УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ИХ СООТНОШЕНИЕ
Сарпеков Рамазан Кумарбекович
Директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Почетный юрист Казахстана; г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Шишимбаева Сауле Сериккановна
Ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук; Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail:shishimbaeva@bk.ru
Ключевые слова: административно-правовые отношения; административно-процессуальные отношения; административно-процедурные отношения; особенности административно-процессуальных отношений; особенности административно-процедурных отношений; соотношение административно-процессуальных и административно-процедурных отношений; административный процесс; административная юстиция.
Аннотация. В статье дается обоснование значимости института административно-процессуальных отношений для повышения эффективности в сфере публичного управления и защиты прав человека.
Цель исследования заключается в комплексном анализе данного правового явления, в том числе в контексте проекта Административного процедурно-процессуального кодекса. Для этого использованы исторический, герменевтический и сравнительный методы, формально-юридический и метод структурного анализа, проблемно-теоретический прием исследования.
Показано, что под особым содержанием административно-процессуальных отношений следует понимать, прежде всего, защиту нарушенного субъективного права при осуществлении управленческой деятельности органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
Так, Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года (Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858), являющейся основополагающим программным документом развития правовой сферы казахстанского общества, уделяется большое внимание реформе административного права. Как отмечается в концепции, «развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий, совершенствование административных процедур».
Кроме того, одной из задач, поставленных в Концепции правовой политики, является внедрение административной юстиции, разрешающей споры, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией).
Автором также рассматривается соотношение административно-процедурных отношений и административно-процессуальных отношений.
Отмечена необходимость внесения в проект Административного процедурно-процессуального кодекса нормы, регламентирующей задачи законодательства об административном процессе и административных процедурах.
При этом автор приходит к выводу, что административные процедуры невозможно рассматривать в отрыве от административного процесса, так как они представляют составляющую часть административного процесса, которая в свою очередь, гарантирует и обеспечивает реализацию конституционных прав частных и юридических лиц в рамках процессуальных отношений.
ЭKШШIЛIK-ПРОЦЕCТIK ЖЭНЕ ЭKШШIЛIK-РЭCШДIK ^AТЫНACТAF: ¥FЫMЫ, ЕFЕKШЕЛIKТЕFI ЖЭНЕ GЛAFДЬЩ AFA^A^HA^
FaMa3aB ^¥мaрбeк¥лы Cэрпeков
Kasa^cman Pвcnублuкacы Зaцнaмa жэнв K,¥KlbiKlmbiKl aKnapam uнcmumуmыныц дupвкmopы, Kaзaцcmaнныц кypмвmmi зaцгвpi; Kaзaцcman Pвcnублuкacы, Нyp-Сyлman K^anacu
Cayne CepÍKKaBKbi3bi Шeшeнбaeвa
Kaзaцcman Pвcnублuкacы Зaцnaмa жэнв KyKbiKmbiK aKnapam
rncmumymbi Кoncmumуцuялъщ,экiмшiлiк зaцnaмa
жэнв мвмлвквmmiк 6acKapy бвлiмiniц жвmвкшi sылымu цызмвmквpi,
зaц 8ылымдapыnыц кaндuдamы; Kaзaцcman Pвcnублuкacы, Нyp-Сyлman KaMacw,
e-mail: shishimbaeva@bk.ru
TYÜm свздер: Эк1мш1л1к-цуцыцшыц цcmынacmap; экiмшiлiк-npoцecmiк цcmынacmap; экiмшiлiк-pэciмдiк кamынacmap; экiмшiлiк-npoцвcmiк цamынacmapдыц вpвкшвлiкmвpi; экiмшiлiк-pэciмдiк цcmынacmapдыц вpвкшвлiкmвpi; экiмшiлiк-npoцвcmiк цamынacmap мвн экiмшiлiк-pэciмдiк кamынacmapдыц apaцamынacы; экмшшк npo^cc; экмшшк эдiлвm.
