Юридические науки
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОТ УГРОЗ, СВЯЗАННЫХ С ПРОСТИТУЦИЕЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ЕЙ СОПУТСТВУЮЩИХ
О.А. Дизер, Омская академия МВД России (Омск, Россия), e-mail: dizer77@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушениями, ей сопутствующими. Обозначаются проблемы применения указанных мер и предлагаются изменения, направленные на совершенствование законодательства в рассматриваемой области.
Ключевые слова: общественная нравственность, занятие проституцией, меры административно-правовой защиты.
ADMINISTRATIVE-LEGAL PROTECTION MEASURES OF PUBLIC MORALS FROM RISKS ASSOCIATED WITH PROSTITUTION AND ACCOMPANYING
CRIMES
Abstract. The article deals with issues related to public morality protection from the risks associated with prostitution and accompanying crimes. The author represents problems of application of these measures and proposes changes aimed at improving the legislation in this area.
Keywords: public morality, prostitution, measures of administrative-legal protection.
Анализ практики защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих показывает, что мерам административно-правовой защиты отводится значительная роль. Они являются средством упорядочения общественных отношений в сфере охраны общественной нравственности.
Меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих весьма многообразны, что подразумевает их закрепление в различных нормативных правовых актах, являющихся основанием их применения. Это обстоятельство требует особого внимания и учета при осуществлении правоприменительной деятельности.
Применение мер административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушениями, ей сопутствующими является неотъемлемой составной частью полномочий должностных лиц [1] соответствующих органов публичной власти и обусловлено их целевым назначением. В широком смысле главной целью административно-правовых мер является защита охраняемых отношений.
Непосредственная цель применения мер административно-правовой защиты общественной нравственности [2] является недопущение противоправного поведения, устранение угрозы и упреждение возможности совершения правонарушений.
Еще одним целевым направлением мер административно-правовой защиты общественной нравственности является предотвращение общественно опасных последствий, ис-
ходящих от угроз общественной нравственности. Эти общественно опасные последствия сопряжены, как правило, с имущественным ущербом и моральным вредом. Устранение угрозы общественно опасных последствий посягательств на общественную нравственность, главным образом, на восстановление ситуации и способствует нормализации отношений в рассматриваемой сфере.
К мерам административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих, относятся.
A. Меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений ей сопутствующих, применяемые полицией:
- вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;
- регистрация (постановка на учет) в полиции;
- официальное предостережение;
- выдача постановлений (предписаний, представлений) по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
- остановка транспортного средства;
- осмотр и досмотр транспортного средства и перевозимого груза;
- задержание;
- доставление в медицинские учреждения.
Б. Медицинские меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих:
- направление на медицинское освидетельствование и медицинское освидетельствование на предмет наличия болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и инфекций, передающихся преимущественно половым путем;
- принудительное лечение болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и инфекций, передающихся преимущественно половым путем.
B. Иные меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушениями, ей сопутствующими:
- помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
- помещение несовершеннолетнего в центр социальной реабилитации;
- применение мер общественного воздействия к несовершеннолетним за занятие проституцией;
- проведение экспертизы информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей, способной вызвать у детей интерес к подобному антисоциальному поведению;
- требование о прекращении деятельности юридического лица (о ликвидации юридического лица;
- опечатывание помещений.
Г. Юрисдикционные меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушениями, ей сопутствующими:
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, на-
ходящихся там вещей и документов;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- задержание транспортного средства;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод;
- временный запрет деятельности.
Значение административно-правовых мер в защите общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих может еще больше возрасти при внесении изменений и дополнений в действующее административное законодательство о правовых последствиях за совершение правонарушений в указанной сфере. Негативные правовые последствия для лица, занимающегося проституцией, должны быть систематизированы и объявляться в виде официального предостережения.
Анализ направления на медицинское освидетельствование и медицинское освидетельствование на предмет наличия болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и инфекций, передающихся преимущественно половым путем как меры административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих, позволяет констатировать о неудовлетворительном положении дел в данной области, поскольку в настоящее время не предусматривается применение данной меры принудительно, а отказавшись от медицинского освидетельствования, лицо практически становится разносчиком инфекций, передающихся преимущественно половым путем, в том числе и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Несмотря на очевидную необходимость правила принудительного медицинского освидетельствования так и не установлены, что порождает немало проблем в деятельности органов публичной власти по защите общественной нравственности от угроз, связанных с проституцией и правонарушений, ей сопутствующих.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации наблюдается сложная ситуация, связанная с санитарно-эпидемиологическим благополучием в связи с различными инфекционными заболеваниями иностранных граждан и лиц без гражданства, для которых также в настоящее время не установлены правила и порядок принудительного медицинского освидетельствования. Кроме того, на федеральном уровне отсутствует полный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование, и полученных результатов.
Сложившая ситуация требует внесения изменений и дополнений в правовые нормативные акты Правительства Российской Федерации. В ходе применения мер пресечения к несовершеннолетним лицам:
- помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
- помещение несовершеннолетнего в центр социальной реабилитации, должны приниматься действенные меры по установления лиц, вовлекших в занятие проституцией, заразивших несовершеннолетних венерическими заболеваниями и, возможно, совершивших в отношении несовершеннолетних насильственные действия сексуального характера, для привлечения к установленной законом ответственности. Это должно найти свое отражение в ведомственных нормативных правовых актах МВД России.
Литература:
1. Васильев В.В., Вызулин Е.А. и др. Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции: учебник. Нижний Новгород. Стимул-СТ. 2017. 315 с.
2. Васильев В.В., Майорова С.А., Вызулин Е.А. Ценностные основания построения непрерывного образования в образовательных организациях МВД России: постановка проблемы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №4(39). С. 115-118.
References:
1. Vasil'ev V.V., Vyzulin E.A. i dr. Administrativno-sluzhebnaya deyatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo politsii: uchebnik. Nizhnii Novgorod. Stimul-ST. 2017. 315 s.
2. Vasil'ev V.V., Maiorova S.A., Vyzulin E.A. Tsennostnye osnovaniya postroeniya nepreryvnogo obrazovaniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii: postanovka problemy
// Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii. 2016. №4(39). S. 115-118.
— • —
Сведения об авторе
Олег Александрович Дизер, докторант адъюнктуры, Омская академия МВД России (Омск, Россия).
— • —