельные вопросы о порядке создания, системе КДН и ЗП, цели и полномочиях комиссий, закрепляют федеральные нормативные правовые акты: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Примерное положение) [4], постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [5].
Несмотря на то, что основной закон, регулирующий основы создания и функционирования комиссий был принят в 1999 г. законодатель уделяет постоянное пристальное внимание рассматриваемой проблеме, внося изменения в ст. 11. Наиболее актуальными следует назвать изменения, вступившие в силу с января в 2015 [2] г. и изменения, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].
Необходимо отметить, что принятие последнего нормативного документа требует, на наш взгляд, внесения изменений и в Примерное положение
с целью приведения в соответствие норм данного акта Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Полагаем, что в указанный документ следует внести следующие изменения и дополнения:
— в абз. 2 п. 1 следует добавить текст: «Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации»;
— абз. 3 п. 1 необходимо изложить в следующей редакции: «Комиссии, созданные органами местного самоуправления, если органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав законом субъекта Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации».
Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется и на уровне субъектов РФ, например,Законом Омской области от 8 октября 2001 г. № 307-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» [9], Законом Омской области от 6 ноября 2014 г. № 1676-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области» [7], Законом г. Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» [8], Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области от 10 июня 2005 г. № 70-п [10] и др.
Кроме того, нормативные акты муниципального уровня также регламентируют ряд вопросов создания территориальных комиссий и организации их деятельности, например, постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 14 января 2015 г. №П-15/ОМС-8 «О создании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Омского муниципального района Омской обла-сти»[11],постановление главы администрации Эн-гельсского муниципального района Саратовской области от 21 января 2014 г. № 262 «Об утверждении Положения об отделе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Эн-гельсского муниципального района [12], др.
Следует отметить, что законодатель регулирует вопросы создания и функционирования Правительственной КДН и ЗП отдельным актом — постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», ранее — постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» [6]. Причем, не указывая ни в одном из перечисленных федеральных документов [3, п. 1 ст. 11; 4, ст. 2; 5, ст. 1 - 4], что Правительственная комиссия, комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и территориальные комиссии составляют единую систему.
Полагаем, что все три уровня комиссий составляют единую систему, в связи с чем такой подход законодателя к регулированию указанных отношений является, на наш взгляд, не вполне обоснованным. Единство трех уровней КДН и ЗП должно быть отражено в ст. 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно: в п. 1 ст. 11 перед словами «комиссии по делам несовершеннолетних создаются» необходимо добавить текст: «В Российской Федерации действуют следующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок создания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществление ею деятельности опре-
деляется Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации».
Учитывая, что целью деятельности Правительственной комиссии является обеспечение единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [5, п. 1], а среди задач и функций в Положении о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выделены: выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выработка согласованных подходов к решению вопросов профилактики указанных явлений [5, п. 3], обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [5, п. 4], полагаем возможным для Правительственной комиссии давать разъяснения и рекомендации нижестоящим КДН и ЗП.
Для достижения указанной цели деятельности Правительственной комиссии, на наш взгляд, необходимо так же внести дополнения в Положение о Правительственной комиссии следующего содержания: «4.1. Решения и иные акты Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных комиссий, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Таким образом, внесение предлагаемых изменений и дополнений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и функционирования КДН и ЗП разного уровня в Российской Федерации, позволит осуществлять грамотное правовое регулирование указанных отношений и будет способствовать обеспечению исполнения комиссиями своих полномочий, закрепленных за ними (как за органом, осуществляющим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних) законодателем.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 113-Ф3 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Рос. газета. — 2016. — 27 апр.
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газета. — 2015. — 12 янв.
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Рос. газета. — 1999. — 30 июня.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 45, ст. 5829.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 19, ст. 2093.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» (утратило силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 7, ст. 775.
7. Закон Омской области от 6 ноября 2014 г. № 1676-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области» // Омский вестник. 2014. 7 нояб.
8. Закон г. Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Режим доступа: http://demo.garant.ru/#/document/57356302, свободный.
9. Закон Омской области от 8 октября 2001 г. № 307-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» // Омский вестник. 2001. 18 окт.
10. Постановление Правительства Омской области от 10 июня 2005 г. № 70-п «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области» //Омская правда. 2005. 29 июня.
11. Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 14 января 2015 г. № П-15/ОМС-8 «О создании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Омского муниципального района Омской области». Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
12. Постановление главы администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 21 января 2014 г. № 262 «Об утверждении Положения об отделе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Энгельсского муниципального района». Режим доступа:http://www.engels-city.ru/component/content/article/, свободный.
13. Банщикова, С. Л. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании [Текст] / С.Л. Банщикова // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. - № 1 (60). - С. 22 - 24.
14. Деменчук, Д. В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 [Текст] / Деменчук Дария Вячеславовна. — М., 2014. — 24 с.
15. Закопырин, В. Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 [Текст] / Закопырин Владимир Николаевич. — М., 2006. — 233 с.
16. Таибова,О. Ю. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития [Текст] / О. Ю. Таибова // LEX RUSSICA. — 2015. — № 1, т. XC.
17. Черёмухина, Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] / Ю. А. Черёмухина // Законность. — 2004. — № 2. — С. 34-35.
References
1. BanshchikovaS.L. Dejatelnost' komissij po delam nesowershennoletnih i zashite ih praw: izmenenij w prawowom regulirowanii[The activities of commissions for minors and protection of their rights: changes in legal regulation] [Tekst] // Naucnj westnik MWD Rossii. 2016. № 1 (60). 22 - 24 p.
2. Demencuk D.W. Administratiwno-prawowoj status komissij po delam nesowershennoletnih i zashite ih praw w RF [Administrative-legal status of commissions on minors ' Affairs and protection of their rights in the Russian Federation][Tekst]:Awtoref. dis. ... kand. jur. nauk. M. 2014. 24 p.
3. Zakopyrin W. N. Administratiwno-prawowoj status komissij po delam nesowershennoletnih i zashite ih prawRF [Administrative-legal status of commissions on minors ' Affairs and protection of their rights] [Tekst] :Dis. ... kand. jur. nauk. M. 2006. 233 p.
4. Taibova O.J. Prawowoj status komissij po delam nesowershennoletnih i zashite ih praw: problemy i perspektiwy razwitija [The legal status of commissions on minors ' Affairs and protection of their rights: problems and prospects] [Tekst] // LEX RUSSICA. 2015. № 1, т. XC. 59-66 p.
5. Cheremukhin Y.A. Osnowy organizacii dejatel'nosti komissij po delam nesowershennoletnih i zashite ih praw [Fundamentals of organization of activity of commissions on juvenile Affairs and protection of their rights] [Tekst] // Zakonnost'. 2004. № 2. 34-35 p.
THE SYSTEM OF COMMISSIONS ON MINORS ' AFFAIRS AND PROTECTION OF THEIR
RIGHTS IN RUSSIA
Svetlana L. Banshchikova,
associate Professor, Siberian Institute of business and information technology
Abstract. The article analyzes recent changes in the legal regulation of relations arising in the organization and in the activities of commissions for minors and protection of their rights in the RF. The government commission on juvenile affairs and protection of their rights, the commission on juvenile affairs and protection of their rights by the highest executive authorities of the RF, as well as the Commission, by local authorities, considered as elements of a unified commissions system for minors and their protection rights in the RF.
Keywords: Commission, rights of minors, neglect, system, Government of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation
Сведения об авторе:
Банщикова Светлана Леонидовна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail:[email protected]. Статья поступила в редакцию 05.09.2016.