Аннотация. MaKcrnaàa экiмшiлiк-npoцвcmiк кamынacmap uнcmumуmыныц мщыздылыгын нвгiздву бвpiлвдi. Звpmmву мaцcamы Экмшшкpэciмдiк-npoцвcmiк тдвж жoбacы мэнмэmiнiн-дв Koca aлгaндa, o^i KyKbKmuK Kyбылыcmы квшвндi maлдaу бoлыn maбылaды. Бул ушт ma-puxu, гвpмвнввmuкaлъщ жэнв caлыcmыpу mэciлдвpi, фopмaльды KyKm^mmK жэнв цypылымдъщ maлдaу mэciлдвpi, мэcвлвлi-mвopuялъщ звpmmву mэciлi цoлдaнылды.
Экмшткpэciмдiк-npoцвcmiк цamынacmapдыц вpвкшв мэтpвmiндв, бэpiнвн бypын amKa-pушы бшт opгaны нвмвcв жвpгiлiкmi взiн-взi бacцcpу opгaныныц бacцapушылыц цызмвmmi amцapудa 6УЗЫЛ8СН cубъвкmuвmiк цyцыцmapды цopгaу mycrn^i цaжвmmiгi квpcвmiлгвн.
Kaзaкcmaндык цo8aмныц KyKbKmmK ш^гн дaмыmудыц нвгiзгi бaгдapлaмaлъщ кyжamы бoлыn maбылamын Kaзaкcmaн Pвcnублuкacыныц 2Q1Q жылдaн 2Q2Q жылзс двйiнгi квзвцгв apнaлгaн цyцъщmъщ caяcam myжыpымдaмacындa (Kaзaцcmaн Pвcnублuкacы Пpвзuдвнmiнiц 2QQ9 жылгы 24 maмыздaгы №858 Жapлыгы) экмштк к^ы^ы pвфopмaлaугa улквн нaзap aудapылaды. Тyжыpымдaмaдa «Kaзaкcmaндa мвмлвквmmiк бacцapу жуйвЫн дaмыmу muiмдi дв жынскы мвмлвквmmiк annapam цypугa, жсцс бacцapу mвxнoлoгuялapын внгiзугв, экмшМк pэciмдвpдi жвmiлдipугв бaгыmmaлгaн экмшМк pвфopмaны цyцъщmъщ кaмmaмacыз вшумвн mыгыз бaйлaныcmы» - двлтгвн.
Озсн Koca, Kyцъщmъщ caяcam myжыpымдaмacы koшсн мiндвmmвpдiц 6ipi мвмлвквm тн aзaмammap (yйымдap) apacындaгы жapuя-кyкъщmъщ кamынacmapдaн mуындaйmын дaулap-ды швшвmiн экмшЫк эдiлвmmi вндipу бoлыn maбылaды.
Aemop экiмшiлiк-npoцвcmiк цcmынacmap мвн экiмшiлiк-pэciмдiк кamынacmapдыц apaKa-mынacын кapacmыpгaн.
ЭкмшЫкpэciмдiк-npoцвcmiк ^двко жoбacынa экмшЫк npo^cc жэнв экмшЫкpэciмдвp mуpaлы зaцнaмaныц мiндвmmвpiн pвглaмвнmmвйmiн нopмaны внгiзу цcжвmmiгi aman вmiлгвн.
Булpвmmв aemop этмшшкpэciмдвpдi этмшшк npoцвcmвн бвлт цcpacmыpугa бoлмaйды, вйmквнi oлap этмштж npo^cm^ кypaушы бвлг бoлыn maбылaды, вз квзвгтдв oл npo^cmrn Kamынacmap швцбвpiндв жвкв жэнв зaцды myлгaлapдыц кoнcmumуцuялъщ кyкъщmapын жу-звгв acыpуды кaмmaмacыз вmвдi жэнв квniлдвндipвдi двгвн кopыmындыsa квлвдi.
ADMINISTRATIVE PROCEDURAL AND ADMINISTRATIVE PROCESSUAL RELATIONS: THE CONCEPT, FEATURES AND THEIR INTERRELATION
Ramazan K. Sarpekov
Director of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Honorary Lawyer of Kazakhstan; Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan
Saule S. Shishimbayeva
Leading Researcher, Department of Constitutional, Administrative Legislation and Publik Administration, Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, PhD in Law, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan; e-mail: shishimbaeva@bk.ru
Keywords: administrative and legal relations; administrative andprocessual relations; administrative and procedural relations; the features of administrative and processual relations; the features of administrative and procedural relations; the interrelation of the features of administrative processual relations and administrative procedural relations; administrative process; administrative justice.
Abstract. The article defines the grounds for the importance of the institution of administrative and processual relations.
The purpose of the study is to analyze this legal phenomenon comprehensively, in particular in the context of the draft of the Administrative Procedural-Processual Code. For this purpose, the historical, hermeneutic and comparative methods, the formal-legal and structural analysis methods, and the problem-theoretical method of research are used.
It is shown that the special purport of administrative and processual relations should be understood, first of all, as the protection of the violated subjective right in the implementation of management activities by the executive body or local government.
The Concepts of the legal policy of the Republic of Kazakhstan for the periodfrom 2010 to 2020 are the basic program document of the development of the legal spheres of Kazakh society, great attention is paid to the reform of administrative law. As noted in the concept, «the development of the public administration system in Kazakhstan is inextricably linked with the legal support of administrative reform, aimed at creating an efficient and compact state apparatus, introducing new operating technologies, and improving administrative procedures.». In addition, one of the tasks is to provide administrative jurisdiction to resolve disputes, the development of relations between society and a citizen (organization). The author also considers the interrelations of administrative procedural relations and administrative processual relations.
The necessity of introducing into the draft ofthe Administrative Procedural-Processual Code a provision regulating the legislation aims on the administrative process and administrative procedures is noted.
Herewith the author concludes that administrative procedures cannot be considered in isolation from the administrative process, since they constitute an integral part of the administrative process, which in turn guarantees and ensures the implementation of constitutional rights ofprivate and legal entities within the framework of procedural relations.
В юридической литературе под административными правоотношениями, как правило, понимают общественные отношения, урегулированные нормами административного права и потому юридически организованные. Правоотношение отличается от простого общественного отношения тем, что в нем уже существует порядок, предписанный правом [1, с. 87].
Российские авторы к административным отношениям относят общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере и урегулированные нормами административного права [2, с. 68].
Предписанный правом порядок преследует цель упорядочить их, придать действиям субъектов правоотношений надлежащий законный характер. При этом они не вправе вести себя вольно, поскольку законом прописано его должное поведение, права и обязанности, определенные процедуры и меры ответственности.
Так, к примеру, Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства определяют условия и требования по использованию субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности земельных участков, проектированию и застройке территории населенных пунктов и пригородных зон. Кроме того, Правила устанавливают порядок прохождения разрешительных процедур на размещение и строительство новых, изменение (перепрофилирование, переоборудование, перепланировку, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт) существующих объектов недвижимости, функционального назначения помещений, ввод в эксплуатацию объектов недвижимости1.
Схожие правила применяются и при изготовлении лекарственных препаратов и медицинских изделий2. Неурегулированость данной
1 Пункт 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» //ИПС «Эдтет» [Электронныйресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000242_ (доступ 03.05.2019).
2 Правила изготовления лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № КР ДСМ-45 //ИПС «Эдшет» [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900018581 (доступ 13.05.2019).
сферы правоотношений может привести к созданию условий, порождающих возникновение фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей.
В свою очередь, административные правоотношения протекают в форме определенного юридического процесса, которые устанавливают не только надлежащие правовые процедуры, длящиеся во времени, но и являются выражением специфических юридических режимов применения права [3, с. 237].
По своему содержанию административно-процессуальные правоотношения выступают в качестве составной части административных отношений, складывающихся в процессе реализации задач и функций в сфере управленческой деятельности государства.
Как разновидность правовых отношений, они представляют собой предусмотренную правовыми нормами юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями и, следовательно, не могут существовать, так сказать, в «общем» виде как правовое состояние субъекта.
Таким образом, административные правовые отношения, в силу специфичности сферы регулирования, устанавливают четкие границы возможного, допустимого и должного поведения.
Очевидно также, что административно-правовые отношения получают свое выражение главным образом в процессуальной форме. Суть административного процесса, по точному выражению Ю.М. Козлова, заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные [4, с. 315].
Однако разные подходы и разное видение административного процесса, на сегодняшний день, не позволяют выработать единую теорию административного процесса. В силу своей дискуссионности данная проблема широко обсуждается в юридической литературе учеными административистами [5, с. 145].
Таким образом, одной из задач административного права и административного процесса является определение понятия административно-процессуальных отношений, а также выявление их особенностей и отличительных признаков.
Прежде всего, отметим, что административное производство является административно-процессуальным институтом, который
объединяет и регламентирует несколько типов административно-процессуальных отношений. Эти отношения могут быть внутренними и внешними, иметь конфликтный и неконфликтный характер. При этом, если обжалование частными лицами решений исполнительных органов, не могут быть составной частью административных процедур, то их пересмотр необходимо рассматривать как составную часть института административной юрисдикции [6, с. 43].
Характерно также, что в административном процессе, правоотношения в рамках конкретного административного производства не являются однородными. В каждом из них присутствует совокупность процессуальных отношений различного характера, содержания и направленности.
К примеру, задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду3.
Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений4.
Несмотря на отсутствие в проекте Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-АППК) норм о «задачах и принципах», административно-процессуальные правоотношения, так или иначе, направлены на защиту интересов личности от административного произвола5.
Между тем, зарубежный опыт организации административной юстиции говорит о важности четкого их обозначения в законе. Так, Кодекс административного судопроизводства Украины статьей 2 закрепляет задачи административного судопроизводства, среди которых защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти,
3 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. //ИПС «Эдтет» [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377 (доступ 03.05.2019).
4 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года // ИПС «Эдыет» [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231 (доступ 03.05.2019).
5 Проект процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан // ИПС «Эдыет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/comment/reply/193332 (доступ 03.05.2019).
органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел6.
Отдельная статья, посвященная задачам административного процесса, предусмотрена и Административно-процессуальным законом Латвии7.
Наличие в проекте АППК данной нормы также является веским аргументом «против» тех, кто полагает нахождение института административной юстиции не в качестве самостоятельного судопроизводства, а в рамках гражданского судопроизводства.
При этом процессуальные особенности рассмотрения административных дел подтверждают недопустимость растворения их в исковой процедуре гражданского процесса [7, с. 122]. К тому же, как отмечают правоприменители «... рассмотрение публично-правовых споров в силу их специфики подразумевает не только особенности процесса, но и особенности исполнения вступивших в законную силу судебных актов» [8, с. 12].
Таким образом, несмотря на некоторые терминологические различия, в целом, содержанием административно-процессуальных отношений всегда является защита нарушенного субъективного права при осуществлении органом исполнительной власти или органом местного самоуправления управленческой деятельности.
В свою очередь, под административно-процессуальными отношениями следует понимать общественные отношения, урегулированные нормами административно-процессуального права и обеспечивающие юридические гарантии реализации прав и интересов частных лиц, а также соблюдение баланса между публичными интересами государства и частными интересами физических и юридических лиц.
Особенность административно-процессуальных отношений также проявляется и на их видах. При этом в зависимости от оснований классификации административно-процессуальных отношений бывают: административно-процедурные и административно-юрисдикционные отношения; регулятивные и охранительные; внутренние и внешние; конфликтные и бесконфликтные, вертикальные и горизонтальные и т.д.
Отметим, что в теории административного
права наиболее часто рассматриваются именно административно-процессуальные, а не административно-процедурные отношения.
Возможно, что такой подход связан с относительной новизной данного понятия для законодательств бывших стран постсоветского пространства, а также небольшим количеством серьезных научных работ в этой сфере.
В контексте заданной тематики необходимым представляется также рассмотрение соотношения административно-процессуальных и административно-процедурных отношений.
Нельзя не признать, что «процесс» и «процедура» - понятия неразрывно связанные, поскольку «первое» фактически реализуется посредством «второго». «Юридический процесс и правовая процедура - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не идентичные. Понятие юридического процесса шире, ибо в одном случае оно может совпадать с определенной комплексной правовой процедурой в целом, в другом - выступает как судебный процесс» [9, с. 97].
Стоит согласиться, что процесс, может пониматься как вид деятельности уполномоченного органа, тогда как процедура это установленный законом способ осуществления деятельности.
Профессор Б.М. Лазарев, анализируя данную проблему, отмечает, что «под процедурой понимается порядок совершения действий, необходимых для выполнения какого-либо дела, решения задачи, и в результате закрепления процедур правовыми нормами они становятся юридическим явлением и превращаются в процессуальный элемент правопорядка. «Сама система действий, реально совершаемых в соответствии с процедурами теми или иными гражданами, организациями, органами, должностными лицами, и система правоотношений, складывающихся в результате и посредством этих действий, образуют процесс. Правовые нормы, которые закрепляют или устанавливают процедуры, и содержат в себе модели процесса, являются процедурными, а тем самым и процессуальными» [10, с. 5].
Данный подход, дает основание нам полагать, что закрепляя административные процедуры законодательно, автор тем самым, автоматически отождествляем их с процессом.
Однако, несмотря на некоторые различия, это взаимосвязанные понятия, которые включаются в состав административно-процедурных отношений, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов правоотношений.
6 Сборник законодательных актов отдельных государств по административной юстиции. 2-е издание. - Ал-маты, 2013. - 827 с. Сборник законодательных актов отдельных государств по административной юстиции. 2-е издание. - Алматы, 2013. - 827 с.
7 Там, же.
Между тем, обозначенные выше проблемы имеют не только теоретическое значение для административного права и векторов его дальнейшего развития. Их важность связана с обсуждением в Казахстане проекта АППК, который предусматривает не только институт административных процедур, но и институт административного процесса8.
Возможно, объединив эти два относительно самостоятельных правовых института в одном законе, разработчик преследовал цель подчеркнуть значимость административных процедур для процесса и наоборот.
Не оспаривая позицию разработчика, все же необходимо выявить их различия.
Так, целью административно-процессуальных отношений является разрешение конкретного индивидуального административного дела, целью же административно-процедурных отношений - создание правовых инструментов, с помощью которых воплощается реализация конституционных прав частных и юридических лиц.
При этом, если под особым содержанием административно-процессуальных отношений следует понимать, прежде всего, защиту нарушенного субъективного права при осуществлении управленческой деятельности органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, то особенностью административно-процедурных отношений можно считать реализацию в рамках административно-процессуальных отношений конституционных прав свобод частных и юридических лиц в сфере государственного управления и установление надежных гарантий от административного произвола [6, с. 48].
С другой стороны, несмотря на указанные отличия, в юридической литературе иногда применяют оба понятия вместе, когда, к примеру, речь идет о правовых отношениях. Так, в параграфе «Административный процесс как институт административного права», изложенного в учебном курсе «Административное право» под редакцией доктора юридических наук Р.А. Подопригора указано, что «при реализации управленческих функций между органами исполнительной власти, гражданами и юридическими лицами возникают многочисленные и многообразные правовые отношения, регулируемые нормами процессуального (процедурного) права» [11, с. 310].
Как справедливо отмечает В.А. Зюзин в своей диссертационной работе «...важно, что административные процедуры представляют собой часть (составляющую) административного процесса, закрепляющую процессуальные
отношения особого содержания для обеспечения реализации конституционных прав граждан и организаций. Административные процедуры, без сомнения, являются процедурами, то есть определенным порядком действий, но в результате их закрепления законом, в целях регламентации определенной группы правоотношений, они становятся частью административного процесса [6, с. 43].
Развитие административно-процедурных отношений, прежде всего, предполагает четкое представление о соотнесении понятий процедура и процесс.
Как правило, административный процесс понимают в двух аспектах: административно-процедурный и административно-юрисдик-ционный. В административно-процедурном смысле административный процесс определяется как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по реализации регулятивных норм административного права. Административно-юрисдикционный вид административного процесса по своей сути направлен на разрешение спорных ситуаций или оценку правонарушений с применением принудительных мер по реализации принятого решения [11, с. 312].
В последние десятилетия с развитием института административной юстиции выделяют также третий аспект административного процесса - юстиционный [1, с. 401].
Не вдаваясь в подробности данных концепций, хотелось бы отметить, что нет единообразного понимания по данному понятию, но все три аспекта раскрывают и дополняют институт административного процесса.
Соответственно при определении понятия административный процесс в юридической литературе также нет единого подхода.
Так, одни авторы под административным процессом понимают систему последовательно совершаемых административным органом административно-правовых действий, направленных в конечном итоге на достижение определенного результата - на разрешение индивидуального административного дела, т.е. дела, связанного с решением конкретного вопроса в отношении индивидуального определенного физического лица или организации, возникшего в административно-публичной сфере и подведомственному данному органу [2, с. 459].
По мнению других авторов, административный процесс в самом широком, рамочном его понимании может быть определен как властная деятельность органов и должностных лиц публичной администрации, а также судов (судей) по разрешению в соответствии с уста-
о
Проект процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан // ИПС «Эдыет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/comment/reply/193332 (доступ 03.05.2019).
№2 (56) - 2019
новленной законом административной и судебной процедурами подведомственных им административных и судебно-административных дел [12].
Кроме того, под административным процессом понимают процесс реализации меры публичной власти, закрепленной за административными органами нормами административного права, в индивидуально-конкретных ситуациях с участием публичного адресата [1, с. 402].
Из вышеприведенных определений можно выделить следующие черты, характерные признаки административного процесса:
1. Административный процесс регулируется административно-процессуальными нормами;
2. Обязательным субъектом процесса является уполномоченный компетентный орган или должностное лицо;
3. Административный процесс - это деятельность, состоящая из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий;
4. В ходе административного процесса разрешается административное дело;
5. Административный процесс осуществляется в соответствии с установленными законом процедурами.
Таким образом, административные процедуры невозможно рассматривать в отрыве от административного процесса, так как они представляют составляющую часть административного производства, которая в свою очередь, гарантирует и обеспечивает реализацию конституционных прав частных и юридических лиц в рамках процессуальных отношений.
Как справедливо отмечают теоретики, нельзя не признать, что процесс и процедура - понятия неразрывно связанные, поскольку процесс фактически реализуется посредством соответствующей процедуры [6, с. 44].
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что правовая природа административно-процессуальных и административно-процедурных отношений, направлена на разрешение споров публично-правового характера, реализацию идей и принципов правового государства и обеспечения конституционных гарантий в сфере государственного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хамедов И.А., Хван Л.Б., Цай И.М. Административное право Республики Узбекистан. Общая часть (Учебник). - Ташкент: Изд.: KONSAUDITINFORM, 2012. - 591 с.
2. Административное право России. Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 759 с.
3. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература, 1975. - 264 с.
4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - Москва, Изд. : Зерцало, 1997. - 671 с.
5. Нугманова Э.А. Административно-юрисдикционная деятельность в Республике Казахстан. Монография. - Астана, 2007. -195 с.
6. Зюзин В.А. Административные процедуры: теория, практика и проблемы законодательного регулирования в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2007. - 208 с.
7. Габбасов А.Б. Административные суды в системе специализированных судов. Сборник материалов 11-й международной школы административного права на тему: «Административная юстиция: зарубежный опыт и перспективы реформирования в Республике Казахстан», Астана, 2011. - С. 120-124.
8. Мамонтов Н.И. Проблемы совершенствования института административной юстиции в Казахстане. Сборник материалов 11-й международной школы административного права на тему: «Административная юстиция: зарубежный опыт и перспективы реформирования в Республике Казахстан», Астана, 2011. - С. 11-20.
9. Байтин М.И. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. -2000. - №8. - С. 97-98.
10. Управленческие процедуры /подред Б.М. Лазарева. - М.: Наука, 1988. - 272 с.
11. Административное право. Учебный курс под ред. Р.А. Подопригора, Алматы: Налоговый эксперт, 2010. - 366 с.
12. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс как вид юридического процесса: современные проблемы понимания и нормативно-правовой регламентации // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2018 Ы1р8:/Мзрасе.8рЬи.ги/ЬШ1геат/11701/15148/1/04-Zelentsov.pdf
REFERENCES
1. Hamedov I.A., Hvan L.B., Caj I.M. Administrativnoepravo Respubliki Kazahstan. Obshhaja chast' (Uchebnik). - Tashkent: Izd.: KONSAUDITINFORM, 2012. - 591 s.
2. Administrativnoe pravo Rossii. Pod red. V.Ja. Kikotja, P.I. Kononova, N.V. Rumjanceva. - Moskva, Izd.: JuNITI-DANA, 2015. - 759 s.
3. Alekseev S.S. Struktura sovetskogoprava. - Moskva: Izd.: Juridicheskaja literatura, 1975. - 264 s.
4. Alehin A.P., Karmolickij A.A., Kozlov Ju.M. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii. - Moskva, Izd.: Zercalo, 1997. - 671 s.
5. Nugmanova Je.A. Administrativno-jurisdikcionnaja dejatel'nost' v Respublike Kazahstan. Monografija. - Astana, 2007. -195 s.
6. Zjuzin V.A. Administrativnyeprocedury: teorija, praktikai problemyzakonodatel'nogoregulirovanija v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. jurid. Nauk. - Moskva, 2007. - 208 s.
7. Gabbasov A.B. Administrativnye sudy v sisteme specializirovannyh sudov. Sbornik materialov II-j mezhdunarodnoj shkoly administrativnogo prava na temu: «Administrativnaja justicija: zarubezhnyj opyt i perspektivy reformirovanija v Respublike Kazahstan», Astana, 2011. - S. 120-124.
8. Mamontov N.I. Problemy sovershenstvovanija instituta administrativnoj justicii v Kazahstane. Sbornik materialov II-j mezhdunarodnoj shkoly administrativnogo prava na temu: «Administrativnaja justicija: zarubezhnyj opyt i perspektivy reformirovanija v Respublike Kazahstan», Astana, 2011. - S. 11-20.
9. Bajtin M.I. Teoreticheskie voprosy pravovoj procedury // Zhurnal rossijskogo prava. - 2000. - №8. - S. 97-98.
10. Upravlencheskieprocedury /pod redB.M. Lazareva. - Moskva, Izd.: Nauka, 1988, S. 272.
11. Administrativnoe pravo. Uchebnyj kurs pod red. R.A. Podoprigora, Almata, Izd.: Nalogovyj jekspert, 2010. - S. 366.
12. Zelencov A.B., Kononov P.I., Stahov A.I. Administrativnyjprocess kak vidjuridicheskogoprocessa: sovremennye problemy ponimanija i normativno-pravovoj reglamentacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2018 //https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/15148/1/04-Zelentsov.pdf
УДК 342.9
О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Кайжакпарова Аида Бахытжановна
Ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: a.kaizhakparova@adilet.gov. kz
Ермекбаев Берикжан Бакытжанович
Младший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр экономических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: b.ermekbaev@adilet.gov. kz
Ключевые слова: представитель; административное судопроизводство; адвокат; гражданское судопроизводство; судебная защита; Административный процедурно-процессуальный кодекс; участники административного судопроизводства.
Аннотация. Статья посвящена изучению правовой природы института представительства в целом, и в административном судопроизводстве в частности, а также анализу сущности полномочий представителя в административном судопроизводстве, так как, несмотря на теоретическую важность этого вопроса, общепринятого понятия полномочия представителя в административном судопроизводстве не закреплено. Несмотря на свое древнее происхождение и притязательное внимание в исследованиях институт представительства и